Элементы художественного творчества на уроках развития речи в начальной школе - (диплом)
p>Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Язык и речь изначально связаны с человеческим существованием в мире. Язык возникает и развивается с возникновением и становлением человеческого общества, будучи последствием этого социального процесса и его условием. Язык —это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.
По мнению специалистов, ребенок овладевает разговорно-бытовой речью к 8 годам. Он еще не знает литературно-книжного языка, хотя отдельные обороты речи, услышанные в разговорах взрослых, по радио, телевидению, оседают в его памяти. Освоение языка в этот период идет очень активно, естественно и непринужденно. Почти все дети обладают врожденным языковым чутьем, фонетическим слухом, легко творят новые слова, получают несомненное удовольствие от словесной игры. Здесь талант детей столь же очевиден, как и в их рисунках, театральных играх, в необычайной активности познания мира. В психике ребенка обнаруживаются важнейшие характеристики творческой личности. И все же ставить знак равенства между творческой активностью детей и творчеством в контексте человеческой культуры ни в коем случае нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать эти творческие потенции. Великое педагогическое умение и искусство как раз и заключаются в том, чтобы тонко соединить живую непосредственность видения, переживания, мышления ребенка с направленным освоением знаний, навыков, способов постижения действительности. Саморазвитие ребенка и осуществление в педагогических действиях определенных, сознательно поставленных целей должны органически слиться.
Культура речи не ограничивается грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности, отражая эту культуру в себе и разнообразно в ней отражаясь. В языке передается не только логическое содержание, но и эстетическое впечатление. Слово обладает чувственным тоном, многозначностью, образностью. Б. Л. Пастернак писал, что музыка слова—явление совсем не акустическое и состоит не в благозвучии гласных и согласных, отдельно взятых, а в соотношении значения речи.
Школа должна воспитать любовное отношение, вкус к слову, но выполнить эту задачу можно только при ясном понимании того, что речевая культура—не автономная область воспитательной работы на уроках, а составная часть общей культуры личности. Эту задачу можно решить, используя интегрированный подход к развитию речи в школе. Обучаясь языку, дети должны все яснее представлять себе, что грамматика нужна не только для того, чтобы грамотно писать, а что грамматические явления, отражая закономерности языка, присутствуют в художественных произведениях, произведениях народного творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами изобразительности. Существенным является формирование определенного комплекса речевых умений, необходимого школьнику в овладении словом, предложением и связной речью. Речевое умение —умение специфическое. Оно выступает одновременно как частное и как обобщенное умение, которое связано с усвоением самых различных предметов. Речевые умения, которые формируются в процессе обучения русскому языку, на основе той функции, какую они реализуют в речи, классифицируются на: 1) речевые умения, локализирующие в пределах одной языковой единицы—орфоэпические, лексические, грамматические; 2) речевые умения устной и письменной речи—коммуникативные, стилистические, синтаксические. Речевые умения первой и второй групп взаимосвязаны: первая группа позволяет определить языковое оформление текста, а вторая— смысловую сторону в связном устном или письменном высказываниях. Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск.
Активность, интерес учащихся к языку основывается на постоянной практической деятельности, направленной на овладение языком. В первую очередь, это формирование речевых умений, необходимых для жизни, для практической деятельности.
Развитие речи объединяет изучение грамматики и правописания, с одной стороны, и обучение чтению, с другой стороны, и выражается в определенном комплексе речевых умений, связанных с овладением не только предложением, лексикой родного языка, но и умениями связно и образно передавать мысли.
Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня невозможно осуществить без широкого привлечения знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
Система уроков развития речи —один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.
Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи призваны формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-эстетическое сознание.
В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязь с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике. Целью данной интеграции является формирование творческого подхода к языковому образованию, глубокого понимания изучаемого, установление органической связи между искусством слова и изобразительным искусством, более основательное понимание особенностей каждого из них.
Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная “языковая личность”.
ГЛАВА II. Проблемы интегрированных связей в педагогической периодике.
Проанализировав журналы “Русский язык в школе” и “Начальная школа” за последние 5-6 лет, я нашла несколько статей, посвящённых интегративным связям между курсом “Развитие речи”, русским языком, чтением и изобразительным искусством. Ниже представлены аннотации некоторых статей.
В статье “Видеозапись на уроках развития речи учащихся”1 [ 1 Мурзо Г. В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г. ]авторутверждает, что видеозапись имеет несомненные преимущества перед ставшими традиционными слайдами и репродукциями, представляя материал в “живой”, меняющейся ситуации, что расширяет представление о предмете речи, возбуждает интерес к нему, удерживает внимание учащихся. Автор пишет о том, что видеозапись как новое средство обучения, в частности как эффективный инструмент развития речи учащихся, еще только входит в практику работы школы. Возможности видеозаписи велики и нуждаются в глубоком осмыслении. Автор ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках развития речи—для обучения языку как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения к красоте.
Создавая учебные видеофильмы, автор исходил из того, что видеозапись должна не только вводить определенную информацию, знакомить с предметом речи, но и способствовать решению собственно методических проблем (расширение словарного запаса учащихся, актуализация определенных грамматических форм и синтаксических конструкций, употребление изобразительно-выразительных средств языка, реализация различных видов речевой деятельности). Видеозапись должна стать очень сильным эмоциональным стимулом к высказыванию, создать психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности.
Реализуя замысел фильма, автор стремился найти впечатляющие средства подачи информации, средства художественного воздействия и эффективные приемы введения образцов высказываний, создающих необходимую речевую атмосферу. В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма: 1. “В гости к дымке” — материалы для описания произведения народного творчества—дымковской игрушки 2. “Что может быть интереснее человеческого лица! ” —материал для описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;
3. “Просто все, а как для сердца много.... ” — материал для описания памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания интерьера, фресок этого храма. Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста видеосюжеты.
Статья “Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела “Устное народное творчество” 1 [ 1 Максимова З. Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела “Устное народное творчеством”. // Начальная школа №8 1993]знакомит читателя с мнением автора о том, что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а очень близок к нему, порой даже отражён в нём.
Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным открытием искусства.
В статье “Устное народное творчество и изобразительное искусство”2 [ 2 Максимова З. Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994]автор отмечает, что раздел “Устное народное творчество” в учебнике по чтению “Родная речь”3 [ 3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост. : М. В. Голованова и др. — М. , 1993]для учащихся начальной школы представлен народными песнями, небылицами, сказками. Народные мастера росписи, гончары, резчики по дереву, вышивальщицы—также не жили вне фольклорного творчества. Вполне естественно, считает автор, что различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными мелодиями, имеющими свои ритмические повторы. Образы резной игрушки богородских мастеров или расписной глиняной игрушки перекликаются с образами сказок. По мнению автора, составители выше названного учебника по чтению умело привлекли к иллюстрированию текстов произведений выдающихся русских художников—В. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха, а также произведения народного искусства: народную игрушку, лаковую палехскую и федоскинскую миниатюру, росписи на прялках, лубочные картинки. Все эти произведения органично соединились с содержанием раздела “Устное народное творчество”.
Русские народные песни (с. 6—7) иллюстрируются лирической сценкой федоскинской миниатюрной живописи и полной экспрессии лубочной картинкой.
Тексты небылиц на страницах 8—9 проиллюстрированы изображениями народных глиняных расписных игрушек, цветочной росписью на прялке, графикой лубочной картинки.
Короткие стихотворные тексты к сказкам, представленным на странице 10, иллюстрируются фотографией богородской резной деревянной игрушки с движением. Замечательный русский художник В. М. Васнецов известен своими живописными полотнами на темы русских сказок и былин (“Богатыри”, “Иван-царевич на Сером волке”, “Аленушка”). В учебнике художник представлен двумя живописными произведениями “Иван-царевич на Сером волке” и “Богатыри” (с. 21 и 38), а также иллюстрацией “Сивка-бурка” к одноименной сказке (с. 32).
Другой великолепный русский художник - И. Билибин, создавший свой неповторимый стиль иллюстраций к русским народным сказкам. Благотворное влияние на творчество художника оказало русское народное искусство. И. Билибин всерьез изучает его, путешествуя по Русскому Северу, делая во время этих путешествий рисунки деревянной архитектуры, народного костюма, бытовой утвари крестьянских домов. Рисунки эти, знания народного быта и уклада крестьянской семьи оказали самое благотворное влияние на создание художником иллюстраций к русским народным сказкам, былинам, к сказкам А. С. Пушкина.
И. Билибин щедро насыщает свои иллюстрации орнаментом, который можно видеть в оформлении одежды героев сказки, в изразцах печей, ковров, в резном и расписном убранстве домов и даже в своеобразных рамах, обрамляющих многие его иллюстрации.
Наиболее орнаментальна иллюстрация И. Билибина на странице 109. Художник большую часть рисунка отводит ковру, застилающему пол перед столом, за которым происходит трапеза гостей князя Гвидона. Орнамент пола— цветок в темных и светлых квадратах, ритмично чередующихся. Из стилистики иллюстраций И. Билибина к “Сказке о царе Салтане.... ” в книге “Родная речь” несколько выпадает иллюстрация на странице 83. Воспроизведенное здесь живописное полотно художника Н. Рериха “Заморские гости” хорошо ложится своей темой в текст сказки.
Так же замечательны иллюстрации Билибина к “Сказке о царе Салтане.... ” А. С. Пушкина. В учебнике даны только отдельные иллюстрации из большого числа рисунков, созданных художником к этой знаменитой сказке (стр. 75, 81, 93, 109).
Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся еще больше обогатятся, если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления сегодняшней художественной жизни.
В статье “Интеграция учебных занятий в начальной школе”1 [1 Сердюкова Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994]
автор детально рассматривает понятие интеграции.
Интеграция, по мнению автора, —процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей. Несмотря на это учителя, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются решать указанную проблему. Автор проверила степень эффективности практикуемых в школе приемов и вновь разработанных ею путей применения наиболее эффективных методов проведения интегрированных учебных занятий.
Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — музыки —ИЗО рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это будет способствовать систематизации знаний по чтению, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал. К тому же детям интегрированные уроки нравятся, вызывают у них интерес, дают много нового, полезного, дают большой эмоциональный заряд.
В статье “Фрагмент урока чтения на тему “Путешествие в мир звуков и красок весны”1 [1 Тихонова Г. Г. Фрагмент урока чтения на тему “Путешествие в мир звуков и красок весны”. // Начальная школа №10 1995] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, цели которого следующие: 1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне, расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей.
2. Развить познавательный и эмоциональный интерес к работе с текстом, обучая школьников правильному, выразительному, плавному чтению.
3. Осуществить связь содержания уроков чтения с произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, а также с изобразительным искусством и музыкой. В качестве оборудования автор предлагает использовать учебник “Книга для чтения” (III класс), книги для внеклассного чтения, тексты Н. Сладкова “Март”, “Апрель”, репродукцию картины А. Саврасова “Грачи прилетели”, грампластинки П. И. Чайковского “Времена года” и С. В. Рахманинова “Концерт для фортепиано с оркестром № 2”, грамзаписи “Перезвон колоколов” и “Птичьи голоса”. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение – музыка – изобразительное искусство)
В статье “Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам”2 [2 Лямина Н. В. Интегрированные уроки –одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995]автор делится опытом своей работы по проведению интегрированных уроков с учащимися в начальных классах. Автор отмечает, что практикой доказано: чтение наиболее благоприятный предмет в сочетании с музыкой и изобразительным искусством. Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Учитель решила провести интегрированный урок по теме “Волшебница-зима”. Урок был построен как обобщающий, продолжался два часа и объединял такие предметы, как “Чтение”, “Русский язык”, “Музыка”. Урок получился, детям понравилось. На основе этого автор провела потом аналогичные интегрированные уроки, тоже как обобщающие, по темам “Весна идет” и “Осень наступила”, где были объединены те же предметы. Но в эти уроки уже были включены моменты инсценировки: некоторые дети были одеты в соответствующие теме урока костюмы, они читали стихи, загадывали загадки, а одна девочка играла мелодию весенней песенки на скрипке....
Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о двух периодах зимы, весны, осени были напечатаны на отдельных листах для каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались! Дети сами озаглавливали данные тексты, так как они были даны без названия. Это способствовало работе над техникой и выразительностью чтения, вызывало наибольший интерес у учащихся к литературным произведениям, что позволило им увидеть красоту родной природы, почувствовать и понять, “как велик и могуч русский язык”.
В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что они представили себе, слушая музыкальные произведения П. И. Чайковского из его цикла “Времена года”. На фланелеграфе “создавали” динамические картины из аппликаций как иллюстрации к данным текстам и писали сочинения. Всю письменную работу ученики выполняли в отдельной тетради, обложка которой была оформлена в виде красивой бабочки (“Весна идет”) и в виде грибка (“Осень наступила”).
Такой урок очень понравился детям, в нем участвовали все, он проходил как маленький, но очень интересный, необычный, познавательный урок-спектакль. Тема данного урока: обобщающий урок по чтению по разделу “Весна идет” и обобщение знаний учащихся о предложении.
Цель: соединить 3 предмета в одном уроке, что поможет детям лучше разобрать произведения о весне, почувствовать красоту слова, записать понравившиеся образные слова и выражения. Познакомить учащихся с новыми словами и понятиями; работать над выразительностью и техникой чтения произведений; прививать учащимся любовь к родной природе, к весенним пейзажам; учить детей понимать музыку, “видеть” в ней картины природы, художественные образы. Далее автор предлагает конспект открытого интегрированного урока по теме “Весна идет” (чтение— русский язык — музыка).
В статье “Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе”. 1 [ 1 Ильенко Л. П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
]
автор говорит о том, что в условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие подрастающих поколений. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования школьников Российской Федерации.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли защитного пояса", который охраняет ребенка от влияния идей насилия и жестокости. Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения.
Автор считает, что в последнее время все большим успехом среди учеников пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.
Интегрированный эстетический цикл в начальном звене позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств—альтернативная система обучения школьников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы - литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю. Приведённая таблица дает конкретное представление планирования эстетического курса (литературного чтения, изобразительного искусства и музыки) в 1 классе (по системе 1-4) и в III классе (по системе 1-3) на учебный месяц.
ГЛАВА III. Педагогическое исследовнаие. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Задачейконстатирующего этапа исследования было выявить эффективные условия для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинениями-описаниями на уроках развития речи при использовании художественного творчества детей.
На данном этапе исследования был проведён урок развития речи: сочинение “Моя любимая игрушка” во 2 “А” классе 24 школы-гимназии Василеостровского района.
Этот урок проводился с целью выявления уровня развития следующих речевых умений: - умение строить описание (последовательно и связно описывать); - умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении;
- умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения; - умение использовать прилагательные в описательном тексте.
Методика проведения урока была взята из книги Галины Сергеевны Щёголевой “Уроки развития связной речи в начальной школе”1 [1 Щёголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Стр. 77] .
Конспект урока. Сочинение-описание. “Моя любимая игрушка”. Цель: ознакомление с особенностями описательного текста. Ход урока. 1. Наблюдение над особенностями описательного текста. На доске: Моя любимая игрушка - заяц. На день рождения мне подарили зайчика.
Зайчик маленький и очень пушистый. Он белого цвета с карими глазками и маленьким розовым носиком. Мой зайчик может сидеть и лежать. Я очень люблю играть с ним. Это моя самая любимая игрушка!
- О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить игрушку, которая описывается в тексте? - На какой вопрос отвечает этот текст? (Какой заяц).
- Как называется такой текст? (Описание).
- Какие признаки, названные в тексте, помогают представить игрушку? - Приходилось ли вам в своих сочинениях использовать описания? - Послушайте ещё два описания и скажите, зачем они нужны. Автор первого ученица 2 класса.
“На восьмое марта мне подарили леопарда.
Мой леопард маленький, красивый, смешной. Он коричневый, с чёрными пятнами и белым животиком. У него очень смешная мордочка и чёрные усы. Хвост у леопарда не как у всех кошек длинный, а короткий.
Он очень мне нравится. ”
-Второе описание я взяла из произведения В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке”1 [1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…, 1989. Стр 292] : “Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, - и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые, а деревья то так же золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. ”
- Какова же роль описаний в тексте? 2. Постановка учебной задачи. - Сегодня мы будем учиться описывать игрушку. 3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения.
- Что значит описать игрушку? На какой вопрос вы должны ответить в сочинении? (Какая игрушка? )
- Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Игрушка любимая).
4. Обсуждение структуры текста.
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в введении? (Как игрушка появилась, когда).
- О чём будет основная часть? (Подробное описание внешности: цвет, размеры…). -Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение: “Я люблю свою игрушку, потому что.... ”, “Играть с моей игрушкой - одно удовольствие! ”, “Мне нравится моя игрушка”.... ).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение. 7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку. - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке. - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Анализ результатов.
Анализ детских работ проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект:
“высокий уровень развития речевого умения” (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне); “средний уровень развития речевого умения” (речевое умение сформировано частично); “низкий уровень развития речевого умения” (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (17) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу: Результаты констатирующего эксперимента. Умения \ Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскры вать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте Высокий 59% 53% 53% 42% Средний 35% 35% 29% 23% Низкий 6% 12% 18% 35%
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 3-4 слова. Минимальное количество прилагательных в сочинении -1, максимальное - 8.
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что умеют строить описание (последовательно и связно описывать) 59% класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении и отбирать материал в соответствии с темой сочинения - 53%, а использовать прилагательные в описательном тексте - 42%. У 23% - 35% учащихся данные умения сформированы частично, а у 6% - 35% - они практически не сформированы. Хуже всего у детей развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения - у 35% класса.
Таким образом данные умения сформированы на высоком уровне только в половине случаев. По многим работам видно, что эти умения сформированы частично или плохо.
Мне подарили зайчиху на Новый год. Она была в сарафане. Сарафан был красный, жёлтый, багровый. Был и фартук. Он был похож на радугу. Сарафан, фартук, всё хорошо. Но нет чего-то. Я забыла про бант. Онкрасивый. Я полюбила её. ”
Из сочинения видно, что Ника не вполне грамотно строит описание игрушки. Её мысли перескакивают с одной детали на другую, и связного текста не получается. Материал был отобран правильно, но ученица сконцентрировала своё внимание только на описании одежды зайчихи. В тексте были использованы 4 прилагательных. Девочка попыталась раскрыть основную мысль в последнем предложений, но оно практически не связано с предыдущими: “Я полюбила её”, - не понятно, кого девочка полюбила.
Он красиво раскрашен, на груди - паук. Одет в красные сапоги. Выпускает паутину длиной в 4 метра. Мы с братом играем в наших пауков.
В руках он держит автомат, сзади у него портфель, в портфеле у него фонарик, лодка (с мотором), подводное снаряжение, подводная лодка.
Мне нравится моя игрушка. ”
Денис очень не последовательно строит описание основной части и неумело пользуется разделением текста на абзацы. Тема и основная мысль раскрыты, материал отобран верно, а прилагательные мальчик практически не использует.
На 23 февраля мама мне подарила игрушечную акулку. Она очень красиво раскрашена в синий цвет. Когда ты отодвинешь плавник назад, она откроет рот, а когда отодвинешь плавник вперёд, она его закроет. Мне она очень нравится, играть с ней одно удовольствие. ”
В сочинении у Серёжи 2 основных недочёта: текст неправильно разделён на абзацы и мало используются прилагательные.
4. Храмова Даша. “ Моя любимая игрушка - Король лев.
Мне подарили на 8 марта игрушечногольва. Я его назвала Король лев. Львиный рост 8 см. Однажды мы пошли гулять. Была зима. Я построила ему дом из снега.
Я его очень люблю, потому что он коричневый да ещё король.
Он ещё у меня умеет рисовать своей коричневой кистью. Рисует он хорошо. А когда нарисует, улыбается. Мы очень дружим. ”
Даша крайне разрозненно строит описание. В её сочинении нет целостности. Тема раскрыта плохо, т. к. материал подобран не в соответствии с темой (нет описания как такового). В тексте мало прилагательных.
Выводы.
Рассматриваемые речевые умения в данном классе сформированы на высоком уровне у 1/2 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/3, а на низком - примерно у 1/5 класса. Умение использовать прилагательные в описании сформировано всего у 42% учащихся класса. Оно хуже всего развито у детей: у 35% учащихся низкий уровень развития этого умения.
Мы предположили, что повысить уровень развития речевых умений будет возможно при обучении составлять описание с использованием интеграции с изобразительным искусством. Наиболее эффективным условием для развития речевых умений у младших школьников при работе над сочинением-описанием на уроках развития речи будетиспользование изобразительного творчества детей, а именно - тематических рисунков.
С целью проверки этого предположения был проведён формирующий этап исследования.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Задачи формирующего этапа исследования были следующие:
1. Выявить уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках взаимосвязи с изобразительным искусством. 2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи. 3. Определить особенности восприятия детьми данного типа интеграции. 4. Проверить эффективность методики экспериментальной работы.
Формирующий эксперимент проводился так же во 2 “А” классе 24 школы-гимназии Василеостровского района.
На формирующем этапе исследования было проведено 5 уроков развития речи (сочинений-описаний), на которых использовалось изобразительное творчество детей. Ученики рисовали предмет описания дома, а рисунки приносили на уроки, где с ними проводилась работа.
Темы экспериментальных уроков: 1. Моё домашнее животное. 2. Мой лучший друг. 3. Моя комната. 4. Мой класс. 5. Моя любимая игрушка (2). Методика работы над сочинениями-описаниями с использованием изобразительного творчества детей.
Ниже приводятся конспекты уроков развития речи, которые проводились на формирующем этапе эксперимента. Цели этих уроков одинаковые: сформировать речевые умения младших школьников при помощи работы с тематическими рисунками. Этапы, методы и приёмы работы - похожи.
На последнем уроке (“моя любимая игрушка (2)”) проводился “контрольный срез” завершающий этап формирующего эксперимента. Методика проведения этого урока немного отличалась: детям была дана большая самостоятельность при подготовке и в написании сочинения.
1. Повторение особенностей описательного текста, формирование умения отличать описание предмета от других видов текста.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Задание на домперед уроком: Нарисуйте своё домашнее животное так, чтобы другому человеку, который не видел его, по рисунку можно было легко представить вашего питомца. Принесите на урок ваш рисунок.
Ход урока. 1. Повторение особенностей описательного текста.
- Сейчас я прочту сочинение-описание домашнего животного. Вы внимательно послушайте и скажите, что это за текст и почему вы так решили. Учитель зачитывает сочинение.
“На день рождения мне подарили маленького попугая. Я его назвала Кешей. Кеша всего боялся, пока не привык ко мне. Сначала он был маленький, но, со временем, вырос и стал большим. Кеша - разноцветный. На шее у него синие пятнышки, животик у него жёлтый, крылья - зелёные, хвост голубовато-зелёный, а лапки - красные. Кеша любит сидеть на столе и на моём пальце. Ещё он очень красиво поёт.
Мы с Кешей очень любим друг друга! ” - О чём вы узнали из этого текста?
- Можно ли представить домашнее животное, которое описывается в тексте? - На какой вопрос отвечает этот текст? (Какое домашнее животное). - Какие признаки, названные в тексте, помогают представить домашнее животное? - Какова роль описаний в тексте?
- А теперь послушайте 2 текста и определите, какой из них является описанием животного, а какой - нет.
“У меня есть котёнок. Его зовут Стёпка.
Прошлым летом мы ездили на дачу. Там Стёпка очень много гулял. Однажды он долго не возвращался со своей прогулки. Мы уже начали его искать, но вдруг он появился в траве. В зубах он нёс настоящую мышку. Мы очень удивились, что такому маленькому котёнку удалось поймать мышку.
А теперь Стёпка подрос, и этим летом поймает много мышей! ”
“У меня есть рыбка. Она появилась у меня давно. Когда мне было 4 года, её купили на рынке.
Рыбка очень красивая: небольшая, с маленьким хвостом, оранжевого цвета. Она живёт в аквариуме в ракушке. В аквариуме много воды, и у неё большое пространство, чтобы плавать. Плавает рыбка быстро.
Я очень её люблю и забочусь о ней. ” - Какой текст является описанием животного? (Второй) - А первый? (Это описание события). 2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться описывать домашнее животное. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать домашнее животное? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какое домашнее животное? )
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос “Какой мой кот, рыбка, черепаха, собака, хомяк? ”. - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что животное любимое). - А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Посмотрите на рисунки. Из них понятно, что вы любите своих питомцев? - Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой, какая, какое? и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда домашнее животное появилось в доме, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная).
- Что должно быть в основной части? (Описание домашнего животного). - Посмотрите на свои рисунки, как можно написать про вашего любимца? (Можно описать внешность, повадки; написать, что он любит или не любит, где спит, где ест, с чем любит играть…).
- Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно написать, какого он цвета, размера, описать части тела…).
- Какие части тела можно описать? (Голову : глаза, уши, усы, нос; туловище, лапы, хвост…).
- Вспомните, какие повадки у ваших домашних животных? Взгляните на рисунки, у кого по рисунку видно, какие повадки, любимые занятия они имеют? Как это можно описать? (“Мой попугай любит сидеть на столе”, “Моя кошка любит наблюдать за воронами в окно”, “Моя собака любит играть с мячиком”…).
- Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение).
- Посмотрите на ваши рисунки. Можно ли по ним определить, как вы относитесь к вашим домашним животным?
- Какими словами это можно выразить? (“Я люблю своего кота, потому что.... ”, “Мне нравится мой попугай”, “Я забочусь о своей собаке. Я гуляю с ней и кормлю её”…).
5. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описании и обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Послушайте 2 описания и скажите, чем они отличаются друг от друга: “Мне подарили хомяка на день рождения. Сначала он всего боялся, а потом, когда понял, что это его дом, стал крутить колесо. Он много ел. Когда он ел у него раздувались щёки. Я люблю своего хомяка. ”
“Однажды папа принёс в дом маленького котёнка. Мы его назвали Ласка, потому что он был очень добрый и ласковый.
Ласка вся белая с чёрным пятнышком на груди. На лапках у неё - розовые подушечки. Мордочка у Ласки приветливая, добрая с большими зелёными глазами, розовым носиком и длинными усами. Она любит играть с мячиком и спать, свернувшись клубочком.
Я очень люблю мою ласковую кошку. ”
- Кого вы представили себе лучше: хомяка или кошку? Почему? - Какие части речи делает описание более полным, точным и образным? (Прилагательные)
- Посмотрите на свои рисунки и назовите те прилагательные, которые вы будете использовать в описании.
6. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
7. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
8. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего любимца. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к домашнему животному. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
9. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок лучшего друга, отразить в нём все особенности внешности и, по возможности, характера.
Конспект урока. Сочинение-описание “Мой лучший друг”. Цели:
1. Повторение особенностей описательного текста и формирование умения отличать описание человека от других видов описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор. )
- Послушайте 2 текста и скажите, какой текст является описанием человека, а какой - нет.
Учитель зачитывает 2 сочинения:
“У меня есть друг. Её зовут Даша. Мы познакомились с ней в детском саду. У Даши зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза. Роста она небольшого. Характер у моей подруги хороший, добрый. Она всегда меня выручит. Я хочу дружить с Дашей ещё очень долго. ”
“Моя самая лучшая подруга - Вика. Мы с ней дружим уже 2 года. Мы вместе ходим в школу. На переменах мы играем в дочки-матери. Я люблю гулять с её собакой, у неё - овчарка. А ещё у Вики есть младший брат. Его зовут Паша. Он часто плачет и лежит в коляске. Мы с Викой похожи, как сёстры. Мы всегда будем с ней дружить, потому что мы любим друг друга. ”
- Докажите, что первый текст является описанием друга, а второй - нет. Какие части речи помогли автору первого сочинения более точно описать своего друга? (Имена прилагательные).
- Перечислите прилагательные в 1 тексте (зелёные глаза, чёрные густые волосы, весёлые глаза, роста небольшого, характер хороший, добрый), во 2 тексте (младший брат). - Какую роль играют прилагательные в описании человека? (Они помогают ярко и точно описать внешность, характер, поведение, привычки…)
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы будете учиться описывать людей - ваших друзей. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать человека? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какой он? )
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос “Какой мой друг? ”. - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что эта девочка, этот мальчик - мой лучший друг).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какоймой друг и выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- С чего вы начнёте сочинение? О чём можно сказать в водной части? (Как и когда мы познакомились с другом, как его зовут).
- Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание друга).
- Посмотрите на свои рисунки, как можно описать вашего друга? (Можно описать внешность, характер, привычки, написать, что он любит или не любит). - Глядя на рисунки, скажите, как именно вы опишите внешность? (Можно описать рост, лицо (волосы, глаза, черты лица), походку, голос, жесты…) - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к другу, написать о том, что я хочу с ним дружить очень долго или всегда. )
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они должны помогать вам. Во время работы пользуйтесь ими, чтобы яснее и точнее представить того, кого вы описываете.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твоего друга. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к другу. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок твоей комнаты.
1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор. )
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свою комнату, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения: “Мы живём в доме на втором этаже.
В мой комнате есть диван, два кресла, шкаф, трельяж, компьютер, стол, стул, пианино, телевизор и видеомагнитофон. В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. Ещё в моей комнате есть три окна. ”
“У меня есть комната. Она просторная и светлая, и в ней много интересного. Когда входишь в комнату, напротив двери - окно. На окне висят зелёные занавески. Обои - тоже зелёные. Справа от окна стоит мой секретер и стул, а слева - большой серый диван, на котором я сплю. Над диваном висит разноцветный ковёр со сложным рисунком. В моей комнате есть большой коричневый шкаф, где висят мои вещи и лежат игрушки. На столике в углу стоит телевизор и магнитофон. На потолке - красивая люстра.
Мне очень нравится моя уютная комната. ” - Во 2 тексте автор лучше описывает комнату. В 1 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: вводная часть практически не связана с основной, заключения вовсе нет, в основной части описание комнаты непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль: не понятно, как автор относится к своей комнате. 3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны (“В ней нет спортивной стенки, а у моего друга Вити - есть. Я очень хочу иметь спортивную стенку. ”).
4. Описание не позволяет представить комнату, т. к. предметы, находящиеся в комнате, совсем не охарактеризованы. Нет ни одного прилагательного, описывающего их.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите вашу комнату. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Что значит описать комнату? На какой вопрос вы должны ответить в своём сочинении? (Какая она? )
- Что мы сейчас определили? (Тему сочинения).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите, помогают ли они ответить на вопрос “Какая комната? ”. - Что ещё должно быть понятно из вашего описания? (Что мне нравится моя комната, она уютная, красивая, в ней много интересного…).
- А что мы теперь определили? (Основную мысль сочинения).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какаямоя комната и выражать своё отношение к ней, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что у меня есть комната. Сколько я в ней уже живу, когда я туда переехал, …).
- Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание комнаты).
- Посмотрите на свои рисунки, с чего можно начать описывать вашу комнату? (Можно начать с описания общего вида “Она большая, маленькая, просторная, светлая…”).
- Что дальше можно описать? (Обои, окна, мебель, ковры, технику…) - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к своей комнате, написать о том, что мне нравиться в ней жить и почему…).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваши комнаты.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твою комнату. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к комнате. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
1. Повторение особенностей описательного текста, и формирование умения анализировать и сравнивать описания.
2. Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать); 3. Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении; 4. Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения; 5. Формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте.
Ход урока.
1. Повторение особенностей описательного текста. Обсуждение речевого оформления сочинения (формирование умения использовать прилагательные в описательном тексте).
- Какие особенности имеет описание? (Отвечает на вопрос какой предмет, человек, выражает отношение автора к описываемому, помогает нам ясно и чётко представить то, о чём говорит автор. )
- Послушайте 2 текста и скажите, в каком из них ученик лучше описывает свой класс, обоснуйте свою точку зрения:
Учитель зачитывает 2 сочинения: “Мы учимся в большом, просторном классе.
В нём 3 ряда парт, напротив них - доска и учительский стол. На окнах висят светло-голубые занавески. Справа у стены - небольшие шкафы с книжками и тетрадками. На стенах - много разных комнатных растений. В дальнем углу стоит цветной телевизор.
Мне очень нравится мой уютный класс. Учиться в нём - одно удовольствие. ”
“В нашем классе много разных вещей и предметов. Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. В классе 14 парт, 2 шкафа, 2 доски и 1 учительский стол со стулом. В горшках много растений. Есть даже красивая роза. Она недавно зацвела, а Боря сорвал цветок. Его за это ругала учительница. Вот такой у нас класс. ”
- В 1 тексте автор лучше описывает комнату. Во 2 тексте есть много ошибок:
1. Нарушена структура описания: нет вводной части, из заключения не понятно, как автор относится к своему классу, в основной части описание непоследовательно.
2. Не раскрыта основная мысль.
3. Плохо раскрыта тема: некоторые предложения вообще не нужны, т. к. не относятся к описанию класса (“Когда я прихожу утром в класс, я сразу начинаю готовиться к урокам, а потом играю с Васей. ”, “…Боря сорвал цветок. Его за это ругала учительница. ”). 4. Описание не позволяет точно представить класс, в тексте использовано мало прилагательных.
2. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы опишите ваш класс. В этом вам помогут ваши рисунки. Достаньте их.
3. Обсуждение темы и основной мысли сочинения. (Формирование умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении).
- Как раскрыть тему сочинения? (Описать класс. Ответить в своём сочинении на вопроскакой он? ).
- Посмотрите на свои рисунки и скажите какой класс.
- Какая будет основная мысль вашего сочинения? (Моё отношение к классу). Как раскрыть основную мысль? (Мне нравится мой класс, мой класс уютный, мне хорошо учиться в моём классе).
- Когда вы будете раскрывать тему и основную мысль в вашем сочинении, т. е. отвечать на вопросы какой мой класси выражать своё отношение, вам нужно будет внимательно посмотреть на ваши рисунки, они вам помогут.
4. Обсуждение структуры текста. (Формирование умения строить описание (последовательно и связно описывать) и отбирать материал в соответствии с темой сочинения).
- Вспомните, из каких частей состоит описание?
- О чём можно сказать в водной части? (Что я учусь в просторном, красивом, большом классе, …).
- Какая будет следующая часть? (Основная). - Что должно быть в основной части? (Описание класса).
- Посмотрите на свои рисунки, и подумайте, что вы опишите в своём классе. - Как закончить сочинение? (Выразить своё отношение к классной комнате, написать о том, что мне нравиться учиться в классе и почему, …).
5. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
6. Сочинение.
- Теперь можно приступить к написанию сочинения. Не убирайте ваши рисунки, они помогут вам описывать ваш класс.
7. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить твой класс. Какие слова тебе в этом помогли?
- Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение классу.
- Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
8. Д/з. К следующему сочинению нарисовать рисунок другой любимой игрушки.
Цель: Проверка знаний об описании и выявление уровня развития речевых умений у учащихся.
Ход урока. 1. Постановка учебной задачи.
- Сегодня вы снова будете описывать вашу любимую игрушку. Мы много работали с вами над описаниями и сегодня вы должны использовать все свои знания и умения при написании сочинения. Работать вы будете самостоятельно весь урок. Подумайте, как будет строиться ваше описание (сколько частей будет в нём), как вы раскроете тему и основную мысль в сочинении, какой материал вы отберёте для него, какие слова и прилагательные употребите для более точного описания. А хорошо описать игрушку вам помогут ваши рисунки.
2. Орфографическая подготовка проводится в процессе написания сочинения в индивидуальном порядке.
3. Сочинение. 4. Проверка.
- Проверь, можно ли по твоему описанию представить игрушку. - Проверь, удалось ли тебе передать своё отношение к игрушке. - Грамотно ли построено твоё описание (все ли части текста у тебя есть). - Проверь, грамотно ли написано сочинение.
Анализ результатов (контрольный срез).
Анализ детских работ как и на констатирующем этапе исследования проводился с целью выявления уровня развития некоторых речевых умений. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям:
“высокий уровень развития речевого умения” (речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне); “средний уровень развития речевого умения” (речевое умение сформировано частично); “низкий уровень развития речевого умения” (речевое умение не сформировано);
Общее количество всех работ (17) было принято за 100%. Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно. Результаты анализа работ были занесены в таблицу: Результаты формирующего эксперимента. Умения \ Уровни развития умений Умение строить описание Умение раскры вать тему и основную мысль в сочинении Умение отбирать материал в соответствии с темой сочинения Умение использовать прилагательные в описательном тексте Высокий 88% 88% 94% 94% Средний 12% 12% 6% 6% Низкий 0% 0% 0% 0%
Среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении -4, максимальное - 14.
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагательные в описательном тексте - 94%.
Таким образом, у большинства учащихся класса все рассматриваемые умения сформированы на высоком уровне. Низкого уровня развития умений после обучения нет ни у кого.
У меня есть любимая игрушка. Это игрушечный тигр. Мне его подарили на Новый год. Он оранжевого цвета с чёрными полосками. У него маленький чёрный носик. У него маленькие лапки, и хвостик тоже маленький. У него большие чёрные глаза. На носу у него усы. Он мне очень нравится! ”
Голубева Лиза. “ Моя любимая игрушка - кукла Роза. У меня есть кукла. Её зовут Роза.
У неё голубые глаза, белые волосы, губы красного цвета, кожа такого коричневого оттенка. Щёки - розовые. Волосы у неё очень длинные. Я всегда заплетаю их в косы. Мне нравится с ней играть. ”
Мне купили игрушку - попугая Кешу, как из мультфильма. Мне он очень нравится. Он маленький, зелёного цвета. Глаза у него чёрные, клюв жёлтый, лапки коричневые, хохолок у него светло-зелёный. Я люблю свою игрушку так, как другой не любил бы. ”
На 8 марта мне подарили небольшую обезьянку. Сначала я думала, что это обычная обезьяна. Когда я начала с ней играть, мне она понравилась. Я назвала его Тотоша. Он очень маленький, но у него весёлая улыбка. У него большие чёрные глазки и маленький носик. На нём одета шляпа из соломы и красно-зелёный свитер. Теперь он - моя любимая игрушка. Я очень люблю с ним играть. ”
По этим сочинениям видно, что те речевые умения, которые развивались в процессе эксперимента, сформированы на высоком уровне. Ученики последовательно и связно описали свои игрушки, хорошо раскрыли тему и основную мысль в сочинении, правильно отбирали материал в соответствии с темой, часто использовали прилагательные (они выделены курсивом).
Выводы.
Уровень развития речевых умения детей при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении - на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения -на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Рассматриваемые речевые умения в данном классе после обучения сформированы на высоком уровне примерно у 9/10 учащихся класса; на среднем уровне - у 1/10 класса. Умение использовать прилагательные в описании, которое хуже всего было развито у детей, теперь хорошо сформировано у 94% детей.
Анкета.
С целью определения особенностей восприятия детьми интеграции уроков развития речи с изобразительным искусством, после проведения формирующего эксперимента ученикам была предложена анкета . В анкетировании принимало участие 17 человек.
Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? Как именно они тебе помогли?
4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие? Чем они были лучше?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
Анализ ответов. По результатам анкеты была составлена таблица. № вопроса / Ответы №1 №2 №3 №4 №5 №6 Да 94% 76% 100% 94% 70% 82% Нет 6% 6% 0% 6% 30% 18% Не очень 0% 18% 0% 0% 0% 0%
Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем (94%), и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали (76%). Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу (100%), т. к. было намного проще (так считают 94% класса).
На вопрос “Как именно тебе помогли твои рисунки? ” ответы были следующие: - было легче вспоминать подробности, детали (“ничего не забудешь”) - 41%; - легче, удобнее описывать - 35%;
- описание получается более точным и подробным - 24%.
70% класса думают, что сочинения, к которым рисовались рисунки, получились лучше, чем другие, и лишь 30% уверены, что они ничем не отличались от остальных. На вопрос“Чем они были лучше? ” ученики ответили, что они были более подробными и точными. 82% учащихся хотят, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок.
Выводы.
Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Им было легче и удобнее описывать, т. к. они не забывали детали и их работы получались более подробными и точными. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше.
Таким образом, ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.
ВЫВОДЫ.
1. Эффективным условиемдля развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.
2. Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.
3. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.
До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.
До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.
После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.
Уровни развития речевых умений до и после обучения. Уровень развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) до (1) и после (2) формирующего эксперимента. Уровень развития умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении до (1) и после (2) формирующего эксперимента. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровень развития умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения до (1) и после (2) формирующего эксперимента. Уровень развития умения использовать прилагательные в описательном тексте до (1) и после (2) формирующего эксперимента. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.
Количество употреблённых в описаниях прилагательных до (1) и после (2) формирующего эксперимента.
Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса; на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса, на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%).
Средние показатели уровней развития рассматриваемых речевых умений до(1) и после (2) обучения. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%. Таким образом, уровень развития речевых уменийпосле обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусствомповысился в среднем на 40%.
4. Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатованкетыпоказал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т. к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным. 2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.
Результаты ответов на вопросы анкеты. Вопросы анкеты: 1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?
2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях? 3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях? 4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок? 5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие?
6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?
“Да” “Нет” “Не очень”
Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.
5. Таким образом, методика экспериментальной работыоказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании художественного творчества детей повысился на примерно на 40%.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1989.
Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1981.
Вопросы теории эстетического воспитания. Под ред. Апресяна Г. З. М. , 1970. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М. ,1978.
Зверев И. Д. , Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М. , 1981. Ильенко Л. П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М. , 1991.
Искусство в школе. Под ред. Рубиной Ю. И. М. , 1964.
Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М. , 1981. Лякишева Т. И. , Маркевич Е. Ф. Интегрированнй урок по теме “Зима” с использованием методов “театра педагогики”. // Начальная школа №1 1995 Лямина Н. В. Интегрированные уроки –одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
Максимова З. Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела “Устное народное творчество”. // Начальная школа №8 1993
Максимова З. Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994
Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1987. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т. Г. Рамзаевой. С-Пб, 1998 г. Мурзо Г. В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
Реализация межпредметных и внутрипредметных связей в обучении и воспитании младших школьников. Межвузовский сборник научных трудов. Л-д, 1984. Сердюкова Н. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994
Система эстетического воспитания школьников. Под ред. Герасимова С. А. М. , 1983.
Тихонова Г. Г. Фрагмент урока чтения на тему “Путешествие в мир звуков и красок весны”. // Начальная школа №10 1995
Федорец Г. Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990.
Художественное воспитание учащихся. XXIX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1976.
Щёголева Г. С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Эстетическое воспитание в школе. Сборник из опыта работы. Л-д, 1962. Эстетическое воспитание учащихся. XXX Герценовские чтения. Научные доклады. Л-д, 1977.
Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г. С. М. , 1983.