Доклад: Картина Веласкеса Триумф Вакха
Доклад: Картина Веласкеса Триумф Вакха
ВЕЛАСКЕС
Веласкес. Триумф Вакха – «Пьяницы».
Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году. В
этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его
замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет совсем
не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на
овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в
компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и
помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который,
вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке.
Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив
ноги. Один из участников пирушкиподносит к губам волынку, чтобы ознаменовать
музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из
их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах. Но особенно обаятельно открытое
и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка
передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо,
делает неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с
крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей
социальных низов, передав правдиво и ярко и хвыразительный облик, огрубевшие
под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время
отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная
пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не
собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению
мифологических пресонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы
приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют
«возвышенное» и «низменное». В его изображении Вакх – плотный юноша, с мирным
простодушным лицом – приобрел чисто человеческие качества. В то же время,
окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает черт низменности,
лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали, душевного размаха,
грубоватого веселья, есть что-то крупное и значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство красочного
многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к реальности.
Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.
|