рефераты курсовые

: Рембрандт Харменс ван Рейн

: Рембрандт Харменс ван Рейн

РЕМБРАНДТ

Харменс ван Рейн

1606 - 1669

Голландия в 17-м веке была одной из самых богатых стран Европы. В её столицу

Амстердам стекались товары со всех концов мира. Разбогатевшие голландские

купцы и банкиры хотели, чтобы произведения искусства отражали всю их жизнь.

Живопись была в ту пору наиболее популярным и развитым видом искусства.

Каждый мало-мальски состоятельный голландец считал картину лучшим украшением

своего жилища. По словам современника, в голландских городах «все дома были

напичканы картинами».

Несмотря на то, что одни художники писали в основном портреты, другие -

жанровые сцены, третьи - натюрморты, четвертые - пейзажи, все они стремились

изображать окружающую жизнь реалистически: правдиво, просто, без прикрас. Это

им удалось, и многие из них прославились на века.

Но как ни высоко было мастерство голландских живописцев 17-го века, всех их

превзошёл своим великим искусством Рембрандт ван Рейн. Он велик удивительной

простотой и человечностью. Средствами живописи Рембрандт сумел, как никто до

него, раскрыть внутренний мир человека, его сложные душевные переживания.

Рембрандт родился в голландском городе Лейдене в семье мельника. Отец хотел,

чтобы он стал учёным, но юноша нашёл своё призвание в живописи. Он переехал в

Амстердам, и скоро к нему пришёл большой успех .Ему заказывали много картин и

портретов. Но шумная слава никогда не привлекала Рембрандта. Он не стремился

угождать богатым горожанам. И чем серьёзнее и глубже становилось его

искусство, тем меньше нравилось оно богатым, самодовольным заказчикам.

. Он писал то, что наблюдал в жизни, и всё, что он изображал, становилось

необычайно поэтичным. Это чудо совершала кисть великого мастера. В картинах

Рембрандта господствует полумрак, и мягкий золотистый свет выделяет из него

фигуры. Сами краски, словно согретые внутренним теплом, мерцают , как

драгоценные камни. «Изгнание торгующих из храма" (1626 ДЕРЕВО, МАСЛО 43 х

33). было написано Рембрандтом в двадцатилетнем возрасте. Некоторые черты

этого произведения говорят о неопытности начинающего мастера, хотя многое уже

предвещает его будущие шедевры. Нетрудно заметить в картине профессиональные

огрехи: ошибки в перспективе и в пропорциях. Однако уже сам выбор сюжета —

свидетельство независимых устремлений молодого живописца. Вопреки

привязанностям большинства голландских живописцев к бытовому жанру, он

обращается к исторической картине на библейский сюжет и пишет ее с

непривычным для „малых голландцев" драматическим накалом страстей.

Воссозданные на полотне крайние эмоциональные состояния — страха, ужаса,

гнева — свидетельство раннего интереса художника к внутреннему миру чело

века. Это несколько гротескное заострение душевных проявлений и было исходной

точкой в творческом пути Рембрандта, который привел его в дальнейшем к

открытию многоплановой жизни человеческой души. Наконец, важно и то, что уже

здесь молодой живописец стремится к воссозданию не только характеров, но и

нравственных проблем. Изображая библейский сюжет изгнания Христом торговцев и

менял из храма, Рембрандт отстаивает мысль о несовместимости суетной погони

за жизненными благами с высоким предназначением человека.

Кухня" Рембрандта — самый выдающийся рисунок голландской школы. С XVIII

столетия до середины 1930-х годов этот лист был известен под названием

„Блинщица". Его новое определение — „Кухня" — предложила В. М. Невежина,

которая увидела в композиции интерьер кухни в доме самого Рембрандта на улице

Бестрат в Амстердаме, а в главных персонажах рисунка — изображения Хендрикье

Стоффельс и ее маленькой дочери Корнелии.

Произведение зрелого Рембрандта, эта композиция раскрывает его мастерство

рисовальщика, его индивидуальное видение мира, его ощущение жизни.

Исполненный бистром в традиционной технике пера и размывки, лист построен на

сочетании немногих скупых линий и тонких переходов светотени. Мерцающая,

глубокая и прозрачная, она преобразует прозаическую сцену лиричный образ.

Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его

рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов

небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-

рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки

мастера, сохранившиеся в огромном количестве — около 1700 листов, составляют

автономную область его творчества. И одной из самых замечательных

особенностей рембрандтовских рисунков является их способность делать зрителя

свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера.

К числу таких листов относится и небольшая зарисовка „Женщина с

ребенком"(1650-е гг. БУМАГА, БИСТР, ПЕРО. 11,1 х 9,7).

: Рембрандт Харменс ван Рейн

Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и

непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука

художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических

произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные

очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком

наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими

штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту

атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.

Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю красоту, а

способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями произведений

Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек радуется, скорбит,

печалится, страдает.

В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта как бы ощущаешь

прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих, стариков,

каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые душевные

движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.

Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований),

именуемый „Портретом жены брата", написан Рембрандтом в поздний период его

творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ.

Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из

близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция,

отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та

степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для

проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских

портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой

концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены

лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь выразительные

у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок, обрамляющий голову,

подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и одновременно усиливает

впечатление отъединенности героини от окружающего, ее полную погруженность в

свой внутренний мир. Произведение это принадлежит к тому типу рембрандтовских

работ, которые называют портретами-биографиями. Женщина изображена здесь в

состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и чувство слиты

воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных оттенков, а

глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая воспринимается как

итог прожитой жизни. И сама рембрандтовская живопись, его знаменитая

светотень — контрасты мрака и света, динамика их сложнейших градаций от

прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов — выступает как зримое

воплощение духовного богатства человеческой личности.

Одна из его поздних картин - «Возвращение блудного сына». Здесь изображён

человек, который когда-то покинул отчий дом и после долгих лет

скитаний, нищеты, унижений вернулся к отцу. И престарелый отец, ослепший от

горя, прощает его, обнимая дрожащими руками.

К самым значительным созданиям позднего пери ода его творчества принадлежит

картина „Артаксеркс, Аман и Эсфирь"(1660

ХОЛСТ, МАСЛО, 73 х 94).. Ее сюжет — эпизод библейской легенды о царице

Эсфири, обличившей перед своим супругом, персидским царем Артаксерксом,

коварные замыслы его приближенного Амана, грозившие уничтожением целому

народу. Скупые, но красноречивые жесты и позы персонажей раскрывают

драматический конфликт между ними. В картине царит напряженная атмосфера

ожидания. Только что закончила свое слово Эсфирь, Артаксеркс устремил взгляд

перед собой, рука его готова поднять жезл; под грузом обвинений согнулся

Аман. Сжавшись, он ожидает приговор царя. Торжество правды, осуждение зла,

воодушевленность Эсфири и подавленность Амана выражены в картине через

сложные сопоставления света, тени и цветовые оттенки. Фигура Эсфири озарена

сиянием, ее одежда с длинным шлейфом сверкает, как если бы она была покрыта

драгоценны ми камнями. В глубокую тьму погружен Аман. Рембрандт достигает

удивительной глубины в передаче внутренней жизни своих героев, их духовной

энергии. В напряженной эмоциональной среде картины оттенки света и цвета

воспринимаются как аналоги духовных и этических ценностей.

Рембрандт был не только живописцем, но и выдающимся мастером офорта.

Рембрандт Харменс ван Рейн последние годы жил в нищете, забытый всеми. Никто

из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. В

беднейшем квартале Амстердама нередко встречали его - одинокого старика, чья

ветхая одежда была запачкана красками. Но суровые жизненные испытания не

сломили его. Он продолжал упорно работать и писал так, как подсказывало ему

сердце

Подготовила Конышева Екатерина 6 класс


© 2010 Рефераты