рефераты курсовые

Валютный клиринг: Мировой опыт и его значение для стран СНГ

p>Платежная система является жизненно важной составной частью финансовой системы любой страны. Для Казахстана она имеет особую значимость, поскольку стала одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе. Основными составляющими этой проблемы являются, с одной стороны, платежный кризис и его последствия, а с другой - революционные изменения в расчетах между банками, представляющие фундамент новой банковской системы. В настоящее время в республике функционирует функционирует система розничных платежей (СРП) и система крупных платежей (СКП) КЦМР. С 1995 года перед Национальным Банком Республики Казахстан (НБК) была поставлена задача модернизировать платежную систему, для того чтобы ускорить расчеты между банками и их клиентами, а также расширить перечень платежных инструментов. Первым этапом реализации этой задачи стала подготовка нормативной базы. В том же году в г. Алматы была организована первая клиринговая палата - Алматинская клиринговая палата, которая работала по методу многостороннего взаимозачета. Недостатком данной системы было то, что банкам-участникам в конце дня приходилось производить обмен первичными документами на бумажных носителях. Это было обусловлено отсутствием опыта и нормативно закрепленного понятия "электронный образ первичного документа". В 1996 г. был создан Казахстанский Центр Межбанковских Расчетов (КЦМР), на который были возложены функции по осуществлению межбанковского клиринга и система крупных платежей (СКП). В КЦМР установлено современное оборудование и разработано программное обеспечение, позволяющее работать с электронными платежными документами, не требующими подтверждения на бумажных носителях. Это стало возможным после того, как понятие "электронное платежное поручение" было закреплено нормативными правовыми актами НБК. Сейчас "электронное платежное поручение" имеет юридическую силу первичного платежного документа. В апреле 1998 года было внедрено программное обеспечение бухгалтерской системы для централизации генеральной бухгалтерии и вспомогательного учета, а также для перехода на новую внутрибанковскую платежную систему НБК и интерфейс с СКП КЦМР. В период с октября по ноябрь 1998 года была произведена централизация корреспондентских счетов банков второго уровня и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в центральный аппарат НБК. Данный перевод позволил НБК оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над банковской системой и платежной системой, осуществить перевод вспомогательного учета корреспондентских счетов на работу в режиме реального времени. Централизация корреспондентских счетов в НБК позволила: 1. ускорить выдачу наличных денег банкам и их филиалам через кассы филиалов НБК и зачисление принятых наличных денег на единый корреспондентский счет банка, а также закрыть в филиалах НБК специальные субкорреспондентские счета банков для наличных денег; 2. осуществлять платежи региональных банков, не являющихся пользователями СКП КЦМР, и производить обмен информацией с ними в режиме реального времени. 3. В ближайшее время планируется преобразование СКП в межбанковскую систему переводов денег (МСПД), в основу которой заложен принцип Швейцарской межбанковской системы крупных платежей. МСПД будет отвечать всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к системе платежей на валовой основе. В настоящее время для внедрения данной системы НБК разработана и утверждена нормативная база и дорабатывается программное обеспечение. В целом для улучшения платежной системы Республики Казахстан НБК выполнены следующие мероприятия: 1. Для реализации пенсионной реформы внедрено электронное сводное платежное поручение формата МТ102, а также с банками отработан порядок осуществления платежей по пенсионным взносам. 2. В целях повышения эффективности осуществления платежей подключен в качестве пользователя СКП КЦМР . Государственный центр по выплате пенсий. 3. НБК подключен в качестве пользователя СКП, что позволило осуществлять платежи в пользу банков, не являющихся пользователями системы, через СКП. 4. Департамент монетарных операций НБК подключен к телекоммуникационной системе КЦМР, что позволило ускорить обмен документами по сделкам с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг и проведение платежей по операциям с ценными бумагами. Несколько слов необходимо сказать о системе расчетов платежными карточками. В настоящее время в Казахстане уже появляются свои локальные системы платежных карточек. Уже действуют "ALTYN" и "Иртыш-карт" - Народного банка, Cirrus/Maestro - Казкоммерцбанка, "ОАО Банк Каспийский" - Банка Каспийский, AlemCard банка "ТуранАлем". Однако сейчас возникает проблема, связанная с тем, что платежные карточки, в большинстве своем, используются, как средство по получению наличности. Основной причиной этого явления можно назвать то, что платежные карточки, в основном, выдаются в рамках так называемых "зарплатных проектов", для получения заработной платы и стипендий. В связи с этим задачей НБ является обеспечение возможности использовать платежные карточки в качестве оплаты за услуги предприятий торговли и сервиса. В связи с этим необходимо отметить проект по созданию Национальной системы платежных карточек РК, который в настоящее время находится на стадии внедрения. Сегодня все страны Европы работают с Национальной общебанковской системой платежных карточек. Согласитесь, если несколько банков создают систему с единой процессинговой обработкой, круг применения их карточек будет гораздо шире. Клиент одного банка может использовать карточку национальной системы, приходя в любой магазин, где есть терминал данной системы, независимо от того, в каком банке этот магазин обслуживается.

Следует отметить создание инфраструктуры для развития рынка ценных бумаг. Центральный депозитарий ценных бумаг является пользователем СКП, поэтому участники рынка ценных бумаг осуществляют операции по переводу ценных бумаг в реальном времени. Здесь используется принцип DVP - "поставка против платежа". Суть его заключается в том, что каждая операция проводится индивидуально - отдельно расчеты по деньгам, отдельно по ценным бумагам в реальном времени. По такому же принципу функционируют системы расчетов по ценным бумагам во многих развитых странах, например, в Швейцарии функционирует аналогичная система, представленная корпорацией "SEGA".

    Платежная система Белорусии

В течение I квартала 1998 г. в Республике Беларусь (РБ) проходил этап опытно-промышленного освоения автоматизированной системы межбанковских расчетов по крупным и срочным платежам Belarus Interbank Settlement System (BISS), проектирование и внедрение которой осуществляется в русле стратегии Национального банка (НБ) РБ по модернизации платежной системы республики, принятой в мае 1995 г. (о концепции модернизации платежной системы см. "Банковские техноогии" № 7/1996, с. 83.

Построенная на современной технологии валовых расчетов в реальном времени (RTGS), система BISS должна способствовать как снижению системного риска национальной платежной системы, так и созданию качественно новых услуг для коммерческих банков и их клиентов, а в целом призвана обеспечить повышение экономической эффективности системы внутренних безналичных расчетов в республике.

Планируется, что BISS явится ядром всей национальной платежной системы: при создании в будущем перспективных клиринговых систем межбанковских расчетов по массовым платежам, платежным карточкам, ценным бумагам все они будут замыкаться именно на BISS, где будут проводиться окончательные расчеты по итоговым чистым позициям этих систем в форме крупных и срочных платежей между банками - участниками клиринга.

В настоящее время в промышленную эксплуатацию принят пусковой комплекс системы, реализующий следующие функции: обеспечение проведения расчетов по крупным и срочным платежам на валовой основе в режиме реального времени на основании электронного платежного сообщения банка-отправителя (расчеты осуществляются через единые коррсчета коммерческих банков в НБ РБ); уведомление банка-получателя о зачислении на его коррсчет денежных средств; уведомление банка-плательщика о списании с его коррсчета денежных средств; формирование очередей платежных сообщений при отсутствии денежных средств на коррсчете банка-плательщика; проведение окончательных расчетов в рейсовом режиме по клирингу прочих (не отнесенных к крупным) платежей. Для первого этапа внедрения пускового комплекса BISS были определены ограниченные задачи, в том числе тестирование систем подключенных банковских учреждений, проверка работоспособности программно-технических комплексов BISS на реальных объемах платежных сообщений. доработка программных средств по результатам опытной эксплуатации и предложениям банков.

    Технические особенности и возможности системы
    Системо-техническая база BISS

В ходе подготовки к реализации проектных решений BISS государственным предприятием "Белорусский межбнковский расчетный центр” (ГП БМРЦ) была проведена коренная модернизация основных эксплуатируемых программно-технических комплексов и существенная переработка действующей технологии проведения межбанковских расчетов. Во всех трех его инфраструктурных компонентах - центральном вычислительном комплексе (ЦВК), осуществляющем функции контроля, обработки электронных банковских документов и формирования выходных сообщений, а также системе передачи информации (СПИ) и сети телекоммуникаций - в период 1995-1997 гг. были произведены значительные изменения, продиктованные следующими причинами: моральным устареванием и физическим износом используемых системо-технических средств и необходимостью создания технической базы, способной развиваться достаточно длительное время; необходимостью осуществления расчетов в реальном масштабе времени, а следовательно, необходимостью значительного повышения пропускной способности всех инфраструктурных звеньев; требованием повышения обеспечиваемого уровня безопасности и надежности. Основным достижением в развитии ЦВК явилось внедрение средств, превративших его из системы пакетной обработки в сервер транзакций с высоким уровнем надежности функционирования и безопасности. Это техническое решение осуществлено на базе двухмашинного комплекса, работающего в режиме горячего резерва на основе технологии eXtended Recovery Facility (XRF) фирмы IBM. Восстановление критических данных в случае выхода из строя одной из используемых дисковых подсистем обеспечивается путем использования средства асинхронного копирования eXtended Remote Copy (XRC) и дублирования системных журналов СУБД и системы передачи сообщений.

В настоящее время основу системо-технических средств ЦВК составляют: два мейнфрейма IBM 9672 R14;

устройство Sysplex Timer, обеспечивающее работу мейнфреймов как двухмашинного комплекса; ОС MVS/ESA (в апреле-мае 1998 г. должна быть установлена операционная система OS/390); монитор транзакций CICS v. 4;

    дисковые подсистемы памяти RAMAC2 и RAMAC3;
    СУБД DB2 v. 3;
    система передачи сообщений MQSeries v. 1. 1. 2.

Особенности нового оборудования позволяют на одном физическом вычислительном комплексе вести эксплуатацию автоматизированных систем, а также разработку и тестирование новых версий ПО. Возможности же наращивания вычислительной мощности ЦВК практически не ограничены.

В ближайшем будущем предполагается при помощи системы MQSeries постепенно подключить к ЦВК всех участников расчетов (в первую очередь центральные офисы коммерческих банков), что позволит коммерческим банкам управлять платежами в режиме реального времени.

Перспективными проектами развития ЦВК являются создание центрального архива платежной системы и резервного вычислительного центра. Интервал

    Время, с
    Примечания

От получения файла сообщений в производственную сеть до его отправки в систему BISS

От передачи файла из производственной сети в систему BISS до получения ответного сообщения

    в том числе обработка сообщения в системе (в среднем)

По отдельным сообщениям (это касается в первую очередь получения отчетов) время может достигать нескольких минут. Проводимые в настоящее время работы по оптимизации алгоритмов обработки должны позволить уменьшить это время на порядок

На обработку сообщения от момента его получения до раскладки в "почтовые ящики&qot участников системы По отдельным сообщениям время достигает нескольких минут

На раскладку сообщений, полученных от системы BISS, в "почтовые ящики&qot участников системы

Основные программно-технические комплексы и возможности системы В промышленной эксплуатации в настоящее время находятся следующие подсистемы пускового комплекса: 1. Программно-технический комплекс (ПТК) ядра системы BISS, осуществляющий в том числе входной контроль сообщений, расчеты по коррсчетам банков, обработку системных и формирование выходных сообщений. 2. ПТК подсистемы "Управление межбаковскими расчетами НБ РБ", осуществляющийзадание условий расчетов в системе, контроль и управление ими. 3. ПТК подсистемы контроля межбанковских расчетов, осуществляющий среди прочего установку режимов работы системы и участников системы, а также контроль платежей.

4. ПТК управления платежами банка, осуществляющий в том числе мониторинг платежей, установку режимов работы систем банковских учреждений, управление очередью ожидания средств.

5. Интерфейсный комплекс, осуществляющий среди прочего контроль форматов сообщений.

В системе используются средства криптографической защиты информации на базе алгоритмов DES и RSA и система электронной подписи платежных сообщений, осуществляется синтаксический и семантический контроль сообщений.

Значения основных временных интервалов обработки сообщений в системе приведены в таблице.

Контрольные имитационные расчеты показали, что программно-технические средства пускового комплекса системы BISS обеспечивают проведение межбанковских расчетов на уровне 7 тыс. платежных сообщений в день или 1 тыс. сообщений в час при пиковой нагрузке.

По решению комиссии по приемке пускового комплекса системы BISS, в которую входили представители НБ РБ, ГП БМРЦ и Ассоциации белорусских банков, межбанковские расчеты через него в настоящее время предусматривается осуществлять по усмотрению банков независимо от суммы перевода. Объем срочных платежей, обрабатываемых через BISS, постепенно нарастает: в середине марта он составлял уже 20-25% суммы всех платежей. При этом очень важным является то, что при правильной подготовке электронных платежных сообщений 100% платежей, проходящих через BISS, обрабатываются в настоящее время без потерь.

Реализация системы потребовала разработки комплекса "Управление платеами банка в BISS”, предназначенного для администрирования процесса расчетов головного банка и его филиалов в течение всего банковского дня, и ряда других программных систем, а также доработки или существенной переработки таких продуктов, как и "Централизованныйоперационный день”, а также ПТК "Телебанк”, входяего в СПИ и обеспечивающего обмен электронными образами платежных документов между банками и БМРЦ.

Параллельно с освоением системы расчетов на валовой основе в БМРЦ ведутся работы по модернизации клиринговой системы платежей, не проходящих через BISS (так называемых прочих платежей). Клиринговая система расчетов основана на действующей системе расчетов с использованием ранее установленных структур формирования и передачи банками платежных сообщений в файлах. Первый этап ее модернизации (осуществляется с октября 1997 г. ) связан с внедрением программного обеспечения по осуществлению взаимозачета на основе клиринга по платежным сообщениям банков.

Таким образом, в 1998 г. фактически начата опытно-промышленная эксплуатация не только системы BISS, но и всей модифицированной автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР).

Процесс обновления программно-технической платформы в ходе промышленной эксплуатации BISS будет происходить поэтапно в течение по меньшей мере нескольких лет. При этом темпы внедрения последующих модификаций BISS будут точно соизмеряться с возможностями банков и их филиалов, а применение обязательных нормативов на ближайшее время не планируется.

    Проблемы и поиски их решения

Параллельно с новыми организационными, техническими и правовыми вопросами, связанными с запуском системы BISS, приходилось учитывать и ряд изменений в работе платежной системы, введенных с начала 1998 г. : отказ НБ РБ от предоставления коммерческим банкам дневного овердрафта средств на их корреспондентских счетах и введение новых рыночных механизмов обеспечения ликвидности для банков на базе операций с ценными бумагами; введение новой Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам, что привело к изменению технологии зачисления в доход бюджета налогов, обязательных платежей и иных поступлений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами в национальной валюте. Это не могло не добавить сложностей при внедрении системы.

Разработка системы BISS потребовала серьезной модернизации технологии обработки платежей не только в БМРЦ, но и в банках. Однако гораздо серьезнее и сложнее технических проблем, чем это оценивали некоторые специалисты, оказались проблемы правовой и договорной базы. Например, одним из проблемных при заключении новых договоров между БМРЦ и банками оказался вопрос о размере возмещения возможных убытков банков в случаях неисполнения БМРЦ своих обязанностей. Требование банков о возмещении убытков в полном размере вполне понятно, однако сегодня оно не соответствует финансовым возможностям БМРЦ, так как его тарифная политика строится на бесприбыльной основе.

    Краткая справка о межбанковских расчетах в РБ

По состоянию на 1 марта 1998 г. во внутренней платежной и расчетной системе РБ работали 30 банков-участников, включая НБ РБ, и одна небанковская финансовая организация, а также свыше 600 их филиалов. В 1997 г. они ежемесячно проводили в среднем около 2, 3 млн. безналичных внутренних межбанковских платежей, которые обрабатывались оператором платежной системы РБ - государственным предприятием "Белорусский межбнковский расчетный центр” (ГП БМРЦ).

ГП БМРЦ, входящий в структуру НБ РБ, является самостоятельным субъектом в его структуре, занимающимся автоматизированной обработкой информации для проведения межбанковских расчетов в РБ. На него возложены эксплуатация банковской сети телекоммуникаций, центрального вычислительного комплекса и его региональных узлов, разработка и сопровождение программных прикладных средств, участие в разработке новых технологий автоматизированных расчетов и правовой базы для их практической реализации, определение процедур внутренних расчетов и их оперативное исполнение в течение дня на основании договора с НБ РБ. БМРЦ также оказывает банкам широкий диапазон информационных услуг, услуги по коллективному доступу в сеть SWIFT и централизованной обработке бухгалтерских данных "опердня”. БМРЦ яляется также разработчиком и оператором системы BISS.

Общее и методическое руководство и контроль за проведением и завершением межбанковских расчетов, соблюдением режимов платежей и работы коррсчетов в РБ осуществляет Департамент платежной системы и информатизации НБ РБ. Ряд рекомендаций в адрес НБ РБ и ГП БМРЦ был сделан и комиссией по приемке пускового комплекса системы BISS. В частности, была отмечена актуальность обеспечения хранения средств резервного фонда для регулирования кредитных ресурсов на коррсчете банка и их использование для поддержания текущей ликвидности с обязательным обеспечением банком в течение месяца среднедневных резервных требований.

Комиссия также рекомендовала НБ РБ путем правого регулирования реализовать возможность применения электронных документов в безналичных расчетах на всех стадиях осуществления переводов денежных средств, и на решение вопросов скорейшего принятия законодательного акта об электронном документе и цифровой подписи к нему будут в ближайшее время направлены усилия НБ РБ и коммерческих банков.

Создание Рабочей группы по доработке BISS при Ассоциации белорусских банков, проведение НБ РБ ряда крупных совещаний с представителями коммерческих банков и другие организационные меры, предпринятые в феврале-марте 1998 г. , позволили выработать согласованные со всеми пользователями новой системы подходы к ее дальнейшему совершенствованию и перспективному развитию. Планируется, что первая очередь системы BISS будет сдана в промышленную эксплуатацию в январе 1999 г. после завершения выполнения дополнительных организационно-методических, нормативно-правовых и технических мероприятий. Банки также высказались за доработку ряда утвержденных НБ РБ нормативно-инструктивных документов, особенно в части более детальной регламентации правил ведения новой формы расчетов, включая вопросы обеспечения безопасности. При этом

некоторые банки самостоятельно предприняли попытку разработки типовых положений, организационно-распорядительной документации и рекомендаций по работе с BISS в банке-пользователе.

    Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы.
    Значение Клиринга для стран СНГ текущие проблемы.

Для республик бывшего Советского Союза и Содружества независимых государств (СНГ) главной проблемой является создание денежной системы, отвечающей нуждам экономической реформы и переходного периода от социализма и центрального планирования к рыночной экономике. Текущая ситуация

Внутренняя и межреспубликанская торговля рухнула из-за отсутствия подходящих средств обмена. Частично ответственна гиперинфляция: на фоне общего роста уровня цен трудно оценить информацию, содержащуюся в относительных ценах, а потому трудно заключать контракты и строить планы на будущее в условиях высоких и непостоянных темпов инфляции. Но немалая ответственность за нынешние трудности лежит и на советской банковской системе. Рублевые депозиты предприятий не легко обратимы в наличность; в условиях центрального планирования наличные средства использовались почти исключительно для выплаты заработной платы. За поставки машин и материалов следовало платить банковскими переводами безналичных. Президиум Верховного Совета в конце января 1992 г. , когда эта система уже почти рухнула, подтвердил эти ограничения (Bush, 1992). В середине 1990-го года авторы плана "500 дней" отметили, что обменный курс между наличными и безналичными деньгами составляет 1: 3 (Yavlinsky et al. ; 1991, р. 75). В операциях на недавно заработавшей товарной бирже сохраняется то же соотношение. В условиях централизованного планирования задачей центрального банка было не просто выдавать и собирать коммерческие кредиты (или даже контролировать объем денег в обращении), но выдавать кредиты в соответствии с плановыми решениями и, таким образом, обеспечивать выполнение планов. Произведенная продукция поставлялась государству, и от него же получали все нужное для производства. Фактически существовала централизованная система бартера. Министерства являлись совладельцами банковских депозитов предприятий. После провала начатой в июле 1987 г. попытки создать коммерческие (но по-прежнему принадлежащие государству) банки, передав им активы государственного банка, в 1990 г. министерства и госпредприятия начали создавать банки (IMF, 1991: 2, pp. 107--115; Vadilov, 1991). Эти банки задуманы для снабжения своих владельцев кредитами и непохоже, что они будут функционировать как коммерческие банки, работающие ради прибыли; госбанк может предоставлять им межбанковские кредиты. Таким образом, при всех изменениях еще не произошла передача права принятия инвестиционных решений от правительства рынку. Новые кооперативы -- а многие из них были созданы внутри госпредприятий -- учредили ряд кооперативных банков. Они также выдают кредиты своим владельцам, но более приспособлены к осуществлению коммерческих операций. В конце 1989 г. имел место один из самых причудливых эпизодов в истории центральных банков: республиканские правительства учредили собственные "центральные" банки, и по крайней мере часть из них принялась накачивать рубли в обращение для покрытия дефицита республиканских бюджетов. Руководитель государственного банка заявил, что главным нарушителем равновесия была Россия (Lloyd, 1991). Все выглядело так, как если бы республики соревновались -- кто напечатает больше денег прежде, чем рубль окончательно обесценится. [Бенджамин Клейн (Benjamin Klein; 1974, р. 439) пишет: "В истории редки примеры конкурентной эмиссии одной валюты... .. Имеющиеся примеры свидетельствуют о наличии сильных стимулов к чрезмерной эмиссии". Поведение бывших советских республик дает еще один пример тому. ] Центральное правительство финансировало свой дефицит из того же источника. Могла бы или нет Россия или СНГ восстановить контроль над эмиссией денег, но другие республики, особенно Украина, стремились завести собственные деньги, прежде всего, для того, чтобы предотвратить перелив рублей из России. Украина начала печатать купоны, которые должны стать основной национальной валюты, в январе 1992 г. (Uchitelle, 1992). Предполагается, что в будущем и Украина и Россия создадут стабильные деньги, и тогда межреспубликанская торговля опять воспрянет. Такого будущего может быть придется ждать долго. Нынешней реальностью является унаследованный от коммунистических систем банков и торговли легализованный бартер. Крупные авиазаводы начали штамповать алюминиевые кастрюли, чтобы было чем расплачиваться за поставки. Поскольку предприятия стремятся улучшить снабжение своих работников, на мясо можно выменять почти что угодно. Такие дефицитные и высокоценимые товары как автомобили иногда котируются на бирже в тоннах пшеницы (Bamnger, 1991). Угольщики Кузбасса зимой 1991--1992 года пытались выменивать уголь на сахар. Ассоциация частных фермеров выменивала мясо и другие продукты на колесные трактора и др. технику (Banerjee, 1991). Даже непьющие запасали водку для обмена (Albright, 1991). И предприятия и потребители предпочитают владеть товарами, а не рублями; накопление запасов стало стандартным поведением. Из-за чрезмерной концентрации производства, когда доля отдельных производителей доходила до 85--100 процентов всего выпуска, особенно важна роль межреспубликанской торговли (IMF; 1991: 2, pp. 16, 40). В июле 1991 г. небольшое предприятие с Дальнего Востока России сообщило, что испытывает трудности с получением стали для изготовления водонагревателей. И это небольшое предприятие являлось единственным поставщиком бойлеров для всей территории бывшего СССР (FBIS; 29 July, 1991, р. 53). В 1988 г. для всех республик кроме России объем межреспубликанской торговли превосходил 30 процентов объема валового производства, а в 12 республиках -- более 40 процентов (The Economist; 1991, р. 77). Из-за быстрого обесценивания рубля в торговле начали использовать доллар США и другие твердые валюты. [О сегодняшней атмосфере бизнеса см. Copetas (1991). ] По разным оценкам на руках у населения сейчас от 2 до 10 млрд. долл. и других твердых валют. О недоверии к денежной политике правительства свидетельствует высказывание человека, который в феврале 1992 г. был в США с официальным визитом: "свою твердую валюту я храню дома". Привлекательность доллара сказывается в его более высокой покупательной способности -- сравнительно как с официальным, так и с черным курсом (Ignatius and Hays, 1992). В то же время государства, возникшие на месте СССР, унаследовали внешний долг более чем в 60 млрд. долл. В общем, как внутренняя, так и внешняя торговля республик страдает из-за отсутствия нормальных средств обмена. И для внутренней и для межреспубликанской торговли нужны хорошие деньги, и как можно быстрее -- без этого не удается использовать существующие ресурсы. Республикам нужна система коммерческих банков и им следовало бы вовлечь в оборот запасы твердой валюты, принадлежащей их гражданам. [Маккиннон (McKumon; 1979, р. 251--254) считает одним из факторов успеха плана Маршалла создание европейского платежного союза, в фонд которого США внесли -350 млн. долл. Платежный союз, в котором доллар служил единицей учета, сделал европейские валюты конвертируемыми и возродил торговлю. При этом перелив капитала из США составил только 4 процента ВНП. ] Свободное банковское дело: история

Свободную банковскую систему отличает возможность беспрепятственно учредить банк и беспрепятственно выпускать банкноты -- при минимальном правительственном вмешательстве. Роль правительства ограничена (если не считать предоставления соответствующего законодательства) наблюдением за выполнением договоров и законов, запрещающих жульничество и другие формы преступной деятельности. В такой системе нет центрального банка, и никто не приходит на помощь банкротам. После публикации работ Ф. Хайека 1976 и 1978 гг. о конкурентных валютах, история и теория частной эмиссии конкурирующих валют привлекла повышенное внимание западных экономистов. Делаются известными новые примеры. В большинстве случаев все банки использовали одну и ту же резервную валюту или стандарт ценности, в которую конвертировались прочие деньги. Смысл предложения Хайека заключался в конкуренции между валютами с разными единицами номинации. Ему казалось возможным, что в результате конкуренции возникнет валютный стандарт, имеющий постоянную покупательную способность относительно корзины сырьевых товаров. Главным в его (и других ученых) аргументах было то, что правительственная монополия на эмиссию денег и на определение стандарта ценности настолько извратила ситуацию, что у рынка просто не было возможности поэкспериментировать с эмиссией денег, которые могли бы подойти потребителю. Независимо от того, какой могла бы стать законченная система с конкурирующими частными деньгами, исторические данные говорят нам о том, чего можно ожидать от подобной системы, независимо от того -- используют или нет все банки одинаковый валютный стандарт. Наиболее интересен исторический опыт Шотландии от 1716 г. , когда пала монополия Шотландского банка, до 1845 г. , когда был принят закон об окончательной монополии банка Англии на эмиссию денег. Уайт (White, 1984) обобщил этот опыт и сравнил его с опытом Англии. В Шотландии ничто не препятствовало учреждению новых банков. Все банки кроме трех были основаны как фирмы с неограниченной ответственностью, так что их владельцы в случае банкротства должны были нести ответственность перед вкладчиками и держателями банкнот. С 1765 г. был запрещен выпуск мелких банкнот и принято требование оплачивать банкноты по предъявлению, что сделало незаконным прежнюю практику, в соответствии с которой банк мог оплатить предъявленные банкноты с задержкой на 6 месяцев, выплачивая за этот период проценты держателям. Таковы были единственные формы регулирования. В Англии, напротив, на протяжении большей части этого периода выпуск банкнот был запрещен, если в банке было более 6 совладельцев; после 1826 г. была разрешена эмиссия банкнот банкам, расположенным на расстоянии более 65 миль от Лондона. Уровень банкротств в Англии более чем в 4 раза превосходил соответствующий показатель для Шотландии, и убытки зачастую ложились на держателей банкнот, тогда как в Шотландии, как правило, убытки покрывались владельцами банков (White; 1984, р. 47). В США "свобода" банков означала не свободу предпринимательства, а возможность учреждения банка без специального разрешения законодательных органов. Опыт США отличается крайней пестротой, поскольку законы некоторых штатов работали вполне хорошо, а в некоторых были просто чудовищны. Даже внутри штатов, как правило, не разрешалось создавать банковские филиалы. Некоторые штаты использовали банки как рынок для своих облигаций и требовали от них скупать облигации для обеспечения эмитируемых банкнот, но при этом требовали, чтобы облигации учитывались не по рыночной оценке, а по номинальной цене. Эмитенты были привязаны к номинальной цене облигаций, и если последняя превышала рыночный курс, банки (даже в случае банкротства) могли получить мгновенную прибыль за счет эмиссии банкнот, обеспеченных ценными бумагами штата. Согласно Рокофу (Rockoff, 1975) эти правовые ограничения стали причиной возникновения крайне рискованных (диких) форм банковской практики, характерных для одних штатов и неизвестных в других; другим результатом была неспособность банков погашать эмитированные банкноты в случае обесценивания облигаций штата, что было результатом невозможности в достаточной степени диверсифицировать активы. Некоторые штаты оказывались неспособными закрывать неплатежеспособные банки. Стабильная система свободных банков, похожая на шотландскую систему, возникла в штатах Новой Англии -- конкурентный выпуск банкнот, забота о поддержании номинального курса и система межбанковского клиринга, начало которой положил бостонский Suffolk Bank. Стабильная система развилась и в Нью-Йорке, национальном центре торговли и промышленности. В 1840 г. был принят закон, по которому облигации штата, служившие обеспечением эмиссии, учитывались по рыночной цене. В общем случае закон предполагал ограниченную ответственность банков. Были установлены нижние границы уставного капитала банков, и если при наличии долгов оказывалось, что уставный капитал изъят, накладывался запрет на выплату дивидендов владельцам до тех пор, пока они не возмещали убыль уставного капитала. За изъятие уставного капитала банк мог подвергнуться ликвидации. Нью-йоркский закон требовал также наличия резервов в размере 12, 5 процента от суммы эмитированных банкнот, и гарантировал компенсацию тем держателям банкнот, которым банк отказал в погашении по предъявлению (Rockoff; 1975, р. 70--79, 81). В Швеции частные коммерческие банки с неограниченной ответственностью эмитировали банкноты с 1830 по 1904 г, когда эта практика была запрещена; параллельно ходили деньги государственного банка (Sandberg; 1978, р. 657--665). Один из этих банков сыграл особенно важную роль в развитии шведской промышленности. Сэндберг (Sanberg; 4978, р. 651) считает банковскую систему одним из важнейших слагаемых успеха Швеции, в том числе самых высоких темпов роста ВНП в Европе в период 1870--1914 гг. Банковских банкротств не было (Selgin; 1988, р. 7). Между 1826 и 1850 гг. швейцарские кантоны разрешали частным банкам эмитировать банкноты. Пример Швейцарии особенно интересен, потому что в то время там не существовало единого валютного стандарта и банки были вольны выбирать денежную единицу. Восемь банков с различными формами собственности использовали четыре валютных стандарта. Базельский банк, банкноты которого были деноминованы во французских франках, и цюрихский, эмитировавший банкноты в брабантских таллерах, принимали банкноты друг друга по курсу, установленному банком-эмитентом. Время от времени частные небанковские эмитенты приостанавливали конвертируемость, но банкротств не было (Weber, 1988). Законы, ограничивавшие объем эмиссии и устанавливавшие резервные требования, не влияли на поведение банков, поскольку размер эмиссии неизменно был ниже разрешенного по закону, а объем резервов в среднем превышал требуемый законом. История свободных банков в ряде стран на протяжении длительного периода -- в Шотландии более 100 лет, в США от 1838 до 1860 гг. -- в целом гораздо доброкачественнее, чем можно было бы представить по анекдотам о диких банках. Впрочем, важнейший урок истории требует создания условий, неблагоприятных для диких банков (т. е. банков, созданных исключительно с целью выбросить на рынок как можно больше банкнот). Параллельно с изучением исторических свидетельств развивалась теория свободных банков. Основные теоретические выводы таковы: 1) система свободных банков в принципе неифляционна (т. е. не ведет к систематической сверхэмиссии банкнот); 2) не способствует ценовой неопределенности; 3) не порождает денежного неравновесия или колебаний ценности денег; 4) не создает условий для нестабильности -- паник и бегства депозитов; 5) не ведет к неэффективному использованию ресурсов. [См. Klein (1974); Glassner (1989); Rockoff (1975); Salsman (1990); White (1984, 1989a, 1989b); Selgin (1988); Vaubel (1987). Селгин и Уайт, исходя из исторических фактов и теоретических построений, дают гипотетическую картину системы свободных банков (Selgin: 1988, chap. 2, pp. 16--34; White, 1989b). ] Как теория, так и исторические свидетельства говорят, что рынок есть эффективный и действенный механизм предоставления денег. История демонстрирует также, что когда правительство решает уничтожить режим свободного банковского дела, оно (к несчастью) добивается своего без затруднений, и что это всегда осуществлялось во имя собственных целей правительства -- чтобы приобрести преимущества монопольной эмиссии и способности обесценивать валюту. Система свободных банков для СНГ

В условиях свободной банковской системы каждое из государств-членов СНГ сможет при желании принять законы, разрешающие частным банкам принимать вклады в твердой валюте, золоте или других ценностях, и выпускать банкноты или создавать депозиты, конвертируемые в твердую валюту, золото, в нефть или в корзину товаров, пользующихся устойчивым спросом на мировых рынках. Каждое государство затем установит, что банки могут использовать вклады или банкноты в трансакциях или контрактах без всяких ограничений, и что правительство будет следить за выполнением этих контрактов таким же образом и с таким же усердием, с какими оно принуждает к выполнению контрактов в рублях или любой другой валюте, выпущенной самим правительством или от его имени; государство также примет на себя обязанность использовать законы, преследующие жульничество, подделку ценных бумаг и пр. так же, как оно преследует аналогичные преступления против собственных денег. Лицензия на учреждение таких банков должна предоставляться по удовлетворении некоторых определенных минимальных требований -- имена, адреса и характеристика собственников (люди с криминальным прошлым должны быть исключены из числа возможных собственников), копия уставных документов банка с информацией о договорных обязательствах и взаимоотношениях с акционерами, вкладчиками и держателями банкнот, а также с именами и адресами аудиторов. От каждого банка можно потребовать, чтобы в его названии содержалось стандартное выражение типа "не государственный", которое свидетельствовало бы, что банк не принадлежит государству и не поддерживается им, и что его банкноты и депозиты не застрахованы правительством. Страны СНГ могут решить, что иностранные юридические и физические лица могут иметь право на получение банковской лицензии на полное или долевое владение банком. Законы каждого государства СНГ потребуют, чтобы банки выполняли договорные обязательства перед держателями банковских билетов и вкладчиками; в случае невыполнения обязательств правительство закроет банк в соответствии с существующими правилами о банкротстве частных банков и уставными требованиями самого банка о порядке удовлетворения претензий. Государство может потребовать, чтобы каждый банк обнародовал регулярную (даже ежедневную) аудиторскую информацию по установленной форме о состоянии банка, и вывешивал ее во всех отделениях банка и передавал в печать для публикации. Кроме того, банки должны информировать правительство и публиковать в печати сведения о количестве напечатанных банковских билетов; также и все типографии, печатающие банковские билеты, должны информировать правительство и публику о тиражах банкнот. Весьма вероятно, что обнародование информации станет обычным и само по себе, без всякого регулирования. Предполагается, что определенные требования могут сократить период времени, который потребуется рынку, чтобы сформировать спрос на информацию, на основании которой можно оценивать деятельность частных банков. Правительственное регулирование деятельности этих банков должно ограничиваться выдачей лицензий и определенными информационными требованиями. Не следует ограничивать создание отделений или территориально ограничивать деятельность, не нужно также ограничивать набор возможных финансовых услуг (включая услуги клиринговых домов). Не нужны требования к величине резервов и не следует ограничивать величину процента по вкладам или кредитам, или виды кредитных услуг, которые может предоставлять банк (в том числе участие в собственности). (Не нужно запрещать банкам предоставлять кредиты госпредприятиям или брать у них вклады, но правительство, как владелец госпредприятий, может запретить всем или некоторым из них брать кредиты у частных банков или держать в них счета). Процесс учреждения новых банков не должен знать других ограничений, кроме минимальных требований при выдаче лицензии (и, может быть, минимального начального капитала), поскольку конкуренция есть главный регулятор системы свободных банков. Не должно ограничиваться конвертирование счетов в наличные деньги или использование таких инструментов, как чеки, электронный перевод средств, банкоматы и пр. Не следует ограничивать спектр возможных банковских обязательств перед клиентами, в том числе -- быть ли банку акционерным обществом с ограниченной или неограниченной ответственностью. Банк может иметь право на выпуск банкнот с правом отсроченного выкупа -- так что банк получит возможность разменивать предъявленные банкноты с отсрочкой, скажем, на полгода. Банк сам решает, признавать ли ему банкноты, выпускаемые другими банками; клиринговые палаты также должны иметь свободу включать те или иные банки в число своих клиентов. Выпускаемые банками денежные инструменты будут свободно котироваться на рынке относительно друг друга и относительно рубля. Чтобы поощрить развитие системы, правительства стран СНГ могут счесть желательным амнистировать, может быть временно, владельцев средств в твердой валюте с учетом происхождения или источника их средств. Правительствам, быть может, придется гарантировать отказ от конфискаций или денежных "реформ" конфискационного типа. Но правительствам не следует брать на себя обязательства по выплате вкладов или размену банковских билетов. Не следует также требовать, чтобы банки владели чем-то определенным, особенно правительственными обязательствами или облигациями. [Было бы разумным принять основы банковского законодательства, но разрешить областям и автономиям решать, желают ли они допустить на своих территориях свободу банковского дела. ] Правительства республик могут оказаться вынужденными как-то определить или ограничить возможные виды обеспечения для вкладов и банкнот. В настоящее время явным кандидатом является доллар, но не ясно, что же будет во всей рублевой зоне в конце десятилетия. Немецкая марка на западе страны, йена на Востоке, финская марка в Санкт-Петербурге, и, наконец, экю для всех желающих. Можно также использовать золото или валюты конвертируемые, скажем, в доллар, но имеющие основой спотовую цену нефти. Как сказал недавно Милтон Фридман, "пусть общие деньги возникнут тем же путем, каким возник общий язык, в ходе добровольного сотрудничества .... больше надежд на то, что надежные общие деньги возникнут в результате добровольного сотрудничества через рыночный процесс, а не в результате подгоняемой правительством кооперации через политический процесс. " (Friedman, 1991). Могут также возникнуть новые формы денег, вроде тех, которые предвидел Хайек и другие. [Возможные варианты описаны у Greenfield and Yeager (1987), Hall (1982), Hayek (1976), Yeager (1987). ] Денежные вопросы -- предмет дискуссий в содружестве независимых государств, образованном 11 республиками бывшего СССР. Россия хочет сохранить рубль и превратить его в надежную валюту, а другие республики -- особенно настойчиво Украина -- заинтересованы в создании собственных денег. Договорятся ли страны СНГ о сохранении рубля для общего пользования или нет, они могут договориться о том, чтобы: 1) разрешить частным лицам и предприятиям использовать любые частные деньги по выбору; 2) принимать или нет частные деньги, выпущенные на территории других стран, при уплате налогов; 3) разрешать или нет открытие местных отделений банкам со штаб-квартирой в другой стране; 4) требовать ли соблюдения контрактов, условия которых сформулированы в частных деньгах других республик (где-то контракт всегда будет защищен законом). При наличии таких соглашений частные банкноты, конвертируемые в твердую валюту, могли бы служить инструментом обмена между странами СНГ независимо от надежности рубля (или любых других республиканских денег), и независимо от того, решат ли остальные республики иметь собственные деньги. Фактически, СНГ может принять высказывание Ф. А. Хайека (F. A. Hayek; 1976, р. 17), сформулированное им для европейского Общего рынка: Страны (Общего рынка) .... взаимно связывают друг друга формальным договором не чинить каких-либо препятствий свободному совершению сделок на своей территории в валютах других стран (включая золотые монеты) или свободному занятию банковским делом любому учреждению, основанному на любой из их территорий. Со своей стороны, банки должны обменивать твердую валюту на собственные депозиты или банкноты. Банки примут обязательство разменивать депозиты и банкноты в выбранной резервной валюте (скажем, в долларах) по требованию (или с определенной задержкой во времени). Их твердая валюта будет конвертирована, в этом примере, в доллары и вложена в (как правило) краткосрочные долларовые ценные бумаги -- обязательства Казначейства США или коммерческие бумаги. В конкурентной системе банки станут платить проценты по большинству вкладов. Банк будет выдавать кредиты в собственных деньгах, увеличивая тем самым общее предложение денег. Но как только вклады конвертированы в банкноты и потрачены или переданы другим в виде чека, банку придется делать выплаты из своих резервов или удовлетворять требования с помощью принадлежащих ему требований к другим банкам -- банкнотами, которые он принял, или чеками подлежащими учету; тем самым экспансия банковских обязательств будет ограничена спросом публики. В конце концов, разовьется организованная система клиринга межбанковских обязательств, и клиринговая палата или отдельные банки будут предоставлять ссуды банкам, переживающим временные трудности. Дикий Восток

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты