Лекции, методичка и шпоры по финансам предприятий - (лекции)
p>По методу прямого счета рассчитываются наиболее крупные группы оборот-ных средств: потребность в запасах сырья и материалов, запасы незавершен-ного производства, запасы готовой продукции.
Однодневный расход * норма запаса в днях = потребность в сырье и мате-риалах ( Посмотреть методы расчетов в “Финансах предприятий”)
Воспроизводство оборотных средств.
Источники формирования - выпуск ценных бумаг, за счет средств учредите-ля первичное формирование. Если масштаб производства не изменяется, то воспроизводство оборотных средств осуществляется за счет выручки. Здесь финансовых ресурсов нет. Если масштаб производства меняется, то может быть 2 случая:
1. Недостаток - фактическое наличие меньше потребности, 2. Излишек.
В этих трех случаях возникает потребность в финансовых ресурсах. Прирост оборотных средств финансируется за счет:
1. При возникновении потребности может быть использована прибыль, устойчивые пассивы, дополнительные средства учредителей, средства от вы-пуска ценных бумаг.
2. При возникновении излишка предприятие может использовать его на другие цели, в т. ч. инвестиции и т. д.
3. Нехватка оборотных средств. Пути покрытия: прибыль, резервные фон-ды предприятия, кредиты банка, выпускать акции нельзя, но можно обратить-ся к учредителям. Если предприятие государственное, то оно может получить целевой государственный кредит, который предоставляется на очень льготных условиях (длительный срок, низкий %).
Существует множество показателей, характеризующих финансовую устой-чивость и платежеспособность предприятий. Наиболее значимые:
1. Показатели оценки ликвидности предприятия:
а) абсолютная ликвидность (ликвидность - способность предприятия выполнить свои обязательства) - характеризует уровень наиболее ликвидной части средств предприятия (денежные средства в кассе и на расчетном счете). (Денежные средства по балансу (на р/сч и в кассе)) : (сумма краткосроч-ных обязательств). Чем больше этот показатель, тем лучше.
б) срочная ликвидность - характеризует возможность предприятия пога-сить краткосрочную задолженность в ближайшее время.
(Денежные средства и краткосрочные финансовые вложе-ния): (краткосрочные обязательства)
(Оборотные средства предприятия (II+III раздел раздел актива балан-ка)): (краткосрочные обязательства). Этот показатель должен быть больше двух.
2. Показатели оценки платежеспособности. д) коэффициент обеспеченности собственными средствами.
(Собственные средства, вложенные в оборотные средства): (оборотные средст-ва предприятия) = (I раздел пассива - I раздел актива).
е) показатель изменения платежеспособности.
(? за прошедший год (изменение коэффициента обеспе-ченности собственными средствами) ): (величина коэффициента обеспеченно-сти собственными оборотными средствами на конец года)
3. Структуру финансовых ресурсов отражает: ж) показатель финансовой независимости предприятия. (Собственные средства предприятия): (все активы)
з) показатель рентабельности предприятия (продаж и производственных фондов). 50% - это уже хорошо, но чем больше, тем лучше.
Оценка финансового состояния страховщиков. (Е. Ф. Дюжиков, Финансы 11-95, с. 35).
При обращении страховых организаций с целью получения лицензии ее собственные средства должны составлять определенный % от суммы страхо-вой премии, планируемой страховщиком на 1 год деятельности. Min размер оплаченного УК - 2 млн.
Среди важнейших показателей финансового положения действующих страховщиков выделяют платежеспособность. Показатели могут быть:
1. абсолютные и относительные.
2. позволяющие оценить финансовое состояние на определенную дату и от-ражающие динамику.
3. выражающие различные стороны деятельности страховщиков (V операций, платежеспособность, ликвидность, прибыльность, достаточность резервов). Объемные финансовые показатели: величина УК, собственные средства, величина поступивших страховых взносов и страховых выплат, объем прибы-ли. Большая часть показателей, позволяющих судить о финансовом состоянии страховщика относительные. Наиболее известный - показатель соотношения между фактическим и допустимым уровнем платежеспособности:
1. Общие показатели платежеспособности.
а) (фактический резерв платежеспособности - нормативный резерв платеже-способности): (нормативные резерв платежеспособности) б) (сумма технических резервов и собственного капитала): (начисление нет-то-премии)? =150%
2. Показатели достаточности собственных средств а) (нетто-премия): (собственные средства) не больше 300%, б) (собственные средства): (нетто-премия) не меньше 33%,
в) (сумма технических резервов): (собственные средства) не более 250-350%, 3. Показатели достаточности величины технических резервов.
а) (сумма технических резервов): (нетто-премия). Не меньше100%. б) необходимые резервы (дефицит резервов) - фактически сформированные резервы в) (дефицит резервов): (сумма прибыли). Не больше 25%.
г)Коэффициент резервов = (годовое движение резервов): (чистая прибыль) не более 25%.
д) годовое движение резервов:
Сумма текущих резервов и убытков и выплат в текущем году по убыткам прошлого года - величина резервов убытков, накопленных к концу предыду-щего года. 4. Показатели, характеризующие степень участия перестраховщиков в дого-ворах: а) (страховые резервы, переданные в перестрахование): (общий сбор страхо-вых взносов) 5-50%,
б) полученные комиссионное вознаграждение Отданная в перестрахо за передачу договоров в перестрахование Х вание незаработанная страховая премия, отданная в перестрахование страх. премия собственные средства
Не менее 25%.
5. Показатели, характеризующие ликвидность страховых организаций: а) (обязательства страховой организации): (ликвидные активы) не менее 105%. б) показатель срочности = (сумма наличных денежных средств и высоколик-видных активов): (сумма резервов назаработанной премии и резервов убыт-ков) в) (дебиторская задолженность по страховым взносам): (собственные средства) не менее 40%.
г) (технические резервы): (ликвидные активы) не более 100%. д) (кредиторская задолженность): (активы) не более 40%.
6. Показатель, ограничивающий ответственность страховщиков по индивиду-альному риску.
(страховая сумма по единичному риску): (объем собственных средств страхо-вых организаций) не более 10%.
7. Показатель динамики изменения объема страховых взносов
(страховые взносы в текущем году - страховые взносы в прошлом го-ду): (страховые взносы прошлого года) -33%+33%.
8. Показатели результатов инвестиционной деятельности страховых органи-заций: а) (прибыль от инвестиций): (объем инвестиций)
9. Показатели финансовых результатов проведения страховых организаций: а) (технический резерв): (нетто-премия) не более 15%
б) (страховые взносы): (прибыль) не более 300%
в) (сумма фактического размера страховых выплат и величины резервов убытков): (iбъем заработанной премии (? показатель чистого убытка)) г) (накладные расходы по проведению страховых операций): (заработанная премия (накладных расходов))
д) комбинированный показатель = в+г 10. Показатели финансовых результатов деятельности
а) величина комбинированного показателя - коэффициент инвестиционного дохода, определяемый как (доход от инвестиционной деятельно-сти): (заработанная премия) не более 100%
б) динамика объема чистой прибыли (чистая прибыль в конце года - чистая прибыль в начале года): (чистая прибыль в конце года) (-10% + 50%)
в) динамика величины собственных средств
(собственные средства на конец года - собственные средства на начало го-да): (собственные средства на начало года (-10% +50%))
г) (прибыль): (собственный капитал) не менее 5% Общий норматив платежеспособности:
Н= (сумма технического резерва + собственные средства): (нетто-премии)? ?150%. Специальный показатель платежеспособности:
Н= (сумма нетто-премии): (собственные средства)
Особенности организации некоторых видов коммерческих орга-низаций. 1. Финансы банков.
2. Финансы страховых компаний. 3. Особенности финансов инвестиционных фондов. Лекция от 29. 10. 96 г. 1. Финансы банков.
Финансовые отношения банков связаны преимущественно с формированием и использованием собственных средств коммерческого банка (КБ): уставного фонда, резервного фонда, страховые резервы, прибыль и фонды создаваемые за счет прибыли. Уставной фонд создается за счет вкладов учредителей, при этом не могут быть использованы средства политических партий, религиоз-ных и других общественных организаций и некоммерческих учреждений. За счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, собствен-ности органов государственной власти и местного самоуправления формиру-ется не более 25% Уставного капитала (УК). Существует минимальный раз-мер УК КБ: с 94 г. для создаваемого банка 1 млн. ЭКЮ (2 млрд. руб), с 99 г. - 5 млн. ЭКЮ. Резервные фонды КБ создаются для возмещения убытков по активным операциям, выплаты % по облигациям и дивидендов по привиле-гированным акциям при недостатке прибыли за счет ежегодных отчислений от прибыли. Размер резервного капитала устанавливается банком (от 25 до 100% величины УК).
При достижении предельного размера резервный фонд перечисляют в устав-ной и его начисляют заново. Страховые резервы создаются под конкретные операции. ЦБ обязывает КБ создавать резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, по ссудам в случае их невозврата. Важным ресурсом собст-венных средств КБ является прибыль. Основная часть доходов КБ составляют % за кредиты (в России). Доходы могут быть за расчетно-кассовое обслужи-вание, комиссионное вознаграждение за услуги по корреспонденции с други-ми банками, доходы от лизинговых операций, по гарантиям, трастовым, фак-торинговым операциям, от информационных, консультативных, экспортных операций, доходы по ценным бумагам. Расходы:
% по вкладам, депозитам, межбанковским кредитам, комиссионные за услуги корреспондентских отношений с другими банками, расходы на управление банком, содержание аппарата управления, расходы на рекламу, аудиторские проверки, операционные и почтовые расходы, амортизацию. Банки уплачи-вают отчисления в социальные внебюджетные фонды, уплачивают НДС по операциям кассового обслуживания, предоставлению гарантий, услугам по инкассации, трастовым, лизинговым, факторинговым, консультативным ус-лугам, услугам по хранению ценностей. Основные операции банков (кредито-вание, операции с валютой) НДС не облагаются. Налог на прибыль = 43%, уплачивают .... , налог в дорожные фонды, региональные и местные налоги.
После уплаты налогов создаются фонд накопления (финансирование при-роста оборотных средств, покупку офисов) и фонд потребления (материальное поощрение, выплата премий, социальные льготы и выплаты сотрудникам, для выплаты акционерам и учредителям в виде %, на формирование резервных фондов).
Обеспечение обязательств банка перед вкладчиками, которые обеспечивают его платежеспособность, следовательно, большинство нормативов привязаны к величине собственных средств банка для развития материальной базы.
Различают 2 показателя:
1. Собственный капитал брутто = сумме всех фондов КБ и нераспределен-ной прибыли по балансу.
2. Собственный капитал нетто = капитал брутто минус вложения в хозяй-ственную деятельность предприятий, расходы будущих периодов, в ак-ции предприятий, в дебиторов =наиболее ликвидной части капиталов банка.
Существует 2 пути увеличения собственных средств КБ:
1. Накопление и капитализация прибыли, создание за ее счет резервов, фондов. Это достаточно дешевый способ (нет затрат на выпуск ценных бумаг), но уменьшает текущие дивиденды для акционеров банка.
2. Выпуск новых акций и других ценных бумаг - наиболее распространен-ный в России.
2. Финансы страховых компаний.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности страховой компании вы-ражаются прежде всего в полученной прибыли и изменении размеров резерв-ных фондов. Прибыль страховой компании складывается из:
1. Прибыли, непосредственно полученной от страховой деятельности (за-ложенная в нагрузке). Из полученных страховых взносов образуется фонд текущих поступлений страховых взносов, из которого страховая компания уплачивает страховые возмещения и страховые суммы (при личном страхова-нии), формирует резервные фонды. После этого покрываются издержки по ведению страхового дела (за счет нагрузки). Остаток нагрузки даст прибыль от страховой деятельности. 2. Прибыль от нестраховой деятельности компании (от инвестирования в цб, банковские депозиты, недвижимость и т. д. ) Полученные доходы включа-ются в прибыль страховой компании.
3. Прибыль от прочих услуг - консультационные, посреднические и т. д. Все расходы страховой компании по ведению страхового дела можно разде-лить на 4 группы:
1. аквизиционные - расходы, связанные с привлечением новых страховате-лей, расширением портфеля страхования, рекламой, разработкой новых видов страхования.
2. инкассовые - расходы, связанные со сбором страховых платежей и об-служиванием страхователей.
3. ликвидационные - связанные со страховым случаем, оплата труда экс-пертов (аварийные, комиссары), судебные расходы, страховые возмещения. 4. управленческие - связанные с оплатой труда, хозяйственные расходы и т. д. Важный аспект финансовой деятельности страховых компаний - создание и использование страховых резервов. Компании создают следующую систему страховых резервов:
? технический резерв,
? резерв на предупредительные мероприятия - заложены в нагрузку для финансирования мероприятий с целью сокращения масштабов и частоты воз-мещения ущербов, их на другие цели использовать нельзя, все что не израсхо-довали зачисляется в резерв на предупредительные мероприятия.
Технический резерв:
1. Резерв незаработанной премии - в него направляется та часть страховых взносов по каждому договору страхования, которая приходится на тот период договора, который еще не окончательный.
(6 мес: 12 мес) х 10 млн = 5 млн - резерв незаработанной премии. 2. Резерв убытков, заявленных, но еще не урегулированных. Страхователь должен известить страховщика в установленные сроки о наступлении страхо-вого случая. Страховщик выявляет был ли страховой случай, какой резерв. При извещении страховщик должен подготовиться к возмещению, обеспечить определенную норму ликвидности активов. При неизвестном размере ущерба должен быть зарезервирован max ущерб.
3. Резерв убытков, наступивших, но еще не заявленных - в размере опреде-ленного % отчислений от собранных премий.
4. Резерв катастроф - на случай массового наступления страховых случаев (землятресений, наводнений и т. д. )
5. Резерв колебаний убыточности. Если в данном году убыточность мень-ше чем в прошлом, эта разница направляется в резерв колебания убыточно-сти. 6. Резерв по страхованию жизни.
Страховая компания должна размещать свои резервы с тем, чтобы они быль прибыльными (унифицированы - в цб, в недвижимость). Пока введено 2 ог-раничения: на расчетном счету должно быть не менее 3% резервных фондов, в гос. цб должно быть вложено не менее 10% (по страхованию жизни - не менее 20% резервов).
3. Особенности финансов инвестиционных фондов.
Инвестиционный фонд - любое акционерное общество открытого типа, кото-рое одновременно осуществляет деятельность по привлечению средств за счет эмиссии собственных акций, инвестирования собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, торговли ценными бумагами, а также владеет ин-вестиционными ценными бумагами в размере 30% и более стоимости своих активов.
Инвестиционными фондами не могут быть банки и страховые компании. Различают открытый инвестиционный фонд, который эмитирует ценные бу-маги с обязательством их выкупа и закрытый, который эмитирует ценные бумаги без обязательства их выкупа. Минимальный размер УК для инвести-ционных фондов 1000 min окладов. С публичным распространением 10000 min окладов. Все денежные активы и ценные бумаги хранятся у депозитариев - это банк, который не участвует в правлении этого инвестиционного фонда. Инвестиционный фонд должен проходить аудиторскую проверку 1 раз в год. Инвестиционный фонд не имеет права:
1. Осуществлять другие инвестиции кроме как в ценные бумаги, 2. Выпускать облигации, привилегированные акции, дающие преимущест-венное право перед другими кредиторами.
3. Инвестировать более 5% своих чистых активов в ценные бумаги одного эмитента.
4. Приобретать акции других инвестиционных фондов.
5. Приобретать и иметь в своих активах 15% и более облигаций одного эми-тента. 6. Приобретать и иметь в своих активах более 10% акций 1 эмитента по но-минальной стоимости.
Широкое распространение получили ЧИФы, также АООТ. Особенность: за счет выпуска своих акций ЧИФ приобретал ваучеры у населения и за их счет приобретал ценные бумаги приватизированных предприятий. Ограничением для него было только продажа своих акций в обмен чеков или за деньги. Должного развития ЧИФы у нас не получили.
Особенности ПИФов: он не выпускает акции, % или дивиденды участник не получает, но получает право возврата своей доли в собственности имущества ПИФа по своему требованию (владение акцией такого права не дает) в обяза-тельном порядке. ПИФ выдает ценную бумагу каждому пайщику - инвести-ционный пай - дающую право на возврат пая. ПИФ может инвестировать не только в ценные бумаги, но и в депозиты, недвижимость (в отличие от ЧИ-Фа).
Существуют обычные ПиФы и интервальные. Их отличия: обычные предполагают возможность требовать свой пай вкладчиком в любое время, интервальные устанавливают определенные даты (обычно 1 раз в год), в ко-торые могут быть выплачены паи вкладчикам.
Лекция от 5. 11. 96 г. Характерные черты финансов некоммерческих организаций.
1. Общая характеристика финансовых отношений некоммерческих организаций. 2. Особенности финансового механизма некоммерческих организа-ций. 3. Организация финансов в различных отраслях некоммерческой деятельности. 3. Организация финансов в различных отраслях некоммерческой деятельности. Существенное влияние на организацию финансов некоммерческих организа-ций оказывают организационно-правовые формы. Наибольшее число - учре-ждения (на 95г. существовало 340 тыс. некомм. организаций, из них 191 тыс. - учреждения). Учреждение - это организация, созданная собственником для организации управления, социально-культурных и других функций некомпетентного ха-рактера, финансируемые полностью или частично этим собственником. В качестве собственника могут быть государственные органы федерального или регионального уровня, органа местного самоуправления (муниципальная соб-ственность). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение отвечает по обязательствам в размере имеющихся денежных средств, субсидиарную ответственность несет собственник.
Другая форма хозяйствования - общественные и религиозные организации: политические партии, общественные и религиозные движения, профсоюзы, творческие союзы. Насчитывается 86 тыс. общественных и религиозных орга-низаций. Особенность этой формы - это добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей, на основе общности их интересов. Они вправе осуществлять предприниматель-скую деятельность, для достижения целей, для которой они созданы. Члены не сохраняют права на переданное в их собственность имущество, в том числе членские взносы. Участники не несут ответственности по обязательствам ор-ганизации. Существуют потребительские общества и потребительские кооперативы. Осо-бенность - добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и других потребностей участников. Органи-зуются путем объединения его членами имущественных, паевых взносов. В настоящее время около 52 тыс. потребкооперативов и потребительских об-ществ. В основном создаются на основе системы потребкооперации, создан-ной для снабжения сельского населения, на территории, не выгодной для дея-тельности торговых организаций. Другая форма - фонды - учреждения гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для социальных, благотвори-тельных, культурных, образовательных и других общественно полезных це-лей без членства учредителей фонда, т. е. фонд не предполагает обязательным для каждого участника уплаты членских взносов, они, как правило, добро-вольны. Учредители не отвечают по обязательствам фонда и, наоборот, фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, для которых он создан. Можно создавать союзы, федерации, объединения. Основная часть услуг осуществляют учреждения (образование, здравоохранение, культура и искус-ство, гос. учреждение).
Народное образование -по количеству занятых является наиболее значимым. Включает в себя дошкольное воспитание(ясли, д/с), общеобразовательное воспитание, ПТ образование, среднее спец. образование, высшее образование. Большая часть учреждений образования находятся в федеральной и местной собственности. Основной источник образования ресурсов - из федерального и местных бюджетов. Из федерального бюджета финансируется основная часть ВУЗов, а также часть учреждений среднего специального образования, неко-торые ведомственные учреждения народного образования других типов. Из региональных бюджетов финансируются остальные ВУЗы (регионального подчинения), оставшиеся техникумы, значительная часть ПТУ, расходы на подготовку и переподготовку кадров. Школы(общеобразовательные), дошко-льные учреждения финансируются из местного муниципального бюджета. Финансирование НО бывшего СССР в конце 80-х гг. осуществлялось на основе детальных смет расходов, в которых определялось, сколько средств необходимо данному учреждению по каждой статье расходов (на з/п, на учебные расходы, стипендии, приобретение инвентаря, кап. ремонта и т. д. ). По каждой статье устанавливались нормы и сетевой показатель характери-зующий потребности для соответствующих учреждений в расчете на запол-ненный класс(кроме кап. ремонта -на кубатуру помещения). Была жесткая регламентация средств, выделяемых из бюджета. Если до конца года средства не осваивались, то они возвращались в бюджет.
С 90-х гг. мы отказались от норм по статьям и перешли к укрупненным нор-мам, комплексно отражающим деятельность учреждений (для д/с - 1 ребенок, для школ, ПТУ и т. д. - 1 учащийся, для высших - исходя из планового набора студентов). Это позволяет более гибко использовать средства, перебрасывать их на нужные статьи. Упразднили практику изъятия сэкономленных денеж-ных средств, все средства остаются в учреждении. Расширилась самостоя-тельность учреждений. Развиваются платные услуги населению и другим ор-ганизациям без ущерба бесплатным услугам:
1) сдача в аренду помещений и оборудования 2) услуги по подготовке и переподготовке кадров, учеников
3) выручка от реализации продукции учебных производственных мастер-ских. Учреждения народного образования создают Фонд производственного и со-циального развития и Фонд материального поощрения. При этом учреждения могут формировать эти фонды по 2 моделям образования: из бюджетных по-ступлений по установленным нормам доходов, полученных от платных услуг, спонсорских поступлений, поступлений от других предприятий и т. д.
По 1 модели за счет дохода формируется фонд з/п по нормативу, возмещают-ся материальные и приравненные к ним затраты, расчеты со сторонними ор-ганизациями. Из оставшейся суммы средств по нормативу формируется фонд производственного и социального развития и фонд материального поощре-ния. По 2 модели сначала возмещаются материальные затраты, осуществляются расчеты со сторонними организациями. Из оставшихся средств по нормативу образуется фонд производственного и социального развития, и остаток идет на формирование фонда оплаты труда (включая з/п и материальное поощре-ние).
Сейчас эти модели почти не функционируют, т. к. бюджет не в состоянии фи-нансировать всю деятельность учреждений. Сейчас перечисляются средства на з/п, начисления на нее, стипендия. З/п устанавливается на основе единой тарифной сетки.
Учреждения здравоохранения - переводятся на новый хозяйственный меха-низм (фонд экономического стимулирования, 2 модели). Основные типы ле-чебных заведений поликлиники и больницы (80% средств, идущих на фи-нансирование здравоохранения, приходится на эти 2 вида). Сейчас применя-ется бюджетно-страховое финансирование, т. е. часть учреждений финансиру-ет бюджет, а остальные финансируются из фондов обязательного медицин-ского страхования. За счет бюджета (полностью) - психиатрические, нарколо-гические, дома ребенка, молочные кухни, кожно-венерические диспансеры, т. е. учреждения, лечащие социально значимые заболевания. Из бюджета фи-нансируются следующие расходы: НИОКР, государственные к/в, проф. под-готовка мед. кадров, приобретение дорогостоящего оборудования и лекарств по перечню Минздрава, мед. помощь при массовых заболеваниях и в зонах стихийного бедствия. Из федерального бюджета или за счет обязательного медицинского страхования могут финансироваться: станции скорой помощи, больницы, врачебные амбулатории (по согласованию).
Деньги, собранные за счет страховых взносов в основном аккумулируются в территориальных фондах обязательного мед. страхования.
Средства даются страховым компаниям на основе норматива (среднедушево-го): (? страховых взносов, поступивших - средства на содержание фонда обяза-тельного медицинского страхования)/ число жителей района.
Страховая компания этими средствами расплачивается с медицинскими орга-низациями. Существует 4 способа оплаты медицинских услуг страховой ком-панией:
1. оплата каждой медицинской услуги по установленному нормативу 2. оплата мед. услуг, выраженных в баллах по единой тарифной сетке 3. оплата законченных случаев лечения, классифицируемых по группам (тяжесть заболевания и т. п. , трудозатраты)
4. финансирование по душевому принципу на одного застрахованного с учетом половозрастных и других признаков (поликлиника, получая эти деньги расплачивается и за услуги, оказываемые и вне данной поликли-ники. Раньше предполагалась за этот счет оплата услуг стационара - са-мая дорогая форма лечения).
Формы оплаты услуг стационаров:
1. финансирование по смете расходов больницы на основе договора со стра-ховой компанией
2. оплата фактических расходов на госпитализацию каждого пациента 3. по числу фактически проведенных пациентом койко-дней в стационаре. Это легко контролируемый показатель, но он не учитывает другие затра-ты. 4. оплата стоимости услуг по стоимости лечения одного больного 5. оплата услуг по законченным случаям госпитализации по тарифам, раз-работанным для каждой клинико-статистической группы (фактически каждое заболевание, излечиваемое в данной больнице с дифференциаци-ей по степени тяжести и т. д. ). “+” - тарифы можно научно рассчитать. Они устанавливаются в каждом регионе свои по согласованию с террито-риальным фондом обязательного мед. страхования.
Лекция от 12. 11. 96 г. Влияние финансов на общественный прогресс.
Социальное преобразование общества возможно двумя способами: револю-ционным и реформаторским. 1 способ связан с большими финансовыми и материальными потерями. В Великою Октябрьскую революцию было потра-чено 50 млн дореволюционных рублей, главной целью преобразований была безвозмездная национализация средств производства, стоимость которых бы-ла равна 4 млн дореволюционных рублей. Путь реформ предполагает эволю-ционное развитие, преемственность, отсутствие жертв и больших массовых потерь. Это тоже требует значительных финансовых затрат, являясь чаще дол-говременным. Потери при таком способе не сравнимы с финансовыми и люд-скими потерями, сопутствующими вооруженной борьбе. Успешное проведе-ние реформ возможно при разумном использовании налогов, займов, инве-стиций, социальных пособий и т. д. Финансовое обеспечение социальных ре-форм решает 2 задачи:
1. Изыскание необходимых финансовых ресурсов для финансирования мероприятий по социальным реформам и рациональное их использование. Могут быть социальные реформы, направленные на развитие новых отноше-ний в производстве, решение вопросов в ходе смены производственных от-ношений, либо реформы, связанные с ускоренным развитием производитель-ных сил без смены производственных отношений (индустриализация и т. д. ). Форсированный экономический рост. 2. Финансовые мероприятия по согласованию экономических интересов основных групп и классов общества как правило на компромиссной основе. Наука еще не выработала механизмов для успешного развития и хода реформ, все осуществляется путем проб. Существует несколько этапов реформ. В Рос-сии первой крупной социальной реформой была отмена крепостного права в 1861г. Главная проблема определения условий выкупа крестьян и их зе-мельных наделов, которые удовлетворили бы помещиков и крепостных. Вы-куп был определен равным капиталу, дающему при 6% годовых сумму, рав-ную прежнему среднему оброку. Правительство сразу дать такую сумму не могло, поэтому были выпущены облигации. Был создан Госбанк. Госзаймы - были удачным найденным способом, который помог мирным способом пре-образовать общество. Другой положительный пример - реформы Витте и Сто-лыпина. Основная цель реформ Витте - обеспечить ускоренное развитие рос-сийской экономики, была сделана ставка на:
1. Форсированное ж/д строительство за счет бюджета (около 1/3 ныне дейст-вующих ж/д).
2. Максимальное привлечение иностранного частного капитала. Для этого Витте проводит денежную реформу, вводящую конвертируемый рубль, под-нял таможенные пошлины на ввозимые товары (выгодно стало не ввозить, а производить здесь). В результате было привлечено более 1 млрд руб ино-странного частного инвестирования. Витте увеличил бюджетные доходы за счет введения винной монополии вместо акцизов, за счет продуманной поли-тики в области ж/д тарифов увеличились поступления от ж/д перевозок.
При Столыпине: разрушена община, созданы кредитные учреждения, осуще-ствляющие покупку-продажу земли.
Другой пример удачной реформы - политика НЭПа. Быстрое восстановление производительных сил будет обеспечено за счет аграрных преобразований (налогообложение крестьян - от продразверстки перешли к умеренному прод налогу, создавшему заинтересованность в производстве с/х продукции, в про-даже излишков на рынке). В начале 20-х годов основная часть государствен-ных расходов были военные, связанные с созданием и поддержанием армии (5 млн человек - самая большая в мире). В течение 22-24 гг. численность со-кратилась в 10 раз, сократились расходы на армию. В результате год был за-кончен без дефицита. США. В 30-е гг. был новый курс. Основная цель реформ Рузвельта - преодо-ление экономического кризиса 31-32 гг. Проведение реформ обусловило сня-тие остроты социального напряжения. Для решения социального конфликта было сделано: 1. Закон о восстановлении промышленности,
2. Закон о с/х, о его регулировании с тем, чтобы спасти фермеров прави-тельство взяло обязательство купить у них продукцию, если цены упадут ни-же определенного уровня, кредитование фермеров.
3. Введено государственное страхование депозитов, что защитило интере-сы миллионов вкладчиков, что повысило доверие к банковской системе со стороны вкладчиков,
4. Введен государственный минимум з/пл,
5. Закон о пенсионном обеспечении, пособие по безработице. Главный результат Рузвельт сумел предотвратить социальный взрыв, сохранить ка-питалистический уклад экономики (преобразован из монополистического в государственный капитализм).
6. Организация общественных работ за счет бюджета.
Реформы в Германии: Проведение денежной реформы, что восстановило устойчивое денежное обращение. Реформы связаны с Эрхардом.
В Японии был принят закон о ликвидации монополий. Аграрные преобразо-вания были изъяты земельные участки помещиков в обязательном порядке и проданы по умеренным ценам крестьянам.
Китай осуществлял реформы в2 этапа:
1. с конца 70-х гг. -85 главным рычагом была аграрная реформа, 2. льготные условия по налогообложению для привлечения иностранных инвестиций для прибрежных районов.
Создание с участием государства ФПТ ? , монополий, стимулирование инве-стиций. На начальном этапе реформ в Японии применяли политику протек-ционизма, но эта часть вызывает адекватные меры со стороны других стран. Протекционизм создает тепличные условия для национальных фирм, что пре-пятствует нормальной конкуренции. Отмена льгот при дешевой рабочей силе.
Необходимо создать условия для привлечения иностранного частного капи-тала, создать нормальные условия в аграрном секторе, минимальные военные расходы, сто дает больше средств для инвестиций государства в производство, возможность снижать налоговое бремя и тем самым заинтересовывать произ-водителей. Важно обеспечить достаточный уровень социальной защиты в ходе экономических преобразований
Лекция от 15. 11. 96 г. Воздействие финансов на экономику 1. Роль финансовых рычагов в стабилизации производства. 2. Влияние финансов на НТП. 3. Роль финансов в решении проблем инфляции и неплатежей. 2. Влияние финансов на НТП.
В настоящее время в России с НТП дело обстоит плохо. Наука, которой мы гордились, в тяжелом положении. Переход к рыночным отношениям сопро-вождается резким спадом заинтересованности предприятий в разработке но-вых технологий. Причина: спад производства, при котором никто не внедряет новую технику. Свертывание инвестиций также не дает возможности широко развивать науку. Появление большого числа высококачественных товаров потребления и средств производства, что ослабило заинтересованность отече-ственных производителей изготовлять новую продукцию.
В СССР строились самые большие домны, что не было необходимостью, в текстильной промышленности перешли на новый способ прядения нити, что привело к снижению качества пряжи, хотя было более экономично.
80% расходов науки на военные разработки. Сейчас тяжелое положение с финансированием, нет денег даже на выплату з/пл.
Финансовое воздействие на НТП: 1. по линии финансирования 2. по линии стимулирования Необходимо сохранить научный потенциал. НТП включает несколько стадий: 1. проведение исследований, 2. разработка образцов, 3. внедрение в производство.
Сейчас внимание государства сконцентрировано на научных исследованиях, но нужно и внедрять эти разработки в производство. Вся российская наука складывается из сети научных учреждений академической, отраслевой, заво-дской и вузовской науки. Академическая наука почти полностью финансиру-ется за счет федеральных средств. Она занимается фундаментальными иссле-дованиями, результаты которых проявляются через определенное время и не всегда может дать экономический эффект, поэтому финансирует экономиче-скую науку федеральный бюджет. Отраслевая наука до последнего времени была главным научным сектором России. Формирование финансовых ресур-сов отраслевой науки многогранно: финансирование из федерального бюдже-та по государственным заказам (сейчас большинство госзаказов дается отрас-левой науке ВПК, космической отрасли, институтам, участвующим в государ-ственных программах). Важным источником формирования средств отрасле-вой науки являются внебюджетные фонды: финансирование отраслевых и межотраслевых НИОКР; созданы фонды в 92 году за счет добровольных от-числений предприятий в размере 1, 5% от с/с реализованной продукции. Су-ществует 13 внебюджетных фондов НИОКР министерств, 16 - ведомств, 47 - корпораций, 6 концернов и ассоциаций и Российский фонд технологического развития (в него направляется 25% всех собранных НИОКР средств). Доходы научных организаций включаются в перспективные научные разработки. Выполнение заказов предприятий по различным вопросам, прибыль от реали-зации научных проектов и другой деятельности предприятий - доходы.
Заводская наука - КБ, НИИ при крупных предприятиях, которые раньше бы-ли подразделениями этих предприятий. Существует в основном за счет средств своего предприятия, выполняют работы в интересах своего предпри-ятия и со стороны. Вузовская наука занимает скромное место в научной сфере. Объемы финан-сирования скромные, материально-техническая база - самая слабая из 4-х сек-торов (в отличие от западных стран). В настоящее время ”+”: сравнительно дешевые кадры, выбирают наиболее талантливых молодых работников, деше-вый студенческий творческий труд. Основной источник финансирования бюджет - финансирование по разделу “Образование”, выполнение работ по договорам для различных ведомств, предприятий, собственные средства ву-зов, помощь международных организаций и благотворительных фондов (SOPEC - внедрение сети INTERNET в 30 регионах).
Структура финансирования российской науки:
? Бюджетные средства- 60% от всех средств, получаемых российской нау-кой (из них около 90-95% - федеральный бюджет). В основном это финанси-рование военных НИОКР, фундаментальных исследований, финансирования целевых программ. ? Внебюджетные средства - 6% расходов на науку.
? Собственные средства научных организаций, истраченных на науку - 11%. ? Средства коммерческих предприятий, переданных на финансирование неуки - 20%. ? Иностранные инвесторы - 2%.
? Средства ВУЗов - 0, 2%. ? Производства общественных организаций - 0, 1%.
В бюджете 97 года заложено на научные исследования 11 трлн. руб (около 0, 5% ВВП).
Существует 3 основные формы финансирования НИОКР:
1. По тематическим планам организаций. Финансирование осуществляется после утверждения этих планов. Это наименее прогрессивная форма, т. к. этот процесс финансирования не связан ни с результативностью деятельности, ни с эффективным использованием средств.
2. Финансирование по целевым программам, которые отбираются тща-тельным образом в российских ведомствах. В отборе участвуют Миннауки, Минфин, Правительство. Задача: отобрать те программы, которые дают наи-больший экономический результат. После утверждения программы под нее ищутся исполнители. Наиболее прогрессивным в этой области является кон-курсный отбор научных организаций для участия в этой программе. Этот ме-ханизм более прогрессивен, т. к. позволяет на условиях конкуренции привлечь наиболее подходящие научные коллективы, способные снизить затраты, обес-печить ускоренное развитие данной программы. Существуют критерии отбора научных организаций: предыдущая работа организаций, ее вклад в науку, в каждой степени она способна выполнить программу.
3. Система грантов.
Предоставление средств (1 и 2) не дают гарантии эффективного распределе-ния их внутри предприятий в пользу наиболее одаренных ученых. Система грантов гарантирует распределение средств в пользу конкретных разработчи-ков. Гранты предоставляются на основе комплексного изучения отдельных исследователей или малых научных коллективов, изъявивших желание участ-вовать в данной тематике или предложили собственный перспективный про-ект. Отбор производят ученые советы при научных организациях или ведом-ствах, которым представлены средства для выдачи грантов. Держателем фон-да грантов является Госкомвуз. При гранте не предполагается обязательное получение конечного положительного результата, практической разработки. Если проект принят к системе грантов, то исследователь должен только вы-полнить само научное исследование. Эта форма в основном направлена на фундаментальные исследования, которые не обязательно должны иметь по-ложительный экономический эффект.
Чтобы обеспечить более целевое использование средств бюджета, в нем соз-даны территориальные фонды:
1. Фонд фундаментальных исследований, 2. Российский гуманитарный научный фонд,
3. Фонд содействия развития малых форм предприятий научной сферы.
1. - формируется за счет 3% всех расходов госбюджета на науку. Кроме того, могут быть включены средства предприятий. Фондом управляет государст-венная организация. Предназначен для предоставления грантов по инициа-тивным проектам фундаментальных исследований, дает дотации ВУЗам для развития их метериально-технической базы, стипендии некоторым аспиран-там, профессорам. 2. - с 1994 г. Формируется в размере 1% расходов федерального бюджета на науку. Управляет им фонд с аналогичным названием. Назначение - финанси-рование инициативных проектов, поддержка гуманитарных исследований. 3. - с 1994 г. Формируется за счет 0, 5% расходов на науку, может привлекать добровольные взносы, собственные средства от реализации проектов. Назна-чение финансирование на конкурсной основе перспективных разработок малых научных организаций, в т. ч. и на возвратной основе. Управляется го-сударственной организацией.
Сейчас гос-во не в состоянии поддерживать крупномасштабную научную деятельность. Созданы государственные научные центры, которые необходи-мо сохранить в первую очередь (сначала их было 50, потом число расшири-лось). В бюджетном финансировании существуют целевая программа по под-держке государственных научных центров. Самый сложный - выбор приори-тетов для научных исследований. Существует огромный перевес в пользу от-дельных программ: космическая - 25%, гражданская авиация - 20%, микро-электроника - 0, 4%, генетические исследования - 0, 2%, термоядерные иссле-дования - 0, 2%. Лекция от 26. 11. 96 г.
3. Роль финансов в решении проблем инфляции и неплатежей.
В настоящее время мы справились с инфляцией. Различают 2 вида инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция издержек имеет затухаю-щий характер, при этом не увеличивается масса денег в обращении. Инфля-ция спроса сопровождается выпуском денежной массы и не имеет границ. До последнего времени у нас преобладала инфляция спроса (по мнению Черно-ва).
Причины резкого повышения денежной массы в 92-93 гг:
1. По объему эмиссии 1 место предоставление ЦБ МБ кредитов коммерче-ским банкам. Это привело к приливу средств в сферу обращения. Предпола-галось предоставление кредитов предприятиям с низкими % ставками, но этот механизм не сработал, банки давали кредиты под большие %, а маржу остав-ляли себе. Оставалось повысить учетную ставку ЦБ, что в конце концов при-вело к снижению темпов инфляции.
2. Предоставление больших технических кредитов странам СНГ в 92-93 гг. Они не имели права эмитировать рубли, пополнения недостатка денеж-ной массы осуществлялось за счет этих недорогих кредитов. В 92-93 гг. 20% инфляции было обеспечено за этот счет. Выход: прекращение с 93 г. выдачи технических кредитов странам рублевой зоны, превращение задолженности (около 6 млрд. долларов) в госдолг стран СНГ.
3. Бюджетный дефицит. В 92-93 г. он обусловил примерно 1/3 всей ин-фляции в стране. Потом он стал основным фактором инфляции спроса, т. к. он покрывался за счет кредитов ЦБ путем печатанья денег. Только в 95 (2, 3, 4 кв) и 96 г. удалось отказаться от инфляционного покрытия. Безинфля-ционные методы покрытия: рынок ГКО и внешние кредиты м/н организаций и государств. Необходимо ликвидировать бюджетный дефицит.
В России имела место и инфляция издержек за счет из-за политики меро-приятий-монополистов и других факторов (увеличение общего налогового бремени).
Для ограничения инфляции издержек:
1. был введен налог на прибыль, превышающую нормативную рентабель-ность предприятий-монополистов (сейчас от этого отказались).
2. ограничения на уровень торговой надбавки (не боле 25% от стоимости товара). 3. введение регулирования цен на продукцию естественных монополий. Сейчас фиксируются цены на газ, транспортировку нефти, военные продукты, ядерные материалы, ж/д перевозки, электроэнергию, отдельных услуг почты и связи. Субъекты федерации регулируют цены на топливо, продаваемое насе-лению, городской и пригородный транспорт, жилищные и коммунальные ус-луги. Роль финансов в разрешении проблемы неплатежей заключается в своевре-менном выполнении бюджетом и внебюджетными фондами своих обяза-тельств перед получателями государственных ассигнований.
Существует множество причин неплатежей:
1. Искусственное ограничение денежной массы, что разрушает производ-ство, 2. Наличие большого количества предприятий, которые фактически явля-ются банкротами (боимся массовой безработицы, поэтому не ликвидируем их). Суррогаты денег - вексель.
Роль финансов в развитии международного сотрудничества. 1. Таможенная политика государства. 2. Финансовое регулирование импорта и экспорта.
3. Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. 4. Финансовые отношение с международными организациями.
1. Таможенная политика государства.
По действующему законодательству в России применяются следующие виды пошлин: F Адвалорные - в % к таможенной стоимости товара,
F Специфические - в абсолютных размерах на единицу товара, F Комбинированные - сочетают 1 и 2. F Особые: - сезонные (вводятся на срок до 6 месяцев),
- специальные (когда наносится ущерб отечественным производителям и как ответная мера на дискриминацию других государств),
- антидемпинговые (когда цена импортных товаров ниже стоимости), - компенсационные (выяснено, что при производстве или вывозе товара использовались государственные субсидии).
Широко применяются таможенные льготы тарифные преференции. Полно-стью освобождаются от таможенных пошлин товары для представительств иностранных государств, валюта, ценные бумаги, товары, приобретаемые для государственных нужд (в собственность государства), товары гуманитарной помощи, транзитные товары, продукция рыболовецкого флота, товары, пере-возимые физическими лицами не предназначенными для производственных и коммерческих целей. До последнего времени в России были пошлины и на экспортируемые и импортируемые товары. Россия была почти единственной, где применялись экспортные пошлины. Экспортные пошлины ухудшают конъюнктуру своих товаров на междуна-родном рынке. Они у нас существовали в фискальных целях. В 96 г. основная масса экспортных пошлин была отменена, что компенсировалось увеличени-ем акцизов.
История: Великобритания отказалась от протекционизма. Средний таможен-ный тариф должен быть равен 32%. После войны решили коллективно отка-заться от таможенных пошлин и расширении торговли, была создана ГААТ. Ее функции: 1. Создание режима наибольшего благоприятствования стран (отмена та-моженных союзов и т. д. )
2. Национальные условия для всех стран
3. Снижение таможенных пошлин, отказаться от нетаможенных методов (квот и т. п. )
4. Антидемпинговые меры и предоставление льгот развивающимся стра-нам . Сейчас на базе ГАТТ создана ВТО. Средний таможенный тариф - 7% стоимости товаров, что обеспечивает реализацию конкуренции на отечест-венном рынке. В Африке 33% таможенный барьер, очень высокий барьер в Индии, что не способствует развитию экономики страны и наносит ущерб национальным потребителям (нет условий для повышения качества продукции). В России определен таможенный тариф 15% на импортные товары. В по-следнее время все более склоняемся к протекцианизму.
Барьером для импортных товаров является валютный курс, который остается завышенным по сравнению с рублем. Высокий курс приводит к дополнитель-ному удорожанию импортных товаров.
2. Финансовое регулирование импорта и экспорта.
Экспорт капитала в несколько раз превышает импорт капитала, идет круп-номасшабная утечка капитала. В 95 году вывоз капитала составил 60 млрд $, сейчас - 30 млрд $, в т. ч. 20 млрд $, в т. ч. 20 млрд $ нелегально. Основные формы нелегального бегства:
1. Недополучение экспортной выручки 4, 5 млрд $, 2. Невозвращенная предоплата импорта - 6-8 млрд $, 3. Контрабанда - 2 млрд $.
Экспортные кредиты предприятиям - 30 млрд $ - легальный вывоз капитала. Меры борьбы с незаконным вывозом:
Введение валютного контроля. В 95 г. введен валютный контроль за экспор-том продукции. Таможенная служба фиксирует объемы экспорта товаров, затем банк, обслуживающий экспортера информирует таможенную службу о поступившей выручке (до 180 дней). Если в этот срок не поступила. То уста-навливается факт утечки капитала с применением санкций к экспортеру. При предоплате товар должен пересечь границу в течении 180 дней после предоп-латы. С контрабандой трудно бороться из-за прозрачности границ.
Импорт частного капитала.
Страны Юго-Восточной Азии благодаря импорту частного капитала сделали рывок в экономику. В Китай привлечено 100 млрд. $, в Лаос - более чем в Россию в несколько раз. В России ввозится порядка 1, 5-2 млрд. $. Нам необ-ходимо 200 млрд. $. У нас применяется национальный режим, т. е. условия почти такие же как и для отечественных предприятий.
Для СП:
а) разрешен беспошлинный ввоз оборудования и материалов для создания УК и собственного производства,
б) в 2 раза сократились импортные пошлины на 5 лет для собственной про-дукции фирмы, вложившей в СП 10 и более млн. $, при этом стоимость фи-нансируемого проекта должна быть не менее 100 млн. $,
в) разрешается перевозить прибыль за рубеж.
У нас существует 3 СЭЗ: Калининград, Приморский край и Ингушетия.
Лекция от 3. 12. 96 г.
3. Финансово-кредитные связи России с СНГ и дальним зарубежьем. Финансовые отношения строятся в основном по линии выдачи кредитов странам СНГ. Основная масса кредитов - технические на пополнение рубле-вой массы в 92-93 гг. Вся эта масса переоформлена в государственный долг, который сейчас оценивается в 5, 6 млрд. $. По странам он распределяется так:
Украина - 2, 7 Казахстан - 1, 3 Узбекестан и Белорусь - по 0, 5 млрд. Со странами-должниками подписано соглашение об уплате % и основной суммы с отсрочкой. В 95 г. страны СНГ в порядке погашения своей задол-женности выплатили 800 млн. $ (товарами). Россия продолжает предостав-лять кредиты. По проекту бюджета-97 планируется выдать 2 трлн. руб. Мно-гие страны должны нам за продукцию, поставленную различными предпри-ятиями (Газпрому Украина должна около 2, 5 млрд. $). На эти долги Украина выпустила государственные валютные облигации и право приобретения соб-ственности на территории Украины в счет погашение задолженности.
Со странами дальнего зарубежья
Россия - основной приемник кредитора СССР. К началу 90 г. было выдано кредитов на 26 млрд. Руб. , в т. ч. 18% должна Куба, по 11% - Монголия и Вьетнам, 10% Индия, 8% - Сирия, 6% - Польша, 4% - Ирак, 3, 5% - Афгани-стан, и т. д. Многие кредиты были выданы на приобретение военной техники. Эти кре-диты не способствовали экономическому процветанию. Возврат кредитов очень проблематичен. Большинство стран не выплачивают кредиты, а те кто делает это осуществляют выплату товарами на очень льготных условиях. Мы постоянно отсрочиваем выплату, иногда предоставляем дополнительные кре-диты. Внешние долги России странам дальнего зарубежья - 140 млрд. $ - 1 место в мире по абсолютной величине задолженности. В % к ВВП - 30% ВВП. В % к экспорту товаров и услуг - 200%. Внешняя задолженность стала расти с 80-х гг. , первый вклад - переход на конвертируемую валюту по мировым ценам (раньше в пересчете на рубли).
Определенные суммы дали Германия и другие Западноевропейские страны. Более 80 млрд. $ - долг СССР, который приняло на себя Правительство РФ. Россия продолжала брать займы у международных правительств и организа-ций. В структуре советской задолженности:
28 млрд. - Германия, 5 млрд. - Франция, 4 млрд. - США, 2 млрд. - Англия. 30 млрд. - странам СЭВ, в т. ч. : 8 млрд. - Польше, 5 млрд. - Чехословакии. Долг России на 94 г: 2 млрд. - США, 2 млдр. - Германии, 3 млрд. междуна-родным организациям.
На 97 г. мы должны выплатить 7 млрд. + 2, 5 млрд. Процентов. Парижский клуб - все кредиторы, которые давали кредиты под гарантии своих правительств и ему мы должны 40 млрд. Долларов. Его надо погашать в первоочередном порядке реструкторизацией. Банки, дававшие кредиты без гарантий своих правительств - Лондонский клуб - 32 млрд долларов (% - 0, 5 млрд. Долларов за 3 года, реструкторизация на 25 лет). Токийский клуб - 8 млрд. $. Бывшие соц. страны:
4. Финансовые отношение с международными организациями.
Россия участвует в настоящее время в международных организациях ООН, некоммерческих, содействия экономического и культурного развития; а так-же в международных финансово-кредитных организациях. Квоты взносов в ООН определяются пропорционально доли страны в мировом ВВП. Россия уплачивает в бюджет ООН ежемесячно 400 млн. $. Значительно финансовое участие российского правительства в ЮНЕСКО - платим 24 млн. $ в год. Всемирная организация здравоохранения - 20 млн. $ в год. Международная организация труда - 15 млн. $ в год. В МАГАТЕП - 12 млн. ЮНИДО - 8 млн. $, Россия также активно участвует в МВФ - самостоятельная организация со-действующая международной торговле и регулированию валютных курсов. Россия является участником, вносит валютные взносы в уставной фонд с уче-том доли страны в мировой торговле. Пропорционально квотам - число голо-сов (США - 19%). Кредиты даются под жесткие условия для улучшения пла-тежного баланса, поддержания валютного курса. Россия получила от МВФ 11 млрд. $. Мировой банк - назначение содействовать экономическому развитию стран путем предоставление кредитов. Участники только члены МВФ - взно-сы пропорционально доле в мировом ВВП. Кредиты предоставляются не бо-лее чем на 20 лет с тщательной проработкой проекта кредитования. От Все-мирного банка Россия получила 5 млрд. $, от Европейский Банк Реконструк-ции и Развития - 2, 5 млрд. $. Расходы на содержание миротворческих сил в Югославии, Грузии, Абхазии.
Финансы США
Государственная финансовая система США состоит из финансовой системы Федерации, финансовой системы штатов, финансовой системы местных орга-нов власти (графства, городские муниципалитеты, сельские, школьные, спе-циальные округа примерно 83 тысячи). Решающее место занимает бюджет. В отличие от России и других стран развита система внебюджетных фондов социального и медицинского страхования, Дорожный фонд и другие. Они были консолидированы в 68 году с федеральным бюджетом. При этом они были выделены в качестве самостоятельных фондов внутри бюджета и пере-шли только в трастовое управление, которое предполагает использование и расходование средств этих фондов на другие цели. Что-то подобное прово-дится и у нас. Существуют и другие внебюджетные фонды, их доля около 2% от доходов федерального бюджета. Также в государственные финансы вклю-чаются финансы предприятий, финансируемые за счет бюджета. Доходы федерального бюджета.
На 90% федеральный бюджет формируется за счет налогов. Основное место занимает ПДХН. С населения - 46% (введен в 1913 г. , сначала очень умерен-ный, был высокий необлагаемый минимум, налог платили чуть более млн. налогоплатильщиков). Рейган уменьшил max ставку ПДХН до 28%. На со-временном этапе ставки ПДХН колеблются 15-25, 5% от доходов дифферен-циацией размера доходов. Необлагаемый min 2000$ на плательщика и каждо-го иждивенца. Доход до 30000$ в год облагается по ставке 15%.
Второе место - налоги с фонда заработной платы (ФЗП). Это отчисления в фонды социального страхования - вносятся работниками и работодателями от ФЗП. Отчисления по безработице - 0, 8% - только работодатели. Эти налоги составляют 35% в доходах федерального бюджета.
3 место - Налог на прибыль корпораций. Взимается по трем поставкам. При прибыли до 50 тыс. $ - 15%, до 75 тыс. - 25%, свыше 75 тыс. - 34%. Этот налог дает меньше 10% всех доходов федерального бюджета.
В федеральный бюджет также поступают: таможенные пошлины, акцизы (нефть, бензин, сигареты, спиртные напитки, авиабилеты - ставки неболь-шие), налог на дарение и наследство (18%, необлагаемый минимум - 600 тыс. $). Расходы федерального бюджета.
Обслуживает основные функции государства - социальные, экономические, управление и охрана государства, обслуживание государственных кредитных отношений.
В 1993 г. :
1 трлн. 475 млрд. $ (20% всех расходов) - расходы на оборону. На экономическую ? экологическую деятельность (экономического назначе-ния) - 9%, на социальные цели - 57%, обслуживание государственного долга - 14% (внутренний, т. к. внешнего нет), государственное управление - 1%. Пре-доставление экономической помощи другим государствам - более 1%. Финансовое воздействие государства на экономические и социальные про-цессы в стране.
Экономическое влияние очень мало, только косвенное - через закупки воен-ной техники, научные исследования. Предоставляются максимальная само-стоятельность субъектам хозяйствования.
1, 5% всех расходов федерального бюджета - на финансирование прироста ресурсов и охрану окружающей среды (рекультивирование земель, финанси-рование научно-исследовательских работ в области охраны окружающей сре-ды) 1, 5% - оказание помощи с/х, включая 3 элемента:
а) обязательства государства закупать с/х продукцию по пороговой цене, если рыночные цены на с/х продукцию упадут ниже ее. В основном это зерновые культуры и другие растениеводческие культуры.
Б) предоставление государственного кредита под запасы с/х продукции (зало-говая квота из расчета на единицу продукции).
В) выплата премии фермерам за сокращение с/х посевов - применяется не все-гда. Доля всей помощи государства - 20% от всей помощи с/х.
1, 5% министерству на развитие торговли (коммерции), а также на кредито-вание жилищного строительства и страхования банковских депозитов. Для торговли - в основном средства стимулирования экспортных операций, в ос-новном малому бизнесу.
2, 5% - на транспорт, в основном это субсидии штатам на строительство ав-тодорог. Дотации морскому транспорту и на воздушные перевозки (субсидии аэропортам).
0, 3% - на энергетику, финансирование энергосберегающих проектов, строи-тельство государственных АЭС.
0, 7% - региональное и местное развитие штатов и городов. Расходы на социальные цели:
3, 5% на образование, половина из них на субсидии штатам, еще 1/4 на под-держку профессионального обучения (по программам штатов); трудоустрой-ство молодежи, создание новых рабочих мест.
21% - социальное страхование, в основном это группа внебюджетных фон-дов, выплата пенсий (по старости с 65 лет, по инвалидности, по случаю поте-ри кормильца (вдовам и детям до 16 лет)).
Пенсии ежегодно индексируются. Max пенсия для одинокого пенсионера 836$ в месяц. Почти 1/3 пенсионеров получают дополнительные пенсии по договорам с пенсионными негосударственными фондами, взносы в которые платят работодатели. Лекция от 10. 12. 96 г.
Кроме пенсий по системе соц. страхования в США выплачиваются еще по-собия, их очень мало. Обязательным является пособие по безработице, вве-денное Рузвельтом, в каждом штате своя программа, чаще всего размер около 50% среднего заработка. Выплачивается пособие со 2 недели, в течение 26 недель. Имеется обязательное пособие в связи с несчастными случаями на производстве (в среднем 67% от з/пл). Только в штатах есть пособие по вре-менной нетрудоспособности, в среднем оно составляет 50-67% з/пл. Пособие по материнству - только в 6 штатах в той же сумме.
Важное значение в расходах федерального бюджета являются расходы по обеспечению доходов малоимущих - 14%. В 35 г. Рузвельт принимает про-грамму помощи семьям с иждивенцами и детьми (ПСИД). По этой программе выплачивается пособие семьям, у которых доход ниже прожиточного мини-мума в данном штате (от 120$ до 630$ в месяц на семью (мать и 2 детей)). Семьи, получающие пособие ПСИД получают право на бесплатные продук-товые талоны, право на бесплатную медицинскую помощь mediccare. Феде-ральное правительство оплачивает медицинскую помощь, предоставляемую малоимущим гражданам. Сейчас пособие ПСИД получают 11 млн. человек (40% - негры, 15% - мексиканцы, неблагополучные семьи). Малоимущим гражданам предоставляется компенсация на коммунальные услуги, квартпла-ту, льготные ссуды на жилищное строительство.
Расходы на здравоохранение - 16%. Основное место занимает программа Медикэйр предусматривает обязательное медицинское страхование преста-релых граждан, инвалиды, выплатившие страховые взносы - частично опла-чиваются медицинские счета - 30 млн. человек. Значительная часть - на науч-ные исследования в области здравоохранения и фармакологии. Сейчас Аме-рика тратит 12% ВВП на здравоохранение. Средняя продолжительность жиз-ни - 76 лет. Бюджетный процесс по уч-ку “Финансы капиталистических го-сударств”.
Бюджетная политика США
Существует связь политики гос-ва и бюджетной политики с лидирующей пар-тией. При демократии упор делается на социальные расходы. Это предусмат-ривает увеличение дифференциации налогов в пользу богатого населения и определенное сокращение расходов на военные мероприятия и т. д. Для рес-публиканцев минимальное вмешательство гос-ва в экономику, обеспечение большей сбалансированности бюджета, сокращение социальных расходов и изменение налогового механизма в пользу предпринимателей (сокращение налогов на прибыль корпораций).
Финансы штатов
В целом по штатам расходы объединенных бюджетов штатов составляют 26% от расходов федерального бюджета. Доходы бюджетов штатов:
1. Основной источник - налог с оборота и акцизы (косвенные налоги около 50% доходов) средняя ставка по налогу с оборота - 4%.
2. ПДХН с населения - это дополнительный налог к федеральным 2-10% (занимает 30% в доходах).
3. Налог на прибыль корпораций - дополнительный к федеральному. Его доля - 8% всех доходов. Ставка 2-10%, в некоторых штатах их не выделяют, а идет как ПДХН с юридических и физических лиц.
4. Остальное - налоги на дарение, имущественный налог. Расходы:
1. Образование - 24-25% - в основном ВУЗы. Студентов почти 15 млн. , 80% студентов в государственных ВУЗах, 20% - в частных (плата до 20 тыс. $ в год). У нас 10% студентов - в негосударственных ВУЗах. 40% доходов ВУ-Зов дает государство, из них - 27% - из бюджетов штатов. Во всех ВУЗах сту-денты платят, плата около 25% доходов ВУЗов. Пожертвования - 5-6%. Опла-та услуг (выполнение НИОКР) - 25%.
2. На общественное благосостояние - на социальные нужды - 23%. 3. На здравоохранение - 12%.
4. Строительство автодорог - 12%.
5. Содержание полиции и др. правоохранительных органов - 7%. Штаты самостоятельно составляют, рассматривают и утверждают бюджеты, вводят налоги, при условии, что это не противоречит федеральным законам. Финансы органов местного самоуправления
Основной доходный источник - поимущные налоги - 3/4 всех доходов. Это налоги: с недвижимости (ставка 1, 5% (примерно 1500$ в год)), с продаж и акцизы (11%+ПДХН и НП) - доля 6% во всех доходах.
Структура расходов:
1. На образование - 43%. В основном на школьное образование: 90% школьников учится в государственных школах, остальные - религиозные об-щины и т. п. Собственных средств на финансирование школ не хватает, они получают субвенции. 2. На здравоохранение и социальное благосостояние - 12%.
3. На жилье (ссуды, дотации), на охрану окружающей среды - 11%. 4. Общественная безопасность (полиция) - 10%.
5. Содержание транспорта (городского) - 7%.
Для местных бюджетов характерна сильная несбалансированность. Все рас-ходы местных бюджетов составляют около 40% расходов федерального бюд-жета. Доходы почти в 2, 5 раза меньше местных расходов. Основной механизм бюджетного регулирование - субвенции (целевые дотации на сбалансирова-ние местных бюджетов). На образование, здравоохранение. Целевое исполь-зование строго контролируется.
Финансы Великобритании
Государственная система включает государственный бюджет, государствен-ные внебюджетные фонды (83% всех аккумулированных государственной финансовой системой ресурсов), финансы местных органов власти (бюджеты и внебюджетные фонды - 11% всех фондов государственной финансовой сис-темы), финансы корпораций.
Государственный бюджет состоит из 2-х частей:
1. Консолидированный фонд - за счет него финансируются текущие расхо-ды, 2. Национальный фонд займов, предназначен для выплаты % по государ-ственному долгу, предоставление кредитов на финансирование государствен-ных капиталовложений, государственных кредитов, предоставляемых мест-ным органам власти и государственным корпорациям. Доходы этого фонда складываются за счет доходов от размещение государственных займов, при-были Банка Англии, процентов, уплачиваемых государственными и местны-ми органами власти за государственный кредит.
Основное место в бюджете - консолидированный фонд. Основная часть его доходов это налоги. Внебюджетные фонды не консолидированы с бюдже-том, но в статистике их часто объединяют.
Доходы
1. Основное место занимает ПДХН с населения - 28% всех доходов. ПДХН появился в Англии и впервые был увязан с имущественным положением гра-ждан (шедульная система) по шедулам (группы доходов от различной дея-тельности): 1 шедул - доходы от недвижимости,
2 шедул - доходы от продажи государственных ценных бумаг,
3 шедул - доходы от производственно-коммерческой деятельности, 4 шедул - заработная плата и пенсии,
5 шедул - другие доходы.
Издержки по сбору ПДХН очень высоки - 2% от собираемых налогов (в США - 0, 5% от всех налогов, у нас - 1, 5%). Ставки ПДХН (по реформе 85 г): от 3 тыс. до 21 тыс. фунтов в год - 25%,
свыше 21 тыс. фунтов в год - 40%. Необлагаемый минимум - 3 тысячи фунтов в год на человека.
2. Страховые взносы работающих и работодателей на социальное страхование - 20%, 3. НДС - 15% всех доходов бюджета Великобритании. Основная ставка - 15%, по многим товарам (продукты питания, жилищное строительство, книги, транспорт, образование, здравоохранение, искусства, одежда, операции с цен-ными бумагами) НДС не взимается.
4. Налог на прибыль корпораций - 11% всех доходов. Ставка 35%. 5. Акцизы, налог с наследства и дарения, таможенные пошлины, при продаже автомашин - налог на автотранспорт, налог на газ.
6. Неналоговые поступления от государственных предприятий - 7%. Расходы
1. Военные расходы - 13%, 2. На экономику - около 7%,
На с/ (устанавливаются предельные цены, если рыночная цена ниже, то гос-во покупает, т. е. предоставляет кредиты под залог с/х продукции), дотации угольной промышленности, государственным корпорациям, средства на раз-витие инфраструктуры (транспорт, городское хозяйство, жилищное строи-тельство), 3. На НИОКР - 0, 6% от всех расходов,
4. Социальные расходы - 43%, среди них:
а) расходы по выплате пенсий и пособий - 17% от всех расходов (пенсии по старости - 21% от средней заработной платы = 42 фунта в день) б) пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца - 41 фунт в неделю. в) Пособия:
? по временной нетрудоспособности (обязательны с 4 дня болезни, не бо-лее 28 недель),
? по беременности и родам - 90% з/пл, ? пособия на детей. Их очень много. Лекция от 17. 12. 96 г.
? Пособие по материнству - 90% з/пл выплачивается в течение 18 недель. ? Единовременное пособие на рождение детей - 85 фунтов. По системе социального обеспечения (за счет средств бюджета) выплачиваются пособия семьям с низким уровнем доходов. Наиболее крупное - семейное пособие на каждого ребенка до 16 лет (если ребенок учится - до 19 лет) в размере 7 фун-тов в неделю. Государственная помощь семьям с низкими доходами преду-сматривает льготы оп коммуникационным услугам, пособия на жилье (за его счет компенсируется плата за жилье и арендная плата до 100%), пособие по поддержке доходов - семьям с низким доходом, размер их определяется мест-ными органами.
К социальному страхованию относятся:
? пособие по безработице (за счет национального фонда социального страхования) с 4 дня в течение 312 дней в размере 41 фунта в неделю + над-бавка на иждивенцев.
? пенсия по инвалидности от несчастных случаев на производстве. Размер - до 65 фунтов в неделю (в зависимости от тяжести).
Государство осуществляет крупные расходы на медицинское обслуживание. Медицина финансируется из бюджета, основная часть услуг оказывается бес-платно, хотя присутствует плата за дополнительные услуги - частная медици-на, добровольное медицинское страхование.
Из государственных расходов на социальные нужды осуществляются расходы на поддержания занятости и на профессионально-техническую подготовку кадров. В структуре расходов:
15% приходится на пенсии, 11% на помощь лицам с низкими доходами и по безработице, 13% - медицинское обслуживание, 4% - все остальные расходы. 5. Помощь местным органам власти - 16%, 6. Расходы на государственное управление - 3%, 7. Взносы в бюджет ЕС - 2% всех расходов.
В состав финансов государства включены финансы внебюджетных фондов. Фонд национального страхования - расходы см. выше, доходы в основном из страховых взносов. Взносы на случай старости и на случай потери кормильца - 13% (делится поровну между работником и работодателем) с з/пл до опреде-ленной величины около 50% выше средней з/пл - с этой суммы исчисляются страховые тарифы с з/пл (с остальных не платятся). Страховые тарифы по по-собиям по временной нетрудоспособности, материнству, инвалидности, без-работице - 6, 3% от з/пл платят и предприниматели и работники поровну. При необходимости фонд социального страхования из бюджета получает до-полнительные дотации. Существует еще более 50 внебюджетных фондов фе-деральных органов власти: Валютный фонд, фонд гарантий экспортных кре-дитов.
Бюджетный процесс
Бюджетный год начинается с 1. 04. Проект бюджета разрабатывает Казначей-ство на основе смет министерств, ведомств, департаментов, таможенных рас-ходов и доходов. Проект рассматривает Совет Министров, потом передает в Палату Общин. Первоначально бюджет рассматриваю Комитеты по расходам и доходам (а палате общин) - изменение налогового законодательства и уве-личение доходной базы. Бюджетные права ограничены, члены палаты общин не могут вносить пред-ложения по изменению расходов и налогового законодательства. Парламент может изменять НДС в пределах 20%, акцизов - 10. Не утверждаются Парла-ментом постоянные статьи расходов (% по госдолгу, содержание королевского двора, платежи в ЕС) Бюджет утверждается Палатой общин по главам, затем формально утвержда-ется Палатой Лордов и Королевой, но никаких прав они не имеют. Кассовое исполнение бюджета осуществляет банк Англии, после утверждения бюджета парламент контролирует его исполнение.
Местные (бюджеты) финансы
Представлены бюджетами низовых уровней. На местные бюджеты приходит-ся 30% расходов государственной финансовой системы Великобритании. До-ходы местных финансов очень слабые. Около 30% требуемых средств мест-ные бюджеты мобилизуют через свои доходные статьи. Основной налоговый источник - имущественный налог (почти 100% доходов местных бюджетов), взимание его очень различно по городам. Определяются сначала потребности местных бюджетов, определяется какая часть может быть собрана местными бюджетами и эта часть делится на имеющееся имущество, т. о. определяется ставка налога. Тэтчер хотела заменить имущественный налог на подушный, который не увязан со стоимостью имущества, но должен платить каждый владелец недвижимости по унифицированным ставкам. Но этот механизм не прошел.
Остальные финансовые ресурсы местных бюджетов. Как и в США, главный инструмент предоставления финансовой помощи - дотации, но в Великобри-тании общие дотации, а не целевые (субвенции).
Местные органы власти размещают займы, гарантом по которым является центральное правительство. Из местного бюджета финансируется образова-ние. 90% школьников в государственных учреждениях, большая часть сту-дентов - в государственных вузах. Из местных бюджетов осуществляются расходы на ЖКХ, полицию, содержание и строительство дорог, обслуживание государственного долга местных органов власти.
Финансы предприятий
Некоторые предприятия угольной, ж/д транспорта, почты добывающие и электроэнергетические национализированы. Эти отрасли получают ссуды из бюджета правительства, уплачивают налоги, если есть прибыль.
Финансы Германии
Они включают 3 уровня: федеральный (федеральный бюджет, специальные внебюджетные фонды государственных предприятий), финансы земель (субъ-ектов федерации, внебюджетные фонды), финансы общин и округов.
Основное место - федеральный уровень, в них - федеральный бюджет. Вне-бюджетные фонды не консолидированы, но статистика объединяет их.
Доходы федерального бюджета 1. Косвенные налоги - 40%, в том числе:
? НДС - 9% при ставке 15% (льготная ставка по продовольствию, печат-ной продукции - 7%),
? страховые взносы в фонды социального страхования - во внебюджет-ные фонды ? ПДХН - 53%. Если доход превышает 120 тыс марок в год. Необлагае-мый минимум - 6 тыс. DM
? НП (налог с корпораций) - 45%. Различают распределяемую и перерас-пределяемую прибыль. По распределяемой ставка - 30% (дивиденды, % - т. к. взимается еще и с получателей средств).
Расходы федерального бюджета
1. В основном связаны с социальными целями - 36% всех расходов феде-ральных финансов, . Предполагается выплата пенсий, пособий (несколь-ко фондов): а) пенсии по старости (ввел Бисмарк) с 65 лет из расчет 1, 5% средней з/пл за каждый год страхового стажа,
б) пенсии по инвалидности, в) пенсии по случаю потери кормильца,
г) пенсии по несчастным случаям на производстве не более 25 марок в день Среди пособий основное место занимает
F пособие по безработице - в течение 6 недель 100% з/пл, затем - 80%. F по материнству - 6 недель до и 8 недель после - 100%, но не более 25 марок в день
F по временной нетрудоспособности - 58% среднего трудового зара-ботка 2. Военные расходы - 20%,
3. На экономические цели и НИОКР - 18%, 4. По обслуживанию госдолга - 11%, 5. На госаппарат - 3%, 6. Помощь другим странам - 3%, 7. В бюджет ЕС - 7%. Страховые взносы в фонды соцстраха
18, 7% - страховой тариф, платят и работники и работодатели - на пенсии по старости, пособия по временной нетрудоспособности, материнству и меди-цинскому страхованию, по инвалидности и потери кормильца
13% - пособие по материнству и медицинское страхование
4, 3% - пособие по безработице, вместе и работодатели и работники около 2% от з/пл на производстве - в связи с несчастными случаями -платят только работодатели.
Около 20% доходов? (расходов) фондов социального страхования - из феде-рального бюджета. Включают:
? пособия лицам с низким уровнем доходов, 2/3 из них - пособия семьям с детьми. ? Единовременное пособие по рождению ребенка, пособие и отпуск на воспитание детей - 600марок в месяц на 1 ребенка до 2 лет (есть ограни-чение по доходам, только если доход меньше 294 тысяч марок в год).
? Одиноким матерям - 291 марка в месяц на ребенка до 6 лет. ? Пособие для учащихся школ, ВУЗов - 580-690 марок в месяц. ? Помощь в оплате жилья и некоторых других улуг.
Финансы земель
Основной - бюджет. Доходы его формируются за счет отчислений от ПДХН с населения, НП с корпораций, распределяются поровну между федеральным и местными бюджетами. ПДХН распределяется так: 43, 5% - в федеральный бюджет, 42, 5% - в бюджет земель, 15% - в бюджет общин. Отчисления от этих налогов устанавливаются законодательно. В бюджет земель - акцизы на пиво, доходная база бюджета земель включает 30 налогов.
Доходы общин включают промысловый налог - 7% (платят малые предпри-ятия, товарищества, физические лица - предприниматели без образования юридического лица). Объект обложения - прибыль и капитал, это имущест-венный налог. Расходы средств бюджета земель и бюджета общин
1. На финансирование образования, 2. На ЖКХ, 3. Финансирование транспорта, создание инфраструктуры,
4. Медицинские расходы, в т. ч. числе в фонды медицинского страхования 5. Полиция, содержание госаппарата
Финансируются 80% расходов на транспорт, ЖКХ 40% гос. долга - задолженность земель и общин.