Провести проектировочный и проверочный расчет деталей механизма привода на основании его сборочного чертежа. Произвести выбор электродвигателя, расчет соединений, муфт и основных деталей редуктор, а также ориентировочного значения коэффициента полезного действия. Выполнить рабочий чертеж вала.
Кинематическая схема.
Исходные данные:
Долговечность привода tУ, ч: 11600
Мощность тихоходного вала N2, кВт: 3,3
Частота вращения тихоходного вала n2, мин-1: 435
Материал вала: сталь 45 с термообработкой улучшением
В приводе будем использовать зубчатую муфту. Выбор муфты производится в зависимости от диаметра вала и передаваемого крутящего момента по критерию:
Трасч = k · Тдл. ? Ттабл.
Принимаем k = 1, тогда:
Трасч = Т1 = 34,43 Н·м
Диаметр муфты:
dМ ? 10 = 10 = 35 мм
qM = 0,2 - 0,25
kМ = 4 - 6 - при твердости 40-50 HRC
Выбираем зубчатую муфту dМ = 60 мм, Т = 4000 Н · м.
5.4 Разработка чертежа вала редуктора
Основные размеры вала редуктора были получены в результате его проектирования. Недостающие размеры определим на основании выбранного варианта исполнения.
Вал редуктора спроектирован ступенчатым, это дает ряд преимуществ: удобство сборки; изготовление сопрягаемых деталей в системе отверстия.
Размеры под посадочные места под сопрягаемые детали выберем по их соответствующим размерам и условиям соединений.
Для обеспечения возможности выхода шлифовального камня при обработке
посадочных поверхностей вала введем канавку.
Для обеспечения требований взаимозаменяемости и обеспечения необходимого качества соединений проставим на чертеже допуски на размеры.
Укажем шероховатость обрабатываемых поверхностей. В технических требованиях укажем термообработку.
6 Проверочный расчет быстроходного вала
6.1 Определение реакций опор
Для проверочного расчета статической и усталостной прочности ступенчатого вала составим его расчетную схему.
Расчетная схема вала.
Геометрические параметры вала определим на основании чертежа:
а = 75 мм; b = 42 мм; с = 42 мм.
Рассмотрим внешние силы, нагружающие быстроходный вал редуктора.
Со стороны муфты от электродвигателя на вал действует крутящий момент Т1 и поперечная сила Fr; со стороны зацепления окружная сила FT и поперечная R0:
FT = 2T1 / d1 = 2 · 34,43 · 103 / 62 = 1111 Н
R0 = FT · tgб = 1111 · tg 20° = 404 Н
Fr = (0,1 - 0,3)Ft ,
где Ft - окружное усилие, действующее на зубья муфты.
Ft = 2T1 / dМ = 2 · 34,43 · 103 / 60 = 1148 Н
Принимаем Fr = 344,4 Н
Рассмотрим плоскость YOZ:
УМАу = 0; -RBy · (c+b) - R0 · b + Fr · a = 0
RBy = (Fr · a - R0 · b) / (c+b) = (344,4 · 75 - 404 · 42) / 84 = 105,6 H
УМBу = 0; RAy · (c+b) + R0 · c + Fr · (a + b + c) = 0
RAy = (-Fr · (a + b + c) - R0 · c) / (c+b) = (-344,4 · 159 - 404 · 42) / 84 = - 854 H
Му(0,075) = - Fr · z = -344,4 · 0,075 = -25,8 Н · м
Му(0,117) = -344,4 · 0,117 - (- 854) · (0,117 - 0,075) = -4,4 Н · м
Плоскость XOZ.
УМАх = 0; -FT · b - RBx (c + b) =0
RBx = - FT · b / (c + b) = -1148 · 42 / 84 = -574 Н
УМВх = 0; FT · с + RАx (c + b) =0
RАx = - FT · с / (c + b) = -1148 · 42 / 84 = -574 Н
Проверка:
УFx = 0; RАx + RBx + FT = 0
-574 - 574 + 1148 = 0
Построение эпюры Мх.
Участок 0 ? z ? a, a = 0,075 м.
Мх(0) = 0
Мх(0,075) = 0 - на этом участке нет изгибающих сил.
Участок a ? z ? a + b, a = 0,075 м, b = 0,042 м.
Мх(0,075) = 0
Мх(0,117) = RАx · b = 574 · 0,042 = 24,1 Н · м
Результирующие реакции опор.
RA = = = 1029 H
RB = = = 583,6 H
Построение эпюры Мz.
T1 = 34,43 Н · м
Участок 0 ? z ? a + b
Mz = - T1 = -34,43 Н · м
6.2 Расчет статической прочности вала
На основании эпюр можно сделать следующие выводы.
Опасными сечениями для рассматриваемого вала, которые необходимо проверить на прочность, являются сечения: (z = 0), как наименее жесткое при кручении dВ1 = 38 мм, а также сечения (z = a) и (z = a + b), где действуют наибольшие изгибающие моменты.
В сечении (z = 0) находится еще и шпоночный паз, ослабляющий его жесткость. Сечение (z = a), где действует изгибающий момент:
Ма = = = 25,8 Н·м
И крутящий момент Мz = 34,43 Н·м, находится в сложном напряженном состоянии и при этом имеет диаметр, незначительно превышающий наименьший. В сечении (z = a + b) изгибающий момент достигает величины:
Ма + b = = = 24,5 Н·м
Рассчитаем наибольшие напряжения в опасных сечениях.
В сечении (z = 0) нормальные напряжения от осевых сил и изгибающих моментов равны нулю, касательные напряжения фmax определяются крутящим моментом
Мz = 34,43 Н·м и полярным моментом сопротивления сечения Wp цилиндрического конца вала со шпоночным пазом, глубиной t1 = 5 мм.
Wp = - = - = 10052 мм3
Тогда наибольшие касательные напряжения:
фmax = Мz / Wp = 34,43 / 10052 · 10-9 = 3,4 МПа,
а условие прочности вала в сечении (z = 0):
фmax = 3,4 МПа ? [ф]k = 44 МПа
выполняется.
В сечении (z = a) наибольшие нормальные напряжения определяются величиной изгибающего момента Ма = 25,8 Н·м и моментом сопротивления сечения вала.
Wa = = = 12266 мм3
уmax = Ма / Wa = 25,8 / 12266 · 10-9 = 2,1 МПа,
а наибольшие касательные напряжения этого сечения с полярным моментом:
Wp = = = 24532 мм3, равны:
фmax = Мz / Wp = 34,43 / 24532 · 10-9 = 1,4 МПа
В качестве допустимых напряжений на изгиб примем:
[у] = 0,8 · уT = 0,8 · 440 = 352 МПа
При этом условие статической прочности по приведенным напряжениям выполняется.
упр = = = 3,2 МПа ? [у] = 352 МПа,
В сечении (z = a + b) рассчитаем аналогично, с учетом того, что наибольшие нормальные напряжения определяются величиной изгибающего момента
Ма + b = 24,5 Н·м и моментом сопротивления сечения вала (с диаметром шестерни по впадинам):
Wa = = = 20670 мм3
уmax = Ма + b / Wa = 24,5 / 20670 · 10-9 = 1,2 МПа
Wp = = = 41340 мм3
фmax = Мz / Wp = 34,43 / 41340 · 10-9 = 0,8 МПа
Условие статической прочности по приведенным напряжениям выполняется.
упр = = = 1,8 МПа ? [у] = 352 МПа,
6.3 Уточненный расчет прочности вала
Определим усталостные характеристики материала вала - шестерни, изготовленной из стали 45 с улучшением (ут = 440 МПа, ув = 780 МПа). При симметричном цикле (R = -1) имеем:
у-1 = 0,43 · ув = 0,43 · 780 = 335,4 МПа
ф-1 = 0,6 · у-1 = 0,6 · 335,4 = 201,2 МПа
При пульсационном цикле (R = 0) имеем:
у0 = 1,6 · у-1 = 1,6 · 335,4 = 536,6 МПа
ф0 = 1,6 · ф-1 = 1,6 · 201,2 = 321,9 МПа
Рассчитаем коэффициенты, отражающие соотношение пределов выносливости при симметричном и пульсирующем циклах соответственно изгиба и кручения:
Поскольку вал не испытывает осевой нагрузки, то будем считать, что нормальные напряжения, возникающие в поперечном сечении вала, изменяются по симметричному циклу, т.е. уm = 0, амплитуда цикла нормальных напряжений равна наибольшему номинальному напряжению изгиба, соответственно: для сечения (z = 0), уa = 0 МПа; для сечения (z = a), уa = уmax = 2,1 МПа
Исходя из неблагоприятных условий примем, что напряжения кручения изменяются по нулевому (пульсирующему) циклу, тогда:
- для сечения (z = 0) фа = фm = фmax / 2 = 3,4 / 2 = 1,7 МПа;
- для сечения (z = a) фа = фm = фmax / 2 = 1,4 / 2 = 0,7 МПа.
Тогда коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям для сечения