1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - редуктор; 4 - цепная передача; 5 - тяговые звездочки; I - вал быстроходный; II, III - валы промежуточные; IV - вал быстроходный; V - вал приводной
2.Выбор электродвигателя
2.1Мощность привода
=*/103=3200*0,8/103=2,56 кВт
где , кВт - потребляемая мощность привода (выходная мощность);
=3,2 кН - окружная сила (на 2-х звездочках);
=0,8 м/с - скорость настила.
2.2Общий коэффициент полезного действия привода
=з2м*з2цил*з4подш=0,9852*0,994*0,972=0,88,
где
зм=0,985 - КПД муфты
зцил=0,97 - КПД цилиндров
зподш=0,99 - КПД опоры вала
2.3Мощность электродвигателя (требуемая)
кВт
где, кВт - требуемая мощность электродвигателя;
=2,56 кВт - потребляемая мощность привода;
=0,88 - общий коэффициент полезного действия привода;
P'эл.дв =2,56/0,88=2,9 кВт
2.4Частота вращения приводного вала
Nвал=V*6*104/р*Дб =0,8*6*104/3,14*355=43
где , - частота вращения приводного вала;
=0,8 м/с - скорость настила;
Дб =355 мм - диаметр барабана.
2.5Частота вращения вала электродвигателя
где , - предварительное значение частоты вращения вала электродвигателя;
=7,085 - частота вращения приводного вала;
=94,09 - рекомендуемое значение передаточного числа редуктора;
=2,25 - рекомендуемое значение передаточного числа цепной передачи;
2.6Выбор электродвигателя по каталогу
Принимаем электродвигатель АИР 80А4 с характеристиками: номинальная мощность Р=1,1 кВт, частота вращения вала n=1395 , диаметр вала dэ=22 мм, длина выходного конца вала l1 =60 мм.
3. Определение общего передаточного числа и разбивка его по ступеням
3.1 Общее передаточное число привода
где =1395 - частота вращения вала электродвигателя;
=7,085 - частота вращения приводного вала.
3.2 Разбивка общего передаточного числа по ступеням
,
где - передаточное число редуктора;
- передаточное число цепной передачи;
Передаточное число цепной передачи:
Передаточное число редуктора:
Передаточное число тихоходной ступени:
Передаточное число промежуточной ступени:
Передаточное число быстроходной ступени:
4. Определение мощности, крутящего момента и частоты вращения каждого вала привода
4.1 Мощности на валах
;
;
;
;
.
где - мощности на валах редуктора;
- коэффициенты полезного действия.
4.2 Частоты вращения валов
;
;
;
;
;
где - частоты вращения валов;
- передаточные числа.
4.3 Крутящие моменты на валах привода
;
;
;
где - крутящие моменты на валах.
Результаты расчетов сведем в таблицу
Вал
Мощность
Частота вращения
Крутящий момент
1
1,078
1395
7,406
2
1,046
257,074
38,858
3
1,014
59,785
161,975
4
0,948
15,942
589,462
5
0,925
7,085
1246,824
5. Расчет ступеней редуктора
5.1Быстроходная ступень
5.1.1Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Колесо:
Шестерня:
Сталь 40Х, улучшение,
, ,
.
Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ,
, .
Частота вращения вала колеса: .
Ресурс передачи: .
Передаточное число: .
Передача работает с режимом III.
1) Коэффициент приведения для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному
пределу выносливости для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
3) Суммарное число циклов перемены напряжений:
4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при
действии пиковых нагрузок:
а) контактная прочность
б) изгибная прочность
6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость:
Так как разница и , то расчетное
допускаемое напряжение:
МПа
или МПа
Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа.
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:
5.1.2 Определение коэффициентов нагрузки
Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость:
.
Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость:
.
, ;
, ;
;
Передача выполняется по 8-й степени точности.
;
.
Коэффициенты нагрузки:
5.1.3 Проектный расчет
Крутящий момент на валу колеса: Н/м.
Частота вращения вала шестерни: .
Передаточное число ступени: .
1) Предварительное значение межосевого расстояния:
.
Принимаем =90 мм.
2) Рабочая ширина венца колеса:
.
3) Рабочая ширина шестерни:
.
4) Модуль передачи:
;
;
;
;
.
Принимаем .
5) Минимальный угол наклона зубьев:
;
.
6) Суммарное число зубьев:
.
7) Действительное значение угла наклона зубьев:
.
8) Число зубьев шестерни:
;
;
.
9) Число зубьев колеса:
.
10) Фактическое передаточное число:
.
Ошибка передаточного числа:
.
11) Проверка зубьев на изгибную выносливость:
, где
Эквивалентное число зубьев колеса:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса:
.
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
Напряжение в опасном сечении зуба колеса:
Эквивалентное число зубьев шестерни:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни:
.
Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:
;
.
12) Диаметры делительных окружностей:
;
.
Проверка:
13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев:
14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки:
Наружный диаметр заготовки шестерни .
Толщина сечения обода колеса
.
Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке.
15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс:
Окружная сила: .
Радиальная сила: .
Осевая сила: .
5.2Промежуточная ступень
5.2.1Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Колесо:
Шестерня:
Сталь 40Х, улучшение,
, ,
.
Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ,
, .
Частота вращения вала колеса: .
Ресурс передачи: .
Передаточное число: .
Передача работает с режимом III.
1) Коэффициент приведения для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному пределу выносливости для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
3) Суммарное число циклов перемены напряжений:
4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при действии пиковых нагрузок:
а) контактная прочность
б) изгибная прочность
6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость:
Так как разница и , то расчетное
допускаемое напряжение:
МПа
или МПа
Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа.
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:
5.2.2 Определение коэффициентов нагрузки
Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость:
.
Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость:
.
, ;
, ;
;
Передача выполняется по 8-й степени точности.
;
.
Коэффициенты нагрузки:
5.2.3 Проектный расчет
Крутящий момент на валу колеса: Н/м.
Частота вращения вала шестерни: .
Передаточное число ступени: .
1) Предварительное значение межосевого расстояния:
.
Принимаем =125 мм.
2) Рабочая ширина венца колеса:
.
3) Рабочая ширина шестерни:
.
4) Модуль передачи:
;
;
;
;
.
Принимаем .
5) Минимальный угол наклона зубьев:
;
.
6) Суммарное число зубьев:
.
7) Действительное значение угла наклона зубьев:
.
8) Число зубьев шестерни:
;
;
.
9) Число зубьев колеса:
.
10) Фактическое передаточное число:
.
Ошибка передаточного числа:
.
11) Проверка зубьев на изгибную выносливость:
, где
Эквивалентное число зубьев колеса:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса:
.
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
Напряжение в опасном сечении зуба колеса:
Эквивалентное число зубьев шестерни:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни:
.
Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:
;
.
12) Диаметры делительных окружностей:
;
.
Проверка:
13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев:
14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки:
Наружный диаметр заготовки шестерни .
Толщина сечения обода колеса
.
Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке.
15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс:
Окружная сила: .
Радиальная сила: .
Осевая сила: .
5.3Тихоходная ступень
5.3.1 Выбор материалов и определение допускаемых напряжений
Колесо:
Шестерня:
Сталь 40Х, улучшение,
, ,
.
Сталь 40Х, улучшение+закалка ТВЧ,
, .
Частота вращения вала колеса: .
Ресурс передачи: .
Передаточное число: .
Передача работает с режимом III.
1) Коэффициент приведения для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
2) Числа циклов перемены напряжений, соответствующие длительному пределу выносливости для расчетов на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
3) Суммарное число циклов перемены напряжений:
4) Эквивалентные числа циклов перемены напряжений для расчета на:
а) контактную выносливость
б) изгибную выносливость
5) Предельные допускаемые напряжения для расчетов на прочность при действии пиковых нагрузок:
а) контактная прочность
б) изгибная прочность
6) Допускаемые напряжения для расчета на контактную выносливость:
Так как разница и , то расчетное допускаемое напряжение:
МПа
или МПа
Для расчета принимаем меньшее значение, т.е. МПа.
7) Допускаемые напряжения для расчета на изгибную выносливость:
5.3.2 Определение коэффициентов нагрузки
Коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливость:
.
Коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость:
.
, ;
, ;
;
Передача выполняется по 8-й степени точности.
;
.
Коэффициенты нагрузки:
5.3.3 Проектный расчет
Крутящий момент на валу колеса: Н/м.
Частота вращения вала шестерни: .
Передаточное число ступени: .
1) Предварительное значение межосевого расстояния:
.
Принимаем =160 мм.
2) Рабочая ширина венца колеса:
.
3) Рабочая ширина шестерни:
.
4) Модуль передачи:
;
;
;
;
.
Принимаем .
5) Минимальный угол наклона зубьев:
;
.
6) Суммарное число зубьев:
.
7) Действительное значение угла наклона зубьев:
.
8) Число зубьев шестерни:
;
;
.
9) Число зубьев колеса:
.
10) Фактическое передаточное число:
.
Ошибка передаточного числа:
.
11) Проверка зубьев на изгибную выносливость:
, где
Эквивалентное число зубьев колеса:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба колеса:
.
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
Напряжение в опасном сечении зуба колеса:
Эквивалентное число зубьев шестерни:
.
Коэффициент, учитывающий форму зуба шестерни:
.
Напряжение в опасном сечении зуба шестерни:
;
.
12) Диаметры делительных окружностей:
;
.
Проверка:
13) Диаметры окружностей вершин и впадин зубьев:
14) Проверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовки:
Наружный диаметр заготовки шестерни .
Толщина сечения обода колеса
.
Следовательно, требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработке.
15) Силы, действующие на валы от зубчатых колёс:
Окружная сила: .
Радиальная сила: .
Осевая сила: .
6. Определение диаметров участков валов
6.1. Для быстроходного вала1
Принимаем:
По d выбираем t=1,5и r=1,5
Принимаем:
Принимаем:
6.2. Для промежуточного вала2
Принимаем:
По dквыбираем f=1и r=2
Принимаем:
Принимаем:
Принимаем:
6.3 Для промежуточного вала 3
Принимаем:
По dквыбираем f=1,2и r=2,5
Принимаем:
Принимаем:
Принимаем:
6.4 Для тихоходного вала4
Принимаем:
По dвыбираем t=3,5и r=2,5
Принимаем:
Принимаем:
Принимаем:
Принимаем:
7. Расчет цепной передачи
Исходные данные:
Т4=589,5 Н•м - крутящий момент на валу ведущей звездочки;
Крег=1 - передача с нерегулируемым натяжением цепи;
Ксм=1,5 - смазывание цепи нерегулярное;
Креж =1 - работа в три смены.
Окружная сила, передаваемая цепью:
.
Давление в шарнире двухрядной цепи (mp=1,7):
.
[у]=40 MПа - допускаемое давление в шарнире
7.4 Числозубьевведомойзвездочки
Z2 =U•Z1 =2,25•23=51.
7.5 Уточнение передаточного числа
7.6 Частотавращенияведомойзвездочки
.
7.7 Делительныйдиаметрведущейзвездочки
.
7.8 Делительныйдиаметрведомойзвездочки
.
7.9 Диаметр окружности выступов ведущейзвездочки
.
7.10 Диаметр окружности выступов ведомойзвездочки
.
7.11 Диаметр обода ведущейзвездочки (наибольший)
.
Принимаем .
7.11 Диаметр обода ведущейзвездочки (наибольший)
.
Принимаем .
7.13 Потребноечислозвеньевцепи
Принимаем .
7.14 Уточненноемежосевоерасстояние
7.15 Окончательное значение межосевого расстояния
;
;
.
7.16 Нагрузканавалызвездочек
.
8. Выбор и расчет предохранительного устройства
В качестве предохранительного устройства выберем предохранительную муфту с разрушающимся элементом, так как конвейер подвергается случайным и редким перегрузкам. Муфту расположим на приводном валу.
Для определения величины расчетного момента для предохранительной муфты воспользуемся формулой:
;
Примем
Тогда
По таблице определяем стандартное значение усилия среза .
Этому значению соответствует штифт диаметром .
Предусмотрим в конструкции муфты два штифта, расположенных симметрично.
Определим диаметр, на котором будут расположены штифты:
Отсюда .
9.Выбор подшипников
Для быстроходного вала I редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №305 ГОСТ 8338-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца;
- диаметр наружного кольца;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- предельная частота вращения при жидком смазочном материале.
На подшипник действуют: - радиальная сила;
- осевая сила;
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
Для промежуточного вала II редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №306 ГОСТ 8338-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца;
- диаметр наружного кольца;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- предельная частота вращения при жидком смазочном материале.
На подшипник действуют: - радиальная сила;
- осевая сила;
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
Для промежуточного вала III редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №308 ГОСТ 8338-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца;
- диаметр наружного кольца;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- предельная частота вращения при жидком смазочном материале.
На подшипник действуют: - радиальная сила;
- осевая сила;
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
Для тихоходного вала IV редуктора выбираем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №311 ГОСТ 8338-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца;
- диаметр наружного кольца;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- предельная частота вращения при жидком смазочном материале.
На подшипник действуют: - радиальная сила;
- осевая сила;
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
Для приводного вала V редуктора выбираем радиальные двухрядные сферические шарикоподшипники ГОСТ 5720-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца подшипника;
- диаметр наружного кольца подшипника;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- коэффициент осевого нагружения;
- предельная частота вращения при пластичном смазочном материале.
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
10. Проверка подшипников наиболее нагруженного вала редуктора по динамической грузоподъемности
Рассчитываем подшипники тихоходного вала. Имеем радиальные однорядные шарикоподшипники средней серии №311 ГОСТ 8338-75.
Для них имеем:
- диаметр внутреннего кольца;
- диаметр наружного кольца;
- ширина подшипника;
- динамическая грузоподъёмность;
- статическая грузоподъёмность;
- предельная частота вращения при жидком смазочном материале.
На подшипник действуют: - радиальная сила;
- осевая сила;
Частота вращения:.
Требуемый ресурс работы: .
Найдём:
- коэффициент безопасности
- температурный коэффициент
- коэффициент вращения
Определяем эквивалентную нагрузку:
Определим .
Находим .
Определим
Определяем значение коэффициента радиальной динамической нагрузки x=0,56 и коэффициента осевой динамической нагрузки y=1,99.
По эпюре видно, что самое опасное сечение вала находится в точке В, причём моменты здесь будут иметь значения:
,
.
11.2 Проверка вала на усталостную выносливость
Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса сопротивления усталости , значение которого можно принять . При этом должно выполняться условие: , где
и - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям.
Найдём результирующий изгибающий момент:
.
Определим механические характеристики материала вала (Сталь 45): - временное сопротивление (предел прочности при растяжении);
и - пределы выносливости гладких образцов при изгибе и кручении.
Здесь:
Определим запас сопротивления усталости по изгибу:
Определим запас сопротивления усталости по кручению:
Найдём расчётное значение коэффициента запаса сопротивления усталости:
- условие выполняется.
11.3 Проверка вала на статические перегрузки
Проверку статической прочности производим в целях предупреждения пластических деформаций и разрушений с учетом кратковременных перегрузок.
Определим эквивалентное напряжение
,
где ;
;
.
Тогда .
11.4 Расчет вала на жесткость
Упругие перемещения вала отрицательно влияют на работу связанных с ним деталей. От прогиба вала в зубчатом зацеплении возникает концентрация нагрузки по длине зуба.
В связи с этим определим прогиб вала под колесом, используя готовую расчетную схему и формулу:
,
где ;
;
;
;
;
;
;
Тогда .
12.Выбор и расчет шпоночных соединений
Все шпонки редуктора призматические со скругленными торцами. Размеры соответствуют ГОСТ 23360-78.
Для промежуточного вала II:
,
где
По значению диаметра вала определяем размеры b и h.
Принимаем
Выбираем шпонку 12х8х22.
Для промежуточного вала III:
,
где
По значению диаметра вала определяем размеры b и h.
Принимаем
Выбираем шпонку 14х9х36.
Для тихоходного вала IV:
,
где
По значению диаметра вала определяем размеры b и h.
Принимаем
Выбираем две шпонки 14х9х70.
Для приводного вала V:
,
где
По значению диаметра вала определяем размеры b и h.
Принимаем
Выбираем шпонку 14х9х125 и две шпонки 14х9х63.
13.Выбор смазки редуктора
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
Для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактных напряжений и окружной скорости колес.
Выбираем масло И-Г-А-68 ГОСТ 20799-88.
И - индустриальное,
Г - для гидравлических систем,
А - масло без присадок,
68 - класс кинематической вязкости.
Подшипники смазываются тем же маслом, стекающим со стенок корпуса редуктора.
Объем масла V=5 литров.
Список литературы
М.Н. Иванов, В.Н. Иванов. Детали машин. М.: «Высш. школа», 1975.
П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов. Конструирование узлов и деталей машин. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Д.Н. Решетов - Детали машин. Атлас конструкций.
М.: «Машиностроение», 1970.
4. Д.Н. Решетов - Детали машин. М.: «Машиностроение», 1989.