Проектирование одноступенчатого червячного редуктора привода междуэтажного подъемника
Проектирование одноступенчатого червячного редуктора привода междуэтажного подъемника
Содержание курсового проекта
1. Введение
2. Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода
2.1 Определение мощности и частоты вращения двигателя
2.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
3. Расчет червячной передачи
3.1 Выбор материала червячного колеса
3.2 Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений
3.3 Проектный расчёт червячной передачи
3.4 Проверочный расчёт червячной передачи
3.5 Расчет червячной передачи на нагрев
4. Предварительный расчет валов и выбор подшипников
5. Конструирование корпуса и крышки редуктора
6. Проверочный расчет шпонок
6.1 Быстроходный вал
6.2 Тихоходный вал
7. Проверочный расчет быстроходного вала;
8. Подбор подшипников качения быстроходного вала;
9. Подбор и расчет муфты;
10. Выбор смазочных материалов;
11. Список использованной литературы.
1. Введение
В данном курсовом проекте спроектирован одноступенчатый червячный редуктор привода междуэтажного подъемника.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины. Кинематическая схема привода может включать, помимо редуктора, открытые зубчатые передачи, цепные или ременные передачи.
Назначение редуктора - уменьшение частоты вращения и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим. Редуктор состоит из корпуса, в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. Редуктор проектируют либо для привода определенной машины, либо по заданной нагрузке (моменту на выходном валу) и передаточному числу без указанию конкретного назначения. Редуктор классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т.д.); относительному расположению валов в пространстве (горизонтально, вертикально); особенностям кинематической схемы (развернутая, соостная и т.д.).
Как горизонтальные, так и вертикальные редукторы могут иметь колеса с прямыми, косыми или шевронными зубьями. Корпуса чаще выполняют литыми чугунными, реже - сварными стальными.
При серийном производстве целесообразно применять литые корпуса. Валы монтируют на подшипниках качения или скольжения. Последние обычно применяют в тяжелых редукторах.
Максимальное передаточное число одноступенчатого червячного редуктора по ГОСТ 2185-66 umax = 80. Высота одноступенчатого редуктора с таким или близким к нему передаточным числом больше, чем двухступенчатого с тем же значением u. Поэтому практически редукторы с передаточными числами, близкими к максимальным, применяют редко, ограничиваясь u ? 63.
Выбор горизонтальной или вертикальной схемы для редуктора всех типов обусловлен удобством общей компоновки привода (относительным расположением двигателя и рабочего вала приводимой в движение машины и т.д.).
В одноступенчатом червячном редукторе используется червячная передача, состоящая из червяка и червячного колеса. Червячное колесо устанавливается на тихоходном валу, а вал-червяк является быстроходным валом. В качестве опор валов используются как правило, подшипники качения. Установка передачи в отдельном корпусе гарантирует точность сборки, лучшую смазку, более высокий КПД, меньший износ, а так же защиту от попадания в нее пыли и грязи.
Сборку редуктора производят в следующем порядке:
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии со сборочным чертежом (или чертежом общего вида).
Начинают сборку с того, что на быстроходный вал одевают маслоотражательные кольца и подшипники качения, предварительно нагрев их в масле до 80…100С.
Собранный быстроходный вал-червяк укладывают в основании корпуса. В начале сборки тихоходного вала закладывают шпонку и напрессовывают колесо до упора в бурт вала. Затем надевают распорную втулку и устанавливают подшипники качения. Вал укладывают в основание корпуса и надевают крышку редуктора, для центровки ее устанавливают с помощью двух конических штифтов и затягивают болты. Сопрягаемые поверхности корпуса и крышки редуктора предварительно смазывают спиртовым лаком.
Далее в сквозные крышки подшипников вставляют манжеты. Глухие и сквозные привёртные крышки подшипников вместе с набором прокладок устанавливают на торцах корпуса при помощи болтов.
Перед началом работы в редуктор заливают масло выше уровня нормы на 5…15 мм.
Перед эксплуатацией редуктор должен быть обкатан по условиям завода-изготовителя.
Разборку редуктора производят так же, как и сборку, но в обратной оследовательности.
2. Выбор двигателя и кинематический расчёт привода
2.1 Определение мощности и частоты вращения двигателя
Определяем требуемую мощность рабочей машины:
Ррм = Fv,
где F - тяговое усилие цепи, кН;
v - линейная скорость грузовой цепи, м/с.
Ррм = 40,5 = 2,0 кВт.
Определим общий КПД привода
= зпопм2пкпс,
где зп - КПД закрытой передачи; оп - КПД открытой передачи; м - КПД муфты; пк - КПД одной пары подшипников качения; пс - КПД одной пары подшипников скольжения (на приводном валу рабочей машины).
= 0,80,920,980,9920,985 = 0,696.
Определяем требуемую мощность двигателя:
Рдв.треб = Ррм/ = 2,0/0,696 = 2,87 кВт.
По [1, таблица К9] выбираем двигатель 4АМ100S4У3 с номинальной мощностью Рном=3кВт и номинальной частотой вращения nном = 1435 об/мин.
2.2 Определение передаточного числа привода и его ступеней
Определим частоту вращения приводного вала рабочей машины:
nрм = 601000v/(D?),
где v - линейная скорость грузовой цепи, м/с;
D - диаметр звездочки, мм.
nрм = 6010000,5/(3303,14) = 29,0 об/мин.
Определяем передаточное число привода:
u = nном/nрм = 1435/29,0 = 49,56.
Определим передаточное число открытой передачи, принимая передаточное число редуктора uзп = 20:
uоп = u/uзп = 49,56/20 = 2,48.
2.3 Определение силовых и кинематических параметров привода
В соответствии с заданной последовательностью соединения элементов привода по кинематической смене используем следующие формулы для вычисления мощности, частоты вращения, угловой скорости и вращающих моментов на валах привода:
Вал двигателя:
nдв = nном = 1435 об/мин;
дв = nдв/30 = 3,141435/30 = 150,2 рад/с;
Pдв = 2,87 кВт;
Тдв = Рдв/дв = 2,871000/150,2 = 19,1 Нм.
Быстроходный вал:
n1 = nдв = 1435 об/мин;
1 = дв = 150,2 рад/с;
Р1 = Рдвмпк = 2,870,980,99 = 2,79 кВт;
Т1 = Тдвмпк = 19,10,980,99 = 18,6 Нм.
Тихоходный вал:
n2 = n1/uзп = 1435/20 = 71,75 об/мин;
2 = 1/uзп = 150,2/20 = 7,51 рад/с;
Р2 = Р1зппк = 2,790,80,99 = 2,21 кВт;
Т2 = Т1uзпзппк = 18,6200,80,99 = 294 Нм.
Вал приводной рабочей машины:
nрм = n2/uоп = 71,75/2,48 = 28,95 об/мин;
рм = 2/uоп = 7,51/2,48 = 3,03 рад/с;
Ррм = Р2оппс = 2,210,920,985 = 2,0 кВт;
Трм = Т2uопоппс = 2942,480,920,985 = 660 Нм.
Таблица 1 - Силовые и кинематические параметры привода
3. Расчет червячной передачи
3.1 Выбор материала червячного колеса
Определим скорость скольжения:
4,37,5120(294)1/3/1000 = 4,29 м/с.
По [1, таблица 3.5] выбираем из группы I материал БрО10Ф1, полученный способом литья в кокиль, в = 275 Н/мм2, т = 200 Н/мм2.
3.2 Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений
Допускаемые напряжения для червячного колеса определяем по формулам из [1, таблица 3.6].
Наработка за весь срок службы:
N = 5732Lh = 5737,5120000 = 86064600.
Коэффициент долговечности при расчете на контактную прочность:
KHL = (107/N)1/8 = (107/86064600)1/8 = 0,76.
Определяем допускаемые контактные напряжения:
[]Н = 0,9KHLCvв = 0,90,761275 = 189,1 Н/мм2,
где Cv - коэффициент, учитывающий износ материала [1, С.55].
Так как червяк располагается в масляной ванне, то полученное значение допускаемого напряжения не изменяем, т.е. []Н = 189,1 Н/мм2.
Коэффициент долговечности при расчете на контактную прочность:
Диаметр винтов крепления крышки к корпусу находим по формуле
d = 1,25(Т)1/3 = 1,25•(294)1/3 = 8,31 ? 10 мм,
где Т - момент на тихоходном валу редуктора. Принимаем d = 10 мм.
Размеры конструктивных элементов крепления крышки редуктора к корпусу (для болтов):
ширина фланца крышки корпуса K = 2,35d = 23,5 мм,
расстояние от торца фланца до центра болта С = 1,1d = 11,0 мм.
диаметр канавки под шайбочку D 2d = 20 мм.
высота прилива в корпусе h = 2,5d = 25 мм.
Для винтов: K1 = 2,1d = 21,0 мм, С1 = 1,05d = 10,5 мм.
Высоту прилива в крышке под стягивающий болт (винт) определяем графически, исходя из условия размещения головки болта (винта) на плоской опорной поверхности вне кольцевого прилива под подшипник большего диаметра. Диаметр штифта dшт = 0,75d = 8 мм.
Диаметр винта крепления редуктора к раме dф = 1,25d = 14 мм, количество винтов z = 4. Высота ниши h0= 2,5(dф + ) = 50 мм, длина опорной поверхности в месте крепления редуктора к раме l = 2,4dф + = 40 мм, высота прилива под винт h = 1,5dф = 21 мм, расстояние от боковой поверхности корпуса до центра винта с = 1,1dф = 15 мм.
Размеры проушины в виде ребра с отверстием: толщина ребра s = 2,5 = 15 мм, диаметр отверстия d = 3 = 18 мм, радиус проушины R = d. Размеры проушины, выполненной в виде сквозного отверстия в крышке: сечение (bb) отверстия b = 3 = 18 мм, радиус дуги из вершины крышки для определения границы отверстия а = 1,7 = 10 мм.
6. Проверочный расчет шпонок
6.1 Быстроходный вал
Шпонка под полумуфту призматическая со скругленными краями по ГОСТ 23360-78: сечение 87, длина 32 мм, диаметр вала d = 25 мм.
Определяем напряжение смятия
,
где T - передаваемый момент, Н•м;
d - диаметр вала, мм;
lp - рабочая длина шпонки, мм;
h - высота шпонки, мм;
t1 - глубина паза, мм.
см = 2•103•19/(25•24•(7 - 4)) = 21 МПа.
Полученное значение не превышает допустимого []см = 100 МПа.
6.2 Тихоходный вал
Шпонка под червячное колесо призматическая со скругленными краями по ГОСТ 23360-78: сечение 149, длина 56 мм, диаметр вала d = 48 мм.
Определяем напряжение смятия
= 2•103•294/(48•42•(9 - 5,5)) = 83 МПа.
Полученное значение не превышает допустимого []см = 100 МПа.
Шпонка под звездочку призматическая со скругленными краями по ГОСТ 23360-78: сечение 108, длина 40 мм, диаметр вала d = 35 мм.
Определяем напряжение смятия
= 2•103•294/(35•30•(8 - 5)) = 97 МПа.
Полученное значение не превышает допустимого []см = 100 МПа.
7. Проверочный расчет быстроходного вала
Силы, действующие на вал: FtС = 588 Н; FrС = 1070 Н; FaС = 2940 Н; Fм = 50•Т1/2 = 50•191/2 = 218 Н - консольная сила муфты.
Неизвестные реакции в подшипниках найдем, решая уравнения моментов относительно опор:
Проверим сечение В на запас прочности. Концентратор напряжений - переход с галтелью. Коэффициент запаса прочности:
где S - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;
S - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.
где -1 - предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба, МПа;
k - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений;
- масштабный фактор для нормальных напряжений;
- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности;
a - амплитуда цикла нормальных напряжений равная суммарному напряжению изгиба и в рассматриваемом сечении;
- коэффициент, зависящий от марки стали;
m - среднее напряжение цикла нормальных напряжений.
a = и = 103М/W,
где М - суммарный изгибающий момент в сечении, Н•м;
W - момент сопротивления сечения при изгибе, мм3.
W = d3/32 = 3,14•303/32 = 2649 мм3,
a = и = 103•16/2649 = 5,92 МПа,
m = 4Fa/(d2) = 4•2940/(3,14•302) = 4161 МПа.
S = 410/(1,9•5,92/(0,73•0,94) + 0,27•4161) = 2,36.
где -1 - предел выносливости стали при симметричном цикле кручения, МПа;
k - эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений;
- масштабный фактор для касательных напряжений;
a - амплитуда цикла касательных напряжений;
- коэффициент, зависящий от марки стали;
m - среднее напряжение цикла касательных напряжений.
a = m = 0,5•103T/Wк,
где Т - крутящий момент в сечении, Н•м;
Wк - момент сопротивления сечения при кручении, мм3.
Wк = d3/16 = 3,14•303/16 = 5299 мм3,
a = m = 0,5•103•19/5299 = 1,79 МПа.
S = 240/(1,74•1,79/(0,73•0,94) + 0,1•1,79) = 50,79.
S = 2,36•50,79/(2,362 + 50,792)1/2 = 2,36.
Полученное значение находится в допускаемом интервале 1,5 - 2,5.
Проверим сечение С на запас прочности. Концентратор напряжений - переход с галтелью. Коэффициент запаса прочности:
где S - коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;
S - коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.
где -1 - предел выносливости стали при симметричном цикле изгиба, МПа; k - эффективный коэффициент концентрации нормальных напряжений; - масштабный фактор для нормальных напряжений; - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости поверхности; a - амплитуда цикла нормальных напряжений равная суммарному напряжению изгиба и в рассматриваемом сечении; - коэффициент, зависящий от марки стали; m - среднее напряжение цикла нормальных напряжений.
a = и = 103М/W,
где М - суммарный изгибающий момент в сечении, Н•м;
W - момент сопротивления сечения при изгибе, мм3.
W = d3/32 = 3,14•363/32 = 4578 мм3,
a = и = 103•118/4578 = 25,77 МПа,
m = 4Fa/(d2) = 4•2940/(3,14•362) = 2890 МПа.
S = 410/(1,9•25,77/(0,73•0,94) + 0,27•2890) = 2,47.
где -1 - предел выносливости стали при симметричном цикле кручения, МПа; k - эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений; - масштабный фактор для касательных напряжений; a - амплитуда цикла касательных напряжений; - коэффициент, зависящий от марки стали; m - среднее напряжение цикла касательных напряжений.
a = m = 0,5•103T/Wк,
где Т - крутящий момент в сечении, Н•м;
Wк - момент сопротивления сечения при кручении, мм3.
Wк = d3/16 = 3,14•363/16 = 9156 мм3,
a = m = 0,5•103•19/9156 = 1,04 МПа.
S = 240/(1,74•1,04/(0,73•0,94) + 0,1•1,04) = 87,76.
S = 2,47•87,76/(2,472 + 87,762)1/2 = 2,47.
Полученное значение находится в допускаемом интервале 1,5 - 2,5.
Для соединения быстроходного вала с валом электродвигателя принимаем упругую втулочно-пальцевую муфту. Определяем расчетный момент:
Мрасч = K•ТБ = 1,3•19,1 = 24,83 Н•м,
где K - коэффициент режима работы и характера нагрузки,
ТБ - вращающий момент на быстроходном валу, Н•м.
По ГОСТ 21424-75 выбираем муфту с ближайшим большим передаваемым моментом. Размеры муфты: диаметр расположения пальцев D1 = 90 мм, длина муфты L = 105 мм, диаметр пальца dп = 14 мм, длина пальца lп = 64 мм, количество пальцев z = 4, длина резиновой втулки lр.в. = 28 мм.
Проверим пальцы муфты на изгиб:
= 90 Н/мм2,
и = 24,83•64•103/(0,1•143•90•4) = 16,09 Н/мм2,
.
Проверим резиновые втулки на смятие:
= 2 Н/мм2,
см = 2•24,83•103/(90•4•14•28) = 0,35 Н/мм2,
.
Условия выполнены, прочность муфты обеспечена.
10. Выбор смазочных материалов
Смазывание элементов передач редуктора производится окунанием нижних элементов в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение элемента передачи примерно на 10-20 мм.
Принимаем масло индустриальное для гидравлических систем без присадок И - Г - А - 46 ГОСТ 17479.4 - 87.
Определим количество масла:
V = (0,4…0,8)•Рвых = (0,4…0,8)•2,2 = 0,88…1,76 л.
Примем V = 0,9 л.
Выбираем для подшипников качения пластичную смазку Литол - 24 по ГОСТ 21150 - 75. Камеры подшипников заполняются данной смазкой и периодически пополняются ей.
11. Список использованной литературы
1. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов. - М.: Высш. Шк., 1991. - 432 с.: ил.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин. 5-е изд. М.: Высш. шк. 1998 - 447 с.
3. Анурьев В.И. Справочник конструктора машиностроителя. В трех томах. Москва: Машиностроение, 2001 - 920 с.