рефераты курсовые

Финансы Украины - (шпаргалка)

p>Акция предст собой ЦБ без установленного срока обращения, кот удостоверяет долевое участие ее держателя в УФ АО, подтверждает членство в АО и дает право ее собственнику на получение части прибыли в виде дивидендов, а также в разделе имущ при ликвидации АО.

В законе Укр “О ЦБ и фонд бирже” выдел след виды акций: именные, на предъявителя, проивелегированные и простые.

Именн явл акции, оборот которых, а также некоторые дополнит реквизиты фиксируются в спец книге регистрации акций, которая ведется АО. Привелегир акции дают право акционеру на преимущ получение дивидендов и приорит участие в разделе имущ-ва АО при его ликвидац.

Существуют также акции без номин стоимости, кот при ликвидации АО гарантируют акционерам возврат лишь определ части имеющихся ср-в АО, а не всей номин стоимости.

Акция винкулированная - разновидность именных акций, кот могут быть переданы в третьи руки лишь с разрешения выпустившего их АО.

Акция некуммулятивная - вид привелег акций (с фиксир дивидндом), по которым не накапливаются неоплаченные дивиденды.

Акция оборонительная - акция компании, известной стабильным притоком и выплатой доходов и продемонстрировавшей относительный иммунитет к плохой конъюктуре. Акция обычная - ЦБ в форме ординарного сертиф-та, свидетельствует о собственности корпорации. Держатели акции - собственники фирмы, кот участвуют в разделе прибыли, если она существует.

Акция ограниченная - акция, приносящая обычные дивиденды, но не дающая права голоса.

Акция погашенная - акция, дающая владельцу полное право собственности, но по которой не выплач дивиденды до определенного срока или до достижения определенного уровня прибыли.

Акция с учатием - привелегир акция, дающая право участвовать после получения привелегир дивидендов в распр-ии послед-их дивидендов наравне с держателями обычн акций.

Акция частично оплаченная - акция, эмитент кот имеет право потребов от акционеров дополнит взносов.

Варранты - спец гарантии, дающие право акционеру на покупку акций нового выпуска.

Превым шагом эмиссии ЦБ явл-ся регистрация информации о выпуске ЦБ. Общий реестр выпуска ЦБ в Укр ведется госкомиссией по ЦБ и фонд рынку. Информация о выпуске ЦБ должна быть подписана эмитентом и торговцем ЦБ. Эмитент также предоставляет заявление о регистр-ии акций и копию устава АО. В теч 30 дней со дня подачи этих документов орган регистр-ии выдает свидет-во о регистр-ии ЦБ, кот явл-ся основанием для получения бланков ЦБ либо размещ-ия заказа на их изготовл-ие.

В соотв с законом “О ЦБ и фонд бирже” не менее, чем за 10 дней до начала подписки на акции, в органах печати Верх совета, Кабмина и офиц издании фонд биржи должна быть опубликована информация о выпуске акций.

    №60. Облиг-ции, их сущн и хар-ка

Облигация опред-ся как ЦБ, кот удостоверяет внесение ее собственником ден ср-в и подтверждает обязат-во возместить ему номин стоим-ть этой бумаги с выплатой фиксир %.

Владелец обл-ции не явл-ся собственником либо соучредителем эмитента облигаций, он явл-ся кредитором по отношению к эмитенту, их связывают долговые отношения. Обязательства эмитента обл-ций повыплате их номин стоим-ти и % по ним не зависят от итогов хоз деят-ти и не могут быть пересмотрены. Закон различает обл-ции двух видов: обл-ции внутр гос-ых и местных займов и обл-ции пп-я. Обл-ции могут быть именными и на предъявителя, %-ми и беспроцентными (целевыми), имеющими своб хождение или с огранич кругом обращения

Облигация индексированная - по которой выплач-ся %, величина уоторых зависит от динамики определенного эк показателя (индекса цен).

Обли-ция конвертируемая - дает влад-цу право в любой момент обменять ее на акцию той же компании

Обл-ия на предъявителя - по наступлению срока платежа предъявителю выплач-ся % и номин стоимость обл-ии.

Облигация растяжимая - позволяет держателю откладывать погашения обл-ий на ряд лет.

Обл-ия с накоплением % - цена, по которой продается обл-ия, включ в себя неуплаченное приращение %.

Выпуск обл-ий осущ с соблюдением режимов публичности, предусмотренных для акций открытых АО. Закон устанавливает ограничения для выпуска обл-ий открытых АО: не более 25% отеуст фонда и только после полной оплаты всех выпущенных акций. Запрещено выпускать обл-ии для формирования уставного капитала эмитента, а также для покрытия его убытков. Владелей обл-ий может получить доход двумя путями: либо держать их, получая по ним %-ты, а затем в рез-те погашения получить номин стоим-ть обл-ий, либо продавать их по рын стоим-ти. В случае невыполнения эмитентом обязательств по обл-ям их владелей может обратиться в суд на предмет принудит взыскания причитающихся ему ден сумм.

    №61. Посредники на РЦБ.

Чрезвычайно важным для быстрого и динамического развития явл-ся посредническая деят-сть с ЦБ с целью получения прибыли. Прибыльность явл-ся необходимой для привлечения на фондовый рынок интеллектуальных и финансовых ресурсов, а также для произведения консультаций и изучения финансов, покрытия рисков в процессе первичного размещения и обращения ЦБ.

Посреднич деят-сть по выпуску и обращению ЦБ лицензируется соот-ветственно для действ законод-ва.

    Посредниками на фин рынке м. б. :

пп-я, которые специализируются на работе с ЦБ, производят посреднич деятельность по выпуску и обращению ЦБ, выполняя операции на фондовом рыне по поручениям и за счет своих клиентов (комис-сионная(брокерская)деятельность), за собств счет (коммерческая (дилерская)деятельность), по поручению эмитента в процессе первичного размещения ценных бумаг и предоставляя другие услуги, касающиеся ценных бумаг (инвестиционное консультирование, управление портфелем ценнных бумаг, доверительные операции с ценными бумагами, реестрационные функции и т. д. ). Эти предприятия обязаны иметь собственный капитал адекватный объему их операций на фондовом рынке;

банковские учреждения, которые вместе с другими финансово-кредитными функциями могут производить посрелническую деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, выполняя операции на фондовом рынке за собственный счет, по поручению и за счет своих клиентов, производя реестрационные функции, доверительные с ценными бумагами и выдачей кредитов, свзяааных с ценными бумагами. Должны быть расширены возможности банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков банков через экономические нормативы, установленные для коммерческих банков;

Инвестиционные компании, которые соединяют функции финансового посредника на рынке ценных умаг и институционного инвестора, то етсь инвестора. Для которого инвестирование в ценные бумаги является основным источником дохода и неотъемлимой частью деятельностью. Взаимные фонды инвестиционной компании аккумулируют средства инвестора для совместнго инвестирования в ценные бумаги, дейстующие за счет и в интересах лиц, которые приобретают их ценные бумаги. Инвестиционные компании выступают лдя других институционных инвесторов инвестиционными менеджарами и консультантами, формируют их активы в ценных бумагах, организуют начисление и выплату доходов по ценным бумагам. Для проведения свеой деятельности могут объединяться в добрровольные объединения, в том числе фондовые биржи.

Посредники фондового рынка производят операции как на биржевом, так и на внебиржевом рынке ценных бумаг.

    №62. Эмитенты на РЦБ.

Действ законод-во Укр позвол практически всем предприним структурам зарегистр-ся в кач юр лица, выпускать те или иные виды ЦБ. Эмитентами ЦБ в Укр м. б. : индивид пп-я, чатные пп, семейн пп, гос пп, АО, ООО, общество с дополн ответств, полные общества и коммандитные.

Законод-во не определ миним размера УФ индивид пп-я, поэтому оно может эмитировать только такие ЦБ, как обл-ии и векселя. Предельный размер их эмиссии также не установлен. Обл-ии и векселя, выпущ индивид пп-ем, предст собой высокориск ЦБ, т. к. здесь отсутств элементарн мех-змы защиты инвестора. Законод-во устанавл для частного пп-я мин размер УФ 250 грн. Частное пп-е может осуществл эмиссию обл-ий и векселей, V которой законод-ом не ограничен. Поэтому эти ЦБ также относятся к высокориск.

Гос пп-я могут эмитировать обл-ии и векселя. Кроме того, в процессе проведения приватизации, эти пп-я осуществляют выпуск акций. Владельцу векселя либо обл-ии, выпущенных гос пп-ем недостаточно просто применить взыскание на имущ-во пп-я. Поэтому, несмотря на то, что ЦБ, эмитированные гос органами либо пп-ми, явл-ся высоколиквидными, в Укр на сегодн день их следует отнести к высокорисковым.

АО бывают двух видов: открытые, акции которых могут свободно обращаться на бирже, и закрытые, акции которых распр-ся между учредителями. Мин размер УФ АО - 1250 мин зарплат. АО выпуск акции на всю величину УФ. Обл-ии могут выпускаться наене более 25% от УФ и только после полной оплаты всех акций. АО может осуществлять выпск векселей, размер эмиссии которых не ограничен. АО явл-ся организац-правовой формой, позволяющей в наст время наиболее полно обесп интересы держателей его ЦБ.

Мин размер УФ ООО определен в 625 ммин зарплат. ООО может осуществлять выпуск обл-ий и векселей, мин размер эмиссии которых не установлены. ООО отвечает по своим обяз-ам исключительно в пределах своего УФ (и иного имущ-ва, находящегося на балансе). Учредители (акционеры) не отвечают по обязат-ам таких обществ каким-либо имущ-ом. Поэтому сложно говорить о надежной обеспечен-ти обяз-ств, возникающих у таких эмитентов перед держателями обл-ий и векселей. Полное общество несет солидарную ответств-ть по своим обязат-ам всем свои имущ-ом. Мин размер УФ для полного общества не установлен. Полное общество вправе осуществлять выпуск обл-ий и векселей, кот обладают более высокой степенью надежности, т. к. ответственность общества по его обяз-ам не ограничена и взыскание по обязат-ам м. б. обращено как на ср-ва общества, так и на все личное имущество его участников. Участники полного общества несут солидарную ответст-ть по его обяз-ам, что более надежно обеспеч права кредиторов. Совокупный размер взносов вкладчиков в коммандитное общество не может превышать 50% его имущества. Комманд общество вправе осуществлять выпуск обл и векс, ограничение на V эмиссии отсутствует. ЦБ комманд общ-ва обладают определенной привлекат-ю вследствие наличия коммандистов, обладающих значит объемом имущ-ва, на кот можно обратить взыскание.

    №63. Фондовые биржи их назнач

Фондовые биржи (ФБ) - специализир учреждения, которые созд условия для постоянно действующей центра-лиз торговли ЦБ путем объедине-ния спроса, предложения на них, предоставляя место и способы как для првичного размещения, так и для вторичного обращения ЦБ, кот должны работать по единым правилам и по единой технологии электронного обращения ЦБ, которое проводит Национальная ФБ. Членом ФБ может стать какой-нибудь посредник на РЦБ, кот при-держивается и выполн требования, установл уставом и правилами ФБ.

ЦБ, допущенные к котированию на ФБ, должны обслуживаться систе-мой Национального депозитария.

Гос-во будет контролировать чест-ность и справедливость правил ФБ и процедур листинга для участников фонд рынка, определенных спосо-бов организации и поддержки тор-говли цели эффективного раскрытия цен на ЦБ, будет способствовать унификации биржевых правил.

На этапе приватизации имущества гос пп-ий через ФБ может проис-ходить первичн размещ той части акций крупнейших пп-й, которая реализуется за ден ср-ва, для определения через котирование рын стоим акций. Гос-во через ФБ может производить размещение гос ЦБ.

ФБ, объединяя проф. участников РЦБ в одном помещении, создают усл-ия для концентрации спроса и предложения и повышения ликвидности рынка в целом. Однако, б-жа - это не только спец. место для совершения сделок, но и опред. сис-ма орг-ции торговли, кот. подчиняется спец. правилам и процедурам. К торгам на бирже обычно допускаются лишь достаточно кач. и высоколиквидные ЦБ, что создает возм-ть формир-я непрерывного их рынка. В процессе бирж. торговых собраний особыми методами ус-танавл. курс (рын. цена) ЦБ, информ-ция о кот. наряду со сведениями об объемах совершенных сделок становится достоянием широких слоев инвестирущей публики.

Получение лицензии участником РЦБ явл. необходимым условием членства в бирже в большинстве экономически развитых странах.

На фонд. б-же все большее распространение получают автоматиз-ые сис-мы торговли ЦБ. Они позволяют одновременно с нескольких раб. мест. сводить поручения о покупке или продаже ЦБ.

    №64. Виды фондовых бирж

Инструментом рынка капиталов выступают фонд. биржи, на кот. продаются акции и обл-ции ведущих крупнейших пп-й. Сущ-ют официальные и неофиц фонд. б-жи. На неофиц. (черных) б-жах котируются всевозможные ЦБ, не допущенные рук-вом б-жи к офиц котировке.

Фонд. б-жи м. выступать в виде: 1) Частных АО; 2) гос. институтов; 3) международных фонд. бирж; 4) специализир. фонд. бирж; 5) региональных фонд. бирж.

Образование междунар. фонд. бирж связано с развитием компьютеризации и интернационализации к-ла. Крупные снижение курсов ЦБ на одной из ведущих бирж страны или мира отраж. на курсах ЦБ др. фон. бирж. Это объясняется тем, что происходит процесс уни- фикации банковских %-ых ставок, а также тем, что ЦБ транснациональных компаний котируются одновременно на большинстве фонж бирж в разных странах.

ЦБ различают 1-ой и 2-ой категорий. 1) акции, обл-ции местных и гос. займов, обл-ции пред-тий, казначейские обяз-ва, сертификаты, векселя, приватиз. чеки. 2) аккредитивы, ден. чеки, страхов. свид-ва, имущ. сертификаты, расчетные чеки, боны, пайковые книжки.

Купля-продажа ЦБ на фонд. б-же осущ-ся на основе их бирж. курса. Биржевой курс колеблется в зависимости от сотношения м/у спросм и предложением. Котировка ЦБ - это установлекние курса ЦБ, по кот. они продаются и покупаются на фин. рынках. Рыночную котировку осущ. крупные компании и банки на внебиржевом рынке ЦБ. Биржевой курс ЦБ опр-ся след. факторами: 1) доходность текущая и ожидаемая; 2) размер банковской %-ой ставки, цены на золото, на отд. товары, на недвижимость; 3) ликвидность.

ФБ, объединяя проф. участников РЦБ в одном помещении, создают усл-ия для концентрации спроса и предложения и повышения ликвидности рынка в целом. Однако, б-жа - это не только спец. место для совершения сделок, но и опред. сис-ма орг-ции торговли, кот. подчиняется спец. правилам и процедурам. К торгам на бирже обычно допускаются лишь достаточно кач. и высоколиквидные ЦБ, что создает возм-ть формир-я непрерывного их рынка. В процессе бирж. торговых собраний особыми методами ус-танавл. курс (рын. цена) ЦБ, информ-ция о кот. наряду со сведениями об объемах совершенных сделок становится достоянием широких слоев инвестирущей публики.

Получение лицензии участником РЦБ явл. необходимым условием членства в бирже в большинстве экономически развитых странах.

На фонд. б-же все большее распространение получают автоматиз-ые сис-мы торговли ЦБ. Они позволяют одновременно с нескольких раб. мест. сводить поручения о покупке или продаже ЦБ.

    №65. Валютн рынок и вал опер-ии

Валютный рынок - это сфера реализации эк отношений, где осущ-ся операции по купле-продаже, обмен иностр валюты иплатежных документов, выраженных в иностранных ден единицах. Под валютным рынком в более широком смысле понимается система валютн отношений и фин-кредитных учреждений, при посредничестве которых осущ-ся операции купли-продажи валютных средств и ценностей. Валютные рынки необходимы для усиления интеграционных процессов в эк-ке каждой страны, а также развития интеграционных процессов в мировом хоз-ве в целом. Валютн. рынок У-ны и стран СНГ связан с европейской валют. сис-мой и мировой валютн. сис-мой. Деят-ть валютного р-ка Укр. строится на тех принципах, чтобы приобрести дешевле, а продать - дороже. На внутреннем вал. р-ке У-ны пред-я и ФЛ могут приобретать вал. ср-ва за крб. для приобретения за границей новейших технологий, оборуд-ия и др. матер. ценностей. Иные пред-я, напротив, располагая свободной валютой, м. предоставлять ее в кредит, продавать на вал. р-ке. Курс валюты на вал. р-ке У-ны устанавливается НБУ.

Вал. операции, выполняемые на вал. р-ках, - это фин. операции, связанные со сменой права собст-ти на вал. ценности, а также использованием в-ты в кач-ве платежа при осуществлении внешнеэкономич. деят-ти гос-ва, связанной с ввозом и вывозом тов. -мат. ценностей, осуществление ден. преводов.

Вал. операции подраздел. на: 1) текущие, 2) операции, связанные с движ. к-ла. Текущие: - операции, связан. с куплей-продажейвал. ценностей, товаров и предоставляемых услуг, реализацией права на интелектуальн. соб-ть, расчеты, по кот. осущ-ся на усл. безотсрочного платежа и предусметривающее предоставление и привлечение кредита; - переводы ср-тв за границу и из-за границы, начисление %-ов, див-дов и др. доходов по банк. вкладам, кредитам, инвестициям и по др. фин. операциям; - переводы ср-тв некот. хар-ра, в т. ч. переводы ср-тв з/п, пенсий, стипендий и т. д.

Операции, связан. с движением к-ла включ. : - инвестиции, в т. ч. приобретение и продажа ЦБ; - представление и получение кредитов; - привлечение и размещение ср-тв на счетах и во вклады; - фин. операции, выполнение кот. предусматривает через опред. срок платежи или перевод права соб-ти на вал. ценности. Валютные опреации, осущ. на вал. б-жах, подразд. на 2 вида: 1) налично-денежные (спот) с использованием иностр. в-ты наличными ср-вами в момент оформления опреации или в пределах суток; 2) срочные (форвард) или фьючерсные, при кот. платежи осущ. в заранее установлен. срок, обычно от недели до 5 лет по курсу на момент заключения сделки.

№66. 1. Валютные фонды в Укр. Порядок их формир и использ-ия Валютный рынок - это сфера реализации эк отношений, где осущ-ся операции по купле-продаже, обмен иностр валюты иплатежных документов, выраженных в иностранных ден единицах. Под валютным рынком в более широком смысле понимается система валютн отношений и фин-кредитных учреждений, при посредничестве которых осущ-ся операции купли-продажи валютных средств и ценностей. На валютном рынке Укр разл. 3 вида валютн. ф-дов: 1) Гос. валютн. ф-ды, 2) Валют. ф-ды местных совнардепов, 3) валютн. ф-ды пред-й.

Гос. валютн. ф-д У-ны формим-ся КМ У-ны за счет ср-в ГБ в пределах сумм расходов, утвержденных ВС У-ны. Формир-ие вал. ф-да осущ-ся путем приобретения вал. ценностей на межбанк. вал. б-же, а также посредством получения кредитов в иностр. валюте в пределах, утвержд. ВС У-ны, Минстата, внешнего гос. долгаи за счет др. поствплений, предусматренных действ. законодат-вом. Исп-ие вал. ф-да происходит на удовлетворение первоочередных потребностей экон. развития страны и населения: для закупки за границей новых машин и обор-я, технологий, ноу-хау, ср-в защиты растений, удобрений, лекарственных препаратов, для создания вал. рез-вов с целью обеспечения устойчивости гац. вал-ты и др. целей. Вал. ф-ды местн. совнардепов форм-ся путем приобретения иностр. в-ты на межбанковском валютном р-ка Укр за счет ср-в соответствующих обл. , районных бюджетов в пределах сумм, утвержд. совнардепов, а также за счет др. поступлений. Местн. советы нардепов. выступают в этих случаях распорядителями этих ср-в. Исп-ие ср-в этих ф-ов осущ. для приобретения медикаментов, продовольствия, машин и оборудования, а также для осущ-я командировочных расходов за границы. Ср-ва валютн. ф-ов м. продаваться на вал. б-жах, аукционах. Вал. ф-ды пред-й создаются за счет поступлений выручки от реализации прод-ии в инвалюте на вал. счета пред-й сумма поступлений уменьшается на 50% для продажи на МВБ У-ны. Такой размер продаж установлен КМ У-ны на период до стабилизации вал. курса крб. Вал. ср-ва исп-ся пред-ми самостоятельно. Они м. б. использованы в след. целях: 1) на оплату товаров, предоставленных услуг, выполненных работ; 2) на закупку машин, обор-я и технологий для соб-х нужд, для модернизации и реконструкции пр-ва; 3) для пречисления на вал. счета др. пред-ий.

    №66. 2. Страховой рынок в Укр

Страх. Рынок (СР) - это особая сфера ден. отношений, где объектом купли-продажи выступает специфич. услуга - страх. защита, формируется спрос и предложение на нее.

Объективная основа развития СР явл возникающая в процессе воспр-ва потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выраж. в оказании ден. помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагопр событий. На СР происходит формирование и распрел-е страх. ф-да для обеспечения страх. защиты общества. Субъектами СР явл страх орг-ции (страхов-щики), кот. в той или иной степени принимают участие в оказании страх услуги, страхователи и застрахованные. Атрибутами р-ка, в т. ч. и страх. , явл. продавец, покупатель, товар или услуга и реальная свобода покапателя в выборе товара ( услуге). Развитой СР вкл. в себя след. категории продавцов страх. услуги. Страх-ов непосредственно заключающих договоры С. ; так назыв. страховщиков для страховщиков - перестраховочные орг-ции, кот. принимают часть крупных рисков за соотв. вознаграждение; посредников м/у страховщиками и страхователями; разл. объединения страховщиков. Покупателями страх. услуги м. б. любые юр и физ лица, если это не противоречит правилам и усл-ям данного вида С. Так, в личном С. сущ. опред. возрастные ограничения, в имущ-ном ограничения по составу им-ва. Страх. услуги м. б. предоставлена на основе договора (в добровольном С. ) или на основе З-на в области затрагив. С.

Спец. товаром предланаемом на страх р-ке явл. страх. услуга. Перечень видов С. , кот. могут воспользоваться страхователи представляет собой ассортимент страх. р-ка. Положение на страх. р-ке опред-ся действием множества факторов, важнейшим из кот. явл. рисковая ситуация, ден. ф-ды страхователей, страх. тариф, предложенные страх. услуг и т. д. Усл-ия реализации страх. услуги, складывающейся в конкретном регионе в данное сремя наз. конъюнктурой страх. р-ка.

Непременным атрибутом СР явл маркетинг, кот подразумевает двуединый подход к рынку: тщательное изучение СР (потребностей, интересов, спроса на страх услуги, общих тенденций эк развития страны) и сознательное воздействие на рынок и сложившийся спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Конкуренция на СР проявл-ся в таких направлениях, как предложение новых видов страх-ия на основе формирования новых потребностей страхователей, разработка договоров страх-ия с разл комбинацией рисков, понижение страх тарифов по сравн с тарифами, предлагаемыми другими страховщиками при той же ответственности и том же наборе рисков, более высокое качество обслуживания страхователя. Т. о. , в целом СР Укр впитал в себя необх атрибуты страх бизнеса, однако развитие его различных элеметов происходит неравномерно и носит замедлительный характер.

    №67. Эк сущность страхования

Эк. категория страх-ия (С) явл сост частью категории ф-сов. Но если ф-сы в целом связаны с распред-ем и перераспр-ем доходов, то С охват только сферу перераспр отн-ий.

М. выделить след. существ. признаки, характериз. специфичность этой эк. категории С: 1) при С. возникает ден. перераспред. отн-ия, обусловл наличием вероятности наступления внезапных непредвид-х и непреодолимых событий, т. е. страх. случаев, влекущих за собой возможность нанесения мат или иного ущерба н/х и нас-ю; 2) при С осущ раскладка нанесенного ущерба м/у участниками С страхователями, кот всегда носят замкнутый хар-ер. Возникновение таких перераспред отн-ий обусл. тем, что случайный хар-ер нанесения ущерба влечет за собой мат или иные потери, кот охватывает не все хоз-ва, не всю тер-рию данной страны или региона, лишь их часть. Это создает усл-ия для возмещ ущерба путем солид-ой раскладки потерь одних хоз-в м/у всеми застрах. хоз-вами; 3) С. предусм. перераспред. ущерба как м/у территор. ед-цами, так и во времени. При этом для эф. тер. перераспред. ср-в страх. ф-да в рамках одного года треб достаточно большая тер-рия и значит. число подлежащих страх-ю объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случ хар-ром возникновения чрезв событий: несколько лет подряд чрезв событий м. и не б. и точное время их наступления неизвестно. Это обст-во порождает необходим резервирования в благопр годы части поступивших страх платежей для создания запасн. ф-да с тем, чтобы он служил источником возмещ чрезв ущерба в неблагопр годы; 4) замкнутая раскладка ущерба обусл возвратность ср-в, мобилизованных в страх. фонд. Страх. платежи каждого страхователя, вносимые в страх. фонд, предназн для возмещения вероятнойеущерба в опр тер-ии в масштабе и в теч опред периода. Поэтому вся сумма страх. платежей ( без учета накладн. расходов той орг-ции, кот. проводит С. ) возвращ в форме возмещ-я ущерба в теч принятого в расчет времен периода в том же террит масштабе).

Т. о. С. - это сов-ть замкнутых перераспред. отн-ий м/у его уч-ми по поводу оформления за счет ден взносов и услуг страх. ф-да, предназ для размещ возм ущерба нанесенного субъектом хоз-ия или выравнивания потерь семейн доходов в свзи с последств происшедш страх случаев.

Сущность С. проявляется в его ф-циях: 1) осн рисковая ф-ция, т. к. страх. риск как вероятность ущерба непоср. связан с осн. назначением С. по оказанию ден. помощи пострадавшим хоз-вам или гражданам. Именно в рамках действия рисковой ф-ции происходит перерапред. ден. формы ст-сти среди участников С. в свзи с последствиями случ страх. событий; 2) предупредительная ф-ция связана с исп-ем части ср-тв страх. ф-да на уменьшение степени и последствий страх. риска; 3) сберегат. ф-ция - сбережение ден. суммы с пос. С. на дожитие связано с потребностью в стах. защите достигнуто сем. достатка (в страх. жизни категория С. наиб. мере сближается с категорией кредита при накоплении по договорам С. на дожитие обусл. стах. сумм); 4) контрольная ф-ция С. выраж. св-во этой категории к строго целевому форм-ию и исп-ию ср-в страх ф-да.

    №68. Виды страхования и их классификация.

Страхование (С)ѕэто вид гражданско-правовых отн-ий по защите имущ интересов граждан и юр лиц при происшествии определ событий (страх случаев), определенных договором С. или законодательством, за счет ден фондов, формир-хся путем уплаты гражданами и юр лицами страх платежей (взносов).

Различают классиф-ии С. по след критериям: 1) по объектам С. , 2) по объеме страх ответственности.

В завис от объекта С. его подразделяют на отрасли: 1) имущ С. , 2) С. уровня жизни граждан (личное и социальное), 3) С. ответственности, 4) С. предприним рисков.

По имуществ С. страховщик возмещает полностью или частично мат ущерб страхователей.

По личному С. возмещается не мат ущерб, а оказывается ден помощь. При С. ответственности в качестве объектов страховой защиты выступает как имущетсво, так и жизнь, здоровье и трудоспос-сть граждан.

    В соц С. объектом явл-ся уровень доходов граждан.

При С. предприним рисков объектом выступает риск неполучения прибыли или образования убытка.

Все 4 отрасли играют важную роль в обеспечении непрерывности и бесперебойности обществ пр-ва.

Различают также подотрасли С. (напр, в личном С. это С. жизни и С. от несч случаев).

В наиболее обобщенной форме С. разделяется на добров и обязат. Добров С осущ-ся на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами страхования , которые устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с требованиями этого Закона. Конкр условия страхования определяются при заключении договора страхования.

Обязательное С. устанавливается законами Украины путем внесения изменений в этот Закон.

    Некот виды обязат страхования :

- медицинское; гос личное С. Военнослужащих; гос личное С. лиц состава органов внутр дел; гос обязат С. мед работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита при исполнении ими служебн обязательств; гос обязат личное С. работников прокуратуры; гос обязат личное С. работников тамож органов; гос С. жизни и здоровья народных депутатов; С. членов экипажа и авиационного персонала и др.

    По форме организации выделяют групповые и индивид виды С.

По форме ориентации выделяют С. , направленное на: 1) соц и имущ запросы семьи (С. жизни, здоровья, трансп средств и др), 2) запросы предприним структур (С. от всех видов рисков, морское С. , С. гражданской ответственности.

    №69. Закон Укр “О страховании”

Этот з-н регулирует отн-ия в сфере С. и сориентирован на образование р-ка страх. услуг, усиление страх. защиты имущ. интересов пп-й, учр-ий, орг-ций, граждан. Действие этого з-на не распр-ся на гос. соц. страх. З-н содержит 5 разделов:

1) общ положения. С. - это вид правовых отн-ий по защите имущ интересов граждан и юр лиц (ЮЛ). В случае наступл страх. случаев, опред. договором С. или закон-вом, за расчет ден. ф-дов, кот. форм-ся путем уплаты гражданами и ЮЛ стахов. платежей. Страховщиками явл. ЮЛ, образованные в форме АО, ООО, и обществс с доп. ответственностью, а также те, кот. получили лицензию на осущ. страх. деят-ти. Страхователями явл. ЮЛ и дееспос граждане, кот. заключили договор со страховщиками или явл. страхователями в соотвествии с закон-вом У-ны. Страхователи м. подписывать со страховщиками договоры о страх-ии третьих лиц, кот. могут приобретать права и обязанности страховщика. В соотв с договором С. страхователи имеют право при заключении дог-ра С. опр. граждан или ЮЛ для получения страх. сумм а также изменить их до наступления страх. случая. Объектами С. м. б. имущ. интересы, кот. не противоречат закон-ву У-ны, связанных с жизнью, здоровьем, с владением и исп-ем им-ва и т. д. С. м. б. добровольным или обязат. Добр. С. осущ. на основе дог-ра м/у страхователем и страховщиком. Страх. сумма - ден. сумма, в границах кот. страховщик в соответствии с соглашением С. обязан провести выплату, а также сумма, кот выплачикается при личном С. Страх. платеж - рлата за С. , кот. страхователь обязан выплатить страховщику в соответствии с договором С. Страх. тариф - ставка страх. взноса с ед-цы страх. суммы за опред период С. Перестрахование - С. одним страховщиком на опред договором усл-ий риска исп-ия всех или части своих обязательств перед страхователем др. страховщикам.

2) Дог-ры страхования. Дог-р С. - это письм. соглашение м/у страхователем и страховщиком, в соответствии с кот. страхователь берет на себя обязательство в случае наступления страх. случая выплатить страхователю сумму возместить полученный убыток в границах страх. суммы, а страхователь обязуется выплатить страх. платежи в опред. размере и исполнить др. условия дог-ра. Дог-р С. закключ. в соответствии с правилами С.

3) Обеспечение платежеспособности страховщика . Миним. размер УФ страхователя устан. в сумме, эквиввалентной 100000 ЭКЮ, по вал. обменному курсу У-ны, а для страховщиков, образованных с участием иностр. ЮЛ и граждан, миним. размер УФ 500000 ЭКЮ.

4) Гос. контроль за страх. деят-тью в У-не. Он осущ-ся комитетом по делам контроля за страх. деят-тью и его органами. В з-не рассмотрены его ф-ции (их 7) и права (их 4), а также санкции за нарушение з-на.

5) Заключит. положения. Здесь рассматрив. положения о С. иностр. граждан, лиц без гражданства и иностр. ЮЛ на тер-рии У-ны, а также рассмотрение споров, связанных со С. и международные дог-ры.

    №70. Обяз и добров страхование

В наиболее обобщенной форме С. разделяется на добров и обязат. Добров С осущ-ся на основе договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами страхования , которые устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с требованиями этого Закона. Конкр условия страхования определяются при заключении договора страхования.

    Выделяют след принципы добров С:

1) добров С. действует как в силу закона, так и на добров началах; 2) приоритет принадлежит страователю (покупатель всегда прав); 3) по усл С. действует ограничение для заключения договоров; 4) добров С. всегда ограничено сроком С. ; 5) добров С. действует только при уплате разового или периодических взносов; 6) страх обеспечение зависит от желания страхователя (он определяет размер страхе в пределах страх оценки имущ-ва. Обязательное С. устанавливается на основании законодательства Укр. Некот виды обязат страхования :

- медицинское; гос личное С. Военнослужащих; гос личное С. лиц состава органов внутр дел; гос обязат С. мед работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита при исполнении ими служебн обязательств; гос обязат личное С. работников прокуратуры; гос обязат личное С. работников тамож органов; гос С. жизни и здоровья народных депутатов; С. членов экипажа и авиационного персонала и др.

    По форме организации выделяют групповые и индивид виды С.

По форме ориентации выделяют С. , направленное на: 1) соц и имущ запросы семьи (С. жизни, здоровья, трансп средств и др), 2) запросы предприним структур (С. от всех видов рисков, морское С. , С. гражданской ответственности. Принципы обязат С. : 1) устанавл-ся законом, в котором предусматривается перечень объектов, подлежащих обязат-му С. , объем страх ответственности, уровень или нормы страх обеспечения, периодичность внесения страх платежей, осн права и обязанности страховщика и страхователей; 2)сплошной охват обязат-ым С. объектов, указанных в законе; 3) автоматичность распред-ия обяз С. на указанные объекты; 4) действие обязат С. независимо от внесения страх платежей; 5) бессрочность обяз С. ; 6) нормирование ставок обеспечения обяз С. в % от страх оценки.

    №71. Имуществ страхование в Укр

По имуществ С. страховщик возмещает полностью или частично мат ущерб страхователей.

В имущ. С в кач объекта выступают мат ценности. К обязат. имущ. С относятся: С им-ва колхозов, совхозов, др гос с/х пп-й, С строений и т. д. Объектами этого вида С явл урожай с/х культур, плодов насаждения, поголовье с/х животных, строения, транспортного ср-в и т. д. При этом по С. урожая действует наиб. широкий объем страх. ответст-ти, а по С животных страх. отв-сть резко ограничена. Животные подлежат С в размере 70% их баланс. ст-сти. С строений и др. осн. и обор ф-дов от пожаров, аварий, стих бедствий осущ в размере баланс ст-ти, а ОФ - по остат ст-ти. По С урожая страх обеспеч-ие сост. 70% ущерба. Размер ущерба опр как разница м/у стоим. урожая данной культуры с 1га. в ср. за последние 5 лет и такой же ст-ти урожая после стих. бедствия в тек. году. В хоз-вах гр-н обязат. С подлежат принадлежащие им дома, др. постройки в размере 40% их ст-сти, ост. 60% ст-сти м. застраховать в добров. порядке. Добр. имущ. С охватывает им-во гос. пп-й в сфере мат пр-ва, С граждан, занимающихся индив. деят-тью, С домашнего им-ва, ср-в транспорта. Объектами добров. С им-ва гос. кооперативн. пп-й явл сооружение, оборуд, строения, сырье, мат-лы, топливо, транспорт и др. тов-мат ценности. Срок С -1 год или неопред. период, если перед окончанием опред. срока страхователь внес страх. платежи.

При С дом. им-ва м. застраховать в полной ст-сти со скидкой на износ мебель, картины, разл. аппаратуру и т. д. Ср-ва транспорта подлежат С в сумме до их полной ст-сти по гос. розн. ценам со скидкой на износ на случай аварии, угона, стих. бедствия.

    №72. Личное страхование в Укр

По личному С. возмещается не мат ущерб, а оказывается ден помощь. В в личном С в кач объекта выступают жизнь граждан, их здоровье и трудоспос-ть. Основу личн. С сост. добров. С, виды кот. предусм. выплату страх. суммы страхователю или др. лицам, всвязи: с достижением до обусл. срока или событи, до пенсион. возраста с полед. пожизненной выплатой пенсии в устновл. размере; с наступления смерти застрахов. лица; с разл. увечиями от несч случая, происшедшего в период С Наиболее популярно С жизни, имеющее сберегат. ф-цию, напр-р, смешан. С Смеш. С - это С, кот. объединяет в одном дог-ре несколько самостоят. видов С: С от несч случаев, С на дожитие до окончания срока С, С на случай смерти застрахованного. Дог-оры смешан. С жизни закл с гражд в возр-е от 16 до 77 лет на срок 3, 5, 10, 15, 20 лет. Размер страх. суммы зависит от желания страх-ля.

При С детей страхователями явл. родители или др. родственники, а застрахованными - ребенок в возрасте до 15 лет. Страх. сумма выплач-ся при дожитии ребенком до окончании срока С, а также за посчледствия несчастных случаев с ребенком за период С При наступлении смерти застрахованного страхователю выдается пособие в размере 30% от страх. суммы и возвращ. уплаченные страх. взносы. Своеобр. вар-том С детей явл. С к бракосоч-ию. Отличие сост. в том, что страх. сумма выплачив. при вступлении застрахованного в брак в период со дня окончания срока С и до достижения 21г. При этом размер страх. суммы после осночания срока С возраст на 3% в год. При невступлении в брак, страх. сумма выпл-ся до достижения застрахованным 21г. На страх. дополн. пенсий приним-ся мужчины в возрасте от 25 до 65 лет, женщины от 25 до 60 лет. Срок С опр-ся как разница м/у пенсион. возрастом и возр-ом страхователя при закл-ии дог-ра. Пенсия выплач-ся пожизненно после окончания срока С, если договор полностью оплачен страх. взносами. Пенс ф-д по С дополнит. пенсии форм-ся наполовину за счет взносов страхователей и наполовину за счет ср-в бюджета.

С от несч случаев пр-ся как за счет страхователей, так и за счет пп-й и орг-ий, в кот. они работают.

Также сущ. обязат. С пассажиров от несч случаев на путях сообщения ж/д, автомобильного, водного и возд. транспорта дальнего следования. Страх. взносы включ. в ст-сть пассаж билета. Пров-ся С воспитанников детдомов и школ-интернатов, обязат. С военносл-их.

    №73. Воздействие фин политики на рынок труда в Укр

При переходе к рын отнош гос вмешательство в эк-у страны должно носить огранич характер и быть направленным на устранение сбоев в развитии и функц-ии рын мех-зма, установл связей между разл видами рынков: рынком труда, фонд рынком, рынком ссудных капиталов, инвестиц рынком и т. д. В обознач структуре вед роль отводится рынку труда, функц-ие кот связано с особен-ми бюдж политики в совр усл.

Рынок труда - сложная соц-эк категория, кот предст собой систему эк отношений, опосредствующих движение мат-вещ усл-ий пр-ва (рынок раб мест) и движение раб силы, осу-ществляемых в процессе обществ пр-ва. Рынок труда представлен в виде произв сферы, где происходит соединение вещ и личных элементов пр-ва, а также сбалансированность профессион-квалифик структуры кадров и структуры раб мест. Рынок труда характеризуется как система отношений, имеющих след особенности: 1) эти отношения охватывают всю структуру обществ пр-ва; 2) регулирование этих отношений основано на условиях свободного спроса и предложения на раб силу; 3) эти отношения требуют регулирования со стороны гос-ва, кот путем рацион сочетания бюдж обеспечения и бюдж регул-ия возд на рынок труда путем расширения или сокращения сферы его деят-ти.

Формир-ие рынка труда в Укр происх на основе всех уровней управления им: гос-го (макроуровень), регионального (мезоуровень) и управления на уровне пп-й (микроуровень).

На гос уровне определяются необх нормы регул-ия рынка труда, общие принципы управления им и границы управления. Гос-во обеспечивает унификацию системы соц и трудового законод-ва, определяет права работодателей и работников в сфере найма раб силы, устанавлив границы участия последних в управлении пр-вом, компетенцию мест органов власти в управл-ии рынком труда.

Помимо нормативного, прямого воздействия гос-во обеспеч косвенное управление рынком труда через бюдж процесс. Влияние бюдж политики на развитие рынка труда осущ посредством след фин маневров:

1) бюдж регулирование структурной перестройки экономики, что позволяет расширить рынок раб мест и влияет на снижение безработицы в трудоизбыточных регионах;

2) изменение политики госкапвлож-й в соотв со структ перестройкой эк-и 3) фин обеспечение развития инновац процессов, что дает возможность обновлять мат-тех базу отраслей и тем самым влиять на рынок раб силы в строну повышения ее качественных характеристик;

4) бюдж обеспечение воспроиз-ва раб силы, развития сферы соц-культ обслуживания населения;

5) создание гос фонда содействия занятости населения Укр, для которого пп-я отчисляют в госбюджет 2% фонда потребления.

Рассматривая структурную перестройку как важнейший фактор воздействия бюдж политики на рынок труда, нужно указать, что главное ее назначение - обеспечение рацион использ-ия природных ресурсов и трудового потенциала страны, обеспечение расшир воспроиз-ва, стабильного наращивания пр-ва всех видов прод-ии и услуг в кажд конкр регионе Укр.

    №74. Взаимосвязь рынка труда с фин рынками

Рассматривая рынок труда как систему эк отн-ий, опосредствующих собой движение к сбалансированности структуры раб мест и раб силы в ходе обществ пр-ва и воспроиз-ва в целом, отметим, что этот рынок имеет свои сегменты, кот соответств структуре обществ пр-ва. Сегмент рынка труда - его обособл часть, характериз-ся присущей ей спецификой произв процесса и проф-квалиф структурой занятых в ней работников. Выдел след сегменты рынка труда: пром пр-во, с/х, транспорт, связь, торголя, непроизв сфера (медицина, образование, культура, наука, упрвление), фин рынки (фонд и инвестиц-ый, валютный и денежный, рынок страх услуг).

Изучая фин рынки, отметим, что это есть обособл сфера произв отн-ий и чел деят-ти, где происходит сбалансир-сть раб силы и раб мест в проц осущ-ия фин обслуживания как произв процессов, так и сфер непроизв деят-ти, а также жизнеобеспечения отд коллективов и членов общества. Роль фин рынков в обеспечении обществ пр-ва отразим на схеме:

    расх на нац расходы на
    продукт потреблен
    расх госуд
    на закупки
    инвес
    тиции чистые
    налоги
    инвестиц сбере
    фонды жения
    платежи
    за ресурсы НД

Проф-квалиф структура фин рынков обусловлена функцион особенностями деят-ти фин учреждений и их обществ предназначением.

На фин рынках в профессион составе кадров следует выделить такие наиболее общие группы занятых работников: работники страх компаний, инвестиц фондов, фонд рынков, маклеры, брокеры, дилеры, фин менеджеры и др фин посредники. Сбалансированность на фин рынках диктуется в основном структурой раб мест. Это означает, что движение раб силы на фин рынках и уровень занятых здесь специалистов опред-ся развитием всех элементов, составляющ структуру фин рынков:

количеством страховых и инвестиц компаний, кредитных учреждений, фондовых и валютных бирж и т. д. Важную роль играет также эмиссия ЦБ (их кол-во в обращении); объем внешнеторг связей; развитие конъюктуры фин рынков и его инфраструктуры и др.

Хотя фин рынки впитали в себя многие атрибуты сегментов рынка труда, этому сегменту присущи свои специфич особенности: 1) широкое развитие самоокупаемости и коммерч расчета, как принципов произв-хоз и фин деят-ти; 2) отсутствие фин поддержки со стороны гос-ва; 3) слабая мобильность раб силы; 4) высокая степень обособленности при осуществлении хоз деят-ти.

Рассматривая взаимосвязь фин рынков с рынком труда, отметим, что этот сегмент рынка труда по мере укрепления рын отноешний получает все более широкое развитие. Однако он пока не устойчив и треб решения многих вопросов правового, нормативного и организ хар-ра.

    КАТАЛОГ “ФИНАНСЫ”
    1. Предмет, содержание и задачи курса.
    2. Роль фин-ов в воспроиз-ве СОП и НД.
    3. Сущность и назначение финансов.
    4. Финансовая система Украины.
    5. Основные звенья фин системы Укр.
    6. Структура и состав центр и дец ф-ов.
    7. Фин-пром группы и их роль в упр ф-ми.
    8. Фин менеджмент как с-ма управления.
    9. Значение и функции фин менеджмента.
    10. Прогнозир и планир в фин менеджм-е
    11. Ф-ции ф-ов в обеспеч общес воспр-ва.
    12. Сущность фин политики.
    13. Стартегия и тактика в фин политике.
    14. Цель фин политики в Укр.
    15. Эк стимулир-ие пр-ва как составная
    часть фин политики на совр этапе.
    16. Сдерживание инфл процесов как сост
    часть фин политики на совр этапе.
    17. Управление финансами в Укр.
    18. Бюдж как эк кат-ия в с-ме стоим кат-ий
    20. Роль бюдж в осущ расшир воспр-ва.
    21. Бюджетная программа и основные на
    правления ее распределения.
    22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с
    исполнением бюджета.
    23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на
    формирование бюджета.
    24. Функции бюджета.
    25. Гос бюджет - осн фин план Укр.
    26. Бюдж мех-зм как сост часть фин мех-а
    27. Бюдж механизм как инструмент реа
    лизации бюджетной политики гос-ва.
    28. Бюдж с-ма и бюдж устройство в Укр.
    29. Принципы бюдж устройтсва в Укр.
    30. Планирование, составление, рассмо
    трение и утверждение бюджета
    31. Контроль за исполн бюдж-а и его знач.
    32. Содерж и принципы исполн бюджета.
    33. Роспись доходов и расходов - основн
    оперативный план в бюджетировании.
    34. Бюдж кредиты и их распорядители.
    35. Сущность гос доходов. Основные ста
    тьи доходов госбюджета Укр.
    36. Сущность гос расходов. Осн направ
    ления расхода бюджетных средств.
    37. Осн доходн источники мест бюджетов.
    38. Напр-ия расходования мест бюджетов
    39. Сущность налогов и их роль в форми
    ровании бюджетов различн уровней.
    40. Взаимоотн-ия пром пп-я с бюджетом.
    41. Сущность НДС.
    42. Сущность налога на прибыль пп-я.
    43. Сущность подоходного налога.
    44. Ф-сы пп-й как осн звено фин с-мы Укр.
    45. Основные фонды пп-я, их состав и по
    казатели эффективности использ-ия
    46. Обор ср-ва пп-я, их состав и показате
    ли эффективности использования
    47. Виды расходов пп-я.
    48. Формир доходов и ден фондов на пп.
    49. Фин аспекты приват-ции имущ гос пп-й
    50. Организ-ия фин планир-ия на пп-ии.
    51. Дефицит бюджета, его сущность и
    принципы преодоления
    52. Особенности формир бюдж на 1997 г.
    53. Закон Укр “О госбюдж Укр на 1997 г. ”
    54. Закон Укр “О бюдж системе Укр”
    55. Фонд рынок, его сущность и назнач.
    56. Классификация рынка ценных бумаг.
    58. Виды ценных бумаг, их характер-ка.
    59. Акции, их сущность и характеристика.
    60. Облигации, их сущность и характер-ка.
    61. Посредники на рынке ценных бумаг.
    62. Эмитенты на РЦБ.
    63. Фондовые биржи их назначение.
    64. Виды фондовых бирж.
    65. Валютный рынок и валютн операции.
    66. 1. Валютные фонды в Укр, порядок их
    формирования и использвания
    66. 2. Страховой рынок в Укр.
    67. Эк сущность страхования.
    68. Виды страхования и их классиф-ия.
    69. Закон Укр “О страховании”.
    70. Обязат и добров страхование в Укр.
    71. Имущественное страхование в Укр.
    72. Личное страхование в Укр.
    73. Воздействие фин политики на рынок
    труда в Укр.
    74. Взаимосв рынка труда с фин рынками.
    75. Особ-ти налог-бюдж политики в 1997 г
    ГОСБЮДЖЕТ 1997

В проекте сводного бюджета на 1997 доходы предусмотрены в сумме 44, 8 млрд. грн. , а расходы - 48, 9 млрд. грн. дефицит бюджета сост 4, 1 млрд грн или 4% прогнозного валавого внутреннего продукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты