p>Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная "связанность" вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской промышленности. Рассмотрим подробнее механизм кредита поставщика. На первом этапе - это, по существу, предоставление поставщиками покупателям права оплачивать товары в рассрочку, то есть экспортер от своего имени финансирует покупателя. Все расчеты, связанные с предоставлением и погашением таки) кредитов, осуществляются непосредственно между поставщиками и покупателями. Кредит на этом этапе отличается лишь тем, что у экспортера заранее подготовлен механизм рефинансирования.
Второй этап - непосредственное рефинансирование. Предоставление кредитов иностранным покупателям ставило фирмы-экспортеры перед необходимостью в свою очередь самостоятельно изыскивать средства для осуществления подобных операций. В большинстве случаев размеры средств фирм-экспортеров недостаточны для того, чтобы они могли все свои операции финансировать из собственных ресурсов. Кредитование экспорта за счет собственны средств доступно наиболее крупным ТНК, но и у них такая практика меже распространяться лишь на отдельные контракты. Основным источником заемных средств при финансировании среднесрочных операций фирм-экспортеров являются банки. Определить, в какой мере отдельные фирмы-экспортеры зависят от банков при финансировании своих поставщиков, не представляется возможным. Эта зависимость различна не только в отдельных странах, но и у различных фирм одной и той же страны. Больше того, даже у одних и тех же фирм она может изменяться со временем от одного контракта к другому.
Фирмы-экспортеры обычно тщательно скрывают источники и условия получения средств, используемых ими для финансирования экспорта. Тем не менее различные косвенные показатели, в частности степень покрытия кредитной сделки государственной гарантией, дают основание полагать, что доля участия банков в рефинансировании среднесрочных операций экспортеров составляет большей частью от двух третей до четырех пятых кредитуемой суммы сделки. Таким образом, основным источником средств, привлекаемых поставщиками для среднесрочного финансирования своего экспорта, являются кредиты банков, а сами фирменные кредиты, по сути, представляют собой фирменно-банковские кредиты. Фирменные кредиты, как уже отмечалось выше, были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому представление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.
Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах - с другой. Все эти проблемы не могли быть разрешены силами только частных предпринимателей. Поэтому в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.
Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.
Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между развитыми странами , основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.
В начале 1950 года западногерманский банк "Банк дойчер лендер" выделил "переучетный фонд" в сумме 100 млн. долларов в распоряжение банка "Кредитанштальт фюр видерауфбау" для финансирования фирменных кредитов на срок до 4-х лет. В марте 1950 года во Франции была организована система финансирования фирменных кредитов на срок от 2-х до 5-и лет, которая основывалась на существовавших системах среднесрочного финансирования операций местного рынка. В октябре 1950 года бельгийский государственный банк "Энститю де реэскомт э де гаранта" выделил 800 млн. бельг. франков для финансирования фирменных кредитов на срок до 5-ти лет. В декабре 1950 года японское правительство создало Экспортный банк Японии для финансирования фирменных кредитов на срок от 6-ти месяцев до 5-ти лет. В 1952 году Англия удлинила максимальный срок экспортных кредитов при сделках с покупателями, не входившими в стерлинговую зону, до З-х лет, а в случаях так называемого "экспорта в национальных интересах" - до 4-5 лет. До этого кредиты покупателям нестерлинговой зоны сроком более 6 месяцев подлежали одобрению Комиссией по контролю за иностранной валютой, причем половина контрактной стоимости должна была выплачиваться покупателем не менее, чем через 6 месяцев, а вторая половина - в течение 2-х лет. В Италии система финансирования экспортных кредитов была введена в декабре 1953 года.
В этот период во многих странах возобновляют свою деятельность реорганизованные для осуществления среднесрочных операций институты по страхованию экспортных кредитов. Рост значения кредита в международных экономических отношениях развитых стран с развивающимися вызывался не только форсированием сбыта товаров, но и возможностью нового приложения капитала.
Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в экспортном кредитовании стран Западной Европы.
С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение международного кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей: именно в этот период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования как в целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение "кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления кредитов. А изменение последних ( как и сам рост объема кредитов ) потребовало изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта. Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в эти годы на мировом рынке.
Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся ростом спроса на товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных возможностей промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке дополнительными "взбадривающими" средствами. В ряде стран были приняты меры по стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с этим возросшее внимание уделялось форсированию экспорта. Растущие специализация и кооперирование производства в рамках международного разделения труда требуют максимального развития внешней торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу, превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продукции отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже больше, чем на внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факторов, затрудняющих развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений в связи с ухудшением валютного положения многих стран (в основном развивающихся) и т. д. В эти годы чрезвычайно расширился арсенал средств форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ) все более теряли ценовые преимущества, которые они имели перед экспортерами США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию внеценовых средств конкуренции. Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой международный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропейских странах). В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с обострением трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта машин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для ухе действовавших предприятий и т. д. Роль иностранного финансирования поставок машин и оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов. Наряду с финансированием дорогостоящего и сложного оборудования, а также крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и даже запчастей и узлов машин (главным образом для последующей сборки) , удобрений и продовольствия.
Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования экспорта, а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе. До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с американскими экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов, достигавшие 10-15 лет и более, зачастую намного превышали сроки фирменных кредитов западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам, эти фирмы были вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на значительное удлинение сроков кредитов.
Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщиками кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в 1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями " Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в случае необходимости проведения соответствующих консультаций. Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами. В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления финансовых кредитов. Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же, как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы- экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок. Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам, но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение предыдущего пятилетия (56- 60 гг. ). Однако после резкого скачка на рубеже 50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских) кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г. , задолженность развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8 млрд. долл. , в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств этих стран - 6 млрд. долл. По ориентировочным подсчетам на основе статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим образом (использованная часть в млрд. долл. ):
Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых составляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не уступили.
Что касается развития международного кредита в отношениях между развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов. Одновременно с этим укрепились кредитные связи между западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для финансирования экспортных поставок военной техники.
Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях. Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли. Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др. ), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США. В конце 60-х гг. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственною оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней. Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет. Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т. к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура. Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредито-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
3. Коммерческий кредит на современном этапе
В начале 70-х годов коммерческое кредитование все еще оставалось главным финансовым инструментом сбыта продукции в оптовом звене. Однако свойственная коммерческому кредиту угроза нарушения цепной платежной зависимости в процессе купли-продажи товара делала другие виды кредитования внешней торговли все более предпочтительными. В современном мире львиная доля коммерческого кредита приходится на крупнейшие ТНК, которые имеют наиболее благоприятные условия реализации товаров и получения причитающихся платежей. Сила таких ТНК состоит в их способности осуществлять широкий выбор вариантов тактической политики по отношению к должникам и оценивать потенциальные возможности покупателей в более раннем получении финансовых ресурсов через классический метод учета и залога векселей и другие более современные формы банковского рефинансирования коммерческого кредита.
В настоящее время преобладающей на рынке становится тенденция к удлинению сроков реализации товаров, причем не только в фазах кризиса и депрессии, но и во время оживления и подъема. Если в прошлом веке наблюдалось ускорение реализации товаров (например, средний срок учета векселей в царской России сократился со 156 дней в 1870-1874 гг. до 92 дней в 1905-1909 гг. (аналогичные тенденции наблюдались и в других странах), и вплоть до 70-х годов типичным сроком учета векселя были 3 месяца), то сейчас получают развитие более длительные сроки учета векселей до 120-170 дней.
Наряду с развитием прямой продажи продукции ее конечному потребителю непосредственным производителем возрастает значение оптовых посредников, ' что способствует накоплению больших товарных запасов в различных торговых звеньях. В последнее время ускоренно развивается торговля потребительскими товарами, которая все больше влияет на торговлю в целом, на производственный процесс и на развитие кардинальных связей между производителями и потребителями. Резко возрос товарооборот между компаниями, входящими в состав одной ТНК.
Все это во многом предопределило уровень и формы развития кредита во внешней торговле в 80-е годы.
В последнее время все больше и больше становится заметным государственное субсидирование экспорта. Правительства развитых стран стали чаще и в больших объемах направлять на эти цели часть мобилизованных у налогоплательщиков в бюджет средств для улучшения платежного баланса страны, поддержания уровня занятости и экономической активности в экспортных отраслях промышленности.
Поскольку экспортные кредиты в первую очередь требуют наличия больших денежных фондов, государство стремится снять с себя часть бремени по их аккумуляции и привлекает основную массу необходимых ресурсов с частных рынков капитала, а собственные бюджетные средства направляет только на доведение условий предоставления внешнеторговых кредитов до конкурентоспособного уровня, понижая процентные ставки по ним и увеличивая период кредитования. Соответственно, чем больше условия предоставления внешнеторговых кредитов отличаются от существующих на внутреннем рынке капитала, тем выше расходы правительства. Теоретически при такой системе субсидирования экспорта государство способно значительно "отрывать" условия своих кредитов от рыночных, но на практике его возможности в этом отношении не безграничны. Это вынуждает развитые страны искать компромиссы в данной области, т. е. определять рамки взаимосогласованных условий государственного финансирования внешней торговли. Весной 1978 г. страны-члены ОЭСР, кроме Турции и Исландии, подписали соглашение об унификации экспортных кредитов, называемое чаще Консенсусом по экспортным кредитам. Это соглашение направлено на унификацию важнейших условий государственных экспортных кредитов: сроков, минимального размера процентной ставки, доли покрытия льготной ссудой стоимости контракта или минимального размера наличных платежей, круга подпадающих под него товаров и услуг. Все эти условия регулярно пересматриваются. Рост доли государственного кредитования экспорта по сравнению с частным вызван меньшей выгодностью последнего. Эта сравнительная невыгодность заключается не только в рыночном уровне процентной ставки, но и в меньшем размере кредита, отсутствии автоматизма в его получении. Кроме того, развитие на международном ссудном рынке тенденции предоставления займов по "плавающим" ставкам значительно затрудняет оценку общей стоимости займа для должника, т. к. уровень процента заранее неизвестен. Однако в 80-е годы одновременно с быстрым развитием государственного прямого банковского кредитования происходит и увеличение объема коммерческого кредитования и связанного с ним косвенного банковского кредита, хотя и гораздо меньшими темпами. Рост мирового внешнеторгового оборота (доля экспорта в мировом ВВП поднялась с 12% в 1960 г. до 22 % в 1980 г. ), удлинение времени реализации товаров, увеличение числа посредников, форсирование (в том числе и государством) производства и реализации товаров - все это привело к необходимости для фирм увеличения объема продаж товаров в кредит.
Как уже отмечалось выше, в первой половине XX века при абсолютном росте объема коммерческого кредитования, его доля в опосредствовании внешнеторговых продаж имела тенденцию к снижению. Одна из причин этого процесса, продолжающегося и поныне, заключалось в формировании все большего числа монополий и укреплении их позиций в экономике, что способствовало росту продаж товаров конечному потребителю, минуя оптовых посредников. Кроме того, изменение роли банков означало, в частности, и снижение доли косвенного банковского кредитования по сравнению с прямым.
Существует внутренняя противоречивость развития коммерческого кредитования, которая обусловлена тем, что оно, с одной стороны, базируется на движении товаров и определено им, а с другой стороны, является одной из форм кредита вообще и отражает общее состояние его развития.
Коммерческий кредит самым тесным образом связан с банковским - банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными.
Получили развитие и векселя не базирующиеся на торговых сделках - финансовые векселя, плательщиками по которым выступают банки, а также "дружеские" векселя, взаимно выставляемые предпринимателями друг на друга с целью получения банковских ссуд. Таким образом, векселю не всегда противостоят реальные товары, что часто приводит к серьезным затруднениям при превращении его в деньги. В период экономического кризиса 1929-1933 годов и последующей депрессии четверть всех банкротств произошла вследствие неплатежеспособности векселедателя или гарантировавшего его банка.
В настоящее время проблема получения денег по векселям не только не ослабла, но, напротив, значительно возросла. Особенно актуальной стала проблема задержки возврата средств по векселю. По оценкам специалистов, почти каждый пятый вексель погашается с несоблюдением сроков. Все это замедляет нормальный кругооборот капитала, может подорвать доверие к корпорации и снизить ее конкурентоспособность. В связи с этим возрастает внимание корпораций к вопросам организации коммерческого кредита. Особенно активны в этой области ТНК.
Буржуазные экономисты выделяют следующие основные составляющие реализации: условия предоставления коммерческого кредита (количество гарантов, срока) , методы платежа (формы расчетов, оплата частями или целиком и т. д. ), возможность отклонения объема товаров в каждой партии от заказанного количества. Эти элементы во многом определяют организацию механизма коммерческою кредитования.
В 70-х юлах в крупных ТНК появились специальные отделы, занимающиеся коммерческим кредитованием, руководители этих отделов стали входить в советы управляющих. Первоначально основной задачей этих отделов был сбор платежей, причитающихся по векселям. В дальнейшем их функции расширились и стали охватывать: организацию воздействия на потенциальных неплательщиков;
изучение платежеспособности клиентов; разработку новых форм коммерческого кредита и платежей.
Эти отделы тесно сотрудничают с банками, работающими с векселями, принадлежащими ТНК. Например, у "American Steel" в отделе коммерческого кредита работают банковские служащие, создана картотека векселей, соединенная электронными каналами связи с банковским компьютером; предоставление банковского кредита под вексель происходит практически автоматически, в результате данный отдел ТНК срастается с банком. Бели в 60-х годах ТНК уделяли мало внимания реализации товаров, то с 1973 г. положение резко изменилось. По целой группе товаров (нефть, газ, цемент, кофе и др. ) спрос стал в течение длительного времени превышать предложение, а по другим товарам (автомобили, черные металлы, суда и др. ) имело место противоположное явление. Все это наложило значительный отпечаток на развитие коммерческого кредита и поведение контрагентов при заключении торговых сделок. Основным желанием поставщиков стало ускорение срока получения платежа. Наличие векселя в портфеле корпорации отнюдь не гарантировало получение денежных средств, а в случае их получения - возмещение затрат на производство из-за инфляционного процесса. Особенно остро данная проблема затрагивала экспортные поставки из-за резких валютных колебаний.
У ТНК в 80-е годы произошли серьезные структурные сдвиги в составе ресурсов, формах мобилизации средств и направлениях их использования. Определяющей тенденцией в этих изменениях становится возрастание роли банковских кредитов в движении промышленного капитала, постепенное вытеснение и замена ими коммерческого кредита. В основе данной тенденции находятся общие направления развития банковского кредитования (увеличение объема, появление новых направлений и механизмов кредитных вложений), а также происходящий ныне переход от преимущественно косвенного к прямому банковскому кредитованию. Если еще 20 лет назад главной формой кредитования внешнеторговой деятельности ТНК был кредит поставщика, то ныне он значительно уступил свои позиции кредиту покупателю и другим формам прямого банковского финансирования. По оценке Института международных исследований (ФРГ), соотношение задолженности по коммерческому и прямому банковскому кредитованию внешнеторговых сделок крупнейших западноевропейских ТНК составляло: (в % %)
В основе перехода от косвенного к прямому банковскому кредитованию находятся следующие процессы:
развитие и укрепление связей ТНК с ТНБ; увеличение задолженности ТНК;
крупные структурные изменения в производстве, происходящие под воздействием современной НТР.
В настоящее время правомерно говорить о новой фазе в развитии спроса на банковские кредиты, характерными чертами которой являются:
резкое увеличение спроса; расширение направлений использования банковского кредита; значительное разнообразие его форм.
Банки в условиях постоянных нарушений платежной дисциплины стали не только расчетными центрами, учитывающими векселя, но и своеобразными арбитрами, регулирующими споры по их оплате. Они стали главными поставщиками информации о финансовом состоянии контрагентов ТНК. Повышенный спрос именно на банковский кредит со стороны ТНК определен также их потребностями в форсировании производства и реализации товаров и в скупке контрольных пакетов акций других компаний. Все это повлекло за собой укрепление новых, очень тесных деловых связей между ТНК и ТНБ, которые в значительной мере перенесены и на кредитование внешней торговли.
Таким образом, можно проследить тенденцию параллельного развития коммерческого и банковского кредитования внешней торговли. Эта тенденция заключается в постепенном, медленном, но устойчивом вытеснении банковским кредитом коммерческого из этой сферы. Но это не означает, что коммерческие формы кредитования ушли в прошлое. И сегодня коммерческий банковский кредит все еще составляют своеобразный симбиоз.
II. ВЕКСЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА 1. Общая характеристика векселей
Вексель - это разновидность долгового обязательства, составленного в строго определенной форме, дающего бесспорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении срока, на который он выписан.
Вексель
это строго формальный документ, и отсутствие любого из обязательных реквизитов делает его недействительным;
это безусловное денежное обязательство, т. к. приказ его оплатить и принятие обязательств об оплате не могут быть ограничены никакими условиями; это абстрактное обязательство, т. к. в его тексте не допускаются никакие ссылки на основание его выдачи.
Предметом вексельного обязательства могут быть только деньги. Основой вексельной сделки является коммерческий кредит, предоставляемый предприятиями друг другу, минуя банк. Оформление такого кредита векселем имеет ряд преимуществ перед, например, кредитным договором. Во-первых, вексель мобилен. По кредитному договору организация, выдавшая заем, обычно не может требовать его возврата раньше обусловленного срока. Вексель же является ценной бумагой, и его в случае необходимости можно продать на фондовом рынке или заложить в банк. Во-вторых, вексель - это абстрактное долговое обязательство, не связанное с конкретными условиями сделки, поэтому с его помощью удобно производить взаимозачет задолженностей между предприятиями. В-третьих, существующими нормативными актами [1] предприятиям предписывается переоформить просроченную кредиторскую задолженность в виде финансовых векселей. При этом основанием для бесспорного взыскания задолженности по поставкам товаров и оказанным услугам, а также обеспечением банковских ссуд на оплату товарно-материальных ценностей должны являться только платежные обязательства с фиксированными сроками платежа, в том числе оформленные товарными векселями. Россия придерживается “Единообразного вексельного закона”, принятого в 1930 году в Женеве. Все операции с векселями регламентируются “Положением о переводном и простом векселе”, принятом ЦИК и СНК Союза СССР в 1937 году, действие которого было подтверждено Постановлением Президиума ВС РСФСР от 24 июня 1991 г. [2].
Кроме этого, обращение векселей регулируется “Рекомендациями по использованию векселей в хозяйственном обороте” Центрального банка РФ [3], “Временными основными положениями по переучету векселей предприятий Банком России” [4] и другими законодательными актами.
Векселя являются ценными бумагами. Их определение дается в Гражданском кодексе РФ [5] и ст. 35 “Основ гражданского законодательства Союза ССР” [6], а Закон РФ “О денежной системе РФ” (ст. 13) считает вексель платежным документом, используемым в безналичных расчетах.
В некоторых странах, в основном с англо-американским правом, действуют нормативные акты, отличные от Женевского соглашения. Кроме того, существуют страны, чье вексельное законодательство не соответствует ни Единообразному вексельному закону, ни англо-американскому праву.
Вексель должен быть составлен в письменной форме либо на специальном вексельном бланке, либо на простом листе бумаги с обязательным соблюдением всех реквизитов.
Вексель может быть составлен на любом языке, но следует учитывать, что Банк России принимает к учету векселя предприятий-резидентов, написанные только на русском языке [4].
2. Основные понятия вексельного обращения Векселя бывают простые и переводные.
Простой вексель (соло-вексель) выписывается и подписывается должником и содержит его безусловное обязательство уплатить кредитору определенную сумму в обусловленный срок и в определенном месте.
Переводной вексель (тратта) выписывает и подписывает кредитор (трассант). Он содержит приказ должнику (трассату) оплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу (ремитенту). Переводной вексель как таковой не имеет силы законного платежного средства, а является лишь представителем действительных денег, поэтому в практике принято, что должник-трассат обязан письменно подтвердить свое согласие произвести платеж по векселю в обозначенный срок, т. е. совершитьакцепт тратты. Акцепт совершается в виде надписи на лицевой стороне векселя. Акцепт тратты может быть общим или ограниченным. Никакие другие ограничительные записи в тексте тратты не разрешены, потому что акцепт должен быть простым и ничем не обусловленным. Частичный (ограниченный) акцепт-это письменное согласие должника оплатить только часть суммы, указанной на тратте.
Гарантией платежей по траттам и простым векселям является их авалирование (подтверждение) банками. Аваль означает гарантию платежа по векселю со стороны банка, если должник не выполнил в срок обязательств по векселю. Аваль дается на лицевой стороне векселя.
Вексель выступает также в качестве оборотного документа. Это означает, что передача векселя другому лицу осуществляется для именных векселей путемпередаточной надписи (индоссамента). Такая надпись ставится на оборотной стороне векселя и подписывается индоссантом, т. е. лицом, сделавшим передаточную надпись. Индоссамент должен быть безусловным, поэтому все ограничительные условия, внесенные в него, считаются недействительными. Посредством передаточной надписи индоссант передает другому лицу, в пользу которого сделана надпись, все права, требования и риски по векселю.
Векселя могут учитыватьсябанками. Суть этой операции состоит в том, что векселедержатель передает (продает) векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом процента, причитающегося банку. Этот процент называетсяучетным процентом, или дисконтом. В свою очередь коммерческие банки могут переучесть векселя предприятий в других кредитных учреждениях или в Банке России [4].
Кроме деления на виды - простые и переводные, различают несколько форм векселей: товарные, финансовые, банковские, бланковые, дружеские, бронзовые, обеспечительские.
Товарные (или коммерческие)векселя используются во взаимоотношениях покупателя и продавца в реальных сделках с поставкой продукции или услуг.
Финансовыевекселя имеют в своей основе ссуду, выдаваемую предприятием за счет имеющихся свободных средств другому предприятию. Согласно Указу Президента РФ № 1662 [1] к финансовым отнесены также векселя, оформляющие просроченную кредиторскую задолженность предприятий.
В последнее время в России широкое распространение получили банковскиевекселя. Они удостоверяют, что предприятие внесло в банк депозит в сумме, указанной в векселе. Банк обязуется погасить такой вексель при предъявлении его к оплате в указанный срок. При этом на вексель начисляется определенный процентный доход. В данном случае вексель фактически выполняет роль депозитного сертификата.
Ректа-вексель, или именной вексель не может индоссироваться. В бланковомвекселе покупатель акцептует пустой формуляр векселя, который в дальнейшем будет заполнен продавцом. Такая ситуация возможна, когда в ходе переговоров не установлены окончательная цена товара (или она может измениться в результате доставки) и срок поставки. Естественно, что такой вексель может быть выписан только сторонами, доверяющими друг другу, ибо при внесении в него суммы, отличной от согласованной с плательщиком, последний все равно будет вынужден ее заплатить.
Дружескиевекселя выдаются людьми, безусловно доверяющими друг другу. При этом одно лицо в целях помощи предприятию, испытывающему финансовые трудности, акцептуем его вексель для того, чтобы последнее либо расплатилось со своими должниками, либо учло его в банке. Предполагается, что выписавший вексель в дальнейшем изыщет средства, чтобы самому погасить его.
Бронзовый вексель - это вексель, не имеющий реального обеспечения, выписанный на вымышленное лицо. Доход по такому векселю мошенники получают путем учета его в банке. Бронзовые векселя могут выписываться и на реальные фирмы. При этом две фирмы обмениваются векселями и учитывают их в разных банках. Перед сроком погашения первых векселей они вновь выписывают векселя друг на друга и с помощью их учета пытаются погасить старую ссуду.
В России бронзовые и дружеские векселя запрещены [3].
Обеспечительский вексель выписывается для обеспечения ссуды ненадежного заемщика. Он хранится на депонированном счете заемщика и не предназначается для дальнейшего оборота. Если платеж совершается в срок, то вексель погашается, если нет - то должнику предъявляются претензии.
3. Переводной вексель
В операциях с переводным векселем участвуют три стороны: трассант (кредитор), трассат (должник) и получатель платежа (ремитент). Наиболее типичная схема использования этого векселя, когда предприятие-поставщик берет под свою производственную деятельность ссуду в банке и погашает ее с помощью платежей на имя банка от своих покупателей, т. е. переводной вексель погашает два кредита: трассата трассанту и трассанта ремитенту. Эта схема позволяет банку контролировать целевое использование кредита.
В переводном векселе трассат после акцепта тратты имеет прямое обязательство перед ремитентом. Трассант же несет условную ответственность. Он обязуется заплатить вексельную сумму, если трассат не акцептовал вексель, акцептовал, но не заплатил или вообще отказался платить. Естественно, что для возникновения обязательств по переводному векселю ремитент должен вовремя представить его к акцепту и платежу, т. к. невыполнение этих условий может быть отнесено к его вине.
Переводной вексель должен содержать следующие реквизиты [2]: наименование “вексель”, включенное в текст документа и выраженное на его языке; простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму денег; наименование и адрес должника (трассата);
указание срока платежа; указание места платежа;
наименование получателя платежа (ремитента), которому или по приказу которого должен быть совершен платеж;
указание даты и места составления векселя; подпись векселедателя (трассанта).