Привод цепного транспортёраСодержаниеВведение1 Кинематический расчет привода2 Предварительный расчет валов3 Уточненный расчет валов4 Расчет подшипников на долговечность5 Выбор смазки редуктора6 Проверка прочности шпоночного соединения7 Расчёт соединения с натягом8 Подбор муфты9 Список используемой литературы1 Кинематический расчет.Выбор электродвигателя
1.1 Нахождение мощности на выходе
РВЫХ = Т /10 3=63000,8/10 3=5.04кВт
1.2 Определение общего КПД привода
общ = 3зуб 3подш муфты,
где: зуб - КПД зубчатой передачи;
подш - КПД подшипников;
муфты - КПД муфты.
муфты = 0,98; зуб = 0,97; подш = 0,99;
общ = 0,973 0,993 0,98 = 0,867.
1.3 Определение требуемой мощности электродвигателя
1.4 Определение частоты вращения вала электродвигателя
nвх = nв u,
где: u = uбыстр uтих;
Из таблицы 1.2 [1] выбраны передаточные отношения тихоходной и быстроходной передачи:
uтих = (2,5…5,6); uбыстр =8
nвх = nв u = 48 (2,5…5,6) 8= 960…1445 об/мин.
Исходя из мощности, ориентировочных значений частот вращения, используя табл. 24.9 (уч. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов) выбран тип электродвигателя: АИР 132S6/960 (dвала эл.=38мм.) 1.5 Определение вращающего момента на тихоходном валу
1.6 Определение действительного фактического передаточного числа
Uд = Uред = 20.1
2 Предварительный расчет валов
Крутящий момент в поперечных сечениях валовБыстроходного Tб= 50.8 HмПромежуточного Tпр= 210.46 HмТихоходного Tт= 1002.8 HмПредварительные значения диаметров (мм) различных участков стальных валов редуктора определяют по формулам:Для быстроходного: Для промежуточного: Для тихоходного:Выбираем шариковые радиальные однорядные подшипники лёгкой серии.Для быстроходного вала: 207 d=35мм, D=72мм, В=17мм, r=2мм;Для промежуточного: 207 d=35мм, D=72мм, В=17мм, r=2мм; Для тихоходного: 213 d=65мм, D=120мм, В=23мм, r=2,5мм;3 Уточнённый расчёт валов3.1 Расчёт быстроходного валаFt=1848.3 Н; Fr=697.6 Н; Fa=507.7 Н; Т=50.8 Н·м Находим реакции опор А и Б:Реакции опор от действия консольной нагрузкиНормальные и касательные напряжения при действии максимальных нагрузок:; ;-суммарный изгибающий момент, где -коэффициент перегрузки(для асинхронных двигателей =2,2 );-крутящий момент. -осевая сила;-момент сопротивления сечения вала;-площадь поперечного сечения; -момент сопротивления сечения вала;Так как , то вал выдерживает заданную нагрузку.
3.2 Промежуточный вал (расчёт на статическую прочность)
Изгибающий момент от осевых сил:
Находим реакции опор А и Б:
Определяем нормальные и касательные напряжения при действии максимальных нагрузок:
-суммарный изгибающий момент, где - коэффициент перегрузки(для асинхронных двигателей =2,2 ).
-осевая сила;
-момент сопротивления сечения вала;
-площадь поперечного сечения;
-крутящий момент;
-момент сопротивления сечения вала;
Так как , то вал выдерживает заданную нагрузку.
3.3 Тихоходный вал (расчёт на статическую прочность)
-коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения;
-коэффициенты влияния качества поверхности;
-коэффициент влияния поверхностного упрочнения;
;
3.4 Приводной вал (расчёт на статическую прочность)
Находим реакции опор А и Б:
Определяем нормальные и касательные напряжения при действии максимальных нагрузок:
; ;
-суммарный изгибающий момент, где -коэффициент перегрузки(для асинхронных двигателей =2,2 ).
-осевая сила;
-момент сопротивления сечения вала;
-площадь поперечного сечения;
-крутящий момент;
-момент сопротивления сечения вала;
Так как , то вал выдерживает заданную нагрузку.
Расчет сварного соединения:
Вид сварки: выбираем сварку ручную электродами повышенного качества.
Данный способ соединений применен в конструкции приводного вала, в частности сварных звездочек. В данном случае примененяются специальные втулки к которым привариваются звездочки, образуя единую конструкцию, что обеспечивает нам удобство сборки узла и простоту точения самого приводного вала при его изготовлении.
Имеем тавровое соединение угловыми швами.
Соединение рассчитывается по касательным напряжениям, опасное сечение находится по биссектрисе прямого угла.
= (Тз/2)/Wк ['],
где ['] - допускаемое напряжение при статической нагрузке для сварных швов. Определяется в долях от допускаемого напряжения растяжения соединяемых деталей;
Тз - вращающий момент на звездочке, Тз = 443,72 Нм;
Wк - момент сопротивления при кручении.
Для полого круглого сечения
Wк = (*D2*0,7*k)/4,
к - катет сварного шва, он находится в пределах 0,5*d k d ,
d - толщина меньшей из свариваемых заготовок, d = 8 мм;
к = 5мм;
Wк = 3,14*662*0,7*5/4 =14368,6 мм3;
Так как сварка ручная электродами повышенного качества, то
['] = 0,65*[]р,
[]р = т / S,
где S - коэффициент безопасности.
S = 1,35…1,6
В качестве материала используем сталь 3:
т = 220 МПа, S = 1,4.
Тогда []р =220/1,4 = 157,14 МПа,
['] = 0,65*157,14 = 102,14 МПа.
= (443,75*103/2)/14368,6 = 15,44 МПа.
Получили, что = 15,44 МПа ['] = 102,14 МПа.
4 Расчёт подшипников на долговечность
Быстроходный вал: Подшипники шариковые однорядные лёгкой серии
207: d=35мм, D=72мм, В=17мм, Сor=13.7 кН, Сr=25.5 кН.
V=1.0 - при вращении внутреннего кольца подшипника
Данный подшипник годен, т.к. расчётный ресурс больше требуемого.
Промежуточный вал: Подшипники шариковые однорядные лёгкой серии
1213: d=65мм, D=120мм, В=23мм, Сor=17.3 кН, Сr=31 кН.
V=1.0 - при вращении внутреннего кольца подшипника
Данный подшипник годен, т.к. расчётный ресурс больше требуемого.
5 Выбор смазки редуктора
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
В настоящее время в машиностроении для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора или коробки передач заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внут-ренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Картерную смазку применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков от 0,3 до 12,5 м/с. При более высоких скоростях масло сбрасы-вается с зубьев центробежной силой и зацепление работает при недостаточ-ной смазке. Кроме того, заметно увеличиваются потери мощности на пере-мешивание масла, и повышается его температура.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем выше контактные давления в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэто-му требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес. Предварительно определяют окруж-ную скорость, затем по скорости и контактным напряжениям находят требуемую кинематическую вязкость и марку масла.
По табл. 11.1 и 11.2 (П.Ф.Дунаев, О.П. Лелиликов) выбираем масло
И-Г-А-32 ТУ38-1001451-78.
В соосных редукторах при расположении валов в горизонтальной плоскости в масло погружают колеса быстроходной и тихоходной ступеней. Если глубина погружения колеса окажется чрезмерной, то снижают уровень масла и устанавливают специальное смазочное колесо.
Hmax=120мм, Hmin=70мм.
6 Проверка прочности шпоночного соединения
Все шпонки редуктора призматические со скругленными торцами, размеры длины, ширины, высоты, соответствуют ГОСТ 23360-80. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная. Все шпонки проверяются на смятие из условия прочности по формуле:Допускаемое напряжение смятия [см]=200МПаБыстроходный вал: 50.8 Н·м;Выходной конец вала =Ш35мм; b·h·l =6·6·42;Промежуточный вал: 210.5 Н·м;Диаметр вала: Ш42мм; b·h·l =12·8·40;Тихоходный вал: 1002.75 Н·м;Выходной конец вала: Ш63мм; b·h·l =16·10·78;
7 Расчёт соединения с натягом
Т=1002Н·м; Fa=3446.2Н; Ft=8622Н;
Вал-Ст45,
Шестерня-Ст40X,
1 Условие работоспособности
к - коэффициент по сцеплению;
-необходимое давление для обеспечения работоспособности;
Это давление будет создаваться натягом, который мы рассчитываем по формуле Ламе:
µ=0,3
Стандартную посадку подбираем по измеренному натягу, который будет отличаться от расчётного на величину
Проверим посадку по условию прочности:
посадка пригодна.
8 Подбор муфты
Муфта комбинированная(упругая и предохранительная) с разрушающимся элементом .
Предохранительная муфта отличается компактностью и высокой точностью срабатывания. Обычно применяется в тех случаях, когда по роду работы машины перегрузки могут возникнуть лишь случайно. Может работать только при строгой соосности валов. В качестве разрушающегося элемента обычно используют штифты, выполняемые из стали или из хрупких материалов (серый чугун ,бронза).В момент срабатывания штифт разрушается и предохранительная муфта разъединяет кинематическую цепь .Для удобства эксплуатации муфты в гнезде ставят комплект втулок вместе со штифтом. В этом случае сопряжение втулок с полумуфтами H7/js6, штифта с втулками H7/k6.Одну из полумуфт устанавливают при посадке Н7/f7,предусматривая по торцам минимальный зазор 0.05…0.10 мм .Чтобы торцы втулок не задевали друг за друга ,следует предусматривать зазор на 0.05…0.10 мм больший ,чем между торцами полумуфт.
Муфта упругая втулочно-пальцевая по ГОСТ 21424-75.
Отличается простотой конструкции и удобством монтажа и демонтажа. Обычно применяется в передачах от электродвигателя с малыми крутящими моментами. Упругими элементами здесь служат гофрированные резиновые втулки.Из-за сравнительно небольшой толщины втулок муфты обладают малой податливостью и применяются в основном для компенсации несоосности валов в небольших пределах (3 мм; 0.10…0,15 мм; 0,6/100 мм/мм ).
Материал полумуфт - чугун СЧ20.
Материал пальцев - сталь 45.
Для проверки прочности рассчитывают пальцы на изгиб, а резину - по напряжениям смятия на поверхности соприкасания втулок с пальцами. При этом полагают, что все пальцы нагружены одинаково, а напряжения смятия распределены равномерно по длине втулки:
где z - число пальцев, z = 8. Рекомендуют принимать = 1,8...2 МПа.
Тогда
Пальцы муфты изготовляют из стали 45 и рассчитывают на изгиб:
Допускаемые напряжения изгиба , где - предел текучести материала пальцев, МПа. Зазор между полумуфтами С=6мм
9 Списокиспользуемой литературы
М.Н. Иванов. Детали машин. М.: «Машиностроение», 1991.
П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов - Конструирование узлов и деталей машин. М.: «Высшая школа», 1985.
Д.Н. Решетов - Детали машин. Атлас конструкций в двух частях. М.: «Машиностроение», 1992.