рефераты курсовые

Курсовая: О Гиппократе

Курсовая: О Гиппократе

МОСКОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ им. И. М. СЕЧЕНОВА

КАФЕДРА ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

И КУЛЬТОРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

“О Гиппократе”

Студент: Мирошкин З. В.

Факультет: лечебный

Курс: II (2002 – 2003 года)

Преподаватель: Суровцева Т. И.

Москва

Родился в 460 году до н. э. и жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры.

Один из основоположников античной медицины. За свой огромный вклад в развитие

медицины Гиппократ был наречён отцом медицины.

Родился он в городе Меропис, на острове Кос. Отец Гиппократа происходил из

рода асклепиадов (врачей). Он же и был первым учителем Гиппократа в области

медицины. Но Гиппократ не ограничился знаниями, приобретёнными у своего

главного наставника. Став после смерти своих родителей странствующим врачом -

периодевтом (в их обязанности в частности входило лечение бедного населения)

он много путешествовал по многим греческим городам, а также Малой Азии. Это

дало возможность Гиппократу иметь обширную врачебную практику и накопить

большой опыт, обобщенный им в виде медицинских сочинений. Часть этих

сочинений дошла до нашего времени в так называемом "Гиппократовом сборнике".

С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии.

Вообще вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор

окончательно не решён. Согласно традициям того времени врачи не подписывали

своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Первый сборник

трудов древнегреческих врачей был составлен много лет спустя после смерти

Гиппократа в III в до н. э. в знаменитом александрийском хранилище рукописей.

По велению Птолемея со всего света свозились в Александрию рукописи ученых,

которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и

переписывались. Среди 700 тысяч свитков было 72 медицинских сочинения,

написанные по-гречески. Все они были безымянными: история не сохранила ни

одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других

врачей Древней Греции классического периода. Около 300 до н. э. медицинские

рукописи были объединены в "Гиппократов сборник". Таким образом

александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других

греческих врачей живших в V - III века до н. э.

У Гиппократа было два сына Фессал и Дракон. Они работали с отцом, под его

непосредственным руководством и влиянием. Часть работ "Гиппократова сборника"

написана ими.

Гиппократ скончался по одним источникам в возрасте 83, а по другим - 104 лет.

Похоронен в Лариссе Фессалийской. Местные жители очень чтили его могилу и ещё

во II в н. э. показывали путешественникам.

Наиболее ранними работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться

с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора,

но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта;

кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений,

непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из

афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при

перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак;

менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или

желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за

ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие

виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но

если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю

смерть".

В "Афоризмах" Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в

молодом, среднем возрасте и в старости.

Влияние египетской медицины в определенной степени прослеживается во взглядах

Гиппократа на происхождение и развитие заболеваний. В Египте с его жарким

климатом все живое и саму жизнь связывали с влагой, водой. Это не могло не

отразиться на общих взглядах при объяснении непонятных тогда явлений о

происхождении жизни и заболеваний.

В книге "О природе человека" Гиппократ выступает больше как философ,

определяя свое отношение к господствовавшей в то время точке зрения, согласно

которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи,

которые меняются в зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ

считал, что в основе строения человека лежат изменения всех видов жидкости.

"Как в течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в

человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом

так называемая черная". Исходя из соотношения в организме указанных

элементов, Гиппократ приходит к выводу, что "болезни порождаемые

переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся

наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности

уничтожаются трудом".

Причину болезни Гиппократ видел в самой природе (влияние богов он не

исключал, да это было бы и опасно для того времени). В книге "О воздухах,

водах и местностях" он писал: " Однако всякая (болезнь) из них имеет свою

собственную природу, и ничто не делается вне природы. И далее: "... вообще,

врачу следует по своему благоразумию идти навстречу наступающим болезням,

природным расположениям, временам года и возрастам и все напряженное

разрешать, а все ослабленное - укреплять, ибо таким путем лучше всего

прекращается страдание, и в этом, по моему мнению, заключается лечение". Он

придерживался такого принципа: противоположное лечится противоположным. В то

же время он отметил, что в одних случаях причиной заболеваний являются

эпидемии, в других - образ жизни, поэтому подход врача при лечении больных не

может быть одинаковым. Главным принципом выдвинутого им лечения было:

"Приносить пользу или не вредить". В зависимости от состояния влаг в

организме человека и окружающей природы люди, как считал Гиппократ,

разделяются на 4 типа: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. При

наивном объяснении причин указанных темпераментов поражает точность описания

самих темпераментов. Впоследствии великий физиолог И. П. Павлов в основу

деления темпераментов положил тип высшей нервной деятельности. Но для это

потребовались столетия.

При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по

анатомии человека ("О железах", "О семени и природе ребёнка", "О сердце")

можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но

они дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам

медицины. Кроме того, к изучению научных трудов исследователей прошедших

столетий не совсем справедливо подходить с точки зрения наших взглядов.

Прагматический подход здесь не оправдан. При изучении научного наследия

любого ученого для нас очень важны идеи его исследований, взгляды на

положение своей науки и самого ученого в окружающем мире. С этих позиций

работы Гиппократа являются поистине бесценными.

Вопросам диагностики в сочинениях Гиппократа уделено большое внимание. К

этому разделу относятся работы: "Предсказания", "Косские прогнозы",

"Прогностика". "Предсказания" и "Косские прогнозы" написаны в форме кратких

заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием как их

общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации

поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). Говоря о необходимости

ранней диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении

лекарств, Гиппократ в книге "О древней медицине" писал: "Но верную точность

редко можно встретить, так как большая часть врачей, кажется мне, испытывает

то же, что плохие кормчие. Ошибки этих, если они управляют кораблем в

спокойном море, остаются незамеченными, если же их настигает сильная буря и

противный ветер, тогда уже для всех делается очевидным, что корабль погиб от

их неопытности и по их вине. Таким же образом очень многие плохие врачи,

когда лечат людей легко больных, по отношению к которым даже весьма важные

допущенные ошибки не приносят никакой опасности, - а многие подобного рода

болезни и гораздо чаще, чем опасные, встречаются у людей - и в таких болезнях

погрешают, то это бывает скрыто от простых людей, когда же они встретят

великую, сильную опасную болезнь, тогда их неумение и ошибки для всех

делаются явными..."

Наиболее законченным и зрелым произведением Гиппократа является

"Прогностика", где он показал себя выдающимся врачом-исследователем. Это

вполне объяснимо, так как для решения вопросов прогноза необходимо быть не

только хорошим диагностом настоящего состояния больного, но и на основе

клинического течения болезни предвидеть дальнейший ее ход. И не случайно в

начале работы Гиппократ пишет: "Мне кажется, что для врача самое лучшее

позаботиться о способности предвидения. В самом деле, когда он будет

предузнавать и предсказывать у больных и настоящее, и прошедшее, и будущее, у

всё то, что больные опускают при своём рассказе, то, конечно, ему будут

верить, что он больше знает дела больных, так что с большей доверчивостью

люди будут решаться вручать себя врачу. А задача лечения наилучше будет

совершаться, если он из настоящих страданий предузнает будущие". В этой книге

Гиппократ не только указывает на необходимость точного определения для

прогноза различных симптомов (изменения лица, глаз, цвета кожи, потливость,

положение больного, характер дыхания и пульса; температура кожных покровов,

характер пищеварения и выделения). Он отмечает прежде всего значение

сочетания симптомов для верного прогноза.

В своих сочинениях Гиппократ поднял ряд новых вопросов, которые

разрабатываются и в настоящее время. Например, работы "О воздухах, водах и

местностях" и "Эпидемии" посвящены медицинской географии, специальному

разделу современной медицины. Влияние местности, климата, ветров, почвы, воды

на распространение и течение заболеваний несомненно, и Гиппократ, много

путешествовавший в молодые годы, с завидной наблюдательностью описал это в

указанных работах. И в самом деле, разве состав воды не влияет на

распространение мочекаменной болезни и заболеваний щитовидной железы? Или

взять вопросы особенности холодовой патологии в разных районах нашей страны.

Разве это не представляет интереса - научного и практического - для медицины?

Мы хорошо знаем, что в некоторых районах нашей страны, например, более

распространены мочекаменная болезнь, заболевания щитовидной железы, что

зависит от состава воды.

Велики заслуги Гиппократа в становлении деонтологических принципах

зарождающейся научной медицины. После смерти ученого прошло более 23 веков, и

если о специальных работах великого грека, к сожалению, знают не многие

врачи, то о принципах клятвы Гиппократа, например, знает почти всё население.

В период становления научной медицины "клятва" явилась своеобразным уставом

нового поколения врачей, порвавших связи с храмовой медициной жрецов. Но

одновременно она объединяла врачей того времени в борьбе со знахарями,

лжеврачами, шарлатанами. Положение этой "клятвы": "... направлять режим

больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь

от причинения всякого вреда и несправедливости" остаётся незыблемым в

настоящее время. В наш век, когда раздаются голоса о дегуманизации медицины,

особенно актуально звучат слова "клятвы" о врачебной тайне: "Чтобы при

лечении - а также без лечения - я не увидел или не услышал касательно жизни

людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая

подобные вещи тайной". Этой же проблеме посвящены такие работы Гиппократа,

как "Закон", "О враче", "О благоприличном поведении", "Наставление". В статье

"Закон", выступая против посредственности в медицине, он писал о врачах, что

"по званию их много, на деле же - как нельзя менее". В работе "О враче",

указывая на необходимость аргументированности, обоснованности суждений врача

у постели больного отмечал, что "... поспешность и чрезмерная готовность,

даже если бывает весьма полезны, презираются".

Говоря о необходимости профессиональной подготовки хирурга и вреде невежд в

этой области, великий ученый писал: "А стыдно через операцию не достигнуть

того, чего желаешь". В подготовке хирурга он основное внимание уделял не

технической стороне проведения операции, а диагностическому процессу в

деятельности врача. "Только тот кто будет иметь знания признаков правильно

приступит к хирургии".

В работе "О благоприличном поведении" Гиппократ говорит не только о правилах

поведения врача в обществе, но и о положении медицины в системе других наук и

связи медицины с философией. "Ведь врач философ равен богу. Да и немного в

самом деле различия между мудростью и медициной и всё, что ищется для

мудрости всё это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам,

совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение,

решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и

необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед

богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против

невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против

непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против

бесстыдства..."

Долгое время идёт полемика (продолжается она и сейчас): к чему относится

врачевание, к науке или искусству? Со всей определенностью уже тогда отметил,

что врачевание может стать действительно искусством после длительной,

целенаправленной, постоянной учебы и кропотливой работы. "Поэтому должно

вообще стоять на том, что действительно происходит, и заниматься этими делами

немалое время, если кто хочет приобрести себе эту легкую и безошибочную

способность, которую мы зовём врачебным искусством. Ведь она принесёт

величайшую пользу, как больным, так и тем, которые занимаются с ними. И не

нужно стесняться разузнавать от простых людей, если что покажется полезным

для удобства лечения, ибо я думаю, что всё искусство в целом так было

обнаружено, что наблюдался конец в каждом отдельном случае и всё было сведено

к одному и тому же выводу. Поэтому должно обращать внимание на случайные

обстоятельства, которые встречаются на каждом шагу, и делать дело с пользою и

тактом, а не с предвозвещанием и аналогиями во время самого действия".

В наставлениях для врачей Гиппократ высказался и за необходимость

коллегиальных решений вопросов диагноза и лечения затруднительных случаев. Он

писал, что нет ничего постыдного в том, что врач испытывающий затруднение в

диагностике и лечении просит созвать консилиум. Словно к грядущим поколениям

обращены его слова: "Я с клятвою заверяю, что никогда осуждение врача, должно

возбуждать зависти другого, это значило бы показать свою слабость...".

Важное место в сочинениях Гиппократа отводится научной работе врача. Он

начисто отвергает дилетантский подход к возможности научных открытий и

утверждает значение исторического изучения того или иного вопроса. "А мне

кажется, что стремление и задача знания состоит в том, чтобы находить нечто

ещё не найденное, то именно, что будучи открытым, много лучше неоткрытого, а

также точно доводить, до конца сделанное наполовину". И далее: "...в медицине

уже с давнего времени всё имеется в наличии, в ней найдены и начало, и метод

при посредстве которых в продолжении долгого времени многое и прекрасное

открыто, и остальное вслед за этими будет открыто, если кто-нибудь, будучи

основательно подготовленным и зная уже открытое, устремится, исходя из этого

к исследованию. Напротив, тот, кто, отвергший и презревший всё это,

приступает к новому пути или способу искания и утверждает, что он открыл

нечто, как сам обманывается, так и других обманывает, да и в самом деле это

невозможно".

Большое внимание великий врач уделял просветительской деятельности, которую

он считал, неотъемлемой частью работы зрелого в профессиональном и

гражданском понимании этого слова врача. Так, в наследии Гиппократа особое

место занимает его книги: "О природе человека", "О здоровом образе жизни", "О

страданиях", "О священной болезни" и др., написанные в популярной форме,

доступные неспециалисту в медицине. Гиппократ был высокообразованным

человеком. Он поддерживал связь с выдающимися людьми того времени и находился

в определённой степени под их влиянием. Сохранилось письмо выдающегося

философа Демокрита к Гиппократу, в котором в частности он писал: "Необходимо

всем людям знать медицинское искусство, Гиппократ, и особенно, тем, что

получил образование и искусен в речах, ибо это в одно и тоже время прекрасная

и полезная вещь для жизни, поскольку, как я думаю, знание философии является

сестрой медицины и живёт с ней под одной и той же кровлей...". И далее:

"Действительно философия освобождает душу от страстей, а медицина избавляет

тело от болезней. Ум возрастает, пока имеет здоровье, забота о котором,

прекрасное дело здравомыслящих, но когда телесное состояние повреждено, ум не

имеет даже охоты заботиться о добродетели, ибо наступившая боль ужасным

образом омрачает душу, вовлекая в страдание разум".

Можно полагать, что книга "О страданиях" написана в определённой степени под

влиянием подобных убеждений, рассчитанная на широкую публику, она сообщает

такие сведения о болезнях их лечении, которые нужно знать малосведущему в

медицине человеку, чтобы при определённых обстоятельствах оказать себе

помощь. Знаменательно начало книги: "Всякий здравомыслящий человек, сознавая,

что для людей здоровье дороже всего, должен учиться помогать себе в болезнях

собственным суждением, распознавать также, что говорят ему врачи и

предписывают для его тела, знать всё это в той мере, которая подобает

частному человеку". Разбирая причины заболеваний, ученый указывает на пищу и

питьё, усталость и раны, обоняние, слух, зрение, половые сношения, тепло и

холод. Развивая положение о необходимости распространения медицинских знаний

среди населения, Гиппократ отмечает: "...важно также, чтобы простой человек

способствовал собственным своим суждениям тому, что говорит и делает врач".

В книге "О страданиях" особенно ценны разделы, посвящённые применению диеты

при лечении, а также описание применения тепла, холода, компрессов при

различных заболеваниях.

Просветительская деятельность и отсутствие страха перед осуждением корпорации

врачей относительно разглашения "тайн врачевания" принесли Гиппократу широкую

известность. Эти мысли великого ученого о медицинском просвещении населения

не устарели и сейчас и получили дальнейшее развитие. В настоящее время

ликвидация медицинской безграмотности играет важную роль в утверждении

здорового образа жизни, профилактике травматизма и многих заболеваний.

Гиппократ прославился и как врач-практик. При лечении больных он пользовался

следующими средствами: 1) диетотерапия; 2) лекарственными препаратами; 3)

бальнеотерапией; 4) лечебной физкультурой, 5) внушением, 6) скальпелем.

Созданная им лечебница состояла из гимнастического зала, водолечебницы с

бассейном, операционной. Что касается диетотерапии, то о значении, которое он

ей придавал, можно судить даже по названиям его работ: "О диете при острых

заболеваниях", "О диете". Книга "О здоровом образе жизни" посвящена диете для

здоровых людей в различные времена года с учётом конституции и желанием

похудеть или, наоборот, пополнеть. Он широко использовал лекарственные

препараты растительного происхождения.

Как видно из приведённого не так уж мало было в расположении у Гиппократа

средств, способствующих сохранению здоровья пациентов, и они были направлены

в первую очередь на усиление защитных сил организма при различных страданиях,

на его укрепление. А разве не это линия является стратегической в современной

медицине?

Указанная направленность практической деятельности снискала Гиппократу славу

выдающегося врача современности и всех последующих веков. Наука

интернациональна с этим сейчас никто не спорит. Но ученый как представитель

своей нации может добиться интернациональной известности только будучи

патриотом своего народа, своей родины. Гиппократ был патриотом греческого

народа. Когда его пригласил к себе на службу персидский царь Артаксеркс, суля

ему несметные богатства он категорически отказался. Поэтому поводу он писал

своему народу: "Я имел бы позор от богатства царя и от изобилия враждебного

моему отечеству, я обладал бы ими подобно тому, кто стал бы опустошителем

городом Греции. Богатство не есть приобретение денег отовсюду ибо великие

святыни добродетели, которых справедливость не закрывает но делает видимыми".

И далее: "Счастливы народы, которые знают, что превосходные люди служат им

защитой - не башни и не стены, но мудрые советы мудрых людей".

Ещё совсем недавно в период переломных моментов развития медицины, когда

собственный фактический материал не мог быть объяснён господствующими

теориями медицины, а передовые достижения не осваивались по субъективным или

объективным причинам, пессимисты от медицины провозгласили лозунг: "Назад к

Гиппократу". Нельзя признать и лозунг оптимистов: "Вперёд с Гиппократом". Не

ценить интеллект, не признавать и не использовать достижения отдельных

личностей - ошибка, дорого обходящаяся обществу, но обожествлять какую-либо

личность в любой отрасли человеческих знаний не менее вредно, ибо это

задерживает поступательное развитие общества, обязывает его на застой.

Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что достижения прошлых

поколений могут и должны быть лучом, направленным в грядущее.

Список используемой литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.

2. “История Медицины”, Т. С. Сорокина, 1992 год.

3. Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

4. Врачи – философы”, С. Я. Чикин, 1990 год.


© 2010 Рефераты