Проблемы развития малого бизнеса в России - (курсовая)
Проблемы развития малого бизнеса в России - (курсовая)
Дата добавления: март 2006г.
Негосударственное образовательное учреждение Уральский институт фондового рынка Курсовая работа по дисциплине “Основы экономической теории” Тема: Проблемы развития малого бизнеса в России Выполнил: Студент 1 курса, гр. 110 Веденина А. А. Проверил: преподаватель Яворская О. В. 2002г г. Екатеринбург Введение……………………………………………………………………... ...3 1. Малое предприятие в рыночной экономики…………………………...6
1. 1. Понятие и признаки малого предприятия…………………………......6
1. 2. Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран……………………………………………………………...8
1. 3 Организационно-правовые формы малого предприятия ………….... 11 2. Малый бизнес в России. Успехи и проблемы………………………...16
2. 1 Анализ работы МП в Свердловской области………………………...28
2. 2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………...30
3. Особый взгляд на малый бизнес в современной России…………. 35
Заключение……………………………………………………………………42 Список использованной литературы………………………………………44 “Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться” (Из концепции “Государственная политика и развитие малого предпринимательства в России”) Введение
В Федеральном законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” говорится, что настоящий закон направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и социальная роль малого предпринимательства. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке, малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем: - формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества; - расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания; - приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство - придает экономике гибкость, мобильность, маневренность; привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных; - создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы; способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов; - вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся); - формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей; активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств; - содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств; - освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Эти, и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
1. Малое предприятие в рыночной экономике 1. 1 Понятие и признаки малого предприятия
Как следует из самого определения, “малое предпринимательство” - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: - средняя численность занятых на предприятии работников,
- ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, - величина активов.
Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким - от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле - это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200. 000. 000 экю. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий. В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 чел. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели: стадии роста (начальная, выживание, рост);
отраслевая принадлежность;
географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы); специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д. ); типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др. ). В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности - 100 чел. ;
в строительстве - 100 чел. ; на транспорте - 100 чел. ; в сельском хозяйстве - 60 чел. ; в научно-технической сфере - 60 чел. ; в оптовой торговле - 30 чел. ;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел. ; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел. В Федеральном Законе РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В соответствии с законодательством, средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия, определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера, и по совместительству, с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. [1 http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Statistics/SME-RF-Definition. htm]
1. 2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых стран.
Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран. Так, в США в 1988-1998 гг. небольшие фирмы производили более 40 % валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их долю оптовой торговле приходится - 86 % валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания - 81 %, в строительстве - 80 %, в финансовой сфере - 60 %, в розничной торговле - 55 %, в обрабатывающей промышленности - 21%. Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 90-е годы около 80 % всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм. Малые предприятия всегда играли существенную роль в инновационной деятельности . В развитых странах они находятся на острие научно-технического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны, малый инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке. [2 http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Statistics/SME-EC. htm] Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения. В Германии, более 2 млн. мелких и средних фирм, производят до 50 % ВВП и обеспечивают 46 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширение возможностей финансирования мелких и средних компаний, в целях оказания им поддержки и содействия развитию. В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции. Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении. Даже в пределах одной страны на отраслевую структуру малого предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития экономики. Таким образом, становление и развитие различных форм предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как свидетельствует опыт, малое предпринимательство обусловлено социальной организацией общества, поэтому использование лишь экономических мер воздействия для построения системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью недостаточно. [3 http: //www. rcsme. ru/stat/]
Таблица 1. Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий (МСП) в разных странах:
Страны Кол-во МСП (тыс) Кол-во МСП на 1000 жителей Занято в МСП (млн. чел) Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП (%) Великобритания 2630 46 13. 6 49 50-53 Германия 2290 37 18. 5 46 50-52 Италия 3920 68 16. 8 73 57-60 Франция 1980 35 15. 2 54 55-62 Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67 США 19300 74. 2 70. 2 54 50-52 Япония 6450 49. 6 39. 5 78 52-55 Россия 844 5. 65 8. 3 13 10-11 1. 3 Организационно-правовые формы малого предприятия.
В соответствии с законодательством малые предприятия, как субъекты малого предпринимательства, не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период. Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица. Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме: хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятии.
Основными организационно-правовыми субъектами малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества, функционирующие в различных отраслях экономики. Основными организационно-правовыми формами субъектов малого предпринимательства являются хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества,
товарищества на вере (коммандитные), общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества.
Ниже приводится краткая характеристика отдельных организационно-правовых форм коммерческих организации как субъектов предпринимательской деятельности. Полным товариществом признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом (ст. 69 ГК РФ). Важной особенностью полного товарищества является положение о том, что его участники солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества, а участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, наравне с другими участниками отвечает по обязательствам, возникшим до его вступления в полное товарищество. Полное товарищество не играет существенной роли в экономике. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 1998 г. функционировало всего 2899 полных товариществ, что составляет 0, 32 % всех хозяйственных товариществ и обществ. Товариществом на вере (коммандитным) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Участниками товарищества на вере могут быть в качестве полных товарищей индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, а в качестве вкладчиков - граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать вкладчиками товарищества на вере, если иное не предусмотрено законом, однако финансируемые собственниками учреждения могут быть вкладчиками в товариществе на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью +общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено законом. Важное значение для успешного функционирования ООО имеет формирование уставного капитала, который составляется из стоимости вкладов его участников; он определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы кредиторов. Размер уставного капитала не может быть менее суммы, определенной законодательством. Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удовлетворяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. В соответствии с законодательством акционерное общество может быть открытым и закрытым, что должно отражаться в уставе АО и фирменном наименовании. Акционеры открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого АО. Открытое АО имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Закрытым акционерным обществом признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Закрытые АО не имеют права проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, которое должно проводиться ежегодно (годовое общее собрание акционеров). [4 Гражданский Кодекс. Часть первая. ] Анализируя гражданское законодательство и практику функционирования субъектов рыночной экономики в отдельных развитых странах, можно привести следующие организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 2).
Таблица 2. Основные организационные формы субъектов малого бизнеса. Страна
Организационно-правовые формы предприятий Великобритания
индивидуальное предприятие ассоциированные владельцы компании с ограниченной ответственностью Франция
индивидуальное предприятие акционерная компания товарищество с ограниченной ответственностью США
единоличное владение товарищество корпорация Германия
индивидуальная трудовая деятельность партнерство (общее и ограниченное) малые акционерные общества
Как видно из таблицы, наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в развитых странах является индивидуальное предприятие. Как показывает практика, преимуществами этой организационно-правовой формы коммерческих организаций являются: полная самостоятельность, свобода и оперативность действий, не требующая для принятия решений получения согласия партнеров; максимум побудительных мотивов. Все доходы поступают к единому владельцу предприятия, поэтому он заинтересован в упорной работе, в тщательном собственном контроле над делами, в принятии обдуманных решений, увеличении объемов продаж; конфиденциальность деятельности, поскольку в некоторых сферах бизнеса производственные секреты и специальная технология являются главным капиталом фирмы, а единоличное владение дает возможность сохранить в тайне секрет предприятия. Но наряду с достоинствами этой организационной формы ей свойственны и недостатки, к которым относятся: ограниченность привлечения значительных финансовых средств; неограниченная (полная) имущественная ответственность за долги в случае банкротства; недоверие со стороны государственных учреждений и крупных предприятий; слабость управления. Обычно владелец является управляющим по всем вопросам: экономическим, финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам, продаже и др. Как правило, владельцам не хватает профессиональных знаний и опыта менеджмента; трудность в получении кредита;
высокий уровень банкротства (в США ежегодно разоряются около 50 % из вновь созданных фирм). [5 http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Statistics/SME-EC. htm]
2. Малый бизнес в России. Успехи и проблемы.
Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР", после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях. Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 году приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью. На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий. Процесс их создания сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми. За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Определены цели и задачи государственной политики в области малого предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги. [6 http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Analis_MP/default. htm]
Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. К началу 2001 года число малых предприятий составило порядка 842 тысяч, (см. диаграмму 1). Хотя, ещё в 1994 году их численность составляла 896 тысяч. Динамика развития малых предприятий в Российской Федерации показывает, что после бурного роста в 1990-1994 гг. за последние семь лет количество малых предприятий практически не изменялось (отклонения по годам составляли не более 1-3%). Но, следует учесть, что, начиная с 1996 года, статистический учет велся в соответствии с новыми критериями отнесения предприятий к малым, введенными Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Новые критерии заметно сузили границы этой категории предприятий, сократив максимально допустимое число работающих на одном МП с 200 до 100 человек.
ДИНАМИКА ЧИСЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (ТЫС. ) Диаграмма 1.
Общая численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, по итогам 2001 года составила 7, 6 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2002 года, по данным МНС России, достигла 4, 5 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11, 6 млн. человек, а в общем количестве экономически активного населения - около 17%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран. [7 http: //docs. rcsme. ru/rus/rсDatabases/02-2002/Text03-04-2002. doc] Доля работников малых предприятий в общем числе занятого населения (см. диаграмму 2) колеблется от 9, 5% (min) в 1996г. до 10, 2% (max) в 2000г. Для такой огромной страны, как Россия, этого явно недостаточно, и что гораздо хуже - отсутствует тенденция к стабильному росту.
ДОЛЯ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ЗАНЯТЫХ, %
В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 МП (см. диаграмму 3 ), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20, 9 МП и 23, 3 МП соответственно.
ЧИСЛО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ, ЕД. /на 1 декабря 2001г. /
Диаграмма 3.
Сохранилась крайняя неравномерность распределения малых предприятий по территории России (см. диаграмму 4). Основное число малых предприятий находится в Центральном (34, 9%) и Северо-западном (15, 4%) федеральных округах.
Ошибка! Неизвестный аргумент ключа. Диаграмма 4.
Практически неизменной оставалась отраслевая структура малого бизнеса. Большая неравномерность наблюдается в распределении числа малых предприятий по различным отраслям экономики (см. диаграмму 5). Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания 46%. В тоже время, приоритетные отрасли реального сектора такие, как сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и малая инновационная деятельность (имеющая огромный потенциал) развиваются пока не в достаточной мере.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ / на 1 декабря 2001г. /
Диаграмма 5
Если же проанализировать по отраслям распределение объема произведенной продукции, (см. диаграмму 6) то можно увидеть что наибольший объем продукции производится предприятиями, занятыми в строительстве 23, 9% и промышленности 26, 1%. А так необходимая для нашей страны продукция сельского хозяйства и различные виды бытового обслуживания населения производятся, соответственно, лишь в объемах 0, 8% и 0, 6% .
ОТРАСЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПРОИЗВЕДЕННОЙ МП ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) /на 1 декабря 2001г. /
Диаграмма 6
А если взять для сравнения две отрасли: торговлю и общественное питание и МП, работающие в строительстве, то получается такая гистограмма
Теперь мы наглядно видим, что МП, работающие в промышленности, занимая по количеству в три раза меньший объем, выпускают такой же объем продукции, что и предприятия торговли и общественного питания. В связи со всем вышесказанным, имеет смысл попытаться проанализировать какова же производительность труда на малых предприятиях в различных отраслях (см. диаграмму 7) ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НА МП, ТЫС. РУБ. НА 1 ЗАНЯТОГО /на 1 декабря 2001г. /
Диаграмма 7
Как видно из диаграммы, самая высокая производительность труда на малых предприятиях, занятых в области науки и научного обслуживания 64, 1%. И это при том, что удельный вес малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 3, 4%. В целом, можно сказать, что уровень развития сектора МБ в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ. Основная задача политики в области государственной поддержки малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности Посмотрим, каким образом распределяются инвестиции по отраслям экономики (см. диаграмму 8). Из диаграммы видно, что распределение происходит весьма неравномерно. “Инвестиционный пирог” практически поделен на четыре части, а приоритетные отрасли реального сектора находятся в роли “изюма”. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ /на 1 декабря 2001г. /
Диаграмма
К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат. Примером может служить отмена в 1997 году льготного налогообложения банков и страховых организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу. Организационные сложности деятельности субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе многократно усиливаются общей нестабильностью государственной налоговой и экономической политики. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивидуальные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огромное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них - это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законодательством, но и многочисленными указами Президента РФ. Наблюдаемый в 1999-2000 годах рост производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, некоторое повышение их инвестиционной активности, рост налоговых поступлений от их деятельности находились в русле общероссийских тенденций и были обусловлены, с одной стороны, сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой (эффектом импортозамещения, восстановлением спроса населения, умеренными темпами инфляции и др. ), а с другой - компенсационным эффектом после кризиса 1998 года. При этом рост носил преимущественно интенсивный характер поскольку количество действующих малых предприятий практически не увеличивалось. Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Отличительной особенностью малого российского предпринимательства продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. Это свидетельствует о том, что значительная часть потенциальных ресурсов не задействована в решении общегосударственных задач. Трудно поставить кризисное положение дел в вину предпринимателям, поскольку оно во многом обусловлено состоянием экономической среды. Можно утверждать, что многие проблемы развития малого бизнеса порождены недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры макроэкономической среды. Перечислим проблемы, которые возникли на пути малого предпринимательства в основном по вине государства: - ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов у предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков (кризис сбыта); - доминирование в экономике крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров; - чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, обостряющая проблему воспроизводства вследствие недостатка ресурсов для текущей деятельности и развития и вынуждающая субъектов малого предпринимательства к бегству в "теневую" экономику; - региональная дифференциация экономики и внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, создающая неравные условия для развития малых предприятий в регионах; - неурегулированность и "непрозрачность" отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие разрешение специальных конфликтов на правовой основе; - неполнота и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, невозможность участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях и невозможность стратегического планирования; - дискриминация предпринимателей со стороны отдельных органов власти. Поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического). В результате в самое ближайшее время может быть исчерпан внутренний "резерв прочности" субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, в отдельных отраслях и регионах. Завершение этапа становления института малого предпринимательства требует решения новых задач его развития: определения стратегии развития с учетом новых задач, стоящих перед экономикой, усиления его государственной поддержки с целью формирования рациональной структуры экономики, создания среднего класса работников, смягчения безработицы, повышения его доли в ВВП и вклада в бюджеты всех уровней. [9 http: //docs. rcsme. ru/rus/rсDatabases/02-2002/Text03-04-2002. doc]
2. 1 Анализ работы МП в Свердловской области
Посмотрим теперь каковы показатели развития малого предпринимательства в нашей области . Все цифры приведены в сравнении с показателями по федеральному округу и РФ, и в целом и наглядно отражают состояние дел. Таблица 3. Общие сведения
Показатели по данному региону в % от федерального округа в % от РФ 1999 2000 1999 2000 1999 2000 Количество МП 31900 ед. 21580 ед. 48, 4 38, 4 3, 6 2, 5 Общая численность занятых на МП 170200 чел. 168615 чел. 35, 2 34, 2 2, 3 2, 2 Численность постоянно работающих на МП 140900 чел. 146663 чел. 34, 4 34, 6 2, 2 2, 2
Выпуск товаров и услуг в фактических ценах (без НДС и акциза) по всем видам деятельности 11830, 5 млн. руб.
18665, 9 млн. руб. 28, 8 30 2, 7 3
Выручка от реализации товаров, продукции(работ, услуг)(без НДС и акцизов) 46359, 6 млн. руб.
66785, 2 млн. руб. 42, 7 35, 4 4 3, 4 Прибыль (убыток) 11821 млн. руб. Объем инвестиций в основной капитал 978 млн. руб. 755, 2 млн. руб. 50, 5 17, 2 5, 5 2, 5
Количество МП (см. таблицу 3), в % от общего числа в РФ, явно невысоко, хотя наша область занимает весьма заметное, как по территории, так и по потенциалу положение. В то же время, показатели уровня развития МП (см. таблицу 4) вполне сопоставимы с показателями по округу и РФ. Приятно отметить, что доля объема инвестиций по области значительно превышает этот показатель как в целом по стране, так и по округу
Таблица 4. Показатели уровня развития малых предприятий Показатели по данному региону в среднем по федеральному округу в среднем по РФ 1999 2000 1999 2000 1999 2000 Количество МП на 1000 жителей, ед. 7 5 5 4 6 6 Доля работающих на МП в общем числе занятых, % 7, 1 7, 4 10, 7 Доля МП в общем числе предприятий и организаций, % 39, 7 22 30, 5 22, 6 30, 7 26, 4 Доля объема инвестиций МП в общем объеме инвестиций, % 5, 7 - 1, 7 - 2, 7 -
Из таблицы 5 мы можем сделать вывод, что производительность труда на МП в нашей области несколько ниже, чем в среднем по округу, но значительно выше общероссийских показателей. А рентабельность продукции наших предприятий, и инвестиционная активность по области, выше и федеральных и окружных показателей.
Таблица 5. Показатели финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий (на 01/07/2001) [10 http: //docs. rcsme. ru/rus/rсDatabases/region/region sort. asp? stat=true]
Показатели по данному региону в среднем по федеральному округу в среднем по РФ Рентабельность продукции, % 6 4, 8 5, 4 Производительность труда, тыс. руб. /чел. 69 77, 4 48
Прибыль (убыток) в расчете на одного занятого, тыс. руб. /чел. 4, 7
4, 5 5, 6 Инвестиционная активность, тыс. руб. /чел. 2, 6 1, 3 1, 7
Из приведенных выше цифр можно сделать вывод, что достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в нашей области явно недостаточен. А ведь его развитие может принести немалую пользу как населению региона (создание дополнительных рабочих мест, удовлетворение спроса, улучшение благосостояния), так и всему государству в целом (поступление денег в Госбюджет, привлечение инвестиций и т...д. ) Но деятельность субъектов малого предпринимательства на местах во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.
2. 2 Система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства. Основные проблемы и пути их решения в 2003-2005 годах.
Как показывает мировая и отечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления Наметившиеся в последние годы тенденции к росту показателей деятельности малых предприятий необходимо отнести скорее к создавшейся после кризиса 1998 года благоприятной экономической ситуации, чем за счет усиления его поддержки со стороны государства. Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства, является в настоящее время более, чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить начавшийся экономический рост. В решении задач развития малого бизнеса важную роль играет созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства включает 75 региональных фондов и более 170 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 50 агентств поддержки малого и среднего бизнеса, около 60 учебно-деловых центров, более 50 бизнес-инкубаторов, 80 технопарков, 30 лизинговых компаний, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. В результате реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы и Федеральной целевой программы содействия занятости населения в Российской Федерации на 1998-2000 годы в 2001 году около 310 тыс. неработающих граждан получили комплекс организационно-консультационных и образовательных услуг, способствующий их дальнейшему трудоустройству, в том числе 41, 5 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности. Таким образом, принятые в 2000 году меры позволили обеспечить занятость 57, 7 тыс. незанятых граждан (103% к уровню 1999 года), из них около 45 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 11, 5 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерские хозяйства) или работали в подсобных хозяйствах, а более 1, 2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия. Все это свидетельствует о том, что к началу 2002 г. была создана определенная база для развития малого предпринимательства, включая правовые, институциональные и финансовые ее элементы, что позволило обеспечить дальнейший рост числа предпринимателей и активизировать предпринимательскую инициативу. Решение задач дальнейшего развития предпринимательства сегодня предполагает, в первую очередь, формирование более эффективной государственной структуры регулирования и поддержки малых предприятий. Прежде всего, необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которое смогло бы обеспечить более высокие темпы развития малого предпринимательства. Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую сегодняшнему уровню развития рыночной среды. 4 апреля 2002 года на заседании правительства РФ бы вынесен на рассмотрение “Проект Федеральной программы государственной поддержки МП в РФ на 2003-2005г. г. ” Предполагается, что данная программа станет основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства на период 2003 – 2005 годов. Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14. 06. 95 №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства. Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной для малого предпринимательства среды и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу. [11 http: //docs. rcsme. ru/rus/rсDatabases/02-2002/Text03-04-2002. doc] Основные цели и задачи Программы,
направления решения поставленных задач
Целью Программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды. Задачи Программы заключаются в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями; расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью; подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства; развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной сферах; продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок; расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в России и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства; - повышение эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства; создание условий для реализации в России зарубежных программ развития предпринимательства и активизации международного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства. Приоритетной задачей программы остается создание нормативно-правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые бы обеспечивали равноправное взаимодействие субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также защиту субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции.
Ожидаемые результаты реализации Программы и критерии оценки ее эффективности В результате осуществления Программы:
количество действующих малых предприятий превысит 1 млн. единиц; удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 14, 5 млн. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы прироста количества действующих малых предприятий на уровне 4, 5% в год, а прирост занятых в секторе малого предпринимательства - на уровне 8% в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 14-15%.
3. Особый взгляд на малый бизнес в современной России
Весь вышеизложенный материал, и статистические данные взяты из официальных государственных источников. Но ведь каждый человек имеет право на свое, особое мнение, пусть не совпадающее, а порой и противоречащее официальному. Экономист из Краснодара, Александр Полторакин, высказал свой альтернативный взгляд на программу господдержки малого бизнеса и на его развитие в целом. Вот его статья :
“Малый бизнес по-российски: не малый, не бизнес…”
В Российской Федерации с весны 2002 года реализуется глобальная экономическая компания по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. В качестве поддержки решено снижать налоги, уменьшать контроль за малым бизнесом, стимулировать его открытость, а также привлекать финансы. На высшем правительственном уровне решено, что развитие и поощрение малого бизнеса решит все экономические проблемы, выведет население из нищеты и обеспечит России место в числе развитых стран. Но никто не удосужился проанализировать, а что такое малый бизнес в России. А напрасно. Картина получилась бы довольно своеобразная.
Из всего количества, так называемых, предприятий малого бизнеса собственно в России, то есть в Российской Федерации за вычетом Москвы, приблизительно около 20% предприятий кормятся и получают доходы за счет реализации спиртных напитков и табачных изделий. Спрашивается, как можно этому сектору снижать налоги, да и куда ему вообще развиваться. За счет чего? Это что - еще больше спаивать население? Так ведь некуда больше.
Другие 20% от всего российского малого бизнеса представляют собой торговцы-челноки и обслуживающие их структуры на многочисленных вещевых рынках России. Эти перекупщики, а все челноки являются маргинальными перекупщиками, создали на вещевых рынках России свою субкультуру. Эта субкультура держится на круговой поруке, полной безответственности за реализованный товар и услуги, на стойком неприятии норм морали. Эта часть малого бизнеса извлекает огромные доходы главным образом за счет реализации низкокачественного, в большинстве случаев, поддельного товара. Фактически этот малый бизнес заваливает страну низкопробной или просто бракованной продукцией, закупая ее по бросовым ценам за границей или в подпольных мастерских. Практически челноки занимаются нижней ценовой спекуляцией, получая при этом 100% -200%, а то и больше процентов прибыли. Все это может происходить только в условиях развала российского промышленного производства и крайней бедности населения. По этой причине у этих очень многочисленных в России бизнесменов имеются самые стойкие предубеждения к улучшению состояния российской промышленности, росту производства в стране, к улучшению потребительского контроля за качеством. Они хорошо живут в тяжелых для страны условиях и не желают других условий. Кроме того этот маргинальный по своей сути бизнес осуществляет массированный вывоз валюты за границу, подрывая тем самым финансы страны, образует вал подпольной наличной денежной массы, подпитывая при этом разные криминальные и кланово-этническиегруппировки. По наметкам правительства получается, что и этот сектор малого предпринимательства должен развиваться, т. е. ему тоже необходимо снижать налоги, уменьшать контроль за ним, организовывать для него кредитование, обеспечивать ему режим наибольшего благоприятствования. И если это так, то в чем тогда заключаются резервы такого развития? Низкосортным, некачественным, поддельным товаром уже завалена вся страна. Чтобы еще больше усилить этот вал некачественных товаров, надо совсем остановить те немногие еще оставшиеся в живых промышленные предприятия России, выпускающие товары массового потребления, которые производят пусть средне качественную, но все таки качественную продукцию. Только они отвлекают пока покупателей от товарных рынков с их почти сплошной товарной халтурой. Пойдем дальше - около 30% малого бизнеса России работает на рынке переработки и реализации продовольственных и сопутствующих товаров. Основу этого бизнеса составляют посредники, перекупщики и продавцы-реализаторы, которые торгуют на продовольственных рынках и просто на улицах. Качество продаваемой и реализуемой ими продукции в основном непредсказуемое. Откровенного брака, как при торговле на вещевых рынках здесь меньше, но зато скрытого брака, незримо опасного для здоровья покупателей не счесть. Достаточно вспомнить эпопею с реализацией ножек Буша, которые никогда, видимо, не покинут Россию, иначе не на что будет существовать огромному колличеству российских бизнесменов. И похожая ситуация по большинству направлений в этой части малого предпринимательства. Доброкачественную продукцию, как показывает практика на продовольственный рынок России поставляют и реализуют в основном крупные производственные или торговые предприятия, а малый бизнес в деле качества продовольствия - очень рискованный для потребителей сектор. Плюс ко всему - в силу уже социально-политических причин, в этой сфере малого предпринимательства сложились своеобразные антиобщественные отношения между владельцами этих малых предприятий и их наемными продавцами-реализаторами. Своеобразие этих отношений заключается в том, что продавцы-реализаторы совершенно закабалены хозяевами. В правительстве России видимо совершенно не знают о характере этих отношений. Дело в том, что многие наемные продавцы не имеют никаких прав, не имеют возможности обращаться за медицинской помощью, хотя работают в условиях, которые калечат их здоровье, и буквально через несколько лет такой работы, в основном на открытом воздухе, - они становятся хроническими больными. Более того условия их найма таковы, что многие из них практически не получают зарплату, и вынуждены выкручиваться за счет покупателей, обвешивая их, занимаясь пересортицей и т. д. О какой такой прозрачности в выплате заработной платы и ее повышении может идти речь, если у многих наемных работников в этой сфере заработной платы просто нет, - таковы правила игры в этой отрасли малого бизнеса. Ведь никто, как-то не озаботился до сих пор тем, что рядовые, наемные работники малого бизнеса в России никак не защищены, всем на них наплевать, они не члены общества практически. Никто из них не то, что требовать чего-то - даже пикнуть не смеет, настолько они бесправны. Еще процентов 5% предприятий малого бизнеса занимается ремонтом или настройкой разного оборудования. И здесь та же беда для потребителей - отсутствие приемлемых, фиксированных тарифов и очень низкий уровень честности. В частности это свойственно мастерским по наладке и ремонту компьютеров. В этой сфере обман связан с низкосортными комплектующими и не лицензированным программным обеспечением. Еще 10-15% предприятий малого бизнеса России - это различные специализированные торговые предприятия и предприятия сферы услуг. Их проблемы во многом перекликаются с теми, что были обозначены уже выше. Собственно производственной деятельностью из всех предприятий малого бизнеса занимается в России в лучшем случае 5-10%. Вот их положение и надо было бы улучшать. Но предлагаемые реформы направлены на развитие и облегчение налогового бремени главным образом тех 70% от общего колличества малых предприятий - развивать которые, как было показано, дороже станет всем и стране, и населению. В тоже время улучшению положения перерабатывающих и производственных малых предприятий эти реформы практически ничего не дают. Так как для развития малых предприятий, производящих продукцию, нужны не налоговые послабления и отказ от контроля, а нужно уменьшение тарифов на электроэнергию, уменьшение цен на сырье, нужен кредит на приобретение оборудования, и само оборудование - экономичное, компактное и главное недорогое, что возможно только при его отечественном производстве. Необходимо право на торговую марку, необходимо долгосрочное кредитование, нужна программа приобретения в аренду или в собственность под гарантии производственных помещений и минимальная плата за них, нужно страхование от рисков. Нужно еще очень многое, и главное все не из того набора, что предлагается в правительственной программе. А если увеличится число продавцов спиртной продукции, количество челноков, количество вещевых рынков и базаров с их низкокачественной, поддельной продукцией, увеличиться количество продавцов-реализаторов, которых и так сейчас море - что это даст стране и ее населению. Здесь даже ответ не нужен. Это даст только очки правительству на будущих парламентских выборах, так как, именно, эта противоестественная часть российского малого бизнеса и составляет основную часть электората правительства и союзных ему политических сил. Ради этого все и задумано. Но и это не главное. Главное совершенно в другом. Творцы программы подъема и развития малого бизнеса в России ссылаются во всем на Запад. Казалось бы на Западе малый бизнес действительно дает две трети валового внутреннего продукта. На самом же деле здесь находится огромная неправда для России. Да на Западе в сфере крупного промышленного наукоемкого производства работает 10-15% от трудоспособного населения, еще около 5% работают в сфере науки, конструирования, маркетинга. Но именно эти 15-20% создают экономику стран Запада. От их труда в сфере крупного товарного производства, в сфере высоких технологий зависит состояние экономики, финансов, самочувствие и благополучие жителей западных стран. Именно крупные фирмы в промышленности, сфере услуг, информатике обеспечивают экономическое благосостояние и процветание Запада. Это знают во всем мире. От благополучия гигантов индустрии зависит благополучие национальных экономик. Они стоят во главе угла всей экономической цепочки любой мало-мальски развитой страны. Крупные компании формируют экономическое поле, на котором уже зарабатывают себе на жизнь малые и средние предприятия во всем цивилизованном мире. Дело в том, что положение на фондовых и финансовых рынках в любой стране, так же как положение в экономике в целом, инфляция и т. д. определяется не сотнями тысяч малых предприятий, а крупными производителями товарной продукции и услуг. Несколько автомобильных корпораций могут вызвать такой кризис в экономике, в котором утонут десятки тысяч малых предприятий, казалось бы никак не связанных с автомобильным производством, обратной же тенденции не существует. Именно от гигантов промышленной, информационной, сервисной, торговой индустрии зависит благополучие экономик цивилизованных стран, и следовательно благополучие малого бизнеса в этих странах. Крупные передовые фирмы задают и генерируют мощности: технологические, финансовые, маркетинговые, а затем уже их потребляют и вторично перерабатывают предприятия малого и сверхмалого бизнеса. И ничего иного не дано, и никогда дано не будет. Это называется современной цивилизацией. Сначала наукоемкое крупное производство, а потом малый бизнес. Спрашивается может ли быть так, чтобы малое предпринимательство обеспечивало непосредственно само без крупной индустрии благосостояние и жизненный уровень населения? Да в принципе такое возможно. Население действительно может жить за счет только малого предпринимательства. Только это будет доисторическая цивилизация, когда господствовало кустарное малое производство и кустарная сфера услуг. В доисторических обществах - рабовладельческих и раннефеодальных не было крупной индустрии и население действительно выживало за счет того, что называется малым кустарным предпринимательством. Малый бизнес тогда полностью господствовал, но жизнь была тяжелой, смертность огромной. А самое главное не было никаких перспектив. Превалирование малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте без наличия крупной, наукоемкой, высокотехнологичной индустрии означает варварство, откат в далекое прошлое - и больше ничего. [12 http: //www. forum. msk. ru/files/]
Заключение
Налоговая система и налоговая политика в стране являются тормозом развития малого бизнеса на всех стадиях жизненного цикла субъектов малого предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса остается только на бумаге. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений. Таким образом, можно сказать, что малое предпринимательство развивается не благодаря, а “вопреки” заботам государства, ведь малое предпринимательство вносит весомый вклад в формирование ВВП и доходной части бюджетов всех уровней, в решении таких проблем, как занятость, ускорение НТП, становления так необходимого в нашей стране “среднего” класса. Законодательная база по налогообложению, учету и отчетности должна быть построена таким образом, чтобы не вынуждать предприятия в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны. Сегодня, когда с крупными предприятиями слишком много проблем, задача стоит в их реструктуризации, чтобы создавать малые. Необходимы новые типы самих предприятий, равно как стимулирование их деятельности за счет упрощения процедур, обучения кадров, анализа экономической статистики, создания бизнес центров, кредитных линий и т. д. Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усиление контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительным органам достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Список использованной литературы:
1. Булатов А. С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное. - М. : БЭК, 1997. 2. Гражданский Кодекс. Часть первая.
3. Крутик А. Б. Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. - С-Пб. : “Бизнес-пресса”, 1988. 4. Кулигин П. И. “Налогообложение в странах Центральной и Восточной Европы” // Проблемы прогнозирования М. , 1998. №2 (4). 5. Постановление Правительства РСФСР “О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР” от 18 июля 1991г. № 406. 6. Постановление Правительства РФ “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 11 мая 1993 г. №446. 7. Торкановский Е. М. “Организационно-правовые меры развития малого бизнеса в России” // Бизнес и политика – М. , 1998. № 3-4. 8. Финансовый менеджмент, учебное пособие // Под редакцией Стояновой Е. С. -М. : “Перспектива”, 1997. 9. http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Statistics/SME-RF-Definition. htm 10. http: //docs. rcsme. ru/rus/rсDatabases/02-2002/Text03-04-2002. doc 11. http: //docs. rcsme. ru/rus/rc/Statistics/Stat_2002. zip