Декоративное оформление детской одежды различных возрастных групп
p align="left">Ботинки с резиновыми вставками, на пуговицах были основной обувью для детей до 1880-х, когда в детскую моду вошли туфли на пуговичках или шнурках. Они стали более популярными в 1890-х -- с перепонкой через подъем; девочки старшего возраста могли надевать на вечеринки туфли с глубоким вырезом, украшенные маленькой пряжкой. Каблуки были низкими до 1870-х, когда стали делать модные туфли на умеренно высоком каблуке для девочек и даже для мальчиков.
Сегодня обилие предметов туалета, которые принято было носить как взрослыми, так и детьми в конце XIX в., кажется удивительным Элеонора Окленд в «Пока, прощай» делится воспоминаниями о комплекте нижнего белья приблизительно 1880-х гг., который включал фуфайку, сорочку из набивного ситца, достигавшую колен, шнуровку из подбитого пике, с пуговицами на спине и дополнительными пуговицами на разных уровнях вокруг талии для поддержки панталон, подвязки для чулок и фланелевую нижнюю юбку, длинные черные шерстяные или толстые хлопчатобумажные чулки и поверх всего этого белую нижнюю юбку с лифом
Носить перчатки все еще считалось необходимым как для мужчин, так и для женщин. Автомобильные мужские перчатки могли быть очень плотными для вождения, но в остальных случаях их шили из тонкой лайки серого, коричневого или черного цвета, к которой в 1890-х добавилась натуральная замша. С вечерним платьем обязательными были белые перчатки; на бал брали запасную пару для обеспечения безупречного внешнего вида на все время всего торжества Женские перчатки были короткими: до запястья или немного выше до 1880-х, когда стали носить длинные перчатки до локтя и выше вечером и длиной три четверти днем; все они плотно облегали руку. Как правило, использовали светлые оттенки, но в 1880-х в моду вошел черный цвет. Митенки после 1870-х носили редко.
Зонты носили как мужчины, так и женщины, но были скорее утилитарными, чем модными, до двух последних десятилетий века, когда туго свернутый зонтик мог служить мужчине тростью. Представители обоих полов щеголяли дорогими шелковыми зонтиками.
Мужские трости, или палки, были легкими, с серебряными набалдашниками, но в 1880-х могли быть более массивными с изогнутой ручкой; в 1890-х носить тросточки считалось вызывающим или щегольством, но этот обычай сохранялся до начала Первой мировой войны. Носили с собой также аксессуары, связанные с курением сигар. Ювелирные изделия включали булавки для шарфов, золотые или украшенные драгоценными камнями запонки и тяжелые золотые цепи для часов, которые носили на груди жилета между карманами, пропущенными через петлицу, или, после 1888 г., через специальное отверстие для цепи. Монокль, который в Америке, Австралии и других странах ассоциировался с образом английского «сноба», носили весь этот период и в следующем веке тоже, хотя довольно редко; пенсне также носили до конца века.
1.6 Двадцатый век
Период 1900--1939 гг., начавшийся правлением короля Эдуарда VII и охватывающий время между двумя мировыми войнами, стал свидетелем сенсационных изменений, когда был брошен вызов традициям, сломаны классовые барьеры и появились новые волнующие течения в живописи,литературе и музыке. Мода, как одно из основных направлений человеческой деятельности, отразила эти изменения.
К началу XX в. электричество, телефон, кино и автомобиль уже стали практической реальностью, а в 1903 г. успешные полеты братьев Райт продемонстрировали возможности воздушных перемещений. В продолжавшейся борьбе за изменения социальных отношений женщины были готовы пойти в тюрьму за свои требования избирательного права, лидеры и сторонники рабочих движений погибали в мятежах и забастовках; на закате правления короля Эдуарда VII в Англии и энергичного яркого президентства Теодора Рузвельта в США стали слышны раскаты будущих бед. Но для немногочисленных представителей привилегированных слоев общества это было время мотовства и показной роскоши, расточительных приемов на загородных виллах, балов, обедов, встреч на бегах и вечеринок на яхтах. Как комментирует Вирджиния Каули в своем труде «Эдуард VII и его круг», «было потрачено больше денег на одежду, съедено больше пищи, совершено больше супружеских измен, убито больше птиц, укомплектовано личным составом больше яхт, чем когда-либо прежде». Любовь Эдуарда VII к Франции и его тайный визит в Париж в разгар легендарной «прекрасной эпохи» укрепили репутацию города.
Изменения в распределении богатства и уменьшение количества слуг после Первой мировой войны означало, что большее число женщин должно было заботиться об одежде своих детей. Последовавший спрос на более удобные и легко стирающиеся фасоны детской одежды вместе с более высокими стандартами гигиены в результате привели к тому, что детская одежда стала более практичной и комфортабельной.
Приблизительно до 1910--1912 гг. мальчиков одевали в юбки до двух лет или около того, но вскоре эта практика исчезла; к 1914 г. маленькие мальчики стали носить короткие штанишки и комбинезоны или матросские костюмчики с прямыми свободными пальто и гетрами зимой на улице. Как и прежде, но теперь в более юном возрасте, мальчики начинали носить пиджаки, как их отцы, с короткими брюками, не доходившими до колен, и длинные шерстяные гольфы, переходя на длинные брюки приблизительно в четырнадцать лет. Как и мужчины, они страдали от неудобств, доставляемых твердыми крахмальными воротниками, которые часто были частью школьной формы до сравнительнонедавнего времени и обязательно требовались на званых приемах. Обычной одеждой английских школьников, родители которых принадлежали к среднему и высшему классам, были блейзеры, кепки или соломенные канотье, со школьными эмблемами на нагрудном кармане, ленте шляпы или кепки, галстуки в цветах школы или со школьным значком. Спортивное снаряжение было такое же, как у мужчин, волосы стригли коротко, а оксфордские туфли заменили ботинки.
Реформа, произошедшая в одежде в XIX в., казалось, вновь ожила в начале XX в. в девичьей одежде; неплотно прилегавшие к телу платья из мягких тканей свободно лежали от плеч до голени, поверх платья или блузы носили джемпер или сарафан, украшенные вышивкой, отражавшей моду на прикладное искусство. Для защиты платьев надевались настоящие фартуки, как в викторианские времена; во Франции мальчики и девочки носили черные фартучки до конца 1930-х гг.
В 1930--1930 гг. одежда девочек следовала женской моде: прямые, простые короткие платья с заниженной талией, часто поверх панталон-никерсов в тон, свитеры и юбки в складку; пальто прямого покроя, возможно, с меховой отделкой зимой; береты или шотландские береты, гладкие фетровые шляпы с широкой тульей и среднего размера полями с репсовой лентой зимой и из итальянской или пальмовой соломки, отделанные цветами или набивным шелком, -- летом, короткие белые носки и оксфордские туфли со шнуровкой или туфли с ремешком. Приблизительно с двенадцати лет девочки носили белые, коричневые или черные чулки, но с середины 1920-х гг. возможны были телесные, если они не являлись часть школьной формы. Волосы были длинными, падающими свободно или заплетенными сзади в косы с бантами из тафты или муаровыми лентами до тех пор, пока мода на короткие волосы для женщин не была принята для девочек. В 1920-е гг. банты торчали как бабочки на коротко подстриженных волосах; в 1930-е гг. волосы украшали только заколками.
В Европе увеличивалось количество школ-интернатов для девочек, и большинство из них требовали школьную форму. Естественно, форма в разных школах была разной, но платье-сарафан с байтовыми складками от узкой кокетки с квадратным вырезом темно-синего, темно-зеленого или коричневого цвета был самым обычным в большинстве британских школ и в элитныхшколах для девочек в других европейских странах, многие из которых закупали школьные формы в Британии. Платье-сарафан носили поверх кремовой или белой блузки или рубашки, часто с галстуком отличительных цветов школы. На улице носили гладкие английские костюмы или блейзеры, как у мальчиков, с фетровыми шляпами или панамами, с круглой тульей, среднего размера полями и полосатой лентой с отличительными цветами школы и со школьной кокардой спереди.
Выходные платья девочек с оборками и воланами из шелка, тафты или муслина вначале достигали щиколотки, затем, к 1920-м гг., голени или колена; поверх них обычно носили бархатные накидки с шелковой подкладкой.
Модно было, чтобы мама и дочка надевали одинаковые платья, особенно в США в 1920-е гг.
Легкие в использовании ткани оказались очень подходящими для детской одежды, которая, как и одежда взрослых, становилась все свободнее. Дети, одетые подобно взрослым, больше не страдали от этого, как предыдущие поколения. Платья с длинными юбками, созданные в направлении, заданном Лаурой Эшли, хотя и были очаровательными, оказались непрактичными, но большая часть одежды для взрослых: например, джинсы, комбинезоны с нагрудником и бретелями, шорты (французы предпочитали длину до колена), рубашки, свитеры, куртки на молниях, блейзеры оказались практичными и привлекательными для мальчиков и девочек.
Мальчиков так долго одевали, как девочек, а теперь девочек часто одевают как мальчиков; но для девочек все же существует больше вариантов: платья, юбки и свитеры или практичные и привлекательные сарафаны поверх сочетающихся колготок и свитеров.
На детской обуви не отразились перекосы, происходившие в моде на женскую обувь, и значение хорошо сидящей обуви на низком каблуке для растущей ножки стало полностью осознаваться.
Ручные сумочки всегда были важны для женщин, поскольку одежда редко снабжалась достаточными карманами. В военные годы большие практичные сумки, некоторые из которых имели форму планшета, носили в руке или вешали на плечо, но в конце 1940-х и в 1950-х гг. их заменили сумки более элегантного фасона среднего размера, часто с жесткими двойными ручками. В 1960-х гг. возвратились более соответствующие молодежномуоблику сумки поменьше, свисавшие с плеча, часто на цепочках. Свисавшая с плеча сумка осталась фавориткой 1970-х, хотя ее фасон слегка изменялся, особенно уместна она оказалась с брючным костюмом. Крохотные сумочки, сочетавшиеся с платьем, в которые едва вмещался носовой платок, были популярны у подростков в 1970-х гг., часто они висели на шее на шнурке.
1.7 Наше время
Чем характерен ранний период? Отрицание авторитетов и традиций продолжается, но на первый план выступила борьба за власть и деньги. Сильное влияние также оказал культ физического совершенства, здоровья и молодости. Возникло, часто довольно неожиданно, желание оказать помощь попавшим в беду, беспокойство за сохранность сельского образа жизни, архитектурных и исторических ценностей. Это вело к ностальгии по романтическому и нереальному образу прошедших времен. Но, возможно, самым важным фактором, существующим до сих пор, был недостаток средств, который вместе с постоянным давлением рекламы, особенно на молодежь, усиливал стремление обладать как можно большим количеством благ, каким бы способом это не достигалось. Из этой смеси разных влияний возникли разнообразные стили. В начале 1980-х гг. молодые люди, принадлежавшие к руководящему звену, стремились создать блестящий образ состоятельного и преуспевающего человека. Приблизительно в то же время Боб Гелдолф организовал движение «Банд Эйд», собирающее средства для Эфиопии, и это сделало его несколько неряшливый образ популярным, широко распространившимся как часть всеобщего мятежа против условностей. Одежду, предназначенную для физических упражнений или занятий спортом, например, тренировочные костюмы и шорты, носили и мужчины и женщины всех возрастов и слоев общества, она была принята для домашнего отдыха, для прогулок по центральным улицам и для путешествий.
В коллекциях некоторых кутюрье чувствовалось этническое влияние, и молодые люди бегали в поисках дешевых нарядов в этническом стиле. Ностальгические настроения отразились в популярности «костюмированных представлений», это влияние было выражено и в коллекциях высокой моды, а особенно проявилось в выборе свадебных платьев. Презентации сезонных коллекций превратились в моду, все большее внимание уделялось художественному оформлению, движению, и особенно выбору моделей, все более молодых, почти подростков, все более и более худых. Действительно, в середине 1990-х гг. дурное влияние этой моды было названо причиной отсутствия аппетита у юных девушек. Огромное влияние прессы, рыщущей в поисках сенсационных, рами за моду в Парижской опере в 1985 г. Многие дизайнеры подражали ему и даже создавали еще более экстремальные наряды,обнажая тело почти полностью. Можно было бы создать одежду из прозрачных материалов, но очень небольшое число женщин обладают подходящей фигурой и смелостью, чтобы ее носить.
Трикотажные вещи заняли более важное место в гардеробе большинства женщин. Классические свитеры имели круглый или V-образный вырез, или вырез лодочкой, воротник хомут или застежку, как у тенниски. Они вязались с помощью различных технологий для создания разнообразия фактуры или узоров из шерсти, хлопка или синтетических нитей, или, для большей эффектности, тонкого перуанского хлопка или кашемира. Кардиганы (далеко ушедшие от устаревших двойных комплектов из кардигана и джемпера), выглядевшие как жакет, связанный в резинку, или с поверхностью в рубчик, могли занять место шитого жакета. Ассортимент трикотажных изделий был широким и мог удовлетворить потребность в свободной одежде спортивного типа.
В конце 1990-х гг. были показаны удлиненные кардиганы до голени, которые носили с брюками, что позволяло предположить, как и в случае с юбками, общую тенденцию к удлинению. Среди продукции старых, хорошо зарекомендовавших себя фирм готового платья, таких как «Акваскатум» и «Джэгер», пальто классического направления, но соответствующие концу XX в., удовлетворяли потребности многих женщин, так же как и традиционное направление «Бэрберри», которая всегда создавала актуальные фасоны плащей.
Прически, так же как и одежда, могли быть самыми разными. Девушки и молодые женщины все еще предпочитали прямые ниспадающие волосы или стянутые назад в «хвост», с конца 1980-х на довольно продолжительное время в моду вошли завитые и слегка растрепанные локоны. Альтернативой была аккуратная довольно короткая стрижка, и здесь не удавалось обойтись без руки опытного парикмахера. Эта прическа выглядела очень естественно, она могла быть короче или длиннее, но без каких-либо завитков. Челка была популярна до конца 1990-х гг., когда на показах не было даже намека на какие-либо изменения.
Макияж на показах и иллюстрациях выглядел чрезмерным, но в основном предпочитали довольно естественный вид со значительным акцентированием внимания на глазах.
Искусство шляпников продолжало страдать от привычки женщин ходить с непокрытой головой, официальные приемы предоставляли возможность для создания выдающихся сложных головных уборов. Во второй половине 1990-х гг. популярны были большие шляпы с окантовкой по краю и высокими тульями, которые носили без наклона и низко надвинутыми на лоб. Они выглядели хорошо на высоких женщинах с классическими чертами лица, таких как принцесса Диана. Шляпы поменьше, не столь торжественные, низко надвинутые на лоб, напоминали о 1920-х гг. Подобным же образом выглядели шляпы из натурального или искусственного меха появился было легкий намек на то, что молодые женщины начинают носить шляпы с повседневной одеждой, но этому веянию было далеко до прежней обязательности.
В начале 1980-х гг. туфли на высоком каблуке все еще были в моде. Они могли быть различной формы, а высокие тонкие каблуки выделялись далее в 1990-е гг. Однако это уже были не «шпильки» 1950-х и использовались в основном для вечерних туфель и босоножек с ремешками. Туфли шили из тонкой мягкой кожи, а некоторые вечерние или свадебные платья -- из шелка, украшенного кружевом или вышивкой и декоративным бисерным шитьем
В противоположность этому, повседневная обувь, выпускаемая компанией «Док Мартене», с 1960-го г. преимущественно для рабочих, неожиданно повлияла на модную женскую обувь. Вначале ее приняли неформальные группы молодежи, но к началу и в середине 1980-х гг. обувь «Док Мартене» можно было встретить на модных показах, и она стала широко популярной среди девочек-подростков. Этот факт оказал некоторое влияние на дизайн женской обуви, которая приобрела более широкий каблук и тупые носки, уличная обувь стала более массивной.
Спортивная одежда не очень изменилась за эти два десятилетия. «Тренировочные костюмы» для мужчин и женщин часто надевали дома или на отдыхе. Цельный купальник отстоял свои позиции у бикини (которое стало меньше). Отверстие для ноги срезалось прямо по переду или высоко вырезалось и сужалось к боку, заставляя женскую ногу казаться длиннее. После обнародования результатов исследований о повышении риска заболевания раком кожи, вызываемом солнечными лучами, возросла потребность в накидках и рубашках для защиты от солнца.
Теперь, когда одежда взрослых стала в основном удобной и продуманной, детской моде стало проще следовать взрослым фасонам, чем раньше. Детям, как и некоторым взрослым, нравились печатные изображения или надписи на футболках и пуловерах. Таким образом на них появились имена торговых фирм и дизайнеров или их подписи. Дети стали больше следить за модой, следуя своим кумирам в музыке, спорте. Некоторое влияние оказывала также рекламная индустрия. Исключительной популярностью пользовались кроссовки, которые украшались различными способами. Они не всегда были дешевыми, и их трудно было содержать в чистоте, но молодежь настаивала, а мода есть мода и для молодых и для старых.
Развитие производства искусственных волокон и тканей, а также различных смесей из них продолжается, и этот вопрос требует специального исследования, выходящего за рамки данной книги.
Ценность натуральных тканей: хлопка, шелка или кашемира не ставится под сомнение, они могут содержать небольшой процент синтетики для обеспечения большей несминаемости или эластичности.
Преобладающим цветом городской одежды был черный, черный и снова черный. Во второй половине 1990-х гг. делались попытки противопоставить ему серый, коричневый и, конечно, темно-синий цвета, но явных результатов они не дали. На показах мод были представлены модели более ярких или нежных пастельных тонов, которые частично были востребованы в летних нарядах и в летней одежде для отдыха.
При попытке дать четкую картину последних двух десятилетий XX в. выясняется, взгляд на респектабельный модный облик изменялся даже на протяжении этого недолгого периода.
В 1998 г. в прессе было отмечено, что порядки в ультрамодных л эндонских клубах, ночных увеселительных заведениях и барах перевели с ног на голову представления о том, что прилично, а что -- нет формационный ежемесячный бюллетень Ассоциации потребителе «Уич» упоминал о том, что один адвокат не был допущен в какой - то потому что был в костюме. Даже статус знаменитости не гарантирует успеха -- содиректоров Голливуда тоже не допустили в другой бар из-за его костюма. Объясняя причину, представители этих заведений от что сейчас в моде спортивный свободный стиль! Это странно, если вспомнить, что совсем недавно господствовало правило парней вджинсах и кроссовках». Еще в одной статье в 1990 г. названа новая группа, оказывающая сильное влияние на моду жизни. В 1980-х годах это были яппи, отличительной черт были костюмы от Армани; «Порсис» и в Сити. А с конца 19 в. поколение стало отдавать предпочтение запасному армейскому обмундированию и творческим профессиям.
Мода превратилась в огромную индустрию, которая постоянно рекламирует себя и затрагивает почти все слои общества. Теперь она возникает под влиянием множества факторов, и торговцы модной одеждой должны иметь острый глаз, ощущение времени и способность быстро реагировать на потребности своих клиентов.
Хотя кажется невероятным, чтобы люди западного мира когда-либо вернулись к сложной и изысканной манере одеваться, доставлявшую удовольствие их предкам в течение большей части описанного в этой книге периода, следует сохранить надежду, что и в новом веке модная одежда будет достаточно привлекательна, сексуальна и изменчива.
Глава 2 Характеристика и классификация детской одежды:
2.1 Градация детской одежды по возрастным группам
Проектирование одежды для детей должно происходить с учетом особенностей развития ребенка в каждом возрасте, детской психологии, требований гигиены (детская одежда должна способствовать правильному физиологическому развитию детского организма). Детская одежда должна быть прежде всего удобной и красивой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представления личности. В отличие от формы взрослой одежды, форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции проявляются прежде всего в рисунках и фактурах тканей, цветовой гамме; при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, детский комбинезон, платье с кокеткой и т.п.). Всех детей условно делят на шесть возрастных групп:
-- грудничковая (0--1 год);
-- ясельная (1--3 года);
II-- дошкольная (3--6 лет);
-- младшая школьная (7--11 лет);
-- старшая школьная, подростковая (12--15 лет);
V-- юношеская (16--18 лет).
Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции; особенно это важно в одежде, предназначенной для тинэйджеров (старшей школьной и юношеской групп), при этом необходимо учитывать не только и не столько модные тенденции «взрослой» моды, сколько актуальные стили молодежных субкультур.
В отличие от детской, не существует специальной одежды для пожилых людей. Однако люди старшего возраста составляют значительный сектор на потребительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если учитывать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых странах). Поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы этой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообразной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы. Как правило, степень следования моде в старшем возрасте зависит от личного выбора человека, но чаще всего модные тенденции в одежде присутствуют в смягченном виде, а преобладают классические формы, сдержанная цветовая гамма. Очевидно, что в одежде для пожилых неприемлемы все крайности моды: прилегающие силуэты (вместо них -- полуприлегающие), сильно открытые модели, высокие каблуки, неудобные колодки в обуви. Комфорт и удобство -- основные требования современного человека к одежде -- для этой возрастной группы имеют особое значение. Удачным примером создания универсальной одежды, максимально учитывающей потребности немолодой женщины, является знаменитый костюм в стиле «Шанель», который К. Шанель придумала, когда ей самой было уже более 70 лет. Она учла все детали и малейшие нюансы, начиная от выбора ткани (твидов с рыхлыми структурами, которые, по мнению Шанель, лучше всего подходят к коже в морщинах), формы костюма (полуприлегающего жакета длиной до середины бедра и прямой юбки ниже колена с удобным запахом), и заканчивая эластичной подкладкой юбки и тяжелой цепью, пришитой с изнанки к низу жакета, которая оттягивает спинку, делая ее прямой. С костюмом полагалось носить блузу с воротником-шарфом, соответствующую по цвету подкладке жакета, чтобы зрительно «смазывалась» линия талии.
2.1.1 Одежда для детей младенческого периода
В этой группе выделяют одежду для детей до1 года - младенческого периода. Характерной особенностью телосложения ребенка в этот период является большая детей голова, короткая шея, очень короткие ноги и относительно длинные руки. Центром фигуры является пупок.
Одежда для младенческого периода соответствует утилитарным требованиям ребёнка, который до 6 - 8 месяцев большую часть времени проводит в кроватке. Это прежде всего бельё простое, лёгкое, гигроскопичное, легко подвергающиеся стирке и глажению, не теряющее по этому случаю своих гигиенических свойств.
Первая одежда младенца: распашонки, рубашечки, чепчики, ползунки. Отличительные особенности этой одежды - свободная форма, простой крой, минимальное количество швов, несложная отделка.
Верхняя одежда малыша - легкий, утеплённый спальный мешок с капюшоном, без рукавов, достаточно широкий внизу, чтобы ребёнок мог свободно двигать ножками, и пальто - конверт с рукавами и капюшоном, которые часто выкраивают с рукавичками.
Используются ткани пастельных тонов с рассыпанным мелким простым рисунком.
2.1.2 Одежда для детей ясельного периода
В возрасте от 1 до 3 лет дети активно растут. В возрасте от 1 до 3 лет дети активно растут. Пропорции телосложения меняются: высота головы относится к длине всего тела как 1 : 4 или 4,5, удлиняется шея, отчего плечи становятся ниже и шире; живот еще большой, лопатки выпуклые. Позвоночник приобретает изгиб, а осанка -- некоторое отклонение назад. Дети начинают ходить. Движения их еще недостаточно скоординированы, но в 2--3 года они уже много двигаются, поэтому одежда должна быть свободных форм. Основной формой одежды для девочек является трапециевидная, расширенная от плечевого пояса, с кокеткой или без нее. Такая форма скрадывает выпуклость живота. Использование кокеток способствует восприятию фигуры, как более пропорциональной. Одежда для мальчиков характеризуется прямой формой. Брюки, чаще короткие, прямые или чуть суженные книзу хорошо сочетаются с рубашечками, пуловерами, куртками. Гардероб девочки состоит из ночной длинной сорочки или пижамы, платья с фартуками и жилетами, сарафана, блузок, песочников, рубашечек, брюк, куртки, пальто, комбинезона. В гардероб мальчика входят ночная сорочка или пижама, брюки (короткие или длинные), рубашечки, фартуки или халат; полукомбинезон, разнообразные комплекты, куртка, комбинезон, пальто. При комплектном решении одежды количество изделий можно сократить, а число "вариантов их использования увеличить.Несмотря на необходимость стремиться к простоте и лаконичности в построении формы одежды для детей ясельного возраста, допустимо некоторое разнообразие в решении отдельных частей формы. Рукава, как правило, длинные, могут быть прямые или оформлены манжетами. Рукава летних платьев могут решаться в виде «фонарика», «крылышек». Вырез горловины оформляется отложными воротниками с разнообразно решаемой линией отлета.
При моделировании верхней одежды следует шире использовать решение ее с капюшонами. При правильном решении капюшона ребенок получает возможность свободно поворачивать головку, а вся его фигура выглядит более стройной. Удобным видом верхней одежды является комбинезон, целиком закрывающий тело ребенка и обеспечивающий ему большую подвижность.
Не всегда следует проводить резкое различие в характере одежды девочек и мальчиков ясельного возраста, так как их фигуры и характер деятельности почти одинаковый те и другие носят брюки, фартуки, комбинезоны и полукомбинезоны. Сочетание брюк и полукомбинезонов с рубашечками, блузками, фуфайками уже дает начало комплектному решению костюма. Оно может развиваться добавлением фартуков, жилетов, а для улицы -- курток, пальто, начинают формироваться черты характера. Ассортимент одежды в основном остается прежним, но характер Отделка изделий этой возрастной группы может быть разнообразной, но при этом следует избегать перегруженности в оформлении.
2.1.3 Одежда для детей дошкольного возраста
В этот период жизни ребенка складываются первые понятия о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. закрепляются нравственные членения изделий немного меняется. В платьях о небольшими кокетками по низу можно давать полосу оборки, плиссе или складки. В летних платьях вырез горловины делают несколько свободнее, а форму воротников разнообразнее. Появляется возможность удлинить кокетку и от нее расширить юбку за счет сборок или складок. Это помогает скрыть все еще выпуклый живот и обозначить талию.
Основные формы одежды -- трапециевидная и прямая. Трапециевидная форма приобретает конкретное силуэтное выражение -- А-образное и Д-образное. Конструктивно это решается завышением линии талии в первой форме и занижением во второй. Последнее решение характерно для матросок. В костюме прямой формы для мальчиков также приемлемо завышенное членение, что создается, например, верхней линией нагрудной части полукомбинезона относительно заправленной в него рубашечки. В целях поощрения самостоятельности детей в пользовании своей одеждой следует предусмотреть удобное решение застежки. Она должна располагаться спереди, неуверенные детские пальчики должны легко находить пуговицы удобной величины. Их должно быть в изделии немного. Если изделие не имеет застежки, следует обозначать перед красочным рисунком, аппликацией, вышивкой и пр. Одежда в этот период приучает ребенка к чистоте и опрятности. Этому служат белые воротники, нарядные белые столовые фартуки («в белом фартуке больше морали, чем в долгих наставлениях взрослых»). Любимое украшение одежды детей этого возраста -- аппликация. Аппликация в обобщенно-изобразительной форме выразительными средствами фактур и цвета различных материалов дает ребенку радость узнавания близких и понятных ему зверушек, цветов и плодов. Аппликации могут нести и функциональную нагрузку -- быть карманом.
2.1.4 Одежда для детей младшего школьного возраста
С приходом в школу у детей появляются новые обязанности, занятия, новый распорядок дня. Здесь они приобретают навыки сознательного и планомерного усвоения знаний, приобщаются к жизни в новом коллективе. Уважение к школьной жизни воспитывается у начинающих школьников через бережное отношение к учебникам и тетрадям, к школьной форме. Гардероб школьника существенно меняется, происходит четкое определение изделий по назначению: кроме школьной формы появляются спортивные костюмы для занятий на стадионе и в спортзале, рабочие фартуки или халаты для трудовых занятий, одежда для занятий и игр дома, нарядная одежда. В таком многообразии вещей ребенок должен ориентироваться. Здесь ему окажет помощь решение одежды в комплектах по назначению. В возрасте 8--10 лет происходит некоторая стабилизация фигуры вследствие уменьшения интенсивности роста, ребенок «мужает»; развивается костная основа, укрепляется мускулатура, фигура становится стройнее за счет удлинения ног, выпуклость живота исчезает, намечается талия. Пропорции фигуры к 10 годам жизни меняются: высота головы относится к длине всего тела как 1 : 6 или 1 : 6,5.
Основные силуэты одежды для девочек 7--8 лет -- прямой и расширенный от линии талии, а 9--10 лет -- полуприлегающий. Конструктивные членения разнообразны. Платья для девочек 7--8 лет лучше решать с завышенной линией талии, но близко к ее естественному положению. У девочек 9--11 лет платья полуприлегающего силуэта расширяются книзу различными средствами. Платье может быть и отрезным по линии талии, его вариантом может быть решение платья цельнокроеного спереди и отрезного по линии талии сзади и сбоку. В прямом силуэте низ джемпера или блузки спускается несколько ниже линии талии. В платьях на этой линии располагают клапаны, карманы, планки, хлястики. Основные силуэты одежды для мальчиков 7--8 лет -- свободный и полуприлегающий, для мальчиков 9--11 лет характерен также прямой силуэт одежды, но ведущим становится полуприлегающий. В этом силуэте решают куртки, пальто, а прямой силуэт приближают к полуприлегающему, располагая по низу курток и рубашечек притачные пояса, защипы, вытачки.
Источником образного решения нарядной домашней и повседневной одежды может служить народная одежда. Использование или интерпретация цветового строя народного костюма -- наиболее верное средство сделать костюм интересным; можно использовать также отдельные элементы кроя и характерные фактуры (типа домотканых) материалов. Девочки, приобщаясь к рукоделию, могут связать (под руководством) пестрый цветной шарфик, маленький жилет, вышить на блузке небольшой букетик или узор посложнее или нанизать на нитку забавные бусы из зерен. Но для всего этого нужны грамотные предложения художников-модельеров.
2.1.5 Одежда для старшего школьного возраста
Основные типы одежды для школьников уже сложились, подразделились по значению. Но теперь одежда приобретает все большую унификацию и целесообразность в связи с тем, что дети больше приобщаются к различным видам деятельности. Появляется необходимость в специализированной одежде (по видам спорта, профилю работы в учебных мастерских, в кружках ). Проблема комплектной организации одежды становится актуальной. Фигура ребенка продолжает изменяться. Наступает новый этап быстрого роста: у девочек в 12--13 лет, у мальчиков в 13--14 лет. Высота головы относится к длине тела как 1 : 7 или 1 : 7,5. У девочек появляется округлость груди, становятся шире бедра и икры, выявляется талия. У мальчиков расширяются плечи, отчего таз зрительно становится уже, талия выявляется более четко. Руки и особенно ноги удлиняются, пропорции всей фигуры приближаются к пропорциям фигур взрослых. Одежда для девочек может быть выполнена в четырех силуэтах. Ведущим является полуприлегающий (длина около коленей), затем прямой силуэт (в изделиях спортивного характера); приталенный и трапециевидный силуэты с умеренным расширением книзу в основном характерны для изделий верхней демисезонной одежды.
Одежда для мальчиков может быть выполнена в прямом силуэте свободных мягких линий и полуприлегающем -- стройном, небольших объемов. На базе первого возможны спортивные решения с использованием накладных карманов и деталей. Композиционный центр может располагаться и в области оформляющейся талии, которая может подчеркиваться поясом, небольшим напуском свободного лифа (в изделиях прямого силуэта), расширением юбки от линии талии, которая в этом случае может быть чуть занижена. В гардероб девочки входят школьная и пионерская формы, брюки, юбка, блузка, сарафан, спортивная куртка, плащ, пальто, платье. Гардероб мальчика состоит из школьной и пионерской формы, брюк, полукомбинезона, шорт, джемпера, верхней сорочки, спортивной куртки, пальто или полупальто. Детей этого возраста отличает высокая общественная активность. В основном их силами проводится большая часть спортивных соревнований, праздников, тематических вечеров, где специально подготовленные ими костюмы помогают создать нужную атмосферу.
В связи с появлением в последние годы материалов новых структур, новых видов отделки и колористического оформления значительно расширился ассортимент изделий детской одежды:
из тканей типа болоньи и легких шерстяных тканей -- распашные накидки без швов с капюшонами;
из двухслойных тканей и тканей двустороннего оформления -- бесподкладочные пальто и костюмы;
из хлопчатобумажных плащевых тканей, вельвета, джинсовых и льняных тканей -- комплекты для спорта и отдыха с взаимозаменяемыми изделиям;
из формоустойчивых тканей и трикотажных полотен -- комплекты спортивного характера, состоящие из брюк, комбинезонов, шорт, юбок, с отделкой из кожи, трикотажа, в сочетании с цветными чулками или носками, рейтузами, трикотажными майками, свитерами пли джемперами;
из нетканых материалов, сукна и драпа -- комплекты (пелерины, жилеты, пальто, брюки) с декоративными деталями и отделками, характерными для одежды спортивного характера (погоны, кокетки, накладные карманы, цветные строчки, металлическая фурнитура);
из смесовых тканей и искусственной кожи, хлопчатобумажных тканей с водоотталкивающей пропиткой, вельвета, тканей с пленочным покрытием и отделкой лаке -- куртки, пальто с подкладкой из искусственного меха, куртки-ветровки различной длины о разнообразными застежками;
из хлопчатобумажных и шелковых тканей с печатным рисунком пастельных тонов, гипюра, вуали, хлопко-иодобных тканей новых структур гладкокрашеных и с печатным рисунком (клетка, полоска, горох и др.) -- платья для детских и молодежных праздников и выпускного бала.
Творческие источники в образном решении одежды нарядной, домашней, повседневной для детей школьного возраста могут быть самыми разнообразными, но ведущим остается народное искусство, национальный костюм. Такая одежда в значительной степени индивидуальна и здесь при разработке изделий с еще большим успехом можно рассчитывать на самодеятельные возможности самих, уже обладающих большими навыками в рукоделии ребят.
2.1.6 Одежда для подростков
Роль подростков в школе и дома особая. Это -- старшие. В этом возрасте они вступают в молодежные организации. Комплекс школьных дисциплин дает не только научные знания, но способствует формированию мировоззрения, учит понимать прекрасное, чувствовать «движение души». Этому в огромной степени способствует приобщение к миру искусств. Чем обостреннее восприятия произведения искусства, тем больше гарантий в том, что душа человеческая обретет чуткость к людям. Складывающиеся моральные и этические нормы, чувство ответственности проверяются «на прочность» в различных ситуациях. Активная разносторонняя жизнь подростка помогает самоутверждению его личности в общественно-полезных делах, благородных поступках. «Пятая трудовая четверть» (как и третий трудовой семестр у студентов) открывает подросткам широкие возможности в этом. В этот период проходит интенсивное формирование фигуры. У девочек (с 14 лет) развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков (с 15 лет) развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции подростков подобны взрослым, высота головы относится к длине тела как 1 : 7,5 или 1 : 8. Но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой короткое. Это делает фигуру стройной и легкой. Основные силуэты решения одежды для девочек -- полуприлегающий -- наиболее стабильный и широко употребимый, приталенный -- в этом возрасте наиболее приемлемый и прямой -- в изделиях спортивного характера. Трапециевидный силуэт не всегда используется, но он очень выгодно подчеркивает динамизм движения девочки-подростка.
Гардероб девочки в целом определяется ее активной жизнедеятельностью, а поэтому общий стиль его, в основном, спортивный. В нем много унифицированных изделий. Но появляются и новые типы нарядных платьев, блузок, юбок, жилетов, различных дополнений в виде шарфов, косынок, зонтиков. Стабильная часть гардероба: пальто, плащи, куртки, комплекты повседневной, спортивной, домашней одежды, одежда для летнего отдыха, пляжные комплекты. Основные силуэты одежды для мальчиков -- прямой, свободной формы и полуприлегающий. Общий стиль гардероба мальчика спортивный, в него входят плащи, куртки, полупальто, комплекты повседневной, нарядной, домашней и спортивной одежды, комплекты для летних видов спорта и отдыха.
2.2 Требования в детской одежде, предъявляемые к каждой возрастной группе
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду”. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды.
Многие родители, покупая одежду ребенку, в первую очередь заботятся об эстетической её стороне. Нет большей радости для мамы услышать от кого-то, что её ребенок красиво одет и очень мило выглядит. Мало кто задумывается над тем полезна ли, удобна ли одежда. Таким образом, “одежда по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям, не препятствовать быстрому и лёгкому снятию способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка”.
Воздухопроницаемость - измеряется в куб. дм. и означает способность материалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. (например, шелк натуральный-341 куб. дм./ кв. м в секунду, капрон-125 куб. дм./кв. м в секунду, мадаполам х/б-111 куб. дм./кв. м). Поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в
целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, то есть большой воздухопроницаемостью.
Паропроницаемость - измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространстве, путем диффузии их через волокна. (например, мадаполам х/б-16,2 г/кв. м в час, шелк натуральный- 4,62 г/кв. м в час, капрон- 1,09 г/кв. м в час). В местностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемость.
Гигроскопичность - характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в % (например, батист, вольта, ситец > 90%, мадаполам х/б - 18%, драп облегченный - 16,5%, шерсть - 14%, репс - 7-8%, репс с водоотталкивающей пропиткой - 1,2%, капрон - 5,7%, лавсан - 0,5%). Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает её промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.
Влагоёмкость - определяет способность тканей впитывать воду при погружении в неё, выражается в %. Свойства ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, т.к. при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяется тепловые свойства данного материала.
Гидрофильность - отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в % (например, батист, вольта, ситец > 90%, репс с водоотталкивающей пропиткой - около 0%). Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с кожи.
Гидрофобность (“несмачиваемость”) - свойство противоположное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у ткани, образующих верхний слой одежды и защищающих её от снега, дождя, тумана.
Липофильность - характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в %. Высокие её свойства являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, т.к. капельки жира заполняют воздушные пространства между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.