Проектирование приводной станции пластинчатого конвейера
Проектирование приводной станции пластинчатого конвейера
59
Тверской государственный технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра техническая механика
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Дисциплина:
Детали машин
Тема:
Проектирование приводной станции пластинчатого конвейера
Тверь 2010
Содержание
1. Кинематический и силовой расчёт привода
2. Проектный расчёт конической и цилиндрической передачи
3. Определение значений геометрических параметров конической и цилиндрической передачи из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев
4. Проектный расчёт ведущего, промежуточного и ведомого вала
5. Конструктивные размеры зубчатых колёс
6. Конструктивные размеры корпуса и крышки
7. Подбор шпонок и их проверочный расчёт
8. Размеры валов. Расчёт валов на прочность. Подбор подшипников
9. Подбор и проверочный расчет муфты
10. Выбор посадок
11. Смазка редуктора
Список литературы
Спецификация
Заданиена курсовой проект
Спроектировать приводную станцию пластинчатого конвейера. В конструкции привода использовать коническо-цилиндрический редуктор.
Исходные данные: нагрузка не конвейер постоянная; тяговая сила F=7 кН; скорость цепи V=0,8 м/с; шаг цепи Р=80 мм; число зубьев звёздочки Z=6 срок службы привода; t=10 лет; Кг=0,8; Кс=0,67; tmax=0,85c.
1. Кинематический и силовой расчёт привода
1.1 Выбор электродвигателя
Определение потребной мощности
Рп.д.=F*VT/зобщ
где: F- тяговая сила,
VT - скорость цепи
зобщ - коэффициент полезного действия всего привода;
Определяем общий КПД передачи
зобщ=з1. з2 .з3 .з4 .з5
з1 - коэффициент цепной передачи = 0,97-0,98;
з2 - коэффициент пары конических зубчатых колес = 0,96-0,98;
з3 - коэффициент пары цилиндрических зубчатых колес = 0,96-0,98;
з4 - коэффициент, учитывающий потери подшипника качения = 0,99;
з5 - коэффициент, учитывающий потери в муфте = 0,98.
зобщ=0,98*0,97*0,97*0,996*0,982=0,834
Рп.д.=7*0,8/0,834=6,715 кВт
Определение ориентировочной частоты вращения вала двигателя
По определённым значениям потребной мощности и ориентировочной частоте вращения подбираем электродвигатель, у которых Рд и nд наиболее близко соответствуют Рп.д. и n'.
Определение машинного времени работы передачи на каждой ступени циклограммы
tMi = tM *ti /tц
tMmax =(46954*0,85)/(3600*16) = 0,693 ч
tMI =(46954*8)/16 =23477 ч
tMII = tMI = 23477 ч
Определение количества циклов нагружения элементов передачи на всех ступенях циклограммы:
Ni = 60* tMi* ni*C
Где n1 - частота вращения зубчатого колеса, для которого определяется N на i ступени циклограммы, т.к. у нас скорость цепи постоянна, то и ni для всех ступеней циклограммы является константой;
С - количество вхождений зубьев в зацепление за один оборот для рассчитываемого элемента передачи. В нашем случае на каждом элементе передачи С = 1
Для первого колеса конической передачи
(Nк1)max = 60*0,693*1455*1 = 60,5*103
(Nк1)I = 60*23477*1455*1 = 2,05*109
(Nк1)II = 60*23477*1455*1 = 2,05*109
Для второго колеса конической передачи и первого цилиндрической
где Kd = 770 - вспомогательный коэффициент для прямозубых передач
T2 = 126,76 - расчётный крутящий момент на втором валу;
цвd = 0,4 - коэффициент ширины шестерни при несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор и твёрдости рабочих поверхностей Н1 и Н2 > НВ 350;
K'Hв = 1,05 - предварительное значение коэффициента неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий при расчёте на контактную выносливость в случае неприрабатывающихся зубчатых колёс при цвd = 0,4 и несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор;
K'HV = 1 - предварительное значение коэффициента динамичности нагрузки для тихоходной ступени;
[ун] = 793 - допускаемые контактные напряжения при расчёте на выносливость;
i = iц = 5 - передаточное отношение цилиндрической передачи
Определение предварительного значения межосевого расстояния цилиндрических колёс.
a'w = dц1' * (i+1)/2 = 66,3*5.835/2 = 193,43 мм
Уточнение коэффициента неравномерности распределения нагрузки. Учитывая рекомендации приложения ГОСТ 21354-75 для передач общего машиностроения принимаем KHв = K'Hв =1,05.
Уточнение коэффициента динамичности нагрузки
KHх = 1+WHх /W'Ht
WHх= V*дH*g0*v(a'w /i)? [Wх]
где V=р* dц1'*n1 /60000=3,14*66,3*462/60000=1,6 м/с - окружная скорость в зацеплении
дH = 0,014 - коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и модификации профиля головок зуба при Н1 и Н2 > HB для прямозубых колёс при отсутствии модификации головки зуба.
g0 = 61 - коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса в предположении, что модуль передачи m=4 мм для передачи 8 степени точности.
где ZH = 1,77 - коэффициент, учитывающий форму сопряжённых поверхностей зубьев для прямозубых колёс, нарезаемых без смешения режущего инструмента и при угле зацепления б = 200;
ZM =274 Н0,5/мм - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов для стальных зубчатых колёс;
Zе = 1 - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий для прямозубых передач;
WHt = W `Ht * KHх = 151,4*1,05=159 Н/мм
ун =1,77*247*1*v[(159 /70)*(4,714+1)/4,714]=804 мПа >[ун]=793 мПа
Величина перегрузки, вызванная округлением aw и bw2.
? ун =[(804-793)/793]*100%=1,4 %
Допустимое значение перегрузки, а также недогрузки передачи и неточности расчётов не должно превосходить ±5%, контактная выносливость проектируемой передачи обеспечена.
Проверка изгибной выносливости зубьев
Проверку зубьев проводим по менее прочному элементу определяемому отношением [уF]/УF.
[уF1] = [уF2] = 440 мПа
УF1 = 4,0 - коэффициент формы зуба шестерни при коэффициенте смещения режущего инструмента х=0 и z1=28
УF2 = 3,48 - при х=0 и z2=132
Исходя из условия менее прочным элементом будет шестерня.
уF1= (WFt /m)* УF1*Ув*Уе ? [уF]
где WFt - удельная расчётная окружная сила при расчёте на окружную выносливость Н/мм
УF1 = 4
Ув = 1 - коэффициент, учитывающий наклон зуба при использовании прямозубой передачи.
Уе = 1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев при использовании прямозубой передачи
WFt = (WHt* KFв* KFх)/ (KHв* KHх)
KHв = 1,05
KHх = 1,05
KFв = 1,07 - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий при расчёте на изгибную выносливость в случае неприрабатывающихся зубчатых колёс.
4. Проектный расчёт ведущего,промежуточного и ведомого вала
4.1 Предварительный расчёт валов редуктора
Предварительный расчёт проведём на кручение по пониженным допускаемым напряжениям. Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
4.1.1 Ведущий вал:
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [ф]к = 25 Н/мм2
dв1 = 3v(16 T1*103/3,14*[ф]к)= 3v(16*44070/3,14*25) = 20,7 мм
Так как вал редуктора соединён с валом двигателя муфтой, то необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dв1. Муфты УВП могут соединять валы с соотношением dв /dдв ? 0,75, но полумуфты должны при этом иметь одинаковые наружные диаметры. У подобранного электродвигателя dдв=38 мм. Выбираем МУВП по ГОСТ 21425-93 с расточками полумуфт под dдв=38 мм и dв1=38*0,75=28,5 мм. Принимаем dв1 = 30 мм
Примем под подшипник dп1=32 мм.
Шестерню выполним за одно целое с валом.
4.1.2 Промежуточный вал:
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
Диаметр под подшипник при допускаемом напряжении [ф]к = 25 Н/мм2
dп2=3v(16 T2*103/3,14*[ф]к)= 3v(16*126760/3,14*25)=29,56 мм
Примем диаметр под подшипник dп2=35 мм.
Диаметр под зубчатым колесом dзк = 35 мм.
Шестерню выполним заодно с валом.
4.1.3 Выходной вал:
Материал тот же что и шестерня Сталь 45 улучшенная.
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [ф]к = 25 Н/мм2
dв3=3v(16 T3*103/3,14*[ф]к)= 48,5 мм
Выбираем муфту МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточкой полумуфт под dв3= 50 мм
Примем диаметр под подшипник dп3=60 мм.
Диаметр под зубчатым колесом dзк = 60 мм.
5. Конструктивные размеры зубчатых колёс
5.1 Расчёт параметров конической шестерни и колеса
Внешняя высота зуба hе = 2,2 mе = 2,2*2,65 = 5,83
Внешняя высота головки зуба hae = mе(1+Хn)
hae1 = mе(1+Хn1)=2,65*1,3=3,44 мм
hae2 = mе(1+Хn2)=2,65*1,14=3,02 мм
Внешняя высота ножки зуба hfe = hе- hae
hfe1 = hе- hae1=5,83-3,44=2,39 мм
hfe2 = hе- hae2=5,83-3,02=2,81 мм
Угол ножки зуба иf = arctg(hfe /Re)
иf1 = arctg(hfe1 /Re)= arctg(2,39/73,7)=1,860
иf2 = arctg(hfe2 /Re)= arctg(2,81/73,7)=2,180
Угол головки зуба шестерни и колеса
иа1= иf2=2,180; иа2= иf1=1,860
Угол конуса вершин зубьев до=д+иа
до1=д1+ иа1=180+2,180=20,180
до2=д2+ иа2=720+1,860=73,860
Угол конуса впадин зубьев дf=д-иf
дf1=д1-иf1=180-1,860=16,140
дf2=д2-иf2=720-2,180=69,820
Толщина обода
S = 2,5* meк+2 = 2,5* 2,65+2=8,63 мм
Расстояние от вершины конуса до плоскости внешней окружности вершин зубьев
B = Rе*cosд- meк*sinд
B1 = Rе*cosд1- meк*sinд1 = 73,2*cos180-2,65*sin180=68,8 мм
B2 = Rе*cosд2- meк*sinд2 = 73,2*cos720-2,65*sin720=20,1 мм
Расстояние от основания малого конуса выступов до ступицы диска для колеса, т.к. шестерня едина с валом
5.2 Расчёт параметров цилиндрической шестерни и колеса
Размеры колёс определяются из следующих формул
Диаметр ступицы:
dcт = 1,6* dзк =1,6*60=96 мм
Длина ступицы:
Lcт =(1,2…1,5)* dзк =1,25*60 = 75 мм
Толщина обода:
до = (2,5…4)* mц , но не меньше 8 мм. до=4*2,5=10 мм
Толщина диска:
C=0,3*bk=0,3*27=8,1 мм
Диаметр отверстий:
dо =(Dо- dcт)/4= (303,75-96)/4=52 мм
Dо= df -2до =323,75-2*10=303,75 мм
Фаска:
n=0,5*mц х 450 = 0,5*2,5=1,25мм
Все расчёты сводим в таблицу
Z
mц мм
b мм
d мм
da мм
df мм
dcт мм
Lcт мм
до мм
С мм
Вторая ступень
Шестерня
28
2,5
32
70
75
62,75
Колесо
132
2,5
27
330
335
323,75
96
75
10
8,1
6. Конструктивные размеры корпуса и крышки
Толщина стенки корпуса:
д=0,05 Re+1=0,05*73,7+1=4,5 мм; д=8 мм
Толщина стенки крышки:
д=0,04 Re+1=0,04*73,7+1=3,95 мм; д=8 мм
Толщина верхнего пояса (фланца) корпуса:
b=1,5*д=1,5*8=12 мм
Толщина нижнего пояса (фланца) крышки корпуса:
b=1,5*д=1,5*8=12 мм
Толщина нижнего пояса корпуса без бобышки:
p=2,35*д=2,35*8=18,8 мм
p ?19 мм
Толщина рёбер основания корпуса:
m=(0,85…1)* д=1*8=8 мм
Толщина рёбер крышки:
m1=(0,85…1)* д1=1*8=8 мм
Диаметр фундаментных болтов:
d1= 0,072* Re+12=0,072*73,7+12=17,3 мм,
принимаем болты с резьбой М 18.
Диаметр болтов у подшипников:
d2=(0,7…0,75)*d1=0,7*18=12 мм, принимаем болты с резьбой М 12.
Диаметр болтов соединяющих основание корпуса с крышкой:
d3=(0,5…0,6)*d1=0,5*18=9 мм, принимаем болты с резьбой М 10.
Наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По диаметру: А?(1…1,2)* д=1*8=8 мм
По торцам: А1?А=8 мм
Крепление крышки подшипника: d4= М6.
7. Подбор шпонок и их проверочный расчёт
Шпоночные соединения в редукторе предусмотрены для передачи вращающего момента от компенсирующей полумуфты на ведущий вал, от промежуточного вала на коническое колесо, от цилиндрического колеса на ведомый вал, от ведомого вала на предохранительную полумуфту.
Все соединения выполняем шпонками с исполнением 1.
Соединение полумуфта - ведущий вал:
усм = 2*Т1/ [dв1*(0,9h-t1)lp]
Здесь: высота - h = 7 мм; ширина - b = 8 мм; глубина паза вала - t1 = 4 мм.
Вычисляем длину ступицы:
lст = 1,5*dв1 = 1,5*30= 45 мм
Вычисляем длину шпонки:
lш = lст - 5 = 45-5= 40 мм
Принимаем стандартное значение:
lш = 40 мм
Вычисляем рабочую длину шпонки:
lp = lш - b = 40-8 = 32 мм
Вычисляем расчётное напряжение сжатия и сравниваем его с допускаемым:
усм = 2*44,07*103/ [30*(0,9*7-4)*32]=39,9 мПа
[усм]=110 мПа
усм = 39,9 мПа < [усм]=110 мПа
Прочность соединения обеспечена
Соединение коническое колесо - промежуточный вал
усм = 2*Т2/ [dв2*(0,9h-t1)lp]
Здесь h = 8 мм; b = 10 мм; t1 = 5 мм.
Вычисленная длина ступицы:
lст = 42 мм
Вычисляем длину шпонки:
lш = lст - 5 = 42-5= 37 мм
Принимаем стандартное значение:
lш = 40 мм
Вычисляем рабочую длину шпонки:
lp = lш - b = 40-10 = 30 мм
Вычисляем расчётное напряжение сжатия и сравниваем его с допускаемым:
усм = 2*126,76*103/[35*(0,9*8-5)*30]=109 мПа
[усм]=110 мПа
усм = 109 мПа < [усм]=110 мПа
Прочность соединения обеспечена
Соединение цилиндрическое колесо - ведомый (тихоходный)вал
усм = 2*Т3 [dв3(0,9h-t1)lp]
Здесь h = 11 мм; b = 18 мм; t1 = 7 мм.
Вычисленная длина ступицы:
lст = 75 мм
Вычисляем длину шпонки:
lш = lст - 5 = 75-5= 70 мм
Принимаем стандартное значение:
lш = 70 мм
Вычисляем рабочую длину шпонки:
lp = lш - b = 70-18 = 52 мм
Вычисляем расчётное напряжение сжатия и сравниваем его с допускаемым:
усм = 2*560*103/[60*(0,9*11-7)*52]= 103,8 мПа
[усм]=110 мПа
усм = 103,8 мПа < [усм]=110 мПа
Прочность соединения обеспечена
Соединение ведомый вал - полумуфта:
усм = 2*Т3/ [dв1*(0,9h-t1)lp]
Здесь h = 9 мм; b = 14 мм; t1 = 5,5 мм.
Вычисляем длину ступицы:
lст = 1,5*dв3 = 1,5*50 = 75 мм
Вычисляем длину шпонки:
lш = lст - 5 = 75-5= 70 мм
Принимаем стандартное значение:
lш = 70 мм
Вычисляем рабочую длину шпонки:
lp = lш - b = 70-14 = 56 мм
Вычисляем расчётное напряжение сжатия и сравниваем его с допускаемым:
усм = 2*560*103/ [50*(0,9*9-5,5)*56]=105,7 мПа
[усм]=110 мПа
усм = 105,7 мПа < [усм]=110 мПа
Прочность соединения обеспечена
8. Размеры валов. Расчёт валов на прочность.Подбор подшипников
С учётом типа редуктора предварительно назначаем роликовые радиально-упорные конические подшипники
Предварительные размеры ведущего вала:
Расчёт на прочность ведущего вала:
Данные нагрузок на коническую шестерню берём из расчётов:
Ft =2194 Н - окружная сила
Fr1 = 759,5 Н - радиальная сила
Fа1 =246,7 Н - осевая сила
Fа1 - переводим в изгибающий момент = (246,7*45/2)/100 = 55,5 Н*м
Переносим Ft к оси вала для расчёта реакции опор в горизонтальной плоскости (по оси ОХ) Ft = 2194 Н
d =3v[(635,2*32)/(3,14*250*106)] = 2,93*10-2=29,3 мм
Исходя из предварительно принятого диаметра под подшипник 35 мм, условие прочности выполняется т.к. 35 мм > 29,3 мм
Подбор подшипников
Подшипники подбираем по более нагруженному участку (в т. В)
Суммарная реакция опоры:
RВУ= 955,95 Н; RВХ=2961,9 Н
RВ = v(955,952+2961,92)=3112,3 Н
Подбираем подшипник
Условное обозначение
d мм
D мм
B мм
Грузоподъёмность
С кН
С0 кН
7507А1
35
72
23
70
83
Отношение
Fа / С0 = 246,7/83000 = 0,0029 - этой величине соответствует е=0,06
Отношение
Fа / RВ =246,7/3112,3=0,079 > е
Х=0,88 У=1,6
Рассчитываем эквивалентную нагрузку:
Рэ = (XVRB+УFа)*Кб*Кт
где: V = 1 - вращается внутреннее кольцо подшипника;
Кб=1 - коэффициент безопасности
Кт=1 - температурный коэффициент
Рэ = (0,88*1*3112,3+1,6*246,7)*1*1=3133 Н
Расчётная долговечность млн. об.
L= (C/ Рэ)3=(70000/3133)3=11153 млн.об.
Расчётная долговечность, ч.
Lh = (L*106)/(60*n) = (11153*106)/(60*1455) = 127,7*103 часов
Фактическое время работы редуктора LF = 46954 часа
LF = 46954 < Lh =127700
Подшипник пригоден к эксплуатации на весь срок службы редуктора.
Предварительные размеры промежуточного вала:
Расчёт на прочность промежуточного вала:
Данные нагрузок на коническую шестерню берём из расчётов:
Ftк =2194 Н - окружная сила конического колеса
Frк = 246,7Н - радиальная сила конического колеса
Fак =759,5 Н - осевая сила конического колеса
Ftц =3621 Н - окружная сила цилиндрического колеса
Frц = 1318 Н - радиальная сила цилиндрического колеса
Fак - переводим в изгибающий момент = (759,5*56)/100 = 425,3 Н*м
Переносим силы Ft к оси вала для расчёта реакций опор в горизонтальной плоскости (по оси ОХ) Ftк = 2194 Н; Ftц = 3621 Н силы будут противоположно направлены.
d =3v[(1152,6*32)/(3,14*250*106)] = 3,62*10-2=36,2 мм
Исходя из предварительно принятого диаметра под подшипник 60 мм, условие прочности выполняется т.к. 60 мм > 36,2 мм
Подбор подшипников
Подшипники подбираем по более нагруженному участку
Определяем наиболее нагруженную опору
RА = v(701,322+1926,82)=2050,5 Н
RВ = v(616,682 +1694,22)=1803 Н
Опора В наиболее нагружена.
Подбираем подшипник ГОСТ 8338
Условное обозначение
d мм
D мм
B мм
Грузоподъёмность
С кН
С0 кН
60х110х25
60
110
25
137
176
Рассчитываем эквивалентную нагрузку:
Рэ = (XVRB)*Кб*Кт
где: V = 1 - вращается внутреннее кольцо подшипника;
Кб=1 - коэффициент безопасности
Кт=1 - температурный коэффициент
Рэ = (0,8*1*2050,5)*1*1=1640,4 Н
Расчётная долговечность млн. об.
L= (C/ Рэ)3=(70000/1640)3=77761 млн.об.
Расчётная долговечность, ч.
Lh = (L*106)/(60*n) = (77761*106)/(60*95,55) = 13,56*106 часов
Фактическое время работы редуктора LF = 46954 часа
LF = 46954 < Lh =13560000
Подшипник пригоден к эксплуатации на весь срок службы редуктора.
9. Подбор и проверочный расчет муфты
Для соединения ведомого вала редуктора с валом барабана ленточного конвейера выбираем муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75-приложение
Произведем проверочный расчет резиновых втулок.
Расчетный момент
Тр=kpТ3,
где Тр - Расчетный момент, Н·м;
kp=1,25…1,5 - коэффициент режима работы для пластинчатого транспортера.
Т3-момент передаваемый муфтой, Н·м.
Тр=1,25·560=700 Н·м
По ГОСТ 21424-75 выбираю муфту МУВП-50 с [T]=700 Н·м; d=50 мм;
D=190 мм; dn=14 мм; Св=37
10. Выбор посадок
Посадки назначаем в соответствии с рекомендуемыми
Посадка зубчатого конического колеса на вал Н7/m6
Посадка зубчатого цилиндрического колеса на вал Н7/m6
Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением вала m6.
Отклонения отверстий в корпусе под наружное кольцо по Н7.
Посадка распорных колец, сальников на вал Н8/h8
11. Смазка редуктора
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса на ведомом валу в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение тихоходного колеса на 10 мм. Объём масляной ванны определяем из расчёта 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V=0,25*6,715= 1,7 дм3. По таблице устанавливаем вязкость масла. Для быстроходной ступени рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28*106 м2/с. Для тихоходной ступени рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 34*106 м2/с. Средняя вязкость масла: V = (V1+V2)/2= (28*106+34*106)/2= 31*106 м2/с.
По таблице принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОТС 20799-75)