рефераты курсовые

Билеты: Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв

строительство новых городов и укрепление старых. Большое количество городов

было одним из важных факторов, обеспечивавших относительную безопасность

территории крепнувшего Московского княжества. Лишь одна граница этого

княжества оставалась более или менее неизменной — граница с Тверской землей.

Основным опорным пунктом здесь стал город Дмитров.

Границы Тверского княжества были несколько более стабильны, чем московские.

Тверь почти непрерывно враждовала с Москвой и опасалась вторжения московских

войск; кроме того, с этой же стороны могло грозить вторжение татар. Поэтому

на юго-восточном пограничье Тверского княжества с Московским размещалось

большое количество крепостей.

Несколько иначе строилась организация обороны Новгородской и Псковской

земель. Несмотря на то что отношения между Новгородом и Москвой были далеко

не всегда дружественными и иногда дело доходило до прямых военных

столкновений, на новгородской границе со стороны Москвы стояло очень мало

крепостей. Наибольшее внимание Новгород и Псков уделяли укреплению своих

западных границ (со стороны Немецкого ордена) и южных (со стороны Литвы).

Именно здесь сосредоточивались все наиболее сильные новгородские и псковские

крепости. При этом, несмотря на полную политическую самостоятельность Пскова

от Новгорода в XV в. и даже военные конфликты между ними, на новгородско-

псковской границе крепостей почти совершенно не было. Более того, крепости,

предназначенные для защиты от Немецкого ордена, новгородцы строили только

там, где новгородские земли имели непосредственную границу с орденскими

землями. Там же, где между орденскими и новгородскими землями лежала

псковская территория, новгородцы крепостей не возводили, очевидно,

предполагая, что псковские крепости достаточно надежно прикрывают их с этой

стороны.

В XIV — XV вв. строительство укреплений по-прежнему ложилось на плечи феодально

зависимого населения. Городовое дело как один из наиболее тяжелых

видов феодальной повинности упоминается во многих документах этой поры. Лишь в

Новгороде и Пскове, где было сильно развито товарное хозяйство, для

строительства каменных укреплений часто пользовались наемной рабочей силой.

Однако основные работы по сооружению валов и рвов и здесь выполняли феодально

зависимые крестьяне.

Руководство строительством укреплений, как и раньше, лежало на представителях

княжеской администрации, военно-инженерных специалистах, которых называли

городщиками, или городчиками. Они не только руководили

строительством новых, но и следили за поддержанием и ремонтом уже

существовавших крепостных сооружений. Обычно городщики были местными

землевладельцами и занимали в городе видное положение.

Таких огромных оборонительных сооружений, какие созидались в эпоху Киевской

Руси, в XIV — первой половине XV в. уже не возводили, однако постройка многих

укреплений оставалась все же очень трудоемким делом. Так, строительство

каменного Московского Кремля в 60-х годах XIV в., проведенное в течение

одного года, должно было занять одновременно почти две тысячи человек.

Конечно, возведение далеко не всех крепостей было столь дорогим и трудоемким.

Небольшая боярская усадьба XV в. Хабаров городок могла быть построена в

течение одного сезона артелью в количестве примерно 15 человек.

Архитектурно-художественный облик крепостных сооружений также претерпевает

существенные изменения. До XIII в. кольцо крепостных стен обладало более или

менее равномерным ритмом и город не имел поэтому одного, «главного», фасада.

Единственным акцентом была воротная башня, отмечавшая значение въезда в

город. С XIV в. город получает один, выделенный и подчеркнутый, фасад.

Напольная сторона приобрела особое значение не только с военной, но и с

художественной точки зрения, что подчеркивалось напряженным ритмом

сосредоточенных здесь башен. Почти во всех сохранившихся крепостях XIV — XV

вв. имеются, правда, скупые, но чисто декоративные элементы — полосы

орнамента, кресты и пр. Не нарушая общего сурового впечатления могучих стен и

массивов башен, эти декоративные мотивы свидетельствуют о том, что строителей

крепостей интересовало не только военное, но и художественное значение их

сооружений.

Новые крупные изменения в русском военно-инженерном искусстве происходят во

второй половине XV в. С развитием и усовершенствованием огнестрельной

артиллерии вновь существенно меняется тактика осады и обороны крепостей, а

вслед за этим изменяются сами крепостные сооружения.

Появившись впервые на Руси в 80-х или, вероятнее, в 70-х годах XIV в.,

артиллерия в первое время мало превосходила по своим военно-тактическим

качествам камнеметные машины. Однако в дальнейшем пушки начали постепенно

вытеснять камнеметы, что очень существенно отразилось на формах крепостных

сооружений. Ранние пушки использовались главным образом в обороне, и в связи

с этим уже в начале XV в. начинается перестройка крепостных башен, для того

чтобы в них можно было устанавливать орудия (вначале их ставили не на

городских стенах, а только в башнях). Все более активная роль артиллерии в

обороне привела к необходимости увеличить количество башен с напольной

стороны крепостей.

Однако пушки использовались не только при обороне, но и при осаде укреплений,

для чего начали изготовлять орудия большого калибра. В связи с этим в первой

половине XV в. оказалось необходимым усилить стены крепостей. У каменных стен

стали делать каменные прикладки с напольной стороны.

Все эти изменения, вызванные применением огнестрельной артиллерии и развитием

осадной техники в целом, в первое время нисколько не затрагивают общей

организации обороны крепостей. Наоборот, тактическая схема «односторонней»

обороны приобретает с применением пушек более ярко выраженный характер.

Дальнобойность как камнеметов, так и ранних пушек была очень невелика и

поэтому достаточно широкие естественные овраги и крутые склоны по-прежнему

служили надежной гарантией того, что отсюда штурма можно не опасаться.

Лишь к середине XV в. мощь огнестрельной артиллерии начала настолько

превосходить камнеметы, что пушки стали основным средством осады крепостей.

Дальность их стрельбы значительно увеличилась; их могли теперь устанавливать

и на другом берегу широкого оврага или реки, и даже внизу — у основания

склона холма. Естественные преграды становятся все менее и менее надежными.

Теперь штурм, поддерживаемый огнем артиллерии, был возможен уже со всех

сторон крепости, вне зависимости от их прикрытия естественными препятствиями.

В связи с этим меняется и общая организация обороны крепостей.

Возможность штурма крепости со всех сторон заставила строителей обеспечить весь

ее периметр фланкирующим огнем башен — наиболее действенным средством отражения

штурма. Поэтому «односторонняя» система уступает место более совершенной:

фланкирующий обстрел всех стен теперь обеспечивали равномерным распределением

башен на всем их протяжении. С этого времени башни становятся узлами круговой

обороны крепости, а участки стен между ними (прясла) начинают

выпрямлять для облегчения их фланкирующего обстрела . Дифференциация самой

артиллерии позволила подбирать орудия, наиболее соответствующие задачам

обороны. Так, над воротами обычно устанавливали «тюфяк», бивший «дробом», т. е.

картечью, а в остальных башнях обычно ставили пушки, стрелявшие ядрами.

Логическим завершением этой эволюции крепостей является создание

«регулярных», прямоугольных в плане городов с башнями на углах. Первые такие

крепости известны в Псковской земле, где во второй половине XV в. в тесном

взаимодействии с Москвой производилось строительство оборонительных

сооружений для укрепления западной границы Русского государства. Так,

прямоугольную плановую схему с башнями на двух противоположных углах имеют

псковские крепости Володимирец и Кобыла, построенные в 1462 г. Подобная схема

использована также и в Гдовской крепости, построенной, возможно, еще раньше.

Наконец, в идеально завершенном виде новая схема обороны выражена в крепости

Ивангород, возведенной московским правительством на границе с Орденом в 1492

г. Крепость эта первоначально представляла собой квадрат каменных стен с

четырьмя угловыми башнями.

Квадратные или прямоугольные в плане крепости с башнями на углах (а иногда

еще и в середине длинных сторон прямоугольника) получили после этого широкое

распространение в русском военном зодчестве. Так были построены в XVI в.

Тула, Зарайск. Вариантом этой схемы, обладавшим всеми ее достоинствами, были

треугольные в плане крепости; применяли также и пятиугольную форму. Так,

среди крепостей, построенных при Иване Грозном в Полоцкой земле, некоторые

имели треугольный план (Красный, Касьянов), другие — прямоугольный (Туровля,

Суша), третьи — в виде трапеции (Ситна). На всех углах этих деревянных

крепостей возвышались башни, обеспечивавшие защиту с любой стороны.

Правильная геометрическая форма крепостей была наиболее совершенной, наиболее

полно отвечающей тактическим требованиям этого времени. Но в ряде случаев

естественные условия местности вынуждали строить укрепления неправильной в

плане формы. Однако и в этих крепостях башни равномерно распределены вдоль

стен по всему периметру, а участки стен между башнями спрямлены. Таковы,

например, каменные крепости в Нижнем Новгороде и Коломне, а также деревянные

крепости в Торопце, Белозерске, Галиче-Мерьском. Все они относятся к концу XV

— первой половине ХVI в.

Точно так же нельзя было придать правильную геометрическую форму тем

крепостям, которые были созданы раньше и лишь реконструированы во второй

половине XV — начале XVI в. в связи с развитием новых военно-инженерных

требований. В таких крепостях перестройка в основном заключалась в создании

башен на более или менее равномерном расстоянии одна от другой и в спрямлении

участков стен между башнями. Правда, в ряде случаев изменения оказывались

настолько существенными, что крепости при этом приходилось перестраивать

целиком. Именно так были перестроены московским правительством многие

крепости Новгородской земли, например, в Ладоге и Орешке.

Существенные изменения в русском военном зодчестве во второй половине — конце

XV в. отразились не только в планировке крепостей, но и в их конструкциях.

Развитие артиллерии поставило перед строителями крепостей ряд новых

технических задач. Прежде всего понадобилось возводить стены, способные

выдерживать удары пушечных ядер. Наиболее радикальным решением было

строительство каменных стен. И действительно, если в XIV — XV вв. каменные

«грады» строили только в Новгородской и Псковской землях, а в Северо-

восточной Руси каменным оставался один только Московский Кремль, то с конца

XV в. строительство каменных крепостей начинается на всей территории Русской

земли. Таким образом, переход к каменно-кирпичным оборонительным сооружениям

был вызван внутренним развитием русского военно-инженерного искусства, в

первую очередь сложением новой тактики с широким применением пушек при осаде

и обороне. Однако некоторые формы и детали кирпичных крепостей связаны с

влиянием итальянских мастеров, принимавших участие в строительстве

Московского Кремля в конце XV — начале XVI в.

Несмотря на то что каменные и кирпичные крепости получили с конца XV в.

гораздо большее, чем раньше, распространение, все же основным типом на Руси и

в это время продолжали оставаться деревянные оборонительные сооружения.

В тех крепостях, которые имели небольшое военное значение, стены строились

по-прежнему в виде однорядной срубной стены, а иногда еще более упрощенно — из

горизонтальных бревен, забранных в пазы врытых в землю столбов. Однако в более

важных крепостях стены делали более мощными, состоящими из двух или трех

параллельных срубных стенок, пространство между которыми засыпали землей. Такие

деревоземляные стены могли противостоять ударам пушечных ядер не хуже каменных.

Для устройства бойниц нижнего боя в этих стенах на определенных расстояниях

один от другого располагались не засыпанные землей срубы, используемые как

камеры для орудий (рис. 17). Такая конструкция деревянных стен называлась

тарасами и имела множество вариантов. В верхних частях стен, как и прежде,

размещались боевые площадки для воинов. Здесь находились также и своеобразные

боевые устройства — катки: бревна, уложенные так, что в любое время

их можно было легко сбросить вниз. Падая со стен и скатываясь по склону валов,

такие бревна сметали на своем пути штурмовавших крепость воинов.

Об устройстве башен конца XV и XVI в. можно судить по сохранившимся башням

каменных крепостей. Они несколько отличались от более ранних. Наряду с

балочными перекрытиями в них стали теперь делать и сводчатые. Особенно

изменилась форма бойниц: они открывались внутрь большими камерами, в которых

устанавливали пушки (рис. 18); их отверстия начали расширять наружу для более

удобной наводки пушечных стволов. Как и стены, башни завершались зубцами.

Зубцы в большинстве случаев были вынесены на кронштейнах вперед от

поверхности стен. Это давало возможность вести навесной бой, т. е. стрелять с

верхней площадки башни не только вперед, но и вниз — в промежутки между

кронштейнами или же в специальные, направленные -вниз боевые отверстия. На

некоторых башнях устраивали смотровые вышки для наблюдения за окрестностями.

Все башни покрывали деревянными шатровыми кровлями.

Сложные захабные устройства у въездов в это время перестали строить, но зато

въезды усиливали с помощью специальной второй воротной башни — отводной

стрельницы, которую ставили с наружной стороны рва.

Таким образом, для въезда в крепость нужно было пройти через ворота в

наружной башне, затем по мосту через ров и, наконец, через внутренние ворота,

расположенные в самой воротной башне. При этом проезд в ней иногда делали не

прямолинейным, а изогнутым под прямым углом. Мосты через рвы строили как на

опорах, так и подъемные. Подъемные мосты, которые начали применять в это

время, значительно усиливали оборону ворот: будучи поднятыми, они не только

затрудняли переправу через ров, но и закрывали собой воротный проезд.

Продолжали применять и опускные решетки, перегораживавшие проезд.

В конце XV в. были внесены существенные усовершенствования в систему

водоснабжения крепостей. Тайники, ведшие к колодцам, стали теперь обычно

располагать так, чтобы они выходили в одну из башен крепости, стоявшую ближе

всего к реке. Поэтому в крепостях конца XV и XVI в. одна из башен очень часто

носит наименование Тайничной башни.

Как уже было отмечено, наиболее характерны для русского военного зодчества

конца XV и XVI в. укрепления, имевшие в плане прямоугольную форму. Сложившись

под прямым воздействием новых военных условий, эти крепости в дальнейшем

получили признание как наиболее совершенные не только в военном, но и в

художественном отношении. Недаром в русской литературе идеальный, сказочный

город стали изображать как «регулярную», прямоугольную крепость с башнями на

углах. Однако в силу сложившихся обстоятельств самым крупным и совершенным

памятником русского военного зодчества конца XV — начала XVI в. стала

крепость не такой идеальной схемы; это был Московский Кремль.

Первоначальные укрепления Московского Кремля относились к концу XI — началу

XII в. и имели типичную для этого времени мысовую схему: холм, расположенный

при слиянии рек Москвы и Неглинной, был отрезан с напольной стороны валом и

рвом.

Во второй половине XII в. Кремль несколько увеличили в напольную сторону; его

первоначальные вал и ров при этом срыли и заменили более мощными.

В дальнейшем увеличение Кремля, производившееся несколько раз, заключалось в

уничтожении напольной стены старого укрепления и постройке новой,

расположенной дальше, чем старая, от конца мыса. Таким образом, мысовая схема

укрепления не нарушалась, и две стороны его по-прежнему были защищены

береговыми склонами рек Москвы и Неглинной. Так перестроили Кремль в 1340 г.

и затем вновь в 1367 — 1368 гг.

В отличие от кремлевских укреплений XII в. во время перестроек XIV в.

крепость приобрела «одностороннюю» организацию системы обороны, с башнями,

сконцентрированными на напольной стороне. Укрепления 1367 г. были сооружены

уже не из дерева, а из камня. Периметр стен Кремля достиг почти 2 км; он имел

восемь или девять башен. По белокаменному Кремлю народ называл и всю русскую

столицу «белокаменной Москвой»

Каменная крепость Москвы просуществовала около 100 лет. За это время она

обветшала и перестала соответствовать требованиям современной военно-

инженерной тактики. Между тем Москва к этому времени превратилась в столицу

огромного и мощного централизованного государства. Как военное ее значение,

так и политический престиж требовали создания здесь новых, вполне современных

укреплений. В конце XV — начале XVI в. Кремль был полностью построен заново

(рис. 19, внизу). Строительство его велось постепенно, по участкам, так,

чтобы центр Москвы ни на один год не оставался лишенным укреплений. К

строительству были привлечены итальянские мастера, среди которых ведущую роль

играл миланец Пьетро Антонио Солари.

В строительстве Московского Кремля, проведенном с огромным размахом,

использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного

искусства этой поры. В результате удалось создать мощную крепость, которая

поражала современников своей красотой и величием и оказала большое влияние на

дальнейшее развитие русского крепостного строительства. Кирпичные стены

Московского Кремля были снабжены с внутренней стороны широкими

полуциркульными арочными нишами, что позволило при значительной толщине стен

располагать в них бойницы подошвенного (нижнего) яруса боя. Предназначенные

как для пушек, так и для ручного огнестрельного оружия, они резко повышали

активность стрелковой обороны крепости. Снаружи стены имели высокий цоколь,

завершающийся декоративным валиком. Вместо широких прямоугольных зубцов стены

Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами в форме так называемого

ласточкина хвоста (рис. 20). Стрельба с верха городских стен велась либо

через промежутки между зубцами, либо через узкие бойницы в самих зубцах. Как

сами стены, так и боевые проходы на них покрывала деревянная кровля.

В итоге строительства была создана одна из наиболее крупных и совершенных

европейских крепостей — тот Кремль, который сохранился до наших дней.

Конечно, современный вид Московского Кремля сильно отличается от

первоначального; все башни его были в XVII в. надстроены декоративными

вышками, ров засыпан, большинство стрельниц уничтожено. Но Основная часть

кремлевских стен и башен относится к постройке конца XV — начала XVI в.

Длина стен Московского Кремля была теперь равна 2,25 км; стены состояли из двух

кирпичных стенок с внутренней забутовкой известняком. Толщина стен достигала от

3 1/2 до 4 1/2 м при высоте от 5 до 19 м. Кремль имел 18 башен, включая

воротные. С двух сторон его, как и прежде, защищали реки, а с наполья был вырыт

и облицован камнем ров, наполненный водой и имевший глубину около 8 м при

ширине почти в 35 м. Из трех отводных стрельниц сохранилась в сильно

переделанном виде лишь одна — башня Кутафья (рис. 21). Проход через эту башню

был сделан с поворотом под прямым углом, чтобы затруднить этим продвижение

противника в случае штурма. Равномерное распределение башен по всему периметру

Кремля и прямолинейность отрезков стен между ними давали возможность вести

фланкирующий обстрел на любом участке крепости. Созданный по последнему слову

военно-инженерной техники того времени Московский Кремль послужил образцом,

которому подражали (главным образом не общей схеме, а архитектурным деталям)

при строительстве большинства русских крепостей XVI в. Крупные изменения

произошли во второй половине XV в. и в стратегии обороны. Их обусловило

сложение централизованного Русского государства. Была полностью ликвидирована

независимость Рязанской, Тверской и других земель, подчинен Великий Новгород. К

этому же времени прекратили свое существование и мелкие феодальные уделы.

Поэтому исчезла необходимость в порубежных крепостях на границах между

различными русскими землями. Упрочившийся административный аппарат мог теперь

обеспечить управление всей землей, не возводя укрепленных пунктов в каждом

административном округе. Скорее наоборот, крепости во внутренней части

государственной территории стали теперь нежелательны, поскольку они могли быть

использованы в качестве опорных пунктов при попытках отдельных феодалов

восстать против государственной власти. Поэтому подавляющее большинство

укрепленных пунктов, отстоящих далеко от государственных границ, к концу XV в.

потеряло свое оборонительное значение: одни из них к этому времени выросли в

крупные поселения городского типа, другие превратились в села, третьи вообще

были заброшены. Во всех случаях их оборонительные сооружения перестали

возобновлять. Они превратились в городища. Военное значение сохранили лишь те

крепости, которые играли существенную роль в обороне общегосударственных

границ. Их усиливали, перестраивали, приспосабливали к новым военно-тактическим

требованиям (рис. 22). При этом в зависимости от вооружения и тактики

противника пограничные укрепления на различных участках границы имели

совершенно различный характер. На западных границах Руси можно было ожидать

вторжения хорошо организованных армий, оснащенных артиллерией и всеми видами

осадной техники. Поэтому русские города на этой границе должны были обладать

мощными оборонительными сооружениями. На южных и восточных границах военная

обстановка была совершенно иной. Эти рубежи надо было обезопасить от внезапных

и быстрых нападений татар, у которых, однако, не было артиллерии. Естественно,

что здесь следовало сооружать очень большое количество укреплений для того,

чтобы вовремя приостановить вторжение врагов, а также для того, чтобы укрывать

в этих укреплениях население окрестных сел. Сами же крепости могли при этом

быть и не очень мощными. Совершенно новым явлением в русском военно-инженерном

искусстве была попытка создать взаимосвязанную систему оборонительных

сооружений вдоль линии границ. В XVI в. это привело к сложению сплошных

оборонительных рубежей на южной русской границе — засечной черты.

Охрана засечной черты требовала, конечно, гораздо большего количества войск и

большей организованности гарнизонной службы и службы оповещения, чем оборона

отдельных укрепленных пунктов. Значительно увеличившаяся и более организованная

армия Русского государства была уже в состоянии обеспечить такую надежную

оборону русских границ со стороны степи.

24. Архитектура Загорска (ансамбль Троице-Сергиевой лавры).

Сегодня архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры – уникальное явление в

русском зодчестве. Он создавался неодновременно и не по единому плану. Все

его сооружения возводились постепенно, одно за другим, на протяжении многих

столетий.

Памятники Троицкого монастыря живут жизнью каждого нового поколения людей,

которые воспринимают их по-своему и по-разному относятся к ним.

Белокаменный Троицкий собор стоит на месте трех следовательно сменявшихся

деревянных церквей —1345, 1356 и 1412 годов. Он отмечает собой тот

исторический центр, круг которого происходило все последующее формирование

монастырского ансамбля. Небольшая площадь перед ним до сих пор сохраняет те

же размеры, что и во времена скромной обители Сергия. Но за шесть столетий

непрерывного строительства вокруг этого здания появилось такое многообразие

первоклассных памятников разных времен и стилей, какое вряд ли можно увидеть

вместе где-либо еще. Так, не­посредственно к Троицкому собору примкнул

небольшой одноапсидный храм — Никоновский придел (1548), недалеко от них

разместилась стройная Духовская церковь «иже под колоколы» (1476); на

восточной стороне площади высится мощный объем Успенского собора (1559—1585),

а рядом с ним видна филигранная Надкладеэная часовня (конец XVII в.);

северной стороны площади взметнулась ввысь свеча пятиярусной колокольни

(1740—1770), а всю западную сторону занимает протяженный Казначейский корпус

келий (XVII— XIX вв.). В просветах между этими зданиями и как бы обрамляя их

видны Митрополичьи покои (1778), монументальная Трапезная на высоких арках

гульбища (1686—1692) с миниа­тюрной восьмигранной Михеевской церковью (1734)

у ее под­ножия, букет золотых глав высокой надвратной церкви (1693— 1699) над

главным входом в монастырь, великолепно убран­ные изразцами торжественные

царские Чертоги (конец XVII в.), вычурная ротонда Смоленской церкви на

своеоб­разном стилобате из четырех криволинейных лестниц-папер­тей (1745) и

нарядные Больничные палаты с шатровой цер­ковью Зосимы и Савватия

(1635—1638). Центр этой главной монастырской площади отмечен памятным

четырехгранным обелиском из песчаника (1792), на гранях которого, говоря

словами Н. М, Карамзина, «изображены четыре эпохи славы его и незабвенные

услуги, оказанные им России».

Троицкий собор, как главная святыня монастыря, больше и чаще других зданий

подвергался различным дополнениям и переделкам. Летописи отмечают, что царь

Василий III, возвра­щаясь после удачного похода на Псков, поставил «свещу

не­гасимую» у гроба Сергия и «того же лета побили железом верх» (1510). Иван

Грозный отметил здесь торжественным мо­лебном взятие Казани, а затем прислал

своего мастера позо­лотить купол собора, сделанный его отцом. («А у дела был

царя и великого князя дьяк Федор Селинов с товарищи» (1556), который

незадолго перед тем золотил купол Успен­ского собора в Кремле.)

Исследования памятника показали, что он представляет собой образец того

нового типа храма, который был выработан на московской земле в годы высокого

подъема национального искусства, последовавшего за знаменательной победой на

Куликовском поле.

Торжественная архитектура Троицкого собора, строгость монументальность форм

хорошо соответствовала его назначению в качестве усыпальницы одного из

популярных поборников единения земли Русской.

Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его

сооружения. Летописи отмечают, игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд

лучших иконописцев того времени — Андрея Рублева и Даниила Черного.

Руководство, а также непосредственное участие в исполнении росписей и икон

для иконостаса храма стало их последней крупной работой.

Иконостас Троицкого собора — уникальный памятник московской школы живописи

начала XV века. Он состоит из пяти ярусов; сорок икон его трех средних рядов

полностью сохранились от времени сооружения храма и выполнены если не самим

Андреем Рублевым, то, во всяком случае, под его непосредственным

руководством.

Исследователи троицкого иконостаса давно пришли к еди­нодушному мнению, что

его иконы носят печать индивидуаль­ности нескольких мастеров. На основании

изучения рисунка отдельных композиций, их колорита и психологической

трак­товки действующих лиц, а также путем сравнения икон с дру­гими

произведениями Андрея Рублева они пытаются опреде­лить степень его участия в

работе над каждой из них. И в этом смысле икона «Троица» (нижний ярус

иконостаса) служит самым вер­ным эталоном. Иконы, которая превосходила бы ее

по совер­шенному искусству исполнения, в иконостасе нет, а летописи донесли

прямое свидетельство, что образ этот написан Андреем Рублевым «в похвалу отцу

своему Сергию».

Икона «Троица» покоряет каждого, кто ее видит. Восприя­тие ее рождает то

чувство радости, которое возникает при созерцании истинно прекрасных

творений. По христианскому вероучению, бог, будучи единым по существу,

«троичен в лицах»: бог-отец, создавший небо и землю, бог-сын — Иисус Христос,

принявший образ человеческий и сошедший на зем­лю, чтобы принять мученическую

смерть ради спасения людей, и бог — дух святой, дающий жизнь всему сущему на

земле.

Каждый из ангелов представляет одно из лиц Троицы, одно из ее проявлений. Их

лики при едва уловимых чертах разли­чия обладают несомненным сходством. Эти

ангелы нераз­дельно связаны друг с другом, они выражают какую-то еди­ную

сущность. Изящные силуэты фигур как бы образуют не­видимый круг — символ

вечности. Спокойствие поз, плавный ритм линий выливаются в безупречно-

кристальную компози­цию, а чистые и звучные краски рождают ощущение мира,

тишины и удивительной гармонии. Рассчитанная на длительное созерцание, икона

эта настраивает зрителя на глубокие, проникновенные размышления и

вызывает какое-то особое строение светлой радости и чистоты.

Прекло­нение перед рублевской иконой выражалось в постоянном украшении ее

специально изготовленными окладами и драго­ценностями. Так, царь Иван Грозный

на свои средства заказал для нее золотой оклад с венцами и цатами искусной

юве­лирной работы. Однако после смерти Грозного новый царь, Борис Годунов,

пожелал видеть на этой иконе украшения, исполненные по его заказу, и

распорядился повторить икону Рублева с тем, чтобы на эту, вторую, икону

перенести оклад Ивана Грозного. Именно тогда подлинная рублевская «Трои­ца»

получила новый золотой оклад с еще более богатыми украшениями, с

гравированными драгоценными камнями. Так и находились в местном ряду

иконостаса две иконы «Троица», с пышными окладами, полностью скрывающими

живопись, соперничая богатством своего драгоценного убранства.

Есть все основания считать, что исключительные художест­венные достоинства

живописи иконостаса Троицкого собора были присущи так­же и первоначальным

фрескам собора. Наряду с глубоко оп­тимистической трактовкой извечных

религиозно-философских тем, чуждой всякому проявлению мрачного средневекового

фанатизма, рублевское письмо отличалось богатым колоритом чистых и

звучных цветов, изящным ритмом рисунка и обильным насыщением

светом и воздухом. Можно пред­положить, какой глубокой си­лой

художественного воздей­ствия обладал интерьер собо­ра, представлявший

великолеп­ный синтез архитектуры, мону­ментальной и станковой живо­писи,

в котором каждый из этих компонентов не уступал другому по

высокому совер­шенству исполнения.

Московская школа живописи к началу XV века достигла вы­сокого расцвета и

оказывала значительное влияние на архи­тектуру. Художник, которому предстояло

расписывать храм и изготовлять для него иконо­стас, должен был ясно

пред­ставлять себе конструктивное построение интерьера, так же как и

строители со своей сто­роны не могли не считаться с требованиями живописцев.

Может быть, такое тесное сотрудничество зодчих и художников определило многие

особенности оригинальной архитектуры Троицкого собора.

Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного

храмового праздника Троицкого Собора — как чествование «Троицы» Андрея

Рублева. Подобно тому, как служба Иерусалимского храма Воскресения, — в мире,

по самому месту своего совершения, единственная, — делается образцом службы

Воскресной, повсюдно совершаемой, и вводится затем в Устав, или подобно тому,

как празднество Воздвижения Креста Господня, первоначально единственное, по

самому предмету празднования, по единственности Животворящего Креста, уставно

распространяется, в качестве образца, так точно местное празднование

единственной иконы единственного храма, будучи духовною сущностью всего

русского народа, бесчисленными отражениями воспроизводится в бесчисленных

Троицких храмах, с бесчисленными иконами Троицы. Так первое воплощение

духовного первообраза, определившего суть России, — первообраз Пресвятой

Троицы, как культурной идеи, несмотря на дальнейшее размножение свое, все же

остается историческим, художественным и метафизическим уником, несравнимым ни

с какими своими копиями.

Прекраснейшее из зданий русской архитектуры, собор Троицкий и прекраснейшее

из изображений русской иконописи рублевская Троица, как и прекраснейшее из

музыкальных воплощений, несущее великие возможности музыки будущего, служба

вообще и Троицына дня в частности, значительны вовсе не только как красивое

творчество, но своей глубочайшей художественной правдивостью, то есть полным

тождеством, покрывающих друг друга, первообраза русского духа и творческого

его воплощения.

К востоку от Троицкого собора расположен еще один памятник XV столетия –

церковь во имя Сошествия святого Духа на апостолов (Духовская).

Духовская церковь и Троицкий собор могут служить при­мером гармоничного

построения двух разных по решению храмов, но рассчитанных на одновременное

восприятие. Если суровая мощь Троицкого собора вызывает в памяти образ

русского былинного богатыря, то легкая и изящная Духов­ская церковь

напоминает русскую девицу-красу, со строй­ным станом, в традиционном наряде и

с венком вокруг голо­вы. Опытные строители Духовской церкви учитывали

соседство Троицкого собора и сознательно использовали силу контраста для

наибольшей выразительности обоих сооружений.

Пленительная красота и сила художественного воздействия этих древнейших

памятников Троице-Сергиева монастыря та­ковы, что и теперь, спустя века после

сооружения многих других зданий, в том числе монументального Успенского

со­бора и пятиярусной колокольни, они продолжают сохранять за собой значение

главных компонентов этого выдающегося ансамбля. И теперь, когда раздается

звон колоколов Духовской церкви, кажется, будто не только она сама, но и все

сооружения вокруг нее словно преображаются. Могучая, ши­роко плывущая мелодия

колоколов ее звонницы заполняет все пространство монастыря, сливаясь воедино

с его дивной архитектурой.

Если Троицкий собор является типичным памятником нача­ла XV века, то в

Духовской церкви нашли яркое выражение характерные черты архитектуры конца

столетия. Москва того времени впитывала все ценное, чего достигли различные

строительные школы Пскова, Новгорода, Владимира и дру­гих областей и городов,

способствуя тем самым процессу формирования единого общенационального

зодчества. На примере Духовской церкви можно видеть, как псковские ма­стера,

работая на московской земле, не повторили свои тра­диционные каноны, а

соорудили храм весьма близкий к мос­ковскому типу, хотя и наделенный

псковскими чертами.

Величественный Успенский собор (1559—1585) представляет в ансамбле монастыря

зодчество XVI столетия. Он повторяет формы Успенского собора Московского

Кремля. Если в свое время Аристотелю Фиораванти предписывалось «снимать меру»

с Успенского собора во Владимире и строить храм в Кремле на полторы сажени

больше него в длину, ши­рину и высоту, то монастырские зодчие в свою очередь

так же увеличили размеры своего сооружения, но теперь уже против московского

образца. Надо полагать, что этот факт всячески подчеркивался монахами, и не

иначе как с их слов Павел Алеппский записал, что монастырский храм «выше,

больше и длиннее собора столицы».

У северо-западного угла Успенского собора расположена низкая и скромная,

ничем не примечательная каменная палатка с шатровой кровлей (1780) — это

гробница царя Бориса Годунова и его семьи. Умерший в 1605 году Борис Годунов

был похоронен в Архангельском соборе Кремля, слу­жившем усыпальницей царей.

Но Лжедмитрий I, вскоре за­хвативший Москву, не признавая Бориса законным

царем, приказал убрать его гроб из собора. Останки Годунова вме­сте с убитыми

тогда же его женой и сыном были погребены в скромном Варсонофьевском

монастыре в Москве, а через год по приказанию Василия Шуйского с должными

почестями перенесены в Троицкий монастырь и захоронены в существо­вавшей

тогда паперти Успенского собора. Позднее здесь же была похоронена и дочь

Годунова, Ксения; умирая в далеком Суздальском монастыре, она завещала

положить себя рядом с родителями (1622). Когда паперть собора разобрали,

гроб­ница оказалась снаружи, и над ней была поставлена суще­ствующая ныне

усыпальница.

Пожалуй, самым значительным памятником XVIII века, существенно обогатившим не

только ансамбль Троицкого монастыря, но и всю русскую архитектуру, является

знаменитая лаврская ко­локольня (1740—1770). История ее строи­тельства служит

наглядным примером того бережного внима­ния, с которым подходили русские

архитекторы к возведению новых зданий в условиях уже сложившегося ансамбля.

После сооружения огромных по масштабам Трапезной и Чертогов монастырские

власти стали усиленно хлопотать о разрешении построить новую, высокую

колокольню, спо­собную объединить весь разросшийся ансамбль монастырских

зданий. Их желание было удовлетворено: из Петербурга по­следовало

распоряжение, чтобы со старой колокольни у Духовской церкви «колокола собрать

и оную разобрать», а с мо­настыря снять план и прислать его ко двору, после

чего «о строении новой колокольни определение учинится» (1738) .

Колокольня Троице-Сергиевой лавры — один из высокопоэтичных памятников

национального зодчества, в котором вековое представление русского человека о

красоте нашло такое же яркое и полное отражение, как и в народных песнях и

сказаниях, только не словом, а средствами архитектуры,

В настоящее время трудно представить панораму Троице-Сергиева монастыря без

его великолепной колокольни — в ней, словно в фокусе, сошлись все основные

архитектурные линии, намечаемые многими поколениями зодчих в разные времена и

эпохи. Строя колокольню по канонам классического ордера, отличного от

свободной живописной узорчатости русской архитектуры XVII века, талантливые

архитекторы в новых архитектурных формах успешно продолжили национальные

традиции высотных сооружений Древней Руси.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты