рефераты курсовые

Доклад: И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)

Доклад: И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. (Сообщение на научно-практической конференции «И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин». Новочеркасск. 9 июня 2004 года)

И.И.КРЫЛОВ НА КАВКАЗСКИХ

МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.

(Сообщение на научно-практической конференции

«И.И.Крылов. Художник. Педагог. Гражданин».

Новочеркасск. 9 июня 2004 года).

Символом Кавказских Минеральных Вод издавна стал Орел, терзающий змею. Он же

является главной фигурой в гербе Кавказских Минеральных Вод. Основой этого

символа давно уже стала скульптура Орла, установленного в Пятигорске на

Горячевой горе в начале ХХ века. А так как она вскоре была «растиражирована»

в скульптурах, рисунках, а затем стала символом, то местные краеведы,

историки долгие годы утверждали, что скульптура Орла на месте выхода

главного, Александровского источника, была установлена вовсе не случайно и

появилась здесь в 1903 году, то есть к 100-летию Кавказских Минеральных вод.

Символика скульптурной группы ясна: Орел – это лечебная мощь целебных

минеральных источников, змея – болезни, которые побеждаются с помощью

минеральной воды.

По последним разысканиям краеведа С.В.Боглачева, было установлено, что на

самом деле скульптура Орла появилась на Горячей горе раньше – в 1901 году,

когда Дирекция Кавказских Минеральных вод решила устроить на Горячей горе еще

один курортный парк и украсить его различными скульптурами. Имя создателя

Орла – местного скульптора Л.К. Шодкого хорошо известно на КМВ, так же как и

его творчество. В последние годы достаточно неплохо прослежена биография

Шодкого.

Но с появлением скульптуры Орла связано еще одно имя – художника И.И. Крылова

– личности для местных историков совершенно неизвестной.

Занимаясь историей постройки казенных театров на Кавказских Минеральных Водах

в начале ХХ века мы обратили внимание на то, что в оформлении сцен

Лермонтовской в Пятигорске и Пушкинской в Железноводске галерей (то есть

казенных театров) принимал также участие некий художник И.И. Крылов, которому

затем была предоставлена возможность устроить в Пятигорске персональную

выставку. Сопоставив время установки скульптуры Орла и устройство галерей –

1901-1902 годы мы высказали предположение, что в одном и другом случае речь

идет об одном и том же человеке.

Из публикации в местной прессе о персональной выставке Крылова в Пятигорске

удалось выяснить, что неизвестный нам художник учился в Петербургской

Академии художеств.

Изучив фонды архива Академии в Санкт-Петербурге С.В.Боглачев смог выяснить

некоторые детали биографии Крылова. Так в краевой курортной газете появилась

публикация «Орел на Горячей горе», где автор опубликовал результаты своих

исследований. Позже эта статья была включена в альманах «Наследие»

«Кавказские Минеральные Воды» (2004 г.), как важный фактический материал для

истории КМВ.

Однако никаких дополнительных сведений о пребывании этого художника нам не

было известно. А имя его привлекло наше внимание еще и потому, что когда-то в

Пятигорском музее «Домик Лермонтова» существовал портрет М.Ю. Лермонтова,

написанный неким художником Крыловым. История портрета до сих пор остается

загадочной, его следы затерялись уже в наше время. Однако портрет этот был

очень значим для Пятигорска. В Государственном музее-заповеднике М.Ю.

Лермонтова хранится ряд фотографий разных лет: 1910-20-х годов с изображением

различных торжеств, посвященных знаменательным лермонтовским датам. На

некоторых из них запечатлены депутации с портретом одного и того же портрета

Лермонтова. Нам было известно, что в Лермонтовской галерее долгие годы висел

над сценой портрет поэта, вероятно, он же и запечатлен на фотографиях.

Логично допустить, что его рисовал также И.И.Крылов, одновременно с

декорациями.

Но для этого нужны документальные доказательства.

Наши поиски привели в Новочеркасск, на родину художника И.И.Крылова, в Музей

истории Донского казачества. Для нас неожиданным оказался факт, что в

Новочеркасске существует мемориальный музей художника.

Надеемся, что совместная научно-исследовательская работа с сотрудниками музея

И.И.Крылова поможет стереть белые пятна и в истории Кавказских Минеральных

Вод.

В заключение приводим публикации в пятигорской газете «Кавказские Минеральные

Воды» за 1902 год о деятельности Крылова в нашем регионе. Думаем, что они

могут быть интересны и для изучения биографии художника в Новочеркасске.

А.Н. Коваленко, зав.мемориальным

отделом Гос.музея-заповедника

М.Ю. Лермонтова, г. Пятигорск.

Приложение к сообщению.

«Театр и музыка».

На днях в «Лермонтовской галерее», г. Директором Минеральных вод с участием

многих служащих в Управлении Кавказских Минеральных Вод, и при довольно

многочисленной посторонней публике, состоялся осмотр и прием театральных

декораций, изготовленных и написанных художником И.И.Крыловым. Осмотр

декораций производился при электрическом свете, чтобы вернее судить о

производимом ими вечером впечатлении, причем применялись эффекты красного,

белого и синего света. Из осмотренных декораций, больше напоминающая картину,

передняя занавесь, изображающая чудный уголок Адриатики с бело-мраморным

дворцом на берегу моря, с красивой и воздушной панорамой на заднем плане.

Удивительно хороша полная жизненной природы и воздуха лесная декорация,

задним планом которой служит занавесь с изображением таинственной лесной

прогалины с застоявшимся прудом, местами подернувшимся зеленью с плавающими

на нем водяными лилиями. Вода на этой декорации изображена с реальностью,

доходящей до иллюзии. Прекрасное впечатление также оставляет декорация горной

дали с воспроизведением грозно-величавой и мощно-красивой природой Кавказа.

Вполне художественные вещи представляют из себя также декорации городской

площади и внутренности тюрьмы. Остальные, - также не разрушают приятного

впечатления, оставленного перечисленными уже декорациями. Невольно радуешься,

что на долю этого театра выпала возможность иметь не пачкотню ремесленников-

декораторов, а декорации, более чем наполовину, представляющие чисто

художественный интерес. Этим же талантливым художником выполнены декорации и

в театре Железноводской галереи.

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902 г., № 15, 15 мая, с.3.

«Обзор картинных выставок в Пятигорске».

К эстетическим наслаждениям кавказской природой, музыкой оркестров и

театральным развлечением нынешний сезон прибавил в Пятигорске две выставки

картин художников Крылова и Фетваджиана, иллюстрирующих своими произведениями

красоты Кавказских гор, необозримый простор нашей матушки России и дающих

своими жанровыми картинами сцены быта и нравов ее бесчисленных народностей.

Переходя к обзору каждой выставки отдельно, надо заметить, что г-н Крылов

выставил по—преимуществу пейзажи и, как природный казак, из Петербургской

академии художеств вынес искусство передавать бесконечные дали родных степей.

Одна из капитальных его вещей: «Степь ковыльная», фигурировавшая на последней

всемирной Парижской выставке, всего лучше передает зрителю это волнующееся

море травы, переливающееся серебром, под горячими лучами летнего солнца,

степные наездницы, гарцующие по-мужски в своих ярких халатах живописно

оживляют киргизскую степь. «Объездчики» ранним утром приостановили своих

коней и, кажется, залюбовались долиной реки тянущейся красивыми зигзагами

куда-то далеко-далеко. «Пора домой» - интересный жанр: козел-вожак стада

подошел к заснувшему пастуху и остановился в раздумьи, можно-ли обеспокоить

своего отдыхающего повелителя. С соседнего холмика другой козлик наблюдает

отважится ли старший вожак разбудить их общего хозяина, а стадо овец еще

мирно пасется, предоставляя решить вопрос о возвращении на ночлег своим

бравым вожакам. И снова на десятки верст расстилается травянистая степь.

Кавказ с его величавыми горными вершинами дает художнику богатый материал для

солидных вещей; каковы: «утренняя заря», с блистающим снежным Казбеком, или

«аул в ущельи» сохраняющий живописные контуры былых времен, когда не было еще

настроено «дымных келий по уступам гор», или «долина Терека у Владикавказа»,

рисующая мирный уголок, окруженный грандиозными скалами.

Окрестности Пятигорска, Железноводска с мирным Машуком, грациозной Бештау,

дают целую серию интересных воспоминаний; не забыта и матушка Москва, то в

зимнем, то в летнем наряде: ее «Воробьевы горы», ее «Бутырки», переданы

художником с характерно выбранных точек, москвичам не надо и в каталог

заглядывать, чтобы узнать монастырь, вагон конки, ожидающей богомольцев, и

разносчика, расставившего свой лоток около самого бульвара.

Перед нами не только картины, дающие абрисы известных местностей, но

передающие чарующую природу, навевающие настроение, подмеченное артистом.

Взгляните № 19: «Оттаяло», и этот весенний вечер переносит вас в иной мир,

где вечерние золотистые переливающиеся тона окрашивают все окружающее и

заставляют ярко блистать воду между растрескавшегося мелового льда. Картина

эта была на Берлинской художественной выставке. Из значущихся в каталоге 70

номеров некоторые состоят из нескольких эпизодов, но это далеко не все, что

создал художник, которого вещи ежегодно появляются на картинных выставках и

украшают дворцы: так у Государыни императрицы Марии Федоровны имеются

«Крымские берега у Ай-Тодора», у Великой княгини Ксении Александровны –

картина «Весна»; этюд к которой подарен художником в пользу Пятигорского

Благотворительного общества.

Газета «Кавказские Минеральные Воды»,

1902, № 84, 23 июля, с.2-4.


© 2010 Рефераты