рефераты курсовые

Конституционные основы местного самоуправления в РФ

представитель государственной власти. Одновременно он является и

председателем местного совета. В общем, он концентрирует большую власть и

является представителем государственной власти. Будучи избранным

населением, он легитимен в глазах населения.

Что касается ст. 12 Конституции, которая исключает органы местного

самоуправления из системы органов государственной власти, то она, не делает

органы местного самоуправления элементами государственности второго сорта и

не выводит их за рамки государственности. Это такой же по качеству элемент

государственности. С точки зрения юридической оценки это - органы власти,

как и вся вышестоящая структура. Не надо представлять, что здесь совершенно

иная природа. Это публично-правовые учреждения. Кроме того, признание

публично-правового характера органов местного самоуправления надо

рассматривать с той точки зрения, что существует тенденция к общинизации

местного самоуправления. Поэтому естественно, что государство определяет и

территории местного самоуправления, и объем полномочий местного

самоуправления, исходя из реальных управленческих возможностей данных

структур, определяемых размерами территории, социальной, производственной

инфраструктурой и т.д.

7. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Важнейший принцип организации местного самоуправления -–формирование

его руководящих органов посредством выборов.

На основании федерального законодательства и в соответствии с

заключенными Российской Федерацией международными договорами, Европейской

хартией о местном самоуправлении наличие выборных органов местного

самоуправления является обязательным, а выборы проводятся в сроки,

установленные законами субъектов Федерации и уставами муниципальных

образований.

Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления

осуществляют территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии,

которые вместе с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации несут всю полноту

ответственности за обеспечение избирательных прав российских граждан.

Именно поэтому принципиально важно, чтобы избирательные комиссии в пределах

своей компетенции проявляли независимость от органов государственной власти

и местного самоуправления, и в то же время - обеспечили деятельное

взаимодействие с законодательными, исполнительными и судебными органами,

работали в тесном контакте со средствами массовой информации, а

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и Центральная

избирательная комиссия Российской Федерации, используя собственные

полномочия, обеспечивали бы контроль за соблюдением избирательных прав

граждан и единообразным применением законодательства, оказывали

организационно-методическую, правовую и иную консультативную помощь

комиссиям, непосредственно организующим выборы на местах.

В России накоплен значительный опыт подготовки и проведения выборов в

органы местного самоуправления.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании, что отвечает демократическим принципам и

международным стандартам. Граждане наделены правом избирать и быть

избранными в органы местного самоуправления независимо от пола, расы,

языка, социального и имущественного положения, профессии, образования,

отношения к религии и политических убеждений. Голоса избирателей имеют

одинаковый вес, а носителей мандатов определяют исключительно сами

избиратели. Выборы в органы местного самоуправления, как и все другие,

обычно проводятся на альтернативной основе (практика показывает, что на

один депутатский мандат претендуют от 2 до 12 кандидатов).

В формировании органов местного самоуправления принимают участие

общественные объединения. Чаще всего – это наиболее крупные объединения,

способные организовать предвыборную агитацию в пользу своих сторонников и

обеспечить общественный контроль за проведением выборов.

В России, также как и во многих европейских странах, существует

несколько способов формирования органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления избираются

непосредственно населением. В отдельных случаях их полномочия осуществляют

собрания (сходы) граждан.

Составной частью системы органов местного самоуправления является

исполнительные органы – местная администрация – занимающаяся повседневным

управлением на подведомственной территории. Руководят местной

администрацией, как правило, выборные должностные лица – главы местного

самоуправления. В городах это чаще всего мэр, либо глава администрации,

глава города; в районах – глава местного самоуправления, глава района; на

других территориях – глава муниципального округа, сельсовета и так далее.

Глава местного сообщества избирается либо непосредственно населением, либо

из состава представительного органа. Он может быть нанятым по контракту или

занимать эту должность в силу избрания его председателем соответствующего

представительного органа (в большинстве – почти 2/3 – субъектах Федерации

главы местного самоуправления избраны населением в ходе выборов тайным

голосованием).

В большинстве субъектов Федерации имеется необходимая законодательная

база, обеспечивающая реформирование органов местного самоуправления. Наряду

с конституциями и уставами субъектов Российской Федерации на местах

действуют законы:

* Об организации местного самоуправления;

* О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения

муниципальных образований;

* Об установлении и изменении границ и наименований муниципальных

образований;

* О выборах в органы местного самоуправления;

* О местном референдуме;

* О собраниях и сходах граждан и другие.

В поле зрения Центральной избирательной комиссии постоянно находятся

проблемы юридической чистоты правовой базы организации и проведения выборов

в субъектах Российской Федерации. Проведенный Центральной избирательной

комиссией анализ региональных законодательных актов о выборах в органы

местного самоуправления обнаружил определенные отступления от федерального

законодательства, а в ряде случаев и нарушения его требований. Порой

нарушаются условия приобретения гражданами активного избирательного права.

В ряде регионов этим правом обладают лишь граждане, постоянно проживающие

на соответствующей территории. Допускается установление верхнего

возрастного предела, вводятся языковые и другие ограничения для получения

пассивного избирательного права. В некоторых законах закреплена возможность

образования разновеликих избирательных округов с недопустимо высоким

превышением установленной Федеральным законом нормы.

Таким образом, еще предстоит кропотливая работа по совершенствованию

региональных законов, приведению их в соответствие с Федеральным законом

“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан Российской Федерации. Причем практика последних лет по выборам в

органы местного самоуправления показала, что нуждается в совершенствовании

и федеральное законодательство, в которое следует внести дополнения в части

установления общих принципов учета мнения населения при преобразовании

существующих и формировании новых муниципальных образований, в том числе в

связи с установлением и изменением их границ.

8. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в Российской

Федерации” от 8 января 1998 года. N 8-ФЗ устанавливает общие принципы

организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных

служащих в Российской Федерации.

Муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,

конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов

Российской Федерации.

Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы

осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с

Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим

Федеральным законом, другими федеральными законами.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства

Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим

Федеральным законом.

Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая

осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не

являющейся выборной.

Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом

муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской

Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного

значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также

должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с

уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по

исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления

и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Муниципальные должности подразделяются на:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных

выборов;

иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового

договора.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной

службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к

религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст.3).

Основные принципы муниципальной службы (ст. 5):

1) верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и

законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми

актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими

должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное

действие;

3) самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их

полномочий;

4) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

5) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее

исполнение своих должностных обязанностей;

6) равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их

способностями и профессиональной подготовкой;

7) единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в

Российской Федерации, а также учет исторических и иных местных традиций;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) внепартийность муниципальной службы.

Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств

местного бюджета (ст.6). Минимально необходимые расходы муниципальных

образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами

государственной власти, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации,

исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в

соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской

Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за

денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета

(ст.7).

Статья 11 Федерального закона устанавливает ограничения, связанные с

муниципальной службой.

Муниципальный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической,

научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта

Российской Федерации, депутатом представительного органа местного

самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления,

выборным должностным лицом местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных

лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не

предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом

муниципального образования в соответствии с федеральными законами и

законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в

управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе

местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо

который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально - технического,

финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную

информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального

служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки,

денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха,

транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им

должностных обязанностей;

9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за

исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по

договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с

органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также

с органами государственной власти и органами местного самоуправления

иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими

организациями;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий,

религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного

самоуправления структуры политических партий, религиозных и других

общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление

под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной

службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном

капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом

муниципального образования в соответствии с федеральными законами и

законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом,

а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны

представлять в органы государственной налоговой службы сведения о

полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве

собственности, которые являются объектами налогообложения.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим

возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального

служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в

соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской

Федерации (ст.14).

Муниципальному служащему предоставлены существенные гарантии его

деятельности - это условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных

обязанностей, денежное содержание и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый

отпуск, медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после

выхода его на пенсию, пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное

обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти,

наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей, обязательное

государственное социальное страхование на случай заболевания или потери

трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее

прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных

обязанностей, защита его и членов его семьи в порядке, установленном

законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с

исполнением им должностных обязанностей и другие.

9. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Федеральный закон “Об основах местного самоуправления в Российской

Федерации” от 25.09.97 г. № 126-ФЗ определяет основные принципы

организации местных финансов, устанавливает источники формирования и

направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления,

основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения

органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии

финансовых прав органов местного самоуправления.

Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые

представительными органами местного самоуправления самостоятельно в

соответствии с федеральными законами;

Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и

используемых для решения вопросов местного значения;

Местные финансы включают средства местного бюджета, государственные и

муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,

и другие финансовые средства (ст.2).

Формирование и использование местных финансов основываются на

принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и

гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от

имени населения муниципального образования органами местного самоуправления

или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с

уставом муниципального образования.

Формирование и использование местных финансов осуществляются в

соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об

общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами,

конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами

муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного

самоуправления.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы

государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию

местных финансов в порядке, предусмотренном законодательством Российской

Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В этих целях указанные органы соответственно:

1) регулируют отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и

местными бюджетами, а также между федеральным бюджетом и местными бюджетами

- в рамках федеральных целевых программ;

2) участвуют в решении вопросов местного значения путем выполнения

федеральных целевых программ и региональных программ;

3) распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных целевых

программ и региональных программ и иных мероприятий, между муниципальными

образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым

использованием этих средств;

4) разрабатывают государственные минимальные социальные стандарты,

устанавливают социальные нормы;

5) оказывают методическую помощь органам местного самоуправления в работе

по формированию и исполнению местных бюджетов;

6) осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления

налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и

законодательства субъектов Российской Федерации;

7) осуществляют другие функции в соответствии с законодательством

Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При наделении органов местного самоуправления отдельными

государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными

государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им

одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для

осуществления этих полномочий.

Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие

в результате решений, принятых органами государственной власти Российской

Федерации или органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на

получение в процессе осуществления бюджетного регулирования средств из

федерального бюджета и средств из бюджета субъекта Российской Федерации в

соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъекта Российской

Федерации.

Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами

местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом

муниципального образования.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в

процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного

самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются

государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами,

нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.

Глава муниципального образования, иные должностные лица местного

самоуправления несут ответственность за исполнение местных бюджетов в

соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской

Федерации, уставами муниципальных образований.

I. Доходная часть местных бюджетов состоит из:

Собственные доходы местных бюджетов – сюда относятся местные налоги и

сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов

и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными

бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются

налогоплательщиками в местные бюджеты. К местным налогам и сборам относятся

налоги и сборы, установленные в соответствии с федеральными законами.

К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества:

2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного

имущества, находящегося на территории муниципального образования,

проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;

3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду

нежилых помещений, и муниципальных земель;

4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) доходы от проведения муниципальных денежно - вещевых лотерей;

6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

7) государственная пошлина, установленная в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);

9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской

деятельностью без образования юридического лица.

К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли

федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и

закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.

К указанным доходам относятся:

1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50

процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 процентов в

среднем по субъекту Российской Федерации;

3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного

производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней,

отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных

камней Российской Федерации) в пределах не менее 10 процентов в среднем по

субъекту Российской Федерации;

4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не

менее 5 процентов в среднем по субъекту Российской Федерации;

5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением

акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные

подакцизные товары) в пределах не менее 10 процентов в среднем по субъекту

Российской Федерации.

К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие

платежи, установленные законодательством Российской Федерации и

законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления по формированию местных

бюджетов:

Представительные органы местного самоуправления вправе:

1) устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате

в соответствии с федеральными законами;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать

решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении

изменений в порядок его уплаты. Принятые решения подлежат официальному

опубликованию не менее чем за один месяц до вступления их в силу.

Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет

предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов

Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные

предприятия которых расположены вне территории данного муниципального

образования.

Население муниципального образования может непосредственно принимать

решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с

уставом муниципального образования. Собранные в соответствии с указанными

решениями средства самообложения используются исключительно по целевому

назначению. Органы местного самоуправления информируют население

муниципального образования об использовании средств самообложения.

Важной гарантией финансовых прав местного самоуправления служит

положение п.6 ст.9 - фактическое увеличение собственных доходов местных

бюджетов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово -

хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, не

может служить основанием для снижения на следующий финансовый год органами

государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов отчислений

(в процентах) от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также долей (в

процентах) средств муниципальных образований, выделяемых из фонда

финансовой поддержки муниципальных образований.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы

государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять

контроль за расходованием средств, выделенных ими муниципальным

образованиям на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а

также в форме субвенций.

Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании:

1. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно

разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном

образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса,

установленными федеральными законами и законами субъекта Российской

Федерации.

2. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных

бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией

Российской Федерации и бюджетной классификацией субъекта Российской

Федерации.

3. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется

представительными органами местного самоуправления. Органы местного

самоуправления вправе привлекать для этой цели аудиторов.

Органы местного самоуправления публикуют сведения об исполнении

местного бюджета за истекший финансовый год.

II. Расходная часть местных бюджетов включает:

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные

законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта

Российской Федерации;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных

полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным

займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по

ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов

муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и

предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается

уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного

самоуправления.

Местная (муниципальная) собственность.

Собственность субъектов РФ должна иметь в качестве "противовеса"

местную (муниципальную) собственность. Иначе они подавят самоуправление.

Самоуправление без собственности - это еще не самоуправление. Однако

собственность никто сверху не даст, ее надо брать, что является важнейшим

моментом “муниципальной революции”. На местах надо создавать депутатские

комиссии и органы по муниципальной собственности, далее осуществлять

инвентаризацию, проводить оценку и подготавливать реестр тех объектов,

которые должны быть переведены в муниципальную собственность, т.е. в

собственность территории, затем согласовывать с вышестоящим и нижестоящим

выборными органами этот реестр. Для цивилизованного решения спорных

вопросов необходимы решения соответствующих арбитражных органов.

Сходным образом необходимо решать проблемы разгосударствления и

приватизации, проведения земельной реформы. Так, проведение земельной

реформы на первом этапе должно заключаться в формировании фонда

муниципальных земель. На втором этапе местными муниципалитетами, любыми

другими органами местного самоуправления, как бы они ни сложились и не

назывались, производится передача и закрепление земель в собственность,

владение, пользование, включая аренду, гражданам, предприятиям, учреждениям

и организациям.

Центру остается издание общезначимых правил, нормативов и стандартов

для деятельности районных и городских властей, а также опротестование

противоречащих законодательству актов районных и городских органов местного

самоуправления.

Теперь - базовый вопрос: вопрос о деньгах. Часто можно услышать:

"Дайте деньги, подведите экономическую базу под самоуправление, и тогда мы

проголосуем за него". Это, на мой взгляд, неправильно. Суть экономической

основы местного самоуправления должна заключаться в том, чтобы

муниципальное образование получило возможность зарабатывать деньги и чтобы

их не отбирали, когда оно заработает сверх установленных нормативов. А это

вопрос совсем другой - это вопрос новой экономической системы,

экономической реформы. Местное самоуправление в данном этапе - сердцевина

экономической реформы.

В настоящее время определяющим темп движения по пути реформирования

местных органов власти является установление собственной компетенции

местного самоуправления его финансово-экономической базы.

Изменение отношений в финансовой, экономической сферах, а также в

сфере земельных отношений предполагает соответствующие корректировки

налогового, бюджетного, земельного и иного законодательства, в результате

чего должен быть обеспечен финансовый, бюджетный и экономический

федерализм.

Огромное влияние на развитие местных финансов оказывает состояние их

правовой основы. Представительные и исполнительные органы должны уделять

данному вопросу серьезное внимание. В последние годы это нашло отражение в

ряде принятых законов, а также в Налоговом и Бюджетном кодексах.

Проблема муниципальной собственности, как показывает практика

арбитражных судов, особенно на этапе принятия Закона "Об общих принципах

организации местного самоуправления...", стояла особенно широко. В

Конституции (ст. 132) сказано, что "...органы местного самоуправления

самостоятельно управляют муниципальной собственностью". Слово

"самостоятельно' требовало толкования. Стали полагать, что это не только

осуществление субъективного права собственности, но регулирование отношений

собственности. Арбитражные суды, естественно, не поддержали такое

понимание: общеизвестно отношение к собственности - ядру гражданского

правового регулирования. Это федеральная компетенция. Поэтому никто, кроме

федерации, не может регулировать отношений собственности. А вот

осуществлять полномочия собственника муниципального имущества

самостоятельно органы местного самоуправления могут.

Второй блок вопросов - это вопросы, связанные с финансовой основой

местного самоуправления. К сожалению, арбитражные суды не всегда полезны

для местного самоуправления. Они столкнулись в основном с делами, которые

касались отношений в двух плоскостях. Это - вопросы местных налогов. И

Конституция, и Закон "Об общих принципах организации местного

самоуправления в РФ" прямо говорят, что органы местного самоуправления

самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.

Арбитражные суды поддерживали муниципальные образования, если они

вводили местные налоги и сборы, кроме тех, которые были в перечне в Законе

об основах налоговой системы. Однако при подготовке нового налогового

кодекса надо определиться, ибо наблюдается явная коллизия двух законов.

С 1991 г. началось строительство бюджетной системы Российской

федерации, построенной на федеративно-демократических началах. Бюджетная

система России включает: федеральный бюджет, региональные бюджеты РФ

(республиканские бюджеты республик в составе РФ, областные, краевые,

окружные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты

(городские, районные, поселковые, сельские).

В соответствии с законодательными актами, вышедшими с 1991 г., все

перечисленные выше бюджеты являются самостоятельными. Этими

законодательными актами были заложены и принципы бюджетного федерализма. В

Законе РФ 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в

РФ" записано, что не допускается подчиненность одного муниципального

образования другому. Таким образом, все местные бюджеты имеют равный

юридический статус. Самостоятельности всех звеньев бюджетной системы

способствовал Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

(1991 г.), в котором все налоги в стране были разделены на три уровня —

федеральные, региональные, местные, а также введение с 1994 г.

трансфертной формы передачи части средств федерального бюджета в бюджеты

субъектов Федерации (подобная форма передачи средств основана на единой для

всех регионов формуле, обеспечивающей объективный и прозрачный механизм

поступления средств в каждое бюджетное звено из общегосударственных или

региональных доходов). В 1998 г. этот же принцип нашел свое отражение в

Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

Важным шагом в расширении финансово-бюджетных прав стал Закон "Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28

августа 1995 г. В Законе зафиксировано, что федеральные органы

государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской

Федерации обеспечивают территориям минимальные местные бюджеты, а

минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами

субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной

обеспеченности. Далее указывается, что доходная часть минимальных местных

бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе

федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации доходных

источников.

Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления

органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий,

ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в

бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов

или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений,

принятых федеральными органами государственной власти и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются

органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами

местного самоуправления в пределах, переданных им в качестве компенсации

средств.

В развитие этого Закона Комитетом Государственной Думы по вопросам местного

самоуправления был разработан Закон "О финансовых основах местного

самоуправления", утвержденный Президентом Российской Федерации 25 сентября

1997 г.

Законом установлен новый принцип формирования местных бюджетов. Суть

его заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на

государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Социальные стандарты, социальные нормы должны разрабатываться

Правительством РФ в целом по Российской Федерации и с разбивкой по

субъектам Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня

обеспеченности населения коммунально-бытовыми и социально-культурными

благами и услугами, научно-обоснованных норм и материально-финансовых

возможностей государства. Представленные в Совет Федерации и

Государственную Думу РФ они должны ими рассматриваться и приниматься в

форме федерального закона не менее чем на 5 лет, после чего доводиться до

субъектов Российской Федерации. Тем самым для субъектов Федерации при

регулировании их бюджетов будет обеспечиваться минимально необходимый

уровень расходов и доходов, а также стабильность во взаимоотношениях с

федеральным бюджетом.

Субъекты Российской Федерации с учетом имеющихся в регионах

материально-финансовых возможностей должны разрабатывать нормы для

муниципальных образований. Причем эти нормы должны быть не ниже

утвержденных для субъекта Российской Федерации, а при наличии средств — они

могут быть выше.

Утвержденные нормы служат базой для расчетов минимально необходимого

уровня местных бюджетов, получения недостающих для этого доходов из

бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, муниципальным

образованиям гарантируется минимальный размер их бюджетов и объективная

основа для получения средств из республиканских, краевых, областных и

окружных бюджетов.

В целях увеличения доли собственных доходов местных бюджетов,

повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии

экономического потенциала на подведомственной территории и ликвидации

встречных межбюджетных финансовых потоков в федеральном законе определяется

ряд мер.

Прежде всего, это расширение числа собственных источников доходов

местных бюджетов. Для этого в местные бюджеты предусматривается зачислять

доходы от приватизации и реализации государственного имущества (не менее

10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты