Нормирование точности зубчатой цилиндрической передачи
Нормирование точности зубчатой цилиндрической передачи
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Нормирование точности и технические измерения“.
Введение
В машиностроении создаются и осваиваются новые системы современных машин для комплексной автоматизации производства, что позволяет выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда.
Большое значение для развития машиностроения имеет организация производства машин и других изделий на основе взаимозаменяемости, создание и применение надежных средств технического контроля. Повышение точности и практичности этих средств, а также снижение себестоимости их изготовления, несомненно, важный шаг в сторону повышения надежности конструкций.
1. Расчет и нормирование точности зубчатой передачиИсходные данныеЧисло зубьев колеса z1=80Число зубьев шестерни z2=45Модуль: m e =2 ммДелительный диаметр колеса d1=160ммДелительный диаметр шестерни d2=90ммМежосевое расстояние R e =107 ммШирина зубчатого венца В=19 ммОкружная скорость v=2,8 м/с1.1 Выбор степени точности зубчатого колесаСтепень точности зубчатого колеса определяем в зависимости от окружной скорости v . Назначаем степень точности по норме плавности. При v=2,8 м/с степень точности по норме плавности - 8 по таблице методических указаний 13[2]. Пользуясь рекомендациями ГОСТ 1758-81 по комбинированию степеней точности назначаем степень точности по норме кинематической точности - 8 , по полноте контакта - 7.1.2 Выбор вида сопряжения по боковому зазоруБоковой зазор - зазор между нерабочими профилями зубьев который необходим для размещения смазки , для компенсации погрешностей при изготовлении и сборке. И компенсации изменения размеров зубьев от температурных деформаций.В решаемой задаче боковой зазор определяется из условия размещения смазки по выражению:Jn.min расч= 0,01 m e Jn.min расч=0,01х2=0,02 мм20мкм < 40мкм = Jn.min тТак как передача относится к тихоходной (v < 3 м/с) , по таблице ГОСТ 1758-81 при Jn.min расч.= 0,02мм=20мкм и R e =107 мм вид сопряжения по боковому зазору - С для которого Jn.min расч.=20 мкм. Таким образом степень точности зубчатого колеса : 8 - 8 - 7 - С ГОСТ 1758-81.Выбор показателей, для контроля зубчатого колеса с () проводится согласно рекомендации по таблицам 2,3,5 ГОСТ 1758-81,а по таблицам 6,8,12,и 22 этого же ГОСТа назначаем на них допуски.Средства для контроля показателей выбираем по таблице [5]. Результаты выбора показателя допуска на них и средств контроля сводим в таблицу 1.Таблица 1-Показатели и приборы для контроля зубчатого колеса.
Нормы точности
Наименование и условное обозначение контролируемого параметра
Условное обозначение и численное значение допуска,
Наименование и модель прибора
1 Кинематическая
допуск на радиальное биение зубчатого венца
63
Прибор для контроля кинематической погрешности БВ-5061
2 Норма плавности
fptr-отклонение шага
75
Эвольвентомер индивидуально-дисковый с устройством для контроля винтовой линии БВ-1089
3 Норма полноты контакта
Суммарное пятно контакта
По высоте зубьев не менее 15%
По длине зубьев не менее 15%
Универсально контрольно обкатный станок
4 Норма бокового зазора
Ecs-наименьшее отклонение средней постоянной хорды зубьев колеса
Допуск на среднюю постоянную хорду зуба
32мкм
110мкм
Зубомер хордовый
МЗ-75
1.3Определение параметров зацепления
Se=1.387m=1.387*2=2.774
he=0.747m=1.387*2=1.494
1.4 Определение требований к точности заготовки
Радиальное биение F r =0.1*m=0.1*2=0.2 .
Торцовое биение : Ft=Fтабл· d/100=0.024·160/100=0,0384 мм
d-делительный диаметр
2.Гладкие цилиндрические соединения
2.1 Расчёт и выбор посадок
Исходные данные
Номинальный диаметр соединения d=55мм
Размеры шпонки bxh=16х10
Степень точности по норме кинематической точности - 8
При передаче крутящих моментов с помощью шпонок в соединении вала со ступицей применяется одна из переходных посадок. Которая обеспечивает высокую точность центрирования зубчатого колеса на валу и лёгкую сборку и разборку соединения. Хорошее центрирование зубчатого колеса на валу необходимо для обеспечения высокой кинематической точности передачи, ограничения динамических нагрузок и т.д. Известно, наличие зазора в сопряжении, за счёт одностороннего смещения вала в отверстии, вызывает появление радиального биения зубчатого венца колеса, определяющего кинематическую точность.
В этом случае наибольший допустимый зазор, обеспечивающий первое условие , может быть определён по формуле:
Smax расч.<=Fr / Kт
где , Кт - коэффициент запаса точности (КТ=2…5);
Fr - допуск радиального биения зубчатого колеса;
принимаем Кт равным 2;
Smax расч.= 45/2=22,5
Лёгкость сборки и разборки соединения определяется наибольшим предельным натягом , величина которого рассчитывается по формуле:
где , аргумент (z= x / s) отвечающий функции Лапласа
Фо(z)=Р?-0,5
Р? - вероятность получения зазора в соединении, выбирается в зависимости от преобладания требований к одному из условий предъявляемых к соединению. Р?=0,3 для 8 степени точности, z= -0,84 для 8 степени точности.
При нормальном шпоночном соединении по стандарту для паза втулки предусмотрено поле допуска IS9;
для паза вала - N9;
для шпонки - h9;
посадка в соединении шпонка - паз втулки -- IS9/h9;
посадка в соединении шпонка - паз вала -- N9/h9;
По таблицам ГОСТ 25347 - 82 определяем предельные отклонения для пазов вала, втулки и шпонки:
bвт.- 16IS9(-0,021+0,021)
bвала- 16N9(-0,0430)
bшт.- 16h9(-0,0430)
Определяем допуски параллельности и симметричности шпоночных пазов.
Тпар.=0,5Тb=0,5· 0,042=0,021мм
Тсим.=2Тb=2· 0,043=0,086 мм
2.2 Расчёт калибров
Расчёт калибров пробок.
Исходные данные:
Отверстие 55H7(0+0,030);
Dmax=55+0,030=55,030 мм;
Dmin=55 мм;
Калибры для контроля отверстий называются пробками. Калибры изготавливаются комплектом из проходного (ПР) и непроходного (НЕ) калибров. При контроле детали калибрами она назначается годной если проходной калибр проходит, а непроходной не проходит через проверяемую поверхность.
Допуски для изготовления калибров нормируются ГОСТ 24853-81.
Для определения предельных и исполнительных размеров пробок из таблицы указанного стандарта выписываем численные значения параметров H, Z, Y.
H=5мкм - допуск на изготовление калибра
Z=4мкм - координата середины поля допуска проходной пробки
Y=3мкм - координата определяющая границу проходной пробки
Определяем предельные и исполнительные размеры пробок:
ПРmax=Dmin+ Z +H/2=55+0.004+0.005/2=55.0065мм
ПРmin=Dmin+ Z -H/2=55+0.004 - 0.005/2=55.0015мм
ПРизм.=Dmin- Y=55- 0.003=29.997мм
НЕmax=Dmax+ H/2=55,030+0.005/2=55,0325мм
НЕmin=Dmax- H/2=55,030-0.005/2=55,0275мм
ПРисп.=ПРmax -H=55.0065-0.005
НЕисп.=НЕmax -H = 55,0325-0.005
Расчёт калибров скоб.
Исходные данные:
Вал 55 n6(+20+39)
dmax=55.039мм
dmin=55.020мм
Калибры для контроля валов назначаются скобами которые также как и пробки имеют проходную и непроходную стороны. Для определения предельных и исполнительных размеров скобы из таблицы ГОСТ 24853-81 , выписываем значения
H1=3км;
Z1=4км;
Y1=3мкм;
Hp=2км;
Определяем предельные и исполнительные размеры калибров-скоб:
ПРmin=dmax- Z1 -H1/2=55,039-0.004-0.003/2=55,0335 мм
ПРизм.=dmax+ Y1=55,039+ 0.003=55,042 мм
НЕmax=dmin+ H1/2=55,020+0.003/2=55,0215 мм
НЕmin=dmin- H1/2=55,020-0.003/2=55,0185 мм
ПРисп.=ПРmin+H=55,0335+0.004 мм
НЕисп.=НЕmin+H = 55,0185+0.004 мм
2.3 Расчёт и выбор посадок подшипника качения
Исходные данные:
подшипник № 7313
D=140 mm , d=65 mm , r =3,5 , B=36 mm
Класс точности подшипника - 5Радиальная нагрузка Fr=32 kНВращается вал, вал сплошной, корпус массивный. Нагрузка умеренная.Выбор посадок подшипника качения на вал и в корпус.Вращается вал, внутреннее кольцо подшипника является циркулярно нагруженным. Нагруженное кольцо, соединяющееся с неподвижным корпусом испытывает местное напряжение, следовательно внутреннее кольцо должно соединятся с валом по посадке с натягом , наружное с отверстием в корпусе - по посадке с небольшим зазором. Посадку внутреннего кольца подшипника на вал определяем по интенсивности радиальной нагрузки Prгде, Fr - радиальная нагрузка на опору, кН;k1 - динамический коэффициент посадки, при умеренной нагрузке К1 =1;k2 - коэффициент учитывающий конструкцию вала, при сплошном вале, к2=1;k3 - коэффициент учитывающий тип подшипника, для однорядных не сдвоенных подшипников, k3=1;В=0,036;r = 0,0035;По расчётному значению Pr и номинальному диаметру d устанавливаем поле допуска вала - Ш65 k65Поле допуска для отверстия в корпусе определяется в зависимости от диаметра, характера нагрузки и конструкции корпуса - Н6.Квалитеты точности для отверстия и вала устанавливаются в зависимости от класса точности подшипника. Вал обрабатывается по 6 , а отверстие по 7 квалитетам точности.Dотв.=140Н6( 0+0.030);dвала=65k5(+0.002+0.015).Предельные отклонения для колец подшипника определяем по ГОСТ 520-89dподш.=65l5(-0,009);Dподш.=140L5(-0,011).Таким образом, посадка по внутреннему кольцу подшипника 65L5/k5.По наружному 140Н6/l5.
Определение требований к посадочным поверхностям вала и отверстий в корпусе.
Требования к посадочным поверхностям вала и отверстия определяются по