2. Расчет зубчатой передачиРасчеты выполняем согласно методике предложенной в литературе /1/В качестве материала для шестерни выбираем сталь 45 с средней твердостьюH1 = 205НВ (нормализация).Для колеса выбираем сталь 35 с средней твердостьюH2 = 182НВ (нормализация).Предварительное значение межосевого расстояния:где К = 10 - коэффициент зависящий от поверхностной твердости колеса и шестерни (H1 ? 350, H2 ? 350)Окружная скорость: Найдем допускаемые контактные напряжения и :где - предел контактной выносливости, - для Н ? 350,тогда для шестерни:для колеса - коэффициент запаса прочности для зубчатых колес с однородной структурой материала, ; - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса при условии - число циклов, соответствующее перелому кривой усталости; - ресурс передачи.В соответствии с кривой усталости напряжения не могут иметь значений меньших , поэтому при принимают . Для длительно работающих быстроходных передач , следовательно, - коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, принимаем - коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости.При H ? 350 HB Тогда принимаем Допускаемые напряжения для цилиндрических передач равно меньшему из допускаемых напряжений шестерни и колеса .Для цилиндрических и конических передач с непрямыми зубьями в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии допускаемые напряжения вычисляются по формуле:Допустимое напряжение для Стали 35 (нормализация) Условие на выносливость по контактным напряжениям соблюдено.Согласно ГОСТ 21354-87 допускаемый запас прочности обеспечен:Уточняем предварительно найденное значение межосевого расстояния:где - для прямозубых передач, - коэффициент ширины, зависящий от положения колес относительно опор.Для колес расположенных консольно - коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочностьгде /1, табл.2.6/- коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения. /1, табл.2.7/ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. /1, табл.2.8/ - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.ТогдаПринимаем стандартное значение равное 340 ммПредварительные основные размеры колеса:Делительный диаметр:Ширина колесаОкругляем в ближайшую сторону до стандартного значения Ширина шестерни: Максимально допустимый модуль передачи определяют из условия неподрезания зубьев у основания:Принимаем стандартное значение модуля m = 6.Минимальное значение модуля передачи определяют из условия прочности:где - для прямозубых передач, /1, табл.2.9/ - коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба.- допускаемое напряжение изгиба зубьев шестерни, выбирают наименьшее из и где - предел выносливости, - для Н ? 350,тогда для шестерни:для колеса - коэффициент запаса прочности для зубчатых колес ; (для длительно работающих передач) - коэффициент долговечности, учитывающий влияние ресурса,- коэффициент, учитывающий влияние шероховатости. - коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки Тогда для шестерни:для колесаПодставляя найденные значение в формулу Принимаем стандартное значение модуля m = 1.Для дальнейших расчетов принимаем модуль находящийся в диапазоне mmin и mmax т.е. m = 2Суммарное число зубьевЧисло зубьев шестерниЧисло зубьев колеса внешнего зацепления:Уточненные делительные диаметры шестерни и колеса находим по формулам:Проверим межосевое расстояние передачи по зависимости:ммДиаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса определяем по зависимостям:Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса:Проверка зубьев колес по напряжениям изгибаПроверку выполняем согласно методике предложенной в литературе /1/в зубьях колесагде (для прямозубых передач) - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев,=1 - коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев в косозубой передачи: - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, - окружная силаТогдав зубьях шестерни - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряженийТогдаУсловия напряжение изгиба соблюдаются.Заметим, что запас прочности превышает 30%, то это допустимо, т.к. нагрузочная способность большинства закрытых зубчатых передач ограничивается контактной прочностью зубьев.3. Расчет валов редуктора3.1 Ориентировочный расчет
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей.
Проектный расчет ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: ее диаметр d и длину l.
Эскиз быстроходного вала см. на рисунке 2.
Быстроходный вал
Рисунок 2
Под полумуфту:
,
где - крутящий момент на быстроходном валу.
[ф]k = 15…20 МПа.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
.
Принимаем .
Под уплотнение крышки с отверстием и подшипник:
,
где t= 3,5 мм - высота заплечика /1, с.42/.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
.
Принимаем
Под шестерню:
,
где r= 2,5 мм /1, с.42/.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
- определим графически на эскизной компоновке.
Под подшипник:
Принимаем
Тихоходный валЭскиз тихоходного вала см. на рисунке 3.
Рисунок 3
Под элемент открытой передачи:
,
где - крутящий момент на быстроходном валу.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
[ф]k = 15…20 МПа.
.
Принимаем .
Под уплотнение крышки с отверстием и подшипник:
,
где t= 4,6 мм /1, с.42/.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
.
Принимаем .
Под колесо:
,
где r= 3,5 мм /1, с.42/.
Принимаем по ГОСТ 6636-69
- определим графически на эскизной компоновке.
Под подшипник:
Принимаем
3.2 Эскизная компоновка I этап.
1. Намечаем расположение проекций компоновки в соответствии с кинематической схемой привода и наибольшими размерами колес.
2. Проводим оси проекций и осевые линии валов.
3. Вычерчиваем редукторную пару в соответствии с геометрическими параметрами, полученными в результате проектного расчета.
4. Для предотвращения задевания поверхностей вращающихся колес за внутренние стенки корпуса контур стенок проводим с зазором х =15 мм; такой же зазор предусматривается между подшипниками и контуром стенок. Расстояние y между дном корпуса и поверхностью колес принимаем у = 4х (60 мм).
5. Вычерчиваем ступени вала на соответствующих осях по размерам dи l, полученных в проектном расчете валов.
6. На 2-й и 4-й ступенях вычерчиваем контуры подшипников по размерам d, D, В.
На быстроходном валу - радиальные шариковые однорядные типа 209 по ГОСТ 8338-75.
На тихоходном валу - радиальные шариковые однорядные типа 316 по ГОСТ 8338-75.
d
D
В
r
Cr
Cor
209
45
85
19
2,5
33,2
18,6
316
80
170
39
3,5
124
80
7. Определяем расстояния lБ и lТ между точками приложения реакций подшипников быстроходного и тихоходного валов.
Для радиальных подшипников точка приложения реакций лежит в средней плоскости подшипника, а расстояние между реакциями опор вала: .
8. Определяем точки приложения консольных сил:
Считаем, что в полумуфте точка приложения силы Fм находится в торцевой плоскости выходного конца быстроходного вала на расстоянии lм от точки приложения реакций смежного подшипника.
Сила давления цепной передачи Fоп принять приложенной к середине выходного конца вала на расстоянии lоп от точки приложения реакции смежного подшипника.
9. Проставляем на проекциях эскизной компоновки необходимые размеры.3.3Определение усилий в зацеплениях
T1=208,56 Hм - крутящий момент на тихоходном валу
T2=1133,14 Hм - крутящий момент на тихоходном валу
Окружная сила на среднем диаметре колеса:
Радиальная сила на колесе, равная радиальной силе на шестерне:
где - стандартный угол, ;
Консольная нагрузка от шкива ременной передачи на быстроходном валу:
Консольная нагрузка от муфты на тихоходном валу:
3.4 Определение реакций в опорах
Эпюры быстроходного вала изображены на рисунке 4.
Рисунок 4
1) Вертикальная плоскость:
Проверка:
1 сечение.
2 сечение.
2) Горизонтальная плоскость:
Проверка:
1 сечение.
2 сечение.
3 сечение.
3) Строим эпюру суммарных моментов:
; ;
;
;
.
4) Определяем суммарные реакции опор:
Эпюры тихоходного вала изображены на рисунке 5.
Рисунок 5
Вертикальная плоскость:
Проверка:
1 сечение.
2 сечение.
Горизонтальная плоскость:
Проверка:
1 сечение.
2 сечение.
3 сечение.
3) Строим эпюру суммарных моментов:
;
;
;
;
.
Определяем суммарные реакции опор:
3.5 Расчет подшипников
На быстроходном валу устанавливаем подшипники шариковые радиальные однорядные по ГОСТ 8338-75 (106). (см. рисунок 6)
Рисунок 6
Так как , то расчет подшипников будем производить по критерию динамической грузоподъемности.
1.Определим эквивалентную динамическую нагрузку:
,
где ;
- коэффициент безопасности;
- при t < 100оС
2. Ресурс долговечности:
при 90% надежности;
для шарика
для шарика
Долговечность обеспечена.
На тихоходном валу устанавливаем подшипники шариковые радиальные однорядные по ГОСТ 8338-75 (315). (см. рисунок 7)
Рисунок 7
Так как , то расчет подшипников будем производить по критерию динамической грузоподъемности.
1.Определим эквивалентную динамическую нагрузку:
,
где ;
- коэффициент безопасности;
- при t < 100оС
2. Ресурс долговечности:
при 90% надежности;
для шарика
для шарика
Долговечность обеспечена.
4. ОПИСАНИЕ ПРИНЯТОЙ СИСТЕМЫ СМАЗКИ ИВЫБОР МАРКИ МАСЛА
Смазывание зубчатых зацеплений и подшипников применяют в целях защиты от коррозии, снижения коэффициента трения, уменьшения износа, отвода тепла и продуктов износа от трущихся поверхностей, снижения шума и вибрации.
Смазывание зубчатого зацепления.
а) способ смазки:
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Картерное смазывание применяют при окружной скорости зубчатых колес и червяков от 0,3 до12,5 м/с.
б) выбор сорта масла:
Выбор сорта масла зависит от значения расчетного контактного напряжения в зубьях уН и фактической окружной скорости колес V.
уН=480МПа
V = 1,16 м/с
По таблице определяем сорт масла: И-Г-А-68 ГОСТ 17479.4-87
68-класс вязкости, И - индустриальное, Г - для гидравлических систем, А - масло без присадок
в) определение уровня масла:
в цилиндрических редукторах должны быть полностью погружены в масляную ванну зубья колеса
2·m < hм < 0,25d2
2·2 < hм < 0,25·578 = 144,5
г) контроль уровня масла:
для наблюдения за уровнем масла, находящегося в корпусе редуктора выбираем жезловый маслоуказатель, т.к. он удобен для осмотра, его конструкция проста и достаточно надежна.
д) слив масла:
При работе передач масло постепенно загрязняется продуктами износа деталей передач. С течением времени оно стареет, свойства его ухудшаются. Поэтому масло, налитое в корпус редуктора, периодически меняют. Для этой цели в корпусе редуктора предусматривают сливное отверстие, закрываемое пробкой (с цилиндрической резьбой).
е) отдушины:
При длительной работе в связи с нагревом масла и воздуха повышается давление внутри корпуса. Это приводит к просачиванию масла через уплотнения и стыки. Чтобы избежать этого, внутреннюю полость корпуса сообщают с внешней средой путем установки отдушины в его верхних точках.
5. Проверочный расчет шпоночных соединений на срез и на смятиеПодбор шпоночных соединений был выполнен в процессе 1-го этапа эскизной компоновки. Все шпонки призматические (ГОСТ 233360-78) (см. рисунок 8)Шпонка испытывает напряжение смятия боковых поверхностей (см) и напряжение среза (ср), которые и необходимо рассчитать. Расчет носит проверочный характер.Рисунок 8где Т - крутящий момент на валу, Нмм;d - диаметр вала, мм; t2 - глубина шпоночного паза cтупицы, мм;lp - рабочая длина шпонки, мм; (за вычетом закруглений)рис. 14b - ширина шпонки, мм; - допускаемое значение напряжения смятия боковых поверхностей шпонки. - допускаемое значение напряжения среза.5.1 Выбор материала шпонокДля всех шпонок выбираем качественную углеродистую сталь марки 45.Для шпонки из материала сталь 45 в соответствии при посадке с натягом=130200 МПа;
МПа;
5.2 Расчет шпоночных соединений на быстроходном валу
Подбираем шпонку под шкив по диаметру вала d=38 мм по ГОСТ 23360-78:
Шпонка 10832 ГОСТ 23360-78.
Т=208,56 Нмм
d=36 мм
h=8 мм
t2=3,3 мм
l=32 мм
;
МПа < МПа.
;
ср=45,26 МПа < [ср]=78120 МПа;
Шпонка удовлетворяет проверочному расчету.
5.3 Расчет шпоночных соединений на тихоходном валу
Подбираем шпонки под колесо по диаметру вала d=120 мм по ГОСТ 23360-78 Шпонка 321890 ГОСТ 23360-78;
Т=1133,14кН·мм
d=120 мм
h=18 мм
t2=5,4 мм
lp=90 мм
МПа;
МПа < МПа.
МПа;
ср=6,57 МПа < [ср]=78120 МПа;
Шпонка удовлетворяет проверочному расчету.
5.4 Расчет шпоночных соединений под полумуфту
Подбираем шпонки под полумуфту по диаметру вала d=67 мм по ГОСТ 23360-78
Шпонка 201270 ГОСТ 23360-78;
Т=1133,14 кН·мм
d=67мм
h=12 мм
t2=4,9 мм
lp=70мм
МПа;
МПа < МПа.
МПа;
ср=24,16 МПа < [ср]=78120 МПа;
Шпонка удовлетворяет проверочному расчету.
6. Описание процесса сборки редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:-на ведущем валу устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле до 80-1000С, взаимное расположение подшипников фиксируют установочной гайкой.-в ведомый вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем устанавливают подшипники, предварительно нагретые в масле.Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов, затягивают болты, крепящие крышку к корпусу.После этого на ведомый вал ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников и закрепляют крышки винтами.Затем ввёртывают пробку масло спускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.Заливают в корпус масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.7. Подбор муфт
Для соединения выходных концов двигателя и быстроходного и тихоходного валов редуктора применяем упругие втулочно-пальцевые муфты.
Основной характеристикой для выбора муфты является номинальный вращающий момент Т, Нм, установленный стандартом. Муфты выбирают по большему диаметру концов соединяемых валов и расчетному моменту Тр, который должен быть в пределах номинального:
Тр = КрТ1? Т
При разработке компоновочного чертежа для соединения редуктора с двигателем ориентировочно была выбрана соединительная муфта: