Борисовский государственный политехнический колледж
Расчетно-пояснительная записка
к курсовому проекту по «Технической механике»
Тема: Расчет и проектирование привода конвейера
Разработал:
Коренько А.В.
гр. ТЗ-401, вар.11
Борисов 2007
Содержание
1 Введение
2 Выбор электродвигателя
3 Расчет клиноременной передачи
4 Расчет цепной передачи
5 Расчет закрытой червячной передачи
6 Расчет ведомого вала редуктора
7 Расчет ведущего вала-червяка
8 Подбор подшипников
9 Подбор и проверочный расчет шпонок ведущего вала
10 Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала
11 Определение конструктивных размеров червячной передачи
12 Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора
13 Определение конструктивных размеров крышек подшипников
14 Выбор масла, смазочных устройств
15 Выбор стандартных изделий
Список использованной литературы
1 Введение
Тяговым органом заданного привода является цепная передача В цепных передачах (см. рис.1)вращение от одного вала к другому передается за счет зацепления промежуточной гибкой связи (цепи) с ведущим и ведомым звеньями (звездочками).
Рис.1 Схема цепной передачи с червячным редуктором
В связи с отсутствием проскальзывания в цепных передачах обеспечивается постоянство среднего передаточного числа. Наличие гибкой связи допускает значительные межосевые расстояния между звездочками. Одной цепью можно передавать движение одновременно на несколько звездочек. По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных условиях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом предварительном натяжении тягового органа.
Недостатки цепных передач: значительный износ шарниров цепи, вызывающий ее удлинение и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометрических особенностей ее зацепления с зубьями звездочек, в результате чего появляются дополнительные динамические нагрузки в передаче; более высокие требования к точности монтажа передачи по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи.
Цепные передачи предназначаются для мощности обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 30 м/с). Передаточные числа обычно не превышают 7.
Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразделяются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведомому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов природных цепей наибольшее распространение имеют роликовые с числом рядов от 1 до 4, втулочные , одно- и двухрядные, и зубчатые.
Кинематическая схема привода конвейера приведена на рис.2.
Вращение привода передается от вала электродвигателя 1 к валу ведомой звездочки 4 цепного конвейера посредством клиноременной передачи и червячного редуктора с нижним расположением червяка 2.
Рис.2 Кинематическая схема привода конвейера.
2 Выбор электродвигателя
Исходные данные:
- мощность на ведомой звездочке Р4=3,5 кВт;
- число оборотов на ведомой звездочке п4=35 об/мин;
- работа двухсменная;
- нагрузка спокойная нереверсивная.
Определяем общий КПД привода по схеме привода
зобщ=з1 з2 з3 з0 (2.1)
где [1, с.5, табл.1.1]: з1=0,97- КПД ременной передачи;
з2=0,72 - КПД закрытой червячной передачи с однозаходним червяком;
з3=0,95 - КПД цепной передачи;
з0=0,992- коэффициент, учитывающий потери на трение в опорах 2-х валов.
Сделав подстановку в формулу (2.1) получим:
зобщ.=0,97*0,72*0,95*0,992=0,65
Определяем мощность, необходимую на входе [1,с.4]
Ртр=Р4/зобщ. (2.2)
где Ртр - требуемая мощность двигателя:
Ртр=3,5/0,65=5,38кВт
Выбираем электродвигатель [1,с.390,табл. П1,П2]
Пробуем двигатель 4А112М4:
Рдв.=5,5кВт;
nс=1500об/мин;
S=3,7%
dдв.=32мм.
Определяем номинальную частоту вращения электродвигателя по формуле (1.3) [1,c.6]:
nном=nc·(1-S);
nном=1500·(1-0,037);
nном=1444,5 об/мин
Определяем общее передаточное число привода
U=nном./n4=1444,5/35=41,3
Производим разбивку передаточного числа по ступеням. По схеме привода
Uобщ.=U1· U2· U3; (2.3)
Назначаем по рекомендации [1,табл.1.2]: U1=2; U2=10;
Тогда
U3= Uобщ./( U1· U2);
U3=2,06, что входит в рекомендуемые пределы
Принимаем U3=2.
Тогда уточняем передаточное число привода по формуле (2.3):
Uобщ.=2*10*2=40
Принимаем окончательно электродвигатель марки 4А112М4
Угловые скорости определяем по формуле
щ=рn/30 (2.4)
По формуле (2.4) определяем угловую скорость вала двигателя
щдв=рnдв/30=р*1444,5/30=151,3рад/с;
По схеме привода (рис.2) и формуле (2.4) определяем частоты вращения и угловые скорости каждого вала
n2= nдв/U1=1444,5/2=722,3об/мин;
щ2=рn2/30=р*722,3/30=75,6 рад/с;
n3= n2/U2=722,3/10=72,2 об/мин;
щ3=рn3/30=р*72,2/30=7,6 рад/с;
n4= n3/U3=72,2/2=36,1 об/мин;
щ4=рn4/30= р*36,1/30=3,8 рад/с.
Определяем мощность на каждом валу по схеме привода
Р2=Рдв з1=5,5*0,97=5,335 кВт;
Р3=Р2 з2 з0=5,335*0,72*0,992=3,764 кВт;
Р4=Р3 з3=5,124*0,95=3,576 кВт,
что близко к заданному.
Определяем вращающие моменты на каждом валу привода по формуле
(Нм) (2.5)
;
;
;
.
Все рассчитанные параметры сводим в табл.1.
Таблица 1
Параметры кинематического расчета
№ вала
n, об/мин
щ, рад/с
Р, кВт
Т, Нм
U
Дв. (1)
1444,5
151,27
5,5
36,35
2
2
722,3
75,6
5,335
70,57
10
3
72,2
7,6
3,764
495,3
2
4
36,1
3,8
3,576
941
3 Расчет клиноременной передачи
Исходные данные:
Мощность на валу меньшего шкива Р1=Рдв =5,5 кВт
Вращающий момент на меньшем шкиве Т1=36,35 Нм
Передаточное число U=3
Частота вращения меньшего шкива nдв=1444,5 об/мин
Угловая скорость вращения меньшего шкива щдв=151,27 рад/с
По мощности и частоте вращения меньшего шкива выбираем сечение «А» клинового ремня [3,табл.2.1]. Для наглядности, используя ГОСТ1284.1-80 размеры ремня сводим в табл.2.
Таблица 2
Размеры клинового ремня
Наименование
Обозначение
Величина
Обозначение ремня
А
-
Диаметр меньшего шкива, мм
d1
125
Ширина большего основания ремня, мм
W
13
Расчетная ширина ремня, мм
Wр
11
Высота ремня, мм
Т0
8
Площадь поперечного сечения, мм2
А
81
Угол клина ремня, °
б
40
Расчетная длина ремня, мм
Lр
560…4000
Масса одного метра, кг
q
0,105
Определяем диаметр большего шкива
d2=d1хUх(1-е) (3.1)
где е=0,01 - относительное скольжение ремня для передач с регулируемым натяжением ремня.
Подставив значения в формулу (3.1) получим
d2=125х2х0.99=247,5мм
Округляем до ближайшего значения из стандартного ряда
d2=250мм
Рассчитываем уточненное передаточное отношение:
U1=d2/d1=250/125=2, т.е. оно не изменилось.
Назначаем межосевое расстояние в интервале (мм):
аmin=0,55Т0=0,55(125+250)+8=206,25мм
аmax=(d1+ d2)= 125+250=375мм
Принимаем а=300мм
Вычисляем длину ремня:
Lр=2а+0,5р(d1+ d2)+ (d1+ d2)2/4а
Lр=2х300+0,5х3.14(125+250)+(125+250)2/1200=1306мм
Принимаем из стандартного ряда Lр =1320мм. Ввиду очень близкого округления длины ремня нет необходимости пересчитывать межосевое расстояние.
Рассчитываем угол обхвата меньшего шкива
б1=180-57(d2 -d1)/а
б1=180-57(250-125)/300=156?
Рассчитываем скорость ремня
;
где [н]=25м/с - допускаемая скорость для клиновых ремней,
м/с.
Находим необходимое для передачи число ремней:
(3.2)
где Р0=2 кВт - мощность, допускаемая для передачи одним ремнем «А» с диаметром меньшего шкива 125мм и скоростью ремня 10м/с [3,табл.2.4];
СL=0,95 - коэффициент, учитывающий влияние длины ремня [3,табл.2.5];
Ср=1,2 - коэффициент динамичности нагрузки и режима работы (при среднем режиме работы, при двухсменой работе) [3,табл.2.6];
Сб=0,93 - коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата на тяговую способность ремня;
Сz=0,9 - коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте (при z=4-6). Подставив значения в формулу (3.2) получим:
ремня
Проверим частоту пробегов ремня Uпр=н/Lр?[Uрек]
где [Uрек]=30c-1 - рекомендованное значение частоты пробегов для клиноременной передачи.
Uпр=9,5/1,8=5,3с-1.
Определяем силу предварительного натяжения одного клинового ремня:
где Сl=1 - коэффициент влияния отношения расчетной длины ремня к базовой;
Принимаем по ГОСТ2144-76 (таблица 4.1 и 4.2) стандартные значения m = 4, q = 10, а также Z2 = 40 Z1 = 4. Тогда пересчитываем межосевое расстояние по стандартным значениям m, q и Z2:
Принимаем aw = 100 мм.
5.4 Расчет геометрических размеров и параметров передачи
Основные размеры червяка:
Делительный диаметр червяка
Диаметры вершин и впадин витков червяка
Длина нарезной части шлифованного червяка [1]
Принимаем b1=42мм
Делительный угол подъема Y [1, табл. 4.3] при Z1 = 4 и q =10; принимаем Y = 21 ?48'05” ha=m=4мм; hf=1,2x m=4,8мм; c=0,2x m=0,8мм.
Основные геометрические размеры червячного колеса [1]:
Делительный диаметр червячного колеса
Диаметры вершин и впадин зубьев червячного колеса
Наибольший диаметр червячного колеса
Ширина венца червячного колеса
Принимаем b2=32мм
Окружная скорость
червяка -
колеса -
Скорость скольжения зубьев [1, формула 4.15]
КПД редуктора с учетом потерь в опорах, потерь на разбрызгивание и перемешивания масла [1, формула 4.14]
Уточняем вращающий момент на валу червяка
По [1, табл. 4.7] выбираем 7-ю степень точности передачи и находим значение коэффициента динамичности Kv = 1,1.
В этой формуле коэффициент деформации червяка при q =10 и Z1 =4 [1,табл. 4.6]
При незначительных колебаниях нагрузки вспомогательный коэффициент Х=0,6
Коэффициент нагрузки
5.5 Проверочный расчет
Проверяем фактическое контактное напряжение
МПа < [GH] = 173МПа.
Проверяем прочность зубьев червячного колеса на изгиб.
Эквивалентное число зубьев.
Коэффициент формы зуба [1, табл. 4.5] YF = 2,19
Напряжение изгиба
Па = 16,2 МПа
Определяем основное допускаемое напряжение изгиба для реверсивной работы: , где -коэффициент долговечности, принимаем по его минимальному значению =0,543/1,с.67/;
Таким образом, =98*0,543=53,21МПа. Прочность обеспечена, т. к. < .
Определяем окружные Ft, осевые Fa и радиальные Fr силы в зацеплении соответственно на червяке и на колесе по формулам:
Все вычисленные параметры заносим в табл.6.
Таблица 6
Параметры червячной передачи
Параметр
Колесо
Червяк
m
4
z
40
4
ha,мм
4
hf,мм
4,8
с, мм
0,8
d, мм
160
40
dа, мм
168
48
df, мм
150,4
30,4
dаm, мм
172
-
b, мм
32
42
г
21?48'05”
V, м/с
0,6
1,5
Vs, м/с
1,6
Ft, Н
6191
2615
Fa, Н
2615
6191
Fr, Н
2252
6 Расчет ведомого вала редуктора
6.1 Исходные данные
Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел:
Н;
Н;
Н;
FВ3=490Н - нагрузка от цепи на вал под углом 45°;
Т3=495,3Н;
d=160мм;
b=32мм.
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора.
Рис.4 Схема усилий, действующих на валы червячного редуктора
6.2 Выбор материала вала
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 45, для которой [1, табл.8.4] ув = 890 Н/мм2. Определяем пределы выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба и кручения
; ;
; Н/мм2;
; Н/мм2.
6.3 Определение размеров вала
Определяем диаметр выходного конца вала под ступицей звездочки из расчёта на чистое кручение
(6.1)
где [фк]=(20…30)Мпа [1,c.161]
Принимаем [фк]=25Мпа.
Диаметр выходного конца
Принимаем ближайшее большее значение из стандартного ряда d1 =50мм.
Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1х=0; М2х= -RАх·а;
М2х=-3286,5·0,085;
М2х=-279Нм; М3х=-FВх ·с;
М3х=-346,5·0,095;
М3х=-33Нм, М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Крутящий момент
ТI-I=0; ТII-II=T1=Ft·d/2;
ТII-II=619116010-3/2; ТII-II=495Нм.
Рис.7 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведомого вала.
6.5 Расчет коэффициента запаса прочности
В соответствии с рис.7 наиболее опасным является сечение 2-2, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки червячного колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
М2'у=293Нм;
М2х=279Нм;
Т2-2=495Нм;
d=71мм;
в=20мм - ширина шпонки,
t=7,5мм - глубина шпоночного паза.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу.
Определяем результирующий изгибающий момент:
Нм.
Определяем напряжения изгиба:
уи=Ми/W;
где W - момент сопротивлению изгибу. По [1,табл.22.1]:
мм3
уи=404000/30880=13Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна: уа= уи =95Н/мм2.
Определяем напряжения кручения: фк=Т2-2/Wк; где Wк - момент сопротивлению крученю. По [1,табл.22.1]:
мм3
фк=495000/65025=7,6Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
фа= фк /2=7,6/2=3,8 Н/мм2.
Согласно примечанию к табл. 0.2 [3] в расчет принимаем концентрацию напряжений от посадки зубчатого колеса, для которой по табл.0.5 [3] (интерполируя) Ку/Кн=3,9; Кф/Кd=2,8. По табл. 0.3…0.4 [3]: КF=1,0 - для шлифованной посадочной поверхности; Кн=1,0 - поверхность вала не упрочняется. Определяем коэффициенты концентрации напряжении вала:
(Ку)D=( Ку/Кн+ КF-1)/ Кн=(3,9+1-1)/1=3,9;
(Кф)D=( Кф/Кн+ КF-1)/ Кн=(2,8+1-1)/1=2,8.
Определяем пределы выносливости вала:
(у-1)D=у-1/(Ку)D=383/3,9=98,2 Н/мм2;
(ф-1)D=ф-1/(Кф)D=222/2,8=79,3 Н/мм2.
Определяем коэффициенты запаса прочности:
sу=(у-1)D/ уа=98,2/13=7,5;
sф=(ф-1)D/ фа=79,3/3,8=20,8.
Определяем расчетный коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям:
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается.
7 Расчет ведущего вала редуктора-червяка
7.1 Исходные данные
Исходные данные выбираем из табл.3,5,6 с округлением до целых чисел:
Н;
Н;
Н;
Н;
Т2=116,3Н;
d=83,33мм;
b=40мм.
Схема усилий приведена на рис.4.
7.2 Определение диаметров вала
Ведущий вал - червяк (см.рис.8)
Рис.8 Эскиз червяка
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении (согласно табл. 7.1 [2]):
Назначаем предварительно подшипники шариковые радиально-упорные однорядные средней серии по мм подшипник №36307, у которого Dп=80мм; Вп=21мм [1,c.394, табл.П3].
Выполняем эскизную компоновку вала редуктора. Необходимо определить длину вала L и расстояния от середины подшипников до точек приложения нагрузок a, b и с (рис.6).
Принимаем
lст=b+10мм - длина ступицы колеса:
lст=40+10=50мм;
(30…50)мм - расстояние от торца подшипника до торца ступицы шкива.
Принимаем 40мм. lш=60мм - длина ступицы шкива.
Определяем размеры а, b, с и L.
а=b=Вп/2+е+К+lст/2;
а=b=21/2+10+10+50/2;
а=b=55,5мм
Принимаем а=b=55мм.
с= Вп/2+40+lш/2;
с=21/2+40+60/2;
с=80,5мм
Принимаем с=80мм.
L=Вп/2+a+b+c+ lзв/2;
L=21/2+55+55+80+60/2;
L=230,5мм;
Принимаем L=235мм.
7.4 Расчет ведущего вала на изгиб с кручением
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)
Изгибающий момент от осевой силы Fа будет:
mа=[Fad/2]:
mа=6191·4010-3/2;
mа?124Нм.
Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
1mАу=0
RBy·(a+b)-Fr·a- mа=0
RBy=(Fr·а+ mа)/ (a+b);
RBy= (2252·0,055+124)/ 0,11;
RBy==2253Н
2mВу=0
RАy·(a+b)+Fr·b- mа=0
RАy==(-Fr·b mа)/ (a+b);
RАy =(2252·0,055+124)/ 0,11;
RАy =1Н
Проверка: FКу=0
RАy- Fr - RBy=1-2252+2253=0
Назначаем характерные точки 1,2,2',3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у= -RАy·а;
М2у=-1·0,055;
М2у =-0,05Нм;
М2'у= М2у- mа(справа);
М2'у=-0,05-124;
М2'у =-124Нм;
М3у=0;
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.9)
Рассматриваем горизонтальную плоскость (ось х)
Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов ведущего вала.
Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок
S=0,83eFr [1,c.216]
S1=0,830,343587;
S1=1012Н;
S2=0,830,341934;
S2=546Н.
Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники.
FaI=S1;
FaII=S2 +FaI;
FaI=1012Н;
FaII=546+1012;
FaII=1558Н.
Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф;
где K - коэффициент безопасности;
K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем K =1,5;
Kф - температурный коэффициент;
Kф =1 (до 100?С) [1,c.214, табл.9.20];
Fэ2=(0,411934+1,781558)1,51; Fэ2=5146Н?5,2кН
Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах
[1,c.211]; (12.2)
Подставляем в формулу (12.2):
; ч.
По заданию долговечность привода 3 года при двухсменной работе Lhmin=260х8х2х3=12500ч.
В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7306.
8.2 Расчет подшипников тихоходного вала на долговечность
Исходные данные
n2=72,2мин-1;
dп3=60мм;
RАy=2162Н;
RАх=3286Н;
RBy=436Н;
RВх=2558Н;
Н.
Определяем радиальные нагрузки, действующие на подшипники (12.1)
;
Здесь подшипник 2 - это опора А в сторону которой действует осевая сила Fа (рис.10).
;
;
Назначаем тип подшипника, определив отношение осевой силы к радиальной силе того подшипника, который ее воспринимает (здесь подшипник 2)
;
;
Так как соотношение больше 0,35, то назначаем роликовый конический однорядный подшипник средней серии по dп3=60мм.
Подшипник № 7512, у которого:
Dn2=110мм;
Вn2=30мм;
С0=94кН - статическая грузоподъемность;
С=75кН - динамическая грузоподъемность
е=0,392 - коэффициент осевого нагружения;
У=1,528 - коэффициент при осевой нагрузке [1,c.402, табл.П7].
Определяем коэффициент Х при радиальной нагрузке [1,c.212, табл.9.18] в зависимости от отношения
>е
где V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1.
Тогда Х=0,4. Подшипники устанавливаем враспор.
Определяем осевые составляющие от радиальных нагрузок
S=0,83eFr [1,c.216]
S1=0,830,3922595; S1=844Н;
S2=0,830,3923933; S2=1280Н.
Определяем осевые нагрузки, действующие на подшипники.
FaI=S1;
FaII=S2 +FaI;
FaI=844Н;
FaII=844+1280;
FaII=2124Н.
Определяем эквивалентную нагрузку наиболее нагруженного подшипника II
Fэ2=(ХVFr2+УFaII)KKф;
где K - коэффициент безопасности;
K =1,3…1,5 [1,c.214, табл.9.19];
принимаем K =1,5;
Kф - температурный коэффициент;
Kф =1 (до 100?С) [1,c.214, табл.9.20];
Fэ2=(0,413933+1,782124)1,51;
Fэ2=8030Н=8,03кН
Определяем номинальную долговечность роликовых подшипников в часах
[1,c.211]; (12.2)
Подставляем в формулу (12.2):
; ч.
По заданию долговечность привода Lhmin=12500ч.
В нашем случае Lh> Lhmin, принимаем окончательно для червяка подшипник 7512.
9. Подбор и проверочный расчет шпонокведущего вала
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [3].
Рис.10 Сечение вала по шпонке
Для выходного конца быстроходного вала при d=25 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78 bxh=8x7 мм2 при t=4мм (рис.10).
При длине ступицы шкива lш=35 мм выбираем длину шпонки l=32мм.
Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(9.1)
где Т - передаваемый момент, Нмм; ТII=70570Нмм
lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм;
[]см - допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается шкив из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется.
10. Подбор и проверочный расчет шпонок ведомого вала
Передаваемый момент Т3=232Нм=495300Нмм.
Для выходного конца тихоходного вала при d=50 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=14x9 мм2 при t=5,5мм.
При l1=60 мм выбираем длину шпонки l=45мм.
Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (9.1).
Условие выполняется.
Для соединения тихоходного вала со ступицей червячного колеса при d=71 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=20x12 мм2 при t=7,5мм.
При l1=32 мм выбираем длину шпонки l=32мм.
Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжения смятия и условия прочности с учетом материала ступицы чугуна СЧ20 ([]см=70…100 МПа) и Т2=748Нмм:
Условие выполняется.
Выбранные данные сведены в табл.6.
Таблица 6
Параметры шпонок и шпоночных соединений
Параметр
Вал-шкив
Вал-полумуфта
Вал-колесо
Ширина шпонки b,мм
8
14
20
Высота шпонки h,мм
7
9
12
Длина шпонки l,мм
32
45
32
Глубина паза на валу t1,мм
4
5,5
7,5
Глубина паза во втулке t2,мм
3,3
3,8
4,9
11. Определение конструктивных размеров червячной передачи
Длины ступиц и внутренние диаметры определены ранее. Наружные диаметры ступиц определяем по формуле:
dст=1,55d;
dст=1,55х71=110мм
Учитывая, что диаметр впадин df=150,4мм конструкцию червячного колеса принимаем биметаллической, т.е. колесо без обода из серого чугуна, а венец - из бронзы БрА9Ж3Л. Определяем конструктивные размеры частей (см. рис.11).
Рис.11 Конструктивные размеры червячного колеса d=(0,4…0,5)b=0,5х32=16мм, h=(0,3…0,4)d=5мм
Размеры фасок венца и ступицы выбираем в зависимости от их диаметров.
fо=2,5мм (для d=110…164мм), fст=2,0мм (для d=71мм)
Принимаем б=45?, г=0°
12.Компоновочная схема и тепловой расчет редуктора
По рассчитанным и выбранным размерам строим компоновочную схему редуктора (рис.12) и определяем основные размеры корпуса.
Производим тепловой расчет, суть которого сводится к тому, чтобы температура масла в картере редуктора не превышала допускаемого значения [t м]=80…90?С.
tм=tв+Р1(1-з)/(КtА)? [t м] (12.1)
где tв -- температура воздуха вне корпуса, °С; в цеховых условиях t м=20?С;
Р1=5335-- мощность на червяке, Вт;
з=0,85 -- КПД редуктора с 4-хзаходним червяком;
Кt -- коэффициент теплоотдачи, зависящий от материала корпуса редуктора и интенсивности вентиляции помещения. Для чугунных корпусов принимают Кt =8. . .17 Вт/(м2? ?С);
А -- площадь поверхности охлаждения редуктора.
Для облегчения определения площади поверхности редуктора компоновочный чертеж упрощаем до формы параллепипеда с размерами 300х250х100мм. Тогда
А=2х0,3х0,25+2х0,25х0,1+2х0,3х0,1=0,26м2
Подставив данные в формулу (12.1) получим
tм=20+5335(1-0,85)/(10х0,26)=50,8?С? [t м]
Рис.12 Конструкция корпуса редуктора
13. Определение конструктивных размеров крышек подшипников
Определяем основные размеры крышек подшипников и заносим результаты в табл.8.
Таблица 8
Основные размеры крышек подшипников
Размер
Обозначение
Значение
ведущий вал
ведомый вал
Наружный диаметр, мм
D1
110
155
Наружный посадочный диаметр, мм
D
72
110
Внутренний диаметр по валу, мм
d
31
61
Внутренний диаметр по манжете, мм
d1
52
85
Внутренний диаметр по подшипнику, мм
d2
64
95
Толщина стенки, мм
b
12
15
Остальные размеры определяем конструктивно при построении чертежа.
14. Выбор системы и вида смазки
Скорость скольжения в зацеплении VS = 2,38 м/с. Контактные напряжения Н = 510 Н/мм2. По таблице 10.29 из [3] выбираем масло И-Т-Д-460.
Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы венец зубчатого колеса был в него погружен на глубину hм (рис.14):
Рис.14 Схема определения уровня масла в редукторе: hм = (0,1…0,5)d1 = 0,2540 = 10мм; hм min = 2,2m = 4мм.
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.
Объем масляной ванны V = 0.65PII = 0.653,65 = 2.37 л.
Контроль уровня масла производится через круглый прозрачный маслоуказатель, для чего в корпусе в зоне верхнего и нижнего уровней смазки делаются отверстия. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку, в которую закручивается пробка-отдушина.
И для вала-червяка, и для вала червячного колеса выберем манжетные уплотнения по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
15. Выбор стандартных изделий
Выбор подшипников, манжет и шпонок произведен ранее.
В качестве стяжных винтов выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М10 и длинами 18мм. Для крепления крышек подшипников выбираем винты с внутренним шестигранником по ГОСТ 11738-84 с резьбой М8 и длинами 16мм. Под винты устанавливаем пружинные шайбы по ГОСТ6402-70. М6х10 ГОСТ1491-80 - 4шт. Для крепления маслоуказателя выбираем винты М4х8 ГОСТ1491-80 - 4шт.Для фиксации крышки и основания корпуса выбираем 2 штифта 5х32 ГОСТ3129-70.
Список использованной литературы
1. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.
2. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.
3. Куклин Н.Г., Куклина Г.С., Детали машин, учебник для техникумов. М.: Высшая школа, 1987.