рефераты курсовые

Доклад: Исторический портрет Юрия Долгорукова.doc

Доклад: Исторический портрет Юрия Долгорукова.doc

Министерство образования Российской Федерации

Башкирский государственный университет

Башкирская академия комплексной безопасности предпринимательства

Доклад на тему:

«Исторический портрет Юрия Долгорукова»

Проверил: Выполнил:

Преподаватель Фаткуллин И.З. Студент 1 курса гр.

СТС 01-04

Исламова Л.З.

Уфа-2004

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение 3

Глава I: Биография Юрия Владимировича Долгорукова 4

Глава II: Образ князя Юрия в художественной и исторической

литературе 7

Глава III: Обстоятельства образования Москвы 10

Заключение 12

Список использованной литературы 13

ВВЕДЕНИЕ

Одним из интереснейших вопросов истории русского народа является вопрос о

Юрии Долгорукове. Целью данного доклада мы ставим описать исторический

портрет князя Юрия.

Юрия Долгорукова считают основателем Москвы. Москва возникла в пору расцвета

Древней Руси, когда Владимир Мономах направил своего сына Юрия наместником

северо-восточного края, связанного торговыми путями со Смоленском,

Новгородом, Полоцком и с соседней мусульманской Булгарией. Москва как город

складывалась в кругу ранее известных местных центров, таких, как Ростов,

Суздаль, Ярославль, Владимир. Москву Юрий велел укрепить деревянной крепостью

— Кремлём. Она стала одним из важных княжеских центров Владимиро-Суздальской

Руси. Во время смут князей новая крепость была и сборным пунктом их войск, и

объектом их взаимных споров.

Образ мы можем представить себе по немногочисленным художественным и

историческим произведениям: романам Д. Еремина “Кремлёвский холм”, П.

Загребельного “Смерть в Киеве”, по историческим трудам Н. М. Карамзина, А. О.

Ишимовой.

Глава I

Биография Юрия Владимировича Долгорукова

Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий, сын Мономаха, удельный князь

суздальский и великий князь киевский. Родился около 1090 г. Как одному из

младших Мономаховичей, ему досталась в уделе Ростовско-Суздальская область, в

которой деятельность его обращена была преимущественно на постройку и

укрепление городов, основание церквей и монастырей; упоминается только об

одном походе его на камских болгар (1120). Симпатии его всецело принадлежали

Киевской Руси, куда он постоянно и стремился.

Уже в 1132 г. он занял южный Переяславль; потеряв его, удержал за собой на

юге Городок Остерский; воевал с Ольговичами; вмешивался и в Новгородские

дела, заставив новгородцев принять в князья сына его Ростислава (1138). В том

же году киевский стол занял Всесолод Ольгович черниговский. С южными

Мономаховичами он скоро примирился, но Юрий остался врагом его. Из Смоленска

Юрий звал новгородцев в поход на Всеволода, но те отказали ему в помощи,

вследствие чего и Юриев сын Ростислав должен был выехать из Новгорода.

Оскорбленный этим, Юрий взял у новгородцев Торжок. Через некоторое время

Ростислав опять занял новгородский стол, но скоро должен был уступить его

Святополку Мстиславичу. В 1146 г. Юрий является союзником одного из

Ольговичей, Святослава, против Изяслава Мстиславовича; в 1147 г. приглашает

Святослава к себе в Москву (упоминаемую при этом в первый раз), одаряет и

угощает его; в следующем году Святослав и князья черниговские соединяются с

Изяславом против Юрия. В 1149 г. Юрий вновь вооружился на Изяслава,

вследствие оскорбления, причиненного последним сыну его Ростиславу. Разбитый

под Переславлем, Изяслав уехал во Владимир Волынский. Не успев поднять на

Юрия старшего дядю своего Вячеслава, он привел венгров, богемцев и поляков.

Но выступление на сцену Георгиева союзника, Владимира Галицкого, заставило

союзников Изяслава хлопотать о мире. По этому миру за Изяславом утверждались

Владимирская и Луцкая области и Великий Новгород со всеми данями, а Юрий

уступал Киев брату Вячеславу.

По удалении Изяславовых союзников Юрий не выполнил условий мира. Военные

действия несколько раз то возобновлялись, то прекращались, причем Изяслав

вновь обращался к помощи венгров и успех вообще был не на стороне Юрия. В

1154 г. Изяслав Мстиславич скончался и место его в Киеве, при старом

Вячеславе, занял брат его, Ростислав смоленский, а Изяслав черниговский и

Святослав Ольгович пристали к Юрию. Смерть Вячеслава изменила положение дел:

Ростислав уступил Киев Изяславу Давидовичу, а Юрий заставил последнего

очистить столицу, в которую сам въехал 20 марта 1155 г. Вскоре Юрию удалось

помириться с детьми Изяслава, Мстиславом и Ярославом, а потом и с Изяславом

черниговским. Но мир был непродолжителен. Мстислав выгнал своего дядю, Юрьева

союзника, Владимира Мстиславича, из Владимирской области. Юрий подступил к

Владимиру, но встретил упорное сопротивление и ушел обратно. Мстислав шел за

ним и жег селения по реке Горыни. Половцев, своих прежних союзников, начавших

в это время тревожить своими набегами берега Днепра, Юрий не мог успокоить ни

переговорами с их ханами, ни дарами, и вынужден был заключить с ними новый

союз. К этому же времени относится эпизод с Иваном Ростиславичем Берладником,

который верно служил Юрию и которого великий князь все-таки едва не выдал

врагу его, Ярославу галицкому. В Новгороде дела приняли неблагоприятный для

Юрия оборот: новгородцы разделились на две партии, из которых одна стояла за

сидевшего у них Георгиева сына Мстислава, а другая желала иметь у себя

Ростислава смоленского. Обе партии уже готовы были решить дело оружием; но

Мстислав, узнав о прибытии в Новгород детей Ростислава, ночью бежал из

города. В то же время черниговский Давидович, намереваясь отнять у Юрия Киев

и ища для того союзников, примирился с смоленским князем; Мстислав Изяславич

волынский также пристал к нему. Князья-союзники готовились идти к Киеву; но

Юрий, после короткой болезни, умер (1157).

Народ не любил его: узнав о его кончине, киевляне разграбили дворец и дом его

за Днепром, а также дом сына его Василька, пограбили имущество суздальских

бояр и многих из них убили. От двух жен Георгий имел 11 сыновей и двух

дочерей.

Глава II

Образ князя Юрия в художественной и исторической литературе

Образ Юрия Долгорукого в Литературе имеет неоднозначную оценку. Князь Юрий,

первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление

к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города

севера и юга страны — Новгород и даже Киев. За это он и получил прозвище

Долгорукий.

Н. М. Карамзин в своей “Истории государства российского” описывает его так:

“... Юрий (Георгий) властолюбивый, но беспечный, прозванный Долгоруким,

знаменит в нашей Истории гражданским образованием восточного края древней

России, в коем он провёл все цветущие лета своей жизни. Распространив там

Веру Христианскую, сей Князь строил церкви в Суздале, Владимире, на берегах

Нерли..., оживил дикие мёртвые пустыни знамениями человеческой деятельности;

основал новые селения и города... Но Юрий не имел добродетелей великого отца;

не прославил себя в летописях ни одним подвигом великодушия, ни одним

действием добросердечия, свойственного Мономахову племени. Скромные летописцы

наши редко говорят о злых качествах государей, усердно хваля добрые; но Юрий

без сомнения отличался первыми, когда, будучи сыном Князя, столь любимого, не

умел заслужить любви народной. Мы видели, что он играл святостию клятв и

волновал изнурённую внутриннеми несогласиями Россию для выгод своего

честолюбия. Одним словом, народ Киевский столь ненавидел Долгорукого, что,

узнав о кончине его, разграбил дворец и сельский дом Княжеский... Граждане,

не хотев, кажется, чтобы и тело Георгиево лежало вместе с Мономаховым,

погребли оное вне города, в Берестовской Обители Спаса...”

Судя по описанию Карамзина, князь Юрий, несмотря на ряд полезных для

государства дел: основание Москвы, хозяйственное укрепление Суздальского

порубежья, постройка церквей и пр., был ничем не лучше многих других князей:

был честолюбив, стремился всеми правдами и неправдами получить верховную

власть в Киеве, не пользовался любовью народа.

Но вот совершенно другое мнение. П. Загребельный во введении к своему роману

“Смерть в Киеве” пишет: “Князь Юрий Долгорукий известен как основатель

Москвы. Уже за одно это он заслуживает вечной благодарности потомков. Хотя, к

сожалению, летописцы, а позднее феодально-буржуазные историки... не были

справедливы в отношении Юрия Долгорукого и сделали всё для того, чтобы

обесславить его.

Факты же свидетельствуют о том, что Долгорукий был одним из выразителей

народного стремления к единству нашей земли, боролся за это до самой смерти.

Боярство и церковники всячески мешали Долгорукому в его деятельности,

выставляя против него таких послушных им князей, как Изяслав Киевский. Они не

останавливались перед тягчайшими преступлениями, лишь бы опозорить

Долгорукого, не допустить его в Киев...”

Положительное отношение автора к князю Юрий совершенно очевидно. В таком же

ключе изображается Долгорукий и в романе. У Загребельного Юрий — мудрый

правитель, простой, весёлый человек, он запанибрата обращается со своими

людьми и поэтому любим и уважаем ими. Юрий деятелен: он не сидит без дела в

Суздале, он постоянно в походе где-нибудь в непролазной глуши, куда по

выражению главного героя романа лекаря Дулеба может забраться “либо дурак,

либо князь”.

Также в положительном свете изображает Юрия Долгорукого Д. Еремин в романе

“Кремлёвский холм”. Но необходимо отметить, что Юрий из “Кремлёвского холма”

немного отличается от Юрия из “Смерти в Киеве”. В романе Еремина Долгорукий

менее похож на простого человека. Здесь Юрий действительно Князь. Он строг,

но справедлив. Узнав, что сборщик налогов Федот вопреки княжескому указу

прогонял бродяг с поселения, да ещё и требовал с них дань, он очень

рассердился — Федот был снят с почётного места и чуть не поплатился жизнью.

Кроме того, Юрий был мудрым политиком. В романе рассказывается о борьбе

Долгорукого с боярами. Рассуждая на эту тему, он говорит, что в этой борьбе

победит только тот князь, который будет сильнее бояр в экономическом, а не

только в военном плане. “Нельзя с боярами сечься, — говорит Князь, — и язык

руки вяжет, и от речей голова летит!”. Юрий считал, что тот князь, который

только и знает, что сидеть в стольном городе да наращивать дружину, в скором

времени либо станет марионеткой в руках бояр, либо будет выжит ими.

Долгорукого, как человека гордого, такая перспектива никак не устраивала.

Поэтому Юрий всячески старался укрепить свой удел: строил новые города и

крепости, развивал ремёсла, заселял глухие районы пленёнными в походах

мужиками. Долгорукий любил свой народ, так как понимал, что именно от него и

идёт благосостояние и сила князя и государства. Именно благодаря

“строительной программе” Юрия Долгорукого и была заложена Москва.

Глава III

Обстоятельства образования Москвы

Обстоятельства образования Москвы очень подробно описываются в романе Еремина

“Кремлёвский холм”. Писатель описывает события так.

Юрию давно приглянулся холм у слияния Москвы-реки и Неглинки. Он решил, что

это прекрасное место для нового города, как в военном, так и в экономическом

плане: по Москве-реке купцы возили зерно и другие товары. Но всё осложнялось

тем, что на месте будущего города стояла усадьба боярина Кучки, который на

предложение Князя продать их ответил категорическим отказом. Юрий не стал

применять никаких мер по отношению к боярину, а дал приказ на границе его

имений начинать заготовку материалов и начинать строительство города.

И вот на границе имения Кучки заслышался весёлый стук топоров, стал расти

строительный посёлок. Старый боярин прекрасно понимал, что новый город скоро

разрастётся и влияние князя в этом районе будет больше чем его, боярина, даже

если он и не продаст князю своих земель.

Другими врагами князя на московской территории были язычники. Несмотря на то,

что Русь официально приняла христианство, власть волхвов была ещё очень

сильна, особенно в глуши.

Главари волхвов Клыч и Жом беспрекословно подчинялись боярину Кучке, так как

Кучка всячески поддерживал их влияние на простой народ. Теперь это влияние

пригодилось боярину для его зловещего плана.

И вот по наущению Кучки Клыч и Жом повели свою оголодавшую “паству” грабить

новопостроенный посёлок, а боярин преспокойно отправился в Суздаль.

Толпа голодных ворвалась в посёлок, стала убивать всех его жителей, не жалея

никого, поджигать здания, разграблять запасы. Но не успели они закончить своё

чёрное дело, как появилась дружина Юрия с ним самим во главе. Князь ехал

узнать, как идёт строительство. Половина мародёров разбежалась, а главарей

князь собственноручно разрубил мечом на глазах у другой половины. Один из

главарей перед смертью назвал имя Кучки как организатора погрома. Князь в

гневе послал своего сына Андрея привести боярина на княжескую расправу...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, существует множество мнений о Юрии Долгоруком, и все мнения

не похожи друг на друга. Это и понятно, так как образ человека не может быть

однозначным, и сказать что этот человек был только хороший, или напротив,

только плохой мы не можем.

Но, тем не менее, памятник Юрию Долгорукому стоит в самом центре Москвы. И

со своего бронзового коня князь гордо взирает на результаты своих трудов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н. М. Карамзин «История государства российского», Москва, 1989 г.

2. Д.Д.Данилов «Российская история», Москва, 2003 г.

3. П. Загребельный «Смерть в Киеве»

4. Д. Еремин «Кремлёвский холм»

5. « Когда, где, как и почему это произошло», Москва,1993 г.


© 2010 Рефераты