: Сексуальная символика в культуре
: Сексуальная символика в культуре
Реферат по сексологии на тему
Сексуальная символика в культуре
Студентки 5 курса
ПП факультета
СП 2
Авакян А.Ю
.Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными
явлениями и изменяется вместе с ними.
Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и
женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и мужской стиль
жизни являются преимущественно «Инструментальными», а женские «экспрессивными».
Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее
руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей тогда
как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую
солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло .Радикальное
изменение этой структуры по Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась
современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль «продолжает
коренится прежде всего во внутренних делах семьи, где женщина выступает как
жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде
всего , в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его
функции в семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к
существованию. Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя
женщина начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное
равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы
качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью
изгладилась».Теория «взаимодополнительности» мужских и женских ролей
подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки (инструментальность
мужских и экспрессивность женских ролей) широко распространен в обществах
разного типа
Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике.
Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях
довольно близка к теории В.А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает
обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.
Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как
взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные. Не
чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице
мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную
роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его
временное ритуальное превращение в женщину.
В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал
вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская
мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и
женское начало, хотя в женщине больше представлено «Инь»,а в мужчине «ЯН»; на
разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина. На
необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице
настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К.Юнг, утверждая, что в
коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа:
«Душа» анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий
мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое
развитие индивида.
Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными космическими
образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы
мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее
прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в
принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно
как активное культурное начало, а женщина – как пассивное природная сила.
С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный аспект
социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной
автономией от прочих полоролевых свойств.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества. Не
говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых
разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например, крест во
многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское
начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например,
древнеегипетская эмблема рождения и жизни «Анх». Сочетание креста с кругом
обозначает соединение мужское и женского начал.
Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во
французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт,
около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их
семиотический анализ показывает, что на ряду с культурно-специфическими в них
представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и
языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы
имеют более емкий не только физиологический смысл.
Греческое слово «Эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную
космогоническую силу соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика
мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом
акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность,
субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив влагалище
чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то
ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы
мужского и женского начала вообще.
Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу,
могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому члену,
вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим
страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как
таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.
Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность,
причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном,
расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и
женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а
женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии
совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый
характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.
Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую
символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а
маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях между
мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.
Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание
связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия «вкушать» и
«совокупляться» передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту
психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и
сексуальных ощущений.
Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет
инвективная лексика - язык ругательств. Встречающиеся в нем многочисленные
сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.
1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих
производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.
2. Намек на то , что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет
ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.
3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских
ругательствах)
4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение
ругаемого в женскую сексуальную позицию.
Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические
отношения или притязания.
В итоге, можно сказать что вся культура была и есть пропитана сексуальной
символикой.
Литература
1. И.С. Кон Введение в сексологию
|