Социальная работа в регионах (Анапа)
Социальная работа в регионах (Анапа)
ОГЛАЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ
РАЗРЕШЕНИИ. 6
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ. 18
2. СОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 28
3. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ - ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
ВВЕДЕНИЕ
Процессы реформирования проходят в нашей стране в сложных
экономических и политических условиях, выявляя резкое обострение социальных
противоречий между идеями гуманизма, демократизации и тенденциями,
связанными с усилением социального расслоения, кризисными явлениями
экономической, социальной и духовной сферах жизни общества, ростом
преступности и бездуховности детства, обнищанием семей, политической
нестабильностью. Обострились и другие противоречия, например, между
потребностью в работе и ее представлением; между требованием своевременной
и достойной оплаты за труд и ее реальным получением; между потребностью в
нормальном функционировании семьи, исполнению ею своих функций и
материальными возможностями семьи; между потребностью пожилых и старых
людей иметь достойную и обеспеченную старость и реальной возможностью
государства и общества предоставить такие условия и др.
Вследствие этого нарушается нормальное функционирование социальных
отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к
различным социальным откликам и реакциям. В обществе нарастает вал
социальных проблем.
В дипломной работе речь идет о социальных проблемах регионов. Именно
на этом уровне проявляются разнообразные социальные проблемы:
индивидуальные и семейные. Социально-экономические и социально-
психологические проблемы структур власти и поведенческого характера.
Словом, разнообразные проблемы: социальные, экономические, психологические
и другие. Проблемы простые и проблемы сложные. Это связано с положением,
которое играют регионы в решении задач, вставших в настоящее время перед
обществом. Именно регионы (республики, края, области, города и районы)
играют ведущую роль в выявлении социальных проблем и их разрешении, берут
на себя функции изыскания резервов и возможностей в разрешении
разнообразных проблем, в помощи органам местного самоуправления в
разрешении многих из них, социальных, психологических, экономических,
социально-педагогических проблем отдельного человека и проблем социальной
группы общности.
В этой связи чрезвычайно ценен опыт регионов по выявлению, устранению,
нейтрализации и решению социальных проблем. Это и обусловило выбор темы
дипломной работы. Автор опирался на публикации по данной теме, появившиеся
в нашей печати. Они разнообразны, но их важно сгруппировать в группы.
К первой группе можно отнести публикации в которых рассматриваются
теоретические аспекты социальных проблем: причины возникновения
противоречий и способы их разрешения; уровни и виды социальных проблем;
пути их решения.[1]
К другой группе публикаций относятся работы, которые рассматривают
противоречия и проблемы отдельных социальных групп: семьи, пожилых и старых
людей, безработных и др.[2]
Представляют интерес публикации в которых раскрывается роль
социальной работы в выявлении, устранении и решении социальной проблемы.[3]
Вместе с тем, не все аспекты этой сложной проблемы нашли отражение в
публикациях. Обойденным оказался региональный уровень, его роль в
выявлении и разрешении социальных проблем применяемые при этом формы и
методы деятельности. Эти проблемы в какой-то степени и решил восполнить
автор дипломной работы.
Не претендуя на исчерпывающее освещение данной темы автор поставил
задачу выявить основные социальные проблемы города, района в основном
относящиеся к жизненным проблемам человека, и показать роль социальной
работы в содействии их разрешений.
В качестве главной цели исследования выступает анализ причин,
порождающих социальные проблемы на региональном уровне и обоснование путей
их решения средствами социальной работы.
Поставленная цель исследования предполагает решение социальных задач:
- исследование причин появления жизненных проблем человека на
региональном уровне, анализ путей их разрешения;
- выявление специфики мер направленных на решение проблем семьи;
- исследование социальных проблем пожилых людей и определение мер по
их разрешению;
- анализ проблем безработицы и определение путей их разрешения;
- разработка практических рекомендаций по предотвращению и решению
социальных проблем региона, повышению роли и ответственности учреждений
социального обслуживания в содействии решению жизненных проблем человека.
Объектом исследования являются социальные отношения сложившиеся в
регионе по поводу жизнеобеспечения населения.
Предметом исследования - проявление нарушений нормального
функционирования социальных отношений, появившихся вследствие обострения
существующих общественных противоречий.
Исследование базируется на научных принципах познания социальных
явлений - историзме, объективности, системном подходе, а также базовых
положений отдельных наук и специальных дисциплин: социальной истории,
философии, теории социального управления и др.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как
системный анализ, методы социологического анализа, сравнения, обобщения и
др.
Источниковую базу исследования составили материалы текущего
делопроизводства органов и учреждений социального обслуживания г.Анапа,
материалы периодической печати, публикации по данному вопросу.
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ
РАЗРЕШЕНИИ.
Все более углубляющиеся преобразованные и кризисные процессы в
обществе стремительно изменяют его социальный облик, ставят небывалые по
сложности и остроте проблемы. В научной литературе дается, толкование
самому понятию "проблема". Так, Большая советская энциклопедия определяет
ее как сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения,
разрешения. В науке противоречивая ситуация, выступающая в виде
противоположных позиций в объяснении явлений, процессов и требующая
адекватной теории для ее разрешения. Необходимо отметить, что важной
предпосылкой успешного разрешения проблемы служит правильная ее постановка.
Неверно поставленная проблема уводит в сторону от решения.[4]
Социальная проблема - это проявление разрыва социальных отношений или
нарушение их нормального функционирования вследствие обострения
существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к
социальным откликам и реакциям.[5]
Источники социальных проблем - социальные противоречия (спрос и
предложения рабочей силы, труд и его оплата, потребность в жилище и его
отсутствие, богатые и бедные, отцы и дети, потребность в получении
профессии и отсутствие средств на оплату обучения и др.).
Наиболее полно социальные противоречия проявляют себя на региональном
уровне. Это связано с той ролью, которую играет регион в социально-
экономической жизни страны. В основном на регионы возложена обязанность по
обеспечению жизнедеятельности населения, выявлению проблем, противоречий и
их разрешению. Этому служит социальная политика, проводимая на региональном
уровне. Регионы (их руководящие, законодательные и исполнительные органы)
выполняют двоякую роль в разработке и реализации социальной политики:
доводят суть государственной социальной политики, ее цели, задачи до
населения с одной стороны, с другой - обогащают социальную политику
местными подходами, приемами, средствами ее реализации, следовательно и
разрешения социальных проблем на уровне региона. Наиболее полно проявляются
социальные проблемы и наиболее оперативно принимаются меры по их
разрешению.
Проблемы бывают простыми и сложными, реально решаемыми, принципиально
решаемыми, принципиально нерешаемыми.
Важнейшими социальными проблемами регионов являются: индивидуальные и
семейные; социально-экономические; проблемы поведенческого функционирования
индивидов, групп, общностей; проблемы коммуникации, информационного
обеспечения; проблемы социальной стратификаций; проблемы занятости, и др.
Существуют и другие подходы к определению, проблем. Они могут быть:
личные, семейные, педагогические, психологические, духовно-нравственные,
социальные, экономические, экологические. Проблемы разного вида могут быть
взаимосвязаны, проблемы одного вида могут рождать проблемы другого вида.
Так проблемы экономические рождают проблемы социальные. Экологические
проблемы включают в себя проблемы экономические, проблемы окружающей среды,
проблемы последствий гонки вооружений. Социальные проблемы - это проблемы
женщин, проблемы подростков, проблемы пожилых людей, проблемы семьи.
Изучение показало, что на региональном уровне проблемы можно
охарактеризовать и по степени охвата различных сфер общества и различных
категорий населения.[6]
Проблемы могут носить глобальный характер и затрагивать интересы
значительной части населения. Так и например, проблемы демографические,
экологические и продовольственные и др. носят явно глобальный характер, так
как, их разрешение требует участия не только своей страны, но и многих
государств мира, включая, естественно и отдельный регион.
Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких
социальных систем, распространяться на национально-этнические общности,
ассоциации, блоки. Проблемы могут распространяться на отдельные сферы
жизнедеятельности людей или отдельной личности. Это могут быть проблемы,
охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или
социальную сферу жизнедеятельности людей. В их выявлении и разрешении
огромную роль играет социальная работа.
Для социальной работы особую значимость имеют жизненные, личностные
проблемы человека, которые возникают в процессе взаимодействия и
взаимовлияния личности и социальной среды. Ведь именно в социальной сфере
возникают факторы, которые ведут к неудовлетворению социальных
потребностей, Факторы, которые мотивируют или блокируют защиту социальных
интересов личности, реализацию ее потребностей.
Для правильного понимания роли социальной работы в решении социальных
проблем, на взгляд автора, следует обратиться к объективно-субъективной
сущности социальной проблемы. В научной литературе по этому вопросу
говорится, что проблема социальная – это социальное противоречие,
осознаваемое субъектами (отдельными личностями, группами лиц и т.д.) как
значимое для них несоответствие между существующими и должными, между
целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или
недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути,
борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к
неудовлетворению социальных потребностей. Противоречие, лежащее в основе
проблемы, чтобы стать проблемой обязательно должно переживаться,
оцениваться в качестве проблемы или проблемной ситуации.[7] В этом и
заключается субъективно-объективный характер социальной проблемы. В
выявлении проблемы, ее "переживании и оценивании", разрешении участвует
"социальная работа".
Исходя из определения социальной работы как профессионального
содействия людям в решении их жизненных проблем, обратимся к технологии их
правильной постановки и эффективного разрешения. Правильно поставить
проблему значит на половину ее решить.
Чтобы прояснить различие между правильной и неправильной формулировкой
проблемы важно сформулировать логические требования к постановке проблемы.
Сами по себе такие требования, конечно же не гарантируют решения проблемы,
но зная и учитывая их, мы можем приблизиться к эффективному решению.
Автор согласен с высказанными в научной литературе выводами о том,
что эти требования следующие:[8] точная и четкая Формулировка собственных
целей применительно к данной проблеме; определение целей других лиц и
организаций, на которые направляется воздействие; определение характера
взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которых оказывается
воздействие.
Важно учитывать не только цели других лиц, но и то, как они
соотносятся: определение вероятных последствий достижения сформулированных
целей; определение обстоятельств, препятствующих достижению поставленных
целей; определение причины существования или появления обстоятельств,
препятствующих достижению поставленных целей; определение управляемых
переменных проблемной ситуации; определение неуправляемых переменных
проблемной ситуации; определение внешних и внутренних ограничений,
накладываемых на разрешение проблемной; определение причинных связей между
тем, что мы собираемся делать, и тем что хотим получить; определение
возможных путей перевода неуправляемых переменных в управляемые.
Во многих случаях жизненная проблема очевидна, и ее правильная
постановка обходиться без применения специальных процедур и методов. Однако
в ряде случаев смысл проблемы не столь очевиден и требуются немалые усилия
для ее осознания и правильной постановки.
Для облегчения этих усилий существует несколько методов правильной
постановки жизненных проблем:[9] метод функциональных сопоставлений,
основанный на сравнении предлагаемых альтернативных вариантов решения
проблемы по критерию эффективности; метод функциональных допущений,
основанный на оценке вероятных последствий достижения цели; метод
проблемного моделирования, основанный на оценке тенденции изменения
смоделированной проблемной ситуации (использование так называемых "групп
противодействия"); метод причинной редукции - метод последовательного
сведения причин к исходной, устранение которой создает возможность решить
проблему; метод расширения управляемых переменных, заключающийся в
преобразовании неуправляемых переменных в управляемые; метод расширения
неуправляемых переменных, заключающийся в учете и привлечении незамеченных
до этого неуправляемых переменных; экспериментальный метод, основанный на
определении и оценке проблемы проведения соответствующего эксперимента;
метод позиционного анализа, заключающийся в выяснении реальных интересов
людей, скрытых за декларируемыми ими позициями; метод эталонного
прогнозирования, основанный на составлении эталонного прогноза, который
представляет собой экстраполяцию существующих тенденций при условии, что
они не изменяются; метод целевой имитации, основанный на "вхождении" в
образ другого человека, группы людей; метод "мозговой атаки" - метод
творческого обсуждения проблемы, предполагающий генерирование идей и более
точную оценку проблемной ситуации; метод генетической редукции - метод
определения своевременности постановки жизненной проблемы посредством
выявления оценки ее необходимых и достаточных оснований; метод структурной
редукции – метод определения своевременности постановки жизненной проблемы
посредством ее системно-структурного анализа.
Приступая к практическому решению жизненной проблемы, нужно
предварительно выяснить, разрешима ли эта проблема.
Любая жизненная проблема, решением которой люди озабочены, относится к
одной из трех категорий: реально разрешимая, т.е. существуют необходимые и
достаточные условия для разрешения; потенциально разрешимая, т.е. пока нет
необходимых и достаточных условий для разрешения но они могут быть;
принципиально-неразрешимая - нет и не может быть необходимых и достаточных
условий для ее разрешения.
Действия социальной работы по разрешению проблем базируются на учете
критериев разрешимости проблемы:[10] информационного критерия, выражающего
наличие информации, необходимой и достаточной для оценки проблемы и
ориентации в складывающейся обстановке; детерминационного критерия,
выражающего осознание и Формулировку причин, блокирующих процесс достижения
поставленных целей. Не определив причины затруднений, неправомерно
рассуждать о разрешимости или неразрешимости проблемы; ресурсного критерия,
выражающего наличие ресурсов, необходимых для разрешения жизненной
проблемы; инструментального критерия, выражающего наличие нужных способов,
средств разрешения проблемы; мотивационного критерия, выражающего наличие
мотивов, которые в достаточной степени побуждают людей к достижению целей и
преодолению трудностей; экономического критерия, выражающего допустимые
затраты при осуществлении проекта разрешения жизненной проблемы.
Комплексное применение критериев разрешимости проблемы позволяет
добиться ее всесторонней оценки, не упустить ничего важного. Однако в жизни
возникают и такие проблемы, при оценке которых достаточно воспользоваться
одним-двумя критериями.
Жизненные проблемы можно характеризовать с разных сторон -
психологической, социологической, логической… Правильная постановка
проблемы, правильная оценка ее разрешимости сама по себе еще не гарантируют
ее эффективного разрешения. Разрешение проблемы - это главное.
Существует три пути преодоления проблем: устранение, нейтрализация и
разрешение (решение). Устранение проблемы - снятие проблемной ситуации, в
которой находится человек путем изменения им собственных целей,
устремлений.
Нейтрализация проблемы – это ослабление или снижение ее субъективного
переживания посредством вытеснения этой проблемы из ближайшего жизненного
пространства, ограничения или блокировки действия стимулирующих ее
Факторов.
Решение проблемы - это выбор действия, которое обеспечивает
эффективное функционирование социальной системы(человека, группы,
организации).
Существует два варианта решения проблем: оптимальное решение (в итоге
получается оптимальный результат); удовлетворительное решение (в итоге
получается не оптимальный, но все же достаточно хороший результат).
Любая жизненная проблема своеобразна и требует особого,
индивидуального подхода к ее разрешению. Но поскольку все проблемы решаются
или должны быть решены, то сам процесс решения имеет какие-то общезначимые
элементы. Рассмотрим основные принципы решения жизненных проблем:[11]
- принцип активности. Требует активного вмешательства субъекта в
жизненные ситуации, активных действий по преодолению жизненных затруднений;
- принцип творчества. Ориентируется на то, что любая жизненная
проблема, требует к себе творческого подхода;
- принцип прочности. Достижение успеха зависит от взаимосвязи между
тем, что мы изменяем и тем, что хотим изменить;
- принцип комплексности. Обычно мы стараемся свести сложные проблемы к
одной или нескольким простым разрешимым проблемам. Упрощение проблемы может
затруднить ее решение. Правильный подход состоит в расширении границ
исследуемого объекта с цепью использования информации о более крупной
системе, частью которой он является;
- принцип социальной помощи. Практически у каждого человека могут быть
жизненные проблемы, успешное решение которых предполагает оказание ему
поддержки, помощи со стороны других людей.
В подходах к решению жизненных проблем и в самом процессе их решения
есть нечто общее. Анализ этого позволяет сформулировать несколько способов
решения: преобразование проблемы - решение проблемы посредством
переформулирования или преобразования проблемы. Если первоначальная
формулировка и постановка проблемы не оставляет шансов на нахождение
эффективного решения, то можно попытаться ее переформулировать; расширение
пространства проблемной ситуации - расширение системы переменных, в которой
рассматривается проблемная ситуация. Если в "узкой" системе переменных
удовлетворительного решения не находится, то в более широкой оно может
обнаружиться; преобразование переменных - решение проблемы посредством
преобразования неуправляемых переменных в управляемые; комбинирование
переменных - решение проблемы посредством комбинирования неуправляемых
переменных. Каждая из переменных сама по себе не поддается регулированию,
но при их комбинации появляется возможность решения проблемы; мотивация -
решение проблемы посредством побуждения к этому других людей (организаций).
Существенное содержание социальной работы включает следующие аспекты:
1)оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, попавшим в трудную
жизненную ситуацию путем поддержки и консультирования, реабилитации,
патронажа и использования других видов социальных услуг; 2)актуализации
потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложных жизненных условиях;
3)целенаправленную привентивную деятельность в социальной сфере; 3)активное
влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на
всех уровнях (от муниципального до Федерального) с целью обеспечения
социально здоровой сферы жизнедеятельности человека.
Для реализации этих задач формируется система мер по социальной
защите, поддержке и помощи населению, включающая расширение сферы
социального обслуживания, развитие социальных услуг и организацию
социальных служб.
Одним из условий успешного решения социальных проблем,
сглаживания и смягчения социальной напряженности в обществе является
повышение профессионализма специалистов социальных служб, использование в
практике социальной работы наиболее эффективных технологий.[12]
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-
первых, в широком плане как систему теоретических знаний и практику,
которая характеризует организацию, алгоритм и всю совокупность средств,
способов и приемов воздействия субъектов на различные объекты социальной
работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых
обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Такой подход
к проблемам технологии социальной работы присущ прежде всего
непосредственным организаторам социальной работы с пациентами социальных
учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или
работы.[13]
Любая социальная технология конкретно направлена на решение
определенной социальной проблемы, всегда сопровождается теми или иными
модификациями. Связано это с определенными условиями ее реализации:
состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с
историческими условиями, традициями и др.
Социальная технология, как правило является ответом, на некоторую
назревшую социальную потребность. Поэтому создание новых социальных
технологий, адаптация ранее применявшихся к новым условиям, является
объективным и закономерным процессом.
Любая социальная технология должна применяться адресно. Для разрешения
даже одной и той же социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо
разрабатывать и внедрять "набор" социальных технологий.
На региональном уровне, в городах, районах понятие технологии
социальной работы, как впрочем и понятие "социальная работа" являются
новыми и не всеми понимаемыми. Применяются лишь простейшие технологии
социальной работы при разрешении жизненных проблем человека. Социальные
работники исходят из понимания того, что объекты социальной работы довольно
разнообразны.
Технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком
смысле, должны носить опережающий, упреждающий характер. Задача таких
технологий состоит в том, чтобы не только способствовать лечению
"социальных болезней", но и способствовать их предотвращению, а
следовательно и предотвращению возникновения и социальных проблем. И это мы
наблюдаем на региональном уровне, где приходится иметь дело с
разнообразными социальными проблемами и использовать комплекс средств по их
предотвращению, устранению, нейтрализации и решению.[14]
В данной работе основное внимание будет сосредоточено на решении
социальных проблем пожилых людей, безработных, современной семьи.
2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТНЫХ.
Масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с проблемами
безработицы, становятся все более внушительными. По данным
социально—экономических исследований РАН, 26 процентов россиян боятся
потерять работу.
Наиболее существенным последствием кризисного проявления
макроэкономических факторов для российского рынка труда стало значительное
по масштабам и устойчивое по времени сокращение спроса на рабочую силу. За
счет реформирования экономики численность занятых уменьшилась на 8,4 млн.
человек. При этом только за последние 3 года при почти стабильной
численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 млн. человек) среднегодовая
численность занятых во всех секторах экономики сократилась в 1995-1996
годах на 1,1 млн. человек (с 66,5 до 65 млн. человек).[15]
Общество, которое не может дать гражданам полной занятости, не только
не способно использовать свой интеллектуальный и производственный
потенциал, но и постоянно порождает бедность и социальное отчуждение людей.
Занятость решает две задачи: экономическую и социальную. С одной
стороны она источник заработка, социальной защищенности и материального
благополучия человека, дает ему возможность стать полноправным членом
общества, развивать свои навыки и способности. С другой - призвана
способствовать развитию производства и росту экономики.
Наша экономика формировалась в условиях очень высокой занятости
населения при относительно невысокой заработной плате. Приемлемые условия
жизни в семье обеспечивались в том случае, если работали как минимум двое.
Тогда люди могли сравнительно нормально питаться, отдыхать, приобретать
какие-то вещи. Но сверх этого необходимого они уже почти ничего не могли
себе позволить. И поэтому, когда мы вошли в безработицу при существующем
относительно низком уровне жизни, сразу возникли проблемы, выживания.
70 процентов безработных составляют женщины, 60 процентов молодежь в
возрасте до 30 лет. 60 процентов безработные имеют высшее и среде
специальное образование.
Состав зарегистрированных безработных по полу (в процентах).[16]
|ПОКАЗАТЕЛИ |Женщины |Мужчины |
| |на 1.01.|на |на |на |на |на |
| | |1.01. |1.01. |1.01. |1.01. |1.01. |
| |1996г. |1997г. |1998г. |1996г. |1997г. |1998г. |
|По причинам |4639 |43,4 |39,5 |54,5 |52,5 |46,9 |
|незанятости: | | | | | | |
|- уволившиеся по | | | | | | |
|собственному | | | | | | |
|желанию | | | | | | |
|- высвобожденные |23,5 |27,2 |30,6 |11,5 |15,2 |19,1 |
|работники | | | | | | |
Таким образом подавляющее число безработных это женщины и молодежь,
причем более половины из них высокопрофессиональные подготовленные люди.
По состоянию на 1 октября 1997 года в Анапском регионе
зарегистрировано более 4 тысяч юридических лиц в качестве
налогоплательщиков, но более 30% их них не работают. Численность лиц,
имеющих статус безработного, составляет 878 человек: что на 24% больше, чем
в это же время в прошлом году. Уровень безработицы в настоящее время по
курорту Анапа составил 1,4%. По закону занятости к безработным относятся
трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка,
зарегистрированные в службе занятости в целях поиска работы и готовы
приступить к ней.
Очередь на бирже труда в стране была бы меньше, если бы более активно
проводилась законотворческая работа по совершенствованию системы оплаты
труда, повышению доводов, развитию системы социальных пособий, дотаций и
льгот. Все это снизило бы потребность в труде в народном хозяйстве
отдельных социальных групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и
пенсионеров.
Ключевую, роль в социальной защите безработных играет Закон "О
занятости населения в Российской Федерации".[17] Он действует с мая 1991
года и определяет правовые, экономические и организационные основы политики
занятости населения, а также гарантии государства по реализации права
граждан на труд и социальную поддержку безработных.
Законом гарантируется право на материальную и социальную поддержку.
Это стипендия в период подготовки, переподготовки или повышения
квалификации. Далее - это пособие по безработице. Для тек, кто хочет иметь
дополнительный заработок, кроме пособия, может быть предложено принять
участие в оплачиваемых общественных работах.
Закон не забывает и членов семьи безработного, находящихся на его
иждивении. Предусмотрена материальная и другая помощь, включая дотации за
пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом,
услугами здравоохранения и общественного питания.
Особую сложность испытывают люди предпенсионного возраста. Это
учитывается в законе: им предоставлено право за два года до пенсии по
предложению службы занятости оформить пенсию досрочно.
Закон предусматривает создание Государственного фонда занятости
населения, который Формируется из обязательных страховых взносов
работодателей.
В обязанности биржи труда входит и бесплатная консультация по вопросам
профессиональной ориентации.
С начала введения в действие Закона "О занятости населения в
Российской Федерации" прошло достаточно много времени, чтобы понять его
плюсы и минусы. Закон не учитывает и не содержит положений о том, как
сохранить кадровый состав предприятия, когда оно меняет собственника, как
уберечь от увольнений специалистов высокой квалификации и уникальных
профессий при конверсии предприятий, работавших ранее на военно-
промышленный комплекс. Российский закон действует только по
территориальному признаку, когда человек, потерявший работу, обращается за
помощью по месту жительства.
И еще один пробел в законодательстве о занятости - оно не содержит
социальных амортизаторов для временно и частично безработных. В стране
вообще не определен их статус, их права и гарантии. Прошло два-три года
реформ, пока многие осознали, что борьба-с безработицей начинается не
тогда, когда люди приходят на биржу труда, а тогда, когда человек еще
спокойно работает, но законодательство создаёт утверждающие Финансовые,
организационные, социально-экономические предпосылки для того, чтобы как
можно меньше людей познали безработицу.
В сентябре 1998 года Правительством принята "Федеральная целевая
программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000
годы". Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и
социальных проблем перехода к эффективной занятости, имея в виду как
содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение
социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в
том числе в связи с банкротствам предприятий.[18]
Программа предусматривает социальную защиту в регионах с критической
ситуацией на рынке труда, вводит гарантии занятости для беженцев и
переселенцев, устраняет неравенство в доступе к рабочим местам, возникающее
па причинам инвалидности. Определяет квоты для трудоустройства инвалидов,
вводит льготы для граждан, нуждающиеся в социальной защите и др.
Проблемы безработицы, занятости, выявленные на Федеральном уровне
характерны и для регионального уровня. Автор рассматривает их на уровне
г.Анапы Краснодарского края.
Политика занятости формируется: городским органом законодательной
власти - Городской Думой, исполнительной власти - Администрацией города и
администрацией городского центра занятости. Главной целью политики
занятости, проводимой в городе-курорте Анапа является содействие наиболее
полной и эффективной занятости населения.
Основными, задачами политики содействия занятости населения являются:
влияние на развитие экономической ситуации в городе и районе; сдерживание
роста безработицы; обеспечение эффективной целевой поддержки граждан,
потерявшим работу; смягчение последствий долговременной безработицы.
Социально-экономическая ситуация в городе 1998 году оставалась
напряженной и характеризовалась продолжающимся спадом производства и
финансовым кризисом. Спад производства негативно влиял на занятость
населения. Сокращение занятых отмечалось в промышленности, строительстве,
сельском хозяйстве и других сферах материального производства. Небольшой
прирост численности работающих наблюдался в торговле и учреждениях курорта.
Итоги работы службы занятости за 1998 год показывают, что уровень
безработицы по сравнению с 1997 годом сократился на 24%. За 12 месяцев
трудоустроено 1662 незанятых гражданина или 103% к 1997 году. Из них
трудоустроено по квоте 83 человека, 25 инвалидов, 12 из мест лишения
свободы (МЛС), 21 человек несовершеннолетние. 132 гражданина перешли на
самозанятость, 6571 гражданину оказаны профориентационные услуги, 82
безработных гражданина освобождены от уплаты регистрационного сбора на
получение свидетельства на предпринимательскую деятельность.[19]
Пособие по безработице выплачивается нерегулярно, задержка выплаты
пособия составляет около года. Центр занятости делает все возможное, чтобы
сократить задолжность по выплате пособия, производя взаиморасчеты с
предприятиями-должниками продовольственными товарами, коммунальными
услугами, заключаются договора с предприятиями-должниками по погашению
задолжности. Специалисты отдела занятости населения работают с клиентами:
ищущими работу и работодателями.
Основным видом услуг, оказываемых предприятиям и ищущим работу
является работа по выявлению и заполнению вакансий. Центр занятости
населения играет роль посредника между ищущими работу и предприятием. В
центре занятости населения проводятся ярмарки рабочих и учебных мест,
встречи работодателей с ищущими работу, создается банк данных по
безработным, имеющим высокую квалификацию, а также - редкие профессии.[20]
Центр занятости в 1998 году работал над вопросом снижения уровня
безработицы путем трудоустройства безработных граждан на временные работы.
За этот период было получено 172 вакансии на временные работы, по заявкам
было трудоустроено 177 человек. Особенно много предложений на временные
работы поступает в летний период. Для контроля за заполнением вакансий на
временные работы - создан банк временных вакансий. Средняя
продолжительность временного трудоустройства составляет 3-4 месяца. Все
временные работы финансируются за счет средств работодателей. Средняя
заработная плата колеблется от 120 рублей до 900 рублей.[21]
Основными видами работ для временного трудоустройства являются: работы
в сфере курортного сервиса; продавцы; работа сторожами; работа в лагерях
для детей и подростков в качестве поваров и подсобных рабочих; рабочие по
благоустройству.
Центром занятости проводится работа по профессиональной подготовке
и переподготовке безработных граждан и незанятого населения. Так, на
профобучение было направлено 64 человека, в том числе на овладение рабочими
специальностями – 61 человек. 78 предприятий нуждаются в рабочей силе,
потребность в работниках на 1 октября 1997 года составляет 330 человек, в
том числе рабочих – 263. Денежные расходы населения за отчетный период
текущего года увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года на 30% (в действующих ценах), в том числе, на покупку товаров и оплату
услуг – на 12%.
Важную роль в службе занятости играют социальные работники оказывая
разностороннюю помощь человеку, потерявшему работу, например
психологическая помощь включает в себя психодиагностику с определением
состояния безработного, психотерапию последствий влияния на состояние
безработного различных отрицательных факторов, психокоррекцию личностных и
психических отклонений.
Применяются индивидуальные и групповые терапевтические беседы,
психотренинг, релаксационные упражнения, рациональная терапия. Цель таких
воздействий - внушить безработному более высокую самооценку, уверенность в
своих силах, снять депрессивные явления. В Анапе только в 1997-1998 годах
такую помощь получили 673 человека.
Нуждается в помощи также семья безработного, ибо без ее коррекции
помощь самому безработному может оказаться непродуктивной. Необходимо
осознание того, что только с содействием своей семьи безработный может
преодолеть временные сложности. Необходимо также снятие депрессивных
психопатических моментов у членов его семьи.
Одной из наиболее многообещающих социальных технологий в деле помощи
безработным является их профессиональная подготовка, повышение
квалификации. Для функционирующей экономики нормально, что одни профессии
становятся менее распространенными и нужными, теряют популярность, оплата
за работу для таких профессий снижается. Происходит перелив рабочей сипы в
более прогрессивные отрасли занятости. Для того, чтобы внедриться в эти
новые сферы нужна переподготовка кадров. Этой работой и занимаются службы
занятости.
Важным средством социальной реабилитации безработных является
создание из их числа групп самопомощи и взаимопомощи. Такие группы,
объединяющие людей со сходной судьбой, снимают ощущение отверженности, с
которым живут многие безработные, дают неформальную поддержку товарищам по
несчастью.
В условиях необратимой деградации больших промышленных предприятий и
угасания столкнувшегося с ожесточенной иностранной конкуренцией
промышленного и сельского производства, надежда на личное самообеспечение в
значительной мере может быть связана только с развитием индивидуального и
семейного предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В организационных
Фомах малого бизнеса гораздо легче принять неполную занятость, надомный
труд, в том числе, и труд высоко квалифицированных кадров.[22]
Развитие индивидуального, семейного бизнеса будет содействовать
улучшению социально-экономического положения и морально-психологического
самочувствия безработных и их семей, развитию определенных видов
деятельности, в которых имеется потребность на рынке услуг. Вероятно,
наиболее продуктивным было бы введение ставки консультанта по малому
бизнесу в органах местного самоуправления или социального управления.
Страницы: 1, 2
|