1. Перед сборкой валов и сидящих на них полумуфт с помощью шпоночных соединений, проверить качество поверхности собираемых деталей устраняют забоины, заусенцы и задиры.
2. Произвести сборку валов и полумуфт, замерить зазор между верхней гранью шпонки и основанием паза занесены в таблицу 2.
3. Проверить прилегание пальцев к поверхности отверстия в полумуфте и занести в таблицу 2.
4. Проверить горизонтальность ведомого вала, насоса и вала электродвигателя, которые будут соединены посредством муфты, при помощи прокладок установить горизонтальность.
5. Центровку полумуфт выполняют с помощью угольников, линейки или поворотных приспособлений. Зазоры проверяют в каждом из 4-х положений вала(90,180,270) по направлению вращения вала насоса. В каждом положении проводят по одному замеру радиального зазора(по окружности полумуфт) и четыре замера осевого зазора(между торцевыми плоскостями полумуфт) в диаметрально противоположных точках.
n1 +n2=n3+n4
m1+m2=m3+m4
n1 - n4 -радиальные размеры, мм
m1 - m4 - осевые зазоры.
Величина смещения опор вала при его центровке:
Х= mb/Д, (мм)
где m = m1-m2 - разность торцевых зазоров в выбранной плоскости, мм;
b - расстояние между осями опор, мм.
Д-диаметр полумуфты;
Смещение полумуфты центробежного вала:
Y=XH/L (мм);
Где H -расстояние от торца полумуфты до оси ближайшего подшипника, мм
Допускаемые отклонения при сборе муфт приведены в таблице 1.
Таблица 1.- Допуски на сборку муфт.
Муфта
Диаметр муфты, мм
На перекос на 100 мм длины
На параллельное смещение
Жесткая
100-300
300-500
0,08
0,12
0,1
0,2
Пальцевая
100-300
300-500
0,02
0,02
0,05
0,1
Сцепная
100-300
300-500
0,01
0,01
0,03
0,04
Рассмотрим пример центровки валов с допускной несоосностью, при этом следует определить величины необходимых перемещений опор валов в вертикальной и горизонтальных плоскостях. При повороте на 0, 90, 180, 270 градусов измеряют радиальные и осевые зазоры. Вычисленные средние значения из четырех измерений заносят в таблицу 2.
Относительное смещение оси вала 2:
В вертикальной плоскости:
Ау=
В горизонтальной плоскости:
А-х=
Излом осей валов 1и2 соответственно равны:
Ву=
Вх=
Для устрашения смещения оси вала 2 в вертикальной плоскости надо переместить опоры 1 и 2 по вертикали на величину А-у т.е. на 0,11мм, аналогично для устрашения смещения оси вала 2 в горизонтальной плоскости надо переместить опоры 1 и 2 по горизонтали на величину Ах=0.15мм.
Схема центровки насосных валов:
а,б - проекции на вертикальную(у) и горизонтальную (х) плоскость;
в - формуляр средних значений радиальных(а) и осевых (в) зазоров;
Из рассмотрения треугольников KN1M1 и K2M2 следует, что для устранения излома осей валов 1 и 2 в вертикальной плоскости опору 2 надо переместить по вертикали на величину:
N2M2 ==
а опору 1 на величину:
Аналогично для устранения шума осей валов в горизонтальной плоскости надо переместить по горизонтали опору 2 на величину: а опору 1 на величину:
=-2,85·0,3=-0,85мм
Следовательно по вертикале опору 2 надо переместить на 1,15 (0,11+1,04),
Опору 1 на 50 мм (0,11+2,28), а опору 1 на - 0,70 мм(0,15-0,89).
Если величина полного перемещения опоры положительна, ее поднимают вверх и смешают вправо, если отрицательна, то опускают вниз и смещают влево. Такое правило справедливо, если заполняют формуляр глядя на него со стороны вала 2.
Таким образом, поворачивая вал 2 относительно точек, опору 2 следует переместить вверх на 1.15 мм и влево на 2,23 мм, а опору 1 вверх и влево на 0,70 м.
Величину перемещения вала 2 также можно определить если его поворачивать вокруг опоры М1 для этого величину излома осей умножают на 1, а на расстояние между опорами 11. В результате поворота вала 2 поворот полумуфт будет 2, но конец вала К опуститься на величину Х=(L1/L2) и повернется на величину:
Х1=(L1/L2)у1
Устранить излом осей в вертикальной плоскости можно повернув вал 2 вокруг опоры М1. Для этого опору М2 нужно поднять на величину:
м
При этом полумуфта опуститься на величину:
Для устранения смещения вала 2 его необходимо поднять на величину:
Для достижения концентричности валов обе опоры надо поднять на 0,15 мм (0,39 +0,11). Следовательно, для устранения смещения и излома опору 1 необходимо поднять на 0,50 мм, а опору 2 - на 1,15 мм (0,65 +0,50). Аналогично определяют необходимые перемещения опор в горизонтальной плоскости.