Спроектировать привод к цепному конвейеру по схеме (Рис. 1).
Мощность на ведомом колесе зубчатой передачи Р3 = 8 кВт
Угловая скорость вращения этого колеса щ3 = 1,5 • р рад/с
Рис.1 Схема привода цепного конвейера
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроению принадлежит среди других отраслей экономики, так как основные производственные процессы выполняют машины. Поэтому и технический уровень многих отраслей в значительной степени определяет уровень развития машиностроения.
Повышение эксплуатационных и качественных показателей, сокращение времени разработки и внедрения новых машин, повышение их надежности - для решения этих задач необходимо совершенствовать конструкторскую подготовку студентов высших учебных заведений.
Большие возможности для совершенствования труда конструкторов дает применение ЭВМ, позволяющее оптимизировать конструкции, автоматизировать значительную часть процесса проектирования.
Создание машин, отвечающим потребностям народного хозяйства должно предусматривать их наибольший экономический эффект и высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели.
Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине:
высокая производительность;
надежность;
технологичность;
ремонтопригодность;
минимальные габариты и масса;
удобство эксплуатации;
экономичность;
техническая эстетика.
Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
I КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
Выбор электродвигателя
Определение общего коэффициента полезного действия (КПД) привода:
где з1 = 0,98 - КПД редуктора (червячной передачи);
Соответственно полученным данным выбираем электродвигатель марки АИР160S2/2940, мощностью NЭ.Д. = 15 кВт и частотой вращения nЭ/Д. = 2940 об/мин. Угловая скорость вращения вала электродвигателя щЭД = 304,58 рад/с, диаметр вала dВ = 28 мм.
Уточнение передаточных чисел привода:
Действительное передаточное число привода
Полученное расчетом общее передаточное число распределяется между отдельными ступенями редуктора. Принимаем uРЕД. = 40, тогда передаточное число цилиндрической передачи uЦ.П. = 65,33 / 40 = 1,63.
Расчет вращающих моментов на валах привода:
Момент на ведомом колесе зубчатой передачи
Момент на выходе редуктора
Момент на червяке
Число оборотов на выходе редуктора
II РАСЧЕТ ЧЕРВЯЧНОЙ ПЕРЕДАЧИ
Исходные данные:
Т2 = 1364,88 Н · м uРЕД = 40 n2 = 73,35 об/мин щ2 = 7,693 рад/с
Материалы червяка и колеса:
Так как выбор материала для колеса связан со скоростью скольжения, то предварительно определяем ожидаемое ее значение:
Выбираем материал - бронзу
Группа I, БрОНФ 10 -1-1 (уВ = 285 МПа; уТ = 165 МПа; Сv = 0,8).
площадь поверхности корпуса А = 0,78 м2 при aW = 200 мм.
III РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПРЯМОЗУБОЙ ПЕРЕДАЧИ
Выбор материала
Для колеса и шестерни примем одинаковый материал - сталь 40Х, ТО колеса - улучшение, твердость 269...302 НВ; ТО шестерни - улучшение и закалка токами высокой частоты (ТВЧ).
Межосевое расстояние:
, м
где Ka = 4950 - для прямозубых колес;
Ka = 4300 - для косозубых и шевронных колес;
[у]H - в Па;
шa = 0,4..0,5 - при симметричном расположении опор (одноступенчатый редуктор);
шa = 0,25..0,4 - при несимметричном;
Примем 9-ю степень точности зубчатой передачи.
Допускаемые контактные напряжения
[у]H = 1,8 · HRCCP + 170 = 835 МПа
[у]F = 370 МПа
Предварительные основные размеры колеса:
Делительный диаметр
Ширина b2 = Шba · aW = 81 мм
b2 = 80 мм
Модуль передачи
, м
где Km = 6,6 - для прямозубых колес;
Km = 5,8 - для косозубых и шевронных колес;
[у]F - в Па;
Принимаем m = 4,5 мм.
Минимальный угол наклона зубьев в = 0
Суммарное число зубьев
Число зубьев шестерни и колеса:
- шестерни
Z1= 30
- колеса Z2 = ZУ - Z1 = 50
Фактическое передаточное число:
Диаметры колес:
Делительные диаметры:
- шестерни
- колеса
Диаметры окружностей вершин:
- шестерни
- колеса
Диаметры окружностей впадин:
- шестерни
- колеса
Силы в зацеплении:
- окружная
- радиальная
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба:
Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса
Степень точности = 9
- в зубьях шестерни:
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям:
Расчетное контактное напряжение
> 800,9 МПа ? 835 МПа
КHб = 1, КH = 3,2·105, КHV = 1,13
IV Ориентировочный расчет валов РЕДУКТОРА
Быстроходный (входной) вал червяка:
Диаметры участков вала:
принимаем d = 28 мм
Диаметр вала в месте установки подшипника:
dП ? d + 2 · t = 35 мм
t = 3.5 мм
Диаметр буртика (заплечика) для упора подшипника:
dБП ? dП + 3 • r = 42 мм
Длина промежуточного участка вала:
lКБ = 2 · dП = 85 мм
Выходной (тихоходный) вал червячного колеса:
Диаметры участков вала:
принимаем d = 60 мм
Диаметр вала в месте установки подшипника:
dП ? d + 2 · t = 70 мм
t = 4,6 мм
Диаметр буртика (заплечика) для упора подшипника:
dБП ? dП + 3 • r = 85 мм
Диаметр вала в месте установки колеса:
dК ? dБП = 85 мм
Длина промежуточного участка валаlКТ = 1,2 · dК = 102 мм
VРАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ДЕТАЛЯМИ ПЕРЕДАЧ
Чтобы вращающиеся колеса не задевали за внутренние стенки корпуса, между ними оставляют зазор а, который определяют по формуле:
Расстояние b0 между дном корпуса и поверхностью колес или червяка для всех типов редукторов принимают b0 ? 4 • a= 48 мм
Расстояние между торцовыми поверхностями колес c = (0,3…0,5) • a = 48 мм
VII РАСЧЁТ И ВЫБОР ПОДШИПНИКОВ
В соответствии с установившейся практикой проектирования тип подшипника выбирают по следующим рекомендациям:
- для опор валов конических и червячных колес, а также червяков применяют конические роликовые подшипники (рис. 3.1, б), которые хорошо воспринимают осевые нагрузки, возникающие в конических и червячных передачах;
Для быстроходного вала выбираем подшипники типа 7207А, для тихоходного вала выбираем подшипники типа 7214А,
VIII ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Для уменьшения потерь мощности на трение, снижения интенсивности изнашивания трущихся поверхностей, их охлаждения и очистки от продуктов износа, а также для предохранения от заедания и задиров, коррозии должно быть обеспечено надежное смазывание трущихся поверхностей.
Для смазывания передачи применяем картерную систему. В корпус редуктора заливаем масло на 10 мм, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Объем масляной ванны V определяется из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт.
V = 0,25•15 = 3,75 дм3
Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.
VIII ВЫБОР МУФТЫ
Основной характеристикой для выбора муфты является номинальный вращающий момент Т, Н•м. По табл. К22 [3] примем упругую втулочно-кольцевую муфту МУВП I-45.
Полумуфты изготавливают из стали 30Л (ГОСТ 977-88); материал пальцев - сталь № 45 (ГОСТ 1050-74); Материал упругих втулок - резина с пределом прочности при разрыве не менее 8 Н/мм2.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. - М.: Высшая школа, 1998. - 444 с.
Чернавский С.А., Снесарев Г.А. и др. Проектирование механических передач: учебно-справочное пособие. - М.: Машиностроение, 1984. - 370 с.
Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: учебное пособие для техникумов. - М.: Высшая школа, 1991. - 432 с.