Проектирование механизмов и узлов оборудования электрических станций
Проектирование механизмов и узлов оборудования электрических станций
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине:
«Основы конструирования»
на тему:
Проектирование механизмов и узлов оборудования электрических станций
Введение
Данный курсовой проект является самостоятельной работой студента, в процессе которой приобретаются и закрепляются навыки по решению комплекса инженерных задач: выполнение кинематических, силовых и прочностных расчетов узлов и деталей энергетического оборудования, выбор материалов, вида термической обработки и т.д.
Объектами курсового проектирования являются узлы и детали оборудования электростанций, а также системы их обеспечения. Например, в качестве питательных устройств для подачи воды применяют центробежные и поршневые насосы. В качестве арматуры для регулирования подачи теплоносителя или изменения его количества применяют задвижки и вентили. Задвижки и вентили выполняют фланцевыми, безфланцевыми, присоединяемыми к трубопроводу сваркой, и т.д. Для подготовки и подачи топлива служат пневмомеханические забрасыватели топлива, топки с движущейся колосниковой решеткой, пылеприготовительные устройства, мельницы-вентиляторы, валковые мельницы, дисковые питатели и др.
Все эти устройства в большинстве случаев состоят из исполнительного рычажного механизма (ИМ) и имеют привод, объединяющий электродвигатель 1, передачу гибкой связью 2 или зубчатую 3 и соединительные муфты 4 (Рис.2).
1. Исходные данные
Таблица 1
Геометрические параметры
10
110
450
130
0
0
0
Силовые факторы
Схема
2
1100
110
1200
120
400
-
Рис.1 - Положение плоского рычажного механизма
Рис.2 - Типовой привод оборудования с передачами с гибкой и зубчатой связями
2. Кинематический анализ механизма
Произведем структурный анализ рычажного механизма. Степень подвижности плоского механизма рассчитаем по формуле Чебышева:
; .
· число подвижных звеньев: ;
· число кинематических пар: .
Пара
Звено
Класс
Вид
5
вращ.
5
вращ.
5
вращ.
5
пост.
Рассчитаем степень подвижности плоского механизма без ведущего звена:
- 2 класс, 2 вид; .
Рис.3 - Положение плоского рычажного механизма без ведущего звена
Рассчитаем степень подвижности ведущего звена:
- 1 класс. Общий класс механизма - 2.
Рис.4 - Положение ведущего звена плоского рычажного механизма
2.1 Расчет скоростей
Построим схему заданного рычажного механизма в тринадцати положениях с шагом в следующем масштабе:
.
Составим векторную систему уравнений, используя теорему об относительном движении:
; .
Определим масштаб для построения плана скоростей:
Зная величину и направление вектора скорости , а также зная линии действия других векторов скоростей, составим 13 планов скоростей механизма используя графо-аналитический метод.
Полученные результаты сведем в таблицу 2:
Таблица 2
1.
50
1,1
52,39
1,15
2,56
26,2
0,58
15,64
0,34
2.
50
1,1
43,94
0,97
2,15
30,27
0,67
17,26
0,38
3.
50
1,1
24,94
0,55
1,22
44,22
0,97
41,5
0,91
4.
50
1,1
0
0
0
0
0
50
1,1
5.
50
1,1
25,14
0,55
1,23
45,9
1,01
45,05
0,99
6.
50
1,1
43,92
0,97
2,15
35,93
0,79
32,35
0,71
7.
50
1,1
52,31
1,15
2,56
26,13
0,57
15,29
0,34
8.
50
1,1
47,4
1,04
2,32
26,24
0,58
5,72
0,13
9.
50
1,1
28,87
0,64
1,41
38,19
0,84
28,87
0,64
10.
50
1,1
0
0
0
0
0
50
1,1
11.
50
1,1
28,87
0,64
1,41
52,04
1,14
57,74
1,27
12.
50
1,1
47,4
1,04
2,32
40,77
0,9
44,28
0,97
13.
50
1,1
52,39
1,15
2,56
26,2
0,58
15,64
0,34
2.2 План ускорений
План ускорений строим для положения механизма № 6. Составим векторную систему уравнений для построения плана ускорений:
.
направлен по линии от к .
.
направлен по линии от к .
; ; ; .
Определим масштаб для построения плана ускорений:
.
Зная величину и направление векторов ускорения и , а также зная линии действия других векторов ускорений, составим план ускорений механизма, используя графоаналитический метод.
Полученные в результате построения отрезки векторов и умножаем на масштаб для получения действительного значения ускорений:
;
, тогда .
3. Силовой анализ механизма
План сил строим для положения механизма № 6. Силовой анализ механизма начинаем с рассмотрения отсоединенной структурной группы 2-3 второго класса, второго вида. Для определения рассмотрим условие равновесия второго звена аналитическим методом:
;
;
.
Направление и численные значения и определим из условия равновесия структурной группы:
;
.
Для построения плана сил необходимо выбрать масштаб:
;
; .
Полученные в результате построения отрезки векторов умножаем на масштаб для получения действительного значения сил:
;
;
.
Для определения рассмотрим условие равновесия третьего звена:
;
;
.
Для определения во внутренней паре (шарнир) рассмотрим условие равновесия третьего звена:
;
.
Найдем графически из построения:
; .
Из условия равновесия первого звена определяем уравновешивающую силу :
;
;
.
Для определения направления и численного значения используют условие равновесия первого звена:
;
.
Выберем новый масштаб:
.
; ;
.
4. Расчет уравновешивающих сил методом рычага Жуковского
Используя теорему «О рычаге Жуковского» переносим с поворотом на все силы, действующие на механизм, на план скоростей в соответствующие точки:
- уравновешивающая сила, действующая в точку ;
- сила, действующая на второе звено в точку ;
- сила, действующая на третье звено в точку ;
- действующий момент представляем как пару сил, которые равны:
.
Из плана скоростей определяем уравновешивающую силу, исходя из условия равновесия плана скоростей для каждого положения механизма:
.
Положение 1, 13:
Положение 2:
Положение 3:
Положение 4:
Положение 5:
Положение 6:
Положение 7:
Положение 8:
Положение 9:
Положение 10:
Положение 11:
Положение 12:
Полученные результаты сведем в таблицу 3.
Таблица 3
1.
1100
15
1200
14
889
48
889
5
-276
0,11
30,36
2.
1100
29
1200
15
889
47
889
3
-504
0,11
55,44
3.
1100
29
1200
36
889
28
889
3
-670
0,11
73,7
4.
1100
19,5
1200
43,5
889
0
889
0
-615
0,11
67,65
5.
1100
6,6
1200
39,1
889
22
889
3,2
-345,14
0,11
37,97
6.
1100
4,4
1200
28,1
889
38,2
889
5,7
9
0,11
-0,99
7.
1100
15,3
1200
13,3
889
47,8
889
4,5
274
0,11
-30,14
8.
1100
26,2
1200
5
889
49,7
889
2,3
386
0,11
-42,46
9.
1100
35,7
1200
25,1
889
43,3
889
14,5
329
0,11
-36,19
10.
1100
39,5
1200
43,4
889
0
889
0
173
0,11
-19,03
11.
1100
30,7
1200
50,12
889
0
889
28,95
-13
0,11
1,43
12.
1100
11,2
1200
38,4
889
29,3
889
18,03
-166
0,11
18,26
13.
1100
15
1200
14
889
48
889
5
-276
0,11
30,36
5. Расчет элементов привода
Исходные данные:
74
10
5.1 Выбор электродвигателя
Номинальная мощность электродвигателя:
.
Требуемая мощность электродвигателя:
,
где - коэффициент полезного действия привода;
- номинальная мощность, .
По каталогам выбираем электродвигатель с ближайшей большей номинальной мощностью и номинальной частотой вращения ротора .
Характеристики выбранного электродвигателя:
· Двигатель асинхронный трехфазный, марки 4А90В8УЗ;
· ;
· ;
· ;
· .
Передаточное отношение привода:
, где .
Принимаем , тогда .
5.2 Расчет диаметра вала
Диаметр вала передаточного или исполнительного механизма определяется по следующей зависимости:
, где ;
.
Полученное значение округлим до ближайшего большего значения стандартного ряда диаметров. Принимаем .
5.3 Расчет фланцевой муфты
Расчетный вращающий момент
где - коэффициент режима работы.
Соотношения между размерами муфты
· наружный диаметр:
. Тогда выберем ;
· диаметр ступицы:
;
· общая длина:
.
Тогда выберем ;
Материал муфты при окружной скорости на наружных поверхностях фланцев выбираем Сталь 45.
Расчет болтового соединения
Окружная сила на болты от действия вращающего момента:
где - диаметр окружности центров болтов.
.
Сила, приходящаяся на один болт:
где - назначенное число болтов.
Допускаемые напряжения устанавливаем в зависимости от выбранного материала:
· допускаемые напряжения на срез:
;
· допускаемые напряжения на смятие:
.
Рассчитываем диаметр болта по следующей зависимости:
,
где - число плоскостей среза болта.
Принимаем болт с ближайшим большим стандартным диаметром . Выбираем болт по ГОСТу 7796-70, а именно болт М6:
Толщину дисков полумуфты фланцевой муфты принимаем из конструктивных соображений: .
Вычисляем напряжения смятия и сравниваем с допускаемыми:
т.о. условие соблюдается.
5.4 Расчет предохранительного устройства
Момент срабатывания муфты в качестве предохранительного устройства:
,
где - коэффициент запаса.
5.5 Расчет посадки полумуфты на вал
Расчет соединения с натягом
Диаметр соединения , условный наружный диаметр ступицы , вал сплошной , - длина ступицы, класс точности изготовления (обычно 2-ой или 3-ий), шероховатости вала и отверстия .
Значение коэффициента трения зависит от способа сборки, удельного давления, шероховатости поверхности, рода смазки поверхностей применяемой при запрессовке деталей, скорости запрессовки и прочие. В расчетах принимаем: - сборка прессованием.
Определим расчетный натяг при значениях коэффициентов Пуассона и модулей упругости :
где и - масштабные коэффициенты.
;
;
Определяем минимальный требуемый натяг с учетом шероховатости:
.
Намечаем посадку:
Ш28 ; Ш28 ; Ш28 ;
; .
Т.к. , то данная посадка подходит.
Определяем наибольший вероятный натяг без учета сглаживания микронеровностей:
.
Максимальное давление в контакте:
.
Определяем окружные и радиальные напряжения:
;
.
Выбираем предел текучести для материала с меньшей прочностью (для Сталь 45): .
Т.к. ,то условие прочности выполняется.
Усилие запрессовки:
,
где - давление, которое рассчитывается при :
.
5.6 Расчет шпоночного и зубчатого соединения
Расчет шпоночного соединения
Применяем ненапряженное соединение с помощью призматической шпонки. Размеры в соединении выбираем по стандарту. Стандартные шпонки изготавливают из специального сортамента (ГОСТ 8787-68 и 8786-68) среднеуглеродистой чисто тянутой Стали 45.
Допускаемые напряжения в неподвижных шпоночных соединениях:
.
По диаметру вала выбираем по ГОСТу 23360-78 размеры сечения призматической шпонки , а также глубину паза вала и втулки .
Применяем прямобочное шлицевое соединение, основные размеры которого регламентированы ГОСТом 6033-80. По диаметру вала выберем размеры шлицевого соединения легкой серии:
Диаметр вала
28
32
7
6
0,3
Для неподвижного соединения, средних условий эксплуатации допускаемые напряжения смятия для поверхности зуба:
.
Проверим соединение на смятие:
,
где - средний диаметр соединения;
- рабочая высота зубьев;
- длина соединения;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
6. Расчет вала и подшипников качения
Исходные данные:
670
74
10
6.1 Расчет вала
Ориентировочная взаимосвязь между указанной исходной величиной и другими геометрическими параметрами вала:
;
;
;
По полученному в результате предварительного расчета значению произведем выбор подшипника легкой серии диаметров (ГОСТ 8338-75):
Условное обозначение
208
40
80
18
32,0
17,0
Для крышки выбираем манжету по ГОСТу 8752-79.
Под отверстия выбранной крышки выбираем болты по ГОСТу 7796-70, а именно болты М8:
- длина болта,
- длина резьбы,
8
12
13,1
5
25
25
Выбираем соответствующие пружинные шайбы по ГОСТу 6402-70:
Шайба
8
8,2
2,0
6.2 Поверочный расчет вала
Рассчитаем реакции опор:
;
; ,
где ; .
;
; .
Проведем проверку:
;
; .
Построим эпюры изгибающих и крутящих моментов:
;
;
;
;
; ;
;
.
Выбираем несколько опасных сечений, которым соответствуют наибольшие ординаты эпюр и в которых имеются концентраторы напряжений:
;
.
Для каждого из отобранных сечений рассчитываем критерий напряженности:
,
где - усредненный коэффициент концентрации при изгибе и кручении в данном сечении;
- изгибающий момент рассматриваемого сечения;
- крутящий момент;
- момент сопротивления изгибу.
;
;
;
;
.
Сечение, для которого имеет максимальное значение, считается наиболее опасным и подлежит дальнейшему расчету.
Назначим материал вала - Сталь 45.
Установим пределы выносливости для материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения:
.
где - предел прочности материала.
В опасном сечении вала определим расчетный коэффициент запаса прочности:
,
где и - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям:
.
Параметры симметричного цикла изменения напряжения при изгибе:
· амплитуда:
,
где - изгибающий момент в опасном сечении;
· среднее значение цикла:
.
Амплитуда и среднее значение от нулевого цикла изменения напряжения при кручении:
,
где .
Эффективные коэффициенты концентрации напряжений детали определяю из выражений:
;
,
где ; - эффективные коэффициенты концентрации напряжений при расчете на изгиб и кручение;
; - коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного сечения (масштабные факторы);
; - коэффициенты качества обработки поверхности;
- коэффициент упрочняющей обработки;
; - коэффициенты чувствительности к асимметрии цикла.
Сопоставляем расчетный коэффициент запаса прочности c допустимым значением :
.
6.3 Поверочный расчет подшипников качения на долговечность
Условие обеспечения долговечности подшипника:
,
где - расчетная долговечность подшипника, ;
- установленный ресурс (заданный ресурс) подшипника, который равен:
.
Расчетная долговечность подшипника определяется из соотношения:
т. о. условие соблюдается.
где - динамическая грузоподъемность;
- эквивалентная нагрузка;
- показатель степени для шарикоподшипников;
- частота вращения подшипника:
.
Эквивалентную нагрузку для радиальных и радиально-упорных подшипников рассчитаем по следующей формуле:
,
где ; - радиальная и осевая нагрузка на подшипник;
- коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца;
- коэффициент безопасности;
- температурный коэффициент, при ;
- для радиальных шарикоподшипников.
6.4 Эпоры изгибающих и крутящих моментов
Рис.5 - Эпюры изгибающих и крутящих моментов
Список использованной литературы
1. Орлов В.А., Кравцов Э.Д. Детали машин и основы конструирования: Конспект лекций. - Одесса: ОПИ, 1991;
2. Методические указания к курсовому проектированию по курсу «Детали машин и основы конструирования» «Расчет зубчатых зацеплений, валов и подшипников цилиндрического редуктора» для студентов всех специальностей /Сост.: В.А. Орлов, Э.Д. Кравцов. - Одесса: ОПИ, 1993;
3. Курсовое проектирование деталей машин /В.Н. Кудрявцев и др. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1984;