рефераты курсовые

Новое информационное общество

общественности”[5] является хорошим примером системного подхода к анализу

социальных последствий информатизации:

| Положительные последствия |Отрицательные последствия |

| |

|КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО |

|Свободное развитие индивида |“Автоматизация” человека |

|Информационное общество |Дегуманизация жизни |

|Социализация информации (1) |Технократическое мышление |

|Коммуникативное общество |Снижение культурного уровня (3) |

|Преодоление кризиса |Лавина информации |

|цивилизации (2) | |

| |Элитарное знание (поляризация)(4) |

| |Изоляция индивида (5) |

|ПОЛИТИКА |

|Расширение свобод |Снижение свобод |

|Децентрализация |Централизация |

|Выравнивание иерархии власти (6) |Государство - ”надзиратель” (7) |

|Расширенное участие в |Расширение государственной |

|общественной жизни |бюрократии |

| |Усиление власти благодаря |

| |знаниям |

| | |

| |Усиление манипуляции людьми |

| | |

|ХОЗЯЙСТВО И ТРУД |

|Повышение продуктивности |Все возрастающая сложность |

|Рационализация жизни | |

|Повышение компетентности (8) |Обострение промышленного |

| |кризиса |

|Увеличение богатства | |

|Преодоление кризиса |Концентрация |

|Экономия ресурсов |Подверженность кризисам |

|Охрана окружающей среды |Стандартизация |

|Децентрализация |Массовая безработица |

|промышленности | |

| |Новые требования к |

| |мобильности трудящихся |

|Новая продукция | |

|Улучшение качества |Дегуманизация труда |

|Диверсификация продукции |Стрессы |

|Новые профессии и |Деквалификация |

|квалификации (9) | |

| |Исчезновение многочисленных |

| |профессий |

| | |

| | |

|МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |

|Национальная независимость (10) | Усиление взаимозависимости |

|Появляется шанс на развитие |Технологическая зависимость |

|у стран “третьего мира” | |

| |Обострение отношений Юга - |

| |Запада |

|Улучшение обороноспособности | |

|страны | |

| |Уязвимость |

| |Усиление опасности новой |

| |войны из-за обновления военных |

| |систем |

| | |

| | |

| | |

Комментарий к таблице Хессига:

1.”социализация информации” - увеличение степени направленности

информации на социальную сферу;

2. “преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для

разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого

развития цивилизации в целом[4].

3. “снижение культурного уровня” - развитие информационной среды

создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к

сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не

происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся

механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в

обществе, возможном накоплении их в узком , “верхнем” общественном слое -

элите (политической, экономической и т.д.).

5. “изоляция индивида” - без общественного регулирования

информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться , как

правило, опосредованно - через компьютер. Незнание и, что еще хуже,

отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и родственников - весьма

опасное социальное явление.

6. “выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно

происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания

условий для повышения ими социального статуса.

7. государство- ”надзиратель” - Левиафан[11], “помноженный” на

компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль не

только поведения, но и мыслей людей. В статье 5 закона РФ “Об информации,

информатизации и защите информации”[24] персональные данные отнесены к

категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания

интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых,

прогнозируемых людей.

8. ”повышение компетентности” и как альтернатива этому -

”деквалификация”. ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь

предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.

9. “новые профессии и квалификации” и , с другой стороны, возможное

исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более

интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не

только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах,

обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете).

Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали,

перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в

значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

10. “национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам

выходить на позиции национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных

сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость

(закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых

дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации

фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное

превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии

информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-

оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным

содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического

значения.

Национальная независимость диктует России необходимость

государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом,

что отражено в концепции информационной безопасности , ряде нормативных

документов( например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению

законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных

средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации”)

[25].

Формирование информационной среды общества

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и самоорганизации совершенно необходимо

всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что

при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое

единство средств информатики и системы социальной информации.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко

информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является

отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе

информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств

информатизации (“железо”+ программное обеспечение). Развивается

парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией

обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация.

Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует.

ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При

социальном управлении должна использоваться информация о выходе значений

ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении

ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений

порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий

катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных

членов общества.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные

причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются

трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их

нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и

программно0технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных

причин могут быть названы и недостаточный уровень образования, и

несформированное по поводу необходимости научных основ социального

управления общественное мнение.

В частности, ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику

для информирования населения. Социальную информацию собирают и обобщают

Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал “Вестник статистики”.

Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении

информационной среды общества является понятие “информационный потенциал

общества”.

Информационный потенциал общества в широком смысле - это накопленный в

обществе информационный ресурс.

Информационный потенциал общества в узком смысле - это

активизированный, введенный в действие информационный ресурс.

Информационный потенциал общества - это информационный ресурс общества

в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его

активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[6]

не только средства информационной техносферы, но также социальные средства,

методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,

повышению информационной культуры общества, его интеллектуального

потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,

медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации

информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют

подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли

каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно

использовать методику определения интеллектуальных способностей,

профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха

процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской

линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать

закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.

Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного

мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и

т.д [26].

Социальный интеллект

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация

социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных

организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать

исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов,

рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных

подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной

среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей

прикладного социологического анализа [30].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в

мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов -

уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в

расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости:

доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того,

упражняет ли его человек[27].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

- страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного

потребления;

- страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям

и частично оригинальные технологии;

- страны, производящие оригинальные технологии;

- страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности (

допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве

знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения,

способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию,

трансферт технологий) за счет уровня образования[12].

По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6

млн. студентов.

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную

информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е.

они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную

информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура

Информационная культура- это[13]:

- новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в

информационное бытие;

- свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от

глобального до локального, поскольку внутринациональный,

внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и

национальная наука;

- новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека

от рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих

его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и

самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году

в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала

личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее

эффективно ее использовать[29].

Академик А.П.Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение

навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и

предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,

представление о роли информационных технологий в жизни общества”[22].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и

информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды

общества.

- обзор разновидностей портативных ПК[28].

1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные

книжки(органайзеры);

2 группа: карманные компьютеры;

3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые

секретари);

4 группа: ПК-блокноты(notebook);

5 группа: ПК-субблокноты

6 группа: переносные ПК;

7 группа: портативные рабочие станции.

Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую

информацию из библиотеки(архива), не выходя из дома в любое время дня и

ночи.

Телекоммуникационные системы - обзор используемых сетей. Интернет как

средство коммуникации. По некоторым оценкам количествор компьютеров,

имеющих доступ к каким-либо сервисам Интернет весной 1995 года приблизилось

к 30 млн.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

- наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей,

непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит”

любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли

секунды;

- наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое

пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со свои

образом мыслей, своим языком.

Общество и личность в условиях информатизации

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически

взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное

требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности

информационного общества могут быть в полной мере использованы для

всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека,

стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере

отрицательными общественными последствиям информатизации.

1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными

физическими возможностями в современной информационной среде.

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода

к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ.

Например: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко

применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой

ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут

осуществляють работу на компьютере, ввод информации движением глаз при

помощи специальных шлемов.

В России создана специальная программа по компьютерной технике,

адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например,

в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для

лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой

семье ребенок страдает этим заболеванием); существуют специальные

компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с

ограниченными возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров

на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу.

Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный,

образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит

социальную напряженность.

2. У людей различна психологическая устойчивость к процессам

информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок

на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков

информации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в

области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что

наиболее подвержены “зомбированию”[13] по телевидению молодежь и люди

пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания

телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных

исследований психологов.

На повестке дня активное развитие научного направления -

информационной (компьютерной) психологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:

- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной

техникой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с

ЭВМ, а не с людьми;

- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ,

специалистов по эргономике, а также пользователей.

Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например,

люстра, изобретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая

воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных

помещениях, компенсирует потери отрицательных зарядов в организме человека,

снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой

жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что

снижает утомляемость глаз.

В социально-экономическом отношении очень важна практическая

реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно

использующим в своей работе компьютерную технику.

3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант

социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные

средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более

совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в

условиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,

электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть

естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях

России широкое распространение нерусифицированных программных средств,

формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -

тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной

лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют

социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности

информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в

интересах граждан, организаций и государства[31].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на

получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком

из разных источников информация не препятствует свободному формированию и

развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

- целенаправленное информационное давление с целью изменения

мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния

людей;

- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

- использование неадекватного восприятия людьми достоверной

информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по

себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими

процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности

контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на

много порядков выше самой информации[32].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в

большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.

Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не

представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который

будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять

“зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в

информационных системах[33].

- компьютерная преступность, вирусы.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со

злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных

антивирусных программ - “AIDSTEST” - ее автор Д.Лозинский обновляет иногда

даже дважды в неделю.

Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать

себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,

“прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Лозинский

считает их жалкими созданиями[34].

Информационный образ жизни

Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни

в значительной степени пронизываются информационными отношениями,

базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости

развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ

жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил

информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному

образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества

в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими

условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в

том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой:

изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это:

- трудовая;

- общественно-политическая;

- учебная;

- бытовая;

-социально-культурная;

- досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для

совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с

использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).

Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной

связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,

принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также

новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

Учебная деятельность.

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами

создания и реализации концепции образования [35] людей, которым предстоит

жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования,

наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей,

гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических -

компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы

знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых

компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут

осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к

“воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных

возможностей человека.

Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих

мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового,

производственного (учебного) и экономического поведения .

Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно

использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование

индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об

образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми

информационными технологиями в учебном процессе.

Бытовая деятельность.

Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными

более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних

устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой

(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,

проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В

России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная

модель.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в

домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-

справочных, игровых и других задач.

Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:

- обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к различным

базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и

др.);

- автоматическое управление домашним хозяйством (управление

микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной

системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и

безопасности жилища и др.).

Социально-культурная деятельность.

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими

в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и

игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM

“Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х -

начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его

развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ

развития русского искусства во времени и пространстве.

Досуговая деятельность.

В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[36].

Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства

и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств.

Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения

интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В

четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при

одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения

логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В

настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную

мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку

возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к

продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение

полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном

экране.

По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с

разнообразными on-line[14]-службами, текстовыми и аудиовизуальными

новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит

интерактивное телевидение.

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий

и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым

актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных

установках конкретной личности.

Заключение

(Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи

социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному

обществу.)

Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием

информатизации необходимо вести по следующим направлениям:

- изменения самих социальных групп (их размера, качественных

параметров);

- изменение процентного соотношения между различными социальными

группами;

- изменение типов взаимосвязей между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование изменений социальной структуры

проводятся в предположении, что социальные связи выражены в той мере, что в

принципе возможно говорить об обществе как системе.

Однако, следует отметить, что проблема “атомизации” общества

обсуждается сегодня учеными все шире [38]. Поскольку получение информации о

происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми

человек может все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться

иллюзии независимости от него. Необходимо воспитывать чувство

ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого

осознания взаимозависмости всех людей. Эта огромной важности задача ложится

прежде всего на систему образования и средства массовой информации.

Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной

структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:

Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к

уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии

предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета

интересов людей.

Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким

параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.

Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в

обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим

образом:

1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом -

интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса

“интеллектуалов”[44]. Для тех же, кто не захочет или не сможет

интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных

услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе

составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального

производства.

2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста

смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится

планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше

будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети

точнее соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся

общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими

нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”[39].

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с

инновацией[15], оригинальностью) оказывается автономия личности, что

традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется

только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи

элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек

не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной

цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять

свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и

способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные

социальные общности, в разные культурные традиции [45].

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту

человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение

которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих

собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими[16]

эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через

особые состояния неустойчивости (точки бифуркации[17]), и в эти моменты

небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур,

новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся

уровни и трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном,

постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве

стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости,

материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие

этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение

физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель

слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека[40].

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

- гарантии повышения общественного статуса;

- возможность получения элитного образования;

- общественная известность.

- специальная организация социально-экономического пространства.

Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для

развития технологических инноваций социально-экономического климата, Дж.

Стьютвилл особо выделяет так называемый “информационный пул [18] ”.

Эффект нового “информационного пула” возникает когда концентрация

ярких индивидуальностей “на квадратную милю обеспеченной необходимой

инфраструктурой площади” вновь создаваемого промышленного региона начинает

заметно превышать “критический уровень”[41]. Возникающий при этом скачок

интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для

немедленной практической их реализации (в рамках инфраструктуры

производственного сервиса активно развивающегося нового промышленного

региона), ведет к резкому ускорению характерного для такого региона

инновационного цикла “идея - технология - продукт”.

Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект

“информационного пула” устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал

поэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих

стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Калифорнии

и “корридор высокой технологии”, расположенный недалеко от Бостона вдоль

“дороги 128”. Научной базой Кремниевой долины является Станфордский

университет, “дороги 128” - Массачусетсский технологический институт.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном

обществе.

Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

- физические перемещения будут заменены в той или иной мере

информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена

перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня

по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с

информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное

“надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на

рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки

производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и

сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного

аппарата.

- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в

сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс

населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе

вынужден будет несколько раз менять профессию.

- повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям

человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема

безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи

способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее

будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда,

готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около

40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33

до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год)[42].

- возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого

информационным трудом.

Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12

млн. работающих у дисплеев (к 2000 году их будет 40 млн.) и

распространяется с рабочих и служащих уже на специалистов инженеров,

бухгалтеров и врачей. В итоге растут “технострессы”, требования работников

вернуться к персонифицированному контролю как “допускающему диалог”,

протесты против вторжения в “приватную область” трудовой жизни, множатся

призывы социологов доверять новым поколениям работников, полагаться на их

самодисциплину и самоконтроль в целях и экономического, и социального

прогресса современного производства[43].

Проблема предотвращения формирования общества потребления.

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к

качественным сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель

жизнедеятельности индивидов. В условиях информационного общества особо

важную роль начинают играть не просто материальные и духовные блага, а

организационно-информационные факторы - “порядки”[30]. Уровень и образ

жизни начинают зависеть не столько от количества полученного хлеба, мяса,

одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому,

что значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия,

включится в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития

человека. Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться

потребительская сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет

к деградации общества.

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира[46].

Например, преимущество японской модели экономики состоит в ее способности

преодолеть своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш

определил как феномен "позиционной экономики", в которой важен не

абсолютный уровень потребления, а относительный, в сравнении с другими

членами общества. В экономике, где важно не потреблять , а потреблять

больше других, индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья

обществу в целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его

относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком

обществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из

средства стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть

всеобщая уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец

соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое

качество мотивации.

Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из

опорных элементов концепции постиндустриального общества И.Масуды,

некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная

теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:

"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -

удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные

потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности

в достижении - производство информации - действие по достижению цели -

удовлетворение - развитие информационной производительной силы -

потребности в достижении".

Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати, говорит

и то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации

все в большей мере использовать именно японский опыт.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления

необходимо:

- систематически в масштабах государства необходимо производить поиск

и отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой

работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление

должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический

характер;

- формировать общественное мнение о необходимости трудовой

деятельности и творчества, воспитывать с детства установку на это.

- создавать гибкую, совершенную систему материального и морального

стимулирования деятельности как таковой.

Литература

1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.

3. Porat M. Global implications of information Society. J.Community, 1978,

Winter, p.76.

4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее

разработки // Кадры партии, 1990, №2, с.71.

5. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.

6. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика - 94, М., 1994, с.5.

7. Дубровский Е.Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции

общества. М.: МГСУ, 1996.

8. Соколов А.В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 3, с.45-51.

9. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный

феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.

10. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция:

наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-

26.

11. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и

социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.

12. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.

13. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация.

С.-Петербург, 1994, с.54.

14. Юревич А.В., Агамова Н.С., Цапенко И.П. Куда ученому податься //

Независимая газета, 17 ноября 1994 года.

15. На пути к информационному обществу. ”Автоматизированные информационные

ресурсы России. Состояние и тенденции развития” (Национальный доклад) //

Вестник РОИВТ, 1994, № 4-5, с.5-66.

16. Башин М. Троянский конь на информационных полях // Деловой мир, 2 июля

1994 года.

17. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993, с.22.

18. Концепция системы баз и банков данных в СССР // Вестник ВОИВТ, 1990, №

4, с.28.

19. Бугроменко В.Н. TERRA SOCIUM // Социс, 1992, № 11, с. 70.

20. Гусева Т.И. Персональные компьютеры в сфере информационных ресурсов //

Социальная информатика. М., 1990, с.154.

21. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г.

22. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.82-92.

23. Проблемы информатизации , № 3/4,1993, с.81-88.

24. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская

газета, 22 февраля 1995 года.

25. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г.

26. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или

научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

27. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября

1995 года.

28. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-

28.

29. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для

вузов) // Социс,1994, № 11, с.59.

30. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

31. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.

32. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и

безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4,

с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества,

государства // Военная мысль, 1993, № 10.

33. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как

прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь

1994.

34. Лозинский Д.” Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых

перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.

35. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев

В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная

информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в

искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов

Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.

36. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные

прибыли. М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157.

38. Коптюг В. Корабль цивилизации надо суметь провести между Сциллой и

Харибдой // Правда, 1994, 13 апреля.

39. Уилсон И. Новая американская тенденция: индивидуализм, плюрализм,

децентрализация // Америка, 1982, май, с.4.

40. Артамонов Г.Т. О противоречиях перехода к информационному обществу //

Вестник ВОИВТ, 1990, № 3, с.

41. Стьютвилл Дж. Новая волна предпринимательства (реферат) // США: ЭПИ,

1988, № 6, с.71-75; № 7, с.70-77.

42. Гай Д. “Лишних” денег у среднего американца нет // Вечерняя Москва,

1994, 23 сентября.

43. Вильховченко Э.Д. Технократические тупики развития наемного труда //

Социс, 1993, № 5, с.122-133.

44. Орехов А.М. Информатизация общества - информационное общество //

Социальная информатика - 93, М., 1993, с.32-35.

45. Перегудов С., Холодковский К. Политическая партия, мировой опыт и

тенденции развития // Свободная мысль, 19 91 , № 5.

46. Маляров И. Японский прорыв . Значение для советского общества //

Свободная мысль, 1991. N 15, с.102 - 110.

-----------------------

[1] - от лат. mediatus - выступающий посредником

[2] - от лат. cognitio - знание, познание

[3] от англ. relation - связь

[4] - от греч. - учение о знаках. Семиотика - учение о знаках,

свойствах знаковых систем (ее разделы - синтактика, семантика, прагматика)

[5] термин “безбумажная информатика” введен академиком Глушковым В.М.

[6] - широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый

новый автор и каждый новый текст;

[7] - взаимодействие между текстами

[8] кадастр, регистр - свод сведений о чем либо;

государственная кадастровая информация об объекте представляет собой

обязательный блок данных в базе данных об этом объекте;

[9] от англ. host - главная машина.

[10] АСУ - автоматизированные системы управления

[11] - библейское морское чудовище, символ государства-монстра.

[12] По состоянию на 1995 год в США 35% населения в возрасте от25-64

лет имеют высшее образование. Для сравнения: в Канаде - 30%, в Швеции -

21%, в Германии - 17%, в Италии -6%.

[13] зомби - восставший мертвец, автоматически выполняющий команды

[14] on-line - оперативно доступный

[15] нововведение

[16] саморганизующимися

[17] от лат. bifurcus - раздвоенный

[18] от англ. pool - общий котел

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты