Финансирование железнодорожного транспорта - (диплом)
p>Начальных операций – формирования поездов в прямом и местном сообщениях; Перевозки пассажиров в пригородном сообщении в суммах, поступающих по действующим тарифам через кассы железнодорожных станций;
Перевозки пассажиров в прямом и местном сообщениях по количеству пассажиро-километров.
Кроме перечисленных доходов за грузовые и пассажирские перевозки, отделение дороги получает доход за выполненный в локомотивных депо отделения текущий ремонт ТР-2 и ТР-3 локомотивов и моторвагонного подвижного состава, который оплачивается ежемесячно управлением дороги по плановой себестоимости единицы ремонта.
Отделение дороги имеет право использовать полученные доходы на цели, предусмотренные финансовым планом.
Основную часть доходов отделение дороги получает от грузовых и пассажирских перевозок и связанных с ними дополнительных операций, а также за ремонт ТР-2 и ТР-3 локомотивов и моторвагонных секций. Эти доходы поступают ежемесячно от управления дороги по счетам за выполненную работу.
Для определения суммы доходов отделению дороги установлены следующие измерители: тонно-километры нетто эксплуатационные и пассажиро-километры в границах отделения дороги, объем погрузки и выгрузки грузов в тоннах, число отправленных пассажирских поездов (без пригородных).
Эти измерители приведены в таблице 1. Таблица 1 Макроэкономические показатели работы Измерители Ед. изм 1996 г 1997 г Изменение в % к 96 г. 1 2 3 4 5 Грузооборот нетто Млн. ткм 31781. 2 33743. 2 106. 2 Пассажирооборот Млн. пас-км 2923 2985. 07 102. 12 Приведенные ткм Млн. 34704. 2 36728. 27 105. 83 1 2 3 4 5 Погрузка Тыс. т. 2807 2068 73. 67 Выгрузка Тыс. т. 8026 7410 92. 3
На эти измерители управлением дороги устанавливаются расчетные цены (доходные ставки), которые приведены в таблице 2.
Таблица 2 Доходные ставки по Тюменскому отделению за 1997 год
Сумма доходов отделения от грузовых перевозок определяется по формуле 1. еДгр = Р1д1 + Р2д2 + еРlгрд3 + NРПСд4 +еДс + еПпольз. гр. ваг. , руб. (1. ) где Р1 – объем погрузки, т;
д1 – доходная ставка за 1 т погруженных грузов, руб. ; Р2 – объем выгрузки, т; д2 – доходная ставка за 1 т выгруженных грузов, руб. ; еРlгр – объем перевозки, эксплуатационные ткм нетто; д3 – доходная ставка за 1000 ткм нетто, руб. ; NРПС – число рефсекций, находящихся в наличии у отделения; д4 – доходная ставка за 1 рефсекцию, руб. ; еДс – дополнительные сборы, руб. ;
еПпольз. гр. ваг. – плата за пользование грузовыми вагонами, руб... Справка по дополнительным сборам по Тюменскому отделению дороги приведена в таблице 3.
Таблица 3 Справка по дополнительным сборам Тюменского отделения дороги (млн. руб. )
Структура дополнительных сборов показана на рис. 4.
Рис. 4. Структура дополнительных сборов по Тюменскому отделению дороги Сумма доходов отделения от пассажирских перевозок определяется по формуле 2. еДпасс = N1дп1 + N2дп2 + N3дп3 + Nфдпф + еplпассдп4 + еДприг, руб. (2. ) где N1 – число вагонов в поездах прямого сообщения до 700 км своего формирования; дп1 –доходная ставка за один вагон в поезде прямого сообщения до 700 км своего формирования, руб. ;
N2 – число вагонов в поездах прямого сообщения свыше 700 км своего формирования; дп2 –доходная ставка за один вагон в поезде прямого сообщения свыше 700 км своего формирования, руб. ;
N3 – число вагонов в поездах местного сообщения своего формирования; дп3 –доходная ставка за один вагон в поезде местного сообщения своего формирования, руб. ;
Nф – число вагонов в фирменных поездах своего формирования; дпф – доходная ставка за один вагон в фирменном поезде своего формирования, руб. ; еplпасс – объем пассажирских перевозок в прямом и местном сообщениях, пассажиро-км; дп4 – доходная ставка за один пассажиро-км, руб. ;
еДприг – Доходы от перевозки пассажиров в пригородном сообщении. Помимо доходов от грузовых и пассажирских перевозок в доходы от перевозок отделения дороги входят:
- доходы от текущего ремонта локомотивов; - доходы от деповского ремонта вагонов; - доходы от профилактического ремонта вагонов; - доходы, полученные за капитальный ремонт пути.
Расчет доходов по перевозкам Тюменского отделения дороги для наглядности сведем в таблицу 4.
Таблица 4 Доходы по перевозкам Тюменского отделения дороги Показатели
Единица измерения 1996 г. 1997 г. Изменение в % к 96 г. 1 2 3 4 5 Грузооборот Млн. ткм 31781. 2 33743. 2 106. 17 Доходная ставка за 1000 ткм Руб. 33337* 24988* 74. 96 1 2 3 4 5 Доходы от перевозок Млн. руб. 1059495. 37 843192. 69 79. 58 Погрузка Тыс. тонн 2807 2068 73. 67 Доходная ставка за 1 т погруженных грузов Руб. 590 590 0 Доходы от погрузки Млн. руб. 1656. 13 1220. 12 73. 67 Выгрузка Тыс. тонн 8141 7436 92. 32 Доходная ставка за 1 т выгруженных грузов Руб. 590 590 0 Доходы от выгрузки Млн. руб. 4803. 19 4387. 24 92. 32 Число рефсекций в наличии Ед. 44151 38142 86. 39 Расчетная цена за 1 рефсекцию Тыс. руб. -470 -470 0 Плата за пользование РПС Млн. руб. -20750. 8 -17926. 74 86. 39 Дополнительные сборы Млн. руб. 40026 39195 97. 32 Плата за пользование грузовыми вагонами Млн. руб. 8308. 2 6395. 7 76. 98 Итого доходов от грузовых перевозок Млн. руб. 1093538. 9 876464. 01 80. 15 Перевозка пассажиров в прямом и местном сообщениях Млн. пассажиро-км 2476. 81 2410. 21 97. 31 Доходная ставка за 1 пассажиро-км Руб. 13. 407 13. 407 0 Доходы от перевозок Млн. руб. 33206. 59 32313. 69 97. 31
Число вагонов в поездах прямого сообщения до 700 км своего формирования Ед.
4 0 Х
Доходная ставка за 1 вагон в поезде прямого сообщения до 700 км своего формирования
Тыс. руб. 435 435 0
Доходы от начальных операций по прямому сообщению до 700 км Млн. руб.
1. 74 0 Х
Число вагонов в поездах прямого сообщения свыше 700 км своего формирования Ед.
1028 2099 204. 18
Доходная ставка за 1 вагон в поезде прямого сообщения свыше 700 км своего формирования
Тыс. руб. 950 950 0
Доходы от начальных операций по прямому сообщению свыше 700 км Млн. руб.
976. 6 1994. 05 204. 18
Число вагонов в поездах местного сообщения своего формирования Ед.
15081 11841 78. 52 1 2 3 4 5
Доходная ставка за 1 вагон в поезде местного сообщения своего формирования Тыс. руб.
435 435 0 Доходы от начальных операций по местному сообщению Млн. руб. 6560. 24 5150. 84 78. 52 Число вагонов в фирменных поездах своего формирования Ед. 3201 1986 62. 04
Доходная ставка за 1 вагон в фирменном поезде своего формирования Тыс. руб.
2655 2655 0
Примечание: в таблице 4 под знаком * показаны доходные ставки за 1000 ткм, которые являются усредненными в связи с тем, что ставки в течение года менялись. Чтобы более конкретно представить структуру доходов от перевозок по Тюменскому отделению дороги, ниже, на рисунке 5 показана укрупненная структура доходов от перевозок по Тюменскому отделению дороги.
Далее на рис. 6, 7, 8 показаны соответственно структуры доходов от грузовых перевозок, доходов от пассажирских перевозок и прочих доходов по Тюменскому отделению дороги за 1997 год.
Рис. 5. Укрупненная структура доходов от перевозок Тюменского отделения за 1997 год
Рис. 6. Структура доходов от грузовых перевозок по Тюменскому отделению за 1997 год
Рис. 7. Структура доходов от пассажирских перевозок по Тюменскому отделению дороги за 1997 год
Рис. 8. Структура прочих доходов от перевозок по Тюменскому отделению за 1997 год
Доходы от перевозок являются основными финансовыми ресурсами отделения дороги.
2. 1. 2. 2. Местные доходы станций Тюменского отделения дороги
К местным доходам станций относятся доходы, полученные от клиентуры и пассажиров за услуги, оказанные им на станциях. На пассажирских станциях железная дорога получает следующие виды местных доходов станций: комиссионный сбор за предварительную продажу и заказ билетов пассажирам (кроме комиссионного сбора, получаемого городскими станциями), в том числе за продажу билетов с прямой плацкартой и на обратный выезд; за доставку билетов пассажирам, прием групповых заявок; плата за хранение ручной клади, прием и доставку пассажирам багажа, услуги носильщиков; доходы от комнат отдыха транзитных пассажиров, комнат матери и ребенка, от передачи информации и других услуг, оказываемых пассажирам (за оформление возврата неиспользованных пассажирами билетов и др. ); штрафы за нарушение правил пользования железнодорожным транспортом, взыскиваемые на территории станции начальниками этих станций и др. На грузовых станциях в состав доходов от реализации услуг оказываемых клиентуре, включаются: поступления за услуги, оказываемые отправителям грузов справочно-информационными бюро, конторами по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей; сборы за взвешивание и проверку массы грузов; поступления от реализации льда буфетам, столовым, ресторанам; штрафные поступления за неочистку вагонов, контейнеров, погрузочных площадей, а также с лиц нарушающих правила пользования железнодорожным транспортом, взыскиваемые на территории станции начальниками этих станций, другие поступления.
На хозрасчетных станциях выручка по указанным доходам сдается непосредственно на их текущие (расчетные) счета в банке. По остальным станциям она поступает в составе общей выручки станций на доходный счет дороги в банке и отражается на балансе отдела доходов по кредиту счета взаимных расчетов с финансовой службой. Служба, дебетуя взаимные расчеты с отделом доходов, одновременно кредитует взаимные расчеты с отделениями.
Суммы местных доходов станций, поступившие на доходные счета дороги, переводятся отделом доходов финансовой службы непосредственно на счета отделения дороги.
Средства на текущие расходы начальникам станций, не имеющих текущих (расчетных) счетов в банке, выдаются в виде стабильных авансов.
Справка по местным доходам Тюменского отделения приведена в таблице 5.
Таблица 5 Справка по местным доходам Тюменского отделения дороги (млн. руб. )
Местные доходы 1996 г. 1997 г. Изменение в % к 96 г. Пассажирская служба Сбор по камерам хранения 805 1176 146. 09 Арендная плата 397 577 145. 34 Комиссионный сбор 6706 9791 146 Прочие поступления 3190 4660 146. 08 Грузовая служба Арендная плата 708 1026 144. 92 Прочие поступления 2829 4148 146. 62 Итого 14635 21378 146. 07
Структура местных доходов Тюменского отделения показана на рис. 9. Рис. 9. Структура местных доходов Тюменского отделения дороги
2. 1. 2. 3. Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги
В доходы от подсобно-вспомогательной деятельности отделения дороги входят: доходы от погрузочно-разгрузочных работ; доходы от транспортно-экспедиционных операций; доходы от реализации продукции промышленного производства; доходы от реализации продукции подсобного сельского хозяйства; доходы от реализации товаров народного потребления и платных услуг населению; доходы от сдачи строительно-монтажных работ и доходы от реализации прочих работ и услуг (сдача ремонтных работ, реализация продукции предприятий общественного питания и др. ).
Данные по доходам от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год приведены в таблице 6.
Таблица 6 Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год Доходы от подсобно -вспомогательной деятельности Сумма (млн. руб. ) 1 2
Реализация и отпуск продукции вспомогательного промышленного производства 48979
Реализация и отпуск работ других вспомогательных производств и обслуживающих хозяйств
в том числе: 45638 Погрузочно-разгрузочные работы 8789 конторы по обслуживанию пассажиров 4839 Транспортно-экспедиционные и другие операции 1169 Подсобное сельское хозяйство 521 Остальные вспомогательные производства и хозяйства 30320 Итого 94617
Структура доходов от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги показана на рисунке 10.
Примечание: показать долю подсобного сельского хозяйства не представляется возможным в виду ее малого значения (0. 58 %).
Рис. 10. Структура доходов от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год
2. 1. 2. 4. Местные доходы железной дороги по Тюменскому отделению дороги
В состав местных доходов железной дороги входят получаемые с грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров штрафы, которые связаны непосредственно с операциями по перевозкам, за исключением штрафов, зачисляемых в доходы железнодорожных станций, и штрафов за повреждение вагонов и оборудования в них. Не входят в местные доходы железной дороги обычные для предприятий (организаций) штрафы, пени и неустойки по расчетам с поставщиками и покупателями за несвоевременную оплату счетов, невыполнение договорных обязательств и т. п. Средства местных доходов дороги расходуются на следующие цели:
Оплату претензий грузополучателей за просрочку в доставке груза и багажа; Оплату штрафа за неподачу вагонов под погрузку;
Расходы по содержанию дополнительного штата контролеров-ревизоров, включая выплату вознаграждений;
Прочие штрафы, оплачиваемые дорогой, кроме относимых за счет местных доходов железнодорожных станций.
Вся сумма превышения полученных штрафов над уплаченными включается в прибыль, остающуюся в распоряжении отделения дороги.
Для примера приводятся данные по местным доходам дороги по тюменскому отделению дороги. Данные сведены в таблицу 7.
Структура местных доходов дороги полученных по Тюменскому отделению дороги показана на рисунке 11.
Таблица 7 Местные доходы дороги полученные по Тюменскому отделению дороги (млн. руб. )
Вид 1996 г. 1997 г. Изменение в % к 96 г. 1 2 3 4 Штрафы за простой подвижного состава и контейнеров 6757 7768 114. 96 Штрафы за невыполнение ответственного плана перевозок 974 1464 150. 31 Штрафы за недогруз вагонов 3 0 Х 85 % от сумм штрафов, взысканных в поездах ревизорами 28 77 275 Прочие 0 65 Х 1 2 3 4 ИТОГО 7762 9374 120. 77 Итого штрафов уплачено Х 211 Х Превышение доходов над расходами Х 9163 Х
Рис. 11. Структура местных доходов дороги полученных по Тюменскому отделению дороги
2. 2. Расходы железной дороги
Расходами при любом виде деятельности называют текущие затраты на производство и реализацию продукции или выполнение работ.
Эксплуатационные расходы –это текущие затраты, непосредственно связанные с перевозками грузов и пассажиров за определенный период (месяц, квартал, год). Они складываются из расходов на заработную плату, отчислений на социальное страхование, расходов на топливо, электроэнергию, материалы, прочих затрат, в том числе амортизационных отчислений от стоимости основных фондов.
План эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана работы подвижного состава, плана по труду и других разделов плана экономического и социального развития. В нем предусматривается обеспечение запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется план эксплуатационных расходов по сети в целом, железным дорогам, отделениям дорог и предприятиям.
Эксплуатационные расходы всех отраслей хозяйства и входящих в их состав предприятий планируют и учитывают по единой номенклатуре статей. Номенклатурой называется единая классификация расходов железных дорог. Все расходы подразделены на две части “А” и “Б”, каждая часть делится на разделы– расходы, производимые в отдельной отрасли хозяйстве – службе. Часть “А” называется “Эксплуатационная деятельность железных дорог” и содержит классификацию основных расходов по перевозкам по отдельным отраслям хозяйства (разделыI - IC), расходов, общих для всех отраслей хозяйства железных дорог (раздел C), общехозяйственных расходов (раздел CI). Вторая часть “Б” содержит классификацию расходов подсобно-вспомогательной деятельности железных дорог (разделыCII - CCI).
Эксплуатационные расходы железных дорог классифицируют на основные и общехохяйственные, прямые и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.
К основным относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к общехозяйственным– расходы по обслуживанию производства и руководству хозяйством. Основные расходы, в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства. Например, специфическими основными расходами для вагонного хозяйства являются затраты на текущий и деповской ремонт грузовых вагонов и др. К основным расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, относятся: транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на производственные и хозяйственные нужды); оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам, высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией, сокращение численности работников и др. ); скидка со стоимости форменной одежды, выданной производственному персоналу; отчисления на социальные нужды производственного персонала; затраты по охране труда и производственной санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного назначения и др.
Общехозяйственные расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления (затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация основных фондов общехозяйственного назначения, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд МПС на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого значения, отчислениям в инвестиционный фонд МПС, платежи по кредитам банков и др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт легковых автомобилей и гаражей для них и др. ).
Прямыми называют расходы, связанные с выработкой определенной продукции или выполнением конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.
Косвенные расходы –это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот или иной вид продукции или работы не прямым путем, а в результате дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение. Расходы этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки пропорционально соответствующим измерителям.
К зависящим относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или размерам движения. Расходы мало зависящие от объема работы или размеров движения, принято условно относить к независящим (условно постоянным).
Выше названная классификация используется в основном для анализа расходов. Для учета и планирования расходы по перевозкам группируют по экономическим элементам. Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию основных фондов, отчисления в ремонтный фонд, прочие затраты. По элементу “Затраты на оплату труда” отражают расходы на оплату труда основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату труда на состоящих в штате предприятия работников, занятых в эксплуатационной деятельности.
По элементу “Отчисления на социальные нужды” отражают обязательные отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, на медицинское страхование работников. В затратах на материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных предметов и др.
В затратах на топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели. В затратах на энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха и др. ), расходуемой на передвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические, осветительные и другие производственные нужды предприятия. По элементу “Амортизация основных фондов” планируют и учитывают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из их балансовой стоимости и установленных норм.
К прочим расходам относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты на командировки, подъемные, плату посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, отчисления в резерв на создание ремонтного фонда и др.
В связи с изменением величины заработной платы, цен на материалы, топливо, электроэнергию, стоимости основных фондов и нормативов отчислений на социальные нужды структура эксплуатационных расходов железных дорог в последние годы существенно изменилась.
По сравнению с 1988 годом заметно уменьшилась доля фонда оплаты труда. Доля же отчислений на социальные нужды, электроэнергии, материалов и прочих расходов незначительно увеличилась.
Что бы более конкретно рассмотреть структуру эксплуатационных расходов железных дорог ниже на примере Тюменского отделения дороги приводятся данные по эксплуатационным расходам.
В таблице 8 показаны эксплуатационные расходы по экономическим элементам Тюменского отделения дороги.
Таблица 8 Эксплуатационные расходы Тюменского отделения (млн. руб. ) Элементы затрат 1996 г. 1997 г. Изменения в % к 1996 г. 1 2 3 4 Зарплата 185791 200721 108. 03 Материалы 80824 70702 87. 47 Топливо 60988 74513 122. 18 в т. ч. : на тягу 51036 64445 126. 27 Электроэнергия 158134 162160 102. 55 в т. ч. : на тягу 135027 139613 103. 4 Амортизация 262133 221767 84. 6 Прочие 223625 210035 93. 92 Расходы по перевозкам (Всего) 971495 939898 96. 75
Структура эксплуатационных расходов Тюменского отделения дороги показана на рис. 12.
Рис. 12. Структура эксплуатационных расходов Тюменского отделения дороги
Деятельность железных дорог не ограничивается осуществлением перевозок. Они осуществляют также и подсобно-вспомогательную деятельность, что влечет за собой возникновение расходов от подсобно-вспомогательной деятельности. Расходы от подсобно-вспомогательной деятельности также группируются по выше перечисленным экономическим элементам затрат. Ниже приводятся данные за 1997 год о расходах от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги. Они сведены в таблицу 9.
Таблица 9 Расходы от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год (млн. руб. ) Элементы затрат Сумма Зарплата 38871 Материалы 36907 Топливо 5347 Электроэнергия 3332 Амортизация 8374 Прочие 57646 Расходы от подсобно-вспомогательной деятельности (Всего) 150477
Структура расходов от подсобно-вспомогательной деятельности показана на рис. 13.
Рис. 13. Структура расходов от подсобно-вспомогательной деятельности Тюменского отделения дороги за 1997 год
Общую сумму расходов в денежном выражении за календарный период принято называть полной себестоимостью всего объема перевозок или выполненной работы. Расчет полной себестоимости за 1997 год сведем в таблицу 10. Таблица 10 Расчет полной себестоимости от реализации товаров, продукции, работ, услуг по Тюменскому отделению
дороги за 1997 год (млн. руб. ) Показатель Строка Сумма Эксплуатационные расходы 010 939898 Расходы от подсобно-вспомогательной деятельности 020 150477 Всего расходов по отделению дороги (стр. 010+020 в том числе: затраты по внутрихозяйственному обороту 030 031 1090375 57501
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (стр. 030-031) 040
1032874
Наряду с полной себестоимостью для контроля за расходами определяют себестоимость единицы перевозок.
Себестоимость продукции (работ, перевозок) –это выраженные в денежной форме расходы на производство и реализацию единицы продукции, выполнение единицы перевозок (работ). На железнодорожном транспорте в целом, на железных дорогах и их отделениях под себестоимостью перевозок понимают эксплуатационные расходы, условно приходящиеся на 10 т-км. При этом 1 т-км приравнивается к 1 пассажиро-км. Исчисляют также отдельно себестоимость 10 т-км и 10 пассажиро-км.
Необходимо иметь в виду, что при определении себестоимости перевозок, а также производительности труда и доходной ставки по сети в целом и железным дорогам принимаются к расчету тарифные тонно-километры (т. е. исчисляемые по кратчайшему расстоянию между стыковыми пунктами железных дорог), а по отделениям дорог– эксплуатационные тонно-километры (т. е. по фактическому пути следования груза). На отраслевых линейных предприятиях исчисляют себестоимость единицы работ, характерных для данного предприятия.
Себестоимость перевозок является одним из показателей эффективности производства. Ее величина отражает соблюдение режима экономии, степень использования всех видов производственных ресурсов, а снижение обеспечивает рост прибыли и рентабельности, что приобретает особо важное значение при работе предприятий в рыночных условиях и при самофинансировании.
Плановая себестоимость перевозок является исходным моментом при установлении цен на продукцию (на транспорте тарифов на перевозки). При финансировании отраслевых линейных предприятий по расчетным ценам себестоимость видов работ служит основой этих цен.
При составлении планов и отчетов по эксплуатационной деятельности сети, железных дорог и отделений дорог определяют себестоимость 10 приведенных тонно-километров, делением общей суммы эксплуатационных расходов на приведенную продукцию (сумму тарифных для сети и железных дорог, а также эксплуатационных для отделений дорог тонно-километров и пассажиро-километров). Расчет себестоимости по Тюменскому отделению дороги для наглядности сведем в таблицу 11.
Таблица 11 Расчет себестоимости 10 приведенных ткм Показатели Единица измерения 1996 г. 1997 г. Изменение в % к 96 г. Эксплуатационные расходы Млн. руб. 971495 939898 96. 74 Приведенные ткм Млн. 34704. 2 36728. 27 105. 83 Себестоимость Руб. 279. 939 255. 906 91. 41
В настоящее время, при резком сокращении объемов работы на железной дороге, наиболее актуальным вопросом становится сокращение эксплуатационных расходов. Для решения этого вопроса на Свердловской железной дороге разработан и вступил в силу приказ начальника Свердловской железной дороги № 1 Н от 4 января 1998 года “О совершенствовании технологий перевозочного процесса в условиях изменяющихся объемов перевозок и повышении эффективности финансово-экономической деятельности дороги”. Где одной из главных стратегических задач на 1998 год поставлена задача: “ проведение радикальных мер по снижению эксплуатационных расходов за счет высвобождения неиспользуемых мощностей, приведение численности работающих в соответствие с выполняемым объемом перевозок, пересмотра нормативов эксплуатационной работы, совершенствование технологических процессов, значительного сокращения ремонтно-эксплуатационных расходов дороги на основе оптимизации парков подвижного состава, обеспечивающих рентабельную работу предприятий и дороги в целом…”.
В этом приказе, в частности, были предусмотрены следующие меры по снижению эксплуатационных расходов:
Жесткое планирование эксплуатационных затрат и экономических показателей для отраслевых хозяйств и подразделений дороги;
Закрытие нескольких станций и изменение технологии работы некоторого количества станций с переводом их на дневной режим работы или максимальным вводом регламентированных перерывов;
По содержанию пути, как основному элементу эксплуатационных затрат, решить вопрос о переводе малодеятельных участков на специальные нормы содержания; Разработать и согласовать в МПС технологию, предусматривающую увеличение межремонтных сроков технического обслуживания устройств энергоснабжения, связи, радио, СЦБ, в том числе, перехода на обслуживание по состоянию или отказам; Разработать и внедрить комплексную технологию обслуживания малодеятельных участков, предусматривающую максимальное совмещение работниками смежных профессий и формирование комплексных бригад;
Рассмотреть возможность перехода на простейшие системы сигнализации и связи для организации движения поездов;
Продолжить работу с территориальными органами власти о компенсации убыточности малодеятельных участков или предоставлению налоговых льгот по платежам в местные и областные бюджеты;
Разработать график движения поездов малодеятельных участков, позволяющих максимально сократить продолжительность рабочей смены оперативного персонала; Полное или частичное закрытие грузовой работы по различным параграфам тарифного руководства № 4 на нескольких станциях;
Постановка на консервацию некоторого количества единиц машин и оборудования механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ;
Обеспечение выполнения удельных норм расхода электрической энергии и дизельного топлива на тягу поездов;
Выполнение плана перевода пассажирских поездов на вождение одним машинистом без помощника;
Исключение из инвентаря локомотивов с просроченным сроком службы; Повторное использование узлов и деталей со списанных локомотивов; Постановка некоторого количества, согласно заданию, основного технологического оборудования на консервацию;
Производство ремонтов ТР-3 вместо КР-1 тепловозов и электровозов, КР-1 вместо КР-2 электровозов;
Выполнение задания по ремонту колесных пар вагонов со сменой элементов, наплавкой гребней колесных пар;
Выполнение задания по исключению из инвентаря по сроку службы, техническому состоянию и разделке грузовых вагонов;
Обеспечение секционирования линий наружного освещения станций; Снижение уровня освещенности в парках или районах сортировочных и узловых станций в период отсутствия работ до уровня дежурного освещения; Включение освещения на промежуточных и других станциях только на период маневровых и ремонтных работ, сохранение освещения только мест встречи поездов дежурными по станции, работниками постов безопасности, переездов; Реализация задания по повторному применению материалов верхнего строения пути, внедрению ресурсосберегающих технологий, применению комплекса путевых машин на текущем содержании пути;
Выполнение задания по повышению скорости движения к утвержденному графику 1998-1999 гг. ;
Остановка в запас, согласно заданию, пассажирских вагонов и закладка в запас неиспользуемых постельных принадлежностей;
Гибкое и оперативное регулирование размеров движения местных и пригородных поездов и схем составов пассажирских поездов своего формирования; И другие мероприятия.
2. 3. Прибыль и ее распределение
Прибыль определяется как разница между доходами и расходами на производство и реализацию продукции. Прибыль рассчитывают по перевозкам и подсобно-вспомогательной деятельности. Общая прибыль по предприятию называется балансовой.
Прибыль является одним из основных показателей деятельности предприятия, важным источником производственного и социального развития трудовых коллективов, их материального стимулирования.
После вычета из балансовой прибыли платы за ресурсы (производственные фонды, трудовые и другие ресурсы) и уплаты процентов за банковский кредит остается расчетная прибыль, часть которой по нормативам направляется в государственный бюджет и в министерство на формирование централизованного фонда развития производства, науки и техники и резервов.
Оставшаяся часть расчетной прибыли поступает в распоряжение железных дорог, отделений железных дорог и предприятий. От этой прибыли (остаточной) по установленным нормативам формируются фонды экономического стимулирования. Расчет прибыли связан с определением прочих операционных доходов и расходов, а также прочих внереализационных доходов и расходов. Информация о них за 1997 год на примере Тюменского отделения дороги приведена в таблицах 12 и 13.
Таблица 12 Прочие операционные доходы и расходы по Тюменскому отделению дороги за 1997 год (млн. руб. )
Прочие операционные доходы и расходы Доходы Расходы Реализация имущества: в том числе: основных средств запасов 21016 155 20861 14383 152 14231
Списание основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства 67890
67322 Сдача имущества в аренду 4505 67 Налоги и сборы Х 14073 ВСЕГО 93411 95845