Технополисная концепция развития экономики - (диссертация)
Технополисная концепция развития экономики - (диссертация)
Дата добавления: март 2006г.
Введение 2 Технополисная концепция развития экономики 3 1. 1 Понятие технополиса 4
1. 2 Основные с труктурно-функциональные элементы технополиса 6 1. 3 Необходимые условия создания и функционирования технополисов 7 Организационные принципы формирования Челнинского технополиса 19 1. 4 Идея проекта 19
1. 5 Географический ареал 20 1. 6 Цели и задачи 21 1. 7 Этапы реализации проекта 21
1. 8 Государственная научно-техническая программа “Технологии, машины и производства будущего” - основа проекта “Челнинский технополис” 23
1. 9 Организационно-правовое и финансовое обеспечение проекта 24 1. 9. 1 Масштабы проекта “Челнинский технополис” 24
1. 9. 2 Потенциальные заказчики проекта 24 1. 9. 3 Юридическая основа 24 1. 9. 4 Структурно-функциональные элементы технополиса 24 1. 9. 5 Структура управления 32 1. 9. 6 Источники финансирования 33
1. 10 Роль трансфертной технологии в деятельности Челнинского технополиса 38 1. 11 Контуры экономической политики поддержки проекта 41
1. 12 Выводы 42 Заключение 150 Введение
Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический отбор наиболее эффективных предприятий с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющими рыночные потребности.
В связи с этим идут активные поиски выхода из экономического кризиса, и может оказаться полезным зарубежный опыт использования методов стимулирования экономики.
Опыт экономически развитых стран свидетельствует, что экономический прогресс общества в основном обеспечивается на базе инноваций, которые являются результатом соединения возможностей НТП с экономическими потребностями. Инновационный процесс осуществляется без привлечения дополнительных ресурсов, прежде всего, в результате более полного использования имеющегося экономического и научного потенциала.
Анализ нововведений и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке требует форсированного развития инноваций в базовых отраслях промышленности. Приемлемой формой для этого являются любые структуры, апробированные мировой практикой и, позволяющие сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Самой распространенной и являющейся главным экономическим инструментом ускорения НТП является технополисная концепция развития.
Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.
В технополисах формируется правовая среда для деятельности венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП.
В результате создается всесторонне подготовленная к инновациям среда для реализации новых идей в виде товаров, необходимых промышленности и конкурентоспособных на мировом рынке.
Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Каждый из партнеров может извлечь максимум преимуществ от такой интеграции.
С высоким профессиональным кадровым сопровождением производство, таким образом, будет получать постоянный приток инновационных идей и проектов. Таким образом, технополисная концепция, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально-экономического положения.
Целью данного дипломного проекта является обоснование концепции технополисного развития экономики города и разработка организационных принципов формирования Челнинского технополиса.
Технополисная концепция развития экономики
В ХХ веке экономический прогресс общества в основном обеспечивается на базе инноваций. Инновации на современном этапе являются результатом соединения возможностей НТП с экономическими потребностями.
Опыт многих стран свидетельствует, что инновационный процесс осуществляется без привлечения дополнительных ресурсов, прежде всего, в результате более полного использования имеющегося экономического и научного потенциала. Инновации в целом как новое качество современной цивилизации являются общемировой тенденцией развития НТП.
Уровень их использования в отдельных странах мира и регионах неравномерен и зависит от готовности конкретной общественно-экономической среды потреблять инновации. Япония является типичным примером инновационного пути развития. Ее инновационный потенциал используется в пределах 85%, в США - 60%, в России 5%. В связи с этим необходимы меры, обеспечивающие его активное включение в мировое инновационное разделение труда.
Анализ нововведений и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке требует форсированного развития инноваций в базовых отраслях промышленности. Приемлемой формой для этого являются любые структуры, апробированные мировой практикой и, позволяющие сконцентрировать финансовые и материальные ресурсы на инновационном развитии. Самой распространенной и являющейся главным экономическим инструментом ускорения НТП является технополисная концепция развития.
Технополис - важнейший элемент современной рыночной системы, организационная форма сращивания фирм, инновационных компаний, высших учебных заведений, консультационных, инновационных и других предприятий сферы услуг, соответствующих подразделений государственных и муниципальных органов в единый механизм.
В технополисах формируется правовая среда для деятельности венчурных (рисковых) предприятий, соответствующая материальная база, что позволяет отбирать на конкурентной основе проекты для создания новой техники и технологий, готовить кадры, ориентированные на предпринимательскую деятельность и новую технологию, проводить прикладные исследования на современном уровне, корректировать разработанные технологии, процессы для их промышленного освоения, создавать предпринимательские структуры и концентрировать научные силы по тому или иному направлению НТП.
В результате создается всесторонне подготовленная к инновациям среда для реализации новых идей в виде товаров, необходимых промышленности и конкурентоспособных на мировом рынке.
Формирование технополиса осуществляется на экономической основе в условиях равноправного партнерства всех входящих в нее звеньев (НИИ, Вузы, производство). Каждый из партнеров может извлечь максимум преимуществ от такой интеграции. НИИ, Вузы функционируя в условиях инновационной зоны, могут осуществлять учебный процесс, научные исследования непосредственно на технически, технологически, организационно передовом производстве, отрабатывая результаты исследований на реальном объекте для последующего их распределения на других предприятиях.
Студенты и аспиранты, осваивая новую технику, технологию, организацию производства в реальных условиях смогут выполнять функции инноваторов по отношению к другим предприятиям. Кроме того, они одновременно будут приобретать на инновационном предприятии навыки научного менеджмента.
С высоким профессиональным кадровым сопровождением производство, таким образом, будет получать постоянный приток инновационных идей и проектов. Таким образом, технополисная концепция, ориентированная на инновационную модель, позволит в условиях всеобщего кризиса сберечь отечественное производство, модернизировать его, поднять в более короткий срок до уровня конкурентоспособности и создаст все условия для улучшения социально-экономического положения.
Рассмотрим подробнее понятие технополиса, необходимые условия создания и функционирования технополиса, его типичные основные структурно-функциональные подразделения, а также социально-экономическое значение.
Понятие технополиса
Технополис (technopolise: от греч. techne - мастерство и polis - город): - современная форма территориальной интеграции науки, образования и высокоразвитого производства (разновидность свободно-экономической зоны); представляет собой единую научно-производственную и учебную, а также жилую и культурно-бытовую зону, объединенную вокруг научного центра, обеспечивающую непрерывный инновационный цикл на базе научных исследований. - это специализированные на выпуске наукоемкой продукции компактные научно-технологические поселения, городки, где созданы максимально благоприятные условия для жизни, труда, отдыха, образования, удовлетворения культурных потребностей и т. д.
- форма регионального развития, заключающаяся в создании структур, направленных на организацию взаимодействия бизнеса, университетов и местных властей; - Японское: научный проект, включающий развитие индустриальных городов за счет создания "мягкой" инфраструктуры, состоящей из квалифицированных кадров, новых технологий, информационного обеспечения, капитала, вкладываемого в неисследованные области, сетей коммуникации;
- город, в котором "критическая масса" образования, науки, техники, наукоемкого бизнеса, рискового капитала порождает "цепную реакцию" научной и деловой активности международного, глобального масштаба.
В структуру технополиса могут входить, в качестве одного из его блоков, различные виды (типы) парков.
В зависимости от характера и объема выполняемых функций можно выделить следующие разновидности парков:
1. инновационные центры, предназначение которых заключается в оказании содействия преимущественно новым фирмам, связанным с наукоемкими технологиями;
2. исследовательские или научные парки, которые обслуживают как новые, так и вполне зрелые фирмы, поддерживают тесные связи с университетами или НИИ (часто располагаются в живописных местах); 3. технологические парки, представляющие собой оптимально организованные научно - промышленные зоны, где осуществляется сотрудничество и обмен идеями и информацией между предприятиями и научными организациями в целях внедрения нововведений; у технопарков имеется в распоряжении целая сеть наукоемких фирм и производств;
4. технологические центры, представляющие собой обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых высокотехнологичных фирм;
5. конгломераты (пояса) технокомплексов и научных парков, связанные с превращением в высокотехнологичные зоны целых регионов.
Итак, технополисы представляют собой научно-производственные комплексы, осуществляющие всю технологическую цепочку от фундаментальных исследований до продажи новой продукции. Они предполагают гармоническое сочетание деятельности исследовательских организаций и институтов, высших учебных заведений, предприятий промышленности, деловых, обслуживающих и коммерческих структур, а также местных органов власти.
Деятельность технополиса также подразумевает создание благоприятных предпосылок, условий для роста и успешного функционирование наукоемких предприятий и малых фирм, путем внедрения новых технологий, предоставления определенных финансовых кредитов, льгот и т. д...
Технополис должен вписываться в определенную программу развития города и региона, к примеру, увеличение экономической эффективности промышленной базы региона, создание экологически чистых производств и т. д.
Трансфертная технология: ее сущность и роль в деятельности технополисов
Одним из наиболее важных элементов функционирования технополисов является трансфертная технология (от слова “трансферт” - переносить, передавать). Цель ее заключается в максимальном сближении науки и производства, освоении рынка наукоемкой продукции. Трансфертная технология связана с “коммерциализацией” научных исследований, обеспечением быстрого и эффективного внедрения их результатов в практику, воплощением их как в пользующуюся сегодня повышенным спросом, так и ориентированные на завтрашние потребности продукцию, которая производится здесь же, в технополисах, промышленными фирмами. Кроме того, развитие трансфертной технологии дает возможность университетам, академическим и иным исследовательским институтам продавать результаты своей деятельности и тем самым получать средства для поощрения научных работников и своего дальнейшего развития, способствует укреплению их материально-технической базы и повышению уровня научных исследований, позволяет апробировать результаты научной деятельности, оперативно устранять недочеты, работать в тесном контакте с практиками и потому точнее учитывать их требования; наконец помогает лучше ориентироваться в конъюнктуре рынка. Промышленным же предприятиям и фирмам использование трансфертной технологии помогает создавать конкурентоспособную продукцию на основе новейших технологий; включиться в научные исследования, проводимые университетами и НИИ; сотрудничать с учеными, пользоваться их консультациями, а также исследовательской базой научных организаций.
Основными направлениями трансфертной технологии являются:
- проведение университетами и НИИ по заказу компаний исследований, ориентированных на создание новых образцов техники и технологий; - сотрудничество университетов и НИИ с инновационными фирмами, выражающееся в совместной научной деятельности и передаче компаниям перспективных идей и разработок для реализации;
- маркетинговые консультации по новой продукции, новым технологиям и производственным процессам;
- подготовка с помощью университетов или других высших технических учебных заведений высококвалифицированных работников для конкретных наукоемких производств, организация курсов повышения квалификации и семинаров для сотрудников высокотехнологичных фирм, менеджеров, специалистов по маркетингу в сфере наукоемкой продукции и высоких технологий.
Итак, трансфертная деятельность самым непосредственным образом связана с развитием наукоемких производств, внедрением новейших научных достижений, созданием новых образцов продукции и повышением технико-технологического уровня предприятий. Тем самым она способствует становлению качественно новой экономики, существующей на базе высоких технологий, - экономики XXI века. Трансфертная деятельность также стимулирует маркетинговую и управленческую, поскольку предполагает постоянное изучение меняющейся рыночной конъюнктуры, прогнозирование приоритетных тенденций социально-экономического развития и поиски организационных, финансовых, технико-технологических и прочих механизмов освоения рынка наукоемкой продукции. Таким образом именно в трансфертной технологии полнее всего выражается сущность деятельности технополисов.
Основные структурно-функциональные элементы технополиса
Наиболее важными элементами в организационной структуре технополиса являются: университетский комплекс или совокупность научно-исследовательских институтов, лабораторий и организаций; производственно-технологический сектор, состоящий из различных предприятий и компаний; сектор обслуживания и другие.
Научно-исследовательский сектор
Технополис не может развиваться без этого сектора, являющегося его ядром. Без деятельности сосредоточенных в одном месте и обладающих признанием университетов, академических или других НИИ в технополисе невозможно осуществление НИР и не будет стимула для привлечения наукоемких фирм. Успех технополиса во многом зависит от этого сектора, от прочности связей с учеными. Именно этот сектор обеспечивает развитие в технополисах наукоемких технологий и производств, определяющих не только сегодняшний, но и завтрашний экономический и индустриальный уровень той или иной страны.
Производственно-технологический сектор
Потенциал и перспективы развития научных парков непосредственно связаны с возможностями входящих в их состав предприятий и фирм. Именно они обеспечивают коммерциализацию научных исследований, внедрение новых технологий и кроме того, выступают в качестве работодателей.
Сектор обслуживания
Данный сектор осуществляет различные виды услуг, способствующих оптимальному функционированию технополиса: финансовые, маркетинговые, посреднические, юридические, экспертные, патентные и т. д. , которые выполняются соответствующими службами и фирмами.
“Инкубатор”
В структуру технополиса, помимо перечисленных подразделений, нередко также входят особые “инкубаторские” организации, предназначение которых заключается в оказании финансовой, материальной, научно-методической и иной консалтинговой деятельности начинающим фирмам. Обычно “инкубаторы” предоставляют малым фирмам помещения и оборудование по льготным ценам, предлагают помощь в выборе участка, финансировании венчурных проектов и другие услуги, которые увеличивают шансы предпринимателей на успех. Особенно нуждаются развивающиеся, растущие фирмы в юридической, бухгалтерской, планово-экономической и маркетинговой помощи. Для этих фирм в “инкубаторах” нередко проводятся обучающие семинары.
Необходимые условия создания и функционирования технополисов
Требования к размещению технополисов
Практика и организация технополисов в различных странах позволяет выделить основные условия их создания и функционирования. Район размещения технополиса должен удовлетворять целому ряду критериев (см. табл. ). Обязательной предпосылкой организации технополиса являетсяналичие университета(ов), академических или иных научно-исследовательских институтов, которым отводится решающая роль в осуществлении, а также координации научных исследований и разработок и подготовке квалифицированных специалистов. Отмечая важность для технополисов контактов с исследовательскими организациями, следует особо подчеркнуть, что при организации технополисов ведущей тенденцией является не открытие новых исследовательских институтов и других научных учреждений, а использование потенциала уже существующих университетов, лабораторий и т. д. , корректировка направлений их исследовательской деятельности, создание на их основе временных научных коллективов для решения конкретных задач, связанных с разработкой наукоемких технологий и новой продукции, осуществления информационного обмена и т. п.
Другое необходимое условие создание технополиса - наличие наукоемких предприятий и фирм, притягивающих владельцев капитала, желающих вложить средства в новое дело.
Большое значение придается такому условию размещения технополисов, как компактность территории. Компактность территории, на которой расположен технополис, является одной из предпосылок комфортности проживания там специалистов и обслуживающего персонала. Вместе с тем нет правил без исключения. Наряду с действительно небольшими по площади технополисами есть технополисы и технопарки, отличающиеся весьма внушительными размерами. Знакомство с нижеприведенной таблицей показывает, что организация технополисов требует большой подготовительный работы, предполагающей согласованные действия властных структур разного уровня, начиная с правительственного и кончая региональным и городским, а также всех заинтересованных организаций: научно-исследовательских, предпринимательских, финансовых и т. д. Эти действия прежде всего должны быть нацелены на: 1) выяснение наиболее важных потребностей конкретных регионов и территорий в высокотехнологичных отраслях производства и видах наукоемкой продукции; 2) определение приоритетных направлений социально-экономического развития этих регионов и территорий с учетом возможностей, открываемых перед ними в случае создания на их базе технополисов;
3) тщательных анализ наличия объективных предпосылок для создания технополиса; 4) уточнение целей, задач и перспектив развития предполагаемых технополисов.
Таблица 1 Руководство для создания технополисов Основные этапы создания технополисов Суть этих этапов Формулировка основных направлений деятельности (для министерств) Содержание основных направлений
1. Определение районов (пространств), которые могут быть использованы для развития наукоемких производств.
2. Формулировка целей и задач развития этих производств.
3. Отбор коммерческих проектов, которые способствуют развитию технополисов. Требование к размещению технополисов
1. Наличие пространств, где нет чрезмерной концентрации промышленности. 2. Наличие пространств вне или поблизости от городов, которые могут стать центрами промышленного развития или уже существуют как таковые реально. 3. Наличие пространств поблизости от университета(ов), в котором(ых) читаются курсы по новейшим технологиям.
4. Наличие значительного количества коммерческих предприятий. 5. Местоположение, которое гарантирует быструю и легкую доставку и транспортировку грузов, пассажиров и т. д.
Подготовка программы развития технополиса (для властей префектур) Содержание программы 1. Определение районов (площадей) для технополиса.
2. Формулировка целей и задач индустриального развития, основанного на новейших технологиях.
3. Планирование, сооружение и поддержка (изыскание средств) для промышленной зоны, службы водного обеспечения, жилой зоны, дорог и т. д.
4. Разработка юридических положений (постановлений), способствующих созданию условий для финансирования коммерческих предприятий и других служб, необходимых для развития технополиса.
Утверждение программы (для министерств) Условия для утверждения программы
1. Определить, подходит ли для размещение технополиса предлагаемый район или нет.
2. Выяснить, соответствует или нет предлагаемая программа основным направления развития региона.
3. Определить, обеспечат ли реализацию программы технополиса в экономическом отношении территории (города), на базе которых будут создаваться эти технополисы.
Государственное содействие Меры государственного содействия развитию технополисов 1. Списание налогов корпорациям на юридической основе. 2. Льготная налоговая система. 3. Финансовая помощь коммерческим предприятиям 4. Помощь в создании необходимой инфраструктуры.
1. Создание стимулов для привлечения в технополисы коммерческих предприятий, расположенных поблизости и содействующих развитию наукоемких производств. 2. Оказание коммерческим фирмам, способствующим развитию высокотехнологичных отраслей.
Размеры и источники финансирования
Создание технополисов требует весьма значительных финансовых средств. Величина средств, необходимых для создания технополиса, зависит от целого комплекса обстоятельств, в том числе и от основных направлений деятельности будущего технополиса; размеров отводимой под него площади; объема планируемых строительных работ, количества и характера строящихся объектов; удаленности технополиса от “материнского” города и состояние транспортных и прочих коммуникаций между технополисом и этим городом; предполагаемого количества фирм технополиса, а также их специализации, требующей соответствующего технического оснащения и т. д.
К примеру, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% - иностранные инвесторы.
Так затраты государственного сектора на создание французского технополиса “София Антиполис” составили в начале 70-х годов около 400 млн... франков. Кроме того, частный сектор вложил от 250 до 400 млн... франков в строительство различных сооружений, включая и жилищные. Еще 300 млн...франков частный сектор выделил на строительство промышленных зданий и закупку оборудования. Чтобы окупить столь значительные затраты, нужны годы. Обычно технополис начинает приносить прибыль не ранее чем через 5 - 10 лет. В каждом конкретном случае модель финансирования зависит от уровня экономического развития страны, экономической политики правительства (она может способствовать, а может наоборот, тормозить развитие технополисов), финансовых возможностей учредителей и множества других факторов.
Инвестиции на развитие технополиса могут быть как внешние, так и внутренние. Какие из них являются более предпочтительными? Убедительными представляются рассуждения на этот счет английской исследовательницы Х. Санмен. Она полагает, что внешние инвестиции часто не способствуют развитию инфраструктуры технополисов, ведут к его однобокости. В погоне за скорой прибылью иностранные инвесторы могут вкладывать средства не в перспективные наукоемкие отрасли, а в те, что дают отдачу сегодня. Поэтому, как считает Х. Санмен, ключ к успешному развитию технополисов - в использовании прежде всего местных ресурсов. Немаловажное значение для технополисов имеет система финансовых льгот и стимулов, среди которых получили распространение: - компенсация убытков;
- система ускоренной амортизации; - льготное кредитование малых и средних фирм;
- предоставление крупных кредитов малым исследовательским и венчурным фирмам. К финансовым стимулам относятся гранты под конкретные исследовательские программы; “инновационные стипендии”, идущие на поддержку новых наукоемких предприятий; стипендии для поощрения исследователей или приобретения ими оборудования и материалов. Гранты под определенные научные программы чаще всего выделяются правительством или местными органами власти, а разного рода поощрительные стипендии - учредителями технополисов.
Факторы, определяющие структуру управления
Управленческая структура технополиса зависит прежде всего от следующих четырех факторов: научно-производственной структуры; состава инвесторов; роли, которая отводится университету (НИИ) в управлении; степени четкости представлений руководства технополиса о его целях и задачах.
Наиболее типичным управленческим органом в технополисах является правление (комитет), куда входят руководители основных структурно-функциональных секторов (подразделений); университета (НИИ), компаний делового центра или коммерческой палаты, а также представители местных органов власти и банков, спонсоров и т. д. В роли управляющего обычно выступает руководитель главного научно-исследовательского подразделения или основной научно-производственной компании. Если технополис - акционерное общество, то его главным управленческим органом является управление акционеров.
Правление технополиса осуществляет следующие основные функции: 1. Планирование: включающее в себя выработку общей стратегии развития технополиса, подготовку деловых планов, составление маркетинговых программ, распределение финансов и другое.
2. Создание необходимой организационно-функциональной структуры и подготовка кадров, куда входят отбор акционеров, научных организаций, компаний, предприятий в соответствии с основными целями и задачами технополиса, обеспечение оптимального взаимодействия и взаимосвязи между подразделениями, разрешение проблем и возможных конфликтов, возникающих между ними, налаживание контактов с вузами по поводу подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
3. Решение хозяйственно-организационных задач, связанных с материально-техническим обеспечением технополиса, развитием его инфраструктуры, эксплуатацией зданий, руководством сбытом.
4. Контроль за деятельностью основных структурных подразделений и выполнением решений правления.
5. Установление необходимых контактов с местными органами власти, банками, поставщиками, деловыми партнерами и т. д.
Структура управления оказывает сильное воздействие на определение целевых приоритетов деятельности технополиса. Практика показывает, что там, где управление технополисом сосредоточено главным образом в руках местных органов власти или крупных промышленных компаний, на первый план выступают задачи не столько научно-технического, сколько производственно-экономического развития региона (создание новых предприятий и новых рабочих мест). В тех же случаях, когда в процесс управления технополисами активно вовлечен университет или НИИ, приоритет отдается развитию трансфертной деятельности, организации наукоемких производств, налаживанию исследовательских контактов, т. е. решению задач, которые гораздо больше соответствуют сущности и предназначению технополисов. Руководство научно-исследовательской деятельностью может осуществляться через специально созданный Совет, который обычно состоит из советников (консультантов) из университетских и других исследовательских кругов, консультантов от торговой сферы, бизнеса и промышленности и, наконец, советников, представляющих интересы местных властей. Основные задачи такого Совета - выработка научной стратегии развития технополиса, а также оценка предлагаемых для внедрения исследовательских идей и проектов с точки зрения их научной новизны, возможности реализации и коммерческой жизнеспособности. Итак, еще раз необходимо подчеркнуть, что особо важную роль в управлении и организации технополисов играет научно-исследовательский институт (университет). От него зависят выбор направлений исследовательской деятельности, развитие трансфертной технологии, степень наукоемкости производства и выпускаемой продукции, специализация фирм.
2. 5. Обзор зарубежных технополисов и технопарков
Первый технополис возник в США. Возник стихийно. После второй мировой войны ряд предприятий на Западном берегу США, в Калифорнии, получили от правительства заказы на создание новых видов продукции, в которые входили электронные устройства. В соответствии с законодательством США та часть прибыли предприятий, которая вкладывается в развитие университетов и институтов, считается благотворительностью и фактически не облагается налогом. Учитывая специфику новых заказов, предприниматели Калифорнии значительную часть средств передали Калифорнийскому университету и другим вузам, оговорив при этом тематику и направление научно-исследовательских работ в этом крупнейшем вузе. Объемы работ были настолько большими, что вузы вынуждены были создавать новые лаборатории в пригородных зонах. Особенно повезло Силикон-Велли (Кремниевой Долине) близ Сан-Франциско. Здесь при поддержке губернатора Сан-Франциско возник первый в мире научный городок, ставший символом XXI века. В Силикон-Велли возник район, в котором основным видом деятельности стала научная деятельность. Здесь возник новый стиль жизни, новое качество жизни. Сегодня это мировой центр электронной промышленности.
С созданием Силикон-Велли началась “технополисная лихорадка”, переведшая научно-техническую революцию из зародышевого в спонтанное (самопроизвольное) состояние.
Кроме Силикон-Велли в США возникли технополисы в Северной Каролине, Техасе, Флориде, округе Колумбия, Северо-востоке, Среднем Западе. Технополисы возникли и в Европе: Лувен в Бельгии, антиполис София и Гренобль во Франции, Силикон Глен в Шотландии, Милтон Кейнс и Кембридж в Англии, технопарки в Шутгарде и Мюнхене, Западном Берлине.
Эпидемия строительства технополисов распространилась и на Юго-Восточную Азию. Южная Корея строит город науки Даедук, Китай строит технополисы Шеньжень и Гуандун рядом с Гонконгом.
Программы строительства технополисов осуществляются в Тайланде, Индонезии, Филиппинах, Малайзии. В технические мегаполисы превращаются Япония и Австралия.
Интенсивный рост технополисов был связан с комплексом причин. Первая, наиболее важная из них - исчерпание ресурсов развития промышленности, особенно обрабатывающей, которое еще более углубилось вследствие роста цен на нефть. Для многих развитых стран стала очевидна стагнация давно не модернизировавшихся традиционных отраслей тяжелой промышленности: автомобилестроения, кораблестроения и сталелитейного производства.
В частности, в машиностроении возникла потребность в продукции с улучшенными потребительскими свойствами и повышенным качеством, которая не могла быть удовлетворена с помощью так называемой “жесткой” автоматизации, нацеленной на длительный выпуск продукции крупными партиями, ориентированный прежде всего на мощные предприятия (аналогичная ситуация возникла в настоящее время на КАМАЗе и на многих других автогигантах страны). В новых условиях нужны были принципиально новые пути автоматизации, обеспечивающие быструю перестройку процесса выпуска продукции при минимальных издержках. В результате появились “безлюдные технологии” на базе принципиально иных, гибких средств автоматизации, внедрения ЭВМ, металлообрабатывающего оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), промышленных роботов, новых средств связи и т. д.
Аналогичные изменения потребностей наблюдались и в других базовых отраслях промышленности. Возврат конкурентоспособности и рентабельности этих отраслей в первую очередь предполагал повышение их наукоемкости при одновременном снижении его материало-, трудо-, энергоемкости. Необходимость этих преобразований была самым непосредственным образом связана с развитием нового высокотехнологического сектора производства, свою лепту в становление которого и внесли технополисы и технопарки.
Вторая, не менее важная причина рождения технополисов - потребность в развитии технологий, которые будут определять экономическое лицо развитых стран в грядущем тысячелетии, а также новых наукоемких отраслей производства, создаваемых на базе таких технологий, как электроника, мехатроника, биотехнология, освоение ресурсов мирового океана, выпуск новых промышленных материалов, математическое обеспечение ЭВМ, специальная химия, оптика, индустрия информатизации, индустрия досуга, дизайн и др. От успеха этих отраслей зависит перспектива завоевания той или иной страной рынка наукоемкой продукции, за которым большое будущее.
Третья причина популярности во многих странах мира идеи технополисов связана с двумя первыми. Она заключается в том, что технополисы представляют собой перспективную форму взаимодействия науки и производства. Функционирование технополисов возможно только на основе органичного соединения новейших научных идей и внедренческой деятельности, доведенной до стадии массового выпуска новой продукции. Технополисы преодолевают относительную автономность науки и производства, превращают их в заинтересованных партнеров. В этом смысле технополисы и технопарки можно охарактеризовать как весьма многообещающий феномен, поскольку уже сегодня совершенно очевидно, что дальнейшее развитие производства просто невозможно без соединения его с наукой. Четвертая причина бурного роста технополисов связана с возникшей в ряде стран (Германии, Нидерландах, Японии и др. ) потребностью в реконструкции некоторых крупных предприятиях и создании на основе мелких и средних инновационных компаний более динамичного и гибкого сектора экономики. Сегодня от успешного развития сектора венчурного наукоемкого бизнеса - малых и средних фирм нередко зависят судьбы международной конкуренции. В развитии сектора венчурного наукоемкого бизнеса за рубежом технополисы сыграли свою роль, поскольку промышленные подразделения большинства из них состоят в основном как раз из малых и средних высокотехнологических фирм.
Во многих странах мира популярность идеи технополисов объясняется также тем, что их организация способствует более рациональному размещению производительных сил, в частности, децентрализации промышленности, выравниванию экономического уровня периферийных районов и центра, превращению отдельных менее экономически развитых районов в научно-промышленные зоны с высоким уровнем жизни. Наконец, следует назвать и такую причину распространения технополисов за рубежом, как возможность решить с их помощью весьма актуальную сегодня проблему реорганизации существующей системы образования (в первую очередь высшего) приближения его к потребностям развития современного наукоемкого сектора. Многие технополисы, имеющие в своем составе высшие учебные заведения или поддерживающие с ними тесные контакты, занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов непосредственно для своих научно-исследовательских подразделений и фирм. Традиционная система высшего образования всегда отстает от практики. В технополисах же появляется уникальный шанс воспитывать специалиста, который, начиная с первых лет обучения, оказывается приобщенным к задачам развития высокотехнологичного производства. Таким образом, создание технополисов за рубежом можно рассматривать как один из грандиознейших в ХХ в. социальных экспериментов, охватывающих самый широкий круг экономических, технико-технологических, научно-исследовательских, коммуникационных, социально-бытовых и прочих проблем, далеко выходящих по своей значимости и последствиям за пределы сегодняшнего дня.
Рассмотрим наиболее крупные зарубежные и отечественные технополисы.
Программа “Технополис” в Японии
В Японии осуществляется государственная программа “Технополис”, в соответствии с которой вся территория Японии будет сетью из 19 технополисов. Если в США до последнего времени технополисы возникали стихийно, то в Японии они с самого начала стали стратегической целью государства и развиваются в соответствии с четкими государственными планами.
Японцы первыми увидели в технополисах модель будущего общества и поставили его формирование на рельсы государственного планирования. Это не означает, что строительство технополисов финансируется только государством. Нет, типичные источники финансирования технополисов в Японии таковы: 30% - государственное финансирование, 30% - муниципалитеты, 30% - предприятия и частные лица, 10% иностранные инвесторы.
Первым японским технополисом был Цукубе. В дальнейшем Япония не пошла по пути строительства новых городков с чисто научными направлениями. Сейчас в Японии технополисы трансформируются в довольно крупные города (например, Хамамацу с населением свыше 500 тысяч человек), средние (например, Нагаока с населением свыше 260 тысяч человек) и мелкие города (например, Ямагути, полицентрический технополис, возникший на базе нескольких деревень). Японские технополисы имеют не только научную направленность, хотя она и является и ядром технополиса, но и чисто производственную. Многие технополисы (как, например, Хамамацу) возникают в центрах с традиционными отраслями, например, автомобильной промышленности, которые не только не свертываются, но и получают дополнительный стимул, формируя вокруг себя высокие технологии - производство электроники, программного обеспечения, робототехники, биотехнологии, производство новых материалов и новых источников энергии.
В Японии технополисы создаются по следующей схеме. Японское министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) объявило конкурс на создание технополисов. В условиях конкурса было оговорено, какие виды научной деятельности и производства должны развиваться в технополисах, Стимулом служило льготное налогообложение и частичное финансирование. Соискателями были префектуры больших и малых городов. Они обратились к ученым своих университетов и технических институтов разработать проекты технополисов для конкретных префектур. Победители шестнадцать префектур. В них будет создаваться 19 технополисов, строительство рассчитано на 1985 - 1995 годы. С окончанием строительства Япония превратится в научный мегаполис с самой эффективной в мире экономикой, самым высоким уровнем жизни, с самой гармоничной структурой быта, культуры, деятельности. “Технополисы - это не место, это состояние ума”, считали идеологи технополиса в Хамамацу.
При выборе мест формирования технополисов в Японии пользовались Законом о технополисах, принятом парламентом Японии в 1983 году. Он устанавливал государственные требования, определял государственные интересы и налоговые льготы и субсидии для технополисов.
Экономической основой технополисов являются акционерный общества, создаваемые правительством, префектурой, предприятиями и частными лицами во главе с инновационными банками.
Губернаторы провинций создают для формирования технополисов специальные управления. Они координируют участие научных организаций, предприятий, промышленных ассоциаций в создании технополисов. Промышленные предприятия в своем составе открывают исследовательские центры, выделяют в правление технополиса своих представителей. Технополисы функционируют в соответствии с уставами и на хозрасчетной основе с учетом государственных субсидий и кредитов.
В Японии кредиты на создание технополисов выдаются под самые низкие ставки процентов - 7-8% против против 20-30% для кредитов вообще.
Организационное оформление технополиса начинается с назначения местными органами власти директора по планированию технополиса. В его задачу входит выработка стратегии технополиса и создание правления технополиса. Как правило, он назначается из числа ведущих ученых местного вуза. В состав правления входят директор инновационного банка технополиса, руководитель центра по подготовке кадров, юрист, руководители отдельных программ, представители крупнейших спонсоров.
Все проекты включенные в технополис, являются вертикально-хозрасчетными и строятся на принципах программно-целевого управления, планирования и проектирования. В сущности, технополисы - это в полном смысле сумма технологий, но не случайных, а самых эффективных. В этом стратегическая мудрость идеологов технополиса. Если научное обоснование и выбор целей, определение задач и средств на их реализацию, этапов их решения составляют основу стратегии и тактики технополисов, то программно-целевое управление, планирование и проектирование составляет технологию формирования и функционирования технополисов.
Опыт организации технополисов в России
Различные типы (виды) технополисов создаются у нас на базе учебных и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные контакты с промышленностью. Они существуют в таких формах, как совместное предприятие, акционерное общество, ассоциация. Так, например, уже функционируют совместное российско-итальянское предприятие “Технопарк” в Москве, Томский научно-технологический парк в виде ассоциации предприятий и институтов, “Санкт-Петербургский международный технопарк”, акционерное общество “Санкт-Петербургский кибернетический технопарк” и др. Проекты технополисов и технологических парков разрабатываются также в Саратове, Зеленограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Челябинске, Троицке, Заречном (под Екатеринбургом).
Проект технополиса “Заречный” (Свердловская область)
Решение об образовании технополиса в Заречном принято органами власти Свердловской области в августе-сентябре 1992 г. , до этого времени Заречный был одним из “закрытых” городов, предприятия и институты которого работали преимущественно на оборонную промышленность. Заречный - город атомщиков, обслуживающих Белоярскую опытно-промышленную электростанцию (БАЭС), где эксплуатируется энергоблок на быстрых нейтронах.