Антиинфляционная политика, ее методы и средства в России. - (реферат)
Антиинфляционная политика, ее методы и средства в России. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕФЕРАТ на тему АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА В РОССИИ. Выполнил: слушатель 1-го курса МКФ Хохлов О. В. Работу проверил: Доцент Виноградов В. В. Москва 2002 год 1. Понятие инфляции. Инфляция в советской экономике.
Под инфляцией следует понимать снижение покупательной способности денег, которое проявляется в повсеместном повышении цен на товары и услуги. В советское время инфляция носила, как правило, подавленный характер (в 60-80 годы). Она выражалась не в открытом росте уровня централизованно устанавливаемых цен на социально значимые товары, а в увеличение неудовлетворенного спроса (дефицита) и вынужденных денежных сбережений населения. Причем увеличение денежных сбережений использовалось в пропагандистских целях, якобы как, показатель роста благосостояния граждан страны. На самом деле, это происходило из-за невозможности приобрести товары и услуги в нужном объеме и желаемого качества.
С середины 60-х годов денежные доходы населения росли опережающими темпами, по сравнению с производством потребительских товаров и услуг и к концу 80-х сумма вкладов населения в сберегательные кассы и запасов наличных денег примерно равнялась сумме розничного товарооборота и платных услуг. В результате образовался инфляционный навес - перенасыщение экономики деньгами относительно номинального размера национального продукта. Избыточная денежная масса в отсутствии рынка ценных бумаг, недвижимости, в условиях нараставшего дефицита товаров и услуг оказывала повышающее значение на цены. Подавленная инфляция вызывала ослабление мотивации к труду (уравниловка), а к началу 90-х годов привела к замещению денег материальными ценностями, возрождению бартера, а также к широкому рационированию потребления в форме карточек, талонов, “закрытой” продажи товаров широкого потребления. Все эти формы “подхлестывали” возникновение дефицита, новый рост цен и, как следствие, инфляцию. Когда в апреле 1991 года правительство В. Павлова произвело централизованное поднятие цен в сочетании с их частичной либерализацией инфляция в стране перешла из подавленной формы в открытую. Кроме того, одновременно с поднятием цен населению выплачивалась, так называемая, “компенсация”, что опять же привело к росту инфляции в стране.
2. Природа инфляции в России. Виды инфляции.
Позиции экономистов по вопросу о природе инфляции в России сводятся к двум основным концепциям.
Первая – монетаристская, сторонниками которой являются Е. Гайдар и А. Илларионов. Она исходит из того, что инфляция в России в своей основе носит монетаристский характер, т. е. существует тесная взаимосвязь между приростом денежной массы и темпами инфляции с определенным временным лагом. В доказательство своей точки зрения сторонники монетаристской концепции приводят следующие сравнения соотношения темпов роста денежной массы и потребительских цен.
В 1991 году рост денежной массы (М) составил 2, 3 раза, при этом рост потребительских цен был 2, 4 раза и, соответственно, отношение роста (М) к росту цен было 0, 93.
В 1992 году рост денежной массы (М) составил 7, 7 раза, при этом рост потребительских цен был 26, 1 раза и, соответственно, отношение роста (М) к росту цен было 0, 27.
В 1993 году рост денежной массы (М) составил 4, 8 раза, при этом рост потребительских цен был 9, 4 раза и, соответственно, отношение роста (М) к росту цен было 0, 45.
В 1994 году рост денежной массы (М) составил 2, 8 раза, при этом рост потребительских цен был 3, 2 раза и, соответственно, отношение роста (М) к росту цен было 0, 82.
В 1995 году рост денежной массы (М) составил 2, 3 раза, при этом рост потребительских цен был 2, 3 раза и, соответственно, отношение роста (М) к росту цен было 1, 0.
На основании этих сравнений сторонники монетаристской концепции делают вывод, что сжатие денежной массы ведет к снижению темпов инфляции. Правда при этом они забывают, что многие расчеты переходят на бартер, прогрессирует долларизация, увеличиваются неплатежи.
Вторая концепция – немонетаристская (воспроизводственная), сторонниками которой являются Г. Явлинский и Л. Абалкин. Она исходит из того, что инфляция в России –явление многофакторное, в котором главную роль играет инфляция издержек. Причем, некоторые факторы относятся к наследию командно-административной системы советских времен, а другие возникли из-за перекосов, произошедших уже в период рыночных реформ. К причинам возникновения инфляция издержек сторонники данного направления относят:
Отсталую в техническом отношении и затратную структуру производства, и, как следствие, низкий уровень производительности труда.
Диспропорции структуры экономики, высокую степень ее милитаризации (наследие советского периода)
Высокая степень монополизации экономики (РАО ЕЭС, Газпром) Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокий уровень бюрократизации и криминализации экономики
Гипертрофированное развитие финансовых услуг и посреднической торговли. Сторонники данного направления придерживаются точки зрения, что несмотря на ограничительную денежно-кредитную политику, инфляция в стране не опускается ниже определенного уровня. По мнению Г. Явлинского, минимальным является рост цен на уровне 8-9% в месяц. Этот фоновый уровень инфляции обуславливается причинами структурного и институционального характера, а не только денежного. Тезис о фоновой инфляции, как и многие высказывания Г. Явлинского, не подтверждается статистикой за продолжительный период. Так в 1992 году среднемесячная инфляция достигала 41%, в 1993– 21%, в 1994 – 10%, в 1996 – чуть ниже 2%, в 1997 –до 1, 7%, в 1998 году до августовского кризиса она была на уровне до 0, 9% в месяц.
Исходя из вышесказанного, видим, что монетаристы предлагают меры антиинфляционной политики, направленные на подавление инфляции спроса, путем сжатия денежной массы, а немонетаристы меры, направленные на подавление инфляции издержек.
Теперь, рассмотрим, с какими видами инфляции столкнулась Россия. В 1991 году на смену ползучей инфляции 80-х годов пришла галопирующая инфляция. В 1992-93 годах темпы роста потребительских цен составили 2508, 8% и 839, 9% соответственно. Российская экономика совсем немного не дотянула до классического порога гиперинфляции (более 50% в месяц). Но даже после снижения темпов роста потребительских цен в 1994 году до 215, 1% и 131, 3% в 1995 году, носила галопирующий характер, который возобновился после кризиса 1998 года и продолжался до весны 1999 года. С середины 1996 года и до августовского кризиса 1998 года, а также с весны 1999 года и до настоящего момента инфляция не выходила за пределы, присущие ползучему типу.
Рассмотрим причины возникновения галопирующей и ползучей инфляции на протяжении 90-х годов. Доминирующими факторами возникновения галопирующей инфляции 1992-93 годов являлись монопольное ценообразование при отсутствии платежеспособного спроса и рост денежной массы, при относительно невысоком дефиците государственного бюджета, который финансировался за счет льготных кредитов ЦБ. В 1994-96 годах все более возрастало значение факторов импортируемой инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности содействовала возрастанию инфляции путем приравнивания внутренних цен к мировым, а также долларизация российской экономики.
Умеренная инфляция с середины 1996 года и до кризиса 1998 года носила подавленный (скрытый) характер и была достигнута углублением кризиса неплатежей, возрастанием доли бартера при расчетах и нарастанием финансового кризиса в стране.
3. Антиинфляционная политика: методы и эффективность.
Дестабилизация денежной системы второй половины 80-х годов создала мощный инфляционный потенциал и, после либерализации цен с начала 1992 года произошел открытый ценовой взрыв, страна подошла к порогу гиперинфляции. В тех условиях главной задачей, которая ставилась перед правительствами Е. Гайдара и В. Черномырдина была–противодействие инфляции и финансовая стабилизация. В целях реализации антиинфляционной политики был взят курс на жесткие денежно-кредитные и бюджетные ограничения.
В экономике выделяются два основных сценария макроэкономической стабилизации. Первый – ортодоксальный, где упор делается на минимизацию бюджетного дефицита за счет уменьшения государственных расходов на управление, оборону, социальные нужды, дотации предприятиям госсектора, инвестиции, а также за счет увеличения доходов, путем ужесточения налоговой политики, сокращения налоговых льгот и т. д. Бюджетная политика сопровождается ужесточением денежно-кредитной политики, которая выражается в ограничении денежной эмиссии, повышении ставки рефинансирования, увеличении нормы резервных требований, продаже государственных ценных бумаг на фондовом рынке. Ортодоксальный подход делится на две основные разновидности в зависимости от выбора экономических стабилизаторов. В первом случае выбирается денежный якорь–проводится жесткая бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика с целью ограничения денежной массы и сокращению совокупного спроса. При таком подходе обменный курс плавает. Ограничение денежной массы приводит к тому, что поднятие цен наталкивается на ограничители спроса и, следовательно, рост цен останавливается. Во втором случае используется валютный якорь - поддерживаемый ЦБ фиксированный обменный курс или валютный коридор, который позволяет преодолеть неопределенность и снизить инфляционные ожидания. Второй – гетеродоксныйсценарий основан на проведение жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в сочетании с регулированием (замораживанием) цен и доходов. На начальном этапе рыночных реформ Россия была вынуждена пойти по ортодоксальному пути финансовой стабилизации с использованием денежного якоря, при сохранении подвижности обменного курса.
Это было обусловлено тем, что для гетеродоксного сценария необходим социальный договор между правительством, трудом и капиталом. А в то время существовал раскол общества на сторонников и противников рыночных реформ. В тоже время, в начале 1992 года существовал тотальный дефицит товаров и услуг из-за развала товаропроводящей сети, значительное превышение денежной массы над предлагаемой массой товаров и услуг, а также высокий дефицит государственного бюджета. В тоже время, использование валютного якоря было также невозможным из-за того, что на первом этапе стабильность курса национальной валюты должна поддерживаться за счет солидных валютных резервов страны. Однако к началу 1992 года валютный запас России не превышал уровня, необходимого для оплаты импорта в течение всего одного месяца. На тот момент Россия не имела финансовых ресурсов для создания и поддержания так называемого стабилизационного фонда. В России в основном применялся ортодоксальный вариант финансовой стабилизации: Либерализация цен повлекла за собой ликвидацию инфляционного навеса в экономике Проведение более или менее жесткой кредитной политики.
При снижении уровня инфляции и некоторой стабилизации экономики с середины 1995 года наряду с денежным якорем начинает использоваться и валютный якорь (валютный коридор), который действовал до сентября 1998 года. В рамках данной политики ЦБ устанавливал два контрольных показателя: денежной базы и динамики колебаний валютного курса в пределах установленного коридора. Кроме того, параллельно с ортодоксальным сценарием использовались элементы гетеродоксного:
Ограничение доходов населения путем взимания налога на превышение норматива оплаты труда (1992-95 годы)
Введение единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы Массовые невыплаты зарплат в государственном секторе
Обесценивание денежных вкладов населения в СБ в результате либерализации цен Сдерживание (или постепенный отпуск) роста цен и тарифов на энергоресурсы, железнодорожный транспорт, коммунальные услуги, социально значимые продукты– хлеб, молочные продукты.
В качестве наиболее общего критерия финансовой стабилизации в России может служить возобновление устойчивого экономического роста. Вызванный применением любого сценария постстабилизационный шок–спад производства, снижение реальных доходов населения, увеличение безработицы, снижение жизненного уровня, должен смениться ростом производства на фоне уже достигнутого снижения уровня инфляции. Критерием финансовой стабилизации считается снижение годового уровня инфляции до 20-40%. В этом более узком смысле финансовая стабилизация в России была достигнута к середине 1996 года, когда ежемесячный рост потребительских цен снизился до уровня менее 2%. Такая финансовая стабилизация при ползучей инфляции сохранялась до кризиса 1998 года. Однако в течение этих двух лет не сложились достаточные предпосылки для перехода к достаточному экономическому росту. Некоторые экономисты считают, что на тот период стабилизация сложилась в форме отложенной инфляции, которая должна была скакнуть через некоторый промежуток времени и наличии определенных факторов. Такими катализаторами кризиса 1998 года явились падение общемировых цен на нефть и отголоски азиатско-тихоокеанского кризиса. Кроме того, следует учитывать, что в период 1996-98 годов происходили массовая невыплата заработной платы работникам государственного сектора, невыполнение государственным бюджетом своих обязательств по оплате товаров и услуг для государственного потребления.
Подавление высокой инфляции в 1996-97 годах было достигнуто очень дорогой ценой и на весьма короткий срок. Жесткая антиинфляционная политика привела к падению платежеспособного спроса предприятий и населения, что повлекло за собой резкое сокращение производства. Подавление высокой инфляции не привело к немедленному возобновлению экономического роста на основе притока инвестиций в реальный сектор. Этому, на тот момент, противодействовали большая зависимость от импорта, политическая нестабильность и значительная криминализация экономики. Проводившееся сдерживание роста денежной массы вызвало дефицит ликвидных ресурсов у предприятий, всеобщую нехватку денег. Все это не привело к банкротству убыточных предприятий, как надеялись реформаторы, а к взрывному росту неплатежей, осложнению хозяйственных связей и социальных отношений. Остановимся отдельно на причинах возникновения неплатежей, проблемах с ними связанными и путях решения. Первый серьезный кризис неплатежей разразился в 1992 году, как реакция на проведение правительством жесткой денежно-кредитной политики. Либерализация цен и политика дорогих денег лишила предприятия оборотных средств и льготных кредитов. Несмотря на нехватку оборотных средств из-за ограниченного платежеспособного спроса, предприятия продолжали отгружать свою продукцию традиционным покупателям, не получая от них оплаты и, в свою очередь, не оплачивая свои долги поставщикам из-за отсутствия денежных средств. Тем самым предприятия стали накапливать взаимные неплатежи. Кроме того, инфляционные процессы –обесценивание оборотного капитала и удорожание кредита, делают выгодным не платить поставщикам, т. е. заставлять их давать бесплатный коммерческий кредит. Огромные суммы взаимных неплатежей между предприятиями в значительной мере были связаны с неразвитостью в России коммерческого кредита.
Экономическое содержание неплатежей расценивается одними экономистами как способ, найденный российскими предпринимателями обойти жесткие условия рыночной экономики, как спросовые ограничения, дорогой кредит. Другие экономисты считают неплатежи своеобразным способом смягчить стабилизационный шок, вызванный жесткой денежно-кредитной политикой, и поддержать производство. Отмечается также, что неплатежи превратились в своеобразный компонент денежной массы. Неплатежи представляют собой своего рода социальный амортизатор, который на начальном этапе рыночных реформ сдерживал рост безработицы. Динамика изменения задолженности предприятий основных отраслей экономики по удельному весу просроченных платежей: 1993 год– 41, 3%(дебиторская) и 34, 9%(кредиторская), 1994 – 53, 6% и 52%, 1995 – 45, 6% и 43%, 1996 – 50, 2% и 50, 1%, в 1997 году 50%(кредиторская). К концу 1997 года просроченная кредиторская задолженность предприятий составляла уже 27% от ВВП России. Причем если в 1992-93 годах, неплатежи касались в основном взаиморасчетов между предприятиями, то в 1997 году в структуре неплатежей значительно выросли долги по налогам, взносам во внебюджетные фонды и по заработной плате.
Структура просроченной задолженности предприятия на конец 1997 года: Поставщикам – 43, 7%
Банка – 9% Бюджету – 22, 3% Внебюджетные фонды – 17, 3% По заработной плате – 7, 7%
Минимизация дефицита государственного бюджета, осуществлявшаяся за счет расходов на оборону и социальные цели, привела к неспособности государства оказывать общественные услуги. Это выразилось в глубоком кризисе многих институтов государственной власти: правоохранительные органы–еще большая криминализация общества, армия - общее ослабление значимости России на международной арене, образование, здравоохранение, наука и т. д. Меры по укреплению рубля с помощью валютного коридора повлекли за собой значительный рост импорта, что обусловило сильную зависимость динамики цен на внутреннем рынке от цен импортеров. В тот момент товары российского производства по уровню цен примерно соответствовали импортным товарам, а по качеству значительно уступали.
Девальвация рубля в августе-сентябре 1998 года привела к новому взрыву инфляции. Однако одним из позитивных последствий девальвации стал рост замещения импортных товаров на отечественные и ослабление зависимости от импорта. Наряду с проведением жесткой денежной политики в послекризисный период ослабление импортируемой инфляции повлекло за собой снижение роста цен до верхнего уровня финансовой стабилизации.
4. Особенности финансовой стабилизации в России.
В начале реформ в 1992 году многие реформаторы предполагали, что финансовая стабилизация экономики России пойдет по польскому пути. На тот момент Польша являлась страной со схожим уровнем и отраслевой структурой экономики, которой потребовался один год, чтобы подавить высокую инфляцию, а еще через два года возобновить устойчивый экономический рост. Однако в России потребовалось десятилетие, чтобы достигнуть финансовой стабилизации. Достижение стабилизации было связано с громадными усилиями и сопровождалось большими социальными стрессами из-за падения уровня доходов и жизни в целом.
Следует выделить несколько причин столь долгого периода стабилизации: К началу финансовой стабилизации в России отсутствовали некоторые условия успешного проведения–рыночное поведение экономических агентов, развитая и современная банковская система, сформировавшийся фондовый рынок
В связи с милитаристической направленностью советской экономики, в России сложились огромные структурные диспропорции (около трети производственного потенциала можно было использовать для выпуска потребительских товаров). Эти структурные перекосы не могли быть устранены так быстро, как в других странах Центральной Европы, и потребуют порядка 20-25 лет. Сохранение же диспропорций требовало значительных государственных дотаций убыточным отраслям, поддерживало высокий дефицит бюджета, являющийся одной из основ инфляции. В связи со специфическим географическим местоположением государство вынуждено финансировать промышленность и социальную сферу Крайнего Севера, что влечет за собой значительные денежные вливания– еще один фактор, порождающий инфляцию
В России к моменту начала реформ не было единого мнения по поводу перехода к рыночной экономике, поэтому непопулярные меры антиинфляционной политики проходилось проводить при постоянном конфликте, это обуславливало непоследовательность действий правительства, чередование жесткой и мягкой денежной политики, что естественно затягивало достижения финансовой стабилизации.
5. Выводы.
1. Для переходной экономики является характерным дефицит денег, сменивший товарный дефицит советских времен. Дефицит ликвидных ресурсов возник из-за недостаточного развития рыночных механизмов, значительного отставания в развитии рыночной инфраструктуры от объемов производства в реальном секторе.
2. Расстройство денежного обращения привело к развитию альтернативных форм расчетов–квазиденег и денежных суррогатов (бартер, векселя, чеки, казначейские обязательства, ГКО и т. д. ). Причем они выполняют функцию средства платежа, но не выступают в качестве меры стоимости и не служат средством накопления.
3. В ходе рыночной трансформации происходит переход от прямых к косвенным методам денежно-кредитного регулирования.
4. Существуют две основные концепции о природе возникновения инфляции в России: Монетаристская – есть тесная взаимосвязь между приростом денежной массы и темпами инфляции Немонетаристская – инфляция- явление многофакторное, где главную роль играет инфляция издержек.
5. В ходе финансовой стабилизации использовался в основном ортодоксальный сценарий. С самого начала применялся денежный якорь, в 1995-97 годах стал использоваться и валютный якорь. Кроме того, параллельно с ортодоксальным сценарием применялись элементы гетеродоксного сценария. Проблемы в достижении финансовой стабилизации были связаны с неразвитостью рыночных механизмов, большими структурными диспропорциями в сторону ВПК, а так же высокой социальной конфликтностью и необходимостью государственного финансирования районов Крайнего Севера.
6. Неплатежи в российской экономике оцениваются или как способ обойти жесткие условия рыночной экономики, или как способ смягчить шоковое воздействие жесткой денежно-кредитной политики. Преодоление кризиса связано с проведением структурной перестройки экономики (в долгосрочном периоде) и повышением ее конкурентоспособности. В краткосрочном периоде целесообразно: Трансформация неплатежей в собственность кредитора путем обмена долга на акции предприятия-должника
Использование векселей с определенным сроком их погашения и возможность их продажи банкам и кредитным организациям
Укрепление и расширение сферы денежного обращения при ограничении использования альтернативных форм расчетов
Сокращение доли наличного денежного обращения путем совершенствования безналичных форм расчетов
Улучшение структуры денежной массы в целях облегчения платежей.
Использованная литература:
Экономика/ Под редакцией А. С. Булатова, Москва, Юрист, 3-е издание, 2002. Экономика России/В. В. Виноградов, Москва, Юрист, 2001.
Мировая экономика/ Под редакцией А. С. Булатова, Москва, Юрист, 2002.