рефераты курсовые

Диплом: Краски лета Вышивка крестом

Диплом: Краски лета Вышивка крестом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ.

Хабаровский Государственный педагогический университет

Художественно-графический факультет

Кафедра декоратино-прикладного искусства

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ.

«КРАСКИ ЛЕТА»

вышивка крестом

Выполнил: студент ОЗО ХГФ

Лунгул Т.В.

Рецензент______________

Члены ГАК ______________

______________

______________

______________

Защита «____»_________ 2003

Оценка____________________

__________________________

г Хабаровск

2003

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении,

заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость

многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока

информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том

числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек

обращает свой взор и к истории, стремиться осмыслить себя в сложных связях не

только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все,

что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и

относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности

художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом

всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она­­­­ – первооснова

и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего

сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих

и сегодня художественных промыслах. Пусть история иных из них не столь

древняя, но все они возникли не на голом месте, - их принципы, корни уходят в

древнерусское искусство, порождены его эстетикой. Поэтому мы и говорим об их

многовековых традициях.

Основным источником народной эстетики служила красота русской земли, которая

воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками,

создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы

обязательно воплощались в предметах, имевших практическое назначение: в

бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для

детей и так далее. Вышитый передник или, скажем полотенце – одновременно и

бытовой предмет, и высокое искусство.

Некоторое время назад увлечение различными видами рукоделия пережило второе

рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта

и покоя. Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у

большего числа женщин появляется желание заняться шитьем, вязанием,

вышиванием и так далее.

Выполненные ручным способом вещи неординарны и привлекательны. Фольклор

всегда в моде, он своеобразно и органично сочетается с интерьером.

Но украсить вышивкой можно не только традиционное столовое белье. Прекрасным

акцентом станет абажур настольной лампы или комплект подушек. Опытная

мастерица может решиться на вышитый ковер или картину. Сейчас популярно

вышивать миниатюры, которые доступны даже начинающим. Эти маленькие «

шедевры» способны стать, ульминационным центром любого интерьера и достойны

коллекционирования.

Мы пытаемся заглянуть в будущее, потому что без этого нельзя определить

задачи декоративно – прикладного искусства, которые надо решать сегодня. Но

вместе с тем мы должны ясно представлять себе и прошлое – историю становления

искусства рукоделия. Ведь как нет ясной границы между настоящим и будущим,

так и нет четкого разграничения между современностью и историей. Новое

возникает на основе определенным образом осмысленного опыта и знания истории

и традиций. Пренебрежительное отношение к культурным ценностям прошлого может

нанести большой урон современному духовному и культурному развитию нации.

Тема моей дипломной работы «». В выборе темы я руководствовалась следующим. Я

работаю учителем в школе и по роду своей деятельности мне необходимо

расширять свои знания в области технологии, в частности по технологии

изготовления предметов декоративно-прикладного искусства. Знакомясь с

различной специальной тематической литературой, я пришла к выводу, что

наибольший интерес у меня и учащихся вызывает искусство художественной

вышивки. Неслучайно и тему по самообразованию я выбрала «Мотивация процессов

обучения», над которой работаю второй год. Изучая разнообразие техник

вышивки, я поняла, что вышивка крестом меня более привлекает, так как данный

процесс позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их

при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец.

Техника вышивки крестом помогает создать изделие, отличающееся красотой

узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций. Каждое

вышитое изделие отвечает своему практическому назначению. Вышивка крестом

очаровала меня графическим и живописным эффектом. Когда я знакомилась с

произведениями мастеров художественной вышивки народов России и Западной

Европы, я ловила себя на мысли, что и я смогу создать свою творческую работу,

воплотить в ней свой собственный замысел.

Цель своей работы я определила бы так: изучение материала по заданной

технике, углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

систематизация знаний о различных приемах вышивки.

Основные задачи, которые бы поставила перед собой:

- собрать тестовой и иллюстративный материал «История и виды вышивки»;

- освоить основные приемы вышивки крестом;

- выполнить творческую композицию.

Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой

композиции, выполненной по мотивам альбома «Актуальные способы украшения

интерьера».

Глава I. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ВЫШИВКИ.

1. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства,

относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого

стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов

орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими

материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или

окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и

драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки,

монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда

отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное

своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и

стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и

новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении

многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов

обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI – V вв. до

н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом,

волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду,

но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие

вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. На территории нашей страны

археологами нашей страны обнаружены фрагменты одежды, вышитой золотыми

нитями. Находки, относящиеся к IX – XII векам, подтверждают, что вышивка

существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси

С языческих времен женщины – вышивальщицы создавали в своих вышивках –

картинах сцены бытовой жизни.

Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни ), концы которых

свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти , занавеси, свадебные и

праздничные рубахи , холщовые сарафаны, головные уборы, платки.

Вышитое полотенце использовалось не только в быту. Ритуальные, богато

расшитые полотенца развешивали на священных деревьях, придорожных и могильных

крестах, украшали ими капище идолов. Позднее, в христианские времена,

появился обычай украшать вышитыми полотенцами иконы, зеркала и окна.

На свадьбе, масленице, при рождении или смерти человека вышитые полотенца

были священным оберегом. Особую силу оберегать людей от злых сил, болезней и

стихий приписывали обыденному («об один день сделанному») полотенцу. Оно

создавалось несколькими мастерицами за один день или сутки и считалось

безупречно чистым.

Вышивальщицы часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми

к солнцу руками – традиционный религиозный жест и языческих, и христианских

времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания (крючковатый крест,

круг, ромб, розетка), символических животных, райских птиц.

До XVIII века вышиванием занимались в основном женщины из знатных семей и

монахини. Церковные облачения, богатую одежду царей и бояр шили из дорогих

тканей (шелка, бархата) и вышивали золотыми и серебряными нитями,

сочетавшимися с жемчугом и самоцветами. Цветным шелком и золотыми нитями

украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи и платки.

Искусной рукодельницей была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения.

Вышитое в 1601 году ее руками покрывало на церковный престол с изображением

Богоматери, Христа, Иоанна Предтечи, поклоняющегося им Сергия Радонежского и

Никона сохранилось до наших дней. Это шитье золотом, серебром и драгоценными

камнями по бархату. Работа тонкая и кропотливая.

С XVIII века вышивание становиться одним из основных занятий девушек –

крестьянок. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались

высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и

подбирали цвета.

Сколько замечательных художников вдохновляли мастерицы: « Крестьянская

девушка за вышиванием» А.Г. Венецианова, «Золотошвейка» В. А. Тропинина, «За

вышиванием» В.Э. Борисова – Мусатова.

Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северных

областей и среднерусской полосы.

К распространенным приемам северной вышивки относятся: крест, роспись,

вырезы, белая мелкая строчка, сквозное шитье, выполняемое по сетке, белая и

цветная гладь.

Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону. Фон

использовался мастерицами как элемент узора. Квадратики и полоски внутри

крупных фигур (птицы – пава, барса, дерева) вышивались синей, желтой, темно –

красной шерстью. Для Русского Севера характерна белая строчка, для Верхнего

Поволжья – цветная. В Ярославской области для цветных строчевых вышивок

подбирались шелковые нитки нежных тонов или шерстяной гарус. В Олонецкой,

Вологодской и западной части Архангельской области вышивали преимущественно

тамбуром.

Белая и цветная гладь с растительными мотивами характерны для Владимирской

области, золотое шитье – для Тверской, гипюры – для Горьковской и Ивановской

областей.

В узорах северной вышивки сюжетные мотивы преобладали над геометрическими.

Узоры рисовали на бумаге в клетку и вышивали по счету нитей в ткани. Сложные

композиции выполнялись контурно, одним цветом, одним приемом вышивки.

Вышивки Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Орловской и других

среднерусских областей многоцветны. Орнамент – геометрический или

геометризованный. Самый распространенный способ вышивки – цветная перевить.

Использовались и другие швы: набор, косичка, козлик, крест, счетная гладь,

мережки.

В русских северных вышивках часто встречается образ птицы. Это петухи,

павлины, водоплавающие и хищные птицы. Еще один популярный мотив – кони,

расположенные по сторонам дерева или несущие на себе всадника. Встречаются

изображения змей и лягушек, которым в старину приписывали сверхъестественную

таинственную силу. Солнце изображалось в форме круга, ромба, розетки. Женская

фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие. Расположение узора и приемы

вышивки зависели от форм одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Вышивку

размещали вдоль соединительных швов, на предплечьях, концах рукавов, разрезах

на груди, подолах передников.

В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего

сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на

городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе

влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была

неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

К 13 – 15 годам крестьянские девочки должны были приготовить себе приданое.

Это были вышитые скатерти, подзоры, головные уборы, полотенца. Перед свадьбой

устраивали публичный показ приданого как свидетельство трудолюбия и

мастерства невесты. Невеста одаривала родственников жениха своими изделиями.

В крестьянских семьях одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей.

Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из

цветного ситца.

Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные

ткани. Вместе с ними практически исчезли вышивки, выполненные счетными швами.

Появились вышивки крестом, образцами для которых служили красочные обертки от

мыла. В приложениях к популярным журналам «Нива» и «Родина» печатались узоры

для вышивки английской гладью и ришелье в стиле «модерн». Их композиция была

запутанной, расцветка – вялой. Такие изделия не имели ничего общего с

народным искусством.

Лишь в центральных земледельческих губерниях и в северных, удаленных от

больших городов районах по-прежнему создавались истинно народные изделия.

Возникновение вышивальных промыслов связано с развитием рыночных отношений.

Первые промыслы возникли в Торжке (золотошвейный) и Новгородской губернии

(строчевышитых изделий).

В конце XIX – начале XX века мастерицы-вышивальщицы увлекались белыми

ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр.

Получив готовые узоры в мастерских и школах, мастерицы перерабатывали их и

создавали новые орнаменты и швы. Так возникли крестецкая, ивановская,

нижегородская строчевые вышивки.

В 1920 – 1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми

на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже

государственными символами – пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти

изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно,

являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской

власти.

В эти же годы руководители вышивальных производств Новгородской и Калужской

областей вместе с московскими художниками Е.И.Прибыльской, З.Д.Кашкаровой,

С.В.Ильинской, Е.В.Совковой, В.Т.Бароновой и В.Я.Яковлевой начали собирать и

изучать образцы народной вышивки. Была создана Центральная научная опытно-

показательная станция, где художники изучали орнаментальные мотивы и способы

народной вышивки, создавали собственные узоры.

Городская вышивка по-прежнему находилась под влиянием стиля «модерн». В

приложениях к «Женскому журналу» печатались узоры для вышивки тамбуром и

модной в предвоенные годы ажурной вышивки ришелье.

Иначе обстояло дело в вышивальных промыслах. Туда приходили художники и

мастера, получившие образование в профтехучилищах, Московском художественно-

промышленном училище им. М.И.Калинина или Институте художественной

промышленности (с 1939г. -- НИИ художественной промышленности). К началу 40-

х годов вышивальные промыслы стали средоточием народных традиций.

В послевоенные годы были созданы уникальные произведения монументального

искусства – сюжетно-тематические занавеси-пано, посвященные победе над

врагом, городам - героям. Любимой темой был салют на Красной площади.

Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми

ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Занавеси-панно

демонстрируют технические и художественные достижения вышивального искусства

тех лет и являются музейными экспонатами.

Вышивальные промыслы совершенствовали приемы вышивания, использовали местные

народные узоры и сумели сохранить ассортимент изделий, традиции и приемы

вышивки. В 1960 году на Всероссийской выставке изделий художественных

промыслов экспонировалось более 1500 вышитых изделий. Среди них было немало

настоящих произведений декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время в Российской Федерации около семидесяти строчевышевальных

фабрик. Все они входят в систему художественных промыслов России.

Крестецкий район Новгородской области знаменит изделиями из белого полотна,

украшенными белой ажурной вышивкой. Ее называют крестецкая белая строчка.

Есть несколько видов крестецкого шва: рассыпной гипюр, старинный гипюр,

тарлата, мыльный пузырь, вологодское стекло, сновочный мотив. Изделия вышитые

крестецкими швами, дополняют простыми или сложными мережками. Геометрические

узоры состоят из сложного переплетения ромбов, розеток и звезд. Они искусно

вписываются в фон из легких сеток и создают сказочный рисунок, напоминающий

узоры на окнах в морозный день. Мастерицы вышивают вручную или на машине.

Крестецкий промысел выпускает покрывала, белоснежное столовое и постельное

белье, дорожки, декоративные полотенца, женское и детское белье.

Для горьковского промысла характерна белая строчевая вышивка – горьковский

гипюр. На сетке с крупными клетками рядами или в шахматном порядке

располагается узор из ромбических форм, напоминающих розетки. Геометрические

узоры часто сочетаются с растительным геометризованным орнаментом – ягодами,

ветками, колосьями, перестыми листьями, елочками. Большие пушистые ромбы на

полупрозрачном фоне сетки создают впечатление русской снежной зимы.

Кроме строчевой вышивки горьковские мастерицы используют и другие виды швов.

Ассортимент изделий – столовое белье, занавеси, полотенца, женские и детские

блузки, платья.

На ивановских промыслах вышивают белой строчкой двух видов: по мелкой сетке

(старинная крестьянская вышивка) и по крупной сетке типа гипюр. Иногда белая

строчка сочетается с цветной ниткой. Ивановские вышивальщицы используют также

белую и счетную гладь, верхошов, тамбур и крест. В узорах преобладают

геометрические формы.

Ивановские промыслы выпускают белье и одежду.

В г. Торжке Тверской области создают уникальные произведения вышивального

искусства – золотое шитье.

Глухие свободные односторонние швы выполняют на лицевой стороне бархата,

сукна или замши. Золотые или серебряные нити кладут плотными параллельными

стежками по специальному настилу или подложке по картону, соответствующей

рисунку или узору. Торжские мастерицы изготавливают панно, бювары, наволочки

для диванных подушек, дамские сумочки, пояса, а также армейские знаки

отличия.

Особое место в русской вышивке занимает белая и цветная гладь Владимирской

области. Народные мастерицы Мстеры вышивают белой мстерской гладью на тонких

белых тканях: маркизете, креп – жоржете, батисте. Гладьевая вышивка часто

соединяется с мережками. В узорах преобладают мелкие цветочные мотивы в виде

букетиков и гирлянд.

Узоры цветной вышивки, называемой владимирскими швами, строятся из крупных

веток с цветами, листьями и ягодами, иногда в сочетании с мотивами птиц и

женской фигуры.

Яркими декоративными вышивками владимирскими швами украшают скатерти,

наволочки, портеры, покрывало, панно, полотенца, предметы одежды.

Сравнительно недавно в г. Александрове Владимирской области возникла вышивка,

которую стали называть александровской. В отличии от белой глади и

владимирских швов цветная алесандровская гладь не имеет народной основы.

Александровской гладью (двусторонней и односторонней) вышивают узоры с

растительными мотивами.

Рязанская вышивка многоцветна. В ней преобладают красные тона в сочетании с

ярко-желтыми, синими, зелеными, черными. Применяются разнообразные швы:

крест, роспись, цветная перевить, гладь, белая строчка. Яркая декоративная

вышивка комбинируется с цветным михайловским кружевом. Геометричные узоры на

скатертях, дорожках, панно объединены легкими орнаментальными полосками.

Иногда нарядная кайма состоит из нескольких полос вышивки. В верхней части

она соединяется с фоном ткани легким узором росписи, в нижней – утяжеляется

полосой цветной ткани или широкого кружева.

Рязанские промыслы выпускают постельное и столовое белье, предметы одежды.

Вышивка калужских промыслов необычайна, красочна и выразительна. Основной

прием мастериц из Тарусы – цветная перевить. Орнамент геометрический, иногда

с растительными и сюжетными мотивами. Как правило, сетку обвивает красная

нить, ее дополняют голубые, синие, желтые и зеленые цвета.

На старинных холщовых передниках и полотенцах полосы вышивки цветной

перевитью, белой строчкой, росписью чередовались с ткачеством, цветными

лентами, кумачом и заканчивались цветным кружевом или бахромой. Широкие

полосы вышивки цветной перевитью окаймлялись более узкими («подузорами»),

выполненными такжн цветной перевитью или росписью. Эти приемы и поныне

используются тарусскими вышивальщицами.

В ассортименте тарусских изделий столовое белье, предметы одежды,

декоративные портьеры, наволочки, занавеси.

Вышивка народов Поволжья – традиционный вид декоративного народного

искусства. Мари, чуваши, мордва украшали вышивкой домотканые женские и

мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы, поясные привески, свадебные

платки и покрывала. Каждый предмет расшивался только ему присущим способом.

В современных изделиях сохраняются традиционно яркий колорит и геометрические

или сильно геометризованные растительные мотивы. Ковровые узоры, плотно

зашитые косой стежкой, набором и другими приемами, вышивают шелковыми,

серебряными и золотыми нитями.

Чтоб узор был более декоративным и рельефным, мордовские вышивальщицы

добавляют в вышивку бисер, блестки, медные бляшки, шерстяные кисточки.

Наряду с известными приемами, ручной росписью, счетной гладью вышивальные

промыслы Поволжья используют национальные швы: эрзянские, мокшанские, ухмах-

тере (мудреный шов), хантас (косая строчка).

Продукция промыслов – скатерти, дорожки, салфетки, женская и детская одежда.

Старинная тамбовская вышивка с ковровыми узорами, своеобразным орнаментом и

цветом в чем-то похожа на вышивку народов Поволжья. Ведущий цвет –

приглушенный нежный красный. С ним хорошо сочетаются светло-охристый,

кремовый, зеленоватый, бирюзово-голубой. Мотивы вышивок, как правило,

объединены тонким черным контуром. Внутреннее пространство плотно зашито

счетной гладью черным шелком с серебряными и золотыми нитями.

Тамбовские узоры часто выполняют двусторонним крестом. Он состоит из двух

пересекающихся диагональных стежков, замкнутых в квадрат соединяющими их

концы стежками. В узорах преобладают квадраты, ромбы с продленными концами,

косые кресты, растительный орнамент, женская фигура. В современных изделиях

сохранен старинный тамбовский колорит, но серебряные и золотые нити заменены

нитками мулине соответствующих оттенков.

Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой

сохраняются на Украине. В каждом регионе – Полесье, Средней Надднепрянщине,

Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье – прослеживаются местные

особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам.

Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами

украшали одежду, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерти,

занавеси и многое другое. На женских рубахах отделываются рукава, ворот, лиф,

манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах

рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в

разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника

свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи –

вышивки с изнаночной стороны и др.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому»,

мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают

геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими

техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом,

козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому» и др. В

женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники,

наплечники и обшлага, съемные воротники к женским рубахам – голошейкам,

передники, головные уборы.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии

вышивка шелком и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды,

нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий.

Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно-растительных

орнаментах, и в строго геометрических: полукрест, стежка, стебельчатый и

тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация.

Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент

представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы,

выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это

гладь, мережка, плетеночный шов и др.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному

бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков,

цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти,

покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотое

шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими

блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с III – VIII вв.,

с характерной композицией круга – символа солнца. Он заполняется

стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов.

Здесь отсутствовало изображение человека и животных, что запрещалось

религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным

швами и аппликацией украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и

расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок

характерны шов «цепочка», гладь вприкреп, полукрест, крест, золотое шитье

Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп,

цепочки и стебельчатый шов.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного

шитья из войлока, сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну,

бархату, шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные

фигуры животных и реже – изображение растений.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи,

аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется

крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом

по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на

различных бытовых предметах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях

страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по

цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок,

разнообразие вышивальных техник. В наше время в вышивании прекрасно

соединились традиционное и творческое начало. Современные мастера заимствуют

из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как

старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в

исполнении – швы, создавая новые образцы народного творчества.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством

растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные

вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья,

разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие

вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья,

где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ВЫШИВКИ.

Вышивка является одним из древнейших и очень распространенных способов

украшения ткани. Кусок ткани, нитки, игла – вот весь несложный материал для

вышивания, настолько портативный, что каждая любительница рукоделия может

всегда иметь его при себе.

В отличие от тканных и плетеных узоров рисунки вышивок наносятся на готовую

уже поверхность ткани, так же как живопись и набойка красками, отличаясь от

последних только материалом и техникой исполнения. Узоры вышивок выполняются

крупными и мелкими стежками, сочетания которых образуют так называемые

вышивальные швы.

Способы вышивания и материалы очень разнообразны. Вышивают льняными,

шелковыми, шерстяными, золочеными и серебряными нитями, часто используя

бисер, жемчуг, драгоценные камни, металлические пластинки различной формы,

цветные и зеркальные стеклышки, шнур и т.д. Фоном для вышивания служат

льняные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, а также кожа, пергамент

и прочие материалы. Нити для вышивания употребляются различной толщины, что

дает возможность вышивальщику разнообразить узор вышивки не только швом,

расцветкой, но и рельефом.

Вышивкой иногда дополняют тканый или набивной узор, чтобы подчеркнуть те или

иные его части или контур рисунка. Но чаще всего вышивка применяется как

самостоятельное украшение ткани. При выполнении крупных по размеру и сложных

по рисунку вышивок ткань обычно натягивают на пяльцы различной конструкции и

величины.

Украшение вышиванием, не требующее никаких сложных приспособлений для своего

выполнения, применялось уже в глубокой древности. В условиях

первобытнообщинного строя, когда не было социального неравенства, все

материалы, использовавшиеся тогда для вышивания, были одинаковой степени

доступны всем членам данного коллектива. Естественно, что на этой стадии

общественного развития качество вышивки определялось по существу только

индивидуальными способностями его создателя. Однако в дальнейшем вышивка, как

и другие виды прикладного искусства, испытало на себе в той или иной мере

влияние новых социальных условий. Вышивки, предназначенные для знати,

выделялись как сложностью рисунка, выполнение которого требовало очень

значительного времени, так и стоимостью использованных в них материалов.

Высокого совершенства роскошные вышивки достигли уже в деспотиях древнего

Востока, где они применялись для украшения облачений правителей и жрецов, а

также дворцовых и храмовых завес, колесниц знати и т.д. По сообщениям древних

авторов, богатством вышивок особенно славилась Вавилония. Вавилонские

вышивки, а также египетские и фригийские вывозились купцами в Грецию и Рим.

Но и сами древние греки, и римляне также издавна владели техникой

художественной вышивки.

Греческая мифология связывает возникновение вышивального искусства с именем

богини Афины Паллады – покровительницы ткацкого производства. Известно, что

афинские девушки ежегодно посвящали Афине Палладе узорное покрывало своей

работы, так называемый «Панафинейский пеплос» (изображение этого сюжета

имеется на фризе Парфенона).

О богатых вышивках, на которых изображались небесные светила, мифологические

божества, олицетворяющие силы природы, сцены охоты и битв говорит Гомер и

другие древние поэты. Так, в одной из поэм Гомера упоминается пурпуровый плащ

«богоравного Одиссея», украшенный богатой вышивкой с изображением собаки,

держащей в зубах молодого пятнистого оленя. Все, видевшие этот плащ, -

говорит поэт, были в восторге от узора, женщины не могли отвести глаз от этих

зверей, вышитых золотом и казавшихся живыми. Такие вышивки ценились очень

высоко и считались роскошью. Потому естественно, что они были доступны только

знати.

Греческие вышивки так называемого классического периода отличались –

насколько мы можем судить и по литературным источникам, и по изображениям на

вазах – сравнительной простотой. Характерно, что в этот период в Греции

достоинство ткани определялось не богатым узором, а ее свойствами

драпироваться в красивые складки. Поэтому ткани большей частью употреблялись

однотонные (без узора), иногда украшенные мелкими нашивными пластинками,

чеканенными из золота и серебра. Декоративные украшения сосредотачивались

преимущественно на бортах покроя одежды – по вороту, рукавам, поясу и на

подоле. Роскошно вышитые ткани в большинстве случаев привозили с Востока.

Восточное влияние вообще довольно сильно сказывалось в прикладном искусстве

Греции на ранних этапах его развития. Но греки, воспринимая орнаментальные

формы Востока, творчески перерабатывали их по-своему. Наряду с этим, старые

геометрические, звериные и растительные узоры постепенно обогащались новыми

мотивами из веток и листьев аканта, виноградной лозы, лаврового дерева и

плюща. Придерживаясь реального изображения растений и пластики движения

животных, греки, тем не менее превращали их отдельные элементы в

стилизованные орнаменты. Большое распространение получили и различные

геометрические орнаменты, из числа которых наиболее известен - меандр.

Греческие орнаменты, а также образцы греческой мифологии оказали значительное

влияние на развитие прикладного искусства, и в частности вышивального, у

многих европейских народов.

Очень широко использовала роскошные вышивки и римская знать, затрачивая на

них огромные, иногда баснословные средства. Известно, например, что один из

консулов I века до н.э. – Сципион Метелл – приобрел парадные с вавилонской

вышивкой покрывала для лож за 800000 сестерций, а Нерон сто лет спустя

выкупил их за 4 млн. сестерций. Римские императоры, особенно в период

доминанта, не довольствуясь дорогой пурпуровой тогой, украшали ее вышивкой

золотом и жемчугами. В римских художественных изделиях, в том числе и в

вышивках, широко использовались формы греческого искусства, но вместе с тем

большое место заняли и мотивы, заимствованные непосредственно из природы,

переданные более свободными линиями и выдержанные в яркой, сочной расцветке.

Значительно больше, чем о вышивках античного мира, мы знаем о вышивках

феодальной Византии. В узорах византийских вышивок применялись греко-римские

и восточные мотивы – львы, тигры, слоны, грифоны, вписанные в круги, на

завесах, служивших драпировками во дворцах и храмах, выполнялись целые

композиции на религиозные и исторические сюжеты. На церковных облачениях и

предметах культа вышивались сцены нового завета и знаки христианской

символики. В светских вышивках Византии особенно часто применялся рисунок

«древа жизни» с фигурами противостоящих зверей и птиц, заимствованный с

Востока и повторявшийся в течении всего средневековья и Возрождения, а в

народном творчестве Европы варианты этого мотива сохранились и до нашего

времени. Сложность узоров византийских вышивок и богатство материалов иногда

до такой степени перегружали одежду, что последняя теряла свойственную ей

гибкость и превращалась в своеобразный пышный футляр с жесткими прямыми

складками, но это позволяло полностью развернуть орнаментальность мотивов

рисунка вышивок. Среди византийских работ следует упомянуть о роскошном

рельефном шитье на парадной конской сбруе и попонах. Еще Иоанн Златоуст

говорил, что богатые люди одевали своих лошадей в золото, как женщин.

Самыми ранними из сохранившихся византийских вышивок считаются три полосы,

шитые золотом и шелками, с изображением тринадцати старейших епископов Вероны

(собрание Национального музея в Равенне). Их относят к работам VIII века.

В ризнице собора Бамберга в Баварии храниться византийская ткань с прекрасной

вышивкой XII века: сидящий на коне император Константин принимает подношение

от двух женщин, олицетворяющих два Рима – Восточный и Западный. Эта вышивка

по четкому изящному рисунку и отличному выполнению напоминает лучшие

равеннские мозаики VI – VII веков.

Византийские вышивки более позднего периода хорошо представлены в собраниях

Оружейной палате в Московском Кремле.

Из раннесредневековых вышивок Западной Европы почти ничего не сохранилось. Но

известно, что вышитые изделия и тогда уже занимали большое место в убранстве

церковных помещений, в оформлении религиозных служб, а также в быту церковной

и светской знати. Вышивками украшали стены храмов, одежды духовенства,

одевали статуи мадонн и святых; на алтарных завесах изображали сцены из жизни

тех святых, которым был посвящен алтарь. Значительная часть вышивок, особенно

обслуживающих культ, выполнялось в монастырях. Там сосредотачивалось тогда и

искусство написания манускриптов, которые украшались великолепными цветными

миниатюрами и заставками. Яркие краски и золото этих иллюминированных

рукописей служили образцами для вышивальщиков. Епископы и аббаты поощряли

развитие художественных ремесел, изделия которых предавали блеск и пышность

религиозным обрядам и привлекали паломников в наиболее известные монастыри,

увеличивая тем самым богатства церкви. Вышиванием занимались и в замке

сеньоров.

В этот период качеством своих вышивок особенно славилась Англия. Из старых

хроник известно, например, что уже в VII веке первая аббатиса монастыря Эли

преподнесла Гутбергу роскошное церковное облачение, вышитое золотом и

драгоценными камнями. Насколько высоко ценились вышитые одежды видно из того,

что в 800-м году Дейбор, епископ Дургема, пожертвовал доход с одной своей

фермы в 200 акров вышивальщице Инсвит пожизненно с тем, чтобы она постоянно

реставрировала вышивку на облачениях священников.

Выполнение знаменитой вышивки из музея в Байе (так называемого «Ковра из

Байе») приписывалось королеве Матильде, жене Вильгельма Завоевателя, жившей в

XI веке, хотя некоторые историки предполагают, что вышивка была исполнена

позднее, императрицей Матильдой, внучкой Вильгельма Завоевателя, т.е. в

начале XII века. Ширина вышивки около 50 см, а длина - 70 м 34 см.

Многофигурная композиция включает огромное количество воинов, коней, собак, и

других животных, корабли и разные строения, вышитых шерстью настилом на

редком холсте.

Потребность в художественно-декоративных вышивках значительно возросла в XI-

XII веках в связи с тем, что в этот период окончательно оформляется рыцарство

со всеми особенностями его быта. Войны, турниры, обусловили появление родовых

знаков – гербов, по которым можно было бы узнавать закованных в латы рыцарей.

Гербы вышивались яркими красками на знаменах и стягах, развивающихся в

воздухе. Они должны были быть видны с двух сторон, что привело к развитию

техники двусторонних швов и вышивки аппликацией, т.е. отдельно вышитые части

рисунка вырезали из ткани и нашивали их на фоне другой ткани, закрепляя

контур узора золотым шнуром, шелковыми нитями или тесьмой.

Большое значение в развитии западноевропейского прикладного искусства, и в

частности вышивки, имели совпавшие с этим периодом крестовые походы:

возвращавшиеся с Востока рыцари нередко привозили с собой богато вышитые

одежды и ткани, искусное выполнение которых изумляло вышивальщиков Европы.

Отсюда обилие восточных мотивов в вышивках средневековья.

Возрастание спроса на вышивки привело к тому, что вышиванием стали заниматься

не только в монастырях и замках. С развитием городов оно стало одним из видов

средневекового ремесла. Появляются цеховые объединения вышивальщиков – об

этом, в частности упоминается в «Книге ремесел» Этьена Буало, мэра Парижа с

1258-1268 год. Мастера и мастерицы этих цеховых объединений имели некоторые

привилегии для себя и членов своей семьи.

В XIII веке во Франции вышивки едва ли не полностью заменили мех в украшении

придворных костюмов. На них тратились такие огромные средства, что в 1294

году король Филипп Красивый вынужден, был издать указ, несколько

ограничивающий роскошь вышивок. Вышивки применялись в убранстве дворцов.

Стены украшали вышитыми панно, кровати – балдахинами.

Прекрасные вышивки выполнялись в это время также в Италии и Испании. Еще в

XII веке Рожер II, король Сицилии, вывез из Византии среди пленных искусных

ткачей и вышивальщиков. Одной из особенностей сицилийских вышивок было

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты