рефераты курсовые

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea)

движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных

апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо

психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало

заметным событием в художе­ственной жизни Италии того времени. Как истинный

новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл

стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти

экс­перименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро

отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в

которой находилась трапезная, – все это сослу­жило печальную службу сохранности

Тайной вечери. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556.

Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации

были неквали­фицированными (просто заново наносились красочные слои). К

середине 20 в., когда Тайная вечеря при­шла в плачевное состояние,

приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой,

затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И

хотя произ­ведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы

позволили говорить о том, что этот ше­девр эпохи Возрождения спасен. Работая

над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в

Мантую и Вене­цию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д'Эсте

(1500, Лувр, Париж), выполненный чер­ным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на

написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был

выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома

(1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены

зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не

сохранился). Другая стена для оформления была от­дана Микеланджело Буонарроти

(1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине. Эскизы

Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой

происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в

1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей,

Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой

постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые

отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности,

сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана

центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж). Впервые в истории

батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506,

Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой

флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина

немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь

отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное

впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства,

воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато

Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка

светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое,

за­вораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в

величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского

(1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему,

новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается

научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй

вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея,

Лон­дон).

Св. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из

тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя

разработка этой темы осталась незакончен­ной.

В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но

вскоре теряет благо­склонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду,

составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об

устройстве человеческого голоса. В это время им создан единствен­ный

Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной,

показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным

взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн

Креститель (1515, Лувр, Париж). Св. Иоанн показан изнеженным с

соблазнительной улыбкой и женственными жестами.

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от

Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в

усадьбу недалеко от королевского замка Ам­буаз. В 1516 или 1517 Леонардо

прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Ок­руженный

почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер

и архи­тектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается

прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке

придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги

Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его

смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть

хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих

научных инте­ресов. Уникальны его исследования в области конструирования

летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев,

и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и

неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера

(вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в

области ботаники: он пер­вым описал законы филлотаксии (законы, управляющие

расположением листьев на стебле), гелиотро­пизма и геотропизма (законы влияния

солнца и гравитации на растения), открыл способ определения воз­раста деревьев

по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан

правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему

рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого

тела: показывал объект в четырех видах, чтобы ос­мотреть его со всех сторон,

создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его

исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения

морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные

образы на роговице глаза проецируются в пере­вернутом виде, был изобретателем

камеры-обскура, которая использовалась пейзажистами 18 в. для точ­ного

воспроизведения видов. Камера-обскура (от лат. camera – комната, obscurus –

темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок, лучи света

отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают

перевернутое цветное изображение. В рисунках Леонардо есть проект инструмента

для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века

спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть:

легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки

для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным

скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое

другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О

Божественной пропорции, Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к

этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был

воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола

Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в

египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведе­нию

через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными

мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели),

серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи, работа над которым

продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном

справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о

линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике,

оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в

искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был

естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий

для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

Нина Байор

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (19.99 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (19.56 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (14.42 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (54.55 Кб)

Лекция: Творчество и жизнь художников Итальянского Ренессанса (miscellanea) (13.20 Кб) Высокое Возрождение в Италии.

Определенную трансформацию претерпели и гуманистические идеалы. Это

отразилось в кризисных явлениях, ряд которых наметился в ренессансной

культуре уже в эпоху Высокого Возрождения. Учение о человеке, его месте в

природе и обществе получило раз­витие теперь не столько в сфере традиционных

гуманистических дисциплин, сколько в на­турфилософии и естествознании,

политической и исторической мысли, в литературе и ис­кусстве. Но, пожалуй,

главное отличие Чинквеченто от предшествующих этапов Возрождения - в широком

проникновении Ренессанса во все сферы культуры: от науки и философии до

архитектуры и музыки. Равномерности развития не знает и XVI в., но зато уже

нет такой области культуры Италии, которая не была бы затронута воздействием

Ре­нессанса. Ренессансная культура, ее гуманистическое мировоззрение и

художественные идеалы широко воздействовали на жизнь итальянского общества.

Хотя нельзя отождеств­лять представления творцов новой культуры и тех, кто ее

воспринимал в меру своей обра­зованности. Светские начала активно

утверждались в идеологии и менталитете, в образе жизни и повседневном быте

разных социальных слоев. Этому способствовала сама разно­сторонность культуры

Возрождения, многообразие сфер ее проявления и воздействия - от философии до

литературы и искусства. Ренессанс, таким образом, дал импульс усилению

процессов секуляризации общественной жизни Италии, повышению роли

индивидуального и национального самосознания, выработке новых массовых

художественных вкусов.

Плеяда выдающихся поэтов и писателей, ученых и деятелей различных видов

искусства участвовала в этом новом великом интеллектуальном движении.

Крупнейшей фигурой, стоявшей на грани средневековья и нового времени

("последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени"),

был флорентиец Данте Алигьери (1265-1321). Его "Божественная комедия", как

никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних

веков. "Ад", "Чистилище" и "Рай" составляют три части его поэмы. Но в то же

время в поэзии Данте уже чувствуются новые, глубоко реалистические мотивы.

Сама классовая борьба в родном городе Данте - Флоренции отразилась в поэме,

как в зер­кале. "Божественная комедия" была написана на тосканском наречии,

которое легло в ос­нову будущего национального итальянского литературного

языка.

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость

богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер

художественного и ин­теллектуального творчества на основе упрочившейся

общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства - на

основе новой, ставшей единой для всего их ан­самбля стилистики. Культура

Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в

итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культур­ного

развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма,

дос­тигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической

личности, об­ладающей безграничными возможностями познания мира и

созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой

наглядностью воплощен в изобразительном ис­кусстве и литературе, нашел новое

осмысление в философской и политической мысли. То­гда же обрела зрелые формы

и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущест­венно на

неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля.

Эсте­тика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих

мастеров - Лео­нардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо,

Кастильоне, других писате­лей, в многочисленных философских трактатах о

любви. Идеалы красоты и гармонии все­сторонне осмыслялись и даже становились

своеобразной нормой, воздействовавшей на са­мые разные виды творческой

деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали

характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и ху­дожественного

стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала

опреде­ленное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в

культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-

аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.

Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В

стране, где сохранялся государственный по­лицентризм, дворы правителей,

привлекавших к себе на службу художников и архитекто­ров, литераторов и

историков, политических мыслителей и философов, оказывались глав­нейшими

средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от правителей

Ми­лана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский

двор. В рес­публиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных

заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система

меценатства, ставшая для мно­гих из них основным источником средств

существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя

учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная

культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся

драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до

трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий

человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки

наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору

контрастах общественной мысли: рационализм и трез­вый взгляд на

действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками иде­ального

земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде

всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под

сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв

между гуманисти­ческими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в

культуре, равно как и по­пытки их преодоления. С этим связано появление

маньеризма - нового художественного направления в литературе и искусстве,

характерными особенностями которого стали под­черкивание напряженной

внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм

отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного

великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих

мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую

ограничивалась чисто внешними эффектами. Художественный язык маньеризма

усложнялся, обретая черты вы­чурности, рафинированности, повышенной

экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на "подражание"

натуре, а на "преображение" ее. Это направление получило распространение

преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным

образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-

ари­стократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая

архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе -

прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще

одно художественное направление - барокко, стилистическая неоднородность

итальянской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

Библиотека > Культура Возрождения > Италия > Высокое Возрождение в Италии

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость

богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер

художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся

общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства — на

основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура

Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в

итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного

развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма,

достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической

личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и

созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой

наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел но­вое

осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и

ренессансная эс­тетика, которая складывалась преимущественно на

неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля.

Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих

масте­ров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо,

Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви.

Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились

своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой

деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали

характерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного

стиля, достигшего классических черт и выра­зительности, создавала

определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в

куль­туре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-

аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви.

Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В

стране, где сохранялся государственный полицентризм, дворы правителей,

привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, литераторов и

историков, политических мыслителей и фило­софов, оказывались главнейшими

средоточиями ренессансной культуры. В щедром меценатстве от прави­телей

Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский

двор. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных

заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система

меценатства, ставшая для многих из них ос­новным источником средств

существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя

учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная

культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся

драматической напряженности художественных об­разов, позже дошедшей до

трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических уси­лий

человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки

наметившихся кризисных яв­лений складываются и в резко проявившихся в ту пору

контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на

действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального

земного града.

Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего

изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение

веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между

гуманистическими идеалами и реальностью порождал кри­зисные явления в культуре,

равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма —

нового художественного направления в литературе и искусстве, характерными

особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни

человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Мань­еризм отказывался от строгой

классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он

прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его

артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами.

Художественный язык маньеризма усложнялся, обретая черты вычурности,

рафинированности, повышенной экспрессии. Эстетика маньеризма утверждала

ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. Это направление

получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде,

где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие

парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая

архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе —

прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще

одно художественное направление — барокко, стилистическая неоднородность

итальян­ской культуры оказалась одной из наиболее характерных ее примет.

В С Т У П Л Е Н И Е

Характеристика эпохи

XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и

культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а

позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли,

вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение

главных торговых путей из Средизем-номорья к северу, завершившееся по­сле

падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI

века, преобразили облик средневековой Европы. Почти повсеместно теперь

выдвигаются на первый план города. Некогда могущественнейшие силы

средневекового мира - империя и папство - переживал глубокий кризис. В XVI

столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации стала

ареной двух первых антифеодальных революций - Великой крестьянской войны в

Германии и Нидерландского восстания. Переходный характер эпохи, происходящий

во всех областях жизни процесс освобождения от средне­вековых пут и вместе с

тем еще неразвитость становящихся капиталистических отношений не могли не

сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того

времени.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры -

расцветом естест­венных и точных наук, литературы на национальных языках и, в

особенности, изобразительного искус­ства. Зародившись в городах Италии это

обновление захватило затем и другие европейские страны. Появление

книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения

литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение

между странами способствовало повсе­местному проникновению новых

художественных течений.

Термин"Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке

древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии

культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского

искусства, автор прославленных"Жизнеописаний" наиболее знаменитых жи­вописцев,

ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о"возрождении" искусства Италии. Это понятие

возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции,

согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного

варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации

классической уры, историки того времени полагали, что искусство некогда

процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Тер­мин"Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи,

сколько самый момент воз­никновения нового искусства, который приурочивался

обычно к началу XVI века. Лишь позднее поня­тие это получило более широкий

смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах

сформировалась и рас­цвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс

охарактеризовал Возрождение как"величайший прогрессивный переворот из всех,

пережитых до того времени человечеством".

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих

важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и

презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному

миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в

средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в

неограничен­ные возможности человеческого разума, который становится высшим

мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес

божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя

гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия"studia

humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и

его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения

в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации

человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и

произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление

о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе

с беспредельными творческими возмож­ностями. С антропоцентризмом связано в

эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического.

Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался

у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода

пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой

эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на

чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также

субъективистски -индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от

их рели­гиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не

отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе.

Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в

своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся

от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится

острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность,

специ­альные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не

священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений

искусства становится наслаждение, что свидетельст­вует

о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и

схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая

мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого

индивида в противовес надмировой божественной личности в средние века, но и

определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на

абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся

в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом

противоречивость культуры, отшедшей от ан­тичносредневековых абсолютов, но в

силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых на­дежных устоев.

Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет

контраст средневеко­вому. Оно знаменует становление реализма надолго

определившего развитие европейской художественной культуры. Это сказалось не

только в распространении светских изображений, в разви­тии портрета и пейзажа

или новой, иногда почти жанровой интерпретации религиозных сюжетов, но и в

радикальном обновлении всей художественной системы. В эпоху Возрождения

объективное изображение мира было увиденное глазами человека, поэтому одной

из важных проблем, ставших пе­ред художниками, была проблема пространства.

В XV веке эта проблема была осознана повсеместно, с той лишь разницей, что на

севере Европы, в ча­стности в Нидерландах, к объективному построению

пространства шли постепенно, путем эмпириче­ских наблюдений, в то время как в

Италии уже в первой половине столетия была создана основанная на геометрии и

оптике научная теория линейной перспективы. Эта теория, позволяющая построить

на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее

его точку зрения, оз­начает победу над средневековой концепцией изображения.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей

культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было

опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве

этой поры особенно важную роль. Естественно, что худож­ники искали опору в

науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением

целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит

Леонардо да Винчи.

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры

Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние

века, например, во времена каролингского Ренес­санса, в живописи оттоновского

периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию

было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и

заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в

античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, -

приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой

земного мира, перед величием героического подвига. Вместе с тем, сложившись в

иных исто­рических условиях, впитав в себя традиции романского стиля и

готики, искусство Возрождения несет в себе печать своего времени. По

сравнению с искусством классической древности духовный мир чело­века

становится все более сложным и многогранным.

Работы художников становятся подписными, то есть подчеркнуто авторскими. Все

больше появляется автопортретов. Несомненным признаком нового самосознания

является и то, что художники все чаще уклоняются от прямых заказов, отдаваясь

работе по внутреннему побуждению. К концу XIV века ощу­тимо меняется и

внешнее положение художника в обществе.

Художники начинают удостаиваться всевозможных общественных признаний,

должностей, почетных и денежных синекур. А.Микеланджело, например, вознесен

на такую высоту, что без боязни обидеть венценосцев он отказывается от

предлагаемых ему высоких почестей. Ему вполне хватает

прозвания"божественный". Он настаивает, чтобы в письмах к нему опускали

всякие титулования, а пи­сали просто"Микеланджело Буонаротти". У гения есть

имя. Звание для него обуза, ибо сопряжено с не­избежными обстоятельствами и,

стало быть, хотя бы с частичной утратой той самой свободы от всего, что

мешает его творчеству. А ведь логический предел, к которому тяготел художник

Возрождения, - обретение полной личной независимости, предполагая, понятно, в

первую очередь свободу творческую.

В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической

традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и возрождении

античной ордерной системы, но и в классиче­ской соразмерности пропорций, в

разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с легко обозримым

пространством интерьера. Особенно много нового было создано в области

гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более нарядный облик

многоэтажные городские здания (ра­туши, дома купеческих гильдий,

университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского дворца

(палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.

Разрешаются по-новому во­просы, связанные с планировкой городов,

реконструируются городские центры.

В отличие от средневековья, когда главными заказчиками произведений были

церковь и крупные фео­далы, теперь значительно расширяется круг заказчиков и

изменяется их социальный состав. Наряду с церковью нередко заказы художникам

дают и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские

власти, и частные лица - как знать, так и бюргеры.

Наряду с монументальными все более широкое распространение получают станковые

формы - живо­пись на дереве и холсте, скульптура из дерева, бронзы, рерракоты

и майолики.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не

вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных

странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство

этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важ­нейшей общей

чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом

столе­тии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил

как"открытие мира человечества". Искусство Возрождения делится на четыре

этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение

(XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI

века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В

литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий:

дученто - XIII век, треченто XIV век, кватро­ченто - XVI век.

в начало

П Р О Т О Р Е Н Е С С А Н С

На рубеже XIII и XIV столетий итальянская культура переживает блестящий

подъем. Вслед за возник­новением поэзии"сладостного нового стиля" появляется

колоссальная новая фигура - Данте. В изобра­зительном искусстве безличное

цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архи­тектуре,

скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера - Никколо и Джовани Пизано,

Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто, творчество которых во многом

определило дальнейшее разви­тие итальянского искусства, заложив основы для

обновления.

Культура Италии XIII-XIV веков сложна и противоречива. Многое в ней еще

органически связано с об­щеевропейской средневековой культурой,

но одновременно в ней появляются новые черты, предваряющие развитие Ренессанса.

Развитие проторенессансных тенденций протекало неравномерно. Их расцвет

приходится на конец XIII и первые десятилетия XIV века. С середины столетия в

итальянской живописи и скульптуре усиливается влияние готики.

Готический стиль возник в архитектуре Италии из Франции в XIII столетии. Он

получил распростране­ние в Северной Италии и Тоскане - области средней

Италии, расположенной к северу от Рима. И дер­жался здесь до XV века,

существуя параллельно или переплетаясь с развивающимся новым стилем

Проторенессанса. Однако итальянская готика существенно отличается от

французской. Она ограничивается применением декоративных элементов

готического стиля: стрельчатых арок, башенок-филиалов, пинаклец, роз.

Особенностью итальянской церковной архитектуры является также возведе­ние

куполов над местом пересечения центрального нефа и трансепта. К числу

наиболее прославлен­ных памятников этого итальянского варианта готики

принадлежит собор в Сиене (XIII-XIV вв.)

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине

XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры,

просуществовавшей до середины XIV века и распро­странившей свое внимание по

всей Италии. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяго­теет к

прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах

отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же

реформы Никколо значимы. Ис­пользование классической традиции, акцентировка

объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в

изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали

основу для широкого обновления искусства. В 1260-1270 годах мастерская

Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.

Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени

значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа

выдвинула одного из крупнейших масте­ров Проторенессанса - Пьетро Каваллини

(ок.1250-ок.1330)

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру,

Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве

опирался на позднеантичные и раннехристиан­ские памятники, которыми в его

время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность

форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в

его время в итальянской живо­писи"византийской" или"греческой" манере. Он

вводил заимствованную у древних художников свето­теневую моделировку,

достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла.

Ведущая роль в италь­янской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной

жизни Италии и опре­деляла главное направление развития ее искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди

Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников

итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). В своих

работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и

передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника

величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и

архи­тектор. Но все же главным его призванием была живопись. Основной работой

Джотто является роспись капеллы дель Арены в Подое.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает

его в реальную об­становку, отказываясь при этом от соединения в одной

композиции разновременных моментов. Компо­зиции Джотто всегда

пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не

глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию.

Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому

центру.

Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным

художником своего вре­мени, ставшим на путь реформ, однако

целеустремленность, решительность, смелый разрыв с сущест­венными принципами

средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - первой половины

XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно

время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов

различно, как различны были их жизненный уклад и их культура.

Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных

столкновений, оканчивав­шихся с переменным успехом, однако к концу XIII

столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой

Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В

Сиене ценили фран­цузские иллюстрированные рукописи и произведения

художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из

изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284-

1297 годах Джованни Пизано.

в начало

ИСКУССТВО РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный

перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за

собой обновление всей итальянской художест­венной культуры. Творчество

Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты