4.1 Расчет зубчатой конической передачи с круговым зубом
4.2 Расчет цепной передачи
5. Предварительный расчет валов и выбор подшипников
6. Выбор муфт
7. Выбор смазки передач и подшипников
8. Расчет элементов корпуса
9. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединений
9.1 Расчет шпонки под муфту на входном валу
9.2 Расчет шпонки под звездочку цепной передачи на выходном валу
9.3 Расчет шпонки под колесо на выходном валу
10. Уточненный расчет валов
10.1 Силы в зацеплении
10.3 Расчет быстроходного вала
11. Расчет подшипников по динамической грузоподъемности
11.1 Расчет подшипников быстроходного вала
11.2 Расчет подшипников тихоходного вала
12. Выбор посадок деталей, шероховатости поверхностей, предельных отклонений формы и расположение поверхностей
13. Порядок сборки редуктора
Литература
Приложение
1. Описание приводаПривод является неотъемлемой частью любой машины. Приводное устройство разработанное по предложенной схеме, состоит из электродвигателя, вращение от которого через редуктор и цепную передачу передается на вал рабочей машины. Большинство машин имеет небольшую частоту вращения, поэтому требуется понизить передачу вращающегося момента на нужное расстояние. Редуктор соединен с электродвигателем через компенсирующую муфту, которая уменьшает вредное воздействие неточности монтажа.Редуктор одноступенчатый. Передача коническая с круговым зубом. Валы установлены в подшипниках качения. Входной и выходной валы снабжены резиновыми манжетными уплотнениями установленными в крышках. Для упрощения сборки корпус редуктора выполнен разъемным.Общий коэффициент полезного действия привода,где ? КПД муфты (табл.2.2, стр.40 [10]);По табл.5.4, стр.74 [6]: ? КПД конической зубчатой передачи; ? КПД цепной передачи; ? КПД пары подшипников качения..Мощность на валу рабочей машиныкВт.Частота вращения вала рабочей машины мин-1.Требуемая мощность электродвигателя кВт.Назначаем предварительно передаточные числа передач привода (табл.5.5 и 5.6, стр.74 [6]),где ? передаточное число цепной передачи, ? передаточное число зубчатой конической передачи..Требуемая частота вращения электродвигателямин-1.2. Выбор электродвигателя и кинематический расчетВыбираем электродвигатель по табл.5.1, стр.70 [6] так чтобы , nc ближайшее к nтр.Электродвигатель 4А100S4У3 ГОСТ 19523 - 81:кВт ? мощность электродвигателя;мин-1 ? синхронная частота вращения; ? скольжение.Частота вращения ротора электродвигателя под нагрузкоймин-1.Фактическое общее передаточное число привода.Принимаем передаточное число зубчатой конической передачи Принимаем передаточное число цепной передачи.3. Крутящие моменты на валах приводаМощности на валах:? на валу электродвигателя кВт.? на входном валу редуктора (вал 1)кВт.? на выходном валу редуктора (вал 2)? на валу рабочей машины (вал 3)кВт.Частота вращения валов:вал 1мин-1 (быстроходный вал редуктора);вал 2мин-1;вал 3мин-1.Крутящие моменты на валах:вал 1Н•м;вал 2Н•м;вал 3Н•м;4. Расчет передач4.1 Расчет зубчатой конической передачи с круговым зубом4.1.1 Выбор материалаПо табл.9.6, стр.173 [6] принимаем:? шестерня: сталь 30ХГС, термообработка - улучшение, твердость 280НВ;? колесо: сталь 45, термообработка - улучшение, твердость 263НВ.4.1.2 Суммарное число циклов переменныхнапряжений за весь срок службыЧисло циклов для шестерниЧисло циклов для колеса.4.1.3 Определение допускаемых напряжений(формула 9.10, стр.151 [6])Пределы контактной выносливости для шестерни и колеса (табл.9.8, стр.174 [6]); ;SH=1,1 - коэффициент безопасности, определяется обработкой поверхностей (стр.151 [6]).Базовое число циклов для шестерни и зубчатого колеса (рис.9.11, стр.150 [6])циклов; циклов.Коэффициент долговечности KHL, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки, для шестерни и зубчатого колеса при и ;.Допускаемое контактное напряжение для шестерни и зубчатого колесаМПа;МПа.Для передачи с непрямыми зубьями принимаем условие допускаемого напряженияМПа.4.1.4 Определение допускаемых напряженийпри изгибе (формула 9.14, стр.152 [6]),где SF=1,9 - коэффициент безопасности;KFC - коэффициент, учитывающий влияние срока службы м режима нагружения, при твердости зубьев ?350 НВ (стр. 194 [7]),где NFG=4•106 ?, базовое число циклов переменных напряжений для любых сталей (стр. 194 [7]).Эквивалентное число циклов перемены напряжений для шестерни и зубчатого колеса; .Для длительно работающих передач при NFE1>NFG, NFE2>NFG принимаем КFL=1 (стр. 194 [7]).Допускаемое напряжение при изгибе для шестерни и зубчатого колесаМПа,МПа.4.1.5 Определение геометрических параметровзубчатой конической передачи с круговым зубомВнешний делительный диаметр конического колеса (формула 9.40, стр.162 [6]),где Кd=86 - числовой коэффициент;Т2=48,42•103 Н•мм - крутящий момент на зубчатом колесе рассчитываемой передачи;U=2,8 - передаточное число;[уН] =383 МПа - допускаемое контактное напряжение;шRE=0,285 - коэффициент длины зуба (стр.163 [6]);КНв=1,25 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба (табл.9.17, стр.180 [6]).Требуемый внешний делительный диаметр конического колесамм.Принимаем по табл.9.5, стр.172 [6] при U=2,8 и dе2=160 мм ширину зубчатого венца конического колеса b=24 мм.Задаемся числом зубьев шестерни (стр.148 [6])z1=18.z2= z1•U=18•2,8=50,4.Принимаем z2=50.Уточняем передаточное число.Геометрические параметры зубчатых колес определяем по табл.9.15, стр.179 [6]:? внешний делительный диаметрмммм? внешний торцовый модуль; ;? внешнее конусное расстояниемм? ширина зубчатого колеса; ; ;? среднее конусное расстояниемм;? задаемся предварительно углом наклона зубьев;? средний нормальный модуль;? угол делительного конуса;? внешняя высота зубамм;? внешняя высота головки зуба,,где х1 - коэффициент радиального смещения;Тогдамм;мм;внешняя высота ножки зубамм;мм;угол ножки зубавнешний диаметр вершин зубьевмм;мм;средний делительный диаметр шестерни и колесамм;мм.4.1.6 Проверочный расчёт на усталость по контактным напряжениямОкружная скорость зацеплениям/с.По табл.9.9, стр.175 [6] назначаем степень точности 8-я.Контактные напряжения (стр.187 [6]),где zм=275 (Н/мм) 1/2 - коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес;zн - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев.; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;где еб - коэффициент торцевого перекрытия;;;Кн=Кнб•Кнв•Кнн,где Кнб=1,08 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (табл.9.12, стр.178 [6]);Кнв=1,25;Кнн=1 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении;;МПа,ун=389 МПа> [ун] =383 МПа, значит прочность обеспечена.Расхождение , т.е. передача перегружена на 1,6%, что допустимо.4.1.7 Проверочный расчет зубьевна усталость при изгибеРасчетные напряжения (формула 9.45, стр.164 [6])Расчет выполняется для того зубчатого колеса, у которого меньшее отношение .YF - коэффициент формы зуба. Определяем в зависимости от биэквивалентного числа зубьев колеса (табл.9.10, стр.175 [6]);;Расчет выполняем для шестерни:Yе=1 - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (стр.164 [6]);Yв - коэффициент, учитывающий наклон зуба (стр.164 [6])), Т=Т2=17,92•103 Н•мм - вращающий момент на колесе;KF=KFб•KFв•KFх- коэффициент нагрузки;KFб - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями,KFв - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца (табл.9.13, стр.176 [6]);KFх=1,3 - коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении (табл.9.13, стр.178 [6]);;z=z1=18;b=b1=24;mn=1,88 - средний нормальный модуль.Расчетные напряженияМПа < [уF] 1=284 МПа.Прочность зубьев на усталость при изгибе обеспечена.4.2 Расчет цепной передачиПринимаем роликовую однорядную цепь:Р1=2,597 кВт - мощность на ведущей звездочке;n1=512,14 мин-1 - частота вращения ведущей звёздочки;U=2,61 - передаточное число;а= (30…50) •рц - межосевое расстояние.Регулировка натяжения производиться перемещением натяжной звездочки, нагрузка с умеренными толчками, смазка периодическая, работа в одну смену, расположение передачи горизонтальное.По табл.11.4, стр.257 [7] в зависимости от передаточного числа принимаем:число зубьев малой звёздочкиz1=26;число зубьев ведомой звездочкиz2=z1•U=26•2,61=68.Определяем коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (стр.260 [7]),где - коэффициент, учитывающий динамичность нагрузки; - коэффициент, учитывающий межосевое расстояние; - коэффициент, учитывающий наклон передачи; - коэффициент, учитывающий регулировку передачи; - коэффициент, учитывающий характер смазки; - коэффициент, учитывающий режим работы передачи;при односменной передаче ..Среднее значение допускаемого давления в шарнирах [q0] при n1=512,14 мин-1 (табл.11.7, стр.260 [7])МПа.Ориентировочное значение шага цепи по уравнению (11.7), стр.258 [7] mp=1мм.Для определения оптимального значения шага задаемся тремя смежными шагами цепи ПР ГОСТ 13568-75 (табл.11.3, стр.256 [7]) и расчеты сводим в таблицу 4.2.1.Таблица 4.2.1
Определяемые величины и расчетные уравнения
Шаг цепи Рц, мм
Примечание
12,7
15,875
19,05
1
2
3
4
5
Разрушающая нагрузка Q,H
Ширина внутреннего звена Ввн, мм
Диаметр оси d, мм
Масса одного погонного метра, кг/м
Проекция опорной поверхности шарнира А, мм2
Рекомендуемое межосевое расстояние а=40рц, мм
Средняя скорость цепи
,
Длина цепи, выраженная в шагах
Допустимая частота вращения меньшей звездочки (табл.11.3, стр.256 [7]), мин-1
Число ударов цепи в секунду
, с-1
Допустимое значение (табл.11.3, стр.256 [7]), с-1
Полезное рабочее усилие
, Н
Уточняем коэффициент Ка, для чего определяем межосевое расстояние, выраженное в шагах
Уточнённое значение Ка
Уточнённое значение Кэ
Давление в шарнирах цепи , МПа
Допустимое значение [q0] (табл.4.6, стр.76, ч.1 [5]), МПа
Натяжение цепи от центробежных сил , Н
18000
7,75
4,45
0,71
39,6
508
2,8
128,1
2550
3,5
40
927,5
40Рц
1,0
1,98
36,7
26,75
23000
9,65
5,08
0,96
51,5
635
3,5
128,1
2150
3,5
30
742
40Рц
1,0
1,98
21,8
26,75
11,8
25000
12,7
5,96
1,52
106
762
4,2
128,1
1550
3,5
25
618
40Рц
1,0
1,98
11,8
24,1
26,8
Натяжение от провисания цепи при Кf=6 (стр.262 [7])
, Н
Расчётный коэффициент безопасности
Допустимое значение [S] (табл.11.11, стр.263 [7])
Нагрузка на валы при Кв=1,15 (табл.11.10, стр.263 [7])
, Н
35,9
24,5
9,0
853,3
68,2
29,9
9,9
710,7
Принимаем однорядную цепь с шагом Рц=15,875, т.к. передача будет иметь меньшие габариты. Цепь ПР-15,875-2300 ГОСТ 13568-75 (табл.4.1, стр.73, ч.1 [5]) имеет следующие характеристики:
Рц=15,875 мм. - шаг цепи;
D=10,16 мм. - диаметр ролика;
bBH=9,65 мм. - ширина внутреннего звена;
b=14,73 мм. - ширина цепи;
h=14,8 мм. - высота цепи;
А=51,5 мм2 - проекция опорной поверхности шарнира.
Геометрический расчет звездочек (табл.8.9, стр.135 [6]) сводим в табл.4.2.2.
Таблица 4.2.2
Параметры
Обозначение
Звёздочки для роликовых цепей
Ведущая
Ведомая
1
2
3
4
Число зубьев малой звездочки
Число зубьев большой звездочки
Угол поворота звеньев цепи на звездочке
Диаметр окружности:
делительный
выступов
впадин
Диаметр ролика цепи (табл.8.1, стр.131 [6])
Диаметр обода
Коэффициент высоты зуба
Геометрическая характеристика зацепления
Профильный угол зубьев (угол заострения зуба)
Половина угла впадины
Угол сопряжения
Радиус:
впадины зуба
сопряжения
головки зуба
Длина прямого участка профиля
Радиус закругления зуба
z1
z2
ц
dд
De
Di
D
Dc
K
л
2г
б
в
r
r1
r2
fg
r3
26
13,85°
131,7
139,2
120,5
10,16
113
0,532
1,56
14,54°
52,69°
15,85
5,6
13,73
6,73
0,94
17,3
68
5,29°
344
351,8
332,8
10,16
325,6
0,532
1,56
16,06°
54,1°
17,2
5,6
13,73
6,59
1,08
17,3
Координаты центра радиуса
Ширина зуба
Толщина диска
hr
b3
д
8,1
8,8
12,0
8,1
8,8
12,0
5. Предварительный расчет валов и выбор подшипниковПроизводим ориентировочный расчет валов на кручение без учета изгиба и влияния концентраторов напряжений, принимая рекомендованные пониженные величины допускаемых напряжений [ф] =20…35 МПа (стр.293 [6]).Определяем диаметр выходного конца ведущего вала редуктора (быстроходного) мм.,где Т1=17,92 Н•м.С учетом посадочного диаметра муфты принимаем dбв=25 мм. (табл.13.15, стр.312 [10]).Под манжету принимаем dбм=26 мм. и выбираем манжету (табл.24.29, стр.402 [3]): Манжета 1.1-26Ч45 ГОСТ 8752-79.Для участка цепи с резьбой принимаем М30Ч1,5 и выбираем гайку круглую шлицевую (табл.24.24, стр.397 [3]): Гайка М30Ч1,5 ГОСТ 11871-80 и стопорную многолапчатую шайбу (табл.24.25, стр.398 [3]): Шайба 30 ГОСТ 11872-80.Посадочные диаметры под подшипники принимаем dбп=35 мм. В качестве подшипников намечаем радиальные с коническим роликом особо легкой серии диаметра: Подшипник 2007107 ГОСТ 333-79 (П.7, стр.401, [9]): d=35 мм, Т 18 мм, В=17 мм, с=15 мм, б=13°, Сr=32 кН, Со=23 кН.Определяем диаметр выходного конца ведомого вала редуктора (тихоходного) мм,где Т2=48,42 Н•м.С учетом посадочного диаметра звёздочки принимаем dтв=22 мм (табл.13.15, стр.312 [10]).Под манжету принимаем dтм=28 мм и выбираем манжету (табл.24.29, стр.402 [3]): Манжета 1.2-28Ч45 ГОСТ 8752-79.Посадочные диаметры под подшипники принимаем dтп=30 мм. В качестве подшипников намечаем радиальные с коническим роликом особо легкой серии диаметра: Подшипник 2007106 ГОСТ 333-79 (П.7, стр.401, [9]): d=30 мм, D=55 мм, Т=17 мм, В=16 мм, с=14 мм, б=13°, Сr=27 кН, Со=19,9 кН.Принимаем крышки:Проходная ГОСТ 18512-73 (табл. К16, стр.393 [10]);Глухая ГОСТ 18511-73 (табл. К15, стр.393 [10]).6. Выбор муфтВ соответствии с заданием на ведущем валу устанавливается упругая муфта. По табл.6.13, стр. 208, т.2 [5] в соответствии с передаваемым моментом Т1=17,92 Н•м выбираем муфту с допускаемым крутящим моментом [T] =125 Н•м, посадочным диаметром на вал двигателя d1=28 мм и длиной полумуфты l1=60 мм, посадочным диаметром на вал редуктора d2=25 мм и длиной полумуфты l2=42 мм; общей длиной муфты L=107 мм и наружным диаметром D=125 мм.Обозначение муфты: Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП 125-28-I.1-25-II.2-У3 ГОСТ 21424-75,где [T] =125 Н•м,d1=28 мм;d2=25 мм;тип муфты I - под цилиндрические концы валов;исполнение муфты I - на длинные концы валов;тип муфты II - под цилиндрические концы валов;исполнение муфты II - на длинные концы валов;климатическое исполнение - У3.Муфта принята по стандарту, с запасом по крутящему моменту, расчет ее не требуется, т.к. работоспособность ее обеспечена.Радиальная сила, вызванная радиальным смещением, определяется по соотношению,где Дr=0,3 - радиальное смещение, мм (табл.6.13, стр. 208, т.2 [5]);Сr=2940 - радиальная жесткость муфты, Н/мм (табл.10.27, стр.237 [10]).Н.7. Выбор смазки передач и подшипниковСмазывание зубчатого зацепления производиться окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до погружения колеса на всю длину зуба. Необходимый объем масла - 0,9 л.По табл.10.8 (стр.253 [9]) устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях ун=389 МПа и средней скорости х=3,7 м/с вязкость масла должна быть приблизительно равна 28•10-6 м2/с. По табл.10.29, стр.241 [10] принимаем масло индустриальное И - Г - А - 46 ГОСТ 17479.4-87.Подшипники смазываем пластичным смазывающим материалом, закладываемым в подшипниковые камеры при монтаже. Сорт мази выбираем по табл.9.14 (стр. 203 [9]) - солидол марки УС - 2.8. Расчет элементов корпусаКорпус выполняется из чугунного литья. Основные размеры оснований корпуса и крышки корпуса определяем на основании эмпирических зависимостей (табл.10.2, стр.241 [9]).Толщина стенок корпуса и крышкид=0,05•Re+1=0,05•85+1=5,25 мм, принимаем д=8 мм,д1=0,04•Re+1=0,04•85+1=4,4 мм, принимаем д1=8 мм.Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:верхнего пояса корпуса и пояса крышки=b=1,5•д=1,5•8=12 мм;b1=1,5•д1=1,5•8=12 мм;нижнего пояса корпусар=2,35•д=2,35•8=18,8 мм, принимаем р=20 мм.Толщина рёбер основания корпусамм.Толщина рёбер крышкимм.Диаметры болтов: фундаментальныхd1=0,072•Re+12=0,072•85+12=18,12 мм,принимаем фундаментальные болты с резьбой М20;болтов, крепящих крышку к корпусу у подшипникаd2= (0,7ч0,75) d1= (0,7ч0,75) •20=14ч15 мм,принимаем болты с резьбой М16;болтов, соединяющих крышку с корпусом,d3= (0,5ч0,6) d1= (0,5ч0,6) •20=10ч12 мм,принимаем болты с резьбой М12.9. Подбор и проверочный расчет шпоночных соединенийДля всех шпоночных соединений принимаем призматические шпонки со скругленными торцами. Размеры сечений призматических шпонок и пазов по ГОСТ 23360-78 (табл.4.1, стр.58 [6]).Материал шпонок - Сталь 45.Расчет производим из условия прочности на смятие боковых граней шпонки, выступающих из вала (стр.48 [6]),где Т - крутящий момент на валу, Н•м;d - диаметр вала, мм;lр - l - b - рабочая длина шпонки, мм;l - полная длина шпонки, мм;b - ширина шпонки, мм;t1 - глубина паза вала, мм;h - высота шпонки, мм;[усм] =250 МПа - допускаемое напряжение при смятии (стр.48 [6]), т.к. твердость вала и ступицы больше твердости шпонки.9.1 Расчет шпонки под муфту на входном валуТ=17,92 Н•м; d=22,9 мм.При dср=22,9 мм принимаем шпонку с размерами (табл.24.31, стр.404 [3]): b=5 мм; h=5мм; t1=3 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы муфты принимаем l=22 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=22 - 5=17 мм.Обозначение: Шпонки 5Ч5Ч22 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм].Условие усм < [усм] выполнено.9.2 Расчет шпонки под звездочку цепной передачи на выходном валуТ=48,42 Н•м; d=22 мм.При d=22 мм принимаем шпонку с размерами (табл.4.1, стр.58 [6]): b=6 мм; h=6 мм; t1=3,5 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы звездочки принимаем l=18 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=18 - 6=12 мм.Обозначение: Шпонка 6Ч6Ч18 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм]Условие усм < [усм] выполнено.9.3 Расчет шпонки под колесо на выходном валуТ=48,42 Н•м; d=34 мм.При d=34 мм принимаем шпонку с размерами (табл.4.1, стр.58 [6]): b=10 мм; h=8 мм; t1=5 мм.Из ряда стандартных длин (табл.4.1, стр.58 [6]) с учетом длины ступицы колеса принимаем l=28 мм.Рабочая длина шпонки lp=l - b=28 - 10=18 мм.Обозначение: Шпонка 10Ч8Ч228 ГОСТ 23360-78.МПа < [усм]Условие усм < [усм] выполнено.10. Уточненный расчет валов10.1 Силы в зацепленииБыстроходный вал редуктора:Т1=17,92 Н•м - крутящий момент на валу;d1=49,5 мм - средний делительный диаметр шестерни;вn=35° - средний угол наклона зубьев;д1=19°48? - угол делительного конуса.Силы, действующие на шестерню:ОкружнаяНРадиальнаяН;ОсеваяНсила, действующая на вал от муфты Fm=882 Н.Тихоходный вал редуктора:Т2=42,48 Н•мм - крутящий момент на валу;d2=137,4 мм - средний делительный диаметр колеса.Силы, действующие на колесо:окружнаяН;радиальнаяН;осеваяН;нагрузка на вал передачиН.10.2 Расчет быстроходного вала10.2.1 Реакции в опорах, эпюры изгибающих и крутящих моментовПлоскость XOZ: ;;Н;;Н.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: Н•мм = - 64,4 Н•м;под опорой В:Н•мм = - 10,3 Н•м;под шестерней: ;Н•мм = - 10,3 Н•мм;Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости XOZ.Плоскость YOZ: ;; Н;;;Н.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: ;под опорой В: Н•мм = - 23,2 Н•мм;под шестерней: ; .Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости YOZ.Суммарные изгибающие моменты в характерных точках:под опорой А: Н•м;под опорой В: Н•м;под шестерней: ; Н•м.Строим эпюру суммарного изгибающего момента.Максимальный изгибающий момент под опорой А: Н•м.Строим эпюру крутящего момента: Н•м.Суммарные реакции в опорах:Н•м;Н•м.10.2.2 Уточненный расчет быстроходного валаМатериал вала - сталь Ст 50 (термообработка улучшение ув=790 МПа (табл.9.6, стр.173 [6])).Определяем коэффициент запаса прочности для опасного сечения, которое проходит по посадке колеса на вал: Мк = 67,7 Н•м, Т = 48,42 Н•м, концентратор напряжений, посадка подшипника на вал d = 35 мм.,где [S] =1,3…1,5 - требуемый коэффициент запаса для обеспечения прочности;[S] =2,5…4 - требуемый коэффициент запаса для обеспечения жесткости.Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям;Предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба (стр.295 [6]).Амплитуда цикла нормальных напряжений , где М=МА=64,4 Н•м.Момент сопротивления сечения вала при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6])мм3. МПа.ум=0 - стр.295 [6].Ку=2,76 - эффективный коэффициент концентрации напряжений при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6]);Еу=0,865 - коэффициент, учитывающий снижение механических свойств материала с ростом размера заготовки (табл.14.3, стр.300 [6]);шу=0,20 - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталость (табл.14.4, стр.300 [6])..Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.Предел выносливости материала вала при кручении (стр.295 [6]).Амплитуда цикла нормальных напряжений ,где Т=17,92 Н•м.Момент сопротивления сечения вала при кручении (табл.14.2, стр.299 [6])мм3., МПа.кф=2,01 - эффективный коэффициент концентрации напряжений при кручении (табл.14.2, стр.299 [6]);еф=0,865 - коэффициент, учитывающий влияние постоянной составляющей цикла на усталость (табл.14.4, стр.300 [6])..Коэффициент запаса прочности=2,5…410.3 Расчет быстроходного вала10.3.1 Реакции в опорах, эпюры изгибающих и крутящих моментовПлоскость XOZ: ;;H.Проверка: ;;; 0=0.Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой С: ;под опорой D: Н•мм = ? 63,1 Н•м;под колесом:Н•мм = ? 63,8 Н•мм;Н•мм = ? 54,9 Н•м.Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости XOZ.Плоскость YOZ: ;;Н;; ;Н;Проверка: ;;; .Изгибающие моменты в характерных точках:под опорой С: ;под опорой D: ;под колесом: Н•ммН•м;Н•ммН•м;Строим эпюру изгибающих моментов в плоскости YOZ.Суммарные изгибающие моменты в характерных точках:под опорой C: ;под опорой D: Н•м;под колесом: Н•м;Н•м;Строим эпюру суммарного изгибающего момента.Максимальный изгибающий момент под колесом: Н•м.Строим эпюру крутящего момента: Н•м.Суммарные реакции в опорах:Н•м;Н•м;10.3.2 Уточненный расчет быстроходного валаМатериал вала - сталь Ст 50 (термообработка улучшение уВ=790 МПа (табл.9.6, стр.173 [6])).У ведомого вала проверим сечение под колесом, у которого МПа;Т=48,42 Н•м; посадочный диаметр колеса на вал d=34 мм.Предел выносливости материала вала при симметричном цикле изгиба (стр.295 [6]) МПа.Момент сопротивления сечения вала при изгибе (табл.14.2, стр.299 [6]),где b=6 мм - ширина канавки;t1=5 мм - глубина канавки.мм2.Амплитуда цикла нормальных напряженийМПа.ум=0 (стр.295 [6]), ку=1,825 (табл.14.2, стр.299 [6]); еу=0,864 (табл.14.3, стр.300 [6]); шу=0,20 (табл.14.4, стр.300 [6]).Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям.Предел выносливости материала при кручении (стр.295 [6]) ф-1=169,9 МПа.Момент сопротивления сечения вала при кручении (табл.14.2, стр.299 [6])мм3.Амплитуда цикла нормальных напряженийМПа.кф=1,62 (табл.14.2, стр.299 [6]); еф=0,865 (табл.14.3, стр.300 [6]); шф=0,10 (табл.14.4, стр.300 [6]).Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям.Коэффициент запаса прочности11. Расчет подшипников по динамической грузоподъемности11.1 Расчет подшипников быстроходного валаБыстроходный вал установлен в конических радиально-упорных подшипниках.Подшипник 2007107 ГОСТ 333 - 79 (П.7, стр.401, [9]): d=35 мм, D=62 мм, Т=18 мм, В=17 мм, с=15 мм, б=12°, Сr=32 кН, Со=23 кН.Вал вращается с частотой n=n1=1434 мин-1, вместе с валом вращается внутреннее кольцо подшипника (V=1).Fa21=586 Н - осевая сила в зацеплении;RA=1584,6 Н - радиальная нагрузка на левый подшипник;RB=1295,6 Н - радиальная нагрузка на правый подшипник.Схема нагружения подшипниковПо табл.5.13, стр.136, ч.2 [5] определяем .Осевые составляющие от радиальных нагрузокН;Н;По табл.5.1, стр.101, ч.2 [5] при SA>SB и Fa21=586 H > SA - SB=584,75 - 448,7= =136,05 H.Суммарные осевые нагрузки для конических подшипников:Н;Н.Сравниваем отклонение осевой нагрузки на подшипники к их радиальной нагрузке (табл.5.13, стр.136, ч.2 [5])Эквивалентная динамическая нагрузка для подшипников А и В:Н;Н;где Ку=1 - коэффициент безопасности (табл.5.16, стр.137, ч.2 [5]);КТ=1,05 - температурный коэффициент (табл.5.17, стр.137, ч.2 [5]).Определяем долговечность более нагруженного подшипника А:.Найденная долговечность приемлема.11.2 Расчет подшипников тихоходного валаТихоходный вал установлен в конических радиально-упорных подшипниках.Подшипник 2007106 ГОСТ 333 - 79 (П.7, стр.401, [9]): d=30 мм, D=55 мм, Т=17 мм, В=16 мм, с=14 мм, б=13°, Сr=27 кН, Со=19,9 кН.Вал вращается с частотой n=n2=512,14 мин-1, вместе с валом вращается внутреннее кольцо подшипника (V=1).Fa12=131 Н - осевая сила в зацеплении;RC=617,4 Н - радиальная нагрузка на левый подшипник;RD=970,8 Н - радиальная нагрузка на правый подшипник.Схема нагружения подшипниковПо табл.5.13, стр.136, ч.2 [5] определяем е=1,5•tgб=1,5•tg13°=0,3463.Осевые составляющие от радиальных нагрузок Н; Н.По табл.5.1, стр.101, ч.2 [5] при SC>SD и Fa12=131 Н > SD?SC=336,8 - 213,8=123 Н.Суммарные осевые нагрузки для конических подшипников: Н; Н.Сравниваем отклонение осевой нагрузки на подшипники к их радиальной нагрузке (табл.5.13, стр.136, ч.2 [5])Эквивалентная динамическая нагрузка для подшипников C и D:Н;Н;Определяем долговечность более нагруженного подшипника D:.Найденная долговечность больше требуемой. Подшипники выбираются из конструктивных соображений.12. Выбор посадок деталей, шероховатости поверхностей, предельных отклонений формы и расположение поверхностейПосадки назначаем в соответствии с указаниями в табл.10.13, стр.263 [9].Посадка звёздочки цепной передачи, шайбы мазеудерживающей, кольца распорного на вал и крышек по ГОСТ 25347-82.Посадка зубчатого колеса на вал .Посадка полумуфты на вал .Шейки валов под подшипниками выполняем с отклонением вала k6. Отклонение отверстий в корпусе под наружные кольца подшипников по Н7.Шейки валов под манжеты выполняем с отклонением вала h8.Посадка стаканов под подшипники качения в корпус .Посадка шпонок на вал .13. Порядок сборки редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:на ведущий вал насаживают мазеудерживающие кольца и роликовые конические подшипники, предварительно нагретые до 80 - 100°С;в ведомый вал закладывают шпонку 10Ч8Ч28 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем устанавливают роликовые подшипники, предварительно нагретые в масле.Подшипники ведущего вала установлены “врастяжку”.Для нормальной работы подшипников следует следить за тем, чтобы, с одной стороны, вращение подвижных элементов подшипников не было излишне больших зазоров. Соблюдение этих требований, т.е. создание в подшипниках зазоров оптимальной величины, производится с помощью регулировки подшипников, для чего применяют наборы тонких металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы крышек подшипников. Необходимая толщина набора может быть составлена из тонких металлических колец толщиной 0,1; 0,2; 0,4; 0,8 мм.Литература
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя:. В 3-х томах - 5-е издание, переработанное и дополненное - М.: Машиностроение, 1979
2. Детали машин. Атлас конструкций/ Под ред. Решетова Д.Н. - М.: Машиностроение, 1968.
3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие для машиностроительных специальностей вузов - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1985.
4. Иванов М.Н. Детали машин: Учебное пособие для студентов втузов/ Под ред. В.А.Финогенова - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1998.
5. Кузьмин А.В. и др. Курсовое проектирование деталей машин: Справочное пособие. Часть 1, 2 - Мн.: Вышэйшая школа, 1982.
6. Кузьмин А.В. и др. Расчеты деталей машин: Справочное пособие/ А.В. Кузьмин, И.М. Чернин, Б.С. Козинцов - 3-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Вышэйшая школа, 1986.
8. Ничипорчик С.Н. и др. Детали машин в примерах и задачах: Учебное пособие/ Под общей ред. С.Н. Ничипорчика - 2-е изд. - Мн.: Вышэйшая школа, 1981.
9. Скойбеда А.Т. и др. Детали машин и основы конструирования: Учебн./ А.Т. Скойбеда, А.В. Кузьмин, Н.Н. Макейчик; Под общей ред.А.Т. Скойбеды - Мн.: Вышэйшая школа, 2000.
10. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1991.