1.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений быстроходной ступени
1.5 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи быстроходной ступени
1.6 Выбор материала и определение допускаемых напряжений тихоходной ступени
1.7 Расчет коэффициентов нагрузки
1.8 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи тихоходной ступени
1.9 Расчет звёздочки тяговой цепи
1.10 Проверочный расчет тихоходного вала (наиболее нагруженного) на усталостную прочность и выносливость
1.11 Выбор муфт
1.12 Смазка зубчатых зацеплений и подшипников
1.13 Сборка редуктора
Список используемой литературы
1. Техническое задание1.1 Кинематическая схема механизма1.2. Определение общего КПД приводаМощность необходимую для электродвигателя при постоянной нагрузке определяем по формуле:Рпр = (Ft * V) / (nобщ *103), гдеFt - 10000Н - окружное усилие,V - 0.65м/с - скорость цепи, nобщ - ообщий КПД привода. Применим следующую формулу для определения общего КПД привода цепного транспортера:nобщ=nм1*nб*nт *nм2=0,98*0,98*0,98*0,98=0,91, гдеnм1=0,98 - КПД муфты 1nб=0,98 - КПД быстроходной ступениnтих=0,98 - КПД тихоходной ступениnм2=0,98 - КПД муфты 24. Выбор электродвигателяЗначение используемых коэффициентов полезного действия найдем с помощью [1] табл.1.2P'эл. дв = (10000*0.65) / (103 *0.91) = 7.1 кВт.Воспользуемся [1], где по таблице 1.1 выбираем электродвигатель, который имеет наиболее близкие параметры по частоте вращения ротора nэл. дв=1000 об/мин и необходимой мощностиP'эл. дв=7,1кВтВыбираем электродвигатель марки АИР160S8, для которого из этой таблицы выписываем технические характеристики: nэл. дв=727 мин -1, Рэл. дв=7.5 кВт.Рассчитаем частоту вращения приводного вала ведущей звездочки цепной передачи, а так же значение диаметра звездочки по формулам:nвых = (6*104 *V) / (p*z) = (6*104 *0.65) /3.14* (125*9) =34 мин - 1, гдеV - 0.65м/с - скорость цепиp - шаг звездочкиz - число зубьев звездочкиМощность привода цепного конвейера:Рпр = (Ft * V) /*103=10000*0.65/1000=6,5 кВт, гдеFt - 10000 Н - окружное усилие на звездочкеV - 0.65м/с - скорость цепи1.3 Определение общего передаточного числаВыбираем U=21,12Uт=4,4Uб=21,12/4,4=4,8Определение мощности, частоты вращения и момента для каждого вала.Таблица 1.
Р
n
Т
Р1=P'эл. дв. *nм1=7.5*0,98=
7,35 кВт
n1=nэл. дв. =727 мин -1
Т1=9550*Р1/n1=
9550*7.35/727=95,5 Нм
Р2=Р1*nбыстр=7,35*0,98= =7,2 кВт
n2=n1/Uбыстр=727/4,8= =151 мин - 1
Т2=9550*Р2/n2=
9550*7,2/151=477,5 Нм
Р3=Р2*nпр=7,2*0,98= =7,05 кВт
n3=n2/Uпр=151/4,4=
=34 мин - 1
Т3=9550*Р3/n3=9550*7,05/34=1980 Нм
Р4=Р3*nт=7,05*0,98=6,91
n4= n3 =34 мин - 1
Т4=9550*Р4/n4=9550*6,91/34=1940 Нм
1.4 Выбор материала и определение допускаемых напряжений быстроходной ступениТаблица 2.
Колесо Z2
Шестерня Z1
Сталь 40Х улучшение
НВ2=269…302
НВ2ср=285
у T = 750 МПа
Сталь 40ХН улучшение, закалка зубьев ТВЧ
НRC=48…53
НRC1ср=50,5
у T = 750 МПа
Определяем коэффициенты приведения. Реакцию с периодической нагрузкой заменяем на постоянный, эквивалентный по усталостному воздействию, используя коэффициент приведения КЕ.
КНЕ - коэффициент приведения для расчета на контактную прочность
КFЕ - коэффициент приведения для расчета на изгибающую прочность
КНЕ2=0,25
КFЕ2=0,14
КНЕ1=0,25
КFЕ1=0,1
Число циклов перемены напряжений.
NG - число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости.
NHG - число циклов перемены напряжений, для расчета на контактную выносливость.
(определяем по рис.4.3 [1])
NFG - число циклов перемены напряжений для расчета передачи на изгибную выносливость (принимаем независимо от твердости материала рабочих поверхностей зубьев)
NHG2=20*106
NFG2=4*106
NHG1=100*106
NFG1=4*106
Суммарное время работы передачи
t?=24000 ч.
Суммарное число циклов нагружения.
N?2= =60t?*n2*nз2=60*24000*151=217,4*106
t? - суммарное время работы передачи
n2 - частота вращения колеса
nз2 - число вхождений в зацепление зубьев колеса за 1 оборот
N?1=N?2*U*nз1/nз2= =217,4*106*4,8=1043,7*106
N?2 - суммарное число циклов нагружения колеса
nз1 - число вхождений в зацепление зубьев шестерни за 1 оборот
Эквивалентное число циклов перемены напряжения
А) контактная выносливость
NНЕ2=КНЕ2*N?2= =0,25*217.4*106=54,4*106
NНЕ1=КНЕ1*N?1= 0,25*1044*106=261*106
Сравним полученные значения NНЕ с табличным значением NНG:
NНЕ2=54,4*106>NHG2=20*106
Принимаем NHЕ=NHG2=20*106
NНЕ1=261*106>NHG1=100*106
Принимаем NHЕ1=NHG1=100*106
Б) изгибная выносливость
NFЕ2=КFЕ2*N?2=0,14*217.4*106=
=30.4*106
NFЕ2=КFЕ2*N?2=0,1*1044*106=
=104,4*106
Сравним полученные значения NFЕ с табличным значением NFG:
NFЕ2=30,4*10>NFG2=4*106
NFЕ1=104,4*106> NFG1=4*106
Принимаем NFЕ2= NFЕ1=NFG1=4*106
Определение предельных допускаемых напряжений для расчетов на прочность.
[уН] max и [уF] max - предельные допускаемые напряжения
ут - предел текучести материала
[уН] max2=2,8* ут=2,8*750=2100 МПа
[уF] max2=2,74*НВ2ср=2,74*285= 780Мпа
[уН] max1=40HRCпов=40*50.5=2020 МПа
[уF] max1=1430МПа
Определение допускаемых напряжений для расчета на контактную выносливость.
[уН] = [у0] Н* (NHG/ NHE) 1/6< [уН] max, где
[у0] Н - длительный предел контактной выносливости
[уН] - допускаемое контактное напряжение при неограниченном ресурсе
[уН] max - предельное допускаемое контактное напряжение
[у0] Н2= (2*НВср+70) /SH [у0] Н1= (17*НRCпов) /SH
[у0] Н2= (2*285+70) /1.1=582 МПа
SH2=1.1
[у] Н2=582 Мпа
[у0] Н1= (17*50.5+200) /1.2=882 МПа
SH2=1.2
[у] Н1=882 МПа
Так как разница твёрдостей HB1ср-НВ2ср=220Мпа>=70Мпа и НВ2ср=285Мпа<350Мпа то:
За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений колес или шестерни.
[у] F2= (4*106/4*106) 1/6*293=
=293 МПа< [у] Fmax=780Мпа
[у] F1= (4*106/4*106) 1/6*314=
=314 МПа< [у] Fmax=1430Мпа
8. Расчет коэффициентов нагрузки.
Коэффициент нагрузки находим по формулам:
При расчете на контактную выносливость
КН=КНв*КНу
При расчете на изгибную выносливость
КF=КFв*КFх,
Где КНв и КFв - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого венца, КНх и КFх - коэффициент динамической нагрузки.
Для прирабатывающейся цилиндрической косозубой (шевронной) передачи значение Кв определяется из выражения:
Кв= Кво (1-х) +х, где КНво = 1 и КFвo=1
Шa=0,25- коэффициент ширины зубчатого колеса передачи
U' = 4,8- заданное передаточное число (+1) для внешнего зацепления.
Х=0,5 - коэффициент режима, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубчатых колес.
КНв=КНво=1,КFв=КFвo=1.
Значение коэффициента динамичности нагрузки Кх выбираем по [1] таблице 5,6 и 5,7 в зависимости от окружной скорости, точности изготовления передачи и твердости рабочих поверхностей зубьев.
Для определения окружной скорости воспользуемся формулой:
V=n1/су* (T2/U2 * Шa) 1/3=727/1600* (477,5/0,4*0.25) 1/3=1,9м/с, где
n1=727 мин -1 - частота вращения быстроходного вала редуктора
су=1600 - коэффициент учитывающий влияние термообработки на свойства материала зубчатого колеса
T2 - критический момент
U - заданное передаточное число
Шa - коэффициент ширины зубчатого колеса передачи
Для вычисленной окружной скорости рекомендуется восьмая ступень точности, которую выбираем по [1] из таблицы 5,5
КНх=1,02 и КFх=1.06
КН=1*1.02=1.02
КF=1*1,06=1,06
1.5 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи быстроходной ступениОсновные размеры зубчатой передачи определяем из расчета на контактную выносливость.Значение межосевого расстояния:, где8500 - коэффициент определяемый выражением ZM ZH ZУ0.7 (см. ГОСТ 21354-75 "Расчет на прочность")Т2 - номинальный крутящий момент на валу колесаU' - заданное передаточное числоКН - коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливостьКНб - коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2);[у] Н - допускаемое напряжение при расчете на контактную выносливостьШa = 0,4 - коэффициент ширины зубчатых колес передачиПолученное значение б' округляем до значения a=140 мм из ряда Ra 40 по ГОСТ 6636-69Рабочая ширина венца.Рабочая ширина колеса: b2= Шa*а=0,25*140=35 ммШирина шестерни: b1=b2+3=38 ммМодуль передачи., принимаемПолученное значение модуля m'n=1.4 округляем до ближайшего большего значения m=1.5 по ГОСТ 9563-60Суммарное число зубьев и угол наклона зубьев.вmin=arcsin (4mn/b2) =arcsin (4*1.5/35) =9,55oZ'У=Z2+Z1=2*a*cos вmin/mn= (2*140*cos9,55) /1,5=184,32ZУ=184, Cosв= ZУ*mn/2a=184*1.5/2*140=0.9857в=9,6>9,55=вminЧисло зубьев шестерни Z1 и колеса Z2.Z'1=Z У/U'+1=184/4,8+1=30,345округляем до целого числа Z1=30Z2= Z У - Z 1=184-30=154Фактическое значение передаточного числа.U= Z 2/ Z 1=154/30=5Проверка зубьев колес на изгибную выносливость.А) зуб колеса:, гдеТ2 - номинальный крутящий момент на валу колеса, KF=1,06 - коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливость, KFб=0,91 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2), YF2=3,61 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)Значение YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев Zv.Zv2=Z2/cos3в=154/cos39,6=160Y в - коэффициент учитывающий наклон зуба, Y в = 1- (в/140) =1-0,072=0,931, b2 - рабочая ширина колеса, mn - модуль, а - межосевое расстояние, U - заданное передаточное число, [у] F2=293 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливостьуF2= (477,5*103*1,06*3,61*0,931*0,91*5,8) / (35*1.5*140*4,8) =222< [у] F2=293МпаБ) зуб шестерни:уF1= уF2*YF1/ YF2< [у] F1, гдеуF2 =222 МПа - напряжение при расчете зубьев на изгибную выносливостьYF1=3,4- коэффициент, учитывающий форму зуба[у] F1=314 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливостьуF1=222*3,4/3,61=209МПа < [у] F1=314МпаОпределение диаметров делительных окружностей d.d1=mn/cos в*Z1=1,5/0,986*30=45,6 ммd2=mn/cos в*Z2=1,5/0,986*154=234,4ммВыполним проверку полученных диаметров.d2+ d1=2а45,6+234,4=2*140=250 - верноДиаметры окружностей вершин и зубьев и впадин зубьев df и da:dа1= d1+2 mn=45,6+1,5*2=48,6ммdа2= d2+2 mn=237,4ммdf1= d1-2,5mn=45,6+2,5*1,5=41,85ммdf4= d2-2,5 mn=234,4-2,5*1,5=230,65ммПроверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработки заготовок.Шестерни проверяем по значениям D, а колеса по S.Наружный диаметр заготовки шестерни:D=da1+6=54,6 мм < D=125 ммТолщина сечения обода колеса:S=8m=8*1,5=12 мм < S=80 мм, следовательно требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработки заготовки.Силы действующие на валы зубчатых колес.Окружная сила:Ft=2T2*103/d2=2*477,5*1000/234,4=4074HРадиальная сила:FR= Ft*tgбn/cosв=4074*tg20o/cos9,6o=1482,5НОсевая сила: Fa= Fttgв=4074* tg9,6=684Н1.6 Выбор материала и определение допускаемых напряжений тихоходной ступениТаблица 4.
Колесо Z4
Шестерня Z3
Сталь 40Х улучшение
НВ2=269…302
НВ2ср=285
у T = 750 МПа
Сталь 40ХН улучшение, закалка зубьев ТВЧ
НRC=48…53
НRC1ср=50,5
у T = 750 МПа
Определяем коэффициенты приведения. Реакцию с периодической нагрузкой заменяем на постоянный, эквивалентный по усталостному воздействию, используя коэффициент приведения КЕ.
КНЕ - коэффициент приведения для расчета на контактную прочность
КFЕ - коэффициент приведения для расчета на изгибающую прочность
КНЕ2=0,25
КFЕ2=0,14
КНЕ1=0,25
КFЕ1=0,1
Число циклов перемены напряжений.
NG - число циклов перемены напряжений, соответствующее длительному пределу выносливости. NHG - число циклов перемены напряжений, для расчета на контактную выносливость. (определяем по рис.4.3 [1]). NFG - число циклов перемены напряжений для расчета передачи на изгибную выносливость (принимаем независимо от твердости материала рабочих поверхностей зубьев)
NHG2=20*106
NFG2=4*106
NHG1=100*106
NFG1=4*106
Суммарное время работы передачи t?=24000 ч.
Суммарное число циклов нагружения.
N?2= =60t?*n2*nз2=60*24000*34=49*106
t? - суммарное время работы передачи
n2 - частота вращения колеса
nз2 - число вхождений в зацепление зубьев колеса за 1 оборот
N?1=N?2*U*nз1/nз2= =49*106*4,4=215,6*106
N?2 - суммарное число циклов нагружения колеса
nз1 - число вхождений в зацепление зубьев шестерни за 1 оборот
Эквивалентное число циклов перемены напряжения
А) контактная выносливость
NНЕ2=КНЕ2*N?2= =0,25*49*106=12,25*106
NНЕ1=КНЕ1*N?1= 0,25*215,6*106=54*106
Сравним полученные значения NНЕ с табличным значением NНG:
NНЕ2=12,25*106<NHG2=20*106
Принимаем NHЕ=12,25*106
NНЕ1=54*106<NHG1=100*106
Принимаем NHЕ1=54*106
Б) изгибная выносливость
NFЕ2=КFЕ2*N?2=0,14*49*106=
=6.86*106
NFЕ2=КFЕ2*N?2=0,1*215,6*106=
=21,56*106
Сравним полученные значения NFЕ с табличным значением NFG:
NFЕ2=6,86*10>NFG2=4*106
NFЕ1=21,56*106> NFG1=4*106
Принимаем NFЕ2= NFЕ1=NFG1=4*106
Определение предельных допускаемых напряжений для расчетов на прочность.
[уН] max и [уF] max - предельные допускаемые напряжения
ут - предел текучести материала
[уН] max2=2,8* ут=2,8*750=2100 МПа
[уF] max2=2,74*НВ2ср=2,74*285= 780Мпа
[уН] max1=40HRCпов=40*50.5=2020 МПа
[уF] max1=1430МПа
Определение допускаемых напряжений для расчета на контактную выносливость.
[уН] = [у0] Н* (NHG/ NHE) 1/6< [уН] max, где
[у0] Н - длительный предел контактной выносливости
[уН] - допускаемое контактное напряжение при неограниченном ресурсе
[уН] max - предельное допускаемое контактное напряжение
[у0] Н2= (2*НВср+70) /SH [у0] Н1= (17*НRCпов) /SH
[у0] Н2= (2*285+70) /1.1=582 МПа
SH2=1.1
[у] Н2=582* (20*106/12,25*106) 1/6=
=640 МПа
[у0] Н1= (17*50.5+200) /1.2=882 МПа
SH2=1.2
[у] Н1=882* (100*106/54*106) 1/6=
=979 МПа
Так как разница твёрдостей HB1ср-НВ2ср=220Мпа>=70Мпа и НВ2ср=285Мпа<350Мпа то:
уН= ([у] Н2+ [у] Н1) *0.45=729Мпа
уН=1.23 [у] Н2=787Мпа
За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений [у] Нрасч=729МПа.
Определение допускаемых напряжений для расчета на изгибную выносливость.
За расчетное допускаемое напряжение принимаем меньшее из 2-х значений допускаемых напряжений колес или шестерни.
[у] F2= (4*106/4*106) 1/6*293=
=293 МПа< [у] Fmax=780Мпа
[у] F1= (4*106/4*106) 1/6*314=
=314 МПа< [у] Fmax=1430Мпа
1.7 Расчет коэффициентов нагрузкиКоэффициент нагрузки находим по формулам:А) При расчете на контактную выносливость КН=КНв*КНуБ) При расчете на изгибную выносливость КF=КFв*КFх, гдеКНв и КFв - коэффициент концентрации нагрузки по ширине зубчатого венца. КНх и КFх - коэффициент динамической нагрузкиОтносительная ширина шестерни:b/d=0.5Шa (U +1), гдеШa=0,25 - коэффициент ширины зубчатого колеса передачиU' = 2,8- заданное передаточное число (+1) для внешнего зацепленияКв= Кво (1-х) +х, где КНво =1 и КFвo=1Х=0,5 - коэффициент режима, учитывающий влияние режима работы передачи на приработку зубчатых колес.b/d=0,5*0,4* (3,5+1) =0,9КНв= КНво =1, КFв= КFвo=1Значение коэффициента динамичности нагрузки Кх выбираем по [1] таблице 5,6 и 5,7 в зависимости от окружной скорости, точности изготовления передачи и твердости рабочих поверхностей зубьев.Для определения окружной скорости воспользуемся формулой:V=n2/су* (T3/U2 * Шa) 1/3=151/1600* (1980/19,36*0.25) 1/3=0,7м/с, гдеn3=151мин -1 - частота вращения промежуточного вала редукторасу=1600 - коэффициент учитывающий влияние термообработки на свойства материала зубчатого колесаT4 - критический моментU - заданное передаточное числоШa - коэффициент ширины зубчатого колеса передачиДля вычисленной окружной скорости рекомендуется восьмая ступень точности, которую выбираем по [1] из таблицы 5,5КНх=1,01 и КFх=1.03КН=1*1.01=1.01КF=1*1,03=1,031.8 Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи тихоходной ступениОсновные размеры зубчатой передачи определяем из расчета на контактную выносливость.Значение межосевого расстояния:, где8500 - коэффициент определяемый выражением ZM ZH ZУ0.7 (см. ГОСТ 21354-75 "Расчет на прочность")Т4 - номинальный крутящий момент на валу колесаU' - заданное передаточное числоКН - коэффициент нагрузки при расчете на контактную выносливостьКНб - коэффициент учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2);[у] Н - допускаемое напряжение при расчете на контактную выносливостьШa = 0,4 - коэффициент ширины зубчатых колес передачиммПолученное значение б' округляем до значения a=210 мм из ряда Ra 40 по ГОСТ 6636-69. Рабочая ширина венца. Рабочая ширина колеса: b2= Шa*а=0,25*210=53 ммШирина шестерни:b1=b2+3=56 ммМодуль передачи., принимаемммПолученное значение модуля m'n=2,5 округляем до ближайшего большего значения m=2,25по ГОСТ 9563-60Суммарное число зубьев и угол наклона зубьев.вmin=arcsin (4mn/b2) =arcsin (4*2,5/53) =7,18oZ'У=Z6+Z5=2*a*cos вmin/mn=2*210*0,993/2,5=167Cosв= ZУ*mn/2a=167*2,5/2*210=0.9848в=10>7,18=вminЧисло зубьев шестерни Z3 и колеса Z4.Z'3=Z У/U'+1=167/4,4+1= 29,1 округляем до целого числа Z5=29Z4= Z У - Z 5=167-29=138Фактическое значение передаточного числа.U= Z 4/ Z 3=138/29=4,5Проверка зубьев колес на изгибную выносливость.А) зуб колеса:, гдеТ4 - номинальный крутящий момент на валу колесаKF=1.03 - коэффициент нагрузки при расчете на изгибную выносливостьKFб=0,91 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями ([1] Рис.6,2)YF4=3.61 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)YF3=3,7 - коэффициент формы зуба ([1] Рис.6,2)Значение YF выбираем в зависимости от эквивалентного числа зубьев ZvZv4=Z4/cos3в=138/cos3 10=132Y в - коэффициент учитывающий наклон зубаY в = 1- (в/140) =1-0,07 =0,93b2 - рабочая ширина колесаmn - модульа - межосевое расстояниеU - заданное передаточное число[у] F2=293 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливостьуF6= (151*103*1,03*0,91*0,93*3,61* (4,5+1)) / (53*2,5*210*4,5) =78 < [у] F6Б) зуб шестерни:уF3= уF*YF3/ YF4< [у] F5, гдеуF4 =78МПа - напряжение при расчете зубьев на изгибную выносливостьYF3=3,7 и YF4=3,61- коэффициенты, учитывающие форму зуба[у] F3=314 МПа - допускаемое напряжение при расчете на изгибную выносливостьуF3=78*3,7/3,61=80МПа < [у] F5Определение диаметров делительных окружностей d.d3=mn/cos в*Z3=2,5/0.9848*29=71,6ммd4=mn/cos в*Z4=2,5/0.9848*138=348,4ммВыполним проверку полученных диаметров.d4+ d3=2а71,6+348,4=2*210=420 верноДиаметры окружностей вершин и впадин зубьев df и da:dа3= d5+2 mn=71,6+2*2,5=77,6ммdа4= d6+2 mn=348,4+2*2,5=353,4ммdf3= d5-2,5 mn=71,6-2,5*2,5=65,35ммdf4= d6-2,5 mn=348,4-2*2,5=342,15 ммПроверка возможности обеспечения принятых механических характеристик при термической обработке заготовок.Шестерни проверяем по значениям D, а колеса по S.Наружный диаметр заготовки шестерни:d=da3+6=77,6+6=83,6 мм < D=125 ммТолщина сечения обода колеса: S=8m=8*2,5=20мм < S=80 мм, следовательно требуемые механические характеристики могут быть получены при термической обработки заготовки.Силы действующие на валы зубчатых колес.Окружная сила:Ft=2T4*103/d4=2*1980*1000/348,4=11366 HРадиальная сила:FR= Ft*tgбn/cosв=11366*tg20o/cos10o=4136НОсевая сила:Fa= Fttgв=11366* tg10=1996Н1.9 Расчет звёздочки тяговой цепиОпределим основные размеры звездочки для тяговой цепи:Делительный диаметр:Dд=P/ (sin180/Z);P-шаг цепи; Z-число зубьев звёздочки.Dд=125/ (sin180/9) =365.5мм;Диаметр окружности выступов:De=P (0,56+2,74-0,31/8,3) =409мм;Диаметр окружности впадин:Di=Dд - Dц;Di=365,5-15=350,5мм.Ширина зуба: b=0,75bвн=13,7мм;1.10 Проверочный расчет тихоходного вала (наиболее нагруженного) на усталостную прочность и выносливостьПроведём расчёт тихоходного вала.Действующие силы: ,- окружные, ,- осевая, ,- радиальная, - крутящий момент.,,,, ,.Определим реакции опор в вертикальной плоскости.1. , , . Отсюда находим, что .2. , , . Получаем, что .Выполним проверку: , , ,. Следовательно вертикальные реакции найдены верно.Определим реакции опор в горизонтальной плоскости.3. , , , получаем, что .4. , , , отсюда .Проверим правильность нахождения горизонтальных реакций: , , , По эпюре видно, что самое опасное сечение вала находится в точке , причём моменты здесь будут иметь значения: , .Расчёт производим в форме проверки коэффициента запаса прочности , значение которого можно принять . При этом должно выполняться условие, что , где - расчётный коэффициент запаса прочности, и - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям, которые определим ниже.Найдём результирующий изгибающий момент, как .Определим механические характеристики материала вала (Сталь 35ХМ) по табл.10.2 лит.3: - временное сопротивление (предел прочности при растяжении); и - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручении; - коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжений. Определим отношение следующих величин (табл.10.9 лит.3): , , где и - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения. Также по табл.10.4 лит.3 найдём значение коэффициента влияния шероховатости и по табл.10.5 лит.3 коэффициент влияния поверхностного упрочнения . Вычислим значения коэффициентов концентрации напряжений и для данного сечения вала: , .Определим пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении: , .Рассчитаем осевой и полярный моменты сопротивления сечения вала: , где - расчётный диаметр вала.Вычислим изгибное и касательное напряжение в опасном сечении по формулам: , .Определим коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям: .Для нахождения коэффициента запаса прочности по касательным напряжениям определим следующие величины. Коэффициент влияния асимметрии цикла напряжений для данного сечения . Среднее напряжение цикла . Вычислим коэффициент запаса .Найдём расчётное значение коэффициента запаса прочности и сравним его с допускаемым: - условие выполняется.1.11 Выбор муфтДля передачи крутящего момента от вала электродвигателя к быстроходному валу и предотвращения перекоса вала выбираем муфту. Наиболее подходит упругая втулочно-пальцевая муфта, крутящий момент передается пальцами и упругими втулками. Ее размеры стандартизированы и зависят от величины крутящего момента и диаметра вала.Для соединения концов тихоходного и приводного вала и передачи крутящего момента использовать предохранительную муфту с разрушающим элементом, которая, также обеспечивает строгую соосность валов и защищает механизм от перегрузок. Размеры данной муфты выбираются по стандарту, они зависят от диаметра вала и величины передаваемого крутящего момента.1.12 Смазка зубчатых зацеплений и подшипниковСмазочные материалы в машинах применяют с целью уменьшения интенсивности изнашивания, снижения сил трения, отвода от трущихся поверхностей теплоты, а также для предохранения деталей от коррозии. Снижение сил трения благодаря смазке обеспечивает повышение КПД машины, кроме того снижаются динамические нагрузки, увеличивается плавность и точность работы машины. Принимаем наиболее распространенное жидкое индустриальное масло И-Г-А-32.Глубина погружения зубчатых колес в масло должно быть не менее 10 мм от вершин зубьев.1.13 Сборка редуктораПрименим радиальную сборку конструкции выбранного редуктора. Корпус редуктора состоит из 2-х частей с разъемом в плоскости осей зубчатых колес. Части корпуса фиксируются одна относительно другой контрольными штифтами. Эта конструкция характеризуется сложностью механической обработки. Посадочное отверстие под подшипники валов обрабатываются в сборе при половинах корпуса, соединенных по предварительно обработанным поверхностям стыка, или раздельно в обеих половинах, с последующей чистовой обработкой поверхности стыка.Список используемой литературы
1. М.Н. Иванов. Детали машин. М.: "Машиностроение", 1991.
2. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов - Конструирование узлов и деталей машин. М.: "Высшая школа", 1985.
3. В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.1. М.: "Машиностроение", 1980.
4. В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.2. М.: "Машиностроение", 1980.
5. В.И. Анурьев - Справочник коструктора-машиностроителя, т.3. М.: "Машиностроение", 1980.