Расчет точностных параметров и методов их контроля
Расчет точностных параметров и методов их контроля
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
Кафедра «Технология машиностроения»
Пояснительная записка
к семестровому заданию по дисциплине
Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения
«Расчет точностных параметров и методов их контроля»
Аннотация
В пояснительной записке приведен расчет и выбор посадок для сопрягаемых поверхностей, представлены схемы полей допусков для этих посадок.
Содержание
Введение
1. Расчет и выбор посадки с натягом
2. Расчет комбинированной посадки
3. Расчет и выбор переходной посадки
4. Расчет и выбор посадок подшипников качения
5. Расчёт калибров
6. Резьбовое соединение
7. Подбор параметров зубчатого колеса
8. Расчет размерной цепи
9. Разработка схем контроля
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Повышение уровня качества продукции является важнейшей задачей машиностроения, в успешном решении которой большая роль принадлежит квалифицированным кадрам. Ежегодно на машиностроительные предприятия приходят молодые специалисты, которые должны выпускать высококачественную продукцию в строгом соответствии с требованиями технической документации. Она содержит требования по точности размеров, формы и расположения поверхностей и т.п. Технической документацией должен руководствоваться каждый работник машиностроительной специальности, работник ОТК.
Специалисты в повседневной работе сталкиваются с необходимостью чтения чертежей, на которых содержаться условные обозначения предельных отклонений и допусков, а также параметров шероховатости. Поэтому задачей современного образования в области машиностроения является обучение студентов правильности чтения чертежей и умению составления технической документации.
1. Расчет и выбор посадки с натягом
Составим таблицу исходных данных для расчета посадки.
Таблица 1 - Исходные данные
Наименование величины
Обозначение
Значение
Крутящий момент, нм
Мкр
40
Осевая сила, Н
PD
2000
Номинальный диаметр соединения, мм
dH
80
Диаметр отверстия втулки, мм
d1
20
Наружный диаметр шестерни, мм
d2
100
Длина соединения, мм
l
30
Коэффициент трения
f
0.16
Модуль упругости материала втулки, Па
Ed
1 * 1011
Модуль упругости материала шестерни, Па
ED
0,9* 1011
Коэффициент Пуассона втулки
d
0,25
Коэффициент Пуассона шестерни
D
0,33
Предел текучести материала втулки, Па
Тd
36 * 107
Предел текучести материала шестерни, Па
ТD
36 * 107
Минимальный функциональный натяг определяем из условия обеспечения прочности соединения:
Исходя из функционального допуска посадки определим конструкторский допуск посадки, по которому установим допуски отверстия и вала:
ТNФ = TNK + TЭ,(1.5)
где ТNФ - функциональный допуск посадки;
TNK -конструкторский допуск посадки;
ТЭ - эксплуатационный допуск посадки;
ТNФ = Nmaxф - Nminф = 210.9 - 4.2 = 205.8 мкм
ТNK = ITD + ITd (1.6)
ITD -табличный допуск отверстия;
ITd -табличный допуск вала;
ТЭ = Э + СБ, (1.7)
Э - допуск на эксплуатацию;
СБ - допуск на сборку;
Конструкторский допуск посадки определяется из экономически приемлимой точности изготовления деталей соединения и рекомендаций по точности посадок с натягом (не точнее IT6 и не грубее IT8).
Эксплуатационный допуск посадки должен быть не менее 20% от функциональ-ного допуска посадки.
Определим квалитеты отверстия и вала:
для dH = 80 мм IT6 = 19 мкм, IT7 = 30 мкм, IT8 = 46 мкм
Для соединения 4-5 применена переходная посадка, для этого соединения необходимо получить легкость сборки и не очень высокую точность центрирования.
Точность центрирования определяется величиной Smax, которая в процессе эксплуатации увеличивается:
Smax рас. = Fr / kТ = 25 / 3 = 8.33 мкм, где
Fr - радиальное биение,определяемое по ГОСТ 2443 - 81
kТ - коеффициент запаса точности (kТ = 2 - 5)
В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допус-ков составляем посадки, определяем SMAX табл, по которому подбираем оптималь-ную посадку. Такими посадками по ГОСТ 25347 - 82 будут:
Легкость сборки определяется вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеивание размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняется закону нормального распределения и допуск равен по величине полю рассеивания, (рис.3)
T = щ = 6
Тогда:
D = TD / 6 = 18 / 6 =3(2.4)
d = Td / 6 = 25/6=4.16 (2.5)
N, S = D2 + d2 = 32 + 4.162 =5.13(2.6)
Для средних отклонений вала и отверстия получается:
SC = DC - dC = -4 мкм (2.7)
Определяем вероятность зазоров в пределах от 0 до 4 мкм, т.е. Х = 4
Z = X / N, S = 4 / 5.13 = 0.779(2.8)
Ф (Z) = 0.2823 (1, приложение 6) H7
Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки 15 ----- (рис. 3)
Диапазон рассеивания зазоров и натягов: m6
= 6 * N, S = 6 * 5.13 = 30.78 (2.9)
Вероятность получения зазора в соединении:
0.5 + 0.2823 =0.7823 или 78%
Вероятность получения натяга в соединении:
1 - 0.7823 = 0.2177 или 22%
Предельные значения натягов и зазоров:
SMAX в = 3 * N, S + 4 = 3 * 5.13 + 4 = 19.39 мкм(2.10)
По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника нагружено циркуляци-онно, а наружное местно. Класс точности подшипника принимаем «0» и особо лег-кую серию D = 40 мм, d = 17 мм, r0 = 1 мм, В =12 мм [2,т.2, с.117 ].
Для циркуляционно нагруженного кольца подшипника посадку выбирают по интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности:
R
РR = ----- * Kn * F * FA, (3.1)
b
гдеR -радиальная реакция опоры на подшипника R = 500 H;
М
Мкр = 40 Н/м, тогда F = 40 / 0.04 = 1000 H
МА = RB * 0.062 - 1000 * 0.031
RA = RB = 1000 * 0.031 / 0.062 = 500 H
Kn -динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки, Kn = 1 [ 1, с. 56 ];
F -коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе, F = 1 [ 1, стр 56 ];
FA -коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки, FA = 1, [ 1, стр 56 ];
B -рабочая ширина посадочной поверхности подшипника за вычетом фасок:
b = B - 2r = 12 - 2 * 1 = 10 мм(3.2)
500
PR = -------- * 1.0 * 1.0 * 1.0 = 50 Н / мм
10
По величине PR и d найдем рекомендуемое основное отклонение js [ 1, табл 14 ],
При посадке на вал номер квалитета зависит от класса точности подшипника, для «0», квалитет равен 6, тогда посадка 17 L 0 / js6 (рис 4, 5, 6)
Для местно нагруженного кольца основное отклонение H, а для «0» класса квалитет равен 7,тогда посадка 40 H7/ l 0 (рис 4)
+25
0
+ 5.5
0
- 5.5
1
R = 500Н
Рисунок 4 - Схема полей допусков подшипников
Резьбового соединения
7H
Посадка М6 - -------------
8g
Определяем основные параметры резьбы [ 3 ]
Шаг резьбы 1(так как в обозначении не указан, соединение имеет крупный шаг)
Наружный диаметр D = 6мм - гайки; d =6 мм - болта;
где WNG - величина среднедопускаемого износа резьбовых непроходных калибров - колец;
Расчет параметров зубчатого колеса
При выборе параметров контроля необходимо использовать показатели ГОСТ 1643 - 81, характеризующие точность кинематики, плавность работы, контакт зубъев и боковой зазор. Для данного зубчатого колеса назначим степень точности 8-7-7- В.
Для норм кинематической точности по 8-й степени определяем:
допуск на колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса Fi'' = 63 мкм [4, с.432];
допуск на колебание длины общей нормали Fw = 28 мкм [4, с.432];
Показатель плавности работы колеса определяем по 7-й степени точности:
допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе fi''=20 мкм [4, с.440];
Показатель норм контакта зубъев в передаче:
суммарное пятно контакта по длине зуба не менее 60%, по высоте зуба не менее 45% [4, с.445];
Сопряжение вида В гарантирует минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания стальной передачи при нагреве. Показателем, обеспечивающим гарантированный боковой зазор, является среднее значение длины общей нормали с предельными отклонениями. Номинальный размер длины общей нормали определяется по формуле:
Wm = [ 1.476 * (2 * n - 1) + z * 0.01387 ] * m,(5.1)
где п - число зубъев, захватываемых губками нормоконтролера:
По ГОСТ 1643 - 81 наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое I) EWms = 100 мкм[4,c.457]. Наименьшее отклонение средней длины общей нормали (слагаемое II) EWms = 11 мкм [4,c.461], так как для этого зубчатого колеса радиальное биение Fr =50 мкм[4, c.431]
EWms = 100 + 11 = 111 мкм(5.3)
Допуск на среднюю длину общей нормали TWm = 70 мкм [4, c.462].
Наибольшее отклонение средней длины общей нормали:
EWms + TWm = 111 + 70 = 181 мкм(5.4)
Величина допустимого торцевого биения базового торца заготовки должна быть установлена на основе допусков на отклонение направления зуба F:
FT = 0.5 * F * d / b, (5.6)
где b = 20мм
d = 80 мм
F = 0.011,[4, c.448];
FT = 0.5 * 0.011 * 80 / 20 = 0.022 мм.
Расчет размерных цепей
Размерная цепь A
Исходные данные для расчета размерной цепи A, вариант 1
Рассчитаем задачу способом назначения одного квалитета.
Средний допуск составляющих звеньев:
Отклонения и допуски формы поверхностей
Отклонения и допуски расположения поверхностей
база
Отклонение
от
симметричности
Суммарные допуски формы и расположения
Торцевое
биение
Межосемер
Нормалемер
база
база
Заключение
В данном семестровом задании были назначены посадки для всех сопряжений и обозначены на выданном узле в соответствии с условиями сборки и критериями работоспособности данного узла. Также были произведены расчеты посадки с натягом, переходной посадки и выбраны из удовлетворяющих условиям работоспособности узла. Были рассчитаны и назначены посадки подшипника качения, построены поля допусков всех посадок и выполнены чертежи необходимых деталей.
Литература
Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения: Учебное пособие для выполнения курсовой работы./ Ф.И. Бойлов, Н.Л. Борблик.
Справочник конструктора машиностроителя. В 3-х томах/ Анурьев В.И. - М.: Машиностроение,1981.
Резьбы, крепежные резьбовые изделия, разъемные и неразъемные соединения деталей, зубчатые передачи: Учебное пособие./Н.П. Сенигов, В.А. Пилатова, А.Л. Решетов, В.И. Михайлов - 4. Допуски и посадки. Белкин И.М. - М.:Машиностроение,1992.