Отклонение передаточного числа от номинального незначительное.
Определяем делительные диаметры шестерни и колеса по формуле (3.17) [2,c.37]:
d1=mn?z1=1х28=28мм;
d2=mn?z2=1х72=72мм;
Определяем остальные геометрические параметры шестерни и колеса по формулам [2,c.37]:
;;
;;;
мм;
;мм;
;мм;
;мм;
;мм;
;мм;
;мм
; мм;
;мм;
Определяем окружные скорости колес
;м/с.
Назначаем точность изготовления зубчатых колес - 7А [2,c.32].
Определяем силы в зацеплении [4, табл.6.1]:
- окружная
;Н;
- радиальная
; где б=20° - угол зацепления;
;Н;
Осевые силы в прямозубой передачи отсутствуют.
Все вычисленные параметры заносим в табл.4.
Таблица 4 Параметры зубчатой передачи быстроходной ступени
Параметр
Шестерня
Колесо
mn,мм
1
ha,мм
1
ht,мм
1,25
h,мм
2,25
с, мм
0,25
z
28
72
d,мм
28
72
dа,мм
30
74
df,мм
25,5
69,5
b, мм
15
18
аW,мм
50
v, м/с
4
Ft, Н
58.3
Fr, Н
21,2
5 Проектный расчет валов редуктора
По кинематической схеме привода составляем схему усилий, действующих на валы редуктора по закону равенства действия и противодействия. Для этого мысленно расцепим шестерни и колеса редуктора, при этом дублирующий вал не учитываем.
Схема усилий приведена на рис.1.
Рис.2 Схема усилий, действующих на валы редуктора.
Fm1 и Fm1 - консольные силы от муфт, которые равны [4, табл.6.2]:
;;
Н;Н.
Rx и Ry - реакции опор, которые необходимо рассчитать.
Так как размеры промежуточного вала определяются размерами остальных валов, расчет начнем с тихоходного вала.
5.1 Расчет тихоходного вала редуктора
Схема усилий действующих на валы редуктора представлена на рис.2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [фк]=(20…25)МПа
Принимаем [фк]=20МПа.
;мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа20 (ГОСТ6636-69):
мм.
Намечаем приближенную конструкцию ведомого вала редуктора (рис.3), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
Рис.3 Приближенная конструкция тихоходного вала
мм;
мм - диаметр под уплотнение;
мм - диаметр под подшипник;
мм - диаметр под колесо;
мм - диаметр буртика;
b4=28мм.
Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 2 по мм подшипник №46205, у которого Dп=52мм; Вп=15мм [4,табл.К27]. Выбираем конструктивно остальные размеры:
W=20мм; lм=20мм; l1=35мм; l=60мм; с=5мм.
Определим размеры для расчетов: l/2=30мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=55мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет тихоходного вала на изгиб с кручением.
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.4). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
УМ2y=0;RFy·0,06-Fr4·0,03=0
RFy= 262,5·0,03/ 0,06;
RЕy= RFy=131Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных точках:
М1у=0;
М2у=0;
М3у= RЕy·0,03;
М3у =4Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.3)
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
УМ4x=0;Fm2·0,115- RЕx·0,06+ Ft4·0,03=0;
RЕx=( 1145·0,115+ 525·0,03)/ 0,06;
RЕx=4820Н;
УМ2x=0;-Fm2·0,055+ Ft4·0,03+ RFx·0,06=0;
RFx= (1145·0,055- 525·0,03)/ 0,06;
RFx=787Н.
Определяем изгибающие моменты:
М1х=0;
М2= -Fr4·0,03
М2х=-262,5·0,03;
М2х=-8Нм;
М3хслева=-Fm2·0,085-RЕх ·0,055;
М3хслева==-1145·0,085-787·0,03;
М3хслева=-121Нм;
М3х=- REх ·0,055;
М3х=- 4820 ·0,03;
М3х=- 144;
М4х=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Мх.
Рис.4 Эпюры изгибающих моментов тихоходного вала
Крутящий момент
Т1-1= Т2-2= Т3-3= T3=21Нм;
T4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
;;
;Н;
;Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
; ; Нм2.
Эквивалентный момент:
;; Нм2.
5.2 Расчет быстроходного вала редуктора
Схема усилий, действующих на быстроходный вал представлена на рис.2.
Назначаем материал вала. Принимаем сталь 40Х, для которой [2, табл.8.4] ув=730Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2; Н/мм2.
Определяем диаметр выходного конца вала под полумуфтой из расчёта на чистое кручение [2,c.161]:
где [фк]=(20…25)Мпа
Принимаем [фк]=20Мпа.
;мм.
Принимаем окончательно с учетом стандартного ряда размеров Rа10 (ГОСТ6636-69):
мм.
Намечаем приближенную конструкцию быстроходного вала вала редуктора (рис.5), увеличивая диаметр ступеней вала на 5…6мм, под уплотнение допускается на 2…4мм и под буртик на 10мм.
мм;
мм - диаметр под уплотнение;
мм - диаметр под подшипник;
мм - диаметр под ступицу шестерни;
мм - диаметр буртика;
b1=15мм.
Учитывая, что осевых нагрузок на валу нет предварительно назначаем подшипники шариковые радиальные однорядные особо легкой серии по мм подшипник №100, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27].
Выбираем конструктивно остальные размеры:
W=14мм; lм=16мм; l1=25мм; l=60мм.
Определим размеры для расчетов:
l/2=30мм;
с=W/2+ l1+ lм/2=40мм - расстояние от оси полумуфты до оси подшипника.
Проводим расчет быстроходного вала на изгиб с кручением.
Рис.5 Приближенная конструкция быстроходного вала
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников (см. рис.6). Назначаем характерные точки 1,2, 3 и 4.Определяем реакции в подшипниках в вертикальной плоскости.
УМ2y=0;RАy·0,06-Fr1·0,03=0
RАy= 21,2·0,03/ 0,06;
RАy= RВy=10,6Н.
Определяем изгибающие моменты в характерных точках:
М1у=0;
М2у=0;
М3у= RАy·0,03;
М3у =0,5Нм2;
М3у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм2 (рис.6).
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
Расстояние l определяем из суммарных расстояний тихоходного и быстроходного валов с зазором между ними 25…35мм.
l=60+30+30=120мм.
l1=30мм;l2=30мм.
Учитывая, что осевые нагрузки на валу имеются предварительно назначаем подшипники шариковые радиально-упорные однорядные серии диаметров 1 по мм подшипник №36100К6, у которого Dп=26мм; Вп=8мм [4,табл.К27].
Заменяем вал балкой на опорах в местах подшипников.
Рассматриваем вертикальную плоскость (ось у)Определяем реакции в подшипниках ввертикальной плоскости.
МСу=0;
-RDу·0,09+Fr3·0,03+Fr2?0,12=0
RDy=(262,5·0,03+21,2?0,12)/ 0,09;
RDy==116Н.
МDу=0;
RCy·0,09- Fr3?0,06+ Fr2·0,03=0;
RCy=(262,5·0,06-21,2?0,03)/ 0,09;
RCy=168Н.
Назначаем характерные точки 1, 2,3, и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1у=0;
М2у=-RCy·0,03;
М2у=-5Нм;
М3услева=-RCy·0,09+Fr3·0,06;
М3услева=0,6Нм
М3усправа=Fr2·0,03;
М3усправа= 0,6Нм
М4у=0;
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8).
Определяем реакции в подшипниках в горизонтальной плоскости.
МСх=0;RDx·0,09-Ft3·0,03-Ft2?0,12=0;
RDx=( 262,5·0,03+ 58,3?0,12)/0,09;
RDx=87,5Н;
МDх=0;
RCx·0,09- Ft3?0,06-Ft2·0,03=0;
RCx=(262,5·0,03+58,3?0,06)/ 0,09;
RCx=126Н.
Назначаем характерные точки 1, 2, 3 и 4 и определяем в них изгибающие моменты:
М1x=0;
М2x=-RCx·0,03;
М2x=-3,8Нм;
М3xслева= -RCx·0,09-Ft3·0,06;
М3xслева=-27Нм;
М3xсправа= Ft2·0,03;
М3xсправа=1,7Нм;
М4у=0.
Строим эпюру изгибающих моментов Му, Нм (рис.8)
Рис.8 Эпюры изгибающих и крутящих моментов промежуточного вала.
Крутящий момент Т1-1=0;
Т2-2=-Т3-3=- T2=-2,1Нм;
Т4-4=0.
Определяем суммарные радиальные реакции [4,рис 8.2]:
;;
;Н;
;Н.
Определяем результирующий изгибающий момент в наиболее опасном сечении (в точке 3) [4,рис 8.2]:
; ; Нм.
Эквивалентный момент:
;; Нм.
Все рассчитанные значения сводим в табл.5.
Параметры валов Таблица 5
R1, H
R2, H
MИ, Нм
MИэкв, Нм
Тихоходный вал
4821
798
144
146
Быстроходный вал
137,4
13,1
6,2
6,3
Промежуточный вал - червяк
1419
405
92,5
93
6 Подбор и проверочный расчет шпонок
Выбор и проверочный расчет шпоночных соединений проводим по [4]. Обозначения используемых размеров приведены на рис.9.
Рис.9 Сечение вала по шпонке
6.1 Шпонки быстроходного вала
Для выходного конца быстроходного вала при d=6 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами по ГОСТ23360-78bxh=2x2 мм2при t=1,2мм (рис.9).
При длине ступицы полумуфты lм=16 мм выбираем длину шпонки l=14мм.
Материал шпонки - сталь 40Х нормализованная. Напряжения смятия и условия прочности определяем по формуле:
(6.1)
где Т - передаваемый момент, Нмм; Т1=0,85 Нм.
lр - рабочая длина шпонки, при скругленных концах lр=l-b,мм;
[]см - допускаемое напряжение смятия.
С учетом того, что на выходном конце быстроходного вала устанавливается полумуфта из ст.3 ([]см=110…190 Н/мм2) вычисляем:
Условие выполняется.
Для зубчатого колесавала при d=15 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=5x5 мм2 при t=3мм, t1=2,3мм. Т1=0,85Нм.
При длине ступицы шестерни lш=15 мм выбираем длину шпонки l=12мм.
Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):
Условие выполняется.
6.2 Шпонки промежуточного вала
Для зубчатого колесавала при d=8 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=2x2 мм2 при t=1,2мм, t1=1мм. Т2=2,1Нм.
При длине ступицы шестерни lш=18 мм выбираем длину шпонки l=14мм.
Материал шпонки - сталь 45 нормализованная. Проверяем напряжение смятия, подставив значения в формулу (6.1):
Условие выполняется.
6.3 Шпонкитихоходного вала
Передаваемый момент Т3=21Нм.
Для выходного конца вала при d=18мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=6x6 мм2при t=3,5мм.
При длине ступицы полумуфты lМ=20 мм выбираем длину шпонки l=16мм.
Для червячного колеса тихоходного вала при d=30 мм подбираем призматическую шпонку со скругленными торцами bxh=8x7мм2при t=4мм.
При длине ступицы шестерни lш=28 мм выбираем длину шпонки l=22мм.
С учетом того, что на ведомом валу устанавливается колесо из бронзы ([]см=70…90 Н/мм2) вычисляем по формуле (6.1):
условие выполняется.
Таблица 6
Параметры шпонок и шпоночных соединений
Параметр
тих.вал- полум
тих.вал- колесо
промвал-шестерня
быстр
вал-шестер.
быстр.
вал-полум.
Ширина шпонки b,мм
6
8
2
5
2
Высота шпонки h,мм
6
6
2
5
2
Длина шпонки l,мм
16
22
14
12
14
Глубина паза на валу t,мм
3,5
4
1,2
3
1,2
Глубина паза во втулке t1,мм
2,8
3,3
1
2,3
1
7. Проверочный расчет валов на статическую прочность
В соответствии с табл.5 наиболее опасным является сечение 3-3 тихоходного вала, в котором имеются концентраторы напряжений от посадки зубчатого колеса с натягом, шпоночного паза и возникают наибольшие моменты.
Исходные данные для расчета:
МИэкв= 146Нм;
МИ=144Нм;
Т3-3=21Нм;
dв=30мм;
в=8мм - ширина шпонки,
t=4мм - глубина шпоночного паза,
l=22мм - длина шпонки.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения - по отнулевому циклу.
Определяем диаметр вала в рассчитываемом сечении при допускаемом напряжении при изгибе [у-1]и=60МПа:
мм; 30>23.
Условие соблюдается.
Определяем напряжения изгиба:
уи=Ми/W;
где W - момент сопротивлению изгибу. По [4,табл.11.1]:
;
мм3;
уи=144000/32448=4,4Н/мм2.
При симметричном цикле его амплитуда равна:
уа= уи =4,4Н/мм2.
Определяем напряжения кручения:
фк=Т3-3/Wк;
где Wк - момент сопротивлению кручению. По [4,табл.22.1]:
;
мм3;
фк=21000/64896=0,3Н/мм2.
При отнулевом цикле касательных напряжений амплитуда цикла равна:
где Ку и Кф - эффективные коэффициенты концентрации напряжений, по табл.11.2 [4] выбираем для шпоночных пазов, выполненных концевой фрезой Ку =1,6, Кф =1,4;
Кd - коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения, по табл.11.3 [4] выбираем Кd =0,75;
КF- коэффициент влияния шероховатости, по табл.11.4 [4] выбираем для шероховатости Rа=1,6 КF=1,05;
Кy - коэффициент влияния поверхностного упрочнения, по табл.11.4 [4] выбираем для закалки с нагревом ТВЧ Кy =1,5.
Подставив значения в формулы (7.1) получим:
(Ку)D=( 1,6/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,45;
(Кф)D=( 1,4/0,75+ 1,05-1)/ 1,5=1,28.
Определяем пределы выносливости вала [4, c263]:
(у-1)D=у-1/(Ку)D;(ф-1)D=ф-1/(Кф)D;(7.2)
где у-1 и ф-1 - пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, по табл.3. [4] у-1 = 380Н/мм2 , ф-1 ?0,58 у-1 =220Н/мм2;
Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям 4, c263]:
sу=(у-1)D/ уа;sф=(ф-1)D/ фа.(7.3)
sу=262/ 4,4=59;sф=172/ 0,15=1146.
Определяем общий коэффициент запаса по нормальным и касательным напряжениям [4, c263]:
(7.4)
где [s]=1,6…2,1 - допускаемый коэффициент запаса прочности.
Сопротивление усталости вала в сечении 3-3 обеспечивается, расчет остальных валов не проводим, т.к. расчет проведен на самом опасном сечении, и коэффициент запаса прочности значительно превышает допустимый.
8Выбор и проверочный расчет подшипников
Предварительно выбранные подшипниками с действующими на них радиальными нагрузками приведены в табл.7.
Таблица 7 Параметры выбранных подшипников
Быстроходный вал
Промежуточный вал
Тихоходный вал
№
100
36100
46205
d, мм
10
10
25
D, мм
26
26
52
В, мм
8
8
15
С, кН
4,62
5,03
15,7
Со, кН
1,96
2,45
8,34
RА, Н
137,4
1419
4821
RБ, Н
13,1
405
798
Подшипники устанавливаем по схеме «враспор». Пригодность подшипников определяем по условиям [4, c.129]:
Ср?С;Lр?Lh;
где Ср - расчетная динамическая грузоподъемность;
Lh - требуемая долговечность подшипника, для зубчатых редукторов Lh =10000ч.
;[4, c.129](8.1)
где щ - угловая скорость соответствующего вала (см. табл.1);
где K - коэффициент безопасности; K =1,1…1,2 [4, табл.9.4]. Принимаем K =1,1.
V - коэффициент вращения, при вращении внутреннего кольца V=1
Kф - температурный коэффициент; Kф =1 (до 100єС) [4, табл.9.4].Определяем расчетную долговечность подшипников в часах [4, c.129]:
(8.3)
Подставив значения в формулы (8.1)-(8.3) проверяем подшипники.
Для быстроходного вала:
RЕ=137,4х1,1=151Н;
- условие выполняется;
- условие выполняется.
Для промежуточного вала:
RЕ=1419х1,1=1560Н;
- условие выполняется;
- условие выполняется.
Для тихоходного вала:
RЕ=4821х1,1=5300Н;
- условие выполняется.
- условие выполняется.
Окончательные параметры подшипников приведены в табл.7.
9 Выбор масла, смазочных устройств
Используем картерную систему смазывания. В корпус редуктора заливаем масло так, чтобы червяк был в него погружен на глубину hм (рис.10): hм max =(0,1…0,5)d1 = 2…8мм;
hм min = 2,2m = 21 = 2,2мм.
При вращении колеса масло будет увлекаться его зубьями, разбрызгиваться, попадать на внутренние стенки корпуса, откуда стекать в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которым покрываются поверхности расположенных внутри корпуса деталей, в том числе и подшипники.
Рис.10 Схема определения уровня масла в редукторе
Объем масляной ванны принимаем из расчета 0,5 л на 1кВт передаваемой мощности V = 0,5Nдв = 0,50,25 = 0,125 л.
Контроль уровня масла производится круглым маслоуказателем, который крепится к корпусу редуктора при помощи винтов. Для слива масла предусмотрена сливная пробка. Заливка масла в редуктор производится через съемную крышку в верхней части корпуса.
Выбираем смазочный материал. Для этого ориентировочно рассчитаем
необходимую вязкость:
где н50 - рекомендуемая кинематическая вязкость смазки при температуре 50°С;
н1 =170мм2/с - рекомендуемая вязкость при v=1м/с для зубчатых передач с зубьями без термообработки;
v=4м/с - окружная скорость в зацеплении
Принимаем по табл.10.29 [4] масло И-220А.
Для обоих валов выберем манжетные уплотнения типа 1 из ряда 1 по ГОСТ 8752-79. Установим их рабочей кромкой внутрь корпуса так, чтобы обеспечить к ней хороший доступ масла.
Список использованной литературы
1. Основы конструирования: Методические указания к курсовому проектированию/ Сост. А.А.Скороходов, В.А Скорых.-СПб.: СПбГУКиТ, 1999.
2. Дунаев П.Ф., Детали машин, Курсовое проектирование. М.: Высшая школа, 1990.
3. Скойбеда А.Т., Кузьмин А.В., Макейчик Н.Н., Детали машин и основы конструирования, Минск: «Вышейшая школа», 2000.
4. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1991
5. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. -8-е изд. перераб. и доп. Под ред. И.Н.Жестковой. - М.: Машиностроение, 1999