5.Определяем передаточное число привода для всех вариантов при заданной номинальной мощности:
iпер1 = = =37,16iпер2 = = =18,78
iпер3 = = = 12,5iпер4 = = =9,16
6.Производим разбивку передаточного числа привода по ступеням, принимая для всех вариантов передаточное число редуктора постоянным и равным iзп = 3,15.
цп1 = = =11,8iцп2 = = =5,96
iцп3 = = = 3,97iцп4 = = = 2,91
Табл.2
Передаточное число
Варианты
1
2
3
4
привода iпер
37,16
18,78
12,5
9,16
конического редуктора iзп
3,15
3,15
3,15
3,15
цепной передачи iцп
11,8
5,96
3,97
2,91
Анализируя полученные значения передаточных чисел, приходим к выводу:
a)первый вариант (i = 37,16; nном = 2840 об/мин) затрудняет реализацию принятой схемы двухступенчатого привода посредством конического редуктора
и цепной передачи из-за большого передаточного числа i всего двигателя.
б)во втором варианте (i = 18,78; nном = 1435 об/мин) получилось все таки большое значение передаточного числа цепной передачи, уменьшение которого за счет увеличения передаточного числа редуктора нежелательно.
в)четвертый вариант (i = 9,16; nном = 700 об/мин) не рекомендуется для приводов общего назначения ввиду того, что двигатели с низкими частотами оборотов весьма металлоемки.
г)из рассмотренных четырех вариантов предпочтительнее всего третий:
i = 12,5nном = 955об/мин.
7.Определяем максимально допустимое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины ?nрм, об/мин
?nрм = = = 3,82 об/мин
8.Определяем допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины с учетом отклонения [nрм], об/мин:
[nрм] = nвых + ?nрм = 76,43 + 3,82 = 80,25 об/мин
9. Определяем фактическое передаточное число привода iф:
iф = = =11,84
10.Уточняем передаточные числа закрытой и открытой передач в соответствии с выбранным вариантом разбивки передаточного числа привода (при этом неизменным оставим iзп = 3,15):
iоп = = =3,78
Таким образом, выбираем электродвигатель 4АМ112МA6У3 с nном = 955 об/мин и мощностью Рном = 3кВт.
1. Определим мощность, число оборотов и крутящий момент на быстроходном валу:
Выбор твердости, термообработки и материала колес.
1)В соответствии с рекомендациями из таблицы 3.1 [1] при мощности двигателя Р 7,5кВт выбираем материал для зубчатой пары колес. При этом будем учитывать, что разность средних твердостей рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса при твердости материала Н 350 НВ в передачах с прямыми зубьями составляет ?ср = НВ1ср ? НВ1ср = 20 ? 50 :
?2 = arctg i = arctg 3,15 = 72,3874 o, ??????? o ???2 =?? o ?72,3874 o=17,6126 o
??Определение внешнего конусного расстояния Re, мм:
Re = = = 78,69
4.Определение ширины зубчатого венца шестерни и колеса b, мм:
b = ?R Re ,где ?R =0,285 ?коэффициент ширины венца
b = ?R Re = 0,285?78,69=22,42
округляем до b = 22мм (ГОСТ 6636-69)
5.Определение внешнего окружного модуля me, мм:
me = ,
где кF?=1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (прямозубые).
?F =0,85 - коэффициент, вида конических колес (прямозубые).
me = = =3,9
6.Определение числа зубьев колеса z2и шестерни z1:
z2 = = =38,46z1 = = =12,2
так как в рекомендациях [1] по условиям уменьшения шума и отсутствия подрезания зубьев рекомендуется принять z1 18 (прямозубая пара колес), для силовых конических передач принимаем модуль me =2 [1].
Следовательно:
z2 = = =75z1 = = =24
7.Определение фактического передаточного числа iф и проверка его отклонения ?i от заданного i:
iф = = =3,125?iф = ?100% = ?100% =0,6% 4%
8.Определение действительных углов делительных конусов шестерни ?1 и колеса ?2:
3) KH? ? коэффициент динамической нагрузки. Определяется по табл. 4.3 [1] в зависимости от окружной скорости колёс, где скорость колеса определяется по формуле:
???? = ????????м/с и степени точности передачи
определяем по табл. 4.2 и табл4.3[1]. KH? =1,08
4) KH? =1.
?н = 470? = 590Hмм2 619,2Hмм2
Допускаемая недогрузка передачи (?н [???????не более 10% и перегрузка
(?н [??????? до 5% . = 4,72%.
б) Проверяем напряжения изгиба зубьев шестерни и колеса по формулам:
?F2 = Y?Y и
?F1=??F2? [??F1; где :
1) значение b =22мм ; m=2мм;?F = 0,85 ; Ft=1440Н. КF? =1 .
При проверочном расчёте ?F значительно меньше [??F, что это допустимо ,так как нагрузочная способность большинства зубчатых передач ограничивается контактной прочностью. Проверочный расчёт дал положительный результат.
Полученные результаты параметров конической зубчатой передачи сводим в таблицу №3:
Табл. 3
Проектный расчет
Параметр
Значение
Параметр
Значение
Внешнее конусное расстояние Re
78,69
Внешний делительный диаметр:
шестерни de1
колеса de2
48
150
Внешний окружной модуль me
2
Ширина зубчатого венца b
22
Внешний диаметр окружности вершин:
шестерни dbe1
колеса dbe2
51,81
151,22
Число зубьев:
шестерни z1
колеса z2
24
75
Вид зубьев
прямой
Внешний диаметр окружности впадин:
шестерни dfe1
колеса dfe2
43,43
148,54
Угол разделительного конуса, град:
шестерни ?1
колеса ?2
17,7447o
72,2553o
Средний делительный диаметр:
шестерни d1
колеса d2
41,14
128,55
Предварительное определение геометрических параметров валов и их расчет на прочность.
1. Выбор материала.
В проектируемых редукторах рекомендуется применять [1] термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х, одинаковые для быстроходного и тихоходного вала. Выбираем по таблице 3.2 [1] сталь 40Х улучшенная со следующими механическими характеристиками:
Материал
?В
?Т
?-1
Сталь 40X
Н/мм2
790
640
375
Проектный расчет валов выполняем по напряжениям кручения (как при чистом кручении) т.е. при этом не учитываем напряжения изгиба, концентраций напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений).
Поэтому для компенсации приближенности этого метода расчета допускаемые напряжения на кручение применяем заниженными: [??]к =10…20 Н/мм2. При этом меньшие значения [??]к - для быстроходных валов, большие [??]к - для тихоходных.
3.Определение размеров ступеней быстроходного вала, мм.
Согласно таблицы №7.1 [1], диаметр d1 выходного конца быстроходного вала, соединенного с двигателем через муфту, определяется по формуле:
a)d1 = = = 24,5
d1 выбираем равным 30мм.
б)d2 = d1 + 2t =30 + 2?2,2 = 34,4мм, где t ? высота буртика
d5 определяем в зависимости от d2 по табл. 10.11[1] для регулирующей гайки с мелкой метрической резьбой d5 = 36мм.(М36 ? 1,5).
в)для быстроходного вала конического редуктора на 4-й ступени устанавливаются два подшипника и диаметр d4 равен диаметру d внутреннего кольца подшипника:
d4 = d5 + (2…4) = 36 +4 = 40мм
г) d3 = d4 + 3,2r = 40+3,2?2 =46,4мм,
где r ? координата фаски внутреннего кольца подшипника.
д)под полумуфту длина выходного конца быстроходного вала:
4.Определение размеров ступеней тихоходного вала, мм.
Согласно таблицы №7.1 [1], диаметр d2 выходного конца тихоходного вала, соединенного цепной передачей с исполнительным механизмом, определяется по формуле:
Шестерню выполняем за одно с валом. Коническое зубчатое колесо кованное. Его размеры:
диаметр ступицы dст ?(1,55…1,6)d ? 48?1,55 = 76мм
длина ступицы Lст ? (1,1…1,5)d3 =54мм
толщина обода ?o ? (34)?m =8мм
толщина диска С =(0,10,17)Re = 14 мм
6.Первый этап компоновки редуктора.
Разработка чертежа общего вида редуктора.
а)Из исходных данных Re, de1, de2, ?1, ?2, me, hae = me, hfe = 1,2me. Строим коническую пару зубчатой передачи.
б)Прочерчиваем контур внутренней поверхности стенок корпуса редуктора с зазором x от вращающихся поверхностей колеса для предотвращения задевания;
x = + 3 мм (x должен быть > 8 мм)
x = 9 мм
Расстояние y между дном и шестерней принимаем y 4x будет 36 мм.
в)Вычерчиваем ступени вала на соответствующих осях по размерам d и L, полученным в проектном расчете валов.
г)При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей, проведенных к середине контактных площадок. Для однородных конических подшипников по формуле
a1 = 0,5 ?(T + l)
a1 = 0,5 ?(20 + ?0,38) = 17,6 мм
a2 2,5 ? a1 = 2,5 ?17,6 = 44 мм
д)Вал тихоходный вычерчивается впоследствии от 5-й к 1-й ступени, при этом длины 5-й и 3-й ступени (L5, L3) вала получают конструктивно. Третью ступень вала d3 c насиженным колесом следует расположить противоположно от выходного конца вала d, что обеспечить более равномерное распределение сил между подшипниками.
е)Выбираем способ смазывания. Зацепление зубчатой пары - окунание зубчатого колеса в масло. Для подшипников в пластичный смазочный материал. Раздельное смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален и это затруднит попадание масляных брызг.
7.Выбор подшипников
По таблице К-29 [1] для конической передачи при n 1500 об/мин применяется подшипник роликовый конический однорядный. Выбираем типоразмер подшипника по величине диаметра внутреннего кольца, равного диаметру d =40мм.
Это подшипник легкой широкой серии 7208 (ГОСТ 27365 - 87).
d =40мм;D = 80мм;T = 20мм;угол контакта 14o;Cr = 42,4 кН.
в)Строим эпюру изгибающих моментов в характерных сечениях (рис. 2)
MYC =0;
MYB = Ft ?L1 =1440 ?17,6 =25,3Hм
MYA = 0
г)Строим эпюру крутящих моментов в характерных сечениях (рис. 2)
Mк = Mz =Ft ? =1440? =296,2Hм
д)Определяем суммарные реакции опор.
RA = = =887H
RB = = = 2230H
е)Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженном сечении В.
MИВ = = =2242 Н м
ж)Определяем приведенный момент.
МПР = = = 2242 Н м
9.Проверочный расчет подшипников.
9.1Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчетной динамической грузоподъемности с базовой. В результате расчетов имеем:
угловая скорость вала ?2 =100,01рад/сек
осевая сила в зацеплении Fa =1153H
реакция в подшипникахRXB = 953,7H; RYB = 2016H;
R = 887H; R = 2230H
Подшипники установлены в растяжку: обе опоры фиксирующие, крышки торцовые, регулирование подшипников круглой шлицевой гайкой. Эквивалентная динамическая нагрузка рассчитывается для каждого подшипника (RE1;RE2) с целью определения наиболее нагруженной опоры.
9.2Определяем коэффициент влияния осевого нагружения e по табл. К-29 [1] e =0,38.
9.3Определяем осевые составляющие радиальной нагрузки по формуле RS=eRГ
Определяем суммарные изгибающие моменты в сечении 2:
MИ2 = = = 185,2 H м
MПР = = = 185,22 H м
12. Конструктивные размеры корпуса редуктора.
Толщина стенок корпуса и ребер жесткости в проектируемых малонагруженных редукторах (Т2 500 Нм) с улучшенными передачами, определяется по формуле
=1,8? 6мм
где Т2 - вращающий момент на тихоходном валу
=1,8? 6мм
толщина стенок крышки и основания корпуса принимают такими же.
Взаимное расположение подшипников на быстроходном вале фиксируется установочной гайкой М36?1,5 с предохранительной шайбой. Подшипники размещаем в стакане, толщина которого ст=10мм. Между шестернею и
внутреннем подшипником устанавливается шайба для предотвращения попадания жировой смазки в корпус редуктора. Очерчиваем всю внутреннюю стенку корпуса, сохраняя величины зазоров принятые в первом этапе компоновки Х=9 ,У=36.
На тихоходном валу устанавливается зубчатое колесо. Соединение с валом шпоночное. Колесо зафиксировано. С одной стороны оно упирается в утолщение вала, с другой стороны внутреннюю обойму подшипника.
На валу установлена распорная втулка. Одним концом опирается в ступицу колеса, другим во вращающуюся кольцо подшипника. Определяем глубину гнезда под подшипник.
L r = 1.5 T2;
где Т2 ширина подшипника Т2 = 20 мм
L r = 1.5 ? 20 = 30мм
По таблице 10.17 лит.1 определяем диаметры болтов для корпуса редуктора.
d1 =M14; d2=M12; d3=M10 ; d4=M8 ; d5=M5.
Длина L определяем конструктивно.
13. Определение геометрических размеров шпонок и проверка прочности шпоночного соединения.
По табл. 42 лит. 1определяем размер шпонок.Быстроходный вал:d =30мм b=10; h=8;фаска 0,5мм.
Для тихоходного вала d =48мм b=14 h=9 фаска 0,5мм.
Шпонки призматические, со скругленными торцами. Материал шпонок: сталь 45 нормализация. Проверка ведётся на смятие. Проверяем соединение вала с колесом на тихоходном валу по формуле:
?см = [?см ] где,
а) Ft - окружная сила
б) Асм =(0,94h-t1)Lр - площадь смятия в мм2
в) Lр= L - b -рабочая длина шпонки со скруглёнными торцами L - полная длина шпонки определена на конструктивной компоновке.
[?см ] =110… 190 Н/мм2
Асм =(0,94 х 9- 5,5 )26 =76,96.
?см = =19[?см ]
14. Выбор способа смазывания ,сорта масла и его количества.
Тихоходный вал:
Для редукторов общего назначения применяют непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием). Сорт масла по табл. 10.29 лит.1 И-Г-С-68.
Количество масла: из расчёта 0,4…0,8л масла на один киловатт
Быстроходный вал:
Подшипники смазываем пластичной смазкой ,которую закладывают в подшипниковые камеры при сборке . Периодически смазку пополняют шприцом через прессмаслёнку. Сорт смазки ? солидол УС-2.
Стяжные болты рассчитывают напрочность по эквивалентным напряжениям на совместное действие растяжения и кручение по формуле:
???????????????????????????????????экв.?? = [? ]
а) Fр ? расчётная сила затяжки винтов ,обеспечивающая нераскрытие стыка под нагрузкой
Fр = [ К3 ( 1- х ) + х ]Fв
Здесь Fа = 0,5Rу ? сила воспринимаемая одним болтом, где Rу-большая из реакций в вертикальной плоскости в опорах реакций в вертикальной плоскости в опорах подшипников. К3=1,25…2-коэффициент затяжки. Х=0,4… 0,5
б) А ? площадь опасного сечения болта.
А =
где dр = d2 - 0.94р ? расчётный диаметр болта, d2 ? наружный диаметр болта, р ? шаг резьбы.
В[? ] ? допускаемое напряжение при некоторой затяжке до 16мм [?]( 0,2…0,25) сигма т а) Определяем силу, приходящуюся на один болт:
Fв = = 525 Н
Определяем площадь опасного сечения болта:
б) Принимаем К3 =1,5 (постоянная нагрузка ); х = 0,27 ( соединение чугунных деталей без прокладок ).
в) Определяем механические характеристики материала болтов: предел прочности [?в] =500 н / мм2 в квадрате; предел текучести ?T =300 Нмм2; допускаемое напряжение [?] =0,25х=75Н/мм2.
Наиболее опасный участок на быстроходном валу это точка №1, место приложений реакций внутреннего подшипника, поэтому расчёт будем вести на этом участке вала.
Данные из предыдущих расчётов:
Быстроходный вал.
MX =25,3 Н/мMу=232,5 Н/м Мк = 2240 Н/м
Находим суммарные изгибающие моменты:
М = = 233,9Н/м
а) Определяем момент сопротивления сечения вала.
W = 0,1d 3 = 0,1?403 =6400мм3
б) Определяем напряжения в опасном сечении вала.
???????а =??и? =?????= ???=?36,5Н/мм2
в) Определяем касательные напряжения, они изменяются по от нулевому циклу, при котором амплитуда цикла ?? равна половине расчётных напряжений кручения ?к:
??= = =306,8Н/мм2
г) Определяем коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для расчётного сечения вала. Для валов без поверхностного упрочнения коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений определяют по формуле:
(К??)D =+ КF -1; (К??)D =+ КF -1?;
где К??и?К? ? эффективные коэффициенты. Они определяются по таблице 11.2 [1] .
Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения по табл. 11.3 [1] .
КF - коэффициент влияния шероховатости таб.11.5 [1].
д) Определяем пределы выносливости в расчётном сечении вала по формуле:
(??-1?)D =??; (? 1)D =?; где (??-1?) и ? 1 = 0.58?-1 ? пределы
выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения.
(??-1?)D = =37,2; (?? 1?)D =? =51,8;
е) Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
S???? ; S????
S????? = 6,5 ; S????????????
ж) Определяем общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении:
s = [s];
где [s]= 1,3…1,5 высокая достоверность расчёта;[S]=1,6…2,1 менее точная достоверность расчёта.
s = = 6,3; S[S]; Проверочный расчёт на прочность дал удовлетворительные результаты.
17. Сборка редуктора.
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии с чертежом общего вида редуктора, начиная с узлов валов:
? на быстроходный вал одевают мазеудерживающую шайбу, затем устанавливают внутренний подшипник, потом наружный, предварительно нагретые в масле до 80-100 С;
? в тихоходный вал закладывают шпонку, затем напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала;
? далее надевают распорную втулку и устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепящие крышку к корпусу. После этого на тихоходный вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников. Регулирующим болтом бугеля, регулируют зазор между шестерней и колесом, при этом проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами. Затем фиксируют стопорной шайбой и винтами.
Затем ввертывают пробку масло спускного отверстия с прокладкой и жезловый масло указатель. Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой; закрепляют крышку болтами. Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.