рефераты курсовые

: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина

: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина

Воронежский государственный университет

Факультет журналистики

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Журнально-публицистическая деятельность

М.Б. Салтыкова-Щедрина

Подготовил:

студент 3-его курса ОЗО

Тюрин Р.Ю.

Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в

«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал

еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с

1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во

многом определяли характер и на правление журнала.

Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писатель опубликовал

в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том

и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после

реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни России после

реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых

результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Эти проблемы

волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их читателей.

Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия в том, что

слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условно называл

движение 60-х годов.

Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма

оказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать:

крепостное право живет во всем — «в нашем темпера менте, в нашем образе

мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратили

наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).

Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно

раскрыл их крепостническую сущность.

Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародный характер

многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органов местного

самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков,

которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий.

Признаки времени с господствующим капиталистическим устремлением к наживе -

«хищничеством» — и политической пассивностью народа, задавленного нуждой,

не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди «легковесных» нет места

идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в лучшее будущее: «Как ни

обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т. 7, с. 94).

В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных

записок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала в

Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти цикла

посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и

отражению этого процесса в политической жизни страны.

Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образы

представителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов.

Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературной

деятельности.

На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливо виден

идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическую реакцию

конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства,

судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный

режим к нуждам капиталистического развития.

Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащий беспощадную

характеристику «опоры» современного общества

«Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не столп

относительно собственности, ибо признает священною толь ко лично ему

принадлежащую собственность.

Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным

явлением русской действительности называет «молчалинство». Безразличие к

насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию

господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их угодливость,

карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивную роль. Все они

— люди беспринципные, готовые снести любое оскорбление, если оно будет

оплачено. Цинизм, моральная и политическая нечистоплотность, продажность

являются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов, журналистов и

литераторов. Но именно эти качества и определяют их будущее поражение.

Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма как явления,

обусловленного историческим развитием, не признавал капиталистические

отношения вечными и неизменными.

После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках»

цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой, революционной

Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадно разоблачает

современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности и страсти к наживе

славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимой революционности,

возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в прессе и

парламенте капиталистические порядки.

В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей чертой в

политике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в

1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе.

Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской военщины.

«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно переплетается с

«отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком без

штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о характере

дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же как многие

европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Но русский

народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанный буржуазной

законностью, как это случилось с немецким «мальчиком в штанах», сумеет

свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякой эксплуатации.

Все сопоставления русских и западноевропейских общественных отношений даны в

очерках под углом зрения перспектив революционного развития России.

«Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и

публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных

записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и

реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников.

Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучный пискарь,

или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде тупость и

реакционность царской бюрократии была воплощена писателем в образе ретивого

начальника, который решил закрыть Америку.

Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х

годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности».

Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился

Суворин, издатель газеты «Новое время».

Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийно

раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи,

фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и только

одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждой фразе

такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству! Щедринское

выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочно укрепилось за газетой

Суворина «Новое время».

Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз обращается

к характеристикам буржуазной и монархической прессы в России. Редактор «Красы

Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный

(«Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет никакого влияния на

газету. Все зависит от издателей — содержателей увеселительных заведений.

Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия — вот основное

содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.

Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлинная революционно-

демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость и непримиримость

сатиры были отражением убежденности писателя в том, что необходимо

решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.

Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастером публицистической

сатиры, замечательным художником слова. В своем творчестве он часто прибегал

к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.

Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике,

литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале 70-х годов,

создать яркие, типические образы.

Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальная

особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в их

становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения не

установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым способность

сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.

Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного найдется писателей и

публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусстве обходить цензурные

рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще пользовался в

подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова Герцена,

назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».

Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления ряда слов

и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошо понимал

его.

Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень чуток,

внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на

либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим

невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова,

огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность

слов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и с

его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного

человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так

называемого образованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных

писателей и журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в

своих произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык

русских летописей.

Для характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годов Салтыков-

Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные персонажи: Молчалина,

Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлял их

действовать. Это избавляло его от необходимости подробно характеризовать

прошлое «героев» своего времени. Сохраняя первоначальный портрет,

литературные персонажи жили в произведениях Салтыкова-Щедрина второй жизнью.

В изменившихся исторических условиях их характеры и поведение раскрывались с

новых сторон, а литературное прошлое помогало уяснить классовую сущность и

общественную роль живых представителей различных сословий в 70—80-е годы.

Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибо смех —

великая сила.

В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался подчас единственно

возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной прессе патетический гнев

или прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и

безжалостный, был направлен на расшатывание основ существующего строя, что

прямо соответствовало тогда интересам народа.


© 2010 Рефераты