рефераты курсовые

: Александр II Николаевич

: Александр II Николаевич

: Александр II Николаевич Александр II Николаевич

(17.04.1818.- 1.03.1881)

Император Всероссийский

(18.02.1856 - 1.03.1881)

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и императрицы

Александры Федоровны, взошел на престол после смерти Николая I.

Воспитателями наследника престола были генерал К.К.Мердер и поэт

В.А.Жуковский. Александр Николаевич, чтобы ознакомиться с государственными

делами, с 1834 года присутствовал на заседаниях Сената, а с 1835 года - и

Синода.

При Александре II в России было отменено крепостное право (Положение 19

февраля 1861 года), за что императора прозвали царем-освободителем. Было

освобождено более 22 млн. русских крестьян и установлен новый порядок

общественного крестьянского управления. По Судебной реформе 1864 года

судебная власть была отделена от власти исполнительной, административной и

законодательной. В гражданских и уголовных процессах были введены начала

гласности и суд присяжных, объявлялась несменяемость судей. В 1874 году вышел

указ о всесословной воинской повинности, снявший тяготы военной службы с

низших сословий. В это время были созданы высшие общеобразовательные

учреждения для женщин (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве), основаны 3

университета - Новороссийский (1865 г.), Варшавский (1865 г.) и Томский (1880

г.). В 1863 году было принято положение об освобождении от предварительной

цензуры столичных периодических изданий, а также некоторых книг. Проводилась

постепенная отмена исключающих и ограничивающих законов по отношению к

раскольникам и евреям. Однако после подавления Польского восстания 1863-1864

гг. правительство постепенно перешло к курсу ограничения реформ рядом

временных правил и министерских циркуляров. Следствием этого явился подъем

демократического движения в стране, приведший к революционному террору.

Император Николай I оставил своему наследнику Крымскую войну, закончившуюся

поражением России и подписанием мира в Париже в марте 1856 года. В 1864 году

было окончено покорение Кавказа. По Айгунскому договору с Китаем к России был

присоединен Амурский край (1858 г.), а по Пекинскому - Уссурийский (1860 г.).

В 1864 году русские войска начали поход в Среднюю Азию, в результате которого

были захвачены местности, образовавшие Туркестанский край (1867 г.) и

Ферганскую область (1873 г.). Русское владычество распространилось вплоть до

вершин Тянь-Шаня и до подножия Гималайского хребта. В 1867 году Россия

продала США Аляску и Алеутские острова. Самым важным событием во внешней

политике России в царствование Александра II явилась русско-турецкая война

1877-1878 гг., завершившаяся победой русских войск. Результатом этого явилось

провозглашение независимости Сербии, Румынии и Черногории. Россия получила

часть Бессарабии, отторгнутой в 1856 году (кроме островов дельты Дуная) и

денежную контрибуцию в размере 302,5 млн. рублей. Кроме того, к России были

присоединены Ардаган, Карс и Батум с их округами.

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен брошенной в

него террористом Гриневицким бомбой. Александр II похоронен в Петропавловском

соборе.

Коронация Александра II

Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги

императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года.

Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского

Кремля.

Крестьянская реформа 1861 года

Крестьянской реформой 1861 года в России было отменено крепостное право. 5

марта 1861 года были опубликованы "Положения 19 февраля 1861 года", на основе

которых проводилась главная из буржуазных реформ императора Александра I .

Крестьяне становились лично свободными: помещики уже не могли продавать

покупать, закладывать и переселять их. Однако помещичья собственность на

землю была сохранена, а полученные от помещиков наделы крестьяне были обязаны

выкупать. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне

должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно. До выкупа надела крестьяне

назывались временнообязанными и несли в пользу помещика оброк или барщину.

Юридически барщина и оброк были отменены только в 1882-1883 гг., после

принятия закона от 28 декабря 1881 года о прекращении временнообязанных

отношений крестьян к бывшим помещикам. Взимание выкупных платежей

прекратилось только в результате революции 1905-1907 гг.

Еще в 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства,

сказал им о своем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению

"лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того

времени, когда оно начнет само по себе уничтожаться снизу. "В экономической

сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанном на

принудительном, крайне неэффективном, труде крепостных крестьян.

В социальной сфере - усиление крестьянского протеста против крепостничества,

которое выражалось в увеличении волнений.

Для сравнения приведем данные:

- 1831-1840 гг. - 328 крестьянских волнений;

- 1841-1850 гг. - 545 крестьянских волнений;

- 1851-1860 гг. - 1010 крестьянских волнения.

Как мы видим, крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с

каждым днем. Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские

волнения перерастут во "вторую пугачевщину"

Кроме того, поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -

главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того, что

Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительство встало

на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет "для обсуждения мер по

устройству быта помещичьих крестьян", но так как он состоял из ярых

крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время,

заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает,

комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента

существование комитета перестало быть "секретом" и в феврале 1858 года он был

переименован в Главный комитет "о помещичьих крестьянах, выходящих из

крепостной зависимости".

Необходимо сказать об отношении самих помещиков к реформе. А оно координально

различалось. Большинство помещиков выступало вообще против реформы. Некоторые

соглашались, но на различных условиях: одни отстаивали вариант освобождения

крестьян без земли и за выкуп личной свободы крестьянина, другие, хозяйство

которых было сильнее втянуто в рыночные отношения, или намеревавшиеся

перестроить его на предпринимательских началах, выступали за более

либеральный ее вариант - освобождение крестьян с землей со сравнительно

умеренным выкупом.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке об-

Щественно-политического подъема в стране. В 50-х годах ХIХ в. сложились два

идейных центра, возглавлявшие революционно-демократическое направление

русской мысли: А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А.

Добролюбова в Лондоне.

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех

слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное

право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить

гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере

просвещения и т.д.

К концу августа 1859 года проект "Положений о крестьянах" был практически

подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение

последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое

"дополнение" к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из

крупнейших землевладельцев П.П. Гагарина был внесен пункт о праве

помещика предоставлять крестьянам (но по соглашению с ними) немедленно в

собственность и бесплатно ("в дар") четверть надела. Такой надел получил

название "четвертного" или "дарственного" (крестьяне называли его

"сиротским").

19 февраля "Положения" (они включали в себя 17 законодательных актов) были

подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об

освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный

момент в крестьянской реформе, и я хотел бы обратить на него внимание.

Веками крестьяне боролись за свою свободу. Если раньше помещик мог отнять у

крепостного все его имущество, насильно женить, продать, разлучить с семьей

и просто убить, то с выходом этого Манифеста крестьянин получал возможность

решать где и как ему жить, он мог жениться, не спрашивая на то согласия

помещика, мог самостоятельно заключать сделки, открывать предприятия,

переходить в другие сословия. Все это предоставляло возможность развития

крестьянского предпринимательства, способствовало росту отхода крестьян на

заработки, а в целом давало сильный толчок развитию капитализма в

пореформенной России.

По "Положениям" было введено крестьянское самоуправление, т.е. сельские

и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами.

Крестьянам предоставлялось право самим распределять землю, раскладывать

повинности, определять очередность отбывания рекрутской повинности, принимать

в общину и увольнять из нее. Также вводился волостной крестьянский суд по

маловажным преступлениям и имущественным искам.

Указанный в законе выкуп усадеб и полевых наделов для крестьян был

невозможен, поэтому правительство пришло на помощь крестьянству устройством

"выкупной системы ".В "Положениях" указано, что помещики смогут получить

земельную ссуду, как только будут устроены их земельные отношения с

крестьянами и установлен земельный надел. Ссуда выдавалась помещику

доходными процентными бу магами и засчитывалась за крестьянами, как

казенный долг, который они должны были погасить в течении 49 лет "Выкупными

платежами".

Порядок осуществления крестьянской реформы требовал соглашения между

помещиком и крестьянином по поводу размера надела, а также по поводу

обязательств крестьянина по отношению к помещику. Это следовало изложить в

"уставной грамоте" в течение одного года с момента освобождения.

Если отмена крепостного права произошла сразу, то ликвидация феодальных,

экономических отношений, устоявшихся десятилетиями, растянулась на многие

годы. По закону еще два года крестьяне обязаны были отбывать такие же

повинности, что и при крепостном праве. Лишь несколько уменьшилась барщина и

отменили мелкие натуральные поборы. До перевода крестьян на выкуп, они

находились во временнообязанном положении, т.е. обязаны были за

предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину

или платить оброк. Так как определенного срока по истечении которого

временнообязанные крестьяне должны были быть переведены на обязательный

выкуп не было, то их освобождение растянулось на 20 лет (правда к 1881 году

их оставалось не более 15%).

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее

значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа

явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм.

Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а

предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию

предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от

феодальных форм хозяйства к капиталистическим. Отмена крепостного права в

России вызвала необходимость проведения и других буржуазных реформ - в

области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

1 января 1864 года было издано "Положение о губернских и уездных земских

учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного

самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок

и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских

собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства несли ответственность за народное образование, за народное

здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за

страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить

новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы.

При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все

стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали

его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление

получили столь широкое распространение, что многими было понято, как переход

к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства

вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном

уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509

городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на

четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий

исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и

нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и

городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в

городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом

(преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков -

одним словом торгово-промышленная буржуазия). Таким образом, основная масса

городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто

хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство базаров и т.п.).

Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех

реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых

значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный,

гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и

состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном

процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, мере

наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием

присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли

быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов,в которых

принимали участия присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том

случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства.

Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.

Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в

уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав

мировых судей избирался на уездных земских собраниях.

Судебные уставы 1864 года вводили институт "присяжных поверенных" -

адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены

окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и

судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование.

Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались

императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены

или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения

какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об из отстранении

от должности выносил суд. Таким образом закон вводил важный принцип

несменяемости судей.

В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ. В 1874 году был издан

устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок

пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной

службе. По законам ХVIII века дворянство постепенно было освобождено от

воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев

населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться,

наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем

на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25

лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю

жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но

правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по

жребию берет из призывников только это число (обычно на службу

призывалось не более 20-25% призывников).Призыву не подлежали единственный

сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат

призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней :в

сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет

действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование

срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу

- до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до

полугода. Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система

предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился

ряд мероприятий с целью просвещения (особенно это заметно во время

управления военным министерством графом Д.А. Милютиным).

Военные расходы, вызванные Восточной войной, а также выкупная операция,

затеянная в это время заставило правительство выйти из рамок бюджета.

Правительство брало кредиты за границей, прибегало к внутренним займам,

выпускало кредитные билеты. Все это привело к тому, что встала реальная

проблема упорядочивания государственного хозяйства.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, одна из

которых - отмена винных откупов.

При Екатерине II частные лица "откупали" право продажи вина в определенном

округе за некоторую сумму. По новому порядку вино могло продавать любое

лицо, но все вино, поступавшее в продажу облагалось "акцизом" (налогом в

пользу государства).Таким же акцизом были обложены соль, сахар, табак. Были

увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять

экономическую мощь страны считалось постройка сети железных дорог. В связи

с ней иностранный отпуск вырос в 10 раз, и почти также увеличился ввоз

товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий заметно

увеличилось, а также число фабрик и заводов. Появились кредитные учреждения -

банки, во главе которых стоял Государственный банк (1860 год).

Россия начала терять характер патриархального землевладельческого

государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений

народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности,

созданных новыми условиями общественной жизни.

Еще в начале своего царствования Александр II отменил некоторые

стеснительные меры в отношении учебных заведений, принятых императором

Николаем I. Преподавание в университетах получил больше свободы, они стали

доступны для вольнослушателей, как мужчин, так и женщин. Однако новизна

положения привела в 1861 году к некоторым беспорядкам, после чего свободу

университетов пришлось несколько ограничить. В 1863 году был издан устав,

согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление.

Студенты жене получили права влиять каким-либо образом на порядок в

университете, что являлось поводом для частых "студенческих беспорядков"

.Под влиянием таких настроений граф Д.А. Толстой решил осуществить реформу

средней школы. В начале царствования императора (при министре А.В. Головине)

доступ в гимназии был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух

типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно

без них ,но с преобладанием естествознания. Граф Толстой, поддерживаемый М.Н

.Катковым в 1871 году составил новый устав гимназии, одобренный государем.

Классическая гимназия была сделана единственным типом общеобразовательной и

всесословной средней школы, выпускники которой имели право поступления в

университет. Реальные гимназии заменили" реальными училищами" ;цель их была в

том, чтобы давать образование людям всех сословий, но приспособленное к

практическим потребностям и к приобретению практических познаний. Этой

реформой было создано полное преобладание классической школы. Но граф

Толстой упустил из вида несколько моментов, а именно: из-за отсутствия

достаточного количества преподавателей латыни и греческого языка,

пришлось выписывать специалистов из-за границы .Естественно, их преподавание

не нравилось студентам, так как первые не знали ни русского языка, ни

русской литературы.

Таким образом, несмотря на то, что реформа графа Толстого имела в основе

правильную идею о значении классицизма, она не вошла в нравы нашего общества.

Одновременно с реформой мужской средней школы, реформировалась и женская.

До правления Александра II существовали только институты и частные

пансионы, в которых обучались в основном дворянки. С конца 50-х появляются

женские гимназии для всех сословий. Параллельно стали открываться

женские епархиальные училища. Через некоторое время успешно разрешился вопрос

о высшем женском образовании. Также были сделаны большие успехи в плане

начального или народного образования.

Но, несмотря на усилия, народная грамотность в эпоху реформ

стояла еще на низком уровне.

Итак, я рассмотрел основные преобразования и реформы, прове денные

Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян -

в корне изменила порядок, существовавший до этого и повлекла за собой все

остальные реформы.

С отменой крепостного права "воскресла" торгово-промышленная деятельность, в

города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для

предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и

создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед судом, создание

новых либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А

чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об

установлении новых форм семейной и общественной жизни.

Мне хотелось бы закончить словами А.А. Кизеветтера о правлении Александра

II: "Если искусство править состоит в умении верно определять назревшие

потребности эпохи, открывать свободный выход таящимся в обществе

жизнеспособным и плодотворным стремлениям, с высоты беспристрастия

умиротворить взаимно враждебные партии силой разумных соглашений, - то нельзя

не признать, что император Александр Николаевич верно понял сущность

своего призвания в достопамятные 1855-1861 годы своего царствования”

Кавказская война

Кавказская война, начавшаяся в 1817 году, сопровождала присоединение к России

Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. В 1834-1859 гг. борьбу

горцев Дагестана и Чечни против царских колонизаторов возглавлял Шамиль,

создавший военно-теократическое государство - имамат. В 1840-х годах Шамиль

одержал ряд крупных побед. Но в 1850-х годах, вследствие превосходства

царских войск, роста внутренних социальных противоречий, разорения и

усталости народа, продовольственного кризиса, измены наместников движение

пошло на спад. 26 августа 1859 года Шамиль был вынужден сдаться в плен на

почетных условиях. Последние очаги сопротивления на Северном Кавказе были

подавлены только в 1864 году.

Русско-турецкая война

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была вызвана подъемом национально-

освободительного движения на Балканах и обострением международных отношений.

Вступление России в войну объяснялось желанием укрепить свое влияние на

Балканах. В 1877 году произошло сражение на Шипке, русскими войсками были

взяты Плевна и Карс (Закавказье). В начале 1878 года русская армия перешла

через Балканский хребет, выиграла сражения у Шипки-Шейново, Филиппополя,

взяла Адрианополь. Война закончилась Сан-Стефанским миром (1878 г.), по

условиям которого Болгария, Босния и Герцеговина получали автономию; Сербия,

Черногория и Румыния - независимость. К России отходили Южная Бессарабия и

крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет. Сан-Стефанский мирный договор был

пересмотрен на Берлинском конгрессе 1878 года. Русско-турецкая война 1877-

1878 гг. способствовала освобождению народов Балканского полуострова от

османского ига.

Убийство Александра II

1 марта 1881 года император Александр II был смертельно ранен бомбой,

брошенной народовольцем-террористом И.И.Гриневицким. Это было седьмое

покушение на жизнь российского императора. На месте убийства Александра II в

1883-1907 гг. по проекту А.А.Парланда и И.В.Малышева был возведен собор

Воскресения Христова, называемый также храмом Спаса-на-Крови. Здание

построено в духе "узорочной" русской архитектуры XVI-XVIi веков, его силуэт

напоминает московский Покровский собор (храм Василия Блаженного). Под сводами

храма Спаса-на-Крови - камни, на которые пролилась кровь царя-освободителя.


© 2010 Рефераты