Проектирование механического привода с цилиндрическим соосным редуктором
Проектирование механического привода с цилиндрическим соосным редуктором
Министерство транспорта Российской федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный университет путей сообщения»
Кафедра « Теория механизмов и детали машин»
К защите допущен
Руководитель проектирования
Бородин А.В.
«____» __________________2007г
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДАС ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ СООСНЫМ РЕДУКТОРОМ
Курсовой проект по дисциплине
«Детали машин и основы конструирования»
ИНМВ. 31 28 00.000 ПЗ
Консультант Студент гр. 14д
Бородин А.В. Ядуванкин В.В.
«___»________2007г. «___»___________2007г.
Руководитель:
Оценка преподаватель каф. ТМ и ДМ
_________ Бородин А.В.
«___»_____________2007г.
Омск 2007
Содержание
Введение
1. Задание на курсовое проектирование
1.1 Схема привода
2. Кинематический расчёт и выбор электродвигателя
2.1 Общий КПД привода
2.2 Определение передаточного числа и распределение его между типами и ступенями передач
2.3 Частоты и угловые скорости вращения валов редуктора
2.4. Мощности и вращающие моменты на валах редуктора
3. Расчёт ременной передачи
4. Расчёт и конструирование редуктора
4.1 Материалы шестерни и колеса
4.2 Определение геометрических и кинематических параметров тихоходной ступени редуктора (колёса прямозубые)
4.2.1 Проверочный расчёт зубьев колёс на контактную прочность
4.2.2 Расчёт зубьев на прочность при изгибе
4.3 Определение геометрических и кинематических параметров быстроходной ступени редуктора (колёса косозубые)
4.3.1 Проверочный расчёт зубьев колёс на контактную прочность
4.3.2 Расчёт зубьев на прочность при изгибе
4.4 Ориентировочный расчёт и конструирование валов
4.4.1 Входной вал
4.4.2 Промежуточный вал
4.4.3 Выходной вал
4.5 Выбор подшипников качения
4.6 Конструирование зубчатых колёс
4.7 Конструирование корпуса редуктора
4.8 Компоновочная схема редуктора (см. прил.).
4.9 Расчёт валов на совместное действие изгиба и кручения
4.10 Расчет подшипников качения
4.11 Проверка прочности шпоночных соединений
4.12 Выбор и расчет муфт
4.12.1 Расчет втулочно-пальцевой упругой муфты
4.13 Определение марки масла для зубчатых передач и подшипников
4.14 Рекомендуемые посадки деталей
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Целью выполнения проекта является закрепление знаний, полученных из ранее освоенных дисциплин и использование их при проектировании механического привода.
Задачей работы является подбор электродвигателя, выполнение кинематического расчета, расчет ременной передачи и редуктора, определение геометрических и контурных размеров деталей и проверок их на прочность.
При выполнении графической части проекта использованы результаты проведенных расчетов.
Поставленные задачи решались с учетом изменений в действующих стандартах и рекомендаций, учитывающих опыт создания и эксплуатации подобных устройств.
1. Задание на курсовое проектирование
1.1. Схемапривода
В механический привод (рис. 1.1) входят электродвигатель 1, ременная передача и редуктор. Ременная передача включает в себя ведущий 2 и ведомый 3 шкивы, ремень 4. Редуктор - цилиндрический двухступенчатый соосный.
Рисунок 1.1
Зубчатые колеса быстроходной 5 и тихоходной 6 ступеней насажены на входной 7, промежуточный 8 и выходной 9 валы. Подшипники 10 поддерживают валы и позволяют им свободно вращаться. Зубчатые колеса, валы и подшипники расположены внутри закрытого чугунного корпуса II. Выходной вал редуктора соединен с приемным валом 12 машины муфтой 13. Ввиду того, что входной и выходной валы располагаются по одной оси, для размещения их подшипников внутри корпуса имеется опора 14, укрепленная ребром жесткости 15.
2.Кинематический расчёт электродвигателя
2.1.Кинематический расчёт двигателя
Общий КПД привода:
= р б т 3п (2.1)
р = 0,95 - КПД плоскоременной передачи;
б = т = 0,97 - КПД быстроходной и тихоходной, цилиндрических передач;
п = 0,99 - КПД одной пары подшипников.
= 0,95 · 0,97 · 0,97 · 0,993 = 0,867.
Потребляемая мощность, кВт:
; (2.2)
Р3 - мощность на выходном валу редуктора, кВт.
Рп = = 5,88 кВт.
Рэ Рп
По полученной потребной мощности выбираем электродвигатель тип - 4А132 М6 с рабочими характеристиками:
Рэ - номинальная мощность электродвигателя, указанная в каталоге,кВт;
Рэ = 7,5 кВт;
nэ - рабочая частота вращения двигателя, об/мин;
nэ = 970 об/мин;
dэ - диаметр вала двигателя, мм;
dэ = 38 мм;
2.2. Определение передаточного числа и распределение его между типами и ступенями передачи
Общее передаточное число привода:
; (2.3)
= 9,9.
Общее передаточное число привода можно представить и как произ-ведение:
U = UP UБ UT; (2.4)
где UP, UБ, UT - передаточные числа ременной передачи, быстроходной и тихоходной ступеней редуктора соответственно.
Из условия рационального соотношения размеров диаметра ведомого шкива ременной передачи и редуктора рекомендуется в расчетах принимать.
I < UP 2;
Из соотношения принимаем передаточное соотношение ременной передачи равным:
UP = 1,5.
Передаточное число редуктора:
; (2.5)
.
Передаточные числа тихоходной и быстроходной ступеней редуктора можно определить из соотношений:
; (2.19); (2.20); (2.21). (2.22) Нм; Нм; Нм; Нм.3. Расчёт ременной передачиПри выполнении расчетов следует помнить, что ведущим валом ременной передачи является вал электродвигателя, ведомым - входной вал редуктора. Расчет клиноремённой передачи приведен ниже.Выбираем сечения ремня - Б.Диаметр ведущего шкива передачи, мм: мм;Р1 = Рn;где: Р1 - мощность на ведущем валу;Рn - потребная мощность;n1 - частота вращения вала электродвигателя, об/мин.Диаметр ведомого шкива, мм:d2 = Up d1, (3.1)где: Up - передаточное число ремённой передачи.d2 = 1,5·200 = 300 мм;Получившееся число округляем до стандартного числа: d2 = 315 мм.Межосевое расстояние (предварительное), мм; аmin = 0,55 (d1 + d2) + h, (3.2)amin = 0,55 (200 + 315) + 10,5 = 293,75 мм; аmax = d1 + d2, (3.3)аmax = 200 + 315 = 515;Расчётная длинна ремня, мм:, (3.4) мм.Найденное значение округляется до ближайшего стандартного:Lp = 1600 мм.Уточнение межосевого расстояния, мм:, (3.5) мм;где (3.6)Угол обхвата ремня малого шкива, градусы:, (3.7);Расчётная мощность, Вт.:, (3.8),где - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата;- коэффициент, учитывающий влияние длины ремня;- коэффициент, учитывающий режим работы передачи;Требуемое число ремней: (3.9)где - мощность на ведущем валу передачи;- коэффициент, учитывающий число ремней.Для определения коэффициента предварительно принимают некоторое число ремней ().Найденное значение Z округляют до целого числа:Z = 2.Скорость ремня, м/с: (3.10)Сила предварительного натяжения ремня, Н: (3.11);Коэффициент и, учитывающий влияние центробежных сил, принимается в зависимости от сечения ремня.Сила действующая на валы, Н:(3.12)Рабочий ресурс (долговечность) клиноремённой передачи, ч: (3.13)где - число циклов, выдерживаемых ремнём.Ширина шкива:Рассчитанная клиноремённая передача имеет следующие параметры, указанные в таблице 3.1:Таблица 3.1 - Параметры плоскоременной передачи
d1,
мм
d2,
мм
a,
мм
В,
мм
b,
мм
А,
мм2
L,
мм
б1, ?
Н0,
ч
FП,H
V,м/с
Тип
200
315
391,5
45
17
138
1600
163,3
2057
149,7
10,15
прорезиненный ремень
4. Расчёт и конструирование редуктораТип редуктора - цилиндрический двухступенчатый соосный. Быстроходная (первая) ступень редуктора - цилиндрическая с косозубыми колесами, тихоходная (вторая) - с прямозубыми.4.1 МатериалызубчатыхколесОсновным материалом для изготовления зубчатых колес служат термически обработанные стали. По сравнению с другими материалами они в наибольшей степени обеспечивают контактную прочность и прочность зубьев на изгиб.В зависимости от твердости (или термообработки) стальные зубчатые колеса разделяют на две группы: твердостью НВ > 350 (с объемной закалкой, закалкой т.в.ч., цементацией, азотированием); твердостью НВ ? 350 (зубчатые колеса нормализованные или улучшенные).Применение материалов с НВ > 350 позволяет существенно повысить нагрузочную способность зубчатых передач. Однако колеса из таких материалов плохо прирабатываются, поэтому требуют повышенной точности изготовления, повышенной жесткости валов и опор. Кроме того, нарезание зубьев при высокой твердости затруднено. Это обусловливает выполнение термообработки после нарезания зубьев. Часто некоторые виды термообработки вызывают значительное коробление зубьев. Исправление формы зубьев требует осуществления дополнительных операций: шлифовки, притирки, обкатки. Эти трудности проще преодолеть в условиях крупносерийного и массового производства, когда окупаются затраты на специальное оборудование, инструменты и приспособления.Твердость материала НВ ? 350 позволяет производить нарезание зубьев после термообработки. При этом можно получать высокую точность без применения дорогих отделочных операций. Колеса этой группы хорошо прирабатываются и не подвержены хрупкому разрушению при динамических нагрузках. Для лучшей приработки зубьев твердость шестерни рекомендуется назначать больше твердости колеса на 30 - 50 единиц:НВ1 ? НВ2 + (30 - 50) НВ,где НВ1 и НВ2 - твердости рабочих поверхностей шестерни и колеса соответственно.Технологические преимущества материала при НВ ? 350 обеспечили ему широкое распространение в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, в мало- и средне нагруженных передачах.Учитывая, что заданием предусмотрено проектирование индивидуального привода, рекомендуется выбирать материалы для зубчатых колес с твердостью НВ ? 350. Для получения передач сравнительно небольших габаритов следует подобрать материал для шестерни с твердостью, близкой к НВ 300.С целью сокращения номенклатуры материалов в двух - и многоступенчатых редукторах назначают одну и ту же марку стали для всех шестерен, аналогично и для колес.Данные о материалах представлены в виде табл. 4.1:Механические характеристики зубчатых колёс.Табл. 4.1
Зубчатое колесо
Марка стали
Термообработка
Твёрдость сердцевины НВ, МПа
колесо
40ХН
нормализация
220-250
шестерня
40ХН
улучшение
269-302
4.2. Определение геометрических и кинематических параметров тихоходной ступени редуктора (колёса прямозубые)При расчете передач следует считать, что редуктор выполняется в виде самостоятельного механизма. Поэтому в соответствии с ГОСТ 21354-87 основным параметром передачи является межосевое расстояние ащ Межосевые расстояния быстроходной ащб и тихоходной ащт передач (ступеней) редуктора этого типа равны между собой. Однако тихоходная ступень более нагружена. Поэтому расчет следует начать с нее.Межосевое расстояние, мм.ащт = Ка . (Vт + 1) . ; (4.1)где: Ка = 495 - вспомогательный коэффициент для прямозубых передач.Uт - передаточное число тихоходной ступени редуктора.Т3 - вращающий момент на ведомом валу передачи, Н.м.Кнв - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, принимаемый из графика (рис. 4.1) в зависимости от коэффициента ширины венца зубчатого колеса шbd относительно делительного диаметра.
Рис. 4.1 Сумма зубьев шестерни и колеса.
шbd = 0.5шba . (Uт + 1); (4.2)
где: шba - коэффициент ширины венца зубчатого колеса относительно межосевого расстояния, принимаемый из ряда: 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0. Принимаем шba = 0,4.
шbd = 0,5 . 0,4 . (2,44 + 1) = 0,688.
унр = ; (4.3)
где: унр - контактное напряжение, для прямозубой передачи, МПа.
унlimb4 - предел контактной усталости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов напряжений колеса, МПа.
унlimb4 = 2 . НВ4 + 70; (4.4)
где: НВ4 - твёрдость материала колеса (принимаем из таблицы 4.1), МПа.
унlimb4 = 2 . 220 + 70 = 510 МПа;
ZN - коэффициент долговечности.
ZN4 = ; при NK4 ? NHlim4; (4.5)
ZN4 = ; при NK4 > NHlim4; (4.6)
где: NHlim4 - базовое число циклов напряжений соответствующие пределу выносливости, миллионов циклов.
NHlim4 = 30 . НВ? 120 . 106; (4.7)
NHlim4 = 30 . 2202,4 = 12,5584 . 106 ? 120 . 106.
NK4 - суммарное число циклов напряжений, миллионов циклов.
ZL - коэффициент, учитывающий влияние смазочного материала.
ZX - коэффициент, учитывающий влияние размер зубчатого колеса.
SН = 1,1 - коэффициент, учитывающий влияние запаса прочности.
унр = ; (4.10)
унр = = 373,1 МПа;
ащт = 495 . (2,44 + 1) . = 197,5 мм;
Модуль зубьев, мм:
m = (0.01 - 0.02) ащт; (4.11)
m = 0.015 . 197.5 = 3.16 мм.
Полученное значение модуля округляем до стандартного значения, ащт = 3,5 мм.
Сумма зубьев шестерни и колеса:
ZC = ; (4.12)
ZC = = 112.86;
Полученное значение округляем до целого числа: ZC = 112.
Число зубьев шестерни:
Z3 = ; (4.13)
Z3 = = 32,8;
Полученное значение числа зубьев шестерни округляем до целого: Z3 = 32.
Число зубьев колеса:
Z4 = ZC - Z3; (4.14)
Z4 = 112 - 32 = 80.
Делительные диаметры, мм:
шестерни:
d3 = m . Z3; (4.15)
d3 = 3,5 . 32 = 112 мм.
колеса:
d4 = m . Z4; (4.16)
d4 = 3.5 . 80 = 280 мм.
Диаметры вершин зубьев, мм:
шестерни:
da3 = d3 + 2m; (4.17)
da3 = 112 + 2 . 3,5 = 119 мм.
колеса:
da4 = d4 + 2m; (4.18)
da4 = 280 + 2 . 3,5 = 287 мм.
Диаметры впадин зубьев, мм:
шестерни:
df3 = d3 - 2,5m; (4.19)
df3 = 112 - 2,5 . 3,5 = 103,25 мм.
колеса:
df4 = d4 - 2,5m; (4.20)
df4 = 280 - 2,5 . 3,5 = 271,25 мм.
Уточнённое межосевое расстояние, мм:
ащт = 0,5(d3 + d4); (4.21)
ащт = 0,5 . (112 + 280) = 196 мм.
Рабочая ширина зубчатого венца, равная ширине венца колеса, мм:
bщ = b4 = шba . ащт; (4.22)
bщ = 0.4 . 196 = 78,4 мм.
Полученное значение округляем до целого числа: bщ = 78 мм.
Ширина венца шестерни:
b3 = b4 + m; (4.23)
b3 = 78,4 + 3,5 = 81,9 мм.
Полученное значение округляем до целого числа: b3 = 82 мм.
Окружная скорость зубчатых колёс, м/с:
V2 = ; (4.24)
V2 = = 1,404 м/с.
В зависимости от окружной скорости устанавливаем степень точности передачи 8.
4.2.1 Проверочный расчёт зубьев колёс на контактную прочность
После определения геометрических размеров рабочие поверхности зубьев необходимо проверить на контактную прочность. Для этого следует определить рабочие контактное напряжение ун и сравнить с допускаемым унр. Должно выполняться условие: ун ? унр.
Рабочее контактное напряжение, МПа:
ун = ZЕ . ZH . Zе . ; (4.25)
где: ZЕ = 190 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых зубчатых колёс, изготовленных из стали.
ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев в полюсе зацепления.
ZH = ; (4.26)
где: бt - делительный угол профиля в торцовом сечении, град.
бtщ - угол зацепления, град.
для прямозубых передач без смещения: бt = бtщ = 200.
ZH = = 2,495; (4.27)
Zе - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий прямозубой передачи:
Zе = ; (4.28)
где: еб - коэффициент торцового перекрытия;
еб = [1.88 - 3.22 . ()]; (4.29)
еб = 1.88 - 3.22. () = 1.739;
Zе = = 0,868,
Ft3 - окружная сила на делительном диаметре, Н:
Ft3 = ; (4.30)
Ft3 = = 3743,9 Н.
КА = 1,1 - коэффициент внешней динамической нагрузки при равномерном нагружении двигателя и ведомой машины.
Найдя все необходимые коэффициенты, найдём рабочее контактное напряжение, МПа:
ун = 190 . 2,495 . 0,868 . = 344,36 МПа;
Проверка выполнения условия: ун ? унр;
344,45 < 373,1.
Вывод: условие выполнено, верно.
4.2.2 Расчёт зубьев на прочность при изгибе
Выносливость зубьев, для предотвращения усталостного излома, для каждого колеса сопоставлением расчетного местного напряжения от изгиба в опасном сечении на переходной поверхности и допускаемого напряжения:
уF ? уFP;
Расчётное местное напряжение при изгибе:
для шестерни -
уF3 = ; (4.35)
для колеса -
уF4 = уF3 . ; (4.36)
где: КF - коэффициент нагрузки.
КF = КА . КFV . KFв . KFб; (4.37)
где: КFV - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении до зоны резонанса.
YFS3, YFS4 - коэффициенты, учитывающие форму зуба и концентрацию напряжений, определяемые для шестерни и колеса в зависимости от числа зубьев Z3 и Z4 по графику зависимости (рис. 4.2).
4.3. Определение геометрических и кинематических параметров быстроходной ступени редуктора (колёса косозубые)
Межосевое расстояние быстроходной ступени, мм:
ащб = ащт;
ащб =196 мм;
Модуль зацепления, мм:
m = (0,01 ч 0,02) . ащб; (4.56)
m = 0,015 . 196 = 3,16 мм.
Полученное значение округляем до стандартного: m = 3,5 мм.
Число зубьев:
шестерни:
Z1 = ; (4.57)
Где - угол наклона зубьев в косозубых зубчатых колёс выбирается из условия получения коэффициента торцового перекрытия еб более 1,1, которому соответствуют значения в = (8 ч 18)0. При расчёте передачи первоначально принимается любое значение угла в из указанного интервала.
Число зубьев шестерни быстроходной ступени должно находиться в интервале Z1 = (22 ч 35) зубьев.
Z1 = = 29,24;
округляем до целого числа: Z1 = 29;
колеса:
Z2 = UБ . Z1; (4.58)
Z2 = 2.7 . 29 = 78,3;
округляем до целого числа: Z2 = 79.
Уточнённое значение угла наклона зубьев, град:
cos в = ; (4.59)
cos в = = 0.964, в = 15022ґ;
Делительные диаметры, мм:
шестерни:
d1 = ; (4.60)
d1 = = 105,2 мм;
колеса:
d = ; (4.61)
d2 = = 286,8 мм;
Диаметры вершин зубьев, мм;
шестерни:
dа1 = d1 + 2 . m; (4.62)
dа1 = 105,2 + 2 . 3,5 = 112,2 мм;
колеса:
dа2 = d2 + 2 . m; (4.63)
dа2 = 286,8 + 2 . 3,5 = 293,8 мм;
Диаметры впадин зубьев, мм;
шестерни:
df1 = d1 - 2,5 . m; (4.64)
df1 = 105,2 - 2,5 . 3,5 = 99,55 мм;
колеса:
df2 = d2 - 2,5 . m; (4.65)
df2 = 286,8 - 2,5 . 3,5 = 278,05 мм;
Рабочая ширина зубчатого венца, мм;
колеса:
b2 = шba . ащБ; (4.66)
b2 = 0,4 . 196 = 78,4 мм;
Округляем до целого числа - b2 = 78 мм.
шестерни:
b1 = b2 + m; (4.67)
b1 = 78,4 + 3,5 = 81,9 мм;
Округляем до целого числа - b1 = 82 мм.
Окружная скорость зубчатых колёс, м/с:
V1 = ; (4.68)
V1 = = 3,56 м/с;
4.3.1. Проверочный расчёт зубьев колёс на контактную прочность
Рабочие контактное напряжение, МПа;
ун = ZE . ZH . Zе . ; (4.69)
где: ZE = 190 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колёс, изготовленных из стали;
ZH - коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев в полюсе зацепления;
ZH = ; (4.70)
где: бt - делительный угол профиля в торцовом сечении, град;
бt = arctg ; (4.71)
бt = arctg = 20.680;
бtщ - угол зацепления, град;
для передач без смещения бtщ = бt;
вb - основной угол наклона, град;
вb = arcsin(sin в . cos 200); (4.72)
вb = arcsin(sin 15є22ґ . cos 200) = 14,40; (4.73)
ZH = = 2.42;
Zе - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий косозубой передачи;
Zе = ; (4.74)
где: еб - коэффициент торцового перекрытия для передач без смещения, при в < 200;
где: дF = 0,06 - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи;
щFV = 0,06·5,6·3,56= 10,19;
KFV = 1+= 1,485;
KFв = (K0Hв)NF ; (4.97)
где:
NF = ; (4.98)
где:
h = ; (4.99)
h= = 4,24;
NF = = 0,948;
K0Hв = 1,1;
KFв = 1.10.948 = 1.095;
KFб = KHб = 1.05;
KF = 1,1 · 1,485 · 1,095 · 1,05 = 1,878;
YFS1, YFS2 - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, определяемые для шестерни и колеса в зависимости от числа зубьев ZV1 и ZV2 (см. п. 4.3.1. и рис. 4.2);
4.4. Ориентировочный расчет и конструирование валов
Ориентировочный расчет валов на ранней стадии проектирования, когда изгибающие моменты еще не определены. Расчет выполняют на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям [фк] и определяют диаметры отдельных ступеней валов.
Основным материалом для валов служат термически, обрабатываемые среднеуглеродистые стали 35, 40, 45 или легированные 40Х, 40ХН и др.
4.4.1. Входной вал
Диаметр выходного конца вала (рис. 4.3), мм:
d1 = ; (4.118)
где: Т1 - вращающий момент на валу (п.2.4.), Н · мм:
Диаметр d1 округляем до целого, стандартного значения: d1 = 28 мм.
рис. 4.3
Диаметр вала под уплотнение, мм:
dупл = d1 + 2 · t; (4.119)
где: t = 2.2 - высота буртика, мм;
dупл = 28 + 2 · 2,2 = 31, 4 мм;
Диаметр dупл округляем до целого стандартного значения dупл = 32 мм.
Диаметр вала dп в месте посадки подшипника может быть равен диаметру вала под уплотнением или больше его, но кратен пяти, т.е.
dп ? dупл;
dп = 35 мм;
Между подшипником и шестерней на том же диаметре, что и подшипник, располагают разделительное кольцо. Диаметральные размеры кольца определяются из условия контакта его торцов с колесом и внутренним кольцом подшипника.
Диаметр кольца со стороны подшипника, мм:
dд.п. = dп + 3 · r; (4.120)
где: r = 2,0 - координата фаски подшипника:
dд.п. = 35 + 3 · 2,0 = 41 мм;
Диаметр вала под шестерней, мм:
dд.п. ? dk > dп;
42 ? 40 > 35;
dk = 40 мм.
Диаметр разделительного кольца со стороны шестерни, мм:
dд.k. = dk + 3 · f; (4.121)
где: f = 1 - размер фаски, мм:
dд.k. = 40 + 3 · 1 = 43 мм;
Диаметр dд.k округляем до целого стандартного значения dд.k. = 42 мм.