1.1.1 Описание наиболее распространенных видов лент.
1.1.2 Барабаны.
1.1.3 Поддерживающие роликоопоры.
1.1.4 Приводы
1.1.5 Натяжные устройства.
1.1.6 Загрузка конвейеров.
1.1.7 Разгрузка конвейера.
2. Патентное изыскание.
Список используемой литературы.
1. Общие сведения о ленточных конвейерах
Ленточные конвейеры являются наиболее распространенным типом транспортирующих машин непрерывного действия во всех отраслях промышленности. Из более чем полумиллиона конвейерных установок, эксплуатирующихся в нашей стране, 90% составляют ленточные конвейеры. Они используются в горнодобывающей промышленности -- для транспортирования руд полезных ископаемых и угля при открытой разработке, в металлургии -- для подачи земли и топлива, на предприятиях с поточным производством--для транспортирования заготовок между рабочими местами и т. д.
Обычно ленточные конвейеры имеют тяговый элемент 7 (рис.1) в виде бесконечной ленты, являющейся и несущим элементом конвейера, привод 13, приводящий в движение барабан 14, натяжное устройство 2 с барабаном 3, груз 1, роликовые опоры 6 на рабочей ветви ленты и 5 на холостой ветви ленты, отклоняющий барабан 8, загрузочное устройство 4 и разгрузочные устройства 9 и 10, разгрузочный желоб // и устройство 12 для очистки ленты. Все элементы конвейера смонтированы на раме.
1.1.1 Описание наиболее распространенных видов лент
Наиболее широко распространены резинотканевые ленты (рис. 2; ГОСТ 20--76),состоящие из резинотканевого послойного тягового каркаса 1 и наружных резиновых обкладок 2, предохраняющих каркас от механических повреждений и от воздействия на него влаги, газов, агрессивных сред. В зависимости от условий эксплуатации и назначения изготовляют ленты общего назначения, морозостойкие, теплостойкие, пищевые и негорючие. В зависимости от типа ленты установлены диапазоны температур окружающей среды.
Рис.2 Резинотканевая и резинотросовая конвейерная ленты
Так же широко распространены: ленты с перегородками, гофрированными выступами и бортами, трубчатые и др.
1.1.2 Барабаны
В ленточных конвейерах различают приводные, концевые, натяжные и отклоняющие, служащие для изменения направления движения ленты, барабаны (рис.3). Чем больше диаметр барабана, тем меньше напряжение от изгиба ленты и тем больше срок ее службы. При эксплуатации лент установлено, что резинотканевую ленту обычно приходится заменять из-за ее расслаивания, которое происходит от многократных изгибов ленты на барабанах. Барабаны ленточных конвейеров унифицированы. В качестве основной характеристики, используемой при выборе барабанов из установленного ряда типоразмеров, принята нагрузочная способность барабана. Для неприводных барабанов нагрузочная способность определяется как нагрузка от натяжения ветвей ленты, огибающей барабан, а для приводных барабанов, кроме того, следует учесть еще и максимальный передаваемый крутящий момент.
Рис.3 Барабаны: а-приводной; б-хвостовой и откланяющий; в, г- с футеровкой.
1.1.3 Поддерживающие роликоопоры
Чтобы лента под влиянием собственной силы тяжести и веса груза не провисала, на раме конвейера устанавливают поддерживающие роликоопоры. Ролики являются самыми многочисленными элементами конвейеров. Их ежегодно выпускают миллионы штук. От надежной и долговечной работы роликоопор зависят в большой степени надежность и долговечность всей машины, а также потребляемая ею энергия, эксплуатационные затраты и т. п.
Различают: легкого, тяжелого типа; обрезиненные; амортизирующие; дисковые; гирляндные и др. роликоопоры.
1.1.4 Приводы
Назначение привода -- обеспечить движение тягового элемента конвейера с грузом. Создание необходимой тяговой силы конвейера обеспечивается силой трения, возникающей между лентой и поверхностью приводного барабана.
Привод (рис.4) состоит из двигателя 1, редуктора 3, барабана 5,а также муфт 2 к 4, соединяющих двигатель с редуктором и. редуктор с валом барабана.
Рис.4 Схема привода конвейера . Ленточные конвейеры с различными типами приводов
Ленточные конвейеры могут иметь следующие виды приводов: единичный головной однобарабанный (рис.4, а) или двухбарабанный (рис.4,6), раздельный (на головном и хвостовом барабанах (рис.4, в) и комбинированный -- двухбарабанный в головной части и однобарабанный в хвостовой части (рис.4, г). На1 длинных и тяжелонагруженных конвейерах для преодоления местных и линейно распределенных сопротивлений необходимо очень большое натяжение S ленты (рис.4,д), что ведет к увеличению мощности привода и массы движущихся элементов конвейера и требует дальнейшего увеличения натяжения .
1.1.5 Натяжные устройства
Эти устройства предназначены для создания необходимого натяжения ленты, обеспечивающего сцепление ее с приводным барабаном без проскальзывания, а также для ограничения провисания ленты между опорами и компенсации вытяжки ленты в процессе эксплуатации. Натяжные устройства подразделяются на устройства, создающие нерегулируемое натяжение в ленте, и устройства, регулирующие натяжение ленты в зависимости от значения крутящего момента на приводном барабане.
1.1.6 Загрузка конвейеров
Загрузочное устройство должно обеспечить плавную подачу груза на движущуюся ленту, при этом для предупреждения повреждения и изнашивания ленты скорость подачи груза и направление его движения должны быть близки к скорости и направлению движения загружаемой ленты. Конвейер можно загрузить в любой точке его трассы. Однако обычно загрузку производят около хвостового барабана. Насыпные грузы обычно загружают с помощью воронки и лотка, устанавливаемого под воронкой (рис.6). Ширина лотка в начальной части В1 = 0,5В и в конечной части В2= (0,6-0,7) В, где В -- ширина конвейерной ленты. После выхода из лотка груз рассыпается по ленте и занимает ширину, примерно равную 0,8В.
При транспортировке грузов (кроме угля) с кусками размером свыше 80 мм загрузочные пункты необходимо оборудовать амортизационными устройствами.
Рис.6 Лоток для сыпучих грузов.
1.1.7 Разгрузка конвейера
Наиболее простым и удобным способом разгрузки конвейеров, не требующим специальных устройств, является сброс груза с концевого барабана, (рис.7, а). Однако в ряде случаев возникает необходимость осуществлять разгрузку в различных точках по длине конвейера. Например, в литейном производстве одним конвейером подают формовочную землю к бункерам нескольких формовочных машин, расположенным вдоль линии конвейера. В этом случае применяют специальные разгрузочные устройства, наиболее простыми из которых являются плужковые разгружатели, т. е. щиты, устанавливаемые на ленте под углом к потоку груза (рис.7,6). При этом груз, двигаясь вдоль щита» сбрасывается с ленты на одну или на обе стороны (рис.7,в). Не» достатком плужковых разгружателей является повышенный износ ленты, поэтому их нецелесообразно применять при больших скоростях движения ленты (свыше 1,6--2,0 м/с) и при транспортировании абразивных и крупнокусковых грузов.
Рис.7 Разгрузка конвейера.
2. Патентное изыскание
Патент № 308940 «Натяжное устройство»
Целью изобретения является увеличение длины хода натяжного барабана.
Для этого в направляющих предложенного устройства, снабженных отверстиями, установлены переставные ползуны, взаимодействующие с винтами и фиксируемые, например, штырями на раме конвейера. На фиг. 1 изображено натяжное устройство в момент перемещения барабана при закрепленных ползунах; на фиг. 2 -- то же, в момент перемещения ползунов при закрепленных гайках.
Устройство состоит из барабана 1, натяжных винтов 2 и гаек 3 подвижных по направляющим 4 рамы конвейера. Винты 2 свободными концами упираются в ползуны 5. Барабан 1огибается тяговым органом 6 конвейера. Для натяжения тягового органа конвейерана раме с помощью штырей 7, вставляемых в отверстия направляющих 4, закрепляют опорные ползуны 5. При вращении винтов 2 гайки 3 вместе с барабаном 1 перемещаются по направляющим рамы конвейера, создавая при этом натяжение тягового органа 6.
После вывинчивания винтов 2 гайки 3 фиксируют на раме штырями. Завинчивая винты 2, перемещают ползуны 5 до сближения их с гайками. После этого фиксирует штырями ползуны 5 и продолжают, опять вывинчивания винты 2, перемещать гайки вместе с натяжным барабаном. Так повторяют до тех пор, пока не создается необходимое натяжение тягового органа 6.
Цель: снижение трудоемкости замены футеровки. Это достигается тем, что цилиндрический корпус снабжен клиновидными секторами с футеровкой и закрепленным в центральной части по окружности цилиндрического корпуса кольцом с отверстиями, в которых размещены выступы, выполненные на одних концах секторов, а другие концы закреплены на торцах цилиндрического корпуса.
На фиг. 1 показан приводной барабан, продольный разрез; на фиг. 2-то же, вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3-сечение по Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4-узел крепления футеровки в кольце на цилиндрическом корпусе барабана; на фиг. 5-сечение по В-В на фиг. 4; на фиг. 6-развертка секторов футеровки; на фиг. 7-сектор, вид в плане; на фиг. 8-сечение сектора по Г-Г на фиг. 7; на фиг. 9-сечение сектора по Д-Д на фиг. 7.
Приводной барабан имеет цилиндрический корпус 1, установленный посредством опор 2 на валу 3. На цилиндрическом корпусе расположены клиновидные сектора 4 с футеровкой 5. Одни концы секторов закреплены на установленном в центральной части цилиндрического корпуса кольце 6 посредством размещенных в отверстиях 7 кольца выступов 8. С торцевой стороны барабана сектора 4 крепятся к цилиндрическому корпусу 1 при помощи болтов 9.
Слой футеровки 5 имеет напуски 10, благодаря чему при затяжке болтов 9 клиновидные сектора, соприкасаясь между собой краями футеровки, расклинивают друг друга. В результате достигается напряженное состояние и сдвигающая рабочая нагрузка воспринимается как одно целое. Кольцо 6 осуществляет силовую связь футеровок обеих половин барабана с цилиндрическим корпусом.
Патент № 568577 «Устройство для натяжения и центрирования конвейерной ленты»
Целью изобретения является повышение эффективности равномерного натяжения и центрирования ленты. Это достигается тем, что барабан выполнен в виде подвижных в продольном направлении бочкообразных роликов, а .механизм упругого поджатия - в виде взаимодействующего с ними эластичного напорного рукава, причем крайние ролики снабжены ребордами. На фиг.1 показано предлагаемое устройство для натяжения и центрирования конвейерной ленты с (перемещаемым корпусом; на фиг.2 -устройство с неподвижным корпусом.
Устройство для натяжения и центрирования конвейерной ленты включает раму1, натяжной элемент 2 и барабан с механизмами перемещения и упругого поджатия. Барабан выполнен в виде подвижных в продольном направлении бочкообразных роликов 3, крайние из которых имеют реборды 4. Диаметр роликов может соответствовать диаметру приводного барабана.
Механизм перемещения устанавливается на корпусе 5 и состоит из опор 6, скользящих в направляющих планках 7, и натравляющих роликов 8. Планки присоединяются винтами 9 к корпусу. Корпус связан с натяжным элементом 2 и расположен подвижно на раме. Опоры снабжены прижимными элементами 10.
Механизм упругого поджатия включает эластичный напорный рукав 11. взаимодействующий через стальную ленту 12 с прижимными элементами 10.
Устройство работает следующим образом.
В зависимости от деформации ленты по ее. ширине осуществляется перемещение роликов 3, которые выравнивают натяжение ленты. Величина перемещения регулируется напорным рукавом 11. Благодаря равномерному натяжению обеспечивается центрированное (прямолинейное) перемещение ленты.