Введение1.1 Содержание задания1.2 Кинематический расчет1.3 Расчет крутящих моментов1.4 Определение модуля передачи1.5 Определение диаметров валов1.6 Проектирование червячной передачи1.7 Проектирование цилиндрической зубчатой передачи1.8 Проектирование конической зубчатой передачи1.9 Расчет мертвого хода редуктора2.1 Точность зубчатых и червячных передач2.2 Допуски формы и расположения поверхностей зубчатых колес и червяков2.3 Требование к базовым поверхностям зубчатых колес и червяков2.4 Требование к шероховатости поверхностей3.1 Конструктивные элементы валов3.2 Кинематическая схема трехступенчатого мотор - редуктора и силы, действующие в зацеплении3.3 Приведение сил к оси вала3.4 Определение эквивалентных моментов, действующих в поперечных сечениях вала3.5 Уточненный расчет вала3.6 Определение долговечности подшипников каченияСписок литературы
Введение
Редуктором называют механизм, служащий для передачи мощности от электродвигателя к рабочему органу исполнительного устройства. С помощью редукторов осуществляют уменьшение угловой скорости, а также увеличение выходного момента. В зависимости от требуемого расположения геометрических осей валов, между которыми передаётся вращение, и необходимого передаточного числа в редукторах используют цилиндрические, конические, а также червячные зубчатые передачи.
Зубчатые и червячные редукторы характеризуются высокой надежностью, долговечностью, постоянством передаточного числа и простотой в эксплуатации. Они имеют малый вес и небольшие габариты при обеспечении больших передаточных чисел.
Для передачи вращательного движения широко используют зубчатые и червячные механизмы. Если геометрические параллельны, то применяют цилиндрические зубчатые колеса, если оси валов пересекаются, то конические зубчатые колеса, а при перекрещивающихся осях валов ведущим звеном является червяк, ведомым - червячное колесо. Каждую передачу, состоящую из двух колес, независимо от ее типа называют ступенью.
Стандарт ГОСТ 2.402-68 (СТ СЭВ 286-76) устанавливает условные изображения всех типов зубчатых колес и червяков. Чтобы правильно оформить рабочие чертежи зубчатых колес и червяков, необходимо знать способы нарезания зубьев, геометрические соотношения элементов эвольвентного зацепления, степени точности, предельные отклонения размеров и требуемых шероховатостей поверхностей всех конструктивных элементов.
Для поддержания вращающихся деталей и передачи крутящих моментов между ними служат валы. От прочности и жесткости валов во многом зависит работоспособность механизмов.
Чтобы уменьшить габариты редуктора в целом, электродвигатель часто устанавливают непосредственно в его корпусе. При этом ведущее колесо первой ступени насаживают непосредственно на вал электродвигателя, поэтому вал электродвигателя одновременно является входным валом редуктора. Такие конструкции принято называть мотор - редукторами.
1.1 Содержание задания
Целью работы является разработка конструкции трехступенчатого мотор - редуктора, кинематическая схема которого включает в себя червячную, коническую и цилиндрическую прямозубые передачи.
Выполнить рабочие чертежи зубчатых колес и червяков, а также изложить метод расчета и конструирование валов малогабаритных редукторов приборов.
Исходные данные
1. Последовательность передачи Ч - Ц - К;
первая степень - червячная,
вторая ступень - цилиндрическая,
третья ступень - коническая.
2. Тип электродвигателя: СЛ - 261 ТВ
3. Угловая скорость выходного вала редуктора
4. Степень точности передач 7 - Д
Технические характеристики электродвигателя СЛ - 221 ТВ
1. Номинальная мощность на валу - 24 Вт.
2. Угловая скорость - 380 рад/с.
3. Напряжение - 110 В.
4. Момент на валу - 0,065 Н.м.
5. Габаритные размеры - L=120,4 мм, L1=69.9 мм.
1.2 Кинематический расчет
Общее передаточное число редуктора
следует разбить по ступеням:
U=UцUkUч, где UцUkUч - соответственно передаточные числа зубчато-цилиндрической, зубчато-конической и червячной ступеней.
Задается:
Uц=4
Uk=2
Uч=
отсюда число заходов червяка Zч=3 и число зубьев червячного колеса Zк=40
Выбираем число зубьев ведущих цилиндрических Zц1=30 и конических колес Zк1=26 и определяем число зубьев ведомых:
Тогда фактическое значение передаточного числа редуктора после округления чисел зубьев до целых величин:
Действительное значение передаточного числа должно удовлетворять условию:
Вероятный максимальный мертвый ход отдельной передачи определяется углом поворота ведомого колеса при неподвижном ведущем звене.
Угол поворота ведомого колеса рассчитывают по формуле:
,
где j n min - минимальный гарантированный боковой зазор, мм (табличное значение).
d - диаметр делительной окружности, мм.
Мертвый ход трехступенчатого редуктора с учетом боковых зазоров между зубьями, определяемый по углу поворота выходного вала:
На мертвый ход редуктора влияет также упругая деформация валов, в результате которой вал получает угол закручивания
, угловые минуты:
где М i - крутящий момент на валу
l i - рабочая длина i-го вала
G - модуль сдвига для стали - 80 ГПа
I Pi - полярный момент инерции поперечного сечения вала.
где di - наименьший диаметр участка вала, на котором передается крутящий момент.
2.1 Точность зубчатых и червячных передач.
Погрешности изготовления и монтажа элементов передач вызывают шум, вибрации, нагрев, несогласованность углов поворота ведущего и ведомого звеньев, ошибки от мертвого хода.
По точности изготовления зубчатые колеса и передачи разделены на 12 степеней. Для каждой степени точности установлены нормы кинематической точности, плавности работы и контакта зубьев.
Кинематическая точность характеризуется величиной погрешности передачи, т. е. разностью между действительным и расчетным углами поворота ведомого колеса. Кинематическая точность является основным требованием для делительных и отсчетных устройств. Она обеспечивается за счет малого радиального биения зубчатого колеса и применения высокоточных станков и инструментов.
Независимо от степени точности стандартами установлены различные виды сопряжения зубьев в передаче. За основу деления видов сопряжения принята величина бокового зазора. Нормы бокового зазора необходимы для устранения заклинивания зубьев и ограничения мертвых ходов, а также для размещения смазки и компенсации температурных деформаций. Боковой зазор не зависит от точности изготовления и определяется в основном величиной межосевого расстояния.
На рабочих чертежах зубчатых колес и червяков должны быть указаны требуемые степени точности по трем нормам и виду сопряжения. В условных обозначениях последовательно записывают три цифры (степени по нормам кинематической точности, нормам плавности, нормам контакта) и букву указывающую вид сопряжения.
Если первые три нормы имеют одинаковые степени точности, то в условном изображении указывают одну цифру, как в данном случае:
7 - Д.
2.2 Допуски формы и расположения поверхностей зубчатых колес и червяков.
В процессе изготовления зубчатых колёс и червяков возникают погрешности формы и взаимного расположения их поверхностей, что существенно снижает точность механизмов.
Стандарт СТ СЭВ 301-76 предусматривает классификацию допусков и отклонений формы и расположения поверхностей. К группе отклонений формы поверхностей относят непрямолинейность, неплоскостность, некруглость, нецилиндричность и отклонения профиля продольного сечения.
К группе суммарных отклонений формы и расположения поверхностей относят два основных вида отклонений: радиальное и торцевое биения.
Для оценки точности расположения поверхностей назначают базы.
Под радиальным биением
понимают разность наибольшего а и наименьшего, а расстояния от точек до базовой оси вращения в сечении, перпендикулярном к этой оси:
Радиальное биение является результатом смещения геометрического центра колеса относительно оси вращения и некруглости наружной поверхности.
Радиальным биением зубчатого венца называют наибольшую разность расстояний от базовой оси колеса до делительной прямой нормального исходного контура.
Торцевым биением
называют разность наибольшего b и наименьшего b расстояний от точек реальной торцовой поверхности колеса, расположенных на окружности заданного диаметра Д, до плоскости N-N, перпендикулярной к базовой оси вращения:
Если диаметр Д не задан, то торцовое биение определяют на наибольшем диаметре колеса. Торцевое биение является результатом неперпендикулярности торцовой плоскости к базовой оси колеса и отклонения формы торца по линии измерения.
2.3 Тре6ования к базовым поверхностям зубчатых колёс и червяков.
Основными технологическими базами при нарезании зубьев или витков червяка является:
отверстия зубчатых и червячных колёс, используемые для посадки колёс на вал;
опорные части вала (цапфы) червяка;
наружные поверхности нарезной части зубчатых, червячных колес и червяков, используемые для выверки заготовки на зуборезном станке.
Квалитеты (классы точности) для этих элементов назначают в зависимости от требуемой степени точности зубчатых и червячных передач.
Посадка в ЕСДП СЭВ согласно СТ СЭВ 145-75 образуется сочетанием поля допуска отверстия и поля допуска вала.
3.1 Конструктивные элементы валов.
При монтаже валов следует обеспечить удобство монтажа и демонтажа насаживаемых на него деталей. В связи с этим конструкции валов обычно выполняют ступенчатыми. Образование ступеней связано с установкой деталей на валу по соответствующей посадке, наличие нерабочих участков, не требующих высокой точности размеров.
Валы вращаются в опорах, которыми служат подшипники качения или скольжения. Опорные части валов называются цапфами.
Для уменьшения концентрации напряжений в местах перехода от одного участка вала к другому разность между диаметрами ступеней должна быть минимальной. Плавный переход от одной ступени к другой называют галтелью.
Радиусы галтелей R принимаются по рекомендациям.
Для ограничения перемещения деталей на валах в осевом направлении предусматривают бурты.
Цапфы валов подвергают тщательной обработке. Для выхода шлифовального круга в местах перехода от меньшого диаметра к большему изготавливают кольцевые канавки, иначе часть поверхности цапфы окажется недошлифованной из-за скруглённости краев шлифовального круга и посадка подшипников будет затруднена.
Для передачи крутящего момента и закрепления колес в осевом направлении на валу и в ступице колеса предусматривают отверстия под штифт.
Точность изготовления вала определяется точностью выполнения его размеров, формы и расположения поверхностей. Допуски на посадочные размеры вала назначают в зависимости от посадок отдельных деталей.
В местах посадки подшипников при вращении внутреннего кольца рекомендуют поля допусков для вала n6, m6, k6. Свободные размеры принимают по 14 квалитету.
3.2 Кинематическая схема мотор-редуктора и силы, действующие в зацеплениях зубчатых колес.
Кинематическая схема трехступенчатого мотор - редуктора включает в себя червячную, коническую и цилиндрическую прямозубые передачи (см. лист 3).
Точность построения кинематической схемы пространственных механизмов определяет правильность расчета валов.
Цилиндрические зубчатые колеса при изображении в аксонометрии принимают форму эллипсов.
Направление осей валов должно быть параллельно осям пространственной системы координат. Точки пересечения эллипсов следует рассматривать, как полосы зацепления передач. Векторы сил, действующих в зацеплениях зубчатых передач, должны быть направлены параллельно ребрам куба.
Для расчета валов на прочность необходимо найти все силовые факторы, действующие в зацеплениях.
Сила взаимодействия между зубьями червячного колеса и витками червяка может быть разложена на три взаимно перпендикулярные составляющие: окружное:
радикальное:
- угол подъема винтовой линии червяка.
осевое:
Для червячного колеса и червяка справедливы следующие соотношения:
Для прямозубой цилиндрической передачи усилия, действующие в зацеплении, определяются по зависимостям:
окружное:
радикальное:
Для цилиндрической зубчатой передачи усилия ведомо и ведущего колес должны быть равны:
Полное усилие, действующее в зацеплении конической прямозубой передачи, можно разложить на три составляющие, которые вычисляются по формулам:
на ведущих колесах направлены в сторону, противоположную угловой скорости вращения вала. Вращение вала электродвигателя следует принять по часовой стрелке.
Радикальные усилия
направлены по радиусу к центру колес.
В конической прямозубой передаче осевые усилия
всегда направлены от вершин к основаниям конусов.
3.3 Приведение сил к оси вала
Окружные и осевые нагрузки на вал от зубчатых колес передаются с помощью штифтов.
Для получения расчетной схемы вала необходимо все силы, действующие на зубчатые колеса, привести к оси вала.
В поперечном сечении вала действуют следующие силовые факторы: продольная сила N=Fa, которая, в зависимости от установки вала в опорах, может вызывать растяжение или сжатие, поперечная сила Ft, вызывающая изгиб вала в плоскости V; моменты Ми, изгибающий вал в плоскости V и Mk, вызывающий кручение в плоскости W.
3.4 Определение эквивалентных моментов действующих в поперечных сечениях вала.
Основным критерием работоспособности валов является прочность. Валы кроме кручения испытывают изгиб и растяжение или сжатие, поэтому требуется определить эквивалентные моменты. Эпюры эквивалентных моментов позволяют выявить сечения, где возникают наибольшие моменты, и найти действительное распределение напряжений по длине вала.
При составлении расчетной схемы вал рассматривают как балку с шарнирно - подвижной и шарнирно - неподвижной опорами. Балка в соответствии с приведением сил нагружается сосредоточенными силами и моментами. Точки приложения сил моментов принимаются по середине длины элемента, передающего их.
На листе 3 предоставлена расчетная схема выходного вала редуктора, на котором установлено коническое зубчатое колесо. Силы Fa и Fr действуют в плоскости V, а Ft - в плоскости H. Силы Fa, при перенесении её к оси вала создаст в поперечных сечениях продольную силу, равную ей по величине и одинаковую по направлению, и изгибающий момент
(d - делительный диаметр конического колеса). Следовательно, силы, действующие на вал, целесообразно рассматривать, последовательно составляя расчетные схемы вала в плоскости V, а затем в плоскости H.
После определения опорных реакций и построения эпюр изгибающих моментов в каждой плоскости следует геометрически сложить эти эпюры, определив для каждого сечения вала значения суммарного изгибающего момента:
Эквивалентный момент по III теории прочности определяется из выражения:
где МК - крутящий момент.
Крутящий момент передается на вал от зубчатого колеса через ступицу и штифт.
3.5 Уточненный расчет вала.
Уточненный расчет учитывает все факторы, влияющие на усталостную прочность: характер напряжений, наличие концентраторов напряжений, абсолютные размеры валов, обработку поверхностей и прочностные характеристики материалов, из которых изготовлены валы.
Для валов запас прочности определяют из выражения:
Запас усталостной прочности по нормальным напряжениям рассчитывается:
где -1 - предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба; t-1----- предел выносливости материала вала при симметричном цикле кручения; а - амплитуда цикла нормальных напряжений.
3.6 Определение долговечности подшипников.
Подшипники выбирают по диаметру цапфы вала, после чего долговечность подшипников рассчитывают по формуле.
где n - частота вращения, об/мин.
C - динамическая грузоподъемность, С=1160 Н
С0 - статическая грузоподъемность, С0=570 Н
- показатель степени: для шарикоподшипников =3.
Приведенную нагрузку для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников определяют по формуле:
P=(xFr + yFa)б t
где x и y - коэффициент радиальной и осевой нагрузок.
- коэффициент вращения, =1 при вращении внутреннего кольца.
Fr и Fa - соответственно радиальные и осевые силы воспринимаемые подшипником.
б - коэффициент безопасности, б =1,1 - при небольших перегрузках.
t - температурный коэффициент.
, где RV и RH - реакции опор.
1.Определение долговечности первого подшипника.
e = 0,3
При отношении
осевую силу не учитывают, принимая х=0,56 и y=1,45
P=96,7 Н
2.Определение долговечности второго подшипника.
e = 0,26
х=0,56 и y=1,71
P=124,47 Н
Список литературы:
Допуски и посадки: Справочник. В 2-х частях, В.Д. Мягков, М.А. Палей, А.Б. Романов, В.А. Брагинскиий. - 6-е изд., переркаб. и доп. - Л.: Машиностроение, 1982. - Ч. 1. 543 с.; Ч. 2. 448 с.
Подшипники качения: Справочник - каталог/Под ред. В.Н. Нарышкина и Р.В. Коросташевского.- М.: Машиностроение, 1984.- 280 с.
Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. Пособие/ В.Н. Кудрявцев, Ю. А. Державец, И. И. Арефьев и др.; Под. общ. ред. В.Н. Кудрявцева.- Л.: Машиностроение, 1983. 400 с.
Заплетохин В.А. Конструирование соединений деталей в приборостроении: Справочник. - Л.: Машиностроение, 1985. - 223 с.
Допуски и посадки. Справочник в 2-х ч. Под. ред. В.Д. Мягкова. - М.-Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1978. с. 1032.
Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. - М.: Машиностроение, 1975, с. 471.