НАУЧНО -ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС: СУТЬ И РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СОДЕРЖАНИЕ Введение Теория применения НТП Государственное управление. Внедрение НТП. Методы регулирования Меры активизации. НТП и экономика переходного периода. Заключение. Список использованной литературы. Введение.
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат “чистой науки”, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Инновация есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация? ”
Инновация может быть определена так, как Ж. Б. Сей определил предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и в систематическом анализе тех возможностей, которые эти изменения могут дать для экономических или социальных нововведений. Выделяют следующие изменения, или источники инноваций:
Неожиданное событие, которым может быть неожиданный успех, неожиданная неудача; Несоответствие между реальностью, такой, каковой она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
Изменение потребностей производственного процесса Изменения в структуре отрасли или рынка; Демографические изменения; Изменения в восприятии и в ценностных установках; Новые знания, научные и ненаучные
Мало существует технических инноваций, которые смогут соперничать по влиянию с такими изобретениями, как, например, продажа товаров в рассрочку, которая буквально преобразила всю сферу торговли.
1 Теория применения НТП.
Рассмотрим график производственных возможностей для двух продуктов пиццы и промышленных роботов. По оси Y отложим производство промышленных роботов, а по оси X производство пиццы. Сама кривая производственных возможностей представляет собой некую границу производства экономики.
Допустим, кривая GW показывает максимальное производство экономики в данный момент времени. Но нам хотелось бы для большего удовлетворения своих потребностей, увеличить производство этих продуктов. Значит переместится с кривой GW на кривую AF– это и есть экономический рост. Экономический рост – способность производить больший общий бьем продукции –выражается в смещении кривой производственных возможностей вправо; он представляет собой результат увеличения предложения ресурсов и технического прогресса.
Этого можно добиться разными методами, но мы будем рассматривать научно-технический прогресс. Развивая его мы совершенствуем средства производства. И следовательно, повышаем производительность и качество производимой продукции в экономике, используя сырье того же качества и количества. Следовательно, кривая сместится вправо и в экономике будет наблюдаться подъем.
2 Государственное управление.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, посредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности
2. 1 Внедрение НТП.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери: инновации носят рисковый характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8, 7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того, погибнет и вложенный капитал.
Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой экономической системы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; “объединения” промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбинациях и т. д. ) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и субъективную природу. Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего оборудования (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъективная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой отдельной компании и в некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять решение об инновационном процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен довольно устойчивый консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом могут выступить причины внешнего характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.
2. 2 Методы регулирования.
Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание “кейнсианского” подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.
В настоящее время экономисты по степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США, Великобритания); третья придерживается “промежуточного” варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса. Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций, вносящих большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Митчиганском университете. На организацию этого института местными и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл. , расходуемых в США на НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49, 3%.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких фирмах; создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т. д. Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе “прямых” мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А. Я. Лившица, “рынок не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли”. Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря которой различные организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества совместной работы.
Государственная поддержка создания таких организационных формирований осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества научно-исследовательских учреждений и промышленных фирм США. Первая из них - “Промышленно-университетские кооперативные исследовательские центры” - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетскопромышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли “Центры инженерных исследований”, основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности. Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии. Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
Косвенные методы, используемые в государственной инновационной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного общехозяйственного и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным. Либерализация налогового и амортизационного законодательства. Предприниматели реализуют инновационные процессы с целью получения большей прибыли. Склонность к предпринимательству вообще, инновационному в частности, регулируется уровнем налогообложения прибыли. Иллюстрируя эту мысль, венгерский экономист Б. Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: “если размер налога на прибыль варьирует между 0 и 25%, то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает 50% от прибыли, то склонность к инновациям и связанным с ними капвложениями практически исчезает”. Важность этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах, и каждая из них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода. До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%. Подсчитано, что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20% общей суммы затрат на НИОКР.
Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать, по определению В. Л. Сажина, “инновационную ренту” т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете положительно сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной мере обусловливает направленность торгово-валютной политики, ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г. под давлением Ассоциации электронной промышленности США администрация Р. Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники, ввозимой на американский рынок, что было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом соответствующих товаров на 16, 9%.
Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
При всем многообразии форм и приемов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента системы государственного регулирования. Так, отмечается согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической политики вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается на предложение инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат. Наконец, общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности, расчлененности на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т. д.
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается неравномерность экономического развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна может добиться лидирующего положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.
Американская модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется путем выделения особой области, в последнее время это военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд. долл. на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные продукты военных инноваций становятся важным источником инноваций гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.
Японская модель также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается на конкретные технологии. За последние 10 лет технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий изготовления роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
2. 3 Меры активизации.
Принципы экономического стимулирования НТП. Стимулирование - наиболее динамический элемент управления, связанный с воздействием на интересы участников процесса “исследование производство”, их осознанные социальные потребности, в результате чего они ускоряют НТП из внутренних побуждений, а не только по указанию свыше.
Стимулирование научно-технического прогресса - создание преимуществ в удовлетворении экономических и социальных интересов организаций и предприятий, разрабатывающих и осваивающих новую высокоэффективную технику. Его органическая составная часть - экономическое стимулирование - представляет собой установление соответствия между хозрасчетным доходом предприятий и НТО и их реальным вкладом в достижение эффекта НТП, решение научно-технических проблем. Механизм экономического стимулирования НТП включает его основные принципы (комплексность, перспективность, нормативный характер, гласность) и формы (налогообложение, фондобразование и финансирование, кредитование, установление цен и других экономических нормативов, организация оплаты труда, экономическая ответственность, страхование риска).
Комплексность стимулирования НТП предполагает органическое единство систем премирования по итогам научно-технической и производственной деятельности. Эти системы имеют общий источник (хозрасчетный доход), сопоставимые оценочные показатели (прирост прибыли, снижение себестоимости и т. д.
Однако это не должно означать растворение фондов поощрения за создание и освоение нововведений в едином фонде оплаты по труду, используемом на премирование по итогам текущей хозяйственной деятельности, вознаграждения по итогами года и т. д. Результаты НТП оцениваются с учетом срока окупаемости нововведений (в среднем - 2 года), премируются лишь непосредственные участники их разработки и освоения, при этом учитывается не только экономический, но и другие виды эффекта НТП. Стимулирование НТП предполагает как материальное и моральное поощрение, так и соответствующее наказание уменьшение фондов оплаты и социального развития коллективов, выпускающих устаревшую и малоэффективную продукция, их роспуск.
При организации стимулирования следует учесть, что ускорение НТП предполагает развитие не только науки и техники, но и социально-экономических отношений, в том числе внутри коллективных. Наука как объект стимулирования отличается универсальностью своего языка и методов, а использование техники и технологии во многом связано со спецификой интересов и традиций данной страны, региона, трудового коллектива. Если на микро уровне стимулируется отдельное нововведение как клеточка НТП, процесс последовательной смены этапов цикла, то на уровне предприятия, не говоря уже о народном хозяйстве в целом, стимулировать следует не только отдельные мероприятия НТП, но прежде всего структурные сдвиги в экономике, процесс обновления производства в целом включая преобразование техники и технологии, организации производства и управления, культуры и квалификации работников. Перспективность в стимулировании НТП требует учета не только годового хозрасчетного, но и народнохозяйственного экономического эффекта за весь срок использования нововведения. При этом особо поощряется создание и освоение новых поколений техники и технологии, а также конкурентоспособных нововведений, не уступающих высшему мировому уровню в данной области. До сих пор премии за новую технику в промышленности составляли всего 2-3% общей суммы поощрений, что делало ускорение НТП второстепенной задачей по сравнению с перевыполнением планов по объему реализации и прибыли. Доля вознаграждений изобретателей в полученном эффекте сократилась за последние 15 лет в три раза (до 1%) Нормативный характер стимулирования предполагает установление прямой связи между фактическим экономическим эффектом НТП (при соблюдении социальных и экологических требований) и величиной премий. Это означает также стимулирование в реальном, а не календарном масштабе времени (за конкретный результат, а не за квартал), отмену регрессивной шкалы, при которой наибольшая премия (в процентах к сумме экономии) причитается за мелкие нововведения. Все выплаты до освоения новшества носят авансовый характер. В то же время норматив отчислений от эффекта НТП в фонд премирования в рамках НТО целесообразно дифференцировать в зависимости от типа нововведений (направления НТП), новизны техники в сравнении с мировым уровнем, ее народнохозяйственной значимости. Источником прибыли может стать не только понижение затрат и изменение цен, но и формирование новых общественных потребностей, радикальная смена номенклатуры продукции.
Гласность поощрения означает, что его условия должны быть известны коллективу до начала работы. Распределение соответствующих фондов между работниками на основе принятых на данном предприятии положений - дело самого коллектива. По его решению могут поощряться другие коллективы и отдельные лица, содействие успеху нововведения.
Стимулирование НТП связано с экономическими методами управления природоохранной деятельностью. Устанавливаемые предприятиям нормативы платы за природные ресурсы стимулируют их рациональное и комплексное использование. Становится выгодным применять ресурсосберегающие технологии, извлекать из каждой тонны оплаченных ресурсов как можно больший доход. Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду заинтересовывают коллектив в использовании техники, сокращающей эти выбросы. При превышении допустимых норм и аварийных загрязнениях взимается в несколько раз повышенная плата за счет хозрасчетного дохода коллектива.
Финансирование НТП. Финансирование НТП включает формирование и использование специальных фондов для ускорения НТП на всех уровнях управления. По своей экономической природе эти фонды являются частью общественных издержек производства и служат формой их резервирования, переноса авансированных затрат на стоимость готового продукта. Фонды финансирования НТП по своей роли в процессе воспроизводства близки к амортизационным отчислениям. Они компенсируют затраты хозрасчетных предприятий и НТО на создание и освоение нововведений (с учетом неравномерности затрат по фазам цикла) и страхуют связанный с этим риск.
Компенсационные фонды носят возвратный характер. В безвозвратном финансировании нуждаются лишь затраты на фундаментальные исследования, не рассчитанные на экономический эффект или дающие его лишь в отдаленной перспективе. В остальных случаях средства для создания указанных фондов образуются за счет отчислений от стоимости продукции в период массового использования нововведения. В начале 80-х годов лишь половина затрат на освоение новой техники компенсировалась из соответствующих фондов. Другая половина покрывалась за счет снижения рентабельности в первые годы выпуска новой продукции (это делало невыгодным обновление номенклатуры) или повышения цен за счет завышенной калькуляции затрат (это приводило к невыгодности новой техники для потребителя). В новых условиях хозяйствования для финансирования НТП используется несколько фондов. Фонд фундаментальных исследований при АН СССР, республиканских и отраслевых академиях создается за счет ассигнований из союзного, республиканского и местного бюджетов, а также целевого финансирования поисковых НИР и работ по созданию научного задела из средств министерств, предприятий, НТО, благотворительных фондов и других спонсоров. Средства распределяются по решению научных советов и общественных органов, причем поддерживаются все направления современной науки, по которым можно ожидать новых результатов, включая альтернативные проекты.
Фонды финансирования государственных и международных научно-технических программ, планов МНТК, а также других работ по созданию принципиально новой техники и технологии формируется обычно на долевых началах за счет госбюджета и средств заинтересованных предприятий, НТО, министерств, концернов, ассоциаций, банков, финансовых фондов, местных Советов и т. д. Эти затраты носят строго целевой и возвратный характер. В них включается и банковские кредиты. Инновационные фонды могут быть образованы в каждом регионе за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции (они частично исключаются из налогообложения), банковских вложений, а также средств республиканского и местного бюджета, заинтересованных предприятий. Они служат для финансирования малых НТО, инициативных проектов разрабатываемых отдельными учеными и специалистами или их группами, а также для оплаты оказываемых им конституционных, патентных инжиниринговых и других технических услуг. Дополнительным источником финансирования разработок со значительным экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее выпуска
Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений) образуется за счет пяти основных источников
1) амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов;
2) отчислений от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться в зависимости от степени износа основных фондов), 3) выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе основных фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота 4) части средств, получаемых от других предприятий за использование научно-технических разработок
5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.
Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями стремительно после одобрения сметы расходов их советом и профсоюзным комитетом. Из ФРПНиТ финансируется техническое перевооружение, реконструкция и расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий, оборудования и т. д. ; подготовка производства и освоение новой продукции, компенсация повышенных затрат в период освоения приобретение научно-технической продукции, погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним; создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т. д. Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства, а также использовать их в порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т. д.
В условиях самофинансирования многие предприятия используют ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ, связанных с ломкой сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу. Если 1 руб. затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т. к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп. Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот, ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации оборудования, страхования риска, скидок с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.
Кредитование НТП. В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции, освоение новой технологии, разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий. Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях в создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции, не уступающих мировому уровню. Сроки кредитования устанавливаются банком с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости затрат. При этом банк становится равноправным экономическим партнером предприятия, стороны несут взаимную ответственность за успешное освоение нововведения или результаты деятельности реконструируемого производства.
Банковский факторинг - привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их платежных документов и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.
Банки дают разрешение на выпуск акций для продажи (после проверки финансового положения и платежеспособности предприятия, ликвидности баланса возможности выплаты дивидендов), по поручению клиента хранят, продают и перепродают акции. Выделяется два вида кредитов: на приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции. Банк проверяет включение предприятием соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по договору, источники погашения кредита в намеченные сроки.
В новых условиях хозяйствования наряду с кредитами на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой продукции по полному циклу от НИР и создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет ФРПНиТ.
При низкой экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование. Расширение банковской сети способствует многообразию источников финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления ссуд (например, научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты). Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные для кредитования нововведения и организации, а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует стратегические направления НТП, в том числе поисковые исследования, развитие наукоемких производств. Коммерческие банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью, отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую плату) и населения (путем продажи облигаций и т. д. ) и выдают своим пайщикам кредиты на обновление продукции и производственных фондов, срочную перестройку технологии.
Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты творческим коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при проведении НИОКР, объявляют конкурс на лучшие решения технических задач. Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций. Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов, финансированием капиталовложений по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов. Во многих странах действуют инновационные фонды, которые не предоставляют ссуду, а приобретают у владельца изобретения исключительное право на его использование. Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с ним предпринимательский договор на условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения риска и взаимной выгоды. Фонд проводит доработку нововведения, расчеты, эксперименты и т. д. При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются, при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.
Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий.
3 НТП и экономика переходного периода.
Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется следующими особенностями.
Первое. В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т. п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.
С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка социально-экономических по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся социально-экономической ситуации в стране.
Результаты прогноза и оценки приоритетных направлений социально-экономического и научно-технического развития страны на ближайшую перспективу оформляются в виде ежегодного доклада Президента страны Верховному Совету о системе государственных приоритетов. Он включает перечень важнейших крупномасштабных социальных, экологических, научно-технических проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития страны. По каждой проблеме указывается возможный объем финансирования, а также предлагается механизм его реализации, включающий льготного налогообложения, способы кредитования и предоставление субсидий, соответствующую амортизационную политику, ценообразование и другие важные стороны стимулирования работников.
Отличительная особенность такого механизма –не директивный, а рекомендательный, индикативный его характер. Он предоставляет право каждому субъекту самостоятельно определять свою стратегию развития, в том числе необязательно совпадающую с государственной системой предпочтений. В последнем случае он не может рассчитывать на прямую или косвенную финансовую поддержку со стороны государства. Но если та или иная фирма остановит свой выбор на одном из официальных приоритетных направлений, то она вправе ожидать получения дополнительных льгот. Правда, еще необходимо добиться права называться“поставщиком двора его величества”, то есть доказать свою конкурентоспособность и фиктивность. С целью уменьшения неопределенности при оценке будущих альтернатив вводится другой элемент нового механизма, включающий: вариантную проработку возможных сценариев долгосрочного развития: параллельное финансирование работ, выполняемых в порядке конкурсного отбора; страхование рискового капитала; создание сети целых фондов и т. д. При этом чем больше неопределенность, чем раньше принимается решение, тем шире круг вариантных проработок, каждая из которых обеспечивается соответствующим финансированием. Надо исходить из того, что только за счет дополнительного привлечения ресурсов для подобных целей можно уменьшить риск от неопределенности вероятных результатов реализации тех или иных решений. Экономия средств на предварительных стадиях неизбежно оборачивается колоссальными потерями на последующих.
Для объективизации оценок и постепенного сужения круга возможных участников эксперимента в систему управления вводится институт независимой экспертизы. Он дает поэтапные заключения и вносит рекомендации о необходимых корректировках первоначальной стадии реализации приоритетных направлений. Одновременно с его помощью осуществляется отбор претендентов на получение права“поставщика приоритетного направления”. Это право оформляется в виде государственного контракта. Второе. При управлении переходными процессами следует обратить особое внимание исследование допустимых приделов экономических преобразований границ спада производства, снижение жизненного уровня, роста социальной напряженности. Если проведение мероприятия может привести к нарушению предельных характеристик, оно должно быть отвергнуто. Отсюда возникает необходимость сочетания“старых” и “новых” методов хозяйствования. Третье. В ходе глубоких сольно-экономических преобразований происходит разрушение старого общественного уклада, и создаются предпосылки для появления нового. “Территория”нового уклада расширяется одновременно с продолжающимся воспроизводством старого. Оба уклада действуют как бы в автономных режимах. Отвлекая на поддержание своего“существования”подавляющую часть ресурсов и управленческих структур, старый уклад создает непреодолимые трудности для становления нового. В связи с этим неизбежны социальные коллизии и усиление напряженности в обществе, что может привести к прямым революционным потрясениям. Необходимы соответствующие механизмы, направленные на ликвидацию монопольных структур, перераспределение ресурсов традиционных сфер и новые (принятие законодательных актов о разгосударствлении, приватизации, департизации, борьбе с монопольными структурами, акционировании и т. д. ).
Четвертое. Еще одним характерным следствием переходного периода и связанной с ним многоукладности хозяйства является расслоение системы экономических ценностей, отражающих воспроизводственную структуру экономики. В результате экономические оценки перестают служить сколько-нибудь надежным ориентиром при принятии хозяйственных решений. Развитие всего нового в системах, воспроизводящих старый уклад, почти всегда выглядит не эффективным. Следовательно, велика вероятность принятия таких решений, которые заведомо нацелены на укрепление старого и мешают развитию нового.
Ориентация на такого рода экономические изменения будет втягивать в хронический структурный кризис, и усиливать обнищание страны. Для того чтобы снизить меру отрицательного воздействия переходных процессов на экономику, необходимо применение двойной системы счета - в мировых действующих ценах. Она должна найти отражение в механизме взаимодействия двухуровневой денежной единицы, которая вводится уже на первом этапе переходного периода. Это означает, что на ряду со старым, действующим рублем в обращение запускается новый рубль. Он в отличие от старого является конвертируемым, то есть может обмениваться на западную валюту, для чего получает золотое покрытие. Сферы действия нового и старого рубля должны быть с самого начала четко разграничены. Новый рубль действует во внешнеэкономической сфере, старый–внутри страны. Одновременно вводится и внутренняя конвертируемость нового рубля для того, чтобы обеспечить постепенное подключение нашего традиционного, но пока не конкурентно- способного сектора экономики к мировому рынку. Поскольку масштабы указанного сектора велики, курс нового рубля на первых порах должен быть достаточно высоким. По мере того как неконкурентный сектор будет сужаться, курс нового рубля по отношению к старому будет снижаться, обмен старых на новые увеличиваться. Затем начнется вымывание скрытых денег из оборота и их замена новыми, то есть будет осуществляться плановая денежная реформа. На самом деле такое может произойти лишь в случае, если будут обеспечены необходимые условия для стабилизации внешнего курса нового рубля– одной из главных задач переходного периода. Удастся ее решить – реформа состоится, не удается –неизбежен ее окончательный провал. В огромной степени это будет зависеть от воздействия внешних и внутренних факторов на ход идущих у нас преобразований. К первым, прежде всего, следует отнести стратегию установления внешнего курса нового рубля независимыми банковскими структурами нашей страны и стран Запада, в чем, как нам представляется, и должна заключатся основная помощь западных стран нашей перестройке, сопровождаемая соответствующими руководителей ведущих стран Запада. В это, по нашему мнению, участвовать на акционерных началах крупнейшим международным банком и Государственному банку или Банковскому союзу суверенных республик.
Из внутренних факторов нужно выделить необходимость устранения препятствий для развития в нашей стране предпринимательства. В первую очередь идет о ликвидации системы государственного супермонополизма и патологических деформаций в структуре экономики и о создании благоприятного для проведения реформ социально- психологического климата.
Проблемы экономической интеграции.
Решение проблем научно-технического развития во многом определяется тем, каким будет наш союз, в каких формах станет осуществляться экономическая интеграция суверенных и независимых государств–бывших членов СССР. Мы долгое время не могли освободиться от широкого распространенного заблуждения - Союз невозможен без сильного Центра, наделенного очень большой экономической властью. Он выступает гарантом общественных интересов, то есть интересов всех входящих в него государств или республик. Достаточно лишь наделить аппарат Госсовета, Межреспубликанского экономического комитета, Банковского союза и других центральных структур соответствующими функциями, а в критической ситуации и чрезвычайными полномочиями (типа уполномоченных Президента на местах), как будет обеспечено взаимодействие республик и“воцарится экономический порядок”. Субъектами управления, определяющими процесс социально-экономических преобразований в переходный период, во все большей степени становится национально-территориальные образования–независимые республики или государства, Разброс интересов на первоначальном этапе“приобретения свободы”слишком велик, чтобы можно было при помощи центральной власти построить некую разумную их равнодействующую. Эта задача высшей категории сложности. Для ее решения одной формальной логики недостаточно, необходимо разработать соответствующий механизмы согласования весьма широких, а часто и разнонаправленных интересов всех участников экономического сообщества. Огромное значение здесь принадлежит объективизации не только политических, но и социально-психологических, а уже затем и экономических факторов. Каковы реальные возможности эквивалентного экономического обмена между независимыми республиками, готовыми вступить в экономический союз? Думается, не для всех республик они одинаковы. Прежде всего надо иметь в виду различия в стартовых условиях хозяйствования, в которых оказались республики не по своей воле. Ради“общественных интересов” одни из них были вынуждены превращаться в сплошные поля хлопчатника, другие – в непроходимые болота нефтепромыслов, третьи – в картофельные плантации и т. д. Одни республики, такие, как РСФСР, Украина, Беларусь, имеют сравнительно высокий научный и технический потенциал, другие существенно им в этом уступают. В одних республиках велики масштабы экономических бедствий, у других они намного меньше, хотя общая экономическая обстановка везде весьма напряженная. Нельзя забывать и о социально-психологических особенностях людей, населяющих тот или иной регион или республику. Надо учитывать, что люди ведут себя не столько рационально, сколько эмоционально и в соответствии не с экономической логикой, а со своими внеэкономическими интересами, отражающими характерные черты того или иного народа. Все это не может не усиливать экономический хаос, но без учета реальных мотиваций, определяющих поступки человека, никакие экономические преобразования просто невозможны, Сегодня лозунг“быть голодными, но свободными”является крайне привлекательным для многих народов страны. Рост национального самосознания, демократически преобразования не могут не оказывать влияние на господствующие в обществе настроения, на линию поведения политических партий, общественных движений и их лидеров.
В подобной ситуации трудно говорить о развитии эквивалентных экономических отношений между республиками, получившими независимость. Сложившиеся за годы советской власти не равенство территориальном распределении результатов общественного производства доведено до такой степени, за которой не кокой эквивалентный обмин невозможен. Резкому ускорению процессов социального, экономического и политического развития нашего общества, носящих не только созидательный, но и деструктивный характер, способствовали и непоследовательная политика союзного руководства, отсутствия реальных механизмов согласования интересов. Старый механизм принуждения и давления Центра разрушен, а новый призванный его заменить, не создан. Но только старый механизм (и то до поры до времени) мог удерживать территории с разными укладами в рамках единого Союза. В настоящее время нет предпосылок для выравнивания различных в стартовых условиях хозяйствования. Для развития подлинной экономической интеграции потребуется не один год. Чтобы осознать ее необходимость, нужно пройти через этап (конечно, желательно, чтобы он был как можно короче) разъединение между теми территориями, где различия в стартовых условиях, социально-психологических укладах особенно велики. Другими словами , процесс создания экономического союза представляется многоступенчатым , каждый его субъект должен сам взвесить последствия выхода из него. Чтобы было принято верное решение, нужно широкое развертывание рыночных отношений на основе либерализации цен, максимального их приближения к ценам мирового рынка, отказа от пресловутой системы госзаказов, централизованного распределения ресурсов и других атрибутов директивной экономики. Центр тяжести в такого рода взаимодействиях переносится на механизм согласования правил в сфере денежной политики, кредитов, создание соответствующих рыночных структур.
Однако нас, прежде всего, должны волновать проблемы формирования рынка труда. Существует достаточно распространенное мнение о необходимости свободного перелива рабочей силы, для чего нужно снять искусственные барьеры на пути миграции населения независимых республик. В принципе, разделяя данную точку зрения, хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня социальные, политические, демократические и экологические различия между отдельными республиками достигли своей критической отметки. Длю их выравнивания, по-видимому, нужен смешанный механизм, где наряду, а отчасти и в место рыночной компоненты пока должна сохраняться и система планомерного регулирования, действующая в рамках достигнутой договоренности между республиками, подписывающими Союзный договор. Иначе неизбежны социально-экономические катаклизмы. Все это лишний раз подчеркивает настоятельность поэтапного формирования единого экономического пространства. Если такого базиса нет, не будет и независимости, и государственности в широком смысле. Только после завершения указанного процесса можно говорить об интеграции по существу, о создании союза не на словах, а на деле.
Реорганизация научной деятельности.
Успехи НТП зависит от того, какое место наука занимает в обществе. Мировой опыт показывает, что необходимым и достаточным условием прогресса в развитии науки и техники является свобода творчества. Для максимального раскрытия творческого научного потенциала требуется выполнение целого ряда условий. Деидеологизация науки. Наука не должна обслуживать ее интересы то или иной общественной группы, обосновывать различные идеологические схемы. При внесение в науку чуждых ей критериев идеологического характера убивает творческий процесс, что неоднократно подтверждалось нашим собственным горьким опытом. Наука призвана служить лишь одному– познанию истины.
Многоканальность финансирования. Существующие в нашей стране процедуры финансирования научных исследований привязаны к достаточно жестоким формальным структурам: ГКНТ, академии наук, министерствам и ведомствам, научно-исследовательским институтам и их подразделениям - в академической и отраслевой науке, факультетам и кафедрам - в вузовской, что резко ограничивает свободу творчества, заключающуюся в возможности проведения исследований, выходящих за рамки весьма ограниченных формальных структур. Вместе с тем нет и не может быть отдельно академической, отраслевой или вузовской науки, работающей по своим собственным критериям, есть либо Наука с большой буквы, либо ее профанация–иного не дано. Искусственное разделение науки ведомственными перегородками ведет к деградации всех ветвей единого дерева научного познания. Для сохранения единства процесса научного поиска, обеспечения свободы в выборе направлений исследований необходимы выведение науки за пределы всякого рода ведомственных структур, организация многоканальной системы ее финансирования. Кардинальное изменение организационной структуры управления наукой. Основой организационного строения науки должен стать относительно небольшой (“первичный”) научный коллектив или отдельный ученый (коллектив в том случае, когда исследования ведутся на“паритетных ”началах определенной группой ученых, отдельный ученый, –когда его роль в исследованиях, которыми он руководит, доминирующая). Именно такой“первичный”коллектив будет выступать в качестве получателя ресурсов через многоканальную систему финансирования. Первичные коллективы могут на добровольных началах объединяться в организации типа НИИ, нанимать за счет своих средств профессиональных менеджеров (или выбирать их из своей среды), отвечающих за наличие условий для творческой деятельности, создавать необходимую инфраструктуру обслуживания науки. Конечно, основные вопросы–развитие научных исследований, распределение средств, кадровая политика и т. д. –остаются при этом в компетенции представителей первичных научных коллективов, как и право выхода из данного института (с сохранением источников финансирования). Именно такая структура управления, как нам представляется, обеспечивает должную свободу творчества, независимость ученых от научных администраторов, гибкость структуры исследовательских институтов и быструю ее приспосабливаемость к появлению новых (особенно междисциплинарных) направлений исследований.
Развал бывшего Союза, дефицит республиканских бюджетов, разрыв части традиционных научно-технических связей по линии Академии наук и отраслей промышленности обострили вопрос об источниках финансирования исследований и разработок. Требование хозрасчетной окупаемости все более настойчиво стало проникать в научную сферу. Как к этому не относится , надо быть реалистами и уже сейчас готовится к вписыванию исследовательских структур в рыночную экономику. Разумеется, главное–сохранить фонд фундаментальных исследований и разработок. С нашей точки зрения, он должен располагать бюджетной поддержкой, но одновременно иметь статус независимой общественной организации.
Необходимым условием развития науки, повышение эффективности НИОКР является предоставление академическим институтам и университетам полной юридической и экономической самостоятельности. Деятельность Академии наук, ГКНТ, Комитета по образованию должна быть перестроена, Их функции следует ограничить лишь целевым распределением средств из государственного бюджета, созданием обеспечением достаточными ресурсами информационной и организационной структуры научных исследований и учебных процессов, прогнозировании перспективных направлений развития науки и техники и потребностей в специалистах различного профиля. Большое значение при такой постановке дела имеют конкурсный отбор проектов и экспертиза.
Академические организации должны получать статусов независимых институтов, исследовательских центров и школ, сочетающих научную работу с подготовкой квалифицированных кадров. Для этого целесообразно в широких масштабах провести их приватизацию с превращением многих из них в своеобразные акционерные товарищества. Академия наук, во всяком случае на первых порах, будет главным держателем акций приватизированных институтов. Наряду с Академией в акционировании могут принять участие университеты, крупные промышленные предприятия и ведомства, общественные организации типа Научно-промышленного союза и т. п. Определенное число акций должно принадлежать не посредственно ученым–физическим лицам. Их доля не может быть меньше доли юридических лиц, что обеспечит независимость коллектива научных сотрудников в выборе направлений научного поиска и выполнении прикладных исследований и разработок. Было бы оправданным, если бы вклад ученых в приватизируемый исследовательский комплекс определялся с учетом оценки интеллектуальной собственности, которой обладает научный коллектив. Твердое правило жизнедеятельности такого рода организации–первоочередное формирование фонда поддержки фундаментальных исследований и разработок за счет, как бюджетных ассигнований, так и отчисления определенной доли (например , 20-30%) от доходов, получаемых институтом за выполнение заказов по договорам. Надо также иметь в виду и возможность привлекать средства спонсоров. Все ограничения по заработной плате, распределению средств, естественно, необходимо снять .
В новых условиях хозяйствования нужно задействовать и иной механизм перераспределения средств из традиционных в перспективные направления развития науки и техники. Для этого следует создать биржи или центры интеллектуальной собственности, на которых и будет производиться котировка акций научно-исследовательских институтов и организаций. Такие центры должны тесно взаимодействовать с бюджетным фондом поддержки фундаментальных исследований . В рамках Академии наук целесообразно предусмотреть и организацию специального резервного фонда для финансирования вынужденного“простоя” могли бы формироваться за счет бюджета (для стартовых условий –бюджетный фонд оплаты труда за вычетом заработной платы сотрудников акционированных институтов) и отчислений из доходов независимых институтов. В последнем случае доля таких отчислений можно рассматривать в качестве своеобразного социального норматива, аналогично действующему в системе социального страхования. Средства фондов“простоя”могли бы использоваться для оплаты стажировок научных работник о в ведущих институтах и университетах, самостоятельной переподготовки научных сотрудников в связи с изменением их профессиональной ориентации, а также для оказания лечебной и иной помощи ученым. Что касается отраслевых научных учреждений, их работа должна быть тесно связана с деятельностью промышленных предприятий, акционерных обществ и корпораций.
Материальное обеспечение работников науки. Свобода творчества в настоящее время существенно ограничивают низкий уровень доходов научных работников и дефицит товаров народного потребления. Бытовая неустроенность препятствует творчеству. Научная деятельность плодотворна только тогда, когда творческий процесс не имеет перерывов на поиски“хлеба насущного”. Наука интернациональна по своей сути, не существует доморощенной “местечковой” науки –он может быть лишь частью общемирового процесса поиска Истины. Непосредственное общение ученых, обмен информацией, проведение совместных исследований–необходимые элементы этого поиска. Естественно, при такого рода общении сравнивается и степень свободы творчества в нашей стране и в различных других странах. Не поиски“длинного рубля ” ведут к “утечке мозгов”, а то, что при сравнении свободы творчества в нашей стране и в развитых капиталистических странах мы явно проиграем. Нам необходимо осознать, что научный работник должен не только быть гражданином своей страны, но и служить развитию мировой науки. И здесь возникает явное противоречие: как гражданин он несет все тяготы неустроенности существующего общества, но при этом не может являться полноправным членом мирового научного сообщества. Нужно выбирать: либо иметь“науку” и “ученых”, соответствующих нашему уровню жизни (и “утечку мозгов”) либо поставить научных работников условия, соответствующие мировому уровню Проблема предотвращения “утечки мозгов” имеет два аспекта –краткосрочный и долгосрочный, обусловленные соответствующими причинами, вынуждающими специалистов эмигрировать или искать постоянную работу за рубежом. Первая группа причин связана с трудностями получения и расходования валюты, ограничениями свободы передвижения, контактов с зарубежными коллегами и т. д. Решить эти проблемы можно относительно легко простым изменением правовых условий и отменой некоторых положений законодательных актов и инструкций. Вторая группа причин связана ненормальными условиями труда наших специалистов по сравнению с зарубежными: низкой зарплатой, недостаточной общественной оценкой, бюрократическими и некомпетентным управлением, неудовлетворительным материально-техническим обеспечением и т. д. Данные причины могут быть устранены лишь завершением перестройки науки.
Образования и общественного производства, перехода к рыночной экономике. И главную роль здесь должна сыграть приватизация, способствующая появлению независимых научных структур, в которых оплата труда ставится в зависимости от конечного результата. При этом важно , чтобы в науке, также как и в сфере культуры, действовала льготная система налогообложения .
Заключение.
Короче говоря, при слабом “внутреннем” стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микро уровне, нам еще в течение какого-то времени следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа Содружества государств. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить пополнение этого арсенала.
Литература:
1. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М. : Экономика. - 1989
2. Бетехтина Е. , Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики. - Кишинев. : 1990
3. Современные Соединенные Штаты Америки. - М. : Политиздат. -1988 4. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. Пер. с венг. - М. : Прогресс. - 1990
Ф. Глисин. , Взаимодействие промышленных предприятий Росси с зарубежными партнерами в области инновационной деятельности. // Вопросы статистики №6 1997. Д. Львов – НТП и экономика переходного периода. // Вопросы экономики №11 1991.
7 С . Макконелл. , Экономикс. Пер. с англ. – М: Туран 1996. 8 В. Логинов. , Инновационная политика: меры по активизации. // Экономист №9 1994.
9 Л. Бжилянская. , Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования. // Экономист №3 1996.