Расчет и проектирование привода (редуктор) с клиноремённой передачей
Расчет и проектирование привода (редуктор) с клиноремённой передачей
Содержание
1. Задание по курсовому проектированию...........................................3
2. Введение..............................................................................................4
3. Расчет ременной передачи.................................................................6
4. Расчет редуктора.................................................................................8
5. Расчет валов
а) Быстроходный вал.........................................................................12
б) Тихоходный вал.............................................................................18
6. Выбор подшипников..........................................................................23
7. Выбор шпонок....................................................................................26
1. Задание по курсовому проектированию.
Разработать редуктор для передачи крутящего момента от электродвигателя к рабочей машине через муфту и клиноременную передачу.
Тип электродвигателя RA160L4;
Мощность двигателя Рдв = 15кВт;
Число оборотов в минуту nдв = 1460 об/мин;
Тип ременной передачи - клиноременная,
Редуктор - цилиндрический косозубый;
Передаточное число ременной передачи Uрем = 2,8;
Передаточное число редуктора Uред = 5,6;
КПД редуктора зред = 0,97;
КПД муфты змуф = 0,97;
КПД ременной передачи зрем.пер. = 0,94;
Время работы привода L = 15000 часов.
Режим работы - двухсменный.
Схема привода.
Электродвигатель асинхронный -- клиноременная передача -- редуктор.
Рабочая машина;
Клиноременная передача;
Редуктор;
Муфта;
Электродвигатель.
2. В ведение.
Редуктором называют зубчатый, червячный или зубчато-червячный передаточный механизм, выполненный в закрытом корпусе и предназначенный для понижения угловой скорости, а, следовательно, повышения вращающего момента. Механизмы для повышения угловой скорости, выполненные в виде отдельных агрегатов, называются мультипликаторами. В редукторах обычно применяют зубчатые колеса с эвольвентным зацеплением, иногда используют зацепление М.Л.Новикова.
Редуктор проектируется для привода данной машины или по заданной нагрузке и передаточному числу без указания конкретного назначения.
Редуктора классифицируют:
- По виду передач - на цилиндрические с параллельными осями валов; конические с перекрещивающимися осями валов; червячные с перекрещивающимися осями валов; комбинированные конически-цилиндрические; зубчато-червячные и другие.
- По числу пар - одноступенчатые цилиндрические с прямозубыми колесами с
u 7 , с косозубыми или шевронными колесами при u10 и Р50 кВт; одноступенчатые конические с прямыми, косыми и криволинейными зубьями при u 5 и Р 100кВт; одноступенчатые червячные при u = 8...80 и Р 50кВт; многоступенчатые.
Зубчатая передача, оси валов которой пересекаются, называется конической. Конические зубчатые колеса изготавливают с прямыми, косыми и криволинейными зубьями и применяют там, где возникает необходимость передачи момента с одного вала к другому с пересекающимися осями. Конические зубчатые редуктора проектируют сравнительно небольших мощностей, так как консольное расположение шестерни на валу при значительных силах в зацеплении приводит к большим деформациям, нарушающим точность зацепления и нормальную работу передачи. Иногда применяют конические передачи, в которых шестерня расположена между опорами, а не консольно. Такая конструкция сложнее и дороже.
3. Рассчет ременной передачи.
Рассчитываем момент на ведущем валу
Твед = Тэд = Рэд•103 •30/р nдв
Твед = 15•103?30/р?1460 =100 Н•м
Выберем диаметр ведущего шкива.
Пусть D1 = 140 мм.
Рассчитаем скорость ремня:
х = р D1 nдв /60•103
х = р•140•1460/(60•103) = 11 м/с
По мощности двигателя
Рдв = 15кВт и nдв = 1460 об/мин
Выбираем стандартный тип ремня:
тип Б;
Рассчитываем диаметр ведомого шкива:
D2 = D1• Uрем (1-о)
D2 = 140•2,8 (1-0,01) = 388 мм
Выбираем ближайшее значение из нормального ряда чисел:
D2 = 400 мм
Рассчитываем фактическое передаточное число ременной передачи:
Uфакт = D2 / D1(1-о)
Uфакт = 400/140(1-0,01) = 2,89
Рассчитываем межосевое расстояние:
Примем его равным D1+D2 = 140+400 = 540 мм.
Длина ремня:
Lр = 2 а + р (D1+D2 )/2 + (D2- D1)2/4 а
Lр = 2•540 + р/2•(140+400) + 2602/4•(140+400) = 1959,53 мм
Выбираем ближайшее из нормального ряда чисел:
Lр = 2000 мм
Тогда уточняем межосевое расстояние по стандартной длине:
а = (2L - р (D1+D2 ) + [(2L - р (D1+D2 ))2 - 8(D2- D1)2]1/2)/8
а = (2• 2000 - 3,14(140+400) + [(2•2000 - 3,14 (140+400))2 - 8(140+400)2]1/2)/8 = 540,24 мм=
= 540 мм
Определяем угол обхвата ремня:
б = 180 - (D1-D2) • 57°/a
б = 180 - 260• 57°/540 = 152,56° ? 150°. Значит, коэффициент угла обхвата, соответствующий углу обхвата равному 150° Сб = 0,92
Коэффициент, учитывающий длину ремня:
Lр/ L0 = 2000/2240 = 0,89 CL = 0,98
Коэффициент режима работы при двусменном режиме работы:
Среж = 1,38
Мощность, передаваемая при стандартных условиях ремнем Б, длиной
L0 = 2240 мм P0 = 2,90 кВт.
Допустимая нагрузка на ремень:
Рдопуст = Р0 Сб СL/ Среж
Рдопуст = 2,90• 0,92•0,98/1,38 = 1,9 кВт
Определение числа ремней:
Z = Рдв/Рдопуск Сz,
где Сz = 0,9
Z = 15/1,9 •0,9 = 8,7.
Берем Z = 9
Усилие, действующее со стороны ременной передачи
FP = 1,7 • Рдв•103•Среж•sin(брем/2)/ хремня • Сб•Сz = 3635 Н,
где
Рдв = 15 кВт
Среж = 1,38
брем = 152,56?
хремня = 11 м/с
Сб = 0,95
Сz = 0,9
Проверочный расчет:
4. Расчет редуктора.
Сталь 40Х. Термообработка. Улучшенная.
Шестерня
НВ1 = 270 НВ
ув = 900н/мм2,
уг =750 н/мм2
Колесо
НВ2 = 240 НВ
ув = 780н/мм2,
уг =540 н/мм2
Выбираем сталь:
Определяем число оборотов валов:
Ведущий вал:
n1 = nдв/Uрем
n1 = 1460/2,8 = 505 об/мин
Ведомый вал:
n2 = n1/Uред
n2 = 505/5,6 = 90 об/мин
Определяем базовое число циклов:
NНО1 = 30• НВ12,4
NНО2 = 30• НВ22,4
NНО1 = 30• 2702,4 = 20•106 циклов
NНО2 = 30•2402,4 = 15•106 циклов
Предельное напряжение при базовом числе циклов:
унlimb1 = 2•НВ1 + 70
унlimb2 = 2•НВ2 + 70
унlimb1 = 2•270 + 70 = 610 н/мм2
унlimb2 = 2•240 + 70 = 550 н/мм2
Число циклов нагружения:
NНЕ1 = 60• n1•L1
NНЕ2 = НЕ1/ Uред
NНЕ1 = 60• n1•L1 = 60•505•15000 = 60,6•106 циклов
NНЕ2 = NНЕ1/ Uред = 60,6/5,6 = 10,8•106 циклов
Коэффициент долговечности:
КHL = 1, т.к. NНЕ > NНО
Предельное напряжение:
унlim1 = унlimb1• КHL
унlim2 = унlimb2• КHL •
унlim1 = 610•1 = 610 н/мм2
унlim2 = 550•1 = 550 н/мм2
Допускаемое напряжение:
уНР1 = 0,9 • унlim1/ Sн
уНР2 = 0,9 • унlim2/ Sн
уНР = 0,45 (уНР1 + уНР2)
уНРmin = уНР2
уНР1 = 0,9•610/1,1 = 499,1 ? 500 Н•м
уНР2 = 0,9•550/1,1 = 450 Н•м
уНР = 0,45 (500 + 450) = 225,45 Н•м
уНРmin = уНР2 = 450 Н•м
Рассчитываем межцентровое расстояние зубчатой передачи:
аw = Ка (Uред + 1) [Т1 Кнв/шваUред уНР2]1/3
Ка = 430 - коэффициент межцентрового расстояния
Т1 = 270 Н•м
шва = швd •2/(Uред + 1) - коэффициент отношения ширины зуба к межцентровому расстоянию.
швd = 1 Кнв = 1,05 - коэффициент отношения ширины зуба к диаметру.
Тогда, следовательно,
шва = 0,303
аw = 430 (5,6 + 1) [270• 1,05/(0,303•5,6•4502)]1/3 = 266,18 мм
Выбираем из нормального ряда чисел по ГОСТ 2144 - 76:
аw = 315 мм
аw = (Z1+Z2)mn/2 cosв
Примем в = 10°
Определяем модуль зацепления
mn= 2 аw cosв/Z1 (1+Uред)
Определяем числа и угол наклона зубьев, предварительно задав угол наклона
Примем в = 10°
Возьмем Z1 = 20 зубьев.
Тогда
mn= 2•315 cos10/(20• (1+5,6)) = 4,7 мм
Выбираем из нормального ряда чисел для модуля зацепления, беря меньший по значению:
mn= 4,5 мм
Найдем суммарное число зубьев
(Z1+Z2) = 2 аw cosв/ mn
(Z1+Z2) = 2 315 cos10/ 4,5 = 138 зубьев
Тогда:
Z1 = (Z1+Z2)/ (1+Uред)
Z2 = (Z1+Z2) - Z1
Z1 = 138/ (1+5,6) = 21
Z2 = 138 - 21 = 117 зубьев.
Найдем фактическое передаточное число редуктора:
Uред. факт = Z2/ Z1 = 117/21 = 5,57
Uред. факт = 117/21 = 5,57
Найдем косинус угла наклона зубьев:
Cosв = (Z1+Z2)mn / 2 аw
Cosв = 138•4,5 / 2•315= 0,9857
Считаем:
d1 = mn Z1/ cosв
d2 = mn Z2/ cosв
d1 = 4,5•21/ 0,9857 = 95,87 мм
d2 = 4,5•117/ 0,9857 = 534,13 мм
Проверка:
d1 + d2 = 95,87+534,13 = 630 мм = 2 аw . Верно.
Тогда ширина колес:
b2 = шва аw
b1 = b2 + (2..4) mn
b2 = 0,303•315 = 95,445 ? 95 мм
b1 = 95 + 2 • 4,5 = 104 мм
Проверка:
b2 • sinв?4mn
95 • sinв?4•4,5
16,800?18
Неверно. Следовательно, нужно изменить mn или угол в.
Возьмем mn=4,0 мм
Найдем суммарное число зубьев:
(Z1+Z2) = 2 аw cosв/ mn
(Z1+Z2) = 2 315 cos10/ 4,0 = 155 зубьев
Тогда:
Z1 = (Z1+Z2)/ (1+Uред)
Z2 = (Z1+Z2) - Z1
Z1 = 155/ (1+5,6) = 23 зуба
Z2 = 155-23 = 132 зуба
Найдем фактическое передаточное число редуктора:
Uред. факт = Z2/ Z1
Uред. факт =132/23 = 5,74
Найдем косинус угла наклона зубьев:
Cosв = (Z1+Z2)mn / 2 аw
Cosв = 155•4,0/ 2•315= 0,9841;
Тогда:
в = 10,23?
Считаем:
d1 = mn Z1/ cosв
d2 = mn Z2/ cosв
d1 = 4,0•23/ 0,9841= 93,48 мм
d2 = 4,0•132/0,9841= 536,52 мм
Проверка: d1 + d2 = 93,48+536,52 = 630 мм = 2 аw . Верно.
Тогда ширина колес:
b2 = шва аw
b1 = b2 + (2..4) mn
b2 = 0,303•315 = 95,445 ? 95 мм
b1 = 95 + 2•4,0 = 103 мм ? 100 мм
Проверка:
b2 • sinв?4mn
95•sinв?4•4
16,873?16 Верно.
Определяем диаметры вершин зубьев da и впадин df зубчатых колес:
da = d + 2• mn
df = d - 2,5• mn
da1 =93 + 2• 4 = 101 мм
da2 = 537 + 2• 4 = 545 мм
df1 = 93 - 2,5• 4 = 83 мм
df2 = 537 - 2,5• 4 = 527 мм
5. Расчет валов :
5.1 Быстроходный вал.
Так как df1 = 83 мм - принимаем вал-шестерню.
Момент на ведущем валу:
Т1 = Тдв• Uфакт• зрем.пер
Т1 = 100•2,89•0,94 = 271,66 Н м ? 270 Н•м
Проведем подборку диаметров составляющих вала:
d = (T1•103/0,2[ф])1/3
d = (270•103/0,2•10)1/3 = 51,3 мм.
Выбираем из стандартного ряда чисел:
d = 50 мм
d1 = d1+ (4..5) мм = 55 мм
dп ? d2+ (4..5) мм = 60 мм
d2 = dп+ 5 мм = 65 мм
d4 = d3+ (6..10) мм = 75 мм
Проведем подборку длин составляющих вала:
L0 = (1,6..2) d = 100 мм
L1 = 20..25 мм = 25 мм
Lп ? 0,5 dп = 30 мм
L2 = 10..12 мм = 12 мм
L3 = b2 = 95 мм
L4 = L2 = 12 мм
L5 = L1 = 25 мм
Тогда:
L = 149 мм
а = 90 мм
Расчет зубчатой пары: (Расчет вала на прочность)
Окружная сила
Ft = 2T1•103/d1
Ft = 2•270•103/55 = 9818 Н
Осевое усилие
Fa = Ft • tg в
Fa = 9818 • tg 10,23 = 1771 Н
Радиальная нагрузка
Fr = Ft • tg б / cosв
Fr = 1771•tg20/cos10,23 = 655 Н
Рассчитываем число оборотов первого (быстроходного) вала редуктора:
nвед (быстроходный вал редуктора) = nдв/ Uфакт
nвед (быстроходный вал редуктора) = 1460/2,89 = 505 об/мин
Построение эпюр:
l
RbA = 0,5• Fr + Fa•d1/2L
RbB = 0,5• Fr - Fa•d1/2L
RbA = 0,5•655 + 1771•50/2•149 = 333,44 Н
RbB = 0,5•655 - 1771•50/2•149 = 321,56 Н
Проверка : RbA + RbB - Fr = 0
333,44+321,56 - 655 = 0 Верно.
М1 = RbA• L/2
М = RbB • L/2
М1 = 333,44•149/2•1000 = 24,84 Н•м
М = 321,56•149/2•1000 = 23,96 Н•м
М1 = 333,44•149/2•1000 = 24,84 Н•м
М = 321,56•149/2•1000 = 23,96 Н•м
RГА = RГВ = 0,5•Ft
М2 = Ft• L/4
RГА = RГВ = 0,5• 9818 = 4909 H
М2 = 9818•149/4•1000 = 365,72 Н•м
Проверка: RГА + RГВ - Ft = 0
4909 + 4909 - 9818 = 0 Верно.
а
RAP = FP• (L + a)/L
RBP = FP• a/L
MP = FP• a
RAP = 3635• (149 + 90)/149 = 5831 H
RBP = 3635• 90/149 = 2196 H
MP = 3635•90/1000 = 327,15 Н•м
Рассчитаем общий момент:
MОБЩ = [(M1)2 + (M2)2]1/2
MОБЩ = [(24,84)2 + (365,72)2]1/2 = 366,56 Н•м
Проверочный расчет ведущего вала .
Сталь 40х улучшенная.
Шестерня НВ1 = 270 НВ ув = 900н/мм2, уг =750 н/мм2
Колесо НВ2 = 240 НВ ув = 780н/мм2, уг =540 н/мм2
Коэффициент запаса для нормальных напряжений:
nу = у-1/(Kуp• уa + шу• уm),
где у-1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. у-1- = 410 МПа
уa - амплитуда номинальных напряжений изгиба, уa ? МОБЩ/0,1dп3 = 64,1 МПа
уm - среднее значение номинального напряжения, уm = 0.
Kуp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3, 5
Тогда:
nу = 410/(3,5• 64,1) = 1,83
Коэффициент запаса для касательных напряжений:
nф = ф-1/(Kфp• фa + шф• фm),
где ф -1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. ф -1- = 240 МПа
фa - амплитуда номинальных напряжений кручения,
фm - среднее значение номинальных напряжений, фa = фm = 1/2•ф = 10,1
Kфp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,5
шф = 0,1
Тогда:
nф = 240/(2,5•10,1 + 0,1• 10,1) = 9,21
Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения:
n = nу • nф /[ (nу)2 + (nф)2]1/2
n = 1,83•9,21 /[1,832 + 9,212]1/2 = 1,81
Проверка соблюдения условия прочности:
nmin ? [n], где [n] = 1,5..3,5
1,81? 1,5
5.2 Тихоходный вал.
Проведем подборку диаметров составляющих вала:
Момент на тихоходном валу:
T2 = T1•Uред?зред = 270•5,6•0,97 = 1466,64 Н•м ? 1500 Н•м
d = (T2•103/0,2[ф])1/3 = (1500•103/0,2•20)1/3 = 72,1 мм.
Выбираем из стандартного ряда чисел:
d = 71 мм
d1 = d1+ (4..5) мм = 75 мм
dп ? d2+ (4..5) мм = 80 мм
d2 = dп+ 5 мм = 85 мм
d3 = d2+ 2 мм = 87 мм
d4 = d3+ (6..10) мм = 95 мм
Проведем подборку длин составляющих вала:
L0 = (1,6..2) d = 142 мм
L1 = 20..25 мм = 25 мм
Lп ? 0,5 dп = 40 мм
L2 = 10..12 мм = 12 мм
L3 = b1 = 100 мм
L4 = L2 = 12 мм
Тогда:
L = 164 мм
а = 115 мм
Окружная сила
Ft = 2T2•103/d1 = 2•1500•103/71 = 40000 Н
Осевое усилие
Fa = Ft • tg в = 40000 • tg 10,23 = 7219 Н
Радиальная нагрузка
Fr = Ft • tg б / cosв = 40000•tg20/cos10,23 = 14794 Н
Построение эпюр:
l
RbA = 0,5• Fr + Fa•d1/2L
RbB = 0,5• Fr - Fa•d1/2L
RbA = 0,5•14794 + 7219/2•164 = 7419 Н
RbB = 0,5•14794 - 7219/2•164 = 7375 Н
Проверка: RbA + RbB - Fr = 0
7419+7375 - 14794 = 0 Верно.
М1 = RbA• L/2
М = RbB • L/2
М1 = 7419•164/2•1000 = 608,4 Н•м
М = 7375•164/2•1000 = 604,8 Н•м
RГА = RГВ = 0,5•Ft
М2 = Ft• L/4
RГА = RГВ = 0,5• 40000 = 20000 H
М2 = 40000•164/4•1000 = 1640 Н
Проверка: RГА + RГВ - Ft = 0
20000+20000 - 40000 = 0 Верно.
а
RAM = FM•(L+a)/L
RBM = FM•a/L
FM = 125 (T2)1/3
FM = 125•(1500)1/3 = 1430,9 Н
RAM = 1430,9•(164+115)/164 = 2434,3 Н
RBM =1430,9• 115/164 = 1003,4 Н
Мм = FM • а
Мм = 1430,9•115/1000 = 164,6 Н
Найдем общий момент:
MОБЩ = [(M1)2 + (M2)2]1/2 + 0,5•Мм
MОБЩ = [(608,4)2 + (1640)2]1/2 + 0,5•164,6 = 1831,5 Н
Проверочный расчет вед омо го вала .
Сталь 40х улучшенная.
Шестерня НВ1 = 270 НВ ув = 900н/мм2, уг =750 н/мм2
Колесо НВ2 = 240 НВ ув = 780н/мм2, уг =540 н/мм2
Коэффициент запаса для нормальных напряжений:
nу = у-1/(Kуp• уa + шу• уm),
где у-1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений изгиба. у-1- = 410 МПа
уa - амплитуда номинальных напряжений изгиба, уa ? МОБЩ/0,1dп3 = 1831,5/0,1•803 =
= 35 МПа
уm - среднее значение номинального напряжения, уm = 0.
Kуp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 3, 0
Тогда:
nу = 410/(3,0• 35,77) = 3,82
Коэффициент запаса для касательных напряжений:
nф = ф-1/(Kфp• фa + шф• фm),
где ф -1- - предел выносливости гладкого образца при симметричном цикле напряжений кручения. ф -1- = 240 МПа
фa - амплитуда номинальных напряжений кручения,
фm - среднее значение номинальных напряжений, фa = фm = 1/2•ф = 10,1
Kфp - эффективный коэффициент концентрации напряжений для детали.
БЕРЕМ ИЗ ТАБЛИЦЫ 2,3
шф = 0,1
Тогда:
nф = 240/(2,3•10,1 + 0,1• 10,1) = 9,9
Общий коэффициент запаса прочности на совместное действие изгиба и кручения:
n = nу • nф /[ (nу)2 + (nф)2]1/2
n = 3,82•9,9 /[3,822 + 9,92]1/2 = 3,56
Проверка соблюдения условия прочности:
nmin ? [n], где [n] = 1,5..3,5
3,56 ? 1,5
6 . Выбор подшипников.
Так как у нас косозубая передача в редукторе, то следует выбрать шариковые радиальные подшипники, которые можно использовать при небольшой
(до 30%) свободной осевой нагрузке.
Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №112
по ГОСТ 8338-75 для быстроходного вала.
Основные характеристики подшипника средней серии:
Наружный диаметр:
D = 130 мм;
Ширина:
b = 31 мм;
Фаска:
r = 3,5 мм
Базовая динамическая грузоподъемность:
Сr = 92,3кН;
Базовая статическая грузоподъемность:
Соr = 48 кН;
Время работы:
LH = 15000 ч.
Выбираем самую нагруженную опору:
RA = [(RГА)2+ (RbА)2]1/2
RB = [(RГB)2+ (RbB)2]1/2
RA = [49092 + 333,442]1/2 = 4920,3 Н
RB = [49092 + 321,562]1/2 = 4919,5 Н
Значит, самая нагруженная опора А.
FA/ Соr = 1771/48•103 = 0,036 e = 0,22;
Так как FA/ RA = 1771/4920,3 = 0,36 > e = 0,22 X = 0,56; Y = 1,99
Произведем расчет нагрузки на подшипник:
Fэкв = (X•V•FR + Y•FA) • Kд•KT ,где
X - коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X = 0,56
Y - коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,99
V - коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1.
Kд - коэффициент безопасности. Kд = 1,3
KT - температурный коэффициент. KT = 1.
Fэкв = (0,56 •1,99 • 4920,3 + 1,99 • 1771) •1,3•1 =11709,7 Н
Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH:
LH = 106•[Cr/ Fэкв]3/60•n1
n1 = nдв/Uрем = 1460/2,8 = 505 об/мин
LH = 106•[92300/ 11709,7]3/60•505 = 16163,1 ч.
Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник.
Выбираем шариковый радиальный однорядный подшипник №216 по ГОСТ 8338-75 для тихоходного вала.
Основные характеристики подшипника легкой серии: Основные характеристики подшипника средней серии:
Наружный диаметр:
D = 140 мм;
Ширина:
b = 26 мм;
Фаска:
r = 3 мм
Базовая динамическая грузоподъемность:
Сr = 57,0 кН;
Базовая статическая грузоподъемность:
Соr = 45,4 кН;
Время работы:
LH = 15000 ч.
Выбираем самую нагруженную опору:
RA = [(RГА)2+ (RbА)2]1/2
RB = [(RГB)2+ (RbB)2]1/2
RA = [200002 + 74192]1/2 = 21332 Н
RB = [200002 + 73752]1/2 = 21316 Н
Значит, самая нагруженная опора А.
FA/ Соr = 7219/45,4•103 = 0,15 e = 0,32;
Так как FA/ RA = 7219/21322 = 0,36 > e = 0,32 X = 0,56; Y = 1,31
Произведем расчет нагрузки на подшипник:
Fэкв = (X•V•FR + Y•FA) • Kд•KT ,где
X - коэффициент восприятия радиальной нагрузки. X = 0,56
Y - коэффициент восприятия осевой нагрузки. Y = 1,31
V - коэффициент, учитывающий вращения кольца по отношению к нагрузке. V = 1.
Kд - коэффициент безопасности. Kд = 1,3
KT - температурный коэффициент. KT = 1.
Fэкв = (0,56 •1,31 • 14794 + 1,31 •7219) •1,3•1 =26402 Н
Определяем базовый расчет ресурса подшипника LH:
LH = 106•[Cr/ Fэкв]3/60•n1
n2 = n1/Uред = 505/5,6= 90 об/мин
LH = 106•[57000/ 26402]3/60•90 = 16352,2 ч.
Этот ресурс нас удовлетворяет, значит, оставляем этот подшипник.
7 . Выбор шпонки .
7.1 Быстроходный вал.
Проверяем прочность шпоночного соединения под ведомым шкивом ременной передачи d = 50 мм
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 16 мм - ширина шпонки
Lш = 45..180 мм.- рабочая длина
h = 10 мм - высота шпонки
t1 = 6 мм - глубина погружения в вал
t2 = 4,5 мм - высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 60 мм
Проверим шпонку на смятие:
усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа
усм = 2•270•103/(10 - 6)•50•60 = 45 МПа <100 МПа
Проверяем прочность шпоночного соединения под колесом тихоходного вала
d = 87 мм.
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 25 мм - ширина шпонки
Lш = 70..280 мм.- рабочая длина
h = 14 мм - высота шпонки
t1 = 9 мм - глубина погружения в вал
t2 = 5,4 мм - высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 70 мм
Проверим шпонку на смятие:
усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа
усм = 2•1500•103/(14 - 9)•87•70 = 98 МПа <100 МПа
Проверяем прочность шпоночного соединения под полумуфтой тихоходного вала d = 71 мм.
Берем шпонку призматическую:
Сталь 60
b = 20 мм - ширина шпонки
Lш = 50..220 мм.- рабочая длина
h = 12 мм - высота шпонки
t1 = 7,5 мм - глубина погружения в вал
t2 = 4,9 мм - высота выпирания шпонки.
Возьмем Lш = 100 мм
Проверим шпонку на смятие:
усм = 2•Т1/(h - t1)•d•Lш ? [усм] = 100 МПа
усм = 2•1500•103/(12 - 7,5)•71•100 = 93,8 МПа <100 МПа
Выбранные нами шпонки проверены на смятие. Все они удовлетворяют нас.
Результирующая таблица выбранных шпонок:
Шпонка
b
h
L
t 1
t 2
Под колесом
25
14
70
9
5,4
Под муфтой
20
12
100
7,5
4,9
Под рем.пер.
16
10
60
6
4,5
12 . Список литературы :
1. Чернилевский Д.В.
Курсовое проектирование деталей машин и механизмов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1980 г.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П.
Конструирование узлов и деталей машин. Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1985 г.
3. Иванов М.И.
Детали машин: Учеб. Для студентов высших технических учебных заведений. - 5-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 1991 г.