: Культура древних цивилизаций
норм стихотворной речи. Иманженизм (образ)-передавал непосредственные
эпические впечатления, соединение метафор и образов, логически мало
связанных, стихи превращались в «каталоги образов». Сущ. в Америке и Англии.
Футуризм (будущее)объявлял чел-кие чув-ва , идеалы любви , счастья,
добра-«слабостями», провозглашая критериями прекрасного «энергию», «силу»
,«скорость». Развивался в Италии, России и Франции. Экспрессионизм
(выражение) показывал мир в столкновении контраста, преувеличенной резкости
изломанных линий, замещающих реальное многообразие деталей и красок нервной
дисгармонии, неестественностью пропорций. Значительное влияние на
экспрессионизм оказало творчество Винсента Ван Гога. Сущ. в Германии и Австрии.
Поэты М.: В. Маяковский, Арагон, Бехер, Гарсия Лорка и др. М-ская проза
-австриец Франц Кафка. Мир представляется ему враждебным чел-ку, бессильному и
обреченному страдать. Его произведения: «Процесс», «Замок»,
«Америка»представляют мир , где чел-к подвластен священным, но недоступным
пониманию закона. На представления Кафки похожи работы экзистенциалистов, но
они пытаются сделать обязательной концепцию чел-ка, кот. сам определяет свои
нормы поведения и поступки.Сущ. во Франции. Представители: Сартр, Камю,
Малеро, Голдинг. Живопись м-стов строится «от обратного», совершая путь
противоположный канонам худ. твор-ва. Эта эстетика отразилась в твор-ве фран.
художников, прозванных Матиссом кубистами. Худ. кубизма был Пабло
Пикассо с его картиной «Авенские девицы» нач. история кубизма. Отличием
кубизма стало создание нов. понятия Красоты. Абстракционизм как
направление м-ской живописи побуждал к поиску нового, неведомого. Основатель -
В. Кандинский, считал, что он поможет прорваться внутрь сквозь внешнее. К.
Малевич- ведущий представитель абстр.(картина «Черный квадрат на белом фоне»
). М-ское течение живописи 20 в. -сюрреализм. Представители: Миро,
Эрнст, Массон. Ярко выражен сюрреализм в иск-ве Дали. Его иск-во
апокалиптично. Гармония разрушилась ,смешалась в беспорядке. Идеи
трагедийного театра принадлежат англ. реформатору Г. Крэгу. Противоположность
этой концепции театра - манифест нем. драматурга Б. Брехта- основателя
эпического театра. В 20 годы развивается кино. Значительными явл. эксперименты
рус. кинорежиссера С. Эйзенштейна, кот. представлял иск-во как замену смысла
языком жестов. Авангардизм. Углубление к-рного кризиса привело к
появлению новых форм авангардизма во 2 половине 20 в., кот. определялись как
антииск-во. Условно их можно объединить в понятие «концептуальное иск-во»,
кот. рассматривается как способ демонстрации понятий, употребляющихся в
разных областях знаний. В концептуальном иск-ве выделяют течения: боди-арт,
ленд- арт , пеформенс, видеоарт. Это иск-во антиэстетично, оно отказывается
от правил худ. логики.
17.В эволюции В. выделяют 3 этапа: 1) Проторенессанс, 2) Ранний Р.,
3)Высокое В. Первым, кто сформулировал понятие В. был Джорджо Вазари
(«Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»). Первые признаки В.
начинают проявляться по Вазари с конца 13 в. в работах Чимабуэ и Джотто
. Они отбросили Византийские приемы и возвратились к античным традициям.
Предпосылкой к возникновению Р. было выгодное геог. положение Италии. В
иск-ве Р. чел-к стал реальной и независимой ценностью. В архитектуре это
проявляется не только в очеловечивании пропорций зданий, но и в создании идей
этажа. Проторенессанс- это подготовка к В. ,он был тесно связан со
средневековьем. Родоначальником нов. Итальянского стиля считают
Чимабуэ. Ему удалось выйти за пределы византийского канона и
предопределить новые живописные формы. Проторенессанс связывают с именем
Джотто ди Бонде, кот. предопределил путь развития Р.: динамику,
драматичность повествования, переход от плоскостных изображений к объемным и
рельефам. Новая концепция живописи основывается на перспективе и объемной
трактовке пластической фигуры. Гл. центром итл. ПротоР. была Флоренция.
Хар-рные черты мировосприятия этого времени присущи лит-ре, особенно в
работах поэта гуманиста Данте Алигьери(«Новая жизнь»и «Божественная
комедия»). Широкое признание получает творчество Ф. Петрарки,
считающегося первым гуманистом Европы («Канцоньерэ»). Значительный вклад
сделал писатель гуманист Джовани Боккаччо, развивавший итл. лит-рный
язык на основе народного(«Декамерон»). Раннее В.15в. На 1 план
выдвигается ярко выраженная чел-кая личность. Живопись и скульптура
отделяются от ар-уры. Живопись этого периода производит скульптурное
впечатление. Мастера Р.В. стремились восстановить предметность мира ,
подчеркивая объемность , четкость форм. Худ-ки 15в. открывают законы
перспективы, строят многофигурные композиции, но они используют
только линейную композицию. Основатели. Р В. :Мазаччо, Донателло,
Брунеллески. Эпохе Р.В. чужда, свойственная В.В. и идеализация чел-ка.
Основной мотив эпохи- восхищение перед античностью. Сущ-ную роль в переломе от
готики к Р. сыграли теоретические исследования Брунеллески.
Донателло впервые занялся системным изучением чел-кого тела, он разработал
индивидуальный портрет в скульптуре. Мазаччо реформатор раннего В. он
использовал светло теневое моделирование и разработал новые перспективы.
Завершает Р.В. тв-во Леона Батиста Альберти, итл. архитектора , ученого
и писателя. Он был архитектором- теоретиком. Важное значение в утверждении В.
имели его теоретические трактаты(«О живописи» «О статуе»). Творчество Альберти
свидетельство возникновения структурно математических построений. В.В.-
золотой век итл. иск-ва (1500-1530гг.).Ф-фские основы В.В. представлены
работами Помпонацци, кот. развивал учение о связи мышления с
чувственным восприятием. Геометризм Р.В. прибавляется стремление к передаче
внутреннего мира чел-ка. Разрабатывается воздушная перспектива, приемы
светотени. Иск-во ВВ отличается масштабностью, выделяется тенденция к синтезу
и обобщениям. В произведениях худ-ков основное место занимает образ
идеального прекрасного чел-ка, совершенного физически и духовно. Иск-во
В.В. представляют 3 худ-ка: Леонардо да Винчи, Микеланджело де Буанарроти,
Рафаэль Санти. Основателем ВВ считается Леонардо да Винчи. Его работы
отличает универсальность. Большое внимание он уделяет понятию гармонии. Наиб.
известными работами Леонардо: «Мадонна в скалах», «Мона Лиза», «Тайная
вечеря», «Иоанн Креститель». Выдающимся представителем итл. Р. был Санти
, творчество кот. оставило глубокий след в иск-ве. Иск-во Рафаэля более всего
выражает классич. ВР. Наиб. знаменитая его работа- «Сикстинские мадонны».
Кульминации эпохи В было творчество Микеланджело де Буанарроти. Для
тв-ва Микеланджело хар-рен титанизм. Пиком тв-ва Мик. Был потолок
Сикстинской капеллы.
24. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии».
Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,
связанное с борьбой против феодальных порядков. Хар-рной чертой Пр. было
стремление его представителей к перестройке всех общ-ных отношений на основе
разума, равенства и др. принципов, кот., по их мнению, берут начало из
«природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей к-ры 18в. стал разум.
Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр. повлияли на духов. мир
людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом процессе сыграла
лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. Для эпохи Пр. хар-но
наличие худ. направлений, кот. переплетались: сохраняются барокко и
классицизм, возникает рококо и романтизм. Основным направлением в ар-ре
был классицизм - наследование ар-ры древних Греции и Рима. Широко
использовался в Англии. Известным ар-ром был К. Рен, под его рук-ством было
построено огромное кол-тво сооружений, великим его достижением был собор Св.
Павла, кот. считается шедевром мир. ар-ры. Хар-рной особенностью
развития ар-ры было сооружение огромных строений гос-ного и
гражданского назначений, распространяется «галантный» стиль во
внутренней и внешней отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо
светской к-ры эпохи Пр. стал стиль «рококо», получивший наиб.
совершенное воплощение в обл. прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись
рококо ориентировались на создание комфорта для того чел-ка, кот. будет
созерцать их творение. Во время франц. революции ар-ра во Франции возвращается
к классицизму. Этот стиль особенно утвердился во время наполеоновского
правления. Строения создавались в четких пропорциях, как во времена
импер-ского Рима, всюду встречалась военная атрибутика. Все это подчеркивало
мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в империи Наполеона 1 наз.
ампир (империя). Шедевр франц. классицизма - Площадь Свободы в Париже(
Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Пр. были сады
и парки. В них конструировался утопический мир, альтернативный сущ-щему,
отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни,
гармонии природы и чел-ка, людей м-ду собой, свободы и самодостаточности
чел-кой личности. В композиции парков включ. библиотеки, картинные галереи,
музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и чел-ским чувствам -
любви, дружбе. Можно рассматривать худ-ную к-ру 18в. как период ломки
воздвигающейся веками грандиозной худ-ной системы, в соотв. с кот. иск-во
создавало модель жизни более значительную, чем земная жизнь. Перед худ-ком
впервые открылась возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно
модной была «галантная живопись», кот. изображала светских дам и
кавалеров, портреты выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр.
использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи
совершенно иное содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка
общ-ной системе. Развивающийся романтизм стремился к максимальному
усилению индивидуального личностного начала. Как в «галантной живописи», так и
в классицизме идет тема возвеличивания импер-ров и знати, а новый романтизм
акцентировал внимание на народе. Представитель романтизма Ф. Гойя
. Одной из важнейших хар-тик к-ры эпохи Пр. явл. процесс вытеснения
религиозных начал иск-ва светским, отражающая повседневность наблюдения
худ-ка за реальной жизнью людей, она получает широкое распространение и
стремится занять главное место в иск-ве. Парадный портрет уступает место
портрету интимному, а в пейзажной живописи появляется «пейзаж
настроения»(Ватто, Гейнсборо, Гварди). Восприятие, настроение, отраженное
в эскизе устанавливает непосредственную связь между зрителями и худ-ком:
рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна. В работах худ-ков
усиливается декоративное понимание цвета: картина должна украшать то место,
где она находится. Сущ-ной стороной эпохи Пр. было запечатление худ. ср-вами
ощущений и наслаждений чел-ка. Важное место в иерархии духовных ценностей
занимает музыка, поражающая чел-ка масштабностью и глубиной анализа самых
затаенных уголков чел-кой души. На развитие музыки эпохи Пр. оказали влияние
барокко и классицизм. Вершиной муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта
. Основоположником классицизма во французской музыке был Люлли. Во Франции и
Италии достигает расцвета опера, в Германии и Австрии - оратория и месса( в
церковной к-ре) и концерт (в светской к-ре).Также развивается опера, балет,
народное песенной тв-во, музыкальный комедийный театр. Одним из ярких примеров
оперного иск-ва явл. опера Моцарта «Волшебная флейта». Эпоха Пр. является
важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим
практически на все сферы соц.-полит. и к-рной жизни.
26. Развитие культуры в Европе 19в. было связано с 3 худ-ными
направлениями: классицизм, романтизм, реализм. Классицизм 19в.
имеет новое содержанием. Его ис-во выразительно рационалистическое. В тв-тве
классицистов преобладали сюжеты, в кот. воплощались идеи о необходимости
подчинения индивидуальных интересов интересам страны, об-ва, полит. и
религиозного движения. Поэты нового классицизма - Гете («Римские
элегии», «Эгмонт») и Шиллер(«Разбойники», «Доступность и любовь»). В
этих произведениях ощущается ориентация на высокие идеалы античности,
рационалистическое выражение образов переплетается с тонкой лирикой.
Возвышение классицизма было кратковременным, он постепенно переходил в
официальное искусство, которое теряло связь с реальной жизнью. Одновременно в
классицизмом возникло, а позднее и вытеснило его др. направление -
романтизм. романтикам было присуще чувство радикального обновления мира,
участие человека в тайном богатстве и безграничных возможностях мирового
бытия. Энтузиазм основанный на вере во всемогущество чел-кого духа, одна из
характерных черт романтического мировосприятия. Романтики мечтали о разрешении
проблемы мирового противоречия бытия. Различие м-ду идеалом и
действительностью ярко выражено в романтизме. Представители: Лермонтов,
Байрон, Эдгар Алан По. Романтики открывают глубину дух-ного мира человека.
Хар-м для романтизма есть защита свободы, суверенности, проявления интереса к
проблеме нац. духа и нац. к-ры, а также своеобразность разных исторических
эпох. Появился жанр исторического роман(произведения Джеймса Фенимора Купера,
Вальтера Скотта, Гюго). Объектом внимания западноевропейских романтиков были
история и фольклор Украины( образ гетмана Мазепы). Романтизм во многом
напоминает культуру барокко. Романтики обращали внимание на народное тв-во,
использовали сюжеты, образы, языки, присущие народным песням, балладам, эпосу(
сказки Г.Х. Андерсена, сонаты и этюды Шопена). Музыка занимает особое место в
романтизме. Критическое отношение к сущ-щим общ-ным порядкам, стремление
усовершенствовать мир, сделать его более человечным рассматривает не столько
углубленность в фантазии, идеальный мир в мечте, сколько реалистическое
осмысление действительности с целью поисков практических путей ее изменения.
Постепенно зарождается реализм. Он постепенно завоевывает основные
позиции в лит-ре, образовательном иск-ве, театре, музыке. Реализм как
направление к-ры представляет собой объективное изображение человеческих
хар-ров и условий жизни. Реализм выполнил критическую ф-цию относительно
сущ-щих общ-ных порядков. В 40-х гг. появляется направление критического
реализма. Литературным жанром критического реализма становится роман, который
дает возможность раскрыть широкую панораму общ-ной жизни, проследить
психологию героев в разных жизненных ситуациях. Становление реализма
осущ-лось постепенно. Сначала реализм был тесно связан с романтизмом
(«Шагреневая шкура» Бальзак, «Пармский монастырь» Стендаль, романы Диккенса).
Вместе с этим типичные романтические мотивы все больше переходили в
реалистические(«Красное и черное» Стендаль). Стремление в образовании
реалистического мировоззрения 2 пол. 19в. выразило себя в ф-фии. На волне
научной революции расширяется позитивизм, который становится одним из ведущих
направлений ф-фской мысли. Возникновение позитивизма связано с тв-вом Огюста
Конта. Он раскрыл идею франц. социолога Сен Симона о 3 стадиях
интеллектуальной революции человечества. Другой лидер позитивизма англ. ф-ф
и социолог Г. Спенсер. Основным законом соц-го развития он считал закон
выживания наиболее приспособленных общ-в. Позитивизм сыграл значительную
роль в становлении культуры 19в.
25. Эпоха Пр. по праву может быть назв. «золотым веком утопии».
Под Пр. понимают прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма,
связанное с борьбой против феодальных порядков. Особое место в этой
исторической эпохе отразилось в полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха
Пр.». Распространение идеалов протестантизма, бурное развитие
естествознания, нарастание интересов к научным и ф-фским знаниям за пределами
лабораторий - это лишь некоторые наиболее значимые приметы времени. 18 в.
громко заявляет о себе выдвигая новое понимание основных доминант чел-кого
бытия: отношение к Богу, общ-ву, гос-ву, др. людям и новое понимание самого
человека. Хар-рной чертой Пр. было стремление его представителей к перестройке
всех общ-ных отношений на основе разума, равенства и др. принципов, кот., по
их мнению, берут начало из «природных прав чел-ка». Основной ф-фской идеей
к-ры 18в. стал разум. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию
окружающих обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к
размышлению о таких условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели
и вселенского счастья. Изменения в соц.-эконом. сфере жизни периода Пр.
повлияли на духов. мир людей, повлияли на их идеалы, огромное значение в этом
процессе сыграла лит-ра. В период Пр. вырос соц-льный статус иск-ва. В ее
ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому
образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России, даже Англия признает
авторитет французской культуры. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным
пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы
соц.-полит. и к-рной жизни. Для эпохи Пр. хар-но наличие худ. направлений, кот.
переплетались: сохраняются барокко и классицизм, возникает рококо, ампир.
Основным направлением в ар-ре был классицизм - наследование
ар-ры древних Греции и Рима. Широко использовался в Англии. Известным ар-ром
был К. Рен, под его рук-ством было построено огромное кол-тво сооружений,
великим его достижением был собор Св. Павла, кот. считается шедевром мир.
ар-ры. Распространяется «галантный» стиль во внутренней и внешней
отделке дворцов, замков, церквей. Порождением сугубо светской к-ры эпохи Пр.
стал стиль «рококо», получивший наиб. совершенное воплощение в обл.
прикладного иск-ва. Ар-ра и живопись рококо ориентировались на создание
комфорта для того чел-ка, кот. будет созерцать их творение. Во время франц.
революции ар-ра во Франции возвращается к классицизму. Этот стиль
особенно утвердился во время наполеоновского правления. Строения создавались в
четких пропорциях, как во времена импер-ского Рима, всюду встречалась военная
атрибутика. Все это подчеркивало мощь империи Наполеона 1. Стиль франц. ар-ры в
империи Наполеона 1 наз. ампир (империя). Шедевр франц. классицизма -
Площадь Свободы в Париже( Габриэль). Зримым воплощением «лучших миров» для
людей эпохи Пр. были сады и парки. Перед худ-ком впервые открылась
возможность свободы наблюдения и тв-тва. Особенно модной была «
галантная живопись», кот. изображала светских дам и кавалеров, портреты
выдающихся просветителей (Ж.Б. Грез). Иск-во эпохи Пр. использовало старые
стилистические формы классицизма, отражая при их помощи совершенно иное
содержание. Классицизм означал подчинение чел-ка общ-ной системе.
Развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению
индивидуального личностного начала. Представитель романтизма Ф.
Гойя. Классицизм также оказал влияние на развитие музыки эпохи Пр. Вершиной
муз. к-ры эпохи Пр. - тв-во Баха и Моцарта. Основоположником
классицизма во французской музыке был Люлли. Эпоха Пр. является важнейшим
поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все
сферы соц.-полит. и к-рной жизни.
29. В 9-19вв. в восточной Европе сформировалось раннефеодальное гос-во -
К.Р. с усилением соц-ного развития язычество перестает выполнять свою
основную ф-ция, на смену ему приходит христианство. На Руси еще до прихода
христианства зарождается письменность, складываутся моральные и правовые
нормы, развивается ар-ра, скульптура. Древняя Русь славится деревянными
скульптурами, в Киеве из дуба сооружен Софиефский собор, утонченности достигли
ювелиры(браслеты, кольца, коралловые ожирелья). Популярной было музыка,
особенно тв-во скоморохов. К 12-13вв. древнерусская культура достигла своего
высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Вост. Европы. В
К.Р. возник свой особенный жанр лит-ры - летопись. Известным истор.
произведением и выдающейся леторпись среди сохранившихся есть «Повесть
временных лет»(1113г. Нестор).Русские города стали соучастниками создания
общеевропейского романского худ-ского стиля. В основе этих достижений - успехи
в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода.
Выдающееся развитие получило русское ремесло. Языческая Русь не знала
храмового строительства. После принятия христианства по заказам гос-ва,
князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам
величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную, Софийские
соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире.
Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храм являл собой
как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам
определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба - куполом. Все
центральное пространство храма в плане образовывало крест. Особенность
зодчества К.Р. проявлялось, с одной стороны, в следовании византийским
традициям, с др. - сразу наметился отход от византийских канонов, поиск
самостоятельных путей в ар-ре. Так, в 1 каменной церкви - Десятичной -
наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность,
пирамидальность - это чисто русское наследие деревянного зодчества,
перенесенного на камень. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой.
Необходимым эл-том украшения были иконы. Где бы ни обучались русские худ-ки,
они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в 12в. русские
иконописцы создают оригинальные худ-ные композиции, неизвестные в Византии.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на
руках. Эта икона стала своеобразным символом Руси. Худ. наследие К.Р.
сохраняло значение в кач-ве образцов, которым стремились следовать. Возникали
местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства
получили самостоятельное развитие. В целом, древнерусская цивилизация
Киевского периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от
раннефеодальных цивилизаций Зап. Европы. Их сближали преобладающие технологии
материального производства, городской хар-р культуры, единообразие многих
ценностных ориентаций. Православный хар-р русского христианства и тесные
эк-ские, полит., к-рные связи с Византией, определили стилевую специфику
цивилизации Др. Руси. В первые века К.Р. по многим культурным,
ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону
византийской культуры, хотя по большинству форм общ-ного устройства и
жизнедеятельности она была скорее ближе к Центр. Европе.
23. Глубокие изменения в соц.-полит. и духовной жизни Европы, связанные с
зарождением и становлением буржуазных эк-ских отношений обусловили основные
доминанты культуры 18в. Особое место в этой исторической эпохе отразилось и в
полученных ею эпитетах: «век разума», «эпоха Пр.». распространение идеалов
протестантизма, бурное развитие естествознания, нарастание интересов к
научным и ф-фским знаниям за пределами лабораторий - это лишь некоторые
наиболее значимые приметы времени. 18 в. громко заявляет о себе выдвигая новое
понимание основных доминант человеческого бытия: отношение к Богу, общ-ву,
гос-ву, др. людям и новое понимание самого человека. Эпоха Пр. по праву может
быть названа «золотым веком утопии». Пр. прежде всего включало в себя веру в
возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая полит.
и соц. устои. Предписывая все св-ва чел-кой натуры воздействию окружающих
обстоятельств или среды, ф-фия этой эпохи подталкивала к размышлению о таких
условия сущ-ния, кот. способствовали торжеству добродетели и вселенского
счастья. Никогда ранее европейская культура не рожала такого кол-ва романов,
трактатов, описывающих идеальные общ-ва, пути их построения и установления.
Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты
утопии. Предложенный мыслителями 18в. идеал общ-ного устройства использовался
для сокрушительной критики сущ-щего порядка вещей. в 18в. Франция становится
гегемоном духовной жизни Европы. В ее ф-фии, лит-ре, иск-ве новые веяния
проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании,
Германии, Польше, России, даже Англия признает авторитет французской
культуры. 18в. отодвигает на 2 план как религиозные, так и нац. различия,
обращаясь к чисто человеческому содержания культуры. Иск-во 18в. стремиться
отойти от возвышенного к простому, соизмеримому с человеком в его повседневной
жизнью. Эта «соизмеримость» появляется в ф-фии и в науке. Частная жизнь,
интимные чувства и эмоции противопоставляется холодной официальности,
фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. Для мыслителей
эпохи Пр. был хар-рен универсализм тв-ских и жизненных интересов. Они сочетали
ф-фские мысли с юношеской влюбленностью в поэзии, увлеченность
естественнонаучными и матем-скими исследованиями - с постоянным участием в
общ-но-полит. жизни своих стран. Эпоха Пр. является важнейшим поворотным
пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы
соц.-полит. и к-рной жизни.
21. Термин «барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в
конце 19в. Это направление западноевропейской культуры, которое сформировалось
после кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме,
отражает мир в изменчивости и движении. 17в.переходит от классического
восприятия к преимущественно живописному, от аспекта устойчивости пребывания
к аспекту подвижности, протекания во времени. Для барокко присущ худ- стиль,
который характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща
театральность, зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности,
широкое использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к
экзотике, к невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры.
Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное
искусство. Широко распространено в Италии, Испании, Германии, Фландрии. Рим
более всего город барокко. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад,
ориентированный на живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы,
полуколонны, колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости,
густоты форм. В сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах
преобладают кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают
карнизы, окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая
пышность и богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими
группами, росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Перспектива, анатомия и
ракурсы перестали быть проблемой для худ-в барокко. Наиболее используемый
эффект барокко - эффект оптической иллюзии. Выдающийся скульптор и ар-р
барокко - Бернини Лоренцо (площадь перед собором Св. Петра), сделавший первую
попытку изобразить динамику в статике. Еще одним представителем барокко был
Караваджо, который был не принят католической церковью, а признан
аристократией. Возникает целое направление в иск-ве караваджизм, повлиявшее на
18-19вв. Характерной чертой барокко были фонтаны. Одновременно разрастается
садовое искусство, вокруг домов разбиваются сады. Много образцов барокковой
ар-ры сохранилось во Львове. Это костел иезуитов( Якобо Бриано) и
доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий).
Формирование и распространение культуры барокко ознаменовалось утверждением
взглядов на жизнь как драму. Если жизнь представляется драмой, то надо
приукрасить каждое ее мгновение, сделать ее не только духовной, но и
чувственно насыщенной, поэтому трагизм мировосприятия барокко ограниченно
переплетался с гедонизмом.
22.В 17 в. происходит мировоззренческая революция, рушится традиционная
картина вселенной. Великий итл. физик механик и астроном Галилей
сконструировал зрительную трубу и с ее помощью увидел новую огромную
вселенную. Нем. астроном Кеплер обобщил астрономические наблюдения в мат.
формулах, открыл 3 закона движения планет, кот. получили наз. законов
Кеплера. Важную роль в решении проблем методов научного познания сыграл англ.
ф-ф и гос. деятель Ф. Бекон, кот. противопоставил схоластике новые, метод
научного познания, кот. базируется на рациональном анализе опытных данных.
Самым гл. общекультурным наследием научной револ.17 в. - изменение
схоластического миропознания на опытное и мат-ское. Углубились различия м-ду
наукой и религией. Одновременно религия оставалась гл. дух. регулятором
массовой традиционной народной к-ры и науки. Наступает развитие и подъем худ.
к-ры. Столетие, начало кот. связано с творчеством Шекспира и Сервантеса,
представлена именами Лопе де Вега, Педро Кальгерон де ла Барка, Пьер Кальнель и
Джон Мильтон, Мольер. Большое значение на этом этапе принадлежит живописцу
Караваджо, кот. считается одним из основателем реалистического направлением
в европейском худ-ве. Караванджизмом восхищались Рубенс, Веласкес, Рембрандт.
В тогдашней Итл. бурно развивается скульптура и ар-ра. Общая картина развитие
иск-ва отличается большой сложностью. В иск-ве сосуществуют бунтарный разрыв
Караваджо с традициями во имя утверждения жизненного, иногда грубого реализма
и рационально-мистическое иск-во Бернини, необыкновенная чувственность
образов Рубенса и слож. этическая проблематика Пуссена, трагизм Рембрандта и
многозначительность Веласкеса. Новые искания в худ-ве красочно воплотили в
своем творчестве Рубенс и Рембрандт. Нидерланды распались на Фландрию и
Нидерланды. Фламандское иск-во жизнерадостно. Фламандское иск-во - это прежде
всего произведения Рубенса. В его творчестве слились в единое целое худ.
традиции севера и юга Европы, итл. и фламандской живописи. Его работы: « Союз
Земли и Воды », «Персей и Андромеда», «Аллегория мира». Он использовал
мифологические сюжеты для изображения сильных и прекрасных людей, кот. была
свойственна духовное могущество. Рубенс владел высокой к-рой и широкими
знаниями. Он привил барокко относительную вольность нравов,
простодушно-грубоватую чувственность. Рубенс - худ-к цвета. Творчество Ван
Дейка - ученика Рубенса - очень красочно. Ему удалось выйти на стезю своей
гениальности. В иск-ве Голландии установилась классификация жанров: бытовая
(комнатная) живопись; пейзажный, портретный и натюрмортный жанры.
Представителем комнатной живописи были Питер де Хох (открывает парадокс рамки
как прием), Тербарх. Искусство Голландии представлено работами Рембрандта.
Новизна картин Рембрандта лежала в реалистическим изображением людей ,
глубоком изображении их внутреннего духовного мира. Он ввел в живопись новые
приемы- сочетание красочных цветовых отблесков и широких теней, светотень у
Рембрандта - это сияние во мраке. Тень создает впечатление не только
пространственной глубины, но и глубины временной. Его шедевры: «Возвращение
блудного сына», «Даная», «Мужчина в красном». Но его творчество было признано
только после его смерти. В Испании сущ-ет школа караваджистов. Ар-ра
представляет собой сочетание готики с чертами готического иск-ва. Появляется
стиль платереска (ювелирный стиль) - заимствование арабского иск-ва.
Испанская к-ра представлена тв-вом великого испанца Диего Веласкеса
(«Именины»), придворного живописца испанского монарха. Рембрандт помещает
фигуры в световоздушную среду, от чего очертания объемов, реальность предстает
такой, какой она является глазу. Мировоззренческие и моральные разногласия
эпохи, обострение полит. и идеологической борьбы - все это получило выражение
в распространении и противоборстве 2 господствующих в 17в. худ.-эстетических
течений - барокко и классицизма. Расширение классицизма во Франции в 17в. было
связано с литературно-драматургической деятельностью: Мольера, Корнеля,
Росси. Этот стиль нашел воплощение в поэмах и сатирах Боало, Лафонтена и др.
Одним из первых представителей классицизма был Ф. Молерб, который
содействовал выработке норм франц. лит-ного языка. Как ар-рный стиль,
классицизм получил свое самое красочное выражение в резиденции франц. королей
Версале - едином ансамбле дворцов, павильоном, аллей, каналов, статуй,
фонтанов. На его сооружением работали известные ар-ры: Лево, Ардуэн-Мансар,
Габриэль и др. В живописи 17в. идеи классицизма вполне воплотились в
творчестве Пуссена и Лоррена.
18. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение
античного идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к
пластике от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление
прекрасного человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р. формировалась
как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не проявиться влияние
средневековой культуры. Это преобладание библейских тем сюжетов, влияние
схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь. В. -это время
выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р. познать и отобразить
реальный мир, его красоту и разнообразие. Хар-рной чертой Р. была
тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности В.:
мастера Р., особенно Высокого, совмещали в себе и худ-ков, и поэтов, и
инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов В. можно назвать
Леонардо и Микеланджело. Эти мастера представляют два полюса В. Они сходны
лишь в том, что после них не было и не могло бы быть продолжения в рамках
стиля Р., после них была новая эпоха, новое направление как в культуре, так и
в миропонимании. А в остальном, это 2 противоположности, как в иск-тве, так и
в хар-ре и судьбе. Если у М-ло все его замыслы, какими бы гениальными и
грандиозными они не были, остаются в пределах его физ-ских возможностей,
выполнимые пусть ценой нечеловеческих усилий. В большинстве случаев они были
осуществлены, т.к. для М-ло невыполнение чего-либо было огромной душевной
мукой. Материализация, пластическая определенность были более всего важны для
него. Но в тв-ве М-ло присутствует внутренняя незаконченность. Для Л-до же
незаконченность вообще не трагедия, она не ставит под сомнение его тв-ского
гения. Его более интересовало начинание, поиск решения проблемы, а когда он
видел выход, то завершение работы переставало его интересовать. М-ло был не
только великим худ-м, но также поэтом, полит. деятелем. Будучи неуверенным в
себе меланхоликом, неряшливым и угрюмым, очень замкнутым и болезненным, в
своем тв-ве он предстает титаном как физически, так и духовно. По словам
Вазари, М-ло тяготился своим гением, а стремление к завершенности заставляло
его работать до изнеможения. Нет худ-ка более материального, чем М-ло, потому
что избыток духа порывается осущ-тся в избытке плоти, вздувая мышцы, распирая
торсы изнутри. Л-до был полной противоположностью М-ло. Хотя он был не так
богат, но всегда был изысканно одет, краси, располагал к себе сердца. Для Л-до
главное постижение всего в мире до последнего предела. По своему строю
тв-ского мышления - это отстраненный, наблюдающий ум. Он не в силах был
ограничится живописью и вообще иск-вом. Он был инженером, конструктором. При
встрече короля Франциска 1 Л-до сконструировал механического льва, который
прошел по залу 200м, а когда остановился перед королем из его груди
посыпались лилии, символ власти французских королей. Если М-ло можно назвать
самым гениальным худ-ком В, то Л-до - самым великим замыслом худ-ка Р. М-ло
материализовал дух, а Л-до одухотворял природу. Если Л-до и М-ло можно
представить как 2 полюса В., то его серединой можно назвать Рафаэля. Именно его
тв-во наиболее полно выразило все принципы В., оно уложилось внутри Р.
искусство Р-ля на все времена стало символом «гармонии», воплотило ее в себе.
Но титанизм личности относится ко многим деятелям В., таким, как основатель и
крупнейший представитель северного В. А. Дюрер, итал. историк, поэт, ф-ф и
дипломат Макиавелли, гуманист Пико делла Мирандолла и др.
19. Эпоха В. - время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся
произведений. Это время перехода от феодального общ-ва к буржуазному. В
зарождаемой системе ценностей и духовной к-ре на 1 план выдвигаются идеи
гуманизма. Культура В. - это обращение к античности, возрождение
античного идеала человека, понимание красоты как гармонии и меры, переход к
пластике от средневекового символизма. Антропоцентризм и прославление
прекрасного человека были близки европейскому гуманизму. К-ра Р.
формировалась как отрицание средневековых догматов, но в ней не могло не
проявиться влияние средневековой культуры. Это преобладание библейских тем
сюжетов, влияние схоластики, большинство заказов мастерам делала церковь.
В. -это время выдвижения на 1 план живописи из-за стремления иск-ва Р.
познать и отобразить реальный мир, его красоту и разнообразие. Характерной
чертой Р. была тесная связь науки и искусства. Своеобразный хар-р имело
сев. В.(Германия, Нидерланды, Франция). Оно отстает от итальянского на целое
столетие. В иск-ве сев. В. больше средневекового мировоззрения, влияния
религии, символики. Ф-фской основой сев. Р. был пантеизм,
который не отрицая Бога как бы растворяет его в природе. Основателем и
крупнейшим представителем сев. В. был Альбрехт Дюрер. Он был
теоретиком иск-ва, первым в Германии создал труд о перспективе. Дюрер был
автором множества картин, гравюр, гравюр на дереве, рисунков и акварелей.
Влияние пантеизма обусловило появление пейзажа как самостоятельного жанра.
Немецкие пейзажисты - А. Дюрер, Л. Кранах. В иск-ве сев. В. также получил
развитие портрет. Немецкие портретисты были безразличны к красоте, для них
главное - передать хар-р, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда
- в ущерб красоте, идеалу. Крупнейшие портретисты: в Германии - Дюрер,
Гольбейн, в Нидерландах - Ян ван Эйк, ван дер Вейден, во Франции -
Фуке. В рамках сев. В. возникает и развивается (прежде всего в
Нидерландах) бытовая картина. Крупнейшим мастеров этого жанра был
Питер Брейгель, писавший сцены из крестьянской жизни. Нидерландских худ-ков
отличала крайняя тщательность письма. В сев. В. главное место заняли вопросы
религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения.
Сев. гуманизм привел к Реформации и протестантизму.
30. На смену кризиса Ренессанса приходит барокко. Термин
«барокко»(химера) ввел швейцарский историк и ф-ф Буркхардт в конце 19в. Это
направление западноевропейской культуры, которое сформировалось после
кризиса Возрождения. Барокко означает общую тенденцию в динамизме,
отражает мир в изменчивости и движении. Для барокко присущ худ- стиль, который
характеризуется аффектной динамикой, патетикой, ему присуща театральность,
зрелищность, иллюзионизм, столкновение фантазии и реальности, широкое
использование антитез, гипербол, сложных метафор, стремление к экзотике, к
невиданному и необычному. Эстетика барокко утверждала метафоры.
Барокко вошло в ар-ру и музыку, строительство и лит-ру, декоративное
искусство. Хар-ной чертой ар-ры барокко есть фасад, ориентированный на
живописную связь с внешним окружением (деление на ярусы, полуколонны,
колонны), ар-рный фасад создает впечатление перетекаемости, густоты форм. В
сооружениях стиля присутствует необычная сложность, в планах преобладают
кривые линии, стены зданий выгибаются, из них как будто вырастают карнизы,
окна отделаны разнообразными формами, ниши украшены статуями. Общая пышность и
богатство дополняются скульптурой, главным образом аллегорическими группами,
росписью, мраморной и бронзовой отделкой. Наиболее используемый эффект барокко
- эффект оптической иллюзии. Вторая пол. 17в. - это период развития в укр.
к-ре стиля барокко. В лит-ной жизни выделялись диалоги, диспуты, памфлеты.
Представители барокко были церковные деятели, писатели,
ученые, такие как Л. Баранович, И. Гизель, И Галятовский, Ф Сафонович,
Вясинский. Развивалась ораторская проза(К. Зиновьев, Г. Сковорода, И.
Котляревский). В развитии укр. стиля барокко можно выделить 3 этапа:
ранний, зрелый и завершительный. Укр. барокко впитало в себя все
богатство европейского иск-ва, умело объединив его с собственными
эстетическими основами. Примером раннего этапа укр. барокко была
сложная композиция объемов сложных сооружений. Второй этап хар-лся
добавлением экспрессии, рисунков и декоративной выразительности. В это время
активно распространялись росписи, лепка и цвет. София Киевская построена в
этом периоде (Шедель). 3 завершающий период развития стиля укр. барокко
представлен памятниками ар-ры во Львове: костел иезуитов( Якобо Бриано) и
доминиканский костел (Ян де Витте), королевский арсенал (Павл Гродзицкий)..
Большой вклад в развитие этого периода сделали ар-ры европейской школы (Б.
Меретин, Растрелли, Меретин и Григорович -Барский). Ар-рные сооружения
развивались под влиянием, содной стороны, ар-рной эстетики европейского
барокко, а с др., нар. традиций. Со 2 пол. 17в. расширяется монументальное
строительство, которое находит свое выражение в ар-ре строительства культа.
Все укр-ское барокко представлено вычурностью форм, фантазией. Музыка
барокко отличается с переливами. Барокко в живописи представлено
многочисленной орнаментностью, пышностью в одежде, на святых много золота,
расшитые наряды. Ярким представителем укр. живописи был И. Рудкович. В
этот периол развивается укр. портретный стиль, портрет являлся жанром
светского иск-ва и имел нац. особенность: привсей своей жизненности он сберег
тесную связь с иконописью. Стиль барокко представлен колокольней
Киево-Печерской Лавры, Андреевская церковь и Мариинский дворец в
Киеве(Мичурин). Гостиница «Украина» построена в стиле эклектика: готика
(вертикаль) + барокко (орнамент из цветного кафеля и белая орнаментная
лепка, сочетание белого с голубы и золотым цветами), планировал ее постройку
ар-р Растрелли. Украинское барокко зачастую казацкое - собор в г.
Новомосковске (Яков Погребняк).
27. Натурализм (природа) стремился к объективным точным изобр-ям чел-кого
хар-ра, уделял большое внимание окружающей среде. Сложился во Франции. Для
натурализма хар-рны достижения естественных наук. Он базируется на ф-фии
Конта. Натурализм вводит понятие «природный детерминизм». Позднее это понятие
расширено французским писателем Э. Золя («Доктор Паскаль», «Человек-зверь») в
работе «Экспериментальный роман», кот. обосновывает новые направления в лит-ре
и хочет применить открытия естественных наук в лит-ре. В 60-е гг.
складывается школа натуралистов: Мопассан, Доде, которая сущ-ет до конца 80-х
гг., а к концу 90-х теряет теоретическую четкость. Предметом изучения
натуралистов явл. чел-к. В худ-ных произведениях чел-к выражается как глав.
критерий. Быт изображается во всех деталях, обосновывается физиологическая
основа психики. Изучение материального быта давало возможность сосредоточиться
на соц-льных особенностях чел-ка, насколько среда влияет на чел-ка. Преобладает
интерес к психологич. основам психики, недоверие к абстрактным идеям, к кот.
склонялись романтики. Для писателей хар-но представление обусловленности
судьбы чел-ка. Э Золя верил в науку, прогресс. Натуралисты отказывались от
морализаторства. Лит-ра как и наука не имела права на выбор сюжета, не сущ-ло
никаких канонов. В 60-70-е гг. открылись новые темы, показывающие жизнь
униженных и оскорбленных. Теория натурализма Э. Золя - отказ ухд-ка от любой
оценочной категории при изображении фактов, абсолютный объективизм,
беспристрастность, обращение лит-ры и науки к запретным темам. Золя в своем
романе создает полное генеалогическое дерево с подробной хар-кой, населяет
роман большим кол-вом персонажей («Ругон-Мажкары» 1200 персонажей), выбирает
для романа период позора и безумия. После трагедии парижской коммуны взгляды
Золя сильно изменились, постепенно усиливается социальная линия. В России
натурализм представлен русской натуралистской школой (Белинский, Тургенев,
Достоевский). Для 19в. хар-но появление импрессионизма, связанного с
именами Монэ, Ренуара и Дега. Истоки импрессионизма связывают с именем Моне,
творцом, стремящимся к тому, чтобы передать свои впечатления («Восход солнца»,
«Завтрак на траве»). Импрессионисты применяют новый м-д видения мира. На их
картинах мир представлен в движении, природа - в разнообразии, главное
внимание сосредотачивают на свете и цвете, отказываются от традиционного
понимания сюжета в пользу мотива. Символизм. Рождается во Франции
60-70-х гг. в тв-ве Бодлера, Верлена и Рембо в недрах лит-ры и проникает во все
сферы к-ры. Символисты обращаются к духовному религиозному миру человека,
считали главным в тв-ве интуицию. Они определяли проблему символа, который по
их мнению объединяет земное, временное с другими мирами, с глубиной души, с
вечным и абсолютным. Симлистической образ ознаменовал собой сущ-ние «царства
тайн». Символисты мечтали о соединении иск-ва и религии, которое должно стать
обновлением свободного духа. Символизм внес важный вклад в развитие к-ры 20в.,
особенно на иск-во сюрреализма и экспрессионизма. Символизмом увлекаются
Гаупжман, О. Уайльд, Матерлин, худ-к Эдвард Муйк (картина «Крик», с которой
связывают начало символизма).
13. Виз-кая империя возникла на рубеже 2 эпох: гибели поздней
античности и рождением средневекового общ-ва, впоследствии распада Римской
империи. Она просуществовала до середины 15в. на протяжении своей тысячелетней
истории В. - центр своеобр. к-ры, формировавшейся под влиянием римских, греч. и
эллинистических традиций. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях
противопоставления идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии
виз-кого общ-ва, оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во
- своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и
христианства, кот. было провозглашено официальной религией. В
христианской идеологии выделяются 2 течения: аристократическое
(связано с властвующей церковью и импер-ким двором) и народное
(образовалось на религигиозно-этических взглядов народных масс). Вся духовная
жизнь общ-ва складывается напряженно: во всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве
наблюдается смешения языческих и христианских идей, образов, взглядов,
красочное соединение языческой мифологии и христианской мистики. Вообще
история Виз-кой империи исходила из культа императора, правитель В.
совмещает духовное и светское начала на одном посту. Сначала была мозаика,
потом фреска, потом икона. До нас дошли представления о мозаике в Равенне. 3
категории В. эстетики: 1) истина, 2) красота, 3) благо
. Система света и система цвета применялись в эстетике. Система
света - это золотая система, т.е. золото фонов, лучей. Система теплых
цветов света создавала нежное живописное мерцание, нейтрализуя реальные
источники света. Золото превращалось в источник нереального света, кот.
возносит икону во внепространство, во временную среду, усиливает оторванность
от окруж. среды. Ассоциация символики цвета сложна и многообразна(в
иконографии сущ-вал канон): пурпурный цвет в одеянии Иисуса Христа
совмещает красный и синий, т.е. несовместимое, Христос соединяет земное и
небесное, возникает новый богочеловек(все расколы основаны на выяснении
первоприроды). В иконографии богоматери: пурпурный, коричневый и зеленый.
Белый цвет - чистота, отрешенность от земного (особая штриховка лица, т.е.
опред. сияние) ассоциируется с предвечным безмолвием. Черный цвет -
завершение деяния, знак скорби. Зеленый цвет - юность и цветение.
Темно-синий - непостижимые тайны, сильное духовной очарование. Категория
прекрасного должна быть организована, система света и цвета отражает
внутреннее состояние чел-ка.
12. Возник. виз-кой к-ры происх. в условиях противопоставления
идейной жизни ранней В. Это было установления идеологии виз-кого общ-ва,
оформлением сис-мы хр-кого мировоззрения. Виз-кое общ-во -
своеобразная система, кот. опирается на традиции языческого эллинизма и хр-ва,
кот. было провозглашено офиц. религией. В хр-ской идеологии выделяются 2
течения: аристократическое(связано с властвующей церковью и
импер-ким двором) и народное(образовалось на религигиозно-этических
взглядов народных масс). Вся духовная жизнь общ-ва складывается напряженно: во
всех сферах знания, в лит-ре, иск-ве наблюдается смешения языческих и хр-ских
идей, образов, взглядов, красочное соединение языческой мифологии и хр-кой
мистики. Полит. и идеологический резонанс вызвали церковные реформы первых
импер-ров из Исаврийской династии. Впервые в истории В. столкнулись
гос-во и церковь. Иконоборство - борьба землевладельцев и части
торговцев и ремесленников за ограничение могущества церкви. Эта борьба привела
к компромиссу м-ду гос-вом и церковью: земельные владения церкви были
урезаны, а виз-кий импер-р стал признанным главой православной церкви. Вообще
история Виз-кой империи исходила из культа импер-ра, правитель В.
совмещает духовное и светское начала на одном посту. Христос представляется
императором небесным в отличии от императора земного. Первые хр-не собирались
в катакомбах. Хр-тво зарождалось как аскетическое направление, но в В.
примешивался культ импер-ра. Строительство храмов прославляло импер-ров.
Иконоборство разрушило памятники иск-ва и принесло значительный вред к-рному
развитию В. Во времена иконоборства в ар-ру проникают влияния мусульманского
зодчества. Особенности хр-ва: единый бог, этот бог есть надмирный творец и
властелин мира. Хр-кая к-ра открывает и обосновывает значимость
чел-кой личности, твор-ва и свободы. Хр-тво берет свое начало в иудаизме
(религия древних евреев). В основе хр-тва лежит идея о том, что чел-к
создан богом по «образу и подобию своему», личностью обладающем свободы и
тв-ской способностью. Высшей религиозной целью хр-тва явл. спасение.
Хр-ская нравственность исходит из самоценности личности и неразрывной
связи добра, истины и свободы. В хр-стве нравственные нормы обращены не
к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к «внутреннему чел-ку».
Высшая нравственная инстанция - совесть. Вера в бессмертие души
играет огромную роль в хр-ве, она призвана дать чел-ку не только знания, но и
непосредственное ощущение силы нравственных норм хр-ва. Важнейшей составной
частью хр-ва явл. эсхатология- учение о конце света , Страшном Суде и
т.д. Хр-во сформировало новый смысл природы и чел-кого бытия, кот.
стимулировали развитие нового иск-ва, стали основой естественнонаучного и
гуманитарного познания.
Страницы: 1, 2
|