9. Определим фактические значения частот вращения выходного вала и относительные погрешности при расчете. Величины заносим в таблицу.
Пф1
999.954 i1` i4` i7`
1991.97
0.4
Пф2
999.954 i2` i4` i7`
1592.26
0.5
Пф3
999.954 i3` i4` i7`
1263.94
1.1
Пф4
999.954 i1` i5` i7`
978.65
2.1
Пф5
999.954 i2` i5` i7`
782.424
2.2
Пф6
999.954 i3` i5` i7`
620.97
1.4
Пф7
999.954 i1` i6` i7`
501.1
0.2
Пф8
999.954 i2` i6` i7`
400.66
0.3
Пф9
999.954 i3` i6` i7`
317.98
0.9
Пф10
999.954 i1` i4` i8`
248.9
0.2
Пф11
999.954 i2` i4` i8`
199.07
0.2
Пф12
999.954 i3` i4` i8`
157.99
0.3
Пф13
999.954 i1` i5` i8`
122.33
2.1
Пф14
999.954 i2` i5` i8`
97.8
2.2
Пф15
999.954 i3` i5` i8`
78.6
2.4
Пф16
999.954 i1` i6` i8`
62.6
0.5
Пф17
999.954 i2` i6` i8`
50.08
0.1
Пф18
999.954 i3` i6` i8`
39.8
0.4
Силовой расчет привода главного движения
1. Определяем эффективную мощность станка по формуле:
Nэф = Pz V / 61200, кВт
где Pz - тангенциальная составляющая усилия резания, Н; V - скорость резания, м/мин.
2. Определим скорость резания по формуле:
V = (Cv Dq/ (Tm tx Sy Bu zp)) Kv, м/мин
где T - стойкость фрезы, мин табл. 40 [1]; C - коэффициент и показатели степеней в табл. 39 [1]; D - диаметр обрабатываемой заготовки; B - ширина фрезы; Sz - подача на один зуб.
Kv = Kmv Knv Kиv,
где Kmv - коэффициент, учитывающий качество обрабатываемого материала, табл.1-4 [1]; Knv - коэффициент, учитывающий состояние поверхности заготовки, табл.5 [1]; Kиv - коэффициент, учитывающий материал инструмента, табл.6 [1].
5. Найдем крутящий момент на шпинделе станка по формуле:
Mкр = Pz D / z.
Mкр = 3691 160 / 200 = 2952.8 H.
Подставим вычисленные значения в формулу эффективной мощности:
Ne = 3691 125 / 1020 60 = 7.54 кВт.
6. Определим мощность холостого хода.
Nхл = 410-6 dcp (pn n1 cdшп / dср n), кВт
где dср - среднее арифметическое диаметров всех опорных шеек коробки скоростей, мм; dшп - среднее арифметическое диаметров всех опорных шеек шпинделя, мм; c = 1.5 - коэффициент для подшипников качения; pn - количество передач, участвующих в передаче от входного вала к шпинделю.
Nхл = 410-6 45 (3900+1.5 68.4/40 380) = 0.6 кВт.
7. Определяем расчетный КПД привода главного движения и привода подач:
p = зуб вчс,
где - КПД передач и подшипников качения.
p = 0.99 0.9 = 0.891.
8. Определим мощность электродвигателя по формуле:
Nдв = (0.8 1) (Nэф / 0.74 + Nx), кВт.
Nдв = 0.8 (7.54 / 0.74 + 0.5) = 8.6 кВт.
По таблице 248 [3] выбираем электродвигатель - 132М4 / 1460.
9. Определим коэффициент полезного действия:
Nст = p (1 - Nx / Nдв.ср).
Nст = 0.74 (1 - 0.5/10) = 0.71.
10. Определим крутящие моменты на каждом валу коробки скоростей по формуле:
Mk = 9740 Nдв / np, Нм
где np - расчетная частота вращения вала, мин-1; - КПД механизма от вала электродвигателя до рассматриваемого вала.
Первый вал:
Mk1 = 9740 10 0.95 / 1000 = 92.5 Hм.
Второй вал:
Mk2 = 9740 10 0.93 / 500 = 185 Hм.
Третий вал:
Mk3 = 9740 10 0.90 / 160 = 578 Hм.
Шпиндель:
Mшп = 9740 10 0.89 / 50 = 1850 Hм.
11. Определим тяговое усилие по формуле:
Q = M (Pz + G) +kPx, H
где G = 3103 - вес перемещающихся частей; M = 0.16 - приведенный коэффициент трения; K = 1.12 - коэффициент, учитывающий опрокидывающий момент; Px - составляющая сила резания, определяется по формулам теории резания [1], H.
Px = (10Cp / 1) tx Szy Vh Kp.
Значения Cp и показателей степеней по табл.12 [1].
Px = 10 150 2.41 2.60.4 80-0.3 1 = 3267 H.
Q = 0.16 (3691 + 3000) + 1.12 3267 = 4729.6 H.
Прочностной расчет основных элементов привода главного движения
1. Определим предварительно диаметры всех валов по формуле:
di = 103 Mki / (0.2 []пр), мм
где []пр = 3107 - допустимое напряжение кручения.
d1 = 103 3 92/ 0.23107 = 32 мм;
d2 = 103 3 185/ 0.23107 = 44 мм;
d3 = 103 3 578/ 0.23107 = 53 мм.
Расчетные значения каждого вала округляем до ближайшего стандартного значения и получаем:
d1 = 35 мм, d2 = 40 мм, d1 = 50 мм.
2. Определим модули групп передач из условия прочности на изгиб:
m = 3 2MkKgKh / (y1Kz1[]n), мм
где Mk - крутящий момент, нм; Kg - коэффициент динамической нагрузки (1.05 1.17); Kh - коэффициент неравномерности нагрузки (1.06 1.48); = 68 - коэффициент ширины; y1 = 0.4 0.5 - коэффициент формы; K = 0.01 - коэффициент одновременности зацепления; z1 - число зубьев шестерни; []n - допустимое напряжение на изгиб, находится как:
[]n = ((1.3 1.6) -1 / [n]R) Rph,
где -1 = 438 H/мм2 - предел выносливости; [n] = 1.5 - допустимый коэффициент запаса; R = 1.5 - эффективный коэффициент концентрации напряжения; Rph = 1 - коэффициент режима работы.
[]n = 1.5 438 / 1.52 1 = 185 H/мм2.
Первая группа зубчатых колес:
m1 = 3 2921.171.48 / (60.42411850.01) = 1.7.
Вторая группа зубчатых колес:
m2 = 3 21851.171.48 / (60.4571850.01) = 2.
Третья группа зубчатых колес:
m3 = 3 25781.171.48 / (60.4621850.01) = 2.3.
3. Определяем межосевое расстояние по формуле:
A = (u+1) 2 (340/[k])2 + Mk / (ва u Ru), мм
где [k] = 1100 МПа - допустимое контактное напряжение; ва = 0.16 - коэффициент ширины колеса; Rn = 1 - коэффициент повышения допустимой нагрузки; u = 1/in - передаточное отношение.