Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличение суммы прибыли не только за счет объема продаж , но и за счет более высоких цен.
Качество продукции -- понятие , которое характеризует параметрические , эксплуатационные , потребительские , технологические , дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации , надежность и долговечность.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
-- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
-- удельный вес продукции высшей категории качества;
-- средневзвешенный балл продукции;
-- средний коэффициент сортности;
-- удельный вес аттестованной и не аттестованной продукции;
-- удельный вес сертифицированной продукции;
-- удельный вес продукции , соответствующей мировым стандартам;
-- удельный вес экспортируемой продукции , в том числе в высокоразвитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств :
-- полезность (жирность молока , зольность угля, содержание железа в руде , содержание белка в продуктах питания);
-- надежность (долговечность , безотказность в работе);
-- технологичность , т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость , энергоемкость);
-- эстетичность изделий.
Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию , объем и удельный вес забракованной продукции , потери от брака и др.
Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин , оборудования и другой техники , а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981г. Существовавшая система аттестации в 1993г. с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.
Стандартизация - деятельность по установлению норм , правил , характеристик. В Российской Федерации используют ГОСТы, ОСТы (отраслевые стандарты) , СТП (стандарты предприятия). Они содержат требования , по которым осуществляется сертификация.
Сертификация -- деятельность , направленная на поддержание соответствия по установленным требованиям. В Российской Федерации существуют общие правила по проведению сертификации. После проведения сертификации выдается сертификат (документ соответствия требованиям).
Стандарты сертификатов следующие:
1. ИСО 9000 - содержит описание эталонов 3-х моделей качества , предупреждения дефектов продукции как на стадии разработки , так и на стадии изготовления;
2. БИП -- бездефектное изготовление продукции;
3. КСУКП - комплексная система управления качеством продукции.
Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества , а потом определяется продукция по категориям :
-- Продукция 1-ой категории , продукция определенных полезных качеств , но ниже мировых стандартов ;
-- Продукция 2-ой категории , используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
Продукция , оцениваемая по 2-ой категории , подлежит снятию с производства;
Там , где продукция не оценивается по категориям качества , используется показатель сортности.
Сортность - тоже характеризует качество , но для определенных отраслей.
При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности , подтверждая уровень качества.
По продукции , качество которой характеризуется сортом или кондицией , рассчитываются следующие показатели:
-- доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;
-- средний коэффициент сортности ;
-- средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта .
Существенными задачами анализа качества являются :
-- изучение динамики перечисленных показателей;
-- выполнение плана по их уровню;
-- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции ;
-- определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия . Выпуск товарной продукции ( ТП ), выручку от реализации продукции ( ВР) и прибыль ( П ) :
ТП = ( Ц1 - Ц0 ) х К1 ,
ВР = ( Ц1 - Ц0) х VРП1 ,
П = [ (Ц1 - Ц0) х VРП1] - [(С1 - С0 ) х VРП1] ,
где Ц0 и Ц1 -- соответственно цена изделия до и после изменения качества ;
С0 и С1 -- соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества ;
К1 -- количество произведенной продукции повышенного качества;
VРП1 - объем реализации продукции повышенного качества.
Брак является косвенным показателем качества продукции , который делится на исправимый и неисправимый , внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия , уменьшению объема товарной и реализованной продукции , снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции , определяют потери от брака.
Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению . Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья , низкий уровень технологии и организации производства , квалификация рабочих , аритмичность производства и другие.
Задача
Исходные данные: В табл.1 имеются данные для оценки выполнения плана по сортности продукции.
Требуется рассчитать :
- коэффициент сортности;
- плановую и фактическую средневзвешенную цену;
- влияние изменения количества выпущенных изделий на стоимость продукции методом разниц процентов в табл.2
- по результатам расчетов составить баланс отклонений и сделать выводы.
Расчет:
Таблица 1
Сорт продукции
Цена за
единицу, руб.
Количество выпущенных
изделий , тыс.шт.
Выпуск продукции в отчетном году, тыс.р.
По цене 1 сорта
План
Факт
План
Факт
План
Факт
I
II
III
350
280
250
16000
4000
1000
18000
3500
800
5600
1120
250
6300
980
200
5600
1400
350
6300
1225
280
Итого:
-
21000
22300
6970
7480
7350
7805
1. Коэффициент сортности можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству:
по плану: Ксорт. = 16000/21000 =0,76
фактически: Ксорт. = 18000/22300 = 0,81
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.
по плану: Ксорт. = 6970/ 7350 =0,95
фактически: Ксорт. = 7480/ 7805 = 0,96
выполнение плана по качеству = 0,96/0,95х100%=101,05%