Составляем для данной статически определимой стержневой системы 6 уравнений равновесия:
:
После подстановки значений косинусов углов и сокращения на меньший из коэффициентов при неизвестных усилиях получим:
. (1.1)
:
После преобразований получим:
. (1.2)
:
После преобразований получим:
. (1.3)
:
(1.4)
:
(1.5)
:
(1.6)
Из уравнений (1.1), (1.2), (1.3), (1.4), (1.5), (1.6) составим систему, которую решим с помощью вычислительного пакета MathCAD (приложение 1). Для упрощения счета в MathCAD примем:
; ; ;
; ; .
После решения системы получим:
;
;
;
;
;
.
Представим полученные результаты на диаграмме (рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 - Диаграмма усилий в стержнях подредукторной фермы вертолета
Как видно из диаграммы, все стержни, кроме стержня , растянуты. Наиболее нагружены стержни , и , менее нагружены стержни , и . Поэтому в первую очередь будут разрушаться стержни и (силы, растягивающие их, почти одинаковы), а уже потом остальные.
1.4 Проектировочный расчет стержней
Проектировочный расчет проведем для самого нагруженного стержня - . Выберем стержень круглого поперечного сечения. Найдем диаметр этого сечения, если стержень изготовлен из сплава В95 [2, с. 43], для которого с учетом коэффициента запаса по пределу текучести () допускаемые напряжения .
Диаметр стержня вычисляется по формуле:
, мм; (1.7)
.
После округления до нормального линейного размера по ряду Ra 40 [5, с. 481] получим:
.
Для подредукторной фермы вертолета необходимо взять стержни круглого поперечного сечения диаметром d = 4.8мм, изготовленные из сплава В95.
2. Расчет кругового кольца при плоском изгибе
Предварительно уравновесив кольцо потоком касательных сил (рисунок 2.1), найти:
силовые факторы M, Q, N методом сопряжения участков кольца;
перемещения v и w методом разложения нагрузки в ряд;
построить эпюры M, Q, N, v, w;
определить форму деформированного кольца и размеры поперечного сечения шпангоута.
Рисунок 2.1 - Расчетная схема кольца, , ,
2.1 Уравновешивание кольца
Для уравновешивания внешней погонной радиальной нагрузки , равномерно распределенной в секторе , определим значения коэффициентов в выражении для касательных погонных сил:
. (2.1)
При уравновешивании кольца целесообразно положительное направление для уравновешивающих касательных сил связывать с положительным направлением отсчета угла , так как в этом случае не нужно помнить о том, соответствует или нет положительное направление сил принятому для них положительному направлению при выводе дифференциальных уравнений изгиба кольца.
Составим уравнения равновесия кольца, спроецировав все силы на направления осей y и z и взяв сумму моментов сил относительно центра кольца:
на ось y
;
;
; ;
на ось z:
;
;
;
;
относительно точки О:
;
; .
. (2.2)
2.2 Определение внутренних силовых факторов
Воспользуемся способом непосредственного интегрирования дифференциальных уравнений равновесия для кольца [1, с. 105]. Вследствие имеющей место симметрии ограничимся рассмотрением половины кольца (). По характеру нагружения здесь выделяются два участка.
Уравнения равновесия для первого участка ():
(2.3)
Перед последним слагаемым в третьем уравнении системы (2.3) стоит знак «-», так как погонные нормальные силы , направлены в сторону, противоположную принятому при выводе этих уравнений положительному направлению для .
Уравнение равновесия для второго участка ():
(2.4)
Рассмотрим решение первого дифференциального уравнения системы (2.3).
, (2.5)
где - частное решение.
Найдем это частное решение. Для простоты записи примем:
; .
Получили уравнение:
. (2.6)
Составляем характеристическое уравнение:
; .
Частное решение имеет вид:
. (2.7)
Определим константы и , для чего найдем :
;
Подставив и в уравнение (2.6):
;
;
получим:
. (2.8)
Окончательно имеем:
;
Для второй системы дифференциальных уравнений решение проводится аналогично.
(2.9)
(2.10)
Для определения неизвестных констант интегрирования воспользуемся граничными условиями и условиями сопряжения участков кольца:
при : 1) ;
при : 2) ;
при : 3) ; (2.11)
4) ;
5) .
Первые два условия из (2.11) справедливы, так как при симметричном нагружении кососимметричные факторы на оси симметрии равны нулю.
Для решения применим прикладной вычислительный пакет MathCAD (приложение 2). После того как неизвестные константы найдены, получим две системы уравнений:
первая система ():
(2.12)
вторая система ():
(2.13)
Для построения эпюр безразмерных силовых факторов
, ,
воспользуемся пакетом MathCAD (приложение 3). Результаты приведены в таблице 2.1 и представлены на рисунке 2.2.
Как видно из рисунка 2.2 опасными являются сечения при (действует максимальный изгибающий момент , нормальная сжимающая сила , а перерезывающая сила ) и при (, , ).
2.3 Определение перемещений с помощьютригонометрических рядов
Внешнюю нагрузку, приложенную к кольцу, представим в виде ряда:
. (2.14)
Коэффициенты ряда (2.14) определяются при интегрировании левой и правой его частей в пределах от 0 до :
Таблица 2.1 - Безразмерные силовые факторы и перемещения для кольца
ц, °
Q
M
N
v
w
0.00
0.0000
0.1271
-0.3579
0.0000
-0.0346
10.00
-0.1118
0.1173
-0.3628
0.0059
-0.0322
20.00
-0.2218
0.0882
-0.3776
0.0110
-0.0253
30.00
-0.3285
0.0401
-0.4022
0.0145
-0.0149
40.00
-0.2563
-0.0110
-0.4215
0.0161
-0.0029
50.00
-0.1825
-0.0493
-0.4206
0.0156
0.0088
60.00
-0.1106
-0.0748
-0.4006
0.0131
0.0189
70.00
-0.0437
-0.0882
-0.3637
0.0091
0.0261
80.00
0.0155
-0.0905
-0.3124
0.0042
0.0299
90.00
0.0648
-0.0833
-0.2500
-0.0011
0.0300
100.00
0.1024
-0.0686
-0.1800
-0.0061
0.0268
110.00
0.1274
-0.0483
-0.1061
-0.0103
0.0206
120.00
0.1394
-0.0249
-0.0324
-0.0132
0.0124
130.00
0.1389
-0.0004
0.0375
-0.0145
0.0030
140.00
0.1267
0.0229
0.1001
-0.0142
-0.0065
150.00
0.1045
0.0433
0.1522
-0.0123
-0.0151
160.00
0.0744
0.0590
0.1914
-0.0090
-0.0219
170.00
0.0386
0.0689
0.2157
-0.0048
-0.0263
180.00
0.0000
0.0723
0.2239
0.0000
-0.0278
190.00
-0.0386
0.0689
0.2157
0.0048
-0.0263
200.00
-0.0744
0.0590
0.1914
0.0090
-0.0219
210.00
-0.1045
0.0433
0.1522
0.0123
-0.0151
220.00
-0.1267
0.0229
0.1001
0.0142
-0.0065
230.00
-0.1389
-0.0004
0.0375
0.0145
0.0030
240.00
-0.1394
-0.0249
-0.0324
0.0132
0.0124
250.00
-0.1274
-0.0483
-0.1061
0.0103
0.0206
260.00
-0.1024
-0.0686
-0.1800
0.0061
0.0268
270.00
-0.0648
-0.0833
-0.2500
0.0011
0.0300
280.00
-0.0155
-0.0905
-0.3124
-0.0042
0.0299
290.00
0.0437
-0.0882
-0.3637
-0.0091
0.0261
300.00
0.1106
-0.0748
-0.4006
-0.0131
0.0189
310.00
0.1825
-0.0493
-0.4206
-0.0156
0.0088
320.00
0.2563
-0.0110
-0.4215
-0.0161
-0.0029
330.00
0.3285
0.0401
-0.4022
-0.0145
-0.0149
340.00
0.2218
0.0882
-0.3776
-0.0110
-0.0253
350.00
0.1118
0.1173
-0.3628
-0.0059
-0.0322
360.00
0.0000
0.1271
-0.3579
0.0000
-0.0346
;
; ;
; .
;
;
;
;
.
В результате ряд для принимает вид:
. (2.15)
Дифференциальное уравнение для перемещения v имеет вид [1, с. 108]:
. (2.16)
Перед слагаемым стоит знак «-», так как погонные нормальные силы , направлены в сторону, противоположную принятому при выводе этого уравнения положительному направлению для .
Подставляя в уравнение (2.16)
,
,
получим:
. (2.17)
Подставив в это уравнение выражение для перемещения v в виде ряда
и приравняв коэффициенты при соответствующих функциях в уравнении
,
получим:
;
. (2.18)
Из условия нерастяжимости кольца
;
. (2.19)
Представим эти перемещения в безразмерном виде
и .
Окончательно
(2.20)
Эпюры безразмерных перемещений и форму деформированного кольца построим с помощью пакета MathCAD (приложение 4). Результаты приведены в таблице 2.1 и представлены на рисунках 2.2 и 2.3.
2.4 Определение размеров поперечного сечения шпангоута
Выберем [3, с. 304] поперечное сечение шпангоута в виде двутаврового профиля (рисунок 2.4). Определим размеры этого сечения, если кольцо изготовлено из сплава В95 [2, с. 43], для которого с учетом коэффициента запаса