После подстановки численных значений параметров в формулы (2.2) и ( 2.1) получим:
з = 0,96 * 0,972 * 0,994 * 0,95 = 0,87
Ртр = 18/0,87 = 20,69 кВт
2.1.2. С учетом требуемой мощности Ртр = 20,69 кВт рассмотрим возможность выбора асинхронных двигателей серии 4А с номинальными мощностями Рн = 18,5 кВт и Рн = 22 кВт. Для первого перегрузка составляет (20,69 - 18,5) * 100%/20,69 = 10,6% при допустимой перегрузке 5%. Далее его не рассматриваем. Для второго недогрузка не более 5,9%.
Для ориентировки в выборе двигателя по частоте вращения оценим передаточное отношение привода i(ср), вычисленное по примерно средним значениям рекомендуемых передаточных отношений отдельных передач. Возьмем (2, стр.7) эти значения для зубчатой конической цилиндрической, ременной и цепной передач соответственно i(ср.з.т) = 3, i(ср.з.б) = 3, i(ср.р) = 3, i(ср.ц) = 3.
После перемножения получим в результате:
i(ср) = 34 = 81
При таком передаточном отношении привода потребуется двигатель с частотой вращения:
n = i(ср) * n5 = 81 * 50 = 4050 об/мин
2.1.3. Окончательно выбираем (3, стр.328) ближайший по частоте вращения асинхронный электродвигатель марки 4А180S2УЗ со следующими параметрами:
Т1 = Р1/ щ1 = 20,69 * 103/307,4 = 67,3 Н * м Т2 = Р2/ щ2 = 19,7 * 103/ 102,47 =192,3 Н * м Т3 = Р3/ щ3 = 18,9 * 103/34,16 = 553,3 Н * м Т4 = Р4/ щ4 = 18,2 *103/12,56 = 1449 Н * м Т5 = Р5/ щ5 = 17,1 * 103/4,6 = 3717 Н * м
2.3.5. Максимальные моменты при перегрузках на валах
Т1max = T1 * 1,4 = 67,3 * 1,4 = 94,22 Н * м
Т2max = Т2 * 1,4 = 192,3 * 1,4 = 269,22 Н * м
T3max = Т3 * 1,4 = 553,3 * 1,4 = 774,62 Н * м
T4max = Т4 * 1,4 = 1449 * 1,4 = 2028,6 Н * м
T5max = Т5 * 1,4 = 3717 * 1,4 = 5203,8 Н * м
2.3.6. Результаты расчетов, выполненных в подразделе2.3. сведены в таблицу
2.1. Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на валах привода.
N вала
По рис 1.
n,
об/мин
щ,
рад/сек
Р, кВт
T,
Н * м
Тmax, Н*м
1
2937
307.4
20.69
67.3
94.22
2
979
102.47
19.7
192.3
269.22
3
326.33
34.16
18.9
553.3
774.62
4
108.8
12.56
18.2
1449
2028.6
5
50
4.6
17.1
3717
5203.8
3.Расчет клиноременной передачи.
Из раздела 2 заимствуем следующие данные
P1 = 20,69 кВт
n1 = 2937 об/мин
iр = 3
Т1 = 67,3 Н * м
В зависимости от частоты вращения малого шкива и передаваемой мощности выбираем по монограмме (2.С.134) клиновой ремень сечения А,с площадью поперечного сечения F=81 мм2
Определяем диаметр меньшего шкива d1(2.c.l30)
d1>=3*(T1)1/3
d1 = 3 * (67300)1/3 = 121,86 мм
по ГОСТу принимаем d1 = 125 мм
Определяем диаметр большего шкива d2 и согласуем с ГОСТ:
d2 = ip * d1 * (1 - е) = 3 * 125 * (1 - 0,015) = 369 мм
2. Расчет тихоходной цилиндрической передачи редуктора.
2.1. Материалы зубчатых колес и допускаемые напряжения.
2.1.1. Для зубчатых колес назначаем дешевую углеродистую качественную конструкционную сталь 45 по ГОСТ 1050-80. После улучшения материал колес должен иметь нижеследующие механические свойства, (2,с.34)
Шестерня Колесо
Твердость НВ 230...260 НВ 200...225
Предел текучести уТ, не менее 440 МПа 400 МПа
Предел прочности уb, не менее 750 МПа 690 МПа
2.1.2. Допускаемое контактное напряжение при расчете зубьев и общем случае (2,стр.33)
[ун] = унlim в * KHL/[SH] (4.1)
где унlim в - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, МПа;
КHL - коэффициент долговечности;
[SH] - коэффициент безопасности.
Для стальных колёс с НВ 350 (2,стр.27)
унlim в = 2НВ + 70 (4.2)
Коэффициент долговечности (2,стр.33) КHL = 1
если взять [SH] = 1,15 (2.стр.33), то расчет по формулам (4.1), (4.2) дает
2.1.3. Допускаемое контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колес зависит от предела текучести ут и вычисляется по формуле
[ун]max = 2,8 * ут (4.6)
при ут = 400 МПа (берётся минимальное значение для колеса)
[ун]max = 2,8 * 400 = 1120 МПа
2.1.4. Допускаемые напряжения изгиба при проверочном расчете зубьев на выносливость вычисляются по формуле /3,с.190/
[уF] = уFlim в * КFL * KFC/[SF] (4.7)
где уFlim в - предел выносливости материала зубьев при нулевом цикле, соответствующего базовому числу циклов;
КFL - коэффициент долговечности при расчёте зубьев на изгиб;
КFC - коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки на зубья (в случае реверсивной передачи);
[SF] - допускаемый коэффициент безопасности (запаса прочности).
По рекомендациям (2,стр.43-45) берём:
для заданных сталей
уFlim в 1 = 1,8 * НВ = 1,8 * 230 = 414 МПа
уFlim в 2 = 1,8 * НВ = 1,8 * 200 = 360 МПа
при одностороннем нагружении зубьев, КFC = 1 (привод не реверсивный) [SF] = 1,75
КFL = (NFO/NFE)1/m (4.8)
где m - показатель корня;
NFO - базовое число циклов;
NFE - эквивалентное число циклов.
Для колёс с твердостями зубьев до и более НВ 350 коэффициент m равен соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается NFO = 4·106. Для обоих колес NFE имеет те же численные значения, что и NHE (см.п.2.1.2.). Оба эти значения (для шестерни - 70*107, для колеса - 21*107) больше NFO = 4*106, поэтому КFL = 1 (3,стр.191,192).
Расчёт по формуле (4.7) даёт соответственно для шестерни и колеса
[уF]1 = 414/1,75 = 236,6 МПа
[уF]2 = 360/1,75 = 205,7 МПа
2.1.5. Допускаемое напряжение изгиба при расчете зубьев на кратковременные перегрузки для сталей с твердостью менее НВ 350
[ун]max = 0,8*ут (4.9)
Расчёт по этой формуле (см.п.2.1.1.) даёт для шестерни и колеса соответственно
Это значительно меньше вычисленных допускаемых напряжений
[уF]1 = 236,6 МПа
[уF]2 = 205,7 МПа
Напряжения изгиба при кратковременных перегрузках вычисляются также по формуле (2.13), куда вместо окружной силы рассчитанной для длительно передаваемой мощности, следует подставить окружную силу при кратковременных перегрузках
Ft max = T3 max/d1 = 774.62*103/40 =19365 H
После подстановки в формулу (2.13) получаем при перегрузках соответственно для шестерни и колеса напряжения изгиба